- Общие черты экономического развития Океании
- Общая площадь Океании, ее административное устройство. Характеристика сельскохозяйственного производства. Причины отсталости социально-экономического развития региона. Энерговооруженность хозяйства государств Океании. Внешняя торговля стран региона.
- Битва за Океанию
- Китайское наступление
- Геостратегическое значение Океании
- Франция между США и Китаем
- Перспективы противостояния
- Значение усиления конкуренции за Океанию для России
Общие черты экономического развития Океании
Общая площадь Океании, ее административное устройство. Характеристика сельскохозяйственного производства. Причины отсталости социально-экономического развития региона. Энерговооруженность хозяйства государств Океании. Внешняя торговля стран региона.
Рубрика | География и экономическая география |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 14.11.2011 |
Общие черты экономического развития Океании
Океамния — географический, часто геополитический регион мира, состоящий преимущественно из сотен небольших островов и атоллов в центральной и западной частях Тихого океана. Общая площадь составляет 8,52 млн км?, население —32,6 млн чел. Географически Океания подразделяется на Меланезию, Микронезию и Полинезию; иногда выделяют Новую Зеландию.
В связи с длительным периодом колониального господства и некоторыми другими факторами в подавляющем большинстве стран Океании экономика не получила значительного развития. Это главным образом аграрные страны, основу хозяйства которых составляют тропическое земледелие — выращивание различных овощей и фруктов и отчасти животноводство. Преимущественное развитие получили такие виды сельскохозяйственного производства, в которых были заинтересованы колониальные державы (например, выращивание кокосовых пальм — их плоды в виде сушеной мякоти — копры используются для производства различных продуктов). Лишь в некоторых странах (Новая Каледония, Науру), где имелось минеральное сырье, была создана горнодобывающая промышленность.
Значительным тормозом социально-экономического развития являлись и географическая разобщенность большинства островных территорий, их удаленность друг от друга, положение на периферии мирового капиталистического рынка. Все эти факторы, вместе взятые, способствовали социальной и экономической консервации океанийских стран.
В результате хозяйничанья колонизаторов страны Океании со временем превращались в сырьевые придатки метрополий, вывозивших оттуда сельскохозяйственное и промышленное сырье. И хотя, как уже указывалось выше, в настоящее время многие страны получили независимость либо добились самоуправления, экономическое и социальное закабаление их продолжается, но уже в форме неоколониализма.
Контролируя экономику стран Океании, империалистические державы направляют и их социальную жизнь, устанавливая порядки и нормы, присущие буржуазному общественному строю. Для современного хозяйства Океании характерно наличие разных социальных укладов. Помимо тропического земледелия небольшое развитие в океанийских странах получило животноводство — разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиней, птицы.
Экономическое развитие государств Океании в немалой степени зависит от энерговооруженности их хозяйства. Следует сказать, что энергетические ресурсы стран невелики. Здесь пока не найдены значительные запасы каменного угля, нефти, газа. Гидроэнергоресурсами Океания также небогата. Лишь немногие острова обладают возможностями для производства гидроэнергии. Такие возможности есть, например, в Папуа-Новой Гвинее, однако строительство гидроэлектростанций здесь затруднено из-за недостатка финансовых средств и технического опыта.
Промышленность в большинстве стран развита слабо и не удовлетворяет потребностей внутреннего рынка. Значительная часть промышленных предприятий занята переработкой сельскохозяйственного сырья. На небольших фабриках производятся кокосовое масло, табачные изделия, чай, консервированные фрукты и соки и т. д. Есть мельницы, лесопильни, предприятия, производящие одежду, обувь и другие потребительские товары. Развиты традиционные ремесла: плетение корзин, циновок и т. п., изготовление художественных изделий из дерева и других материалов, ювелирных изделий, сувениров, предназначенных для туристов и экспорта.
Наличие полезных ископаемых в некоторых странах способствовало созданию горнодобывающей промышленности. На острове Науру ведется добыча фосфоритов, на Новой Каледонии — главным образом никеля. Продукция отрасли полностью идет на экспорт, что дает этим странам (например, Науру) значительные денежные поступления. Но для экономики таких стран характерно доминирующее положение горнодобывающей промышленности среди других отраслей хозяйства, обрабатывающая же промышленность и сельское хозяйство развиты гораздо слабее.
Важные отрасли хозяйства океанийских государств — рыболовство и связанная с ним переработка рыбы. Прибрежный лов рыбы всегда играл большую роль в жизни местного населения. Однако теперь рыболовство приобретает коммерческую и экспортную направленность. Растущими и перспективными отраслями экономики некоторых государств являются лесная и деревообрабатывающая отрасли промышленности. Необработанная древесина, древесная щепа, целлюлоза и другие изделия деревообрабатывающей промышленности в широких масштабах экспортируются в Японию, Австралию, Новую Зеландию и другие страны. Эксплуатация лесных богатств островных государств, вырубка лесов, уничтожение ценных пород деревьев и т. д. приводят к резкому нарушению экологического равновесия в природе, что оказывает отрицательное воздействие на условия жизни островных народов.
В экономике многих стран важное место заняла «индустрия туризма», являющаяся источником поступления иностранной валюты. Фиджи, Тонга, Вануату, Французская Полинезия и некоторые другие страны получают от туризма 20—30% всей валюты. Развитие туризма сопровождается строительством дорог, аэродромов, предприятий торговли и связи и т. д. Туризм вызвал увеличение спроса на традиционные ремесленные изделия. Значительная часть местного населения была втянута в сферу обслуживания туристов.
Океанийские страны ведут внешнюю торговлю в основном с Австралией, Новой Зеландией, США, Японией, Великобританией, Канадой, Францией. Как уже говорилось выше, эти государства вывозят из Океании минеральное сырье, лес, различную сельскохозяйственную продукцию, а ввозят туда промышленные и продовольственные товары. Таким образом, внешняя торговля остается одним из каналов экономической экспансии крупных капиталистических держав.
Большинство стран Океании имеет очень слабую экономику, что связано с несколькими причинами: ограниченностью природных богатств, отдалённостью от мировых рынков сбыта продукции, дефицитом высококвалифицированных специалистов. Многие государства зависят от финансовой помощи других стран.
Основу экономики большинства стран Океании составляет сельское хозяйство (производство копры и пальмового масла) и рыболовство. Среди наиболее важных сельскохозяйственных культур выделяются кокосовая пальма, бананы, хлебное дерево. Обладая огромными исключительными экономическими зонами и не имея крупного рыболовецкого флота, правительства стран Океании выдают лицензии на право вылова рыбы судам других государств (в основном, Японии, Тайваня, США), что значительно пополняет государственный бюджет. Горнодобывающая промышленность наиболее развита в Папуа — Новой Гвинее, Науру, Новой Каледонии, Новой Зеландии. океания производство хозяйство торговля
Значительная часть населения занята в государственном секторе. В последнее время проводятся меры по развитию туристического сектора экономики.
Источник
Битва за Океанию
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Старший аналитик Центра изучения кризисного общества, эксперт Института Ближнего Востока, эксперт РСМД
Произошедший в 2015 г. скандал вокруг сбора спецслужбами Новой Зеландии разведданных в Океании в интересах США имеет под собой подоплеку — усиление соперничества великих держав за этот стратегически важный регион. Перспектива усиления столкновения ведущих держав в Южно-Тихоокеанском регионе напрямую отвечает интересам России. Москве выгодно поддержать в этой борьбе Пекин.
Произошедший в 2015 г. скандал вокруг сбора спецслужбами Новой Зеландии разведданных в Океании в интересах США имеет под собой подоплеку — усиление соперничества великих держав за этот стратегически важный регион. Подобная ситуация напрямую выгодна России.
Недавние откровения американского перебежчика Э. Сноудена относительно ведения Новой Зеландией шпионажа в Океании в интересах США вызвали серьезный резонанс — в течение весны 2015 г. отношения этой страны с государствами региона заметно осложнились.
Официальный Веллингтон мотивирует свои действия необходимостью защиты от терроризма. Такая угроза действительно существует, о чем свидетельствует резкая активизация деятельности ваххабитов в 2013 г., отмечавшаяся во Французской Полинезии. Однако степень серьезности данного вызова явно преувеличена, и попытки Новой Зеландии оправдаться призваны лишь прикрыть работу в рамках программы глобального шпионажа «Five Eyes» («Пять глаз»), в которой также участвуют США, Великобритания, Канада и Австралия.
Китайское наступление
У Вашингтона есть достаточно серьезные основания для беспокойства. С начала 2000-х годов в Океании пытается закрепиться Китай. Успешность его действий обусловлена эффективным использованием «дипломатии чековой книжки». Речь идет о предоставлении финансовой помощи и создании объектов инфраструктуры и коммуникаций (аэропортов, портов, дорог, отелей) в бедных островных государствах. Это частично способствовало решению проблемы безработицы в регионе, чего не удавалось Западу, а также повышению авторитета Поднебесной.
КНР переводит достижения в политическую плоскость, перехватывая у Запада руководство региональными организациями Океании. При этом китайцы не только используют «дипломатию чековой книжки», но и активно лоббируют интересы государств региона в международных структурах, что еще больше повышает авторитет Поднебесной.
Позиции КНР в экономике стран Океании продолжают укрепляться. Так, от 16% до 32% их ВВП и, соответственно, до трети бюджета (например, Тонга, Самоа и Острова Кука) обеспечиваются за счет Китая. Это происходит во многом благодаря активному использованию Поднебесной такого инструмента «мягкой силы», как проживающие в государствах региона китайские диаспоры, захватившие контроль над самыми доходными отраслями экономики. О степени их влияния свидетельствует тот факт, что этнические китайцы уже приходили к власти в Папуа – Новой Гвинее (ПНГ), Французской Полинезии, Кирибати и на Соломоновых островах.
Представители китайских диаспор во властных структурах территорий и государств Океании активно лоббируют интересы Пекина, добиваясь упрощения визового режима для «материковых» китайцев под предлогом привлечения туристов и рабочей силы из КНР, а также заметного расширения экономических связей.
С 2006 г. КНР переводит эти достижения в политическую плоскость, перехватывая у Запада руководство региональными организациями Океании. При этом китайцы не только используют «дипломатию чековой книжки», но и активно лоббируют интересы государств региона в международных структурах, что еще больше повышает авторитет Поднебесной. Это уже серьезная геополитическая заявка на лидерство в регионе.
Китаю удалось привлечь государства Океании на свою сторону также благодаря лояльному отношению к местным «недемократическим» режимам (как это было, например, с Фиджи в 2008 г., когда там произошел военный переворот). США попытались ввести блокаду против новых властей, однако она была сорвана, главным образом, Китаем, предложившим этой стране материальную помощь и содействие в охране морских границ.
Геостратегическое значение Океании
Усиление внимания к Океании обусловлено целым рядом факторов. Здесь находятся места обитания ценных пород промысловых рыб, крупные залежи полезных ископаемых, месторождения энергоресурсов, цветных и редкоземельных металлов. Только во французской Новой Каледонии сосредоточена четверть мировых запасов никеля. Особое значение имеют судоходные пути, связывающие Северную и Южную Америку, с одной стороны, и Восточную Азию с Австралией – с другой. В отдаленной перспективе портовая инфраструктура государств региона может быть использована для освоения Антарктиды и околоантарктических территорий. Иными словами, на кону колоссальные биоресурсы, сырье и важные судоходные коммуникации.
Отдельного упоминания заслуживает военный аспект усиления Китая: параллельно укреплению его экономико-политических позиций на Кирибати, Фиджи и в других океанических государствах появляются китайские военные объекты.
США, в свою очередь, добиваются ликвидации подобных центров, которые обычно представляют собой станции слежения за пусками ракет и действиями кораблей и самолетов. Вашингтон, в частности, указывает на «важность ряда территорий Океании, к примеру, Маршалловых островов, для развития системы ПРО».
Франция между США и Китаем
Конкуренция Вашингтона и Пекина за Океанию осложняется наличием другого важного претендента на влияние в регионе — Парижа.
Конкуренция Вашингтона и Пекина за Океанию осложняется наличием другого важного претендента на влияние в регионе — Парижа. Франция контролирует огромную территорию Французской Полинезии и Новой Каледонии, что позволяет ей претендовать на сохранение статуса «мировой державы». Стремление французов удержать контроль над этими территориями наталкивается на усилия США и КНР по «деколонизации» региона.
Активные попытки вытеснить Францию из Океании начались с 1980-х годов. Тогда США использовали в своих целях протесты аборигенов, выступавших за запрет французских ядерных испытаний. Ядерная программа Парижа характеризовалась Вашингтоном как угроза «региональной безопасности и ущемление прав коренных народов».
Особую роль в реализации антифранцузских планов США сыграла Новая Зеландия, ставшая тыловым и транзитным центром для действий «Гринпис». Страны, заинтересованные в выдавливании Франции из региона, использовали эту организацию в качестве надгосударственного инструмента. «Зеленым» удалось «раскачать» местное население и настроить его против французских властей. При этом Париж столкнулся с серьезным обострением отношений на мировой арене.
Франция была вынуждена пойти на ответные действия, которые были использованы против нее. В 1985 г. французские спецслужбы потопили корабль экологов «Rainbow Warrior I», флагман флотилии противников ядерных испытаний Парижа, готовившийся к отплытию к атоллу Муруроа с целью активизации антифранцузских протестов в мире. При этом агенты спецслужбы DGSE, выполнявшие ликвидационную миссию, не смогли соблюсти секретность и были раскрыты. После этого события антифранцузская активность в мире достигла апогея. Начиная с 1980-х годов предпринимались попытки раскачать политическую ситуацию в Новой Каледонии и во Французской Полинезии, поощряя сепаратизм канаков и полинезийцев.
Наряду с США особую активность в выдавливании французов из региона проявила Австралия. Это и понятно: Франция традиционно соперничала с представителями англосаксонского мира как в геополитическом пространстве (например, в Юго-Восточной Азии и Африке), так и в культурной и идеологической сферах.
Действия по подрыву влияния Франции в Океании оказались успешными. В условиях усиления этнополитических конфликтов на подконтрольных ему территориях Париж был вынужден предоставить независимость Вануату и согласиться на деколонизацию Новой Каледонии к 2023 г. Американские источники особо подчеркивают, что если французские власти не выполнят свои обязательства, они могут вновь столкнуться с дестабилизацией.
Еще более разрушительным для влияния Парижа в регионе стало продвижение КНР. Один из показателей проигрыша Франции — переориентация экспорта черного жемчуга, важнейшей доходной отрасли местной экономики, на Китай. То же самое происходит с сельским хозяйством стран Океании, куда активно вкладываются китайские инвесторы.
Перед противниками Парижа стоит сложная задача: не просто убрать из региона деградирующую на глазах французскую власть, но и одновременно не допустить перехода ее территорий под контроль Пекина.
В 2013 г. Генеральная Ассамблея (ГА) ООН с подачи КНР приняла резолюцию в поддержку неотъемлемого права народа Французской Полинезии на самоопределение в соответствии с 11-й статьей Устава ООН. Данное решение было принято без голосования, на основе консенсуса, что позволило странам Запада, несмотря на внешне отрицательную реакцию на действия Пекина, по умолчанию не мешать ему.
Несмотря на необязательность исполнения, решение ГА ООН ставит Париж перед необходимостью облегчить и ускорить процесс самоопределения, сделать его справедливым и эффективным. Тем не менее Франция пытается сопротивляться давлению извне, указывая, что за несколько дней до принятия резолюции Генеральной Ассамблеи сторонники идеи независимости проиграли на местных выборах.
Однако сепаратисты, поддерживаемые Китаем, отказались признать свое поражение, мотивировав это тем, что прошедшие выборы «не могут быть приравнены к референдуму» о судьбе данной территории (1, 2).
В завуалированной форме эту позицию поддержали и Соединенные Штаты, не считающие проигрыш сепаратистов основанием для того, чтобы прекратить их поддерживать. По мнению ряда американских экспертов, результаты, полученные на выборах сторонниками независимости, могут быть «следствием махинаций и давления Парижа на местное население».
Между тем после голосования в ГА ООН борьба за «французское наследство» перешла в новую стадию. О степени ее накала свидетельствует информационная война, развязанная против Франции по образцу 1980–1990-х годов, со спекуляциями на тему истинных масштабов радиационного заражения Океании в результате ее ядерных испытаний. Она направлена на подъем общего недовольства и ужесточение требований, касающихся выплаты компенсаций за «уничтожение уникальной экологии региона».
На фоне усиления позиций Китая падение влияния Франции в Океании становится все более заметным. Соответствующим индикатором может служить экономическая переориентация на КНР бывшего главы профранцузской «партии» Гастона Флосса. Неслучайно в сентябре 2014 г. против него было начато антикоррупционное расследование по обвинению в получении взяток от китайцев и в подписании с Пекином «губительных долговых соглашений». Все это лишь подчеркивает кризис французской власти в ее тихоокеанских владениях, которую параллельно «подтачивают» американцы.
Усиление столкновения двух супердержав в Океании практически неизбежно приведет к вытеснению из региона слабых конкурентов, интересы которых послужат разменной монетой в споре более серьезных государств.
США напоминают Франции, что «самоопределение коренных народов по-прежнему рассматривается региональным и международным сообществами как желаемый результат», и предупреждают об усилении международного давления на этом направлении.
Для подрыва позиций Франции в Океании противники Парижа продолжают использовать в качестве инструмента экологическую тематику. В частности, они указывают на то, что перед консервацией на полигонах в Муруроа и Фангатауфе в ходе испытаний произошли серьезные аварии [1], информация о которых была засекречена Парижем.
Перспективы противостояния
Можно с большой долей уверенности предположить, что противники Парижа в дальнейшем активизируют свои «подрывные» действия, конечная цель которых — полное вытеснение Франции из Океании.
Наличие в регионе крупной группировки французских вооруженных сил до сих пор служило серьезным козырем в борьбе за сохранение влияния Парижа. Обвиняя Францию в милитаризации Тихого океана, Соединенные Штаты требуют, чтобы она в ближайшее время сократила свое военное присутствие в этом регионе.
Тем самым Вашингтон в завуалированной форме угрожает Парижу. Американские источники указывают на то, что от дальнейших действий Франции будут зависеть ее взаимоотношения с Австралией. Они также предупреждают, что развитие ситуации во Французской Полинезии может пойти по сценарию Новой Каледонии.
Однако перед противниками Парижа стоит сложная задача: не просто убрать из региона деградирующую на глазах французскую власть, но и одновременно не допустить перехода ее территорий под контроль Пекина.
В целом перспективы удержания Францией своих океанических владений представляются достаточно слабыми. Свою роль здесь играют и объективные факторы, в том числе географическая удаленность рассматриваемых территорий от Парижа, не имеющего возможности оперативно реагировать на изменение ситуации и не способного конкурировать по влиянию с Китаем.
Очевидно, что усиление столкновения двух супердержав в Океании практически неизбежно приведет к вытеснению из региона слабых конкурентов, интересы которых послужат разменной монетой в споре более серьезных государств. Например, так произошло в 1954 г., когда американо-китайская борьба за влияние в Индокитае во многом и привела к вытеснению оттуда Франции. Впрочем, даже если французские колонии обретут независимость, вряд ли ее можно будет считать подлинной. В перспективе с подачи Вашингтона французские территории и другие острова могут быть переданы под ответственность американских «наместников» в регионе – Австралии и Новой Зеландии, тогда как другие государства и территории Океании могут постепенно перейти в зону ответственности КНР.
Окончательное определение сфер влияния может произойти уже в ближайшие годы. Однако это не означает, что Пекин будет готов безоговорочно следовать подобным достаточно условным договоренностям.
Китай демонстрирует настойчивое желание участвовать в исследовании Антарктики, поэтому он будет все более остро нуждаться в получении соответствующей постоянной базы. В качестве такого промежуточного «опорного пункта», возможно, будет выбрана именно Французская Полинезия, портовую инфраструктуру которой сейчас столь активно развивает Поднебесная.
Значение усиления конкуренции за Океанию для России
Перспектива усиления столкновения ведущих держав в Южно-Тихоокеанском регионе напрямую отвечает интересам России. Перенос конкуренции в далекий от нее ЮТР неизбежно отвлечет внимание и ресурсы крупных государств, с которыми она так или иначе соперничает, либо с высокой долей вероятности активизирует противоборство в будущем.
Передел сфер влияния в Океании без участия России не будет для нее фатальным. Более того, в интересах Москвы поддержать в этой борьбе Пекин, укрепляющий свои позиции на удаленных от нее территориях. В ответ можно будет рассчитывать на положительную реакцию Китая на усиление российского присутствия в других регионах мира.
1. Stanley D. South Pacific Handbook. Ottawa, 2004. P. 262.
Источник