- Страны Востока после достижения политической независимости. Последствия эпохи колониального владычества для стран и народов Азии и Африки, пути и методы их преодоления.
- Экономическая ситуация в Азии после достижения политической независимости
- Какие проблемы встали перед странами азии африки после получения независимости
Страны Востока после достижения политической независимости. Последствия эпохи колониального владычества для стран и народов Азии и Африки, пути и методы их преодоления.
Проблемы экономического и социального прогресса стран Востока в постколониальный период. Традиционный восточный рынок, колониальный капитал и мировое капиталистическое хозяйство. Приспособление старой структуры к изменившимся обстоятельствам и сопротивление навязываемым извне переменам. Возрастание роли государства в странах Азии и Африки после обретения последними политической независимости. Укрепление и усиление позиций национального капитала в странах современного Востока
Особенности протекания процесса индустриализации в странах «третьего мира» Аграрный сектор экономики как стартовая база экономического подъёма, «зелёная революция» и её результаты. Модернизация отраслей лёгкой и пищевой промышленности, создание современной инфраструктуры, развитие сферы услуг и туризма. Ускоренный рост добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности, производств средств производства и энергетического комплекса. Неравномерность экономического и социального развития молодых освободившихся государств Азии и Африки.
Глобальные проблемы человечества и «третий мир». Демографическая и продовольственная, энергетическая и экологическая проблемы. Проблемы образования, здравоохранения и социального обеспечения. Жилищный кризис, рост безработицы, насилия и преступности, наркомании и алкоголизма. Увеличение разрыва в уровне доходов между индустриально развитыми странами и наименее развитыми странами мира (проблема взаимоотношений Север -Юг), между богатыми и бедными непосредственно в странах «третьего мира». Национальные, этнические и расовые конфликты, межобщинные и межконфессиональные противоречия и распри. Перспективы глобальной социальной катастрофы планетарного масштаба, пути и методы её преодоления и ликвидации.
Дифференциация развивающихся государств Азии и Африки на современном этапе их развития. Научные критерии и методология дифференциации.
Верхний эшелон развивающихся государств Азии и Африки, особенности его формирования.
Новые индустриальные страны (НИС) — Южная Корея, Тайвань, Сянган (Гонконг) и Сингапур, Таиланд, Малайзия, Индонезия и Филиппины, Турция и Иран, Израиль и ЮАР.
Страны – производители и экспортёры нефти – Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Оман, Бахрейн, Катар и Бруней, Сирия, Ирак, Египет, Ливия и Алжир, Нигерия и Габон.
Промежуточный эшелон развивающихся государств Азии и Африки, особенности его формирования.
Величайшие страны Азии – Индия и Китай.
Страны с переходной экономикой смешанного типа — Монголия, Северная Корея, Вьетнам и Лаос, Пакистан и Шри Ланка (Цейлон), Ливан., Иордания и Йемен, Тунис, Марокко и Мавритания, Намибия, Зимбабве, Ботсвана, Замбия и Кения, Камерун, Демократическая Республика Конго (Заир), Народная Республика Конго, Сенегал и Маврикий.
Мельчайшие страны – островные территории и государства расположенные в бассейнах Тихого, Индийского и Атлантического океанов – Вануату, Восточное и Западное Самоа, Гуам, Кирибати и Кокосовые острова, острова Кука, Мидуей и острова Микронезии, Науру, Ниуэ и Новая Каледония, Норфолк. Питкэрн и Полинезия, остров Рождества, Соломоновы острова и Токелау, Тонга, Тувалу, острова Уоллис и Футуна, Уэйк и Фиджи, Мальдивские, Коморские и Сейшельские острова, Реюньон, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, остров Святой Елены. Государства – анклавы расположенные на Африканском континенте – Джибути и Свазиленд.
Нижний эшелон развивающихся государств Азии и Африки, особенности его формирования.
Наименее развитые страны (НРС) – Афганистан, Непал, Бутан и Бангладеш, Мьянма (Бирма), Камбоджа (Кампучия) и Папуа — Новая Гвинея, Западная Сахара, Мали, Нигер, Чад и Судан, Эфиопия, Эритрея и Сомали, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау и Экваториальная Гвинея, Сьерра-Леоне, Либерия, Кот-д’Ивуар (Берег Слоновой Кости), Буркина Фасо ‚Верхняя Вольта, Гана, Того, Бенин (Дагомея) и Центрально Африканская Республика, Уганда, Руанда, Бурунди и Малави, Танзания, Ангола, Мозамбик, Мадагаскар и Лесото.
Социально-классовая структура постколониальных обществ стран Востока. Формирование новых, распад и трансформация старых классов, социальных групп и сословий, основные факторы влияющие на этот процесс. Становление современного индустриального (постиндустриального) общества с присущими ему характеристиками, производительными силами и производственными отношениями. Включённость развивающихся обществ в систему мировых связей, совокупность внешних связей, воздействие демонстрационного эффекта. Демографический взрыв в странах Азии и Африки и его последствия. Объективно детерменированное и идущее в русле общемировых процессов повышение роли государства в экономическом и социальном развитии.
Трансформация социально-классовой структуры в развивающихся странах Азии и Африки как совокупность процессов протекающих на разных этажах социальной пирамиды восточных обществ.
Традиционная светская и духовная элита. Государственная бюрократия и чиновничество. Финансовая, промышленная и торговая буржуазия. Крупные и средние аграрии. Национальная интеллигенция и “средний класс”. Промышленный рабочий класс и другие категории лиц городского наёмного труда. Городские и сельские ремесленники и торговцы. Крестьянство, фермерство и батрачество. Маргинальные слои города и деревни.
Проблема выбора дальнейшего пути развития у молодых независимых государств Азии и Африки. Эталоны для ориентации. Еврокапиталистическая и марксистско-социалистическая альтернативы как основные варианты модернизации и стран восточных обществ и государств в ХХ веке, условия и обстоятельства их реализации. Религиозно- цивилизационный фундамент как фактор выбора. Демонстрационный эффект и его роль. Исходный уровень политического, экономического и социального развития. Наличие у власти социальных сил, политически и организационно, способных провести соответствуюшую модернизацию и трансформацию. Роль личности, конкретных политических и общественных деятелей в этом процессе. Влияние фактора политико-идеологического противостояния двух мировых социально-политических систем (олицетворяемых США и СССР) на судьбы современного Востока.
Основные модели и перспективы развития капиталистически ориентированных государств Азии и Африки – японская или восточноазиатская модель, индийская и африканская модели.
Основные модели и перспективы развития социалистически и просоциалистических ориентированных государств Азии и Африки – марксистско-социалистическая модель и близкие к ней по духу и характеру модели жёсткого, авторитарного социализма, модели социал-демократического типа и модели немарксистского социализма.
Опыт Китая в деле реформирования марксистско-социалистической модели развития. Социалистическая и коммунистическая идея в странах современного Востока.
Источник
Экономическая ситуация в Азии после достижения политической независимости
Ко времени достижения политической независимости в крупнейших странах Востока большинство населения (свыше 80%) было занято в низкопроизводительном сельском хозяйстве, обеспечивавшем около половины ВВП. Его экспортные отрасли не отличались высокой отдачей при операциях на мировом рынке как из-за изобретения на Западе синтетических и искусственных заменителей натуральных продуктов, так и из-за расширения числа производителей и экспортеров в развивающемся мире. Между мировыми войнами число экспортеров чая увеличилось с 5 до 17, каучука — с 4 до 8. Плантации расширялись, а продовольственные отрасли сельского хозяйства нередко не могли полностью обеспечить внутренних потребностей.
В середине XX века при почти половине мирового населения на страны Азии приходилось всего 7% мирового промышленного производства — меньше, чем в начале века. Причем производительность индустриального сектора была почти в 5 раз ниже среднемировой. Подавляющая часть предприятий и свыше 60% промышленного производства были сосредоточены в добывающей, легкой и пищевой отраслях.
Так, в Индии к концу колониального периода 64% всех фабрик, 65% их капитала и 81% фабрично-заводских рабочих приходилось на пищевую, хлопчатобумажную и джутовую промышленность.
Крупные предприятия были редкостью, принадлежали они, как правило, колонизаторам, а основная масса продукции производилась мелкими мастерскими и небольшими фабриками. Крайней отсталостью отличались транспортная инфраструктура и связь, народное образование и здравоохранение. На страны Азии приходилось менее 10% мировой торговли. Внешняя торговля азиатских государств почти целиком представляла собой товарообмен сырья на готовые промышленные изделия.
Короче говоря, социально-экономический разрыв между колониями и метрополиями продолжал нарастать, его сокращение в рамках сложившейся сырьевой специализации колоний казалось невозможным. В то же время к середине XX века появились первые примеры быстрых успехов в преодолении отсталости (латиноамериканские страны в 30-40-е гг., СССР, и в частности его Среднеазиатские республики). Необходимой предпосылкой успехов выступала политическая самостоятельность. Ослабление европейских метрополий в ходе Второй мировой войны облегчало борьбу за политическую независимость лидерам национально-освободительных движений. В результате этой борьбы в 1943-1950 годах политическую независимость обрели многие страны. В их число вошли Бирма, Вьетнам, Индия, Индонезия, Иордания, Республика Корея, КНДР, Лаос, Ливан, Пакистан, Сирия, Филиппины, Цейлон (Шри-Ланка). После длительной гражданской войны в октябре 1949 года была образована КНР. Основная часть населения азиатских колоний и полуколоний вступила, таким образом, на путь самостоятельного политического развития. В 50-70-е годы прошлого века политическую независимость получили Камбоджа, Малайзия, Сингапур, Кувейт, Мальдивская Республика, Бангладеш, Бахрейн, Катар, Оман, ОАЭ. После воссоединения с КНР британского Гонконга (1997 г.) и португальского Макао (1999 г.) в Азии не осталось колониальных владений.
В середине XX века возникшие на месте бывших колоний и полуколоний суверенные государства по своей социально-экономической структуре и роли в мировом хозяйстве были чрезвычайно похожи друг на друга. Они отличались преимущественно аграрной и аграрно-сырьевой специализацией, которая жестко фиксировалась и мировым рынком. Немалое сходство имели поначалу и поиски выхода из порочного круга бедности и отсталости.
Подготовка и проведение самостоятельной экономической политики были для освободившихся стран делом новым и непривычным. В то же время имевшийся к тому времени международный опыт самых разных стран (США в годы Великой депрессии, Франция, Турция, Мексика, СССР и т.д.) свидетельствовал в пользу возможности целенаправленного воздействия на экономику в целях ее форсированного развития. Стало популярным представление о необходимости сильного государственного вмешательства в хозяйственную деятельность, ее планирования. Кроме того, правящие группы освободившихся государств сознавали необходимость подкрепления политической независимости экономическим суверенитетом или хотя бы снижением зависимости от развитых стран.
Ключевыми понятиями в повсеместно принимавшихся национальных программах развития стали аграрная реформа, индустриализация, планирование.
В то же время экономические преобразования в большинстве бывших колоний и полуколоний были слабо подготовлены развитием местных производительных сил и разворачивались в условиях глубоко дезинтегрированного хозяйства освободившихся государств. Эти преобразования фактически начались под воздействием не столько экономических, сколько политических факторов. Решающим среди них было стремление сил, пришедших к власти после победы национально-освободительных движений, форсировать преодоление унаследованной от колониального прошлого отсталости. Под установившиеся политические режимы пытались подвести адекватную социально-экономическую базу или просто создать видимость прогрессивных начинаний, соответствующих новому времени.
Одновременно прогресс мировой экономики, наличие за рубежом крупных научно-технических достижений и развитой промышленности делали весьма привлекательными заимствования иностранного опыта, на базе внедрения которого казалось возможным существенно сократить сроки выхода из отсталости и бедности.
Широкое распространение получил лозунг индустриализации (в Индии и Иране его выдвинули еще в 30-е гг.). Такое единодушие объяснялось рядом причин.
♦ Во-первых, мировой экономический кризис 1929-1933 годов показал, что спрос и цены на сырье подвержены сильным колебаниям, положение же с обработанными (хотя бы частично) изделиями на мировом рынке более стабильно.
♦ Во-вторых, развитие промышленности, отличавшейся высокой производительностью труда, могло обеспечить быстрое и значительное увеличение чистого продукта общества, что позволяло повысить уровень потребления и накопления. В результате процесс экономического роста мог получить динамизм и стабильность.
♦ В-третьих, развитие промышленности, как ожидалось, должно было повлечь за собой перераспределение трудовых ресурсов в экономике, сопровождаясь, с одной стороны, сосредоточением рабочей силы в наиболее производительных секторах, а с другой — снижением перенаселения в деревне.
Логика первых шагов индустриализации Азии была схожей в разных странах: ставка делалась на вытеснение с внутренних рынков импортных потребительских товаров за счет развития национальной промышленности. Повсеместно на импорт потребительских товаров вводились очень высокие пошлины, ввоз же средств производства всячески поощрялся. Практически с нуля создавались отрасли тяжелой промышленности, современная транспортная инфраструктура, электроэнергетика. Началась массовая подготовка национальных кадров для промышленного развития, в том числе в бывших метрополиях и СССР.
Автор(ы): Н.А. Потапов, А.И. Салицкий, А.В. Шахматов, «Экономика современной Азии»
Понравилась экономическая статья по теме: «Экономическая ситуация в Азии после достижения политической независимости» поделись в:
Источник
Какие проблемы встали перед странами азии африки после получения независимости
ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ АФРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ
В ликвидации колониальных режимов и переходе политической власти к африканцам вся Африка видела огромное достижение. С провозглашением независимости африканцы связывали большие надежды. Была широко распространена уверенность, что коренное улучшение жизни наступит почти немедленно. Вместе с большинством населения радужные надежды разделяли, хотя и с меньшей степенью наивности, многие африканские лидеры.
Улучшения действительно последовали. Африканцы сами стали формировать все звенья государственного аппарата, армии, полиции. Открылись широкие возможности к развитию африканских культур. Полноправное участие в работе ООН и во многих международных организациях способствовало самоутверждению новых стран и их граждан. Молодые государства начали получать значительную помощь от многих стран мира, от специализированных организаций ООН, от международных фондов, банков.
В обстановке «холодной войны» началась борьба между соперничавшими блоками за влияние на африканские государства. Вопрос о выборе пути социально-экономического развития решался правительствами государств Африки зачастую в связи с их отношением к этим блокам. Поскольку капитализм в представлении африканцев был связан с колониализмом и уже поэтому вызывал разочарование, социалистические идеи представлялись крайне привлекательными. Советский Союз и другие страны социалистического лагеря использовали это, подчеркивая, что ни одна из этих стран не несла на себе вины за колониализм в Африке. Еще более действенным было утверждение, что социалистический лагерь поможет африканским государствам вообще избежать тягот капитализма и перейти к более высоким фазам развития, минуя капитализм.
С конца 50-х годов в марксистско-ленинской теории все большее внимание уделялось разработке концепции «некапиталистического развития» и «социалистической ориентации». Эти идеи были горячо поддержаны многими лидерами африканских государств. Правящие партии объявляли своей идеологией «африканский социализм», а затем некоторые — марксизм-ленинизм. Первые шаги в этом направлении сделали правительства Ганы, Гвинеи и Мали, затем на этот путь встали Танзания, Конго, Малагасийская Республика и некоторые другие государства. Вскоре опыт этих страны показал, что эксперимент не удается. Но идеи некапиталистического развития продолжали привлекать, и на место стран, сходивших с этого пути, становились новые. С середины 70-х — Эфиопия, Ангола и Мозамбик.
Зачастую в странах, выбравших некапиталистический путь развития, ситуация складывалась напряженно, диктатура лидера и правящей партии оказывалась жесткой, а гражданские войны — кровопролитными. Но ряд самых основных трудностей был примерно один и тот же, что и в государствах, согласившихся с неизбежностью капиталистического пути.
Большинство африканских стран после провозглашения независимости остались, как и были, в ряду беднейших в мире. Строительство государственности оказалось очень сложным процессом. Многие из трудностей были вызваны колониальным прошлым, другие же — традициями доколониального времени. Каков бы ни был аппарат колониального управления, он базировался на долгом опыте, обслуживался профессионалами и действовал как уже отлаженный механизм. С его развалом всю систему управления надо было создавать заново во всех ее звеньях, снизу доверху, а к власти приходили люди, не обладавшие для этого опытом.
В большинстве государств Африки возник разбухший, непрофессиональный и неэффективный бюрократический аппарат, насквозь пронизанный коррупцией, казнокрадством, непотизмом, вертикальной солидарностью трайбалистского типа. При аморфности социальных структур единственной организованной силой оставалась армия. Результат — бесконечные военные перевороты. Диктаторы, приходившие к власти, присваивали себе несметные богатства. Капитал Мобуту, президента Конго, к моменту его свержения составлял 7 млрд. долл. Экономика функционировала плохо, и это дало простор для «деструктивной» экономики: производства и распространения наркотиков, нелегальной добычи золота и алмазов, даже торговли людьми. Доля Африки в мировом ВВП и ее удельный вес в мировом экспорте снижались, выпуск продукции на душу населения сокращался.
Становление государственности крайне осложнялось абсолютной искусственностью государственных границ. Африка получила их в наследство от колониального прошлого. Они устанавливались при разделе континента на сферы влияния и имеют мало общего с границами этническими. Созданная в 1963 г. Организация африканского единства, сознавая, что любая попытка исправить ту или иную границу может привести к непредсказуемым последствиям, к «эффекту домино» или карточного домика, призвала считать эти границы незыблемыми, сколь бы несправедливы они ни были. Но эти границы все же превратились в источник этнических конфликтов и перемещений миллионов беженцев.
Колониализм, используя политику «разделяй и властвуй», все-таки приглушал многие острые этнические распри, уходящие корнями в доколониальные времена — иначе бы колониальная экономика не могла работать. С уходом колониальных режимов эти конфликты взорвались, как мины замедленного действия. Межэтнические распри, как между государствами, так и в пределах одного государства, стали трагедией Африки. Гражданская война в 1967-1970 гг. в Нигерии, когда восточная часть страны, населенная народом игбо, решила отделиться и провозгласить себя Республикой Биафра, унесла от 1 до 2 млн. жизней. Иди Амин, кровавый диктатор Уганды в 1971-1979 гг., расправлялся с целыми народами и привел страну в состояние разрухи. Вражда между народами хуту и тутси в Руанде и Бурунди нанесла этим государствам и их населению неисчислимый урон.
Стремясь спастись от нищеты, войн и геноцида, вырваться из перенаселенных городов, где невозможно найти работу из-за отсутствия промышленности, африканцы уезжали за пределы своего континента. В 60-х годах, когда в Западной Европе был экономический бум и требовались дешевые рабочие руки, туда эмигрировали, наряду с индо-пакистанцами и арабами, и африканцы. В Великобритании, Франции и других государствах Европы их сейчас миллионы. Достоверных данных об их количестве нет, поскольку многие из них — нелегальные иммигранты. В Европе возникают стремления пресечь приток иммигрантов из Африки, но этот процесс уже вряд ли остановится. Подавляющее число иммигрантов не стремится к скорому возвращению в родные края, а борется за свои права в нынешних местах обитания.
При всех межгосударственных и межэтнических противоречиях Африка оставалась единодушна в осуждении последнего колониального режима на Африканском континенте — системы апартхейда [19] в Южно-Африканской Республике.
Источник: А.Б. Давидсон. ТРОПИЧЕСКАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА В XX ВЕКЕ // Новая и новейшая история №5, 2000 г.
ПОИСК ПО САЙТУ |
НЕ ПРОПУСТИТЕ! |
Животный мир Африки
Африка: обои на рабочий стол
Источник