Финикийские мореплаватели
Кораблестроение
Месторасположение Финикии не подходило для земледелия, но способствовало развитию других сфер. Одна из таких, принесшая финикийцам мировую славу, – кораблестроение. Без него невозможно было бы мореплавание.
Основным материалом для строительства кораблей был ливанский кедр, который рос на территории Финикии. Древесина отличалась отличным качеством, что делало корабли очень прочными и устойчивыми к сильным штормам. Кроме того финикийцы первыми из древних народов применили в кораблестроении новые принципы:
- корпус составляли толстые доски, кромки которых скреплялись крупными дубовыми шипами;
- поперечные ребра корпуса стали покрывать обшивкой;
- большое внимание уделяли качеству киля (корабли не были плоскодонными);
- грузовые отделения были ограждены.
С 12 века до н. э. финикийцы создавали вместительные торговые суда с хорошей грузоподъемностью. На бортах закрепляли ограждающие решетки, защищающие груз, на корме – два крупных весла для маневров. Прямой парус (обычно пурпурной окраски) крепили к мачте, снабженной реями. Гребцами часто были рабы.
Финикийцы строили у своих берегов прочные укрытия для кораблей, защищающие суда во время штормов.
Рис. 1. Финикийский торговый корабль.
Финикийцы считаются создателями триремы. Это военный (боевой) корабль с тремя рядами весел, распространенный в Средиземноморье с 8 века до н. э. Весла размещали в шахматном порядке, а ряды друг над другом. Корабли могли достигать 40 метров в длину, снабжались железным тараном (реже деревянным).
Финикийский флот активно использовали в своих завоеваниях египетский правители, так как триремы были очень маневренными.
Рис. 2. Финикийская трирема.
Достижения мореплавателей
Изначально финикийцы использовали корабли для рыбной ловли. Позже главной целью мореплавания стало развитие торговли: нужно было сбывать свои товары и максимально дешево приобретать другие для собственного использования и на продажу. Большой популярностью пользовались финикийские изделия из металла, черного дерева, слоновой кости и ценные ткани, особенно пурпурного цвета (такую краску в Финикии изготавливали из моллюсков).
Государство имело свободный доступ к Средиземному морю, а качественные корабли позволяли осваивать Атлантический океан. Поэтому финикийские мореплаватели получили возможность исследовать разные направления. Они проплыли все Средиземное море, на островах которого основали свои колонии (Сицилия, Мальта, Сардиния, Кипр, Крит); достигали Атлантического побережья Англии, Испании и Канарских островов.
Самым знаменитым мореплавателем считается Ганнон. Он возглавлял экспедицию на триреме к берегам Африки. По требованию египетского правителя Нехо ΙΙ в 6 веке до н. э. финикийцы вышли в Красное море, затем достигли Гибралтарского пролива и вернулись в Египет, обойдя таким образом вдоль всего побережья Африки. Это путешествие продлилось около трех лет.
Именно финикийцы считаются первыми мореплавателями, которым удалось обойти на своих кораблях вокруг Африканского континента.
Рис. 3. Финикийские мореплаватели.
Что мы узнали?
Из статьи мы узнали кратко о путешествиях финикийских мореплавателей и развитии кораблестроения, что способствовало расширению торговых связей с другими странами и освоению новых морских путей.
Источник
Финикийские мореплаватели — открытия и интересные факты о путешествиях
В восточной части Средиземного моря около 4 тысяч лет назад появились финикийцы. В древности эти люди прославились как искусные строители кораблей и исследователи. Финикийские мореплаватели первыми открыли земли, о которых другие народы даже не подозревали. Путешественники внесли существенный вклад в развитие многих государств.
История народа
Слово «Финикия» переводится как «пурпурная». Племена финикийцев добывали материал, из которого делалась пурпурная краска. Другая версия гласит, что название народа образовано от слова «фенеху», которое в переводе означает «кораблестроители». Финикийцы делали лучшие корабли, которые выдерживали непогоду, и могли добраться до самых труднодоступных земель. Этот народ считается создателем многоярусных весельных лодок.
Финикийцев малосведущие люди воспринимают наравне с викингами. Обогащались последние исключительно благодаря грабежам: скандинавы жили на суровых землях, где было тяжело выращивать пищу.
Земли Финикии тоже не славились плодородием, на ее территории постоянно шли дожди. Единственный материал, который был в достатке, — лес. Народ научился строить корабли, которые позволили заниматься торговлей с соседями. Финикийцы наживали богатство торговлей, а не разбоем, как викинги.
Их накопления шли на благие дела:
- строительство городов;
- развитие инфраструктуры;
- исследования;
- открытие новых земель;
- постройку сооружений для защиты от врагов.
Морские пути
Исследования, успешная торговля и путешествия финикийских мореплавателей позволили им создать множество городов и наладить куплю-продажу в Северной Африке, на Атлантическом побережье и почти во всех портах Средиземного моря. Карфаген, один из самых знаменитых городов древности, был основан этой народностью. Благодаря удачному географическому положению он процветал и служил защитой для колоний финикийцев.
Великие мореплаватели проложили десятки маршрутов, исследовали множество морей и земель. При этом им не помогала стрелка компаса и другие хитрые приборы — они ориентировались только по солнцу и звездам. Интересно будет узнать, какие открытия совершили финикийские мореплаватели. Они открыли:
- северные земли Европы;
- Африку;
- Средиземное море;
- Атлантический океан;
- Индийский океан.
В VII веке до н. э. финикийцы сумели обогнуть Африку. Они доказали, что континент со всех сторон окружен водой, кроме места соединения с Азией. До них никто не совершал плаваний вокруг Африки. Мореплаватели оказались в другом полушарии Земли и обнаружили, что солнце находится с иной стороны. Это натолкнуло их на мысль, что наша планета может быть круглой. В те времена многие восприняли эту информацию с недоверием.
Финикийцы прошли через Гибралтарский пролив примерно в 500 году до н. э. Они основали несколько колоний, позже добрались до Гвинейского залива.
Несмотря на многие открытия мореплавателей, мало кто отправлялся в новые земли. Финикийцы держали в тайне бо́льшую часть маршрутов, чтобы торговать с обнаруженными городами без конкуренции со стороны соседних народов. Такой подход позволял им завышать цены при продаже товаров иноземцам и за баснословные суммы продавать соотечественникам диковинки из далеких земель. Выяснилось, что до XV века почти никто, кроме финикийцев, не торговал с африканскими поселениями.
Путешествие в Индию в древние времена было редкостью. Никто не знал точного местоположения земель, многие верили, что там нет ничего, кроме бесконечного океана.
Финикийцы первые добрались до земель Великобритании. Они завезли туда янтарь и олово.
Изобретения и достижения
Некоторые вещи финикийцы изобретали самостоятельно. Другие знания и технологии они заимствовали у народов, с которыми вели торговлю. Финикийцев можно сравнить с современными инвесторами: они видели интересный проект, вкладывали в него деньги и получали прибыль.
Их самыми значительными достижениями считаются:
Мореплавание и торговля
Историкам известны интересные факты о финикийских мореплавателях. Древние мастера научились создавать корабли с килем, покрывали поперечные ребра корпуса обшивкой. Такие инновации делали движение судна быстрее, увеличивали надежность.
Над палубой создавались отделения, в которых перевозилась часть груза. Прочный корпус выдерживал свирепые штормы.
Снизить вероятность потери корабля позволяли рукотворные бухты. Их строили на пути следования кораблей, чтобы в случае угрозы моряки могли завести судно в безопасное место и переждать непогоду.
Благодаря надежности корабли редко шли на дно, поэтому и убытки у финикийцев были минимальные. Это позволяло быстрее развивать торговлю. Учитывая, что кораблям требовались месяцы и даже годы, чтобы сделать рейс туда-обратно, каждое затонувшее судно наносило ощутимый урон экономике финикийцев. В торговле преимущественно использовали следующие товары:
- оливковое масло;
- виноградное вино;
- цветные ткани;
- стекло;
- древесину ливанских кедров;
- черное дерево;
- слоновую кость.
Возвращаясь домой, финикийцы везли различные вещи. Из Испании они доставляли серебро и медь, из Египта — папирус и зерно. В Урарту мореплаватели закупали мулов и лошадей, в Аравии — овец. Со многих земель они привозили рабов.
Покупка рабов требовалась как для постройки новых кораблей, так и для использования их труда на весельных судах. Мощные и быстроходные корабли финикийцев иногда нападали на суда других государств. Небольшие поселения также подвергались нападению, из пленников делали рабов. Невольников не всегда оставляли себе — за них платили высокую цену многие государства.
Нападение на мирных граждан — это пиратство. Называть всех финикийцев разбойниками будет некорректно. Большинство из них — мирные торговцы. Пиратов нельзя отнести к определенной национальности или стране. Они являются сборищем негодяев со всех концов света, которые объединяются ради легкой наживы.
На удачно расположенных землях торговцы создавали колонии. В них производились товары для последующей продажи. Колонии были удобны тем, что они могли торговать с ближними поселениями, находящимися на суше. Мореплаватели же имели дело только с городами, стоящими у моря.
Особенности строения кораблей
Судно становилось домом для путешественников на долгие месяцы и годы. Его постройка доверялась проверенным плотникам. Подготовить корабль к дальнему переходу — занятие для высококлассных мастеров. Финикийское торговое судно было примерно таким:
- водоизмещение — до 230 тонн;
- экипаж — не более 30 человек;
- длина — до 30 метров;
- вдоль бортов находились решетки из прутьев, не позволявшие грузу выпасть во время шторма;
- на носовом штевне находилась амфора из обожженной глины, в ней хранилась пресная вода;
- корма по форме напоминала хвост скорпиона;
- имелся таран, применявшийся в качестве бульбы, — приспособления, позволявшего выдерживать повышенные нагрузки основным несущим элементам конструкции;
- мачта имела один прямой парус пурпурной окраски;
- Египет создавал парусину наивысшего качества, поэтому материал закупался у египтян.
Финикийцы были удачными торговцами и мореплавателями только благодаря плотникам, которые превратили судостроение в вид искусства.
История финикийских мореплавателей входит в тему урока по истории 5 класса. Дети изучают географию мест, в которых вели торговлю путешественники. С помощью контурных карт ученики закрепляют знания о древнем мире.
Значение исследований финикийцев огромно. Они оказали влияние на развитие древних земель. Торговля с разными государствами позволила ускорить прогресс многих стран, восполнить недостаток ресурсов, которые невозможно добыть в некоторых природных условиях.
Корабли, построенные по технологиям финикийцев, по многим параметрам считались лучшими до XIX века. Если бы не постройка пароходных судов, то их владычество на море могло продолжаться еще дольше.
Источник
Финикийцы — морские путешественники
Финикийские моряки считались искусными мореплавателями среди народов древнего мира. Не брезговали они и пиратством ради обогащения своих колоний. Также они первыми начали выходить за пределы Средиземного моря. Считается, что финикийцы первыми достигли берегов современной Англии и приобретали там олово, которое крайне ценилось в то время. Также вели торговлю со странами Прибалтики, главным образом из — за янтаря.
Мореходы из Карфагена не раз плавали вдоль западного побережья Африки. Описание одной из таких экспедиций сохранилось на греческом языке. В нем повествуется о путешествии, которое совершил Ганнон, примерно в VI или V в. до н.э. Даже не смотря на то, что экспедиция по описанию похожа на приключенческий роман, тем не менее судя по мнению признанных историков, записи соответствуют действительности.
Финикийцы частенько прибегали к помощи египтян и порой даже Израиля и Иудеи, чтобы снаряжать морские экспедиции на недоступный тогда юг. Есть версия, что мореходы достигли даже Индийского океана проплыв на своих кораблях через Красное море.
В Библии есть упоминание о том, как Хирам, тирский царь и Соломон, израильский царь, организовали морскую экспедицию в богатую золотом страну Офир. Египетский царь Нехао в конце VII в. до н.э. поручил организовать экспедицию, в ходе которой в течение трех лет мореплаватели обогнули Африку и вернулись домой через Гибралтарский пролив, который финикийцы называли “столпы Мелькарта”. И это произошло за более чем две тысячи лет до открытия Васко да Гамы.
Источник