- Всесоюзная перепись населения СССР 1937 года
- Содержание
- Проведение переписи
- Предварительные итоги переписи
- Перепись в документах СНК СССР
- Перепись и современность
- Ликбез в СССР, и Перепись населения 1937 года
- ГРАМОТНОСТЬ В ЦАРСКОЙ РОССИИ к 1917 году.
- НАЧАЛО и ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА ЛИКБЕЗА
- ЛИКПУНКТЫ И ШКОЛЫ ГРАМОТНОСТИ
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ЛИКБЕЗА
- ИТОГИ ЛИКБЕЗА
- ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 1937 года
- ЛИТЕРАТУРА и ПРИМЕЧАНИЯ
Всесоюзная перепись населения СССР 1937 года
Проведённая в январе 1937 года перепись населения была единственной в истории проведения переписей в СССР и России однодневной переписью (перепись 1897 года была таковой лишь формально).
Она также стала единственной известной переписью, предварительные результаты которой были практически сразу (через 10 дней) были поставлены под сомнение. В связи с этим разработка результатов так и не была начата, а предварительные материалы были изъяты и засекречены.
Содержание
Проведение переписи
Отличительной особенностью был учёт лишь наличного населения (при переписях 1926 и 1939 годов учитывалось как наличное, так и постоянное население).
Согласно Постановлению Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 773 от 28 апреля 1936 года «О ВСЕСОЮЗНОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 1937 г.»:
- 5. Перепись производится в следующем порядке:
- а) с 1 по 5 января 1937 г. предварительно заполняются переписные листы;
- б) 6 января 1937 г. с 8 часов утра до 12 часов ночи производится самая перепись, то есть счет населения, проверка и сбор предварительно заполненных переписных листов, а также заполнение переписных листов на тех лиц, на которых они почему-либо не были предварительно заполнены;
- в) с 7 по 11 января 1937 г. производится проверка правильности счета населения и заполнение переписных листов.
Поскольку перепись 1937 года была однодневной, для её проведения было привлечено 1 млн 250 тыс. счётчиков. Центральное Управление Народно-Хозяйственного Учёта (ЦУНХУ) снабдило каждый переписной лист памяткой счётчика, которая требовала вычёркивать не ночевавших по месту жительства в ночь с 5 на 6 января, то есть на критическую дату переписи. Требование было связано со спецификой однодневной переписи и выдвигалось в расчёте на то, что не ночевавшие дома будут переписаны в другом месте нахождения, что не всегда выполнялось на практике, и не могло не привести к некоторым неувязкам и потерям в счёте населения.
Полученные предварительные результаты значительно отличались от публикуемых ранее расчётных данных текущего учёта населения. В связи с чем, 16 января 1937 года по поручению СНК СССР была организована группа « содействия и проверки работы ЦУНХУ по Бс. Пер. Нас.» возглавляемая Яковлевым [1] которая выявила недоучёт групп населения (отдельные исследователи характеризуют результат её работы как заранее спрогнозированный).
Это, а также другие просчёты в организации переписи, вызванные (по мнению отдельных исследователей) как многократным перенесением её сроков, так и вмешательством в подготовку проведения высшего руководства СССР (по воспоминаниям некоторых из её организаторов переписной лист редактировал лично Сталин) были вменены ответственным за её проведения лицам. Эти события совпали с плановым выявлением врагов народа в органах советской власти в 1937 году.
Первыми выявленными «вредителями» в Центральном Управлении Народно-хозяйственного учёта Госплана СССР (ЦУНХУ СССР) стали ответственные за подготовку и проведение О. А. Квиткин [2] (Начальник Бюро переписи населения ЦУНХУ СССР), М. В. Курман [3] (начальник Сектора населения), Л. С. Бранд (Брандгендлер) (заместитель начальника Бюро переписи населения) — 31 марта 1937 и И. М. Обломов. Начальник Народно-хозяйственного учета Госплана СССР И. А. Краваль был отстранён от работы 22 мая 1937 г. Аналогичные «выявления» прошли по всем уровням УНХУ СССР и союзных республик.
Большая Советская Энциклопедия Первого издания содержит такой текст в отношении П. н. 1937 «6/I 1937 года была проведена новая перепись населения (П. н.) Союза ССР. Однако ввиду того, что пробравшиеся к руководству П. н. враги социализма — троцкистско-бухаринские агенты иностранных разведок — вредительски организовали П. н. СНК СССР в постановлении от 25/IX 1937 признал организацию П. н. неудовлетворительной, а самые материалы переписи дефектными. СНК СССР указал, что П.н. 1937 была проведена ЦУНХУ Госплана СССР с грубейшим нарушением элементарных основ статистической науки, а также с нарушением утвержденным правительством инструкций. СНК обязал провести новую всесоюзную П. н. в январе 1939»
Предварительные итоги переписи
24 января 1937 г. И. А. Краваль сообщил Сталину и Молотову первый известный предварительный результат переписи: без населения, переписанного НКВД и НКО (то есть без спецконтингента НКВД и армии) и без пассажиров поездов и пароходов — 156 млн человек.
В середине марта 1937 года в ЦК ВКП(б) И. В. Сталину и в СНК СССР В. М. Молотову было подготовлено письмо ЦУНХУ СССР «О предварительных итогах Всесоюзной переписи населения».
«На основании постановлений Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 и 29 апреля 1936 г. Центральное Управление Народно-Хозяйственного учёта Госплана СССР провело 6.1 1937 года Всесоюзную перепись населения. Ввиду того, что сегодня истекает срок представления предварительных итогов переписи населения, установленный ЦК ВКП(б) и СНК СССР, а работа группы т. Яковлева ещё не закончена, ЦУНХУ представляет итоги в том виде, в каком они имеются к настоящему моменту…»
«При подготовке переписи мы столкнулись с весьма активными попытками классово-враждебных элементов помешать её проведению путём распространения враждебных слухов, особенно по вопросу о религии».
«Имеющиеся у ЦУНХУ частичные материалы показывают, что число заявляющих при опросе, что их не переписали, составляет 0,4—0,5 %. Если учесть, что значительная часть этих заявлений при проверке (там, где она проводилась) не подтверждается, можно считать, что возможный недоучёт населения переписью составляет доли процента».
Руководству страны сообщалось, что «общая численность населения по переписи 6 января 1937 года составила 162 003 225 человек, включая контингенты РККА и НКВД. По сравнению с 1926 годом (перепись 17.XII) численность населения увеличилась т. о. на 15 миллионов человек, или на 10,2 %, или в среднем на 1 % в год. Эти данные показывают, что прирост населения у нас значительно превышает темпы естественного прироста населения передовых капиталистических стран, как то: Англии (0,36 % в среднем за 9 лет с 1927 г. по 1935), Германии (0,58 %). Франции (0,11 %), США (0,66 % в среднем за пятилетие 1830—1934 гг.) равен итальянскому (1,02 %) и уступает лишь Японии (1.37 %).
Установленная переписью численность населения значительно ниже той, которая ожидалась по данным текущего учёта населения. Так на 1/1—1933 г. ЦУНХУ была опубликована численность населения 165,7 млн, послужившая исходным пунктом дальнейших расчётов. Перепись показала, что текущий учёт населения давал неверные, резко завышенные цифры. Совершенно неудовлетворительное состояние текущего учёта населения является главной причиной разрыва между предположениями и фактической численностью населения, установленной переписью.».
Предварительные краткие итоги переписи официально не публиковались (известно что по меньшей существовало 6-10 экземпляров (включая сигнальные экземпляры) «кратких итогов» направленных Сталину, Молотову, Ежову, Бауману и Яковлеву.).
21 июня в региональные бюро переписи было разослано директивное письмо зам. начальника ЦУНХУ Попова о порядке сдачи и хранении всех вспомогательных материалов переписи населения. В нем предписывалось все материалы — таблицы, списки населённых пунктов, телеграммы о количестве населения, переписку, итоги 5-й контрольной выборки и т. п. сдать в спецсектора ЦУНХУ. 5 июля из ЦУНХУ последовало секретное директивное указание за № 654 во все три МСС (машино-счетные станции) об изменении порядка отчётности и хранения материалов в сторону ужесточения режима секретности.
Позднее СНК СССР в постановлении от 25/IX 1937 признал организацию переписи населения неудовлетворительной, а сами материалы переписи дефектными.
Перепись в документах СНК СССР
1932 г. 17.3.881, п. 33\10, N° 97, 23/03/1932, опросом 20/04/1932 О всеобщей переписи населения и жилищ (Молотов) Утвердить слеующие постановление СТО: Признать необходимым произвести в декабре 1933 г. всеобщую населения и перепись жилищную.
1933 г. 17.3.921, п. 56\32 О переписи населения в 1934 г.
О Всесоюзной переписи населения 17.3.947, п. 125\115, N° 9, 26/06/1934, опросом 22/06/1934 a) Отложить всесоюзную перепись населения до января 1936 года. б) Обязать НКТми ЦУНХУ подготовить к перепись населения 1936 года соответствующую техническую базу (счетные машины)
1935 г. О всеобщей переписи населения СССР 17.3.973, п. 176, N° 35, 16/12/1935, опросом 15/12/1935 Предложить ЦУНХУ (т. Кравалю) представить в ЦК к 31 декабря отчетный доклад о принятых и принимаемых мероприятиях по проведению всеобщей переписи населения СССР.
1936 г. 17.3.974, п. I О всеобщей переписи населения СССР (ПБ от 15.12.35 г, пр. Н° 35, п. 176) (Краваль)
17.3.975, п. 272 О всеобщей переписи населения СССР (ПБ от 9.02.36 г, пр. Н° 36, п. 1)
17.3.976, п. I О всеобщей переписи населения СССР (ПБ от 9.02.36 г, пр. Н° 36, п. I) (Межлаук в., Краваль, Ягода, Бубнов, Бауман, Пятаков, Осинский, Гамарник, Яковлев, Попов)
1937 г. О всесоюзной переписи населения (постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР) 17.3.983, п. 42, N° 45 Опросом 31/12/1936 Принять след. … Приложение Н° 45
О Всесоюзной переписи населения 17.3.983, N° ?, п. 129, 16/1/1937 Поручить т. Яковлеву организовать группу для содействия и проверки работы ЦУНХУ по Бс. Пер. Нас. Сообщением результатов проверки Совету НК ССР и ЦК ВКП(б)
О начальнике ЦУНХУ 17.3.987, п. 296 N°?? Опросом 22/5/1937 1.Освободить тов. Краваля от обязанностей нач. ЦУНХУ и зам. Пред. Госплана ; 2. Утвердить тов. Верменичева нач. ЦУНХУ и зам. Пред. Госплана СССР 17.3.987, п. 522
О заместителях начальника ЦУНХУ О Попове А. С. (ОБ. От 11/09/1937, пр. Н° 71, п. 1417-гс) 17.3.991, N° 53, p. 37, 21/09/1937 Опросом 14/09/1937 Освободить Попова А. С. от работы зам. Нач. ЦУНХУ Госплана СССР. 17.3.992, п. 13
О Всесоюзной переписи населения N° 54, решения за 23/09-25/10/1937 Опросом 23/9/1937 Утвердить следующий проект пост. СНК СССР Ввиду того что вс. Пер. Нас. 6 января 1937 г. была произведена ЦУНХУ с грубейшим нарушением элементарных основ статисти. Науки, а также с нарушением утвержденных правительством инструкций, СНК СССР постановляет : 1. .Признать организацию переписи неудовлетворительной и самые материалы переписи дефективными. 2. Обязать ЦУНХУ Госплана СССР провести Вс. Пер. Нас. в январе месяце 1939 года
Перепись и современность
В специализированной советской литературе (вышедшей после 1953 и до 1989 года), в которой упоминалась Перепись 1937 года, в качестве её основного дефекта указывалось: «Основной дефект состоял в неполноте учёта населения, явившейся результатом главным образом того, что в краткой памятке для счётчика, вопреки инструкции предусматривалось вычёркивание из предварительно составленных переписных листов всех лиц, не ночевавших на 6 января в каждом данном помещении». О переписи 1937 года опять широко (упоминания о ней до этого присутствовали лишь в БСЭ 1 изд. и специализированной литературе посвящённой истории советской статистики и демографии) заговорили в СССР конце 80-х на волне очередного развенчания культа личности Сталина. Выяснилось, что какая-то часть документов по Переписи хранится в Центральном Государственном Архиве Народного Хозяйства СССР (ЦГАНХ).
Эти противоречивые предварительные и неполные данные Переписи стали одной из доказательных баз в обличении «преступлений сталинского» а позже и «советского» режимов [4] .
Несмотря на противоречивость сохранившихся материалов переписи отдельные показатели ее были широко использованы в публицистике и популярной литературе и прессе конца 80-х начала 90-х годов. С большой долей вероятности можно предположить, что эта перепись стала самой широко-известной и часто упоминаемой переписью за историю СССР.
Наиболее часто Перепись 1937 года упоминалась в работах историков «связанных» с «исчислением» жертв сталинского режима в 1930-е годы («ликвидация кулачества как класса» и голод 1932-33 годов и т. д.), иногда можно встретить и упоминание о том, что ее материалы «важны для исчисления действительных потерь советского народа в Великой Отечественной войне» [5] .
С момента публикации в начале-середине 90-х голов XX века ранее засекреченных данных официальных данных по системе ОГПУ-НКВД и Министерства Обороны СССР её материалы утратили «ценность» для ряда историков. Хотя она все ещё остаётся «популярной» среди историков и политиков ориентированных на тематику намеренности организации голода 1932-33 в особенности в отношении украинцев как нации [6] .
Большинство из исследователей не упоминает о предварительности известных неполных результатов переписи, несмотря на то, что это указано в сохранившихся материалах о ней [7] .
С переписью 1937 года связано и ряд мифов, например, можно встретить упоминание о том, что Краваль был награждён в 1937 орденом Ленина [8] за «успешное проведение переписи» [4], а вместе с ним «были награждены высокими правительственными наградами и другие руководители переписной компании» [9] .
К другому такому же мифу можно отнести и то, что занимавшихся переписью осудили и ликвидировали исключительно из-за того, что «они дали Сталину не те цифры, что он хотел» [10] . В то же время, как прошедшие лагеря, так и расстрелянные организаторы переписи 1937 года, были осуждены по «стандартным» (так Краваль какое-то время был секретарём Бухарина) для этого периода приговорам со стандартным набором «преступлений» характерных для всех осужденных в то время работников различных учреждений — в порядке «лимитированных» и «сверхплановых» репрессий [11]
В работах ряда историков конца 20-го начала XXI века можно встретить документы сомнительного содержания (с данными которые они не могли содержать и с недопустимо искажёнными для того времени и уровня адресата названиями районов) содержащие цифровые данные аналогичного качества [12] .
В то же время, для демографов и статистиков, сохранившиеся материалы переписи 1937 года неприменимы по указанным выше причинам (противоречивые предварительные и неполные данные) [13] . Так, например, значительная работа проведённая совместно французскими и российскими демографами по оценке демографической ситуации в ряде бывших республик СССР на протяжении XX века (в частности Украины и РФ) [14] не была основана и не учитывала показателей переписи 1937 года именно по этой причине. И на сегодняшний момент Перепись 1937 года и её сохранившиеся материалы популярны среди отдельной категории историков и политиков имеющих направленность на «развенчание тёмного советского прошлого».
Источник
Ликбез в СССР, и Перепись населения 1937 года
Эта статья была подготовлена мной лет семь назад для Википедии, но до сих пор не была опубликована там из-за возникших дискуссий со сторонниками «официальной» советской версии. Вы можете найти проект мой статьи и в самой Википедии (см. «Википедия:К посредничеству/Грамотность/Согласование «). Теперь публикую её здесь (с некоторыми дополнениями). Частично материалы данной статьи имеются в действующих статьях Википедии, но есть и существенные отличия (которые и вызвали дискуссии в Википедии).
ГРАМОТНОСТЬ В ЦАРСКОЙ РОССИИ к 1917 году.
Подробно я писал об этом в отдельной статье «Грамотность и образование в Российской империи» (31 августа 2019) – здесь коротко суммирую основные данные.
Оценки среднего уровня грамотности населения в России в целом к 1914-1915 гг году достаточно сильно разнятся: от 35-38 % к 1915 году[108][109] до 43% в 1917, но применительно только к европейской части собственно России, исключая детей, не достигших 10 лет[18]. Бывший министр просвещения П.Н. Игнатьев в своей статье приводил оценку в 56% грамотных от всего населения России (на 1916 год).[110] По данным исследования Института этнологии и антропологии РАН под руководством д.и.н., профессора М. М. Громыко[111] реальная грамотность крестьян была заметно выше данных официальной статистики, поскольку многие (особенно старообрядцы) не считали нужным записывать при обследованиях свою грамотность, и по ряду других причин[112](c.59-60). Отмечается также, что тяга крестьян к грамоте, интерес к книгам и периодическим изданиям постоянно росли[113], особенно быстро после 1906 года[114].
Развитие начального школьного образования значительно ускорилось с конца 1907 года. В течение 1908-1915 гг. кредит на постоянные нужды начального образования увеличивался следующим образом: в 1908 — на 6 900 000 р., в 1909 — на 6 000 000 р., в 1910 — на 10 000 000 р., в 1911 — на 7 000 000р., в 1912 — на 9 000 000 р., в 1913 — на 10 000 000 р., в 1914 — на 3 000 000 р., в 1915 — на 3 000 000 р.[115](с.144) — как видно, кредит на нужды начального образования увеличивался даже во время ПМВ. Не только финансирование, но все мероприятия по развитию начального образования (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года[39]. Тем не менее, уровень грамотности взрослого населения и развитие школьного образования в регионах с преимущественно инородческим населением (особенно в Средней Азии) к 1917 году был еще очень низок.
По состоянию на 1914 г. в разных уездах и городах РИ (всего в РИ было 441 уездных земств): « осуществлено всеобщее обучение в 15 земствах; совсем близки к осуществлению 31 земство »[116](с.146) (то есть более чем в 10% земств). Там же указано также, что в 1914 году 88% земств осуществляли (переход) к всеобщему образованию по согласованию с МНП, причем » 62% земств предстояло менее 5 лет до всеобщего обучения, 30% — от 5 до 10 лет, и лишь в 8% — свыше 10 лет «. Ожидалось, что всеобщее начальное образование на территории европейской России будет достигнуто между 1919 и 1925 годами (более чем в 90% земств всеобщее обучение могло быть введено к 1924 году ).
Имевшие место в России в 1896-1917 гг неуклонный рост грамотности населения, быстрый рост числа начальных и средних школ и учащихся (см. Грамотность), средних и высших учебных заведений и числа студентов, а также техников, инженеров, специалистов во всех областях хозяйства и учёных ( см. Образование в Российской империи), – эти процессы, лишь замедлившиеся в годы Первой мировой войны[117][118](с.59) прервались и обрушились в годы Гражданской войны и массового голода начала 1920-х годов. [119][120][121](с. 71)[122](с.803).
НАЧАЛО и ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА ЛИКБЕЗА
Одну из главных проблем, вследствие Гражданской войны и массового голода начала 1920-х годов, представляли беспризорники. По разным данным, в 1921-1923 гг их было от 4.5 до 9 миллионов[123][72]. Число неграмотных постоянно пополнялось за счёт беспризорных подростков.
Практические шаги к решению проблемы возраставшей при большевиках безграмотности (как среди взрослых, так и, особенно, среди детей и подростков) начались в 1920 году. В 1920 Совет народных комиссаров принимает декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез), постановления которой имеют обязательный характер. Она образуется для выполнения принятого в 1919 году декрета о ликвидации безграмотности и будет в 1920—1930 руководить обучением неграмотных и малограмотных. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский[124].
1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18—30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).
14 августа 1923 вышел декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности», дополняющий декрет от 26 декабря и устанавливающий количество инструктивных школ 1072 (574 ликвидационных пункта и 498 школ для малограмотных). Осенью 1923 года было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность».
27 января 1921 года была создана «Деткомиссия ВЦИК» (Комиссия по улучшению жизни детей) во главе с Феликсом Дзержинским. Главным, после обеспечения жилья, мероприятием, осуществляемым в ходе борьбы с беспризорностью, стало обучение беспризорников грамоте. Помимо Наркомата просвещения этими проблемами занимались и общественные организации, в т.ч. «Фонд имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям». В 1925 году в СССР была создана общественная организация «Друзья детей»[125]. К началу 1928 года по всему СССР насчитывалось около 300 тысяч беспризорных[72], но в начале 1930-х гг их число вновь возросло, и говорилось о 2-2.5 миллионах беспризорниках.[126](с.928), появившихся вследствие нового массового голода («голодомора») начала 1930-х годов . Только 31 мая 1935 года в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» было заявлено, что массовая беспризорность в стране ликвидирована. В ходе борьбы с беспризорностью, сочетающейся с одновременным обучением детей грамоте, а затем и другим дисциплинам, проявился талант крупнейшего советского педагога А. С. Макаренко, автора «Педагогической поэмы».
Большой проблемой в 1920-х гг. как для развития школьного образования, так и для организации ликвидации безграмотности была катастрофическая нехватка средств. Д.Сапрыкин пишет: « По самым оптимистичным оценкам при Советской власти в середине 20-х годов «образовательные» статьи расходов в советских бюджетах составляли около 3% и в абсолютных цифрах упали более чем в 10 раз по сравнению с дореволюционным ».[127]
ЛИКПУНКТЫ И ШКОЛЫ ГРАМОТНОСТИ
Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.
Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности.
Качество общеобразовательной подготовки в 1920-е и в начале 1930-х гг, в условиях ликбеза, было гораздо ниже, чем в дореволюционной России – обучение часто проводили культармейцы, не имевшие специального педагогического образования. [128]. Задачу ликвидации неграмотности формально упрощало то, что для ее решения не требовались кадры, обладающие специальными познаниями в сфере образования (квалифицированные учителя); считалось, что грамоте могли обучать и те, кто сам был просто грамотен. Фактически об этом говорилось в п. 3 Декрета Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (от 26 декабря 1919 ): « Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны. »[129] В 1921 г. во всех школьных и воспитательных учреждениях насчитывалось 351 тыс. преподавателей — в основном в начальной школе (высшее и неоконченное высшее образование из них имели 7,5%, среднее — 62%, специальную педагогическую подготовку имели лишь 12% против 51,5% в 1915 г.)[130](Глава3, ч.1.).
Численность учащихся, достигнутая в Российской империи к 1917 году, была восстановлена в СССР только к 1930 году. 25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Как считалось в СССР, полностью оно было закончено в 1934 году. [77]. Но профессиональных учителей при этом по прежнему сильно не хватало. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках», наряду с некоторыми льготами, были предусмотрены ограничения в их перемещении и свободе выбора места работы – эти вопросы решали местные исполкомы, а не сами учителя. Еще и в 1932 году на педагогическую работу были мобилизованы 20 тыс. комсомольцев. [131]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ЛИКБЕЗА
В 1920—1924 годах вышли два издания первого советского массового букваря для взрослых Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской (2-е издание — под названием «Долой неграмотность» — включало ставшую широко известной фразу для обучения чтению — «Мы — не рабы, рабы — не мы», а также стихотворения В. Я. Брюсова и Н. А. Некрасова). В те же годы появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта. Часть пособий была напечатана за рубежом с оплатой из валютных фондов республики. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).
В 1925/26 уч.г. в программы ликбеза в качестве обязательного был введён курс политграмоты: идеологическая борьба, в том числе, внутри партии, была в самом разгаре.
ИТОГИ ЛИКБЕЗА
Всего в 1917—27 годах было обучено грамоте до 10 млн взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн. Стартовый уровень (от начала введения Ликбеза в 1920 г.) был достаточно низок. Так, по данным переписи 1 ноября 1920г (Народное образование по основному обследованию 1920г)[132] в школах учились всего около 7.3 миллионов учеников (в школах первой ступени — 6 860 328 детей, и в школах второй ступени — 399 825), причем школы в европейской части советской России посещали менее 59% детей в возрасте 8-12 лет (старше 12 лет — еще и много меньше).
В годы нэпа темпы снижения неграмотности также были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 г. занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. — соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе — 88,6 и 73,9 %, в селе — 67,3 и 35,4 %).
В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтенных школах грамоты — 10 млн.
Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.
К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтенных школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.
ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ 1937 года
Тем не менее, по переписи населения 1937 года в целом по СССР четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности. 30 % женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности). Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Ее организаторов репрессировали. [133][134][135]. « Усилия советской власти по борьбе с безграмотностью позволили только отчасти преодолеть последствия гражданской войны, в частности, массовой детской беспризорности, бывшей в России невиданным до того явлением »[136](с.60).
Полностью преодолеть все негативные последствия Гражданской войны и беспризорничества 1920-х и начала 1930-х гг., а также огромные потери высоко образованных людей царской России, выключенных из общественной и социальной жизни через ограничения их прав («лишенцы»), «чистки» и репрессии 1920-х и начала 1930-х гг. в сфере образования удалось в СССР лишь после восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны. Тогда же, с начала 1950-х гг., была окончательно выстроена действительно эффективная и одна из лучших в мире система образования, как школьная, так и высшая. Тем не менее, по данным Российской педагогической энциклопедии[137](статья «Грамотность»):
» В конце 30-х годов достигнут уровень грамотности населения свыше 80 %. Ликвидация массовой неграмотности в СССР завершена после Великой Отечественной войны. Процесс становления полной грамотности завершался в конце 60-х и в 70-е годы: удельный вес лиц с образованием ниже законченного начального (в том числе и лиц без образования) составлял среди населения СССР в возрасте 10 лет и старше в 1959—32,9%, в 1970 — 22,4%, в 1979 — 11,3% «.
ЛИТЕРАТУРА и ПРИМЕЧАНИЯ
18. Миронов, Б. Н. История в цифрах. — Л.: НАУКА, 1991. В том числе 58 % мужского и 29% женского населения.
72. Статья «Беспризорность» //ЭНЭ из МСЭ 1931
77. Культурное строительство СССР. Статистический сборник. / М.-Л.: Госпланиздат. 1940. С. 37
108. В. А. Мельянцев «Россия за три века: экономический рост в контексте мирового развития»
109. Примечание: в некоторых источниках приводятся и более низкие оценки, но они сомнительны. Так А.И.Уткин в своей книге «Первая мировая война». М.:Алгоритм, 2001 в разделе «Экономический подъем России»(Уткин. ПМВ Глава 1) приводит цифру 30%, но в той же главе в разделе «Позиция противостояния с Германией» он пишет: «В России лишь 20% населения были грамотными». А в главе 2 читаем: «Слабые стороны русской армии обнаружились довольно быстро. Прежде всего они отражали факт бедности основной массы населения России, неграмотность половины ее населения» (Уткин ПМВ, Глава 2) — так 20%, или 30%, или 50% были грамотными? Соответственно, 80%, или 70%, или 50% были неграмотными? В шестой главе А.И.Уткин пишет о «трех четвертях неграмотного населения» (к 1917 году). — Вероятно, заслуженно уважаемый автор просто не изучал вопрос грамотности в РИ, поскольку для его книги этот вопрос был на периферии его внимания.
110. Malevsky—Malevitch P. Russia. USSR. Complete handbook. Publisher: William Farquhar Payson, 1933.
111 — 113. ГромыкоМ.М. Миррусскойдеревни. М. «Молодая гвардия», 1991
114. «Вестник Псковского губернского земства» № 12 от 27 марта 1916 г.
115. Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28 — стр. 123-149
116. Начальное народное образование // Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28 — стр. 123-149
117. НЭС. Петроград: изд-во бывшее Брокгауз-Эфрон, 1916. Т.28, Начальное образование. с. 123-149
118. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009
119. Культурное строительство СССР. Статистический сборник. / М.-Л.: Госпланиздат. 1940. С. 39, таблица 1
120. Труды ЦСУ, т.12, выпуск 1, Народное образование по основному обследованию 1920 года (на 1 ноября 1920 года) . М.: 1922. С. 10-14
121. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009
122. История России. Век XX. 1894-1939\\ под ред. А.Б.Зубова. М.: АСТ-Астрель, 2010
123. Рожков А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134.
124. Что такое ЛикБез? — LikBez.by — ликвидация безграмотности — Белорусский книжный интернет магазин
125. Общество «Друзья Детей» // Бурят-Монгольская правда. № 261 (653) 13 ноября 1925 года. стр.6
126. История России. Век XX. 1894-1939\\ под ред. А.Б.Зубова. М.: АСТ-Астрель, 2010
127. Конечно, в дальнейшем в абсолютных цифрах расходы на образование в СССР быстро росли, но, как отмечает тот же Д.Сапрыкин, «доли в 8-9% от имперского бюджета и в 15-17% от консолидированного бюджета, имевшие место накануне Первой мировой войны никогда не достигались ни в СССР, ни в Российской Федерации» [Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009, с.71].
128. Павлова Л. В. Ликвидация неграмотности взрослого населения. 1897-1939 гг.: На материалах Оренбуржья (автореферат канд. ист. Наук). Оренбург, 2006 215 с. РГБ ОД, 61:06-7/628.
129. Ковалевский М.А. Льготы сельских учителей в жилищно-коммунальной сфере: историко-правовой и конституционно-правовой аспекты // Ежегодник российского образовательного законодательства. Том 2. 2007. С. 128–165.
130. Волков С.В. Интеллектуальный слой в советском обществе
131. Ковалевский М.А. Льготы сельских учителей в жилищно-коммунальной сфере: историко-правовой и конституционно-правовой аспекты // Ежегодник российского образовательного законодательства. Том 2. 2007. С. 128–165.
132. Труды ЦСУ, т.12, вып.1, М., 1922, (стр.11-12)
133. Перепись населения 1937 года: вымыслы и правда. А.Г. Волков. – Перепись населения СССР 1937 года. История и материалы. /Экспресс-информация. Серия «История статистики». Выпуск 3-5 (часть II). М., 1990
134. Всесоюзная перепись населения 1937 г. М.: изд-во ИРИ РАН, 1991
135. Поляков Ю.А., Жиромская В.Б., Киселев И.Н., Полвека под грифом «секретно. – М.: Наука, 1996
136. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009
137. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993
Источник