Какие положения конвенции оказались новыми для нашей страны ответ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.
Глава IV.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
§ 34. Права ребёнка
Тема о правах ребёнка подробно изучалась в курсе «Обществознание», здесь мы рассмотрим её с точки зрения международных правовых документов.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка. В ней утверждалось, что ряд прав человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании. Декларация, однако, имеет рекомендательный характер, её нормы не обязательны для исполнения. Другое дело конвенция, это уже договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
В Международный год ребёнка (1979) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребёнка. Сложная работа продолжалась 10 лет. Наконец 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.
Значение Конвенции заключается в том, что она является наиболее полным документом, в котором положениям о правах ребёнка придана сила норм международного права. Конвенция ценна и тем, что она обращена в будущее, призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит построить справедливый, гуманный мир. Но в ближайшее десятилетие влияние этого документа на общество может быть большим. Нормы, зафиксированные в Конвенции, служат ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.
В Конвенции провозглашается неотъемлемое право ребёнка на жизнь, на имя и на приобретение гражданства. Государства обеспечивают осуществление каждым ребёнком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.
Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами социального обеспечения, или административных органов первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребёнка.
Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. |
Детей нельзя разлучать с их родителями, за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах их благополучия. Государства обязаны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд в страну или выезд из неё. Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка, однако государства должны оказать им соответствующую помощь и развивать сеть детских учреждений.
Дети имеют право свободно выражать своё мнение. Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии; признают право ребёнка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба, сексуальных злоупотреблений или эксплуатации.
Обязанность государства – обеспечить уход за детьми, оставшимися без родителей. Процесс усыновления должен тщательно регулироваться национальными законодательствами.
Ребёнок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государства должны обеспечивать охват системой здравоохранения всех детей, уделять первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности.
Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным. Школьную дисциплину нужно поддерживать методами, основанными на уважении человеческого достоинства ребёнка. Образование призвано готовить ребёнка к жизни в духе взаимопонимания, мира и терпимости.
Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотических средств и от привлечения их к производству или торговле. Необходимо приложить все усилия, чтобы предотвратить торговлю детьми.
Подрастающие поколения национальных меньшинств и коренных народов должны свободно пользоваться своей культурой, религией и языком.
Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости и быть направлено на их реинтеграцию в обществе.
Как мы видим, львиная доля положений Конвенции обращена к правительственным органам и организациям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребёнок чувствовал себя благополучным.
Некоторые положения Конвенции новы для посттоталитарного сознания, заслуживают специального обсуждения. Например, в Конвенции впервые столь определённо зафиксировано право каждого ребёнка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, относящимся к его жизни. Имеет смысл в документах, регулирующих жизнь учебной организации, чётко фиксировать права и обязанности учащихся с указанием механизма реализации и защиты прав.
Много вопросов возникает по поводу осуществления свободы детей создавать ассоциации и проводить мирные собрания. В статье 15 Конвенции нет упоминаний об учебных организациях, т.е. эта норма не «привязывает» к ним общественно-политическую деятельность учащихся.
Возможности реализации всех положений Конвенции о правах ребёнка в различных регионах и государствах неодинаковы. Вместе с тем все государства, подписавшие Конвенцию, обязаны выполнять её положения в соответствии с их духом и буквой. Смысл Конвенции о правах ребёнка в самом кратком виде можно выразить так: «Как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему».
Существует большое количество международных организаций, защищающих права детей. Помимо ООН, работают Всемирная организация по защите прав детей с отделениями во всех странах мира, Международный фонд защиты детей (ЮНИСЕФ), организация «Движение без границ».
В России принята государственная программа «Дети России», действуют правозащитные организации в городах и субъектах РФ, введена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте значение Конвенции о правах ребёнка.
2. Классифицируйте в таблице основные права ребёнка.
3. Какие положения Конвенции оказались новыми для нашей страны?
4. С какими трудностями сталкивается общество в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний? Объясните почему.
5. Приведите примеры нарушений и защиты прав детей в нашей стране.
6*. Используя интернет-ресурсы, расскажите о деятельности международных организаций по защите детей.
7. Обсудите необходимость введения должности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка, приведите конкретные примеры его деятельности.
В России ещё многие взрослые – педагоги, медики, работники правоохранительных органов, родители – и сами дети не знают Конвенции о правах ребёнка. Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учёбы в школе во многом определяют душевный настрой подростка на будущее. Широкая информация общества о Конвенции должна способствовать устранению из нашего сознания авторитаризма, конфронтационности, нетерпимости к окружающим.
Утверждение идеи приоритета прав ребёнка, защита его прав в значительной степени зависят от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и о механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав. Их утверждение не только узкоюридическая категория, она гораздо шире и в значительной степени наполнена психолого-педагогическим содержанием. Информирование и просвещение широких слоев населения о правах ребёнка повышает уровень осведомлённости общества, способствует воспитанию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека. Информационная и просветительная деятельность есть одна из форм утверждения нравственно-правовых норм в нашей жизни.
Информация к размышлению
При анализе докладов о выполнении Конвенции о правах ребёнка и достижениях в области осуществления прав ребёнка Комитетом по правам ребёнка используются данные экономической и социальной статистики по стране с ориентацией на показатели, характеризующие положение детей.
Назовём эти показатели:
КСД5 (коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет);
KMC (коэффициент младенческой смертности);
рождаемость и младенческая смертность;
ВНП (валовой национальный продукт) на душу населения;
грамотность взрослого населения; охват школьным обучением;
Помимо этого учитываются:
• питание – дефицит веса при рождении, грудное вскармливание, недоедание, производство продовольствия, потребление калорий, расходы на продукты питания;
• здравоохранение – обеспеченность водой, доступность медицинских услуг, иммунизация детей и беременных женщин, производство ПРС (перорально-регидрационные соли);
• образование – грамотность населения мужского и женского пола, число радиоприёмников и телевизоров, доля числящихся в начальной школе и заканчивающих её, доля числящихся в средней школе;
• демографические показатели – детский контингент, темпы прироста населения, общий коэффициент смертности, общий коэффициент рождаемости, продолжительность предстоящей жизни, коэффициент плодовитости, урбанизация;
• экономические показатели – ВНП на душу населения, среднегодовые темпы прироста, инфляция, уровень бедности, государственные расходы, помощь, задолженность;
• женщины – продолжительность жизни, грамотность, охват школьным обучением, использование противозачаточных средств, противостолбнячная иммунизация, квалифицированная акушерская помощь, материнская смертность;
• темпы развития – темпы сокращения КСД5, темпы прироста ВНП надушу населения, темпы сокращения рождаемости.
Исследуем документы и материалы
Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г.
(Извлечения)
Для целей настоящей Конвенции ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия ранее.
1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребёнком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребёнка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребёнка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребёнка, родителей ребёнка, законных опекунов или иных членов семьи.
1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка.
2. Государства-участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
1. К кому в первую очередь обращена Конвенция о правах ребёнка – к взрослым или детям? Почему?
2. Какие права и обязанности детей вы включили бы в декларацию своей школы?
Темы для проектов и рефератов
1. Организация защиты прав ребёнка в нашей стране (в вашем регионе).
Источник
СРОЧНО НУЖНА ПОМОЩЬ, ДАЮ 50 БАЛЛОВ. Какие положения Конвенции о правах ребёнка оказались новыми для нашей страны?(для России)
Преступные дела чаще всего были совершены людьми с психическими расстройствами, такими как шизофрения и депрессия. 60% от них были совершены из-за бедности, наркомании и бездомности.
больше ни чего не смогу сказать.
Гражданские правоотношения — урегулированные нормами гражданского права имущественные и личные неимущественные отношения между управомоченными и обязанными лицами.
Гражданский кодекс РФ предусматривает следующие виды оснований возникновения гражданских правоотношений: из договоров и иных сделок, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, из судебного решения, в результате приобретения имущества, создания произведений интеллектуальной деятельности, вследствие причинения вреда другому лицу, вследствие неосновательного обогащения, вследствие иных действий граждан и юридических лиц, событий. Субъектный состав правоотношений состоит из управомоченного и обязанного лиц. Управомоченное лицо — имеет право требовать выполнения определенного действия или воздержания от его выполнения, обязанное лицо обязано совершить в интересах другого лица или воздержаться от совершения действия. Субъектами могут быть: физические лица, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Объектом является то, по поводу чего возникает правоотношение между субъектами, т.е. объектами являются материальные (например, правоотношения собственности) и нематериальные блага. екоторые авторы юридических учебников добавляют к данной градации гражданских правоотношений такие виды правоотношений, как простые и сложные, срочные и бессрочные, корпоративные правоотношения и преимущественные права, а также выделяют организации гражданского права. При всём многообразии гражданских правоотношений, возникающих в современном обществе, необходимо составление более полной классификации их видов для удобства использования в юридической практике.
Источник
«Конвенция об осуществлении прав детей» изменит закон РФ незначительно
Правительство России предлагает ратифицировать «Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей», которая была подписана нашей странной еще в 2001 году. О том, какие изменения в жизни российских детей и подростков последуют в случае применения ее норм, корреспонденту РИА Новости рассказал заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов.
— Вениамин Шаевич, каковы основные положения Конвенции, и какие принципиальные изменения в российском законодательстве последуют после ее ратификации?
— Основная цель Конвенции – это, разумеется, соблюдение прав и интересов детей, облегчение реализации их процессуальных прав, обеспечение участия в судопроизводстве, затрагивающем их интересы. Однако следует отметить, что современное российское законодательство уже содержит положения, направленные на обеспечение и защиту интересов и прав детей в ходе судебных разбирательств. Например, в соответствии со статьей 57 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Таким образом, проанализировав Конвенцию и сравнив с действующими нормами, можно прийти к выводу, что ее ратификация не повлечет каких-либо принципиальных изменений в российском законодательстве, не повлияет на принятые подходы к вопросу процессуальных прав несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве по семейным делам. В то же время, ратификация позволит более полно быть представленными на международном уровне.
— Помимо Конвенции, какие еще механизмы применяет Министерство образования и науки в рамках защиты прав детей?
— В основе механизма защиты детей лежит Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, статья четвертая, которой устанавливает требования к государствам-участникам по принятию всех соответствующих мер законодательного, административного и иного характера, направленных на осуществление прав, признанных этим документом. Так же во исполнение принципов Конвенции ООН, разработаны практически все без исключения так называемые «детские» конвенции, в том числе и Европейская конвенция об осуществлении прав детей, принятых на себя Россией.
Кроме того, Министерством ведется работа по развитию двусторонних договоров о сотрудничестве в области международного усыновления. Имеются действующие договоры с Италией, Испанией и Францией. Международное усыновление российского ребенка в рамках действующего двустороннего договора позволяет нашей стране контролировать этот процесс, а также период после усыновления до достижения ребенком совершеннолетия и вмешиваться в него в том случае, если права ребенка нарушаются.
Также Министерство исполняет функции центрального органа по двум важным Гаагским конвенциям, целью которых является разрешение конфликтов, связанных с детьми, в «смешанных» браках. Первая – это конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 года, к которой Российская Федерация присоединилась в 2011 году, и вторая — о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей от 1996 года, в которой мы участвуем с 2013 года.
Конвенция 1996 года и Конвенция 1980 года являются составляющими единого механизма, направленного на разрешение семейных конфликтов в браках, когда один из супругов постоянно проживает на территории иностранного государства. Конвенция 1980 года разрешает вопросы возврата ребенка, вывезенного с территории государства постоянного проживания в другое государство или удерживаемого в другом государстве без согласия на это одного из родителей или законных представителей.
Конвенция 1996 года регулирует остальные вопросы, касающиеся судьбы ребенка, например, в случае расторжения смешанного брака. В том числе определение государства, органы которого обладают юрисдикцией по принятию мер, направленных на защиту личности или имущества ребенка, определение права, подлежащего применению такими органами при осуществлении их юрисдикции, определение права, подлежащего применению в отношении родительской ответственности, обеспечение признания и исполнения таких мер защиты во всех государствах – участниках Конвенции 1996 года, установление такого сотрудничества между органами государств – участников Конвенции 1996 года, которое может быть необходимо для достижения целей Конвенции 1996 года.
Министерство координирует исполнение обязательств Российской Федерации, принятых в 2013 году в связи с присоединением к так называемой «Лансаротской» Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений. В целом, российское законодательство содержит аналогичные основополагающие нормы уголовного права, защищающие несовершеннолетних в части возможной сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений.
— Как должен действовать ребенок (его родители) в случае, если его права были нарушены?
— Как я уже говорил, российское законодательство в настоящее время содержит множество положений, направленных на обеспечение и защиту интересов детей, их прав. Поэтому в любой спорной ситуации следует обращаться к «букве закона». Права детей закреплены в Гражданском процессуальном и Семейном кодексах Российской Федерации. В зависимости от сферы правонарушений. следует обращаться в органы опеки и попечительства, к местным властям или в правоохранительные органы.
Источник