В МЧС России утвержден план основных мероприятий по реализации № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Актуальность разработки технического регламента была обусловлена необходимостью создания эффективных механизмов государственного регулирования в области пожарной безопасности на основе мер организационного, экономического и иного характера, адекватных угрозе пожаров и обеспечивающих задачи развития общества и государства.
Значение наличия разумных требований пожарной безопасности для эффективной защиты людей и имущества от огня, трудно переоценить. Избыточные, устаревшие нормы являлись сдерживающим фактором на пути широкого внедрения современных технологий.
Работа по созданию этого концептуального законопроекта длилась более 4 лет и завершилась подписанием в июле текущего года Президентом Российской Федерации Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Практическая реализация положений закона позволит обеспечить соответствующий современному состоянию развития общества и экономики уровень защиты от пожаров, создаст необходимые условия для реализации конституционного права собственника по выбору вариантов противопожарной защиты объекта.
Технический регламент решает ряд задач, основными из которых являются: комплексное обеспечение пожарной безопасности объектов защиты, включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество, установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции, внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности в результате использования механизмов оценки пожарного риска, а также добровольного противопожарного страхования, при котором страхуется имущественная ответственность перед третьими лицами.
Регламент состоит из 8 разделов, охватывающих все сферы технического регулирования в области пожарной безопасности.
В регламенте приведена классификация элементов обеспечения пожарной безопасности, позволяющая собственнику объекта защиты выбрать приемлемый для него способ обеспечения требований пожарной безопасности, который, в том числе, в обязательном порядке должен содержать комплекс мероприятий, направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Статьей 64 предусматривается возможность проведения добровольного страхования ответственности за ущерб имуществу третьих лиц от пожара при составлении декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты.
При этом собственнику объекта защиты необходимо будет произвести оценку возможного причиненного ущерба имуществу третьих лиц при возникновении пожара, а в случае не выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности еще и расчет пожарного риска.
В соответствии с положениями принятого технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, а пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
2) пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной только в случае, если обеспечивается приемлемый уровень пожарного риска.
Принципиально важно отметить, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.
В регламенте вводится новая форма оценки соответствия — Декларация пожарной безопасности. Подавая декларацию в уведомительном порядке, собственник объекта принимает на себя ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при этом ему предоставляется право самому выбирать способ обеспечения защиты. При этом, данный способ декларируется.
Статьей 144 Федерального закона предусмотрены следующие формы оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объектов защиты, среди которых: независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), государственный пожарный надзор, подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) и др.
В соответствии со ст. 152 требования технического регламента вступают в силу по истечении девяти месяцев со дня его официального опубликования, т.е. в мае 2009 года. За это время необходимо привести все нормативные документы в области пожарной безопасности в соответствие с принятым законом.
В целях реализации положений регламента предстоит интенсивная работа по подготовке и внесению изменений в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.
Подготовлен и утвержден План-график формирования нормативных документов по пожарной безопасности по реализации положений «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности».
Кроме того, приказом МЧС России от 22.07.2008 № 406 в Министерстве создана Комиссия по ликвидации излишних административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства, одной из задач которой является рассмотрение вопросов по реализации требований нового закона и мониторинг практики его применения.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Министерством подготовлен проект распоряжения с планом по реализации положений регламента с соответствующими поручениями заинтересованным министерствам и ведомствам.
В основу данного документа легли положения федерального законодательства в области технического регулирования, отсылающие к соответствующим нормативным правовым актам и нормативным документам по пожарной безопасности.
В соответствии с этим планом работу планируется разбить на 6 блоков:
Первое – это изменение законодательства.
В ближайшее время необходимо подготовить проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Здесь предварительно рассматривается три федеральных закона:
«О пожарной безопасности»:
Статьей 6 технического регламента определены условия обеспечения пожарной безопасности и соответственно в законе «О пожарной безопасности» необходимо заново определить предмет надзора — надзор за соблюдением условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. В Уголовный Кодекс и Административный Кодекс также необходимо внести изменения, касающиеся ответственности за невыполнение названных выше условий.
Второе. Разработка нормативного правового акта по оценке пожарного риска.
Согласно ст.6 Федерального закона необходимо разработать и представить на утверждение в Правительство Российской Федерации проект постановления об утверждении порядка проведения расчетов по оценке пожарного риска.
Также в соответствии с положениями ст. 144 регламента предстоит разработать порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска и утвердить его приказом МЧС России с последующей регистрацией в Минюсте России.
Третье. Разработка нормативного правового акта по декларированию пожарной безопасности.
Предусмотренное регламентом декларирование пожарной безопасности достаточно подробно описано в статье 64 закона. Вместе с тем, пунктом 8 названной статьи предусмотрено, что форму и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, т.е. МЧС России. Здесь необходимо будет подготовить соответствующий документ и утвердить его приказом Министерства с последующей регистрацией в Минюсте России.
Четвертое. Разработка национальных стандартов в области пожарной безопасности.
В этом блоке планируется создать стандарты, в которых будут изложены общие технические требования и методы испытаний пожарной техники, пожарно-технического вооружения и снаряжения пожарных, на пожарную опасность строительных материалов и конструкций, электротехнических изделий, а также методы определения категории зданий, помещений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.
Пятое. Разработка сводов правил обеспечения пожарной безопасности объектов защиты.
В рамках этого блока планируется практически полностью переработать нормативно-техническую базу. Все требования пожарной безопасности, изложенные в различных нормативных документах, будут трансформированы в соответствующие своды правил. Эти документы планируется разбить на 4 направления, в которых будут изложены требования к эвакуации людей при пожаре, предотвращению возникновения пожара, ограничению распространения пожара и созданию условий для тушения пожара и проведению спасательных работ.
И особый шестой блок, который решением Правительства Российской Федерации был выведен из сферы технического регулирования, это Правила пожарной безопасности.
В концепцию этого документа планируется заложить требования организационного характера, определяющих поведенческие аспекты действий граждан, должностных и юридических лиц по выполнению мер пожарной безопасности. Такого уровня документ будет создаваться впервые.
Работа по формированию нормативной базы, направленная на реализацию положений технического регламента, будет осуществляться публично, в тесном взаимодействии разработчиков документов с общественными организациями. Проекты разрабатываемых документов будут публиковаться на официальных сайтах МЧСРоссии и ФГУ ВНИИПО МЧС России.
Уже на сегодняшнем этапе, до вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», необходимо инициировать работу органов власти субъектов Российской Федерации (в рамках их полномочий) по разработке и утверждению соответствующих планов, предусматривающих строительство пожарных депо, оснащение их пожарно-техническим вооружением, комплектацию личным составом.
В настоящее время определена численность и дислокация федеральной группировки Государственной противопожарной службы. Поэтому в соответствии с представленными полномочиями в первоочередные задачи органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны войти мероприятия по определению мест дислокации подразделений Государственной противопожарной службы, содержащейся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, относительно существующих подразделений федеральной группировки, с целью приведения времени прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова в соответствие с требованием технического регламента.
Со стороны главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации должна быть оказана органам государственной власти субъектов вся необходимая помощь в организации указанной работы, предоставлена информация о дислокации подразделений федеральной противопожарной службы, их тактические возможности и характеристики.
Источник
МЧС России обеспечивает безопасность населенных пунктов от природных пожаров
26 апреля состоялось еженедельное селекторное совещание под руководством Первого заместителя Министра МЧС России Александра Чуприяна. В рамках совещания отмечено, что на территории страны действуют 37 очагов природных пожаров. Площадь, пройденная огнем, составляет более 4,3 тысяч га.
На территории 19-ти субъектов действует особый противопожарный режим, в 22-ух — частично. Наиболее сложная обстановка складывается в Приморском, Хабаровском краях и Амурской области.
МЧС России осуществляется космический мониторинг, моделирование развития наиболее опасных пожаров. Подготовлено более 160 космических снимков, построено свыше 20 моделей развития обстановки. Перехода природных пожаров на населенные пункты не допущено.
Кроме того, за отчетный период зарегистрировано свыше 23,8 тысяч техногенных пожаров. Добровольные пожарные команды принимали участие в тушении более 660 пожаров, привлекались свыше 1 тыс. 200 человек.
В ходе совещания территориальным органам МЧС России поручено активизировать разъяснительную работу с населением по соблюдению требований пожарной безопасности.
Весеннее половодье на территории страны развивается в соответствии с прогнозом. Силами ведомства продолжаются активные работы по минимизации последствий весеннего половодья. В течение недели освободились от воды территории в 9 субъектах в Сибирском, Приволжском и Центральном федеральных округах.
В настоящее время на территории 21 субъекта в 16 населенных пунктах остаются подтопленными 129 дачных домов, более 890 приусадебных участков, 38 низководных мостов и 29 участков автомобильных дорог. Подтопленных жилых домов нет.
Остаются отрезаны 29 населенных пунктов. Организована работа лодочных переправ, противопожарное и медицинское обеспечение.
Для мониторинга гидрологической обстановки привлекались оперативные группы более 1,4 тысяч раз, в том числе свыше 100 с использованием беспилотных авиационных систем. Подготовлено 86 ортофотопланов по паводкоопасным участкам, построено свыше 800 моделей.
Продолжается выполнение комплекса противопаводковых мероприятий. Всего проведено более 950 подрывов, распилено 478 км льда, зачернено 29 кв. км, расчищено свыше 275 км русел рек.
В рамках обеспечения безопасности людей на водных объектах продолжается работа по закрытию ледовых переправ. За прошедшую неделю закрыты 40 ледовые переправ и 20 зимников, продолжают функционировать более 190 переправ и 6 зимников.
Свыше 900 человек спасены пожарно-спасательными подразделениями при реагировании на более чем 1,4 тыс. ДТП. Спасательными воинскими и поисково-спасательными формированиями спасено более 200 человек. Пиротехнические подразделения обнаружили и обезвредили 97 взрывоопасных предметов.
Источник
МЧС России усиливает профилактическую работу по соблюдению требований пожарной безопасности
21 сентября состоялось еженедельное селекторное совещание под руководством заместителя Министра МЧС России Виктора Яцуценко.
В ходе совещания отмечено, что прошедшая неделя характеризовалась сложной гидрологической обстановкой. На территории 7 субъектов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов остаются подтопленными 77 жилых и 6 дачных домов, более 5 300 приусадебных участков, один социально значимый объект, 3 низководных моста и 64 участка автомобильных дорог. 20 сентября волна паводка прошла Хабаровск, к 28-29 сентября ожидается добегание волны до Комсомольска-на-Амуре.
Подразделения МЧС России ведут непрерывный мониторинг ситуации, выполняют мероприятия по защите населения и территорий, а также по организации первоочередного жизнеобеспечения населения. В населенных пунктах, освободившихся от воды, работают оценочные комиссии и проводятся восстановительные работы. В Комсомольске-на-Амуре осуществляется наращивание группировки сил и средств МЧС России.
Кроме того, в результате непогоды произошли нарушения энергоснабжения в 5 субъектах ЦФО — в 130 населенных пунктах с населением свыше 9 000 человек. Восстановлено по штатной схеме, работы по распиловке и вывозу упавших деревьев завершены.
В рамках селекторного совещания участники обсудили пожароопасную обстановку в регионах. На сегодняшний день на территории 7-ми субъектов продолжают действовать 34 очага на площади активного горения более 16 гектаров. Угрозы населенным пунктам и объектам экономики нет.
За неделю произошло более 7 300 техногенных пожаров. В связи с понижением среднесуточных температур силами МЧС России усиливается профилактическая работа с населением по соблюдению требований пожарной безопасности.
Кроме того, пожарно-спасательные подразделения МЧС России реагировали более чем на 2 100 дорожно-транспортных происшествий, на которых спасено более 1 300 человек, в том числе 116 детей. Спасательными воинскими и поисково-спасательными формированиями спасено свыше 190 человек.
В 36 субъектах Российской Федерации на туристских маршрутах было зарегистрировано более 260 групп общей численностью свыше 2 100 человек. Происшествий не произошло.
Пиротехнические подразделения обнаружили и обезвредили более 5 000 взрывоопасных предметов, в том числе 159 авиабомб.
Источник