Какие предприятия проводят экскурсии

Организация и проведение экскурсии на предприятиях для учащихся МОУ

Алтайский краевой центр профориентации молодежи

Организация и проведение экскурсии на предприятиях для учащихся МОУ

Экскурсия — одна из распространенных форм получения про­фессиональной информации. Не зря говорят, лучше один раз уви­деть, чем сто раз услышать. Во время экскурсии на предприятия школьники имеют возможность ознакомиться с организацией производства, наблюдать представителей разных профессий в рабочей обстановке, в процессе деятельности…

Как же организовать экскурсию, чтобы она отвечала задачам профориентации в полной мере? В данном пособии вы найдете конкретные рекомендации по организации и проведению экскурсии на предприятия. Прежде всего, оно будет полезно для заместителей директоров по воспитательной работе и классных руководителей общих образовательных учреждения, а также мастерам производственного обучения НПО и руководителей предприятий.

Среди различных форм проведения профориентационной работы, активизирую­щих профессиональное самоопределение школьников, зна­чительное место отводится экскурсиям на промышлен­ные предприятия. Однако эти экскурсии не всегда отвеча­ют задачам профориентации и не всегда оставляют у уча­щихся полное представление о той или иной профессии. Поэтому возникает необходимость проведения экскурсий, на которых ученики не ограничи­вались бы простым наблюдением за трудовым процессом, а изучали бы суть деятельности в той или иной профессии. Задача такой экскурсии заключается в том, чтобы не толь­ко познакомить учащихся с современной техникой, техно­логией производства, организацией труда, устройством и принципами действия машин, но и научить их самостоя­тельно производить конкретный анализ профессиональной деятельности.

Перед экскурсией, как и перед другими видами профориентационной работы, ставится за­дача обучения школьников самостоятельному анализу профессии. Успешное решение этой задачи связано с раз­витием познавательной активности школьников в процес­се экскурсии. Поэтому особое место в проведении экскур­сии занимает поисковый метод получения информации, по­становка перед учащимися поисковой проблемной задачи. При этом они не просто получают от экскурсовода гото­вую информацию о профессии, но знакомятся с методами ее анализа и, осваивая его доступные элементы, овладе­вают умением самостоятельно анализировать профессио­нальную деятельность. Навык ана­лиза, приобретенный во время экскурсии, помогает уча­щемуся разобраться в сложном мире профессий и выбрать мотивированно и обоснованно подходящую сферу трудовой деятельности.

Читайте также:  Нод для старшей группы по развитию речи путешествие по сказкам

Можно выделить следующие типы профориентационных экскурсий:

1. обзорные — с целью общего знакомства с предприятием. Такая экскурсия проводится по определенному марш­руту: музей, цех, отдел технического обучения. Она, по возможности, сопровождается короткой беседой с одним — двумя рабочими на каждом участке по ходу экскурсии, рассказом об условиях для подго­товки и повышения квалификации рабочих. Целесообразны в работе с младшими школьниками.

2. тематические — проводятся по темам школьных предметов по плану школы. Школа разрабатывает тематический цикл экскурсий в соответствии со школьной программой в целях всестороннего ознакомления с предприятиями и пропаганды определенных профессий для подростков и старшеклассников. В цикле экскурсии на одно и то же предприятие могут прово­диться последовательно:

а) ознакомление с предприятием в целом — с его участками, технологи­ческим процессом, продукцией, беседы с руководителями и передови­ками производства;

б) ознакомление с ведущими профессиями основного производства — с оборудованием отдельных цехов, спецификой работы специалистов по предмету и цели труда, типами основных орудий, с производствен­ными операциями и обязанностями, с санитарно-гигиеническими усло­виями, организацией и режимом труда на отдельных участках;

в) аналогичное ознакомление с работой вспомогательных служб и участ­ков;

г) ознакомление с учебно-производственной базой и формами подготовки кадров для предприятия (экскурсия в базовое училище, учебный цех предприятия).

Профориентационную тематику экскурсий нередко расширяют, плани­руют дополнительные экскурсии по конкретной теме: «Перспек­тивы развития предприятия», «Молодые специалисты» и. т. д.

3. профессиографические. В ходе учебного процесса раскрывается содержание той или иной профессии. Группы формируются по интересам. Желательно, чтобы число учащихся не превышало15 человек. На предприятии эта группа знакомится с содержанием деятельности спе­циалиста и степенью механизации труда, связью с другими специалиста­ми в процессе труда, потребностью в кадрах, возможностями совмещения работы с учебой, перспективой роста квалификации, требованиями, предъявляемыми профессией к личностным качествам человека, возможны­ми противопоказаниями, примерами успешного овладения профессией моло­дыми, их творчеством и т. д. в соответствии с профессиограммой.

Каждая экскурсия строится по определенному плану, где отражает­ся следующие этапы её проведения:

— составление списков и подготовка учащихся к экскурсии (приложение № I);

— разработка плана и содержания экскурсии, расчет времени, маршрутов, участков показа с указанием кто, где рассказывает и показывает: подготовка участков для показа (целесообразно выставлять стенды, экспонаты и т. д.);

— подбор и назначение организатора экскурсии и экскурсоводов (прило­жение 2);

— подготовка экскурсоводов (приложение 3).

2. Проведение экскурсии:

— практический показ с пояснением;

— заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответы на вопросы, вру­чение памяток, обращений, приглашений, буклетов (приложение 4);

— выявление эффективности проведения экскурсии путем анкетирования (приложение 5);

— оформление итогов (отчет, альбом, реферат, описание профессий, инфор­мационный бюллетень, стенгазета и т. д.);

— выявление профнамерений (сочинения, анкетирование).

Сознание подростка формируется под влиянием многих факторов, из них самый действенный — пример взрослых. Огромное эмоциональное воздействие на подростка оказывают непосредственные контакты с любя­щим свое дело представителем профессии. Поэтому одной из эффективных форм ознакомления с разновидностями труда являются экскурсии на пред­приятие.

Чтобы они приносили пользу, необходимо тщательно продумать, на какие объекты направлять внимание ребят. Привлечь к проведению экс­курсий передовых производственников, хорошо подготовленных к экскур­сии.

Воспитательная задача экскурсии состоит в том, чтобы показать возможности предприятия в создании условий для содержательного труда и интересной жизни.

1. Экскурсии должна предшествовать вступительная беседа в классе, в кабинете профориентации школы. Задача вступительной беседы — дать учащимся общую характерис­тику предприятия, его коллектива, наиболее массовых профессий, а также разъяснить правила техники безопасности. Беседа не должна быть продолжительной и многоплановой.

2. После вступительной беседы экскурсовод ведет учащихся в цех, где в сжатой форме дается характеристика цеха, его коллектива, наиболее распространенных профессий. Затем он подводит учащихся к рабочему мес­ту специалиста — представителя определенной профессии — дает её профессиографическую характеристику (приложение 12 или 13). При этом на­до учесть, что учащиеся должны одновременно видеть работу специалиста и слышать экскурсовода. А в цехе с повышенным уровнем шума целесооб­разно рассказ провести до начала его посещения, указав, на что необхо­димо обратить внимание в ходе показа. Там, где возможно — давать разъяснения. По ходу экскурсии учащиеся выясняют у специалистов или у экс­курсовода возникшие вопросы. Надо предусмотреть возможность наблюде­ния за работой передовиков производства на их рабочем месте, т. к. это производит на учащихся сильное впечатление.

3. После окончания экскурсии здесь же, на объекте, проводится заклю­чительная беседа. Экскурсовод отвечает на вопросы учащихся. Обсуждают­ся, систематизируются полученные знания. С целью улучшения организации работы проводимых экскурсий желательно периодически проводить оценку их эффективности (с помощью анкетирования — приложение 5).

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЭКСКУРСИИ

Включает в себя:

ü подготовку учащихся психологически. Ввести их в пред­стоящую работу, раскрыть её значение, настроить на восприятие.

ü сообщение темы, цели посещения, названия предприятия.

ü обсуждение плана наблюдения: что наблюдать, в какой последовательности и с какой целью.

ü указание пути сбора отчетного материала, выдачу задания по подготовке записных книжек, бумаги для зарисовок, ручки, карандаша, фотоаппа­рата и т. д.

ü доведение до сведений учащихся сроков и форм подведения итогов: план отчета (приложение 6), написание сочинений, рефератов, описание профессий (приложение 7,8,), проведение анкетирования (приложение 9,10,11, выпуск стенгазет, фотогазет, информационных бюллетеней).

То, что школьники будут заранее знать о предстоящем подведении итогов заставляет их более ответственно настроиться на экскурсию, быть более внимательными. Но при этом надо избегать излишних всевозможных второ­степенных заданий по оформлению результатов экскурсии.

И в заключение обратить внимание на технику безопасности.

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСОВОДУ

Экскурсоводов, как правило, назначают из числа инженерно-технических работ­ников, передовых рабочих предприятия. При этом необходимо учесть, что о профес­сиях, их специфических особенностях, необходимых знаниях и профес­сиональных способностях могут рассказать только мастера.

Экскурсия пройдет наиболее эффективно, если экскурсовод:

ü Глубоко увлечен своей профессией и знает своё дело;

ü Умеет доходчиво, эмоционально и логично излагать свои мысли (большое значение имеет грамотная, образная речь, четкая дикция).

ü Доброжелательно относится к детям, умеет понять их, а в случае необходимости быстро психологически перестроиться.

ü Умеет привлечь внимание участников экскурсии к главным вопросам.

ü Тактичен и внимателен.

ü Знает и учитывает возрастные особенности школьников: уровень, на котором излагается материал должен соответствовать возможностям его восприятия учащимися данного возраста (для младших школьников целесообразно проводить обзорные экскурсии или знакомство с музе­ем).

ПОДГОТОВКА ЭКСКУРСОВОДА К ЭКСКУРСИИ

Заключается в следующем:

ü Узнать у организатора экскурсии цель, содержание, план, методику её проведения.

ü Выяснить, как создать обстановку, в которой любая информация, даже о непрестижной профессии заинтересовала бы учащихся. Для этого надо изучить психологические закономерности усвоения знаний учащи­мися с учетом возраста, чтобы активизировать их познавательную де­ятельность, для управления их вниманием во время экскурсии. Экс­курсовод должен помнить, что активность мысли рождается, если уча­щийся во время экскурсии решает какую-либо задачу, проблему, прео­долевает какое-то затруднение. Поэтому перед учащимися заранее ста­вится задача, способ решения которой заложен в тех знаниях, кото­рые им предстоит усвоить во время экскурсии. Это повышает интерес к информации и экскурсия приобретает практический смысл.

ü Наметить способы управления вниманием, для чего экскурсовод ставит перед учащимися определенные задачи, разъясняет детали, дает ори­ентиры, отправные точки для наблюдения.

ü Наметить пути эмоционального воздействия на учащихся.

ü Определить содержание информационного материала, четко выделить самое существенное во воем объеме информации, не перегружая внима­ния учащихся второстепенными техническими подробностями, учесть вопросы к интересы учащихся.

ü Выделить незнакомые для учащихся понятия и продумать способы их объяснения, предварительно побеседовав по этому вопросу с классны­ми руководителями.

ü Составить план экскурсии (тема, цель, за­дачи, краткая характеристика знаний, которые должны получить учащиеся на экскурсии, последовательность проведения экскурсии).

ПРИМЕРНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В БУКЛЕТАХ

Возможно изложение информации по такой схеме:

1. Краткая история предприятия (организации, учебного заведения)

2. Выпускаемая продукция

3. Описание основных профессий и возможностей их получения

4. Потребности данного экономического района в квалифицированных кадрах

5. Жилищно-бытовые условия работников, культурно-массовая и спортив­ная работа коллектива (на многих предприятиях возрождена)

6. Перспективы развития предприятия (организации, учебного заведения)

Буклеты желательно иллюстрировать фотографиями.

Важно: В буклете, рекламном проспекте предприятия желательно разместить материал, который информировал бы также и о перспективах, открывающихся здесь для молодых кадров.

для выявления эффективности проведенной экскурсии

ДОРОГОЙ ДРУГ! Просим ответить на следующие вопросы, обводя кружком соответст­вующий твоему мнению номер ответа:

1. Понравилась ли тебе экскурсия

01 — да 02 — не совсем 03 — нет

2. Если нет, то почему? ________________________________

3. Желаешь ли ты освоить одну из профессий, специальностей, с кото­рой ты познакомился во время экскурсии?

01 — да 02 — не знаю 03 — нет

4. Какая из представленных специальностей пришлась тебе по душе? Назови её______________________________________

5. Узнал ли ты о ней что-нибудь новое для себя?

01 — да 02 — не совсем 03 — нет

6. Считаешь ли ты себя пригодным к этой профессии?

01 — да 02 — не совсем 03 — нет

7. Помогла ли экскурсия в выборе профессии?

01 — помогла выбрать профессию

02 — получил(а) существенную дополнительную информацию

03 — получил (а) сведения, заставляющие задуматься о правильности выбора

04 — полезной информации не получил (а)

05 — что-то иное________________________________________

8. Ваши предложения по улучшению проведения экскурсии _______________________________________________ ______________________________________________________________

Благодарим за ответы!

ПРИМЕРНЫЙ План ОТЧЕТА УЧАЩИХСЯ ОБ ЭКСКУРСИИ НА ПРЕДПРИЯТИЕ

1. На каких участках, в каких цехах предприятия вы были? Опиши, что тебе запомнилось: а) (машины и механизмы); б) характер работы; в) передовики производства.

2. Что происходит с деталью (сырьем, полуфабрикатами) в процессе ее обработки (сборки и т. д.) на данном участке производства?

3. Какими профессиями, специальностями владеют рабочие данного про­изводства? Какие из них больше тебе понравились и почему. Опиши одну из них. Какие качества необходимы для овладения ею и успешной работы по данной специальности? Есть ли у тебя эти качеств? Кого из передовиков производства вы узнали во время экскурсия?

4. Какую продукцию выпускает предприятие (цех), на котором вы побы­вали? Куда она поставляется и где находит применение в народном хозяйстве, быту?

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ

1. Описание процесса труда:

— содержание трудового процесса (что и как делает рабочий);

— инструменты, орудия труда, изделия;

— организация рабочего места, условия труда.

2. Человек в процессе труда:

— особенности здоровья, необходимые для данной работы, медицинские противопоказания;

— физические и психические качества требуемые для данной специаль­ности (особенности характера, темперамента, памяти, внимания, мыш­ления);

3. Требуемый уровень общей и специальной подготовки рабочего (рас­крыть на конкретных примерах).

4. Справочная информация об особенностях профессии:

— потребность в специалистах данной профессии на предприятиях, место и значение её в производственном процессе; связь с другими профес­сиями;

— где можно обучиться данной профессии, сроки и условия обучения;

— перспективы развития профессии, возможности повышения квалификации.

5. Как готовить себя к выбранной профессии?

6. Литература о профессии.

СХЕМА ОПИСАНИЯ ПРОФЕССИИ УЧАЩИМИСЯ

1. Наименование профессии ______________________________

2. Краткое описание отрасли ______________________________

3. Характеристика профессии:

а) содержание труда;

б) инструменты, орудия труда и место работы;

в) санитарно-гигиенические условия;

г) требования профессии к состоянии здоровья человека и его психофи­зиологическим особенностям;

д) необходимый уровень образования;

е) где можно приобрести данную профессию, специальность;

ж) перспективы и возможности роста;

з) на каких предприятиях работают по данной профессии?

Для более подробной характеристики воспользуйтесь схемой анализа профессий (Приложение 14)

для учащихся, посетивших предприятие

1.Какая профессия (специальность) данного предприятия тебе нравится?

2.Кем ты хочешь стать?

3.Укажи, почему? __________________________________

4. Что ты узнал об избираемой профессии (содержание, орудия, усло­вия труда, требования данной профессии к человеку?)_______________________________________________

5. Считаешь ли ты себя пригодным для данной профессии

01 — да 02 — нет 03 — затрудняюсь ответить

6. Как ты готовишься к данной профессии? ________________________________________________________

7. С представителем какой (каких) профессии(ий) ты бы хотел встре­титься?________________________________________

8. О какой профессии ты бы хотел узнать подробнее?______________________________________________

Анкетирование по этой анкете целесообразно провести с теми уча­щимися, у которых появился интерес к данному предприятию. В по­следующем с ними следует проводить целенаправленную профориентационную работу, создав группы по интересам.

для учащихся школы, посетивших предприятие

1. Фамилия, имя, отчество ________________________________

2. Школа ___________________________ класс______________

3. По какой профессии работают твои родители? ________________________________________________________

4. Какие профессии тебе больше всего нравятся?______________

5. По какой профессии ты бы хотел работать на данном предприятии?____________________________________________

6. Что тебе понравилось на этом предприятии?

для учащихся младших классов, посетивших предприятие

I. Что тебе запомнилось в ходе экскурсии_____________________

2. Появился ли у тебя интерес к какой-либо профессии этого предприятия_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. О какой профессии ты бы хотел узнать подробнее___________

СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ ПРОФЕССИИ

1. Социально-экономические особенности

1. Историческая справка о профессии.

2. Перспективность, престижность, распространенность профессии в от­расли и в народном хозяйстве.

3. Роль и место профессии в производственном процессе.

4. Необходимый общеобразовательный уровень.

5. Пути профессионального обучения, возможность овладения смежными специальностями.

6. Требования к общеобразовательной и специальной подготовке. Харак­теристика учебного заведения и условия поступления, длительность обучения и уровень полученной квалификации. Перспектива роста и продвижения по службе.

7. Система оплаты труда: сдельно-премиальная, повременная и т. д

8. Заработная плата, премии.

2. Социально-психологические особенности

1. Процентный состав работающих (мужчин, женщин).

2. Преобладающий возраст (лет).

3. Форма организация труда.

4. Работа коллективная (бригадная) или индивидуальная:

— исполнительская и организаторская деятельность

— контакты с руководителями и равными себе

— умеренные контакты с постоянным кругом лиц.

3. Характеристика производственной деятельности

1. Содержание работы. Типы совершаемых трудовых операций. Преобладаю­щие типы деятельности. Степень самостоятельности, новизны.

2. Описание рабочего места.

3. Уровень механизации.

4. Физическая нагрузка.

7. Физическое и интеллектуальное напряжение (зрительное, слуховое мускульное, нервное).

8. Деятельность (умственная, физическая, творческая, исполнительская, монотонная, дистонная).

9. Необходимые знания.

10. Необходимые умения и навыки.

4. Санитарно-гигиенические условия

1. Условия работы:

— в закрытом помещении

— на открытом воздухе

— под землей, под водой

— температура воздуха: зимой не ниже__________; летом не выше_________________________________________________

3. Основные виды профвредностей:

— скорость движения воздуха

— концентрация вредных веществ а воздушной среде

— наличие неприятных запахов

4. Возможность производственных травы.

5. Профессиональное заболевание.

1. Ручные (простые и механизированные орудия труда)

2. Механическое, машинное (в том числе транспортное) оборудование с ручным управлением.

3. Автоматизированное и автоматическое оборудование или оборудование для обеспечения длительных или непрерывных технологических про­цессов.

4. Функциональные орудия. Выразительные средства поведения, речи, правила решения практических и теоретических задач.

6. Режим труда и отдыха

1. Сменность работы.

2. Продолжительность очередного отпуска.

3. Продолжительность рабочей недели.

4. Продолжительность рабочего дня.

7. Требования, предъявляемые профессией к человеку

1. Характеристика различных видов восприятия в профессиональной дея­тельности: острота и точность зрительного восприятия; острота и точность слухового восприятия; точность тактильных я двигательных ощущений и восприятий; правильное восприятие статичных и движущих­ся объектов и т. д.

2. Моторные (двигательные) действия: их сила, точность, скорость, темп, ритм, координация движений, скорость реакции.

3. Интеллектуальная сфера: особенности внимания (устойчивость, сосре­доточение или распределение; объем внимания (произвольное, непро­извольное); особенности памяти (механическая, смысловая, преоблада­ние процессов узнавания, точного воспроизведения, сложного припоми­нания, быстрота запоминания, память кратковременная, долговременная, слуховая, двигательная, зрительная); наблюдение а профессиональной деятельности; мышление (репродуктивное или творческое, образ­ное или словесно-логическое, практическое, оперативное, теоретическое, контроль).

4. Эмоционально-волевые качества личности: самообладание при дейст­вии сильных неожиданных раздражителей, в других напряженных ситу­ациях; выносливость (психическая, физическая); уравновешенность (ровный характер и настроение, спокойствие в общении с людьми, сдержанность, собранность); решительность, настойчивость, уверенность в себе, смелость, способность к риску, способность преодолевать сон­ливость, склонность к однообразной и дистонной работе.

5. Деловые качества: инициативность, любознательность, энергичность, самостоятельность, организованность, трудолюбие, дисциплинирован­ность, ответственность, принципиальность, правильная самооценка.

6. Моральные качества: справедливость, честность, тактичность, чут­кость, отзывчивость, заботливое и внимательное отношение к людям, доброжелательность, коллективизм.

7. Физическое развитие: телосложение, достаточная мышечная сила, зре­ние (цветоощущение, острота, ориентировка в темноте, глазомер), слух, кожа (чувствительно-мышечная, температурная, потливость рук, сухость), обоняние, осязание.

8. Медицинские противопоказания: заболевания — терапевтические, нерв­ной системы, глазные, прочие заболевания.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ЭКСКУРСОВОДОМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИИ

1. Знакомство с профессией и подготовка к ней.

История развития профессии. Потребность в профессии. Значение её в наши дни для народного хозяйства края, для общества в целом. Связь этой профессии с другими профессиями. Учебные заведения, в которых можно приобрести специальность. Условия приема и значение учебы. Характер обучения в профессионально-технических учебных заве­дениях.

2. Содержание труда по специальности.

Внешнее содержание трудового процесса: задание; материал, сырье, с ко­торым работают; средство; ход; распределение и результаты труда. Внутреннее содержание процесса: знания, навыки.

Характер и условия труда: под открытым небом, в помещении, с людьми, с животными, с техникой; требует ли физического напряжения и проч. должность, штаты, рабочее место, которое можно занять.

3. Требования к человеку.

Моральные, психофизиологические качества. Образованность, опыт. Медицинские и психологические противопоказания.

4. Социально-экономические особенности профессии. Условия труда (время работы, охрана труда, отпуск и проч.). Заработок, система опла­ты труда, рост доходов. Социальное обеспечение, деятельность профсою­зов. Жизненные и трудовые перспективы работников данной профессии. География профессии (местность, где работают специалисты данной про­фессии и где на них особый спрос).

Литература о данной профессии. Периодическая печать. Отдельные издания.

Схема анализа профессий

1 — животные, растения (природа)

4 — техника, транспорт

5 — знаковые системы

6 — художественный образ

1 — контроль, оценка, диагноз

6 — собственное развитие

1 — ручные и простые приспособления

4 — функциональные (речь, зрение, мимика, слух)

5 — теоретические (знания, способ мышления)

6 — переносные или стационарные средства

1 — бытовой микроклимат

2 — большие помещения с людьми

3 — обычный производственный цех

4 — необычные производственные условия (влажность, температура, стерильность)

5 — экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)

6 — работа на открытом воздухе

7 — поза (сидя, стоя, в движении)

8 — домашний кабинет

Характер общения в труде

1 — минимальное общение (индивидуальный труд)

2 — клиенты, посетители

3 — обычный коллектив (один состав работников)

4 — работа с аудиторией

5 — выраженная дисциплина (субординация)

3 — за жизнь и здоровье людей

4 — невыраженная ответственность

1 — большая зарплата

4 — изысканные отношения, встречи со знаменитостями

5 — частые командировки

Требуемый уровень образования

1 — без специального образовали

3 — среднее специальное образование (ССУЗ)

4 — высшее профессиональное образование (ВУЗ)

5 — ученая степень

Профориентационная экскурсия 3

Планирование экскурсии 5

Содержание экскурсии 6

ПРИЛОЖЕНИЕ I. Подготовка учащихся к экскурсии 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Требования к экскурсоводу 9

ПРИЛ0ЖЕНИЕ 3.Подготовка экскурсовода к экскурсии 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Примерная последовательность изложения информации в буклетах 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Анкета для выявления эффективности проведенной экскурсии 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Примерный план отчета учащихся об экскурсии на предприятие 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Описание профессии учащимися 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Схема описания профессии учащимися 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Анкета для учащихся, посетивших предприятие 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Анкета для учащихся школы, посетивших предприятие 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Анкета для учащихся младших классов, посетивших предприятие 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Структура описания профессии (для экскурсоводов) 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 13. Примерные вопросы для раскрытия экскурсоводом содержания профессии 20

Источник

Оцените статью