- Мир науки
- Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
- География — рефераты, презентации, шпаргалки, лекции, семинары, конспекты
- Проблемы транспортного комплекса России
- Основные транспортные проблемы России
- Проблемы развития транспортного комплекса России
Мир науки
Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
География — рефераты, презентации, шпаргалки, лекции, семинары, конспекты
Проблемы транспортного комплекса России
Большая часть проблем связана с изменением географического положения России.
Страна оказалась без необходимого числа портов. К Украине и странам Балтии отошли самые крупные портовые комплексы. Мощности оставшихся портов обеспечивают немногим более половины потребностей страны. Две трети портов не могут принимать крупнотоннажные суда, многие российские морские порты замерзающие, что также затрудняет их работу. Требует обновления и сильно обветшавший парк судов (значительная часть судов имеет почтенный возраст, насчитывающий десятки лет).
Многие жизненно важные магистрали страны своими отдельными участками оказались на территории соседних государств. Например, на территории Казахстана оказались отрезки Транссибирской, Южно- и Среднесибирской железнодорожных магистралей. Возникает необходимость строительства новых дорог, чтобы главные транспортные пути находились в пределах нашего пространства.
При автодорожном строительстве в нашей стране первостепенное внимание уделялось магистральным дорогам и недостаточное — местным (внутрирайонным, сельским и т. д.). В результате бездорожья многие населенные пункты остались отрезанными от других районов страны. Связать каждый населенный пункт с единой транспортной системой страны — актуальная задача современности.
С увеличением числа автомобилей в крупнейших городах России в последние годы возникли серьезные экологические проблемы. Автомобильный транспорт — сильнейший загрязнитель окружающей среды, в ряде городов он дает до 90% вредных выбросов в атмосферу, поэтому необходимо принимать срочные меры, направленные на снижение вредных выбросов автотранспорта.
Источник
Основные транспортные проблемы России
Прибавина Татьяна Александровна, заместитель начальника отдела изучения проблем информационных технологий Центра информационных и компьютерных технологий Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, подполковник полиции.
Полесико Наталья Николаевна, научный сотрудник отдела изучения проблем информационных технологий Центра информационных и компьютерных технологий Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, капитан полиции.
Статья затрагивает вопросы организации дорожного движения как одну из основных проблем современной России, причем не только внутри страны, но и в масштабах мирового сообщества. В частности, рассматриваются и анализируются основные транспортные проблемы крупных городов, удаленных территорий страны, вопросы безопасности дорожного движения, нормативно-правовая база регулирования указанных вопросов. Статья может быть интересна специалистам в области транспортного сообщения страны, в том числе сотрудникам подразделений органов внутренних дел, отвечающих за организацию безопасности дорожного движения, а также рядовым участникам дорожного движения.
Ключевые слова: транспортные проблемы России, государственная транспортная политика России, безопасность дорожного движения, транспортная полиция, суверенитет Российской Федерации.
The main transport problems of Russian
T.A. Pribavina, N.N. Polesiko
Pribavina Tatyana Aleksandrovna, deputy head of Studies Information Technology Center of Information and Computer Technology All-Russian Institute for Advanced Studies Russian MVD, police Lieutenant Colonel.
Polesiko Natalya Nikolaevna, researcher at the Department of Information Technology Studies Center of Information and Computer Technology All-Russian Institute for Advanced Studies Russian MVD, Police Captain.
The article touches upon the issues of organization of road traffic as one of the main problems of modern Russia, not only in the country but throughout the world community. In particular, the author considers the main transportation problems of big cities, to the remote areas of the country, issues of road safety, normative-legal base of regulation of these issues. Article may be interesting for specialists in the field of transport of the country, including the employees of the departments of the interior, responsible for the organization of road safety, as well as ordinary participants of traffic.
Key words: transport problems of Russian, state transport policy of Russia, road safety, transport police, the sovereignty of the Russian Federation.
Россия в настоящее время испытывает те же проблемы в области дорожного движения, что и другие развитые страны мира, — это низкая пропускная способность дорожной сети, ее качество, которое ниже всякой критики, неграмотное стратегическое планирование развития, в первую очередь в крупных городах. К тому же, если внимание проблемам организации дорожного движения в Европе начали уделять значительно раньше, чем в России, — достаточно вспомнить, что 20 — 25 лет назад для СССР слово «пробка» обозначало явление «не из нашей жизни»: в силу малого количества личного автотранспорта улицы и дороги были достаточно свободны даже в Москве.
Но одновременно с общими цивилизационными проблемами, с которыми сталкиваются все страны мира в области транспорта, у России есть специфические проблемы, доставшиеся нам из 90-х годов XX века, когда кардинальное реформирование всех сфер жизни государства наложилось на разрушение сложившихся за советское время механизмов управления и хозяйствования, устойчивых производственных, торговых, инфраструктурных, и в их числе транспортных, связей.
Как верно отмечает в своем диссертационном исследовании Ю.Ф. Голиусов, «утрата статуса супердержавы обернулась для России значительным упадком ее международного влияния, резким повышением рисков и угроз ее национальной безопасности, снижением возможностей защиты и продвижения за рубеж национальных интересов. Возрастание геополитических рисков проявилось и в приближении государственных границ к жизненно важным центрам России. Возникли множественные потенциальные угрозы сухопутным, воздушным, морским транспортным каналам. На политическое позиционирование страны стали оказывать существенное влияние экономически мало освоенные и удаленные российские территории. Плохо связанные транспортно или вообще оторванные от индустриального центра они вызывают нездоровый интерес у перенаселенных соседей. Целостность экономического пространства страны, крепость связей между ее регионами в гораздо большей мере, чем ранее, стали зависеть от уровня развития транспорта. В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт все больше становится инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе» [1; 2 — 3].
Таким образом, государственная транспортная политика является важнейшим фактором, в том числе, и национальной безопасности России.
Конечно же, для России основные транспортные проблемы — это проблемы транспортной доступности удаленных территорий страны, состояние качества дорог и принимающие иногда почти катастрофические размеры транспортные трудности больших городов.
Так, Москва — это огромный мегаполис, с большим количеством разнообразных транспортных средств, людей, плотной застройки и нехваткой дорожного полотна и тротуаров для пешеходов, которые в будни, как правило, заставлены машинами. В последнее время набирают силу процессы, связанные с тем, что работающее население переселяется в пригороды, что приводит к объединению их транспортно-дорожных сетей с пространством «основного» города.
Что же касается общей ситуации на дорогах, то она, к сожалению, по-прежнему остается довольно сложной. Но, несмотря на все трудности, нам удается сохранять контроль над обстановкой и добиваться дальнейшего снижения числа ДТП. Большую роль, конечно же, сыграла Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» [3], благодаря которой за это время уже удалось сохранить большое число человеческих жизней, в том числе жизней детских.
Готовится к реализации новая национальная стратегия повышения безопасности дорожного движения, которая станет частью профильной Федеральной целевой программы на 2013 — 2020 годы.
27 октября 2012 года подписано распоряжение Правительства N 1995-р, которым утверждена Концепция Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» [2]. В ней сказано, что предельный (прогнозный) объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета составит 48700 млн. рублей.
Среди проблем транспортных систем городов одной из ключевых в настоящий момент для России является нормативно-правовая база, ибо грамотная и полноценная правовая база — это основа успеха транспортной политики.
Основные проблемы функционирования транспортных систем городов едины для всех. Их можно систематизировать и разделить на объективные и субъективные проблемы.
Среди объективных проблем можно назвать: рост уровня автомобилизации населения; увеличение интенсивности использования индивидуального транспорта; снижение эффективности городского пассажирского транспорта; увеличение потребности жителей города в перемещениях; диспропорции между уровнем автомобилизации и темпами дорожного строительства; градостроительные и планировочные проблемы развития в первую очередь городских территорий.
Субъективные проблемы — это несовершенство системы организации и управления развитием дорожно-транспортного комплекса; недостаточная законодательная база на местном и региональном уровне в области управления транспортной системой города, региона; недостаточная информационная составляющая при принятии управленческих решений; недостатки финансирования развития дорожных сетей и транспортной инфраструктуры; нерешенность имущественных вопросов и вопросов разграничения прав собственности и управления объектами транспортной инфраструктуры; негативное влияние человеческого фактора.
Все имеющиеся проблемы можно условно разделить на следующие категории:
- мероприятия, находящиеся в зоне ответственности транспортной полиции;
- мероприятия в области развития транспортного каркаса столицы;
- мероприятия в области общественного транспорта;
- мероприятия в области системы управления развитием транспортной системы;
- мероприятия в области управления доступом к инфраструктуре;
- мероприятия в области интеграции транспортной системы с другими системами;
- мероприятия в области развития системы управления движением.
Продолжается и набирает свои обороты процесс, когда основные общероссийские транспортные пути, которые формируют опорную транспортную сеть государства, становятся частью международных транспортных сетей. И это дает возможность не только осуществлять выбор оптимальных маршрутов передвижения людей и товаров, повышать скорость их доставки, но и обеспечивать надежность и эффективность названных перевозок, что сейчас становится чрезвычайно актуальным при определении национальной транспортной политики и продвижении российских интересов в общемировое экономическое и политическое пространство и немаловажным фактором защиты территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации. В этой связи успешное решение транспортных задач представляется вкладом в превращение России в современное цивилизованное государство, в безопасность общества в целом и конкретных граждан в частности.
Разрешение имеющихся проблем невозможно без согласованных организационных, правовых, экономических и политических усилий всех заинтересованных ведомств, включая МВД, органы федеральной власти, власти субъектов Федерации, органы местного управления, граждан, разнообразные дорожно-строительные, научно-исследовательские и иные учреждения и организации.
Источник
Проблемы развития транспортного комплекса России
Транспорт является одной из важнейших составляющих экономики страны. Он связывает между собой различные районы, предприятия и отрасли народного хозяйства. играет огромную роль при размещении предприятий, заводов и является важным условием рационального расположения производства. Особенное значение транспорт имеет для России, так как именно на такой обширной территории для единства и целостности государства необходима развитая транспортная система.
В России транспортная система представляет собой 940 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, включая 754 тыс. км дорог с твердым покрытием; 87 тыс. км железных дорог (второй по величине показатель в мире после США), 102 тыс. км внутренних водных путей, а также 1 115 тыс. км воздушных трасс, включая 915 тыс. км внутренних воздушных линий.
Важнейшим видом транспорта в России является железнодорожный. Он эффективен при перевозках на дальние расстояния и может использоваться в любых климатических условиях, что делает его ведущим видом транспорта на территории Российской Федерации. На железнодорожный транспорт приходится 56‚7 % грузооборота страны и 33.7 % пассажирооборота.
Автомобильный транспорт в нашей стране развит довольно слабо. 0 чем свидетельствует высокий уровень изношенности большого количества автомобильных дорог, стремительное старение автопарка. Одним из важнейших показателей развития транспорта страны является состояние автомобильных дорог.
В России до сих пор не сформирована опорная сеть автомобильных дорог федерального значения, которая соединяет все ее регионы. Только 38 % федеральных автодорог соответствует нормативным требованиям. Во многих районах страны развитие дорожной сети находится на низком уровне: лишь одна треть дорог имеет твердое покрытие. Это способствует тому, что более 10 % населения страны в осеннее-весенний период становятся отрезанными от транспортной сети.
Наличие рек и морей в России делает популярным использование водного транспорта. Морской транспорт применяется чаще всего при перевозке грузов, речной — используется реже, основной причиной этого является покрытие льдом рек в зимний период.
Недостаточные производственные мощности морских и речных портов способны переработать лишь 54 % грузов, готовых к перевозке. Из-за недостаточных глубин около 60 % портов не могут принять крупнотоннажные суда, к недостаткам также можно отнести нерациональность структуры российского транспортного флота.
Развитие воздушного транспорта является одним из важнейших показателей оценки научно-технического потенциала страны. В России в процессе экономических реформ в 2.5 раза сократилось число действующих аэропортов и аэродромов гражданской авиации, преимущественно за счет региональной авиации.
Во многих субъектах России сегодня отсутствует сеть местных авиалиний. В результате этого сформировалась сеть пассажирских авиалиний, при которой большая часть подобных перевозок приходится на г. Москву. Воздушный транспорт России характеризуется низким уровнем технической укомплектованности наземной базы. высокой степенью износа основных фондов.
Транспортная система Российской Федерации имеет различный уровень развития в разных регионах страны. Показатель обеспеченности путями сообщения по общей длине и по плотности различается по регионам более чем в 10 раз.
Существуют различия и в структуре грузовых перевозок, в зависимости от специализации региона. Слабое развитие имеет транспортно-логистическая система, нерационально используются временные и территориальные ресурсы.
К важнейшим недостаткам транспортной системы России относится ее низкие технический и технологический уровни. Современные технологии не используются повсеместно, объекты инфраструктуры нуждаются в реконструкции и строительстве. парки подвижных составов и другой техники обновляются медленными темпами. Износ основных фондов иногда достигает 70 %‚ транспортные средства эксплуатируются на критическом уровне. на много лет превышая нормативный срок службы.
Вследствие этого возникает проблема безопасности транспортной деятельности. Низкий уровень безопасности перевозок характерен для воздушного и автомобильного транспорта, что способствует снижению конкурентоспособности российских транспортных компаний.
Для транспортного комплекса важной является проблема загрязнения окружающей среды.
Помимо химического. существуют шумовое и тепловое загрязнения. Основным источником загрязнения атмосферы городов является автомобильный транспорт, в целом по стране на него приходится 40 % от общей доли вредных выбросов.
Без решения главных проблем транспортной системы невозможно развитие экономики страны. Необходимо наладить согласованную работу различных видов транспорта между собой и с хозяйственными отраслями. Развитие транспортного комплекса является одной из приоритетных задач роста российской экономики и повышения уровня жизни населения.
Основными нормативными документами, которыми регламентировано решение назревших проблем транспортной отрасли, являются «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. в. основанная на прогнозах экономического развития страны в долгосрочном периоде с учетом политики ВТО и Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России». Два этих документа определяют приоритетные направления развития транспортного комплекса страны на долгосрочную перспективу.
Так, например, реализация транспортной стратегии Российской Федерации позволит к 2030 т. достичь следующие цели:
· сформировать целостное транспортное пространство страны за счет организации эффективной транспортной инфраструктуры;
· на уровне потребностей развития экономики России организовать качественную и доступную транспортно-логистическую систему грузовых перевозок;
· стандартизировать качество и обеспечить доступность транспортных услуг населения;
· реализовать транзитные возможности страны. интегрировать в мировое транспортное пространство;
· снизить негативное воздействие транспортной системы на окружающую среду;
· повысить уровень безопасности транспортной отрасли.
Первостепенной задачей транспортной стратегии является создание единого центра координации транспортной системы, который позволит избежать ее разбалансировки. Планируется переход к полицентрической модели пространственного развития страны, что предполагает перемещение транспортных потоков из крупнейших городов в другие регионы.
Качественно новым направлением в процессе реализации транспортной стратегии является взаимодействие государства с частным сектором, приоритетным способом слияния государственных и частных капиталов при реализации проектов, связанных с развитием транспортной инфраструктуры, является механизм государственно-частного партнерства (ГЧП).
Примером реализации механизма ГЧП может служить строительство морских терминальных комплексов, платных автомобильных магистралей, реконструкция аэропортовых комплексов, железнодорожное строительство в районах освоения новых месторождений полезных ископаемых, развитие городского пассажирского транспорта.
В настоящее время развитие отдельных участков транспортной инфраструктуры происходит косвенно, за счет инвестирования в объекты, требующие развития транспортной системы для их обслуживания. Например, стимулом для привлечения инвестиций в дорожную инфраструктуру стали и форум АТЭС, Универсиада в Казани и подготовка к Олимпийским играм в Сочи,
По данным Министерства транспорта РФ с 2009 г. в рамках реализации транспортной стратегии реконструировано и заново построено более 26 тыс. км автомобильных дорог регионального и федерального значения, ремонту подверглись около 140 тыс. км.
На железнодорожном транспорте грузооборот комплекса вырос за последние 5 лет более чем на 38 % и достиг уровня 2.9 трлн ткм. Пассажирооборот превысил 570 млрд пасс.-км. Окончено строительство крупных инфраструктурных объектов, среди которых организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Хельсинки.
На воздушном транспорте окончены работы по реконструкции и строительству взлетно-посадочных полос более чем в 25 аэропортах. В различных городах России построено более 10 терминальных комплексов.
На морском транспорте объем грузоперевозок составил примерно 587 млн т. что примерно на 45 % превысило максимальный объем отгрузки всеми портами Советского Союза в 1988 г. Российские порты увеличили долю грузов российской внешней торговли с 55 до 87 %.
Таким образом. уже сейчас можно оценить масштабы реализации Транспортной стратегии и оценить их эффективность. Положительные изменения, происходящие в транспортной системе в результате реализации стратегии. неизбежно приведут к улучшению экономических показателей страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Транспортный комплекс является важным связующим звеном в экономике в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона. Стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, налаживание условий поставщиков транспортного комплекса — транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности и др.
Данная контрольная работа была направлена на рассмотрение состава транспортного комплекса Российской Федерации, его размещение и анализ проблем его развития. Поставленные цели при написании контрольной работы были выполнены.
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 1211 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник