- Россия и СНГ: проблемы взаимоотношений
- Характеристика отношений России к СНГ (Содружеству Независимых Государств). Подход высших эшелонов власти к вопросам взаимного сотрудничества. Российско-украинские отношения в системе СНГ. Отношения с другими членами СНГ, основные проблемы региона.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- россия сотрудничество независимый государство
- 2. Россия и Украина
- 3. Отношения с другими членами СНГ. Проблемы региона
- Подобные документы
- Россия и страны СНГ: проблемы взаимоотношений.
Россия и СНГ: проблемы взаимоотношений
Характеристика отношений России к СНГ (Содружеству Независимых Государств). Подход высших эшелонов власти к вопросам взаимного сотрудничества. Российско-украинские отношения в системе СНГ. Отношения с другими членами СНГ, основные проблемы региона.
Рубрика | Политология |
Вид | эссе |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.12.2016 |
Размер файла | 20,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Общественные науки»
по дисциплине: «Политология»
Тема: «Россия и СНГ: проблемы взаимоотношений»
Выполнил (а): Джиоева Алина Владимировна
Номер курса, группы: 1 курс, группа 1-ВМ
Научный руководитель: к.и.н., доцент Бетанов Виктор Торисович
Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимает важное место во внешнеполитической деятельности российского правительства. В 1993 году в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. С начала образования роль СНГ России в нём ограничивалась, в основном кругом военных проблем, проблем положения русских, манипулированием поставкой российской нефти и газа и т.п.
Многие специалисты в области международных отношений наиболее оптимальным считают сценарий, при котором стратегия модернизации России и всего постсоветского пространства гармонизируется. Прагматичные дипломаты полагают, что императивным для успеха диалога России с партнерами по СНГ выступает восприятие последних в качестве равноправных субъектов международного общения.
Обнадеживающим фактом интеграционных импульсов России в СНГ можно считать Указ Президента России, в котором четко определен стратегический курс во взаимоотношениях с членами Содружества (Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном) на более тесную интеграцию. Важным шагом на этом пути является заключение таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. Активизировалась торговля между странами СНГ.
Российское правительство стремится сохранить интеграционные связи. По его инициативе был создан межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между Россией, Беларусью, Казахстаном и другими государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. В то же время межгосударственные отношения России с бывшими республиками СНГ складываются не всегда благоприятно. До сих пор нет единого мнения в отношении Черноморского флота, Крымского полуострова, русскоязычного населения, территориальных проблем и т.д. Однако вопросам урегулирования экономических, политических, социальных проблем России и стран СНГ уделяется российским правительством неослабное внимание. Его усилия направлены на достижение стабильности и благополучия всех народов СНГ.
россия сотрудничество независимый государство
К настоящему времени сформировались две концепции отношений России со странами ближнего зарубежья. Первая исходит из целесообразности формирования тесных интеграционных связей, выгодных как для России, так и ее партнеров, с учетом изменения геополитической обстановки, необходимости согласованной структурной перестройки экономики, сохранения кооперационного сотрудничества. Вторая концепция ориентирует на экономическое размежевание и обособление России из-за опасения экономического иждивенчества со стороны партнеров и притормаживания процессов рыночных реформ в России. Во многих странах ближнего зарубежья противники тесного взаимодействия с Россией, ее попыток навязать свои условия поставок, расчетов, динамики хозяйственных реформ.
Подход высших эшелонов власти к вопросам взаимного сотрудничества резко изменился после пессимистических оценок перспектив Содружества, характерных для конца 1992 — начала 1993 годов. Руководство всех стран СНГ заговорило о необходимости создания экономического союза (или сообщества), скоординированной экономической политики. Причин, как представляется, здесь несколько.
Во-первых, быстро ухудшается экономическое положение большинства государств Содружества, причем в немалой степени вследствие разрыва хозяйственных связей, неурегулированности валютно-финансовых отношений, механизма расчетов и ценообразования. Действия России по защите собственного рынка, главным образом, установление в торговле с этими государствами таможенных пошлин на энергоносители и важнейшие сырьевые товары, дополнительно создают для них немалые экономические осложнения — поднимают цены на эти ресурсы до уровня мировых.
Во-вторых, окончательно развеялись иллюзии о возможности будучи экономически самостоятельными быстро решить свои проблемы, наполнить рынок и успешно осуществить реформы с учетом национальной специфики.
В-третьих, более трезвым стало понимание роли ожидаемой помощи со стороны развитых государств мира и международных экономических группировок. В этих условиях не могло не усиливаться осознание необходимости нормализации экономических взаимоотношений, принятия законодательных мер, которые позволили бы воссоздать некогда единое экономическое пространство, но уже на новой, рыночной основе.
2. Россия и Украина
Российско-украинские отношения складываются в системе СНГ носят переменчивый, даже противоречивый характер. Став независимым государством после распада СССР Украина переживает довольно ощутимый политический и социально-экономический кризис. В последние годы под флагом программы жесткой экономии и смелого пакета реформ страна предпринимает усилия с тем, чтобы привести в порядок свою экономику и обеспечить себе место на мировой арене.
Учитывая бедственное положение украинского народа Россия оказывает реальную помощь, особенно в топливно-энергетическом комплексе. Запад предлагает в основном моральную поддержку, а финансовая его помощь до сих пор была мизерной. Европейский союз сопровождает свои предложения о помощи жесткими условиями, включая требование о закрытии Чернобыльской атомной электростанции, которая обеспечивает дешевой энергией 5% населения страны. Многие товары украинского экспорта не допускаются в Западную Европу, и некоторые украинцы считают это согласованной политикой, цель которой заставит Украину оставаться в орбите России.
В тоже время у части населения Украины бытует мнение, что Россия все еще стоит на пути независимости Украины. Примечательно то, что антироссийские настроения усилились после поражения России в первой чеченской войне. Официальная российская политика поддерживает суверенитет Украины, но многие россияне продолжают считать Украину частью своей страны — в культурном, политическом и экономическом планах и наоборот. Большая часть населения Украины связывает поднятие экономики своей страны с Россией и другими странами СНГ.
В этих условиях Россия продолжает оказывать Украине экономическую помощь, хотя между Россией и Украиной существуют разногласия по ряду проблем. В частности, по Черноморскому флоту, по оплате Украинской задолженности за газ, нефть и нефтепродукты и т.д. И в условиях таких сложных отношений Украины с Россией, Западная Европа не готова еще принять Украину как соседа. «В данный момент, официальная позиция Европейского союза заключается в том, чтобы провести линию к югу от Балтики», говорит посол Евросоюза на Украине Морено. По одну сторону этой линии находится Польша, прибалтийские страны, Чешская Республика и другие кандидаты в члены Евросоюза, Украина и другие страны бывшего СССР находятся по другую строну линии. В то время как США и Германия, условно поддерживают реформы на Украине, Франция, Англия и Италия занимают выжидательную позицию.
Разрыв традиционных связей России и Украины имеет негативные последствия для народного хозяйства обеих стран. Снизились не только количественные показатели, характеризующие эти связи; разрыв отрицательно сказался на многих сторонах жизни. Так, например, украинская энергосистема была отсоединена от российской в результате того, что в электрических сетях Украины «заплясала» частота, опасно отклоняясь от положенных 50 герц то в большую, то в меньшую сторону. Специалисты АЭС забили тревогу — оборудование на станциях стало катастрофически изнашиваться, отклонение на десятые доли герца могло вывести из строя энергоблоки, что привело бы энергосистему страны к разрушению. Соответственно отреагировали на качество электроэнергии и страны, покупавшие ее у Украины, — Болгария, Румыния, Чехия отказались от импорта. В результате Украина лишилась многих миллионов долларов, которые она получала от этой торговли.
Курс на укрепление содружества совсем не означает, что России и Украине нужно замкнуться только в рамках СНГ. Необходимо и дальше развивать отношения и с другими странами, особенно с соседями. Важно, чтобы внешнеполитический курс этих государств или международных государств не противоречил долгосрочным интересам и России, и Украины.
3. Отношения с другими членами СНГ. Проблемы региона
В Астане (Казахстан) главами пяти государств — Белоруссии, России, Киргизии, Казахстана и Таджикистана — был подписан договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕЭС).
Деятельность ЕЭС будет направлена на решение задач в области внешнеторговой и таможенной политики; завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования; установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки; выработка согласованной позиции государств-членов во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями; создание унифицированной системы таможенного регулирования; создание общей платежной системы; формирование общего энергетического рынка.
Новое образование внутри СНГ — по крайней мере вторая попытка ввести на территории Содружества общую экономическую зону. Россия в течение нескольких лет тормозила реализацию другого громкого проекта — создание зоны свободной торговли в СНГ. Теперь та же идея, но с некоторыми оговорками будет реализовываться в рамках обновленного Таможенного союза. Это означает, что Россия готова менять свою позицию и идти навстречу партнерам по Содружеству. Москва даже решилась сохранить в рамках Евразийского сообщества безвизовый режим передвижения граждан. А ведь всего два месяца назад министр иностранных дел РФ Иванов заявлял о том, что Россия будет вводить визы для граждан всех стран СНГ.
В настоящее время отношения России с государствами СНГ продолжают развиваться. Россия стремится не только отстаивать свои прагматические интересы, но и максимально учитывать интересы членов Содружества. Регулярно проводились встречи глав государств (саммиты) и Межпарламентские ассамблеи СНГ.
В сферу стратегических интересов России входят независимые государства СНГ. Отношения с ними имеют первостепенное значение как в политико-экономической, так и в военной сферах. В странах СНГ Россия имеет освоенные рынки, где промышленная продукция и технический опыт РФ могут найти наибольший спрос и сбыт. Кроме того, Россия ощущает потребность в максимально возможной синхронизации процессов реформ в РФ и странах ближнего зарубежья как предпосылки для возрождающейся интеграции.
В долговременной перспективе с учетом российских стратегических интересов экономический союз этих стран оказался более выгоден, чем сепаратизм. Расширение военной интеграции в рамках СНГ, подтвержденное Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., рассматривается как одно из важнейших элементов укрепления национальной обороны и безопасности. Но на сегодня остаются нереализованными многие важные инициативы интеграции стран СНГ, в том числе по проекту евроазиатского экономического союза, Сообщества Суверенных Республик и др. Разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы служат серьезным препятствием на пути провозглашенного Содружества независимых республик.
Список использованной литературы
1. Арсланов Р. А. Курс лекций: «История Отечества.»/ Р. А. Арсланов, М. Н. Мосейкина // ред. А.В.Хорунжий
2. Мунчаев Ш.М. История Советского государства./ Мунчаев Ш.М., Устинов В.М.: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2002. — 704 с.
3. Терещенко Ю.Я. История России XX — начала XXI вв. / Терещенко Ю.Я.- Филологическое общество «Слово»; Ростов на/Д.: Изд-во «Феникс», 2004.- 448с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Первые контакты русских с Китаем. Российско-китайские отношения в различные исторические периоды. Основные направления российско-японского сотрудничества, проблема Курил. Особенности российско-корейских отношений, основные направления сотрудничества.
курс лекций [59,9 K], добавлен 20.10.2010
Высокая конфликтность российско-украинские отношений. Кризисное состояние двусторонних отношений в экономической сфере. Отношение к системе европейской безопасности — к НАТО. Нарастание разногласий между Россией и Украиной.
эссе [12,9 K], добавлен 12.02.2007
Установление дипломатических отношений между Российской Федерацией и Украиной в 1991 году после распада Советского Союза. «Многовекторный» геополитический курс Украины во время президентства Леонида Кучмы. Экономические и газовые отношения государств.
реферат [36,0 K], добавлен 03.12.2012
Содружество Независимых Государств: образование и основные стратегии развития. СНГ: стратегии хозяйственного и политического развития. Проблемы формирования СНГ как международно-политического региона, или есть ли будущее у СНГ?
курсовая работа [22,4 K], добавлен 30.11.2006
Современные международные отношения и внешняя политика. Место и роль России в современной системе международной политики. Основные приоритеты международной и внешней политики РФ. Актуальные проблемы, угрозы и вызовы России в международных отношениях.
контрольная работа [39,3 K], добавлен 20.11.2014
Источник
Россия и страны СНГ: проблемы взаимоотношений.
Билет №10
Россия и страны СНГ: проблемы взаимоотношений.
После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила вдоль своих «прозрачных» границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной. Было потеряно былое влияние на страны Центральной и Восточной Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и Варшавскому договору связывали свои планы на будущее с Европейским союзом и НАТО. Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и беженцев из соседних государств.
Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколько дистанцировались от России. Однако продолжалось это не долго, у каждой из этих стран появилось множество проблем, решить которые им было не под силу. Возникли и обострились вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове. В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За 1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках Содружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения).
Отношения на постсоветском пространстве становятся полноценными международными отношениями. В будущем расхождение траекторий развития отдельных стран (Грузии, Украины, Молдовы, Азербайджана) представляется неизбежным. К сожалению, СНГ, как многосторонняя организация и система коллективных договоров, оказалась по многим направлениям неэффективной структурой. Серьезным просчетом в деятельности СНГ прошедших лет можно считать чрезмерное увлечение интеграцией на межгосударственном и межотраслевом уровнях без должного внимания развитию объединительных связей на микроуровне. Предпринимательские и банковские структуры, являющиеся в рыночных условиях главными экономическими операторами, слабо вовлечены в интеграционную деятельность. Не созданы экономические и правовые условия, которые обеспечили бы их заинтересованность в работе на рынках друг друга. Не отработан механизм государственной поддержки такой деятельности, включая предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов, скидки в налогообложении.
Билет №11
Сперанский М.М. и Аракчеев А.А. – противостояние в концепции власти и управления.
Реформы М.М. Сперанского
Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем М.М. Сперанского (1772—1839). В отличие от членов Негласного комитета, бывших почитателями английских учреждений, Сперанский отдавал предпочтение французской системе. Сперанский считал, что к отмене крепостного права необходимо прийти в результате целой серии политических реформ.
В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому составить общий план государственных преобразований. Проект Сперанского предусматривал введение политических и гражданских свобод и некоторое ограничение самодержавной власти императора. В основе проекта преобразований М.М. Сперанского был заложен принцип разделения властей. Высшим законодательным органом должна была стать выборная Государственная дума, которая как бы венчала пирамиду волостных, окружных и губернских дум. Исполнительными органами, согласно проекту М.М. Сперанского, становились министерства, губернские, окружные и волостные управления, ответственные перед законодательными органами. Высшим органом независимой судебной власти выступал Сенат, которому подчинялись суды. При императоре создавался Государственный совет, который координировал работу высших государственных учреждений. Члены Совета не избирались, а назначались императором; Исключительное право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, в его руках сосредоточивалась вся полнота управления страной. Проект Сперанского означал превращение самодержавной монархии в конституционную.
Реформы Аракчеева А.А.
Второй период царствования Александра I (1815—1825) большинством историков характеризуется как консервативный в сравнении с первым — либеральным. Усиление консервативных тенденций и оформление жесткого полицейского режима связывается с деятельностью всесильного А.А. Аракчеева.
Аракчеевщина — политика реакции, система мер полицейского деспотизма для сохранения феодализма; насаждение военных поселений и палочной дисциплины в армии, подавление общественного свободомыслия и недовольства, значительное увеличение бюрократического аппарата.
С 1816 г. эти попытки были возобновлены и начались они, как это ни странно звучит, с организации военных поселений. Скупая у разоренных войной помещиков земли и крестьян, правительство сужало границы распространения крепостного права, ведь военнопоселенцы должны были стать, по сути, государственными крестьянами.
В 1816—1819 гг. по поручению императора канцелярия Аракчеева и Министерство финансов втайне подготавливали проекты освобождения всех крепостных крестьян, причем проекты достаточно радикальные, кое в чем опередившие Положение 19 февраля 1861 г. Аракчеев предлагал освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны.
Билет №12
Билет №13
Билет №14
«Политика военного коммунизма»: причины введения, основные черты и последствия для общественной жизни России.
«Военный коммунизм» – это система временных, чрезвычайных, вынужденных гражданской войной и военной интервенцией мер, в сумме определивших своеобразие экономической политики Советского государства в 1918-1920 гг. … Вынужденное проводить в жизнь «военно-коммунистические» меры, Советское государство осуществляло лобовую атаку всех позиций капитализма в стране… Не будь военной интервенции и вызванной ею хозяйственной разрухи, не было бы «военного коммунизма». Толчком для его проведения стало падение производства и нежелание крестьян, в основном середняков, наконец-то получивших землю, возможность развивать хозяйство, сдавать хлеб по твердым ценам.
1)жесткий контроль за всеми сферами экономики.2) нацинализация всех предприятий с капиллам вроде >500тыс.руб. 3) национализация торгового флота и внешней торговли; 4) создание комитев бедноты в деревне для изъятия зерна; 5) создание продразверсток(изъятие всех излишков у крестьян); 6) создание продовольственных отрядов для снабжения городов; 7) монополия на внутреннюю и внешнюю торговлю; 8) введение карточной системы; 9) введение всеобщей трудовой повинности от 16 до 50 лет; 10) милитаризация железных дорог; 11) введение трудовых армий.
Результаты оказались удручающими: обнаружившийся огромный дефицит товаров, создает благодатную почву для формирования и развития в России «чёрного рынка». Солдаты крестьяне были неквалифицированной рабочей силой, они спешили домой и вовсе не горели желанием работать.
Созданы социально-экономические условия для победы над интервентами и белогвардейцами. Удалось мобилизовать те незначительные силы, которыми располагали большевики, подчинить экономику одной цели – обеспечить Красную Армию необходимым вооружением, обмундированием, продовольствием.
Также итогом «военного коммунизма» стал неслыханный спад производства.
К зиме 1921 всеобщее недовольство «военным коммунизмом» достигло предела.
Тяжелейшее положение экономики, крах надежд на мировую революцию и необходимость каких-либо немедленных действий для улучшения положения страны и укрепления власти большевиков заставили правящие круги признать свое поражение и отказаться от военного коммунизма в пользу Новой Экономической Политики.
Билет №15
Боярская дума
Состав
В состав думы Московского государства входили только бояре в древнем значении этого слова, то есть свободные землевладельцы. Второй элемент, вошедший в состав боярской думы по мере уничтожения уделов, это — князья, делавшиеся советниками великого князя по своему званию князей, не нуждаясь вначале в особом назначении в чин боярина, так как считали свое звание выше боярского. Председательство в думе принадлежало царю, но он не всегда присутствовал; бояре решали дела и без него, окончательно или же их решения утверждались государем.
Полномочия
Права думы не были определяемы законом, а держались, как факт бытовой, на обычном праве. Боярская дума была учреждением, которое не отделялось от царской власти. Законодательными источниками были признаны государевы указы и боярские приговоры.. Относительно суда и администрации дума является не одною из инстанций, а органом верховной власти, указывающей закон подчиненным органам. В сфере администрации думе принадлежало право назначения центральных и местных правителей. Ведение текущих дел управления военного и поместного находилось под постоянным контролем думы, так же как и самые приказы.
Сенат
Состав
В состав сената первоначально входили девять высших сановников и президенты учрежденных коллегий. Кроме собственно сенаторов в сенате находилось еще довольно значительное количество лиц, облеченных специальными обязанностями. Таковы были: комиссары, обер-фискал, рекетмейстер, герольдмейстер и наконец, генерал-прокурор, обер-прокурор и прокуроры. От каждой губернии при сенате находилось по два комиссара.
Полномочия
На него был возложен: высший надзор в делах суда, финансов и администрации; главнейшей его обязанностью было сделано наблюдение за точным и единообразным исполнением закона. Ему принадлежала власть административная, судебная и отчасти даже законодательная. Мог издавать законы во время отсутствия государя.
Билет №16
Билет №17
В соревновании с капиталистическим миром СССР ценой многолетних усилий добился в 60-70 гг. ХХ в. паритета в военной области. А почему СССР не смог добиться паритета в области мирной экономики? Ведь то оружие, которое имела страна, могло быть произведено лишь при огромных достижениях в науке и технике, наличии высоких технологий.
Берлинский кризис 1961(берлинская стена) г. и Карибский кризис 1962 г. (размещение советских ракет на Кубе ) свел на нет все усилия СССР урегулировать отношения. На смену разрядки вновь пришла политика холодной войны — взаимного недовольства и подозрительности со стон СССР и США. Во второй половине 60 г. укрепление позиций СССР в социалистическом лагере и среди компартий третьего мира стало одной из главных задач для руководства страны.
На рубеже 60-70 гг. был достигнут военно-стратегический паритет между СССР и США , НАТО и ОВД. Равновесие укрепляло мир, обе стороны заявили о ненападении и неприменении ядерного оружия. Разрядка в международных отношениях была закреплена в 1975 г. руководителями 33 европейских государств. К ним присоединились США и Канада.
Почему: соц. система была тоталитарной, а данная система не может обеспечить успешное развитие всех сфер экономики государства. Если для военной области хватило сил и возможностей, то для мирной – нет. В тоже время административно-командная система проигрывает рыночной, которая и обеспечивает быстрое развитие.
Билет №18
Билет №10
Россия и страны СНГ: проблемы взаимоотношений.
После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила вдоль своих «прозрачных» границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной. Было потеряно былое влияние на страны Центральной и Восточной Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и Варшавскому договору связывали свои планы на будущее с Европейским союзом и НАТО. Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и беженцев из соседних государств.
Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколько дистанцировались от России. Однако продолжалось это не долго, у каждой из этих стран появилось множество проблем, решить которые им было не под силу. Возникли и обострились вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове. В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За 1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках Содружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения).
Отношения на постсоветском пространстве становятся полноценными международными отношениями. В будущем расхождение траекторий развития отдельных стран (Грузии, Украины, Молдовы, Азербайджана) представляется неизбежным. К сожалению, СНГ, как многосторонняя организация и система коллективных договоров, оказалась по многим направлениям неэффективной структурой. Серьезным просчетом в деятельности СНГ прошедших лет можно считать чрезмерное увлечение интеграцией на межгосударственном и межотраслевом уровнях без должного внимания развитию объединительных связей на микроуровне. Предпринимательские и банковские структуры, являющиеся в рыночных условиях главными экономическими операторами, слабо вовлечены в интеграционную деятельность. Не созданы экономические и правовые условия, которые обеспечили бы их заинтересованность в работе на рынках друг друга. Не отработан механизм государственной поддержки такой деятельности, включая предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов, скидки в налогообложении.
Источник