Какие разновидности географического положения страны

Виды географического положения страны

Географическое положение является характеристикой географического объекта и представляет собой описания его положения на поверхности Земли и по отношению к другим географическим объектам, с которыми он так или иначе взаимодействует. У любого географического объекта есть его географическое положение. То есть географическое положение может быть описано для страны, региона, природного комплекса, материка, парка и др.

У каждой страны есть границы с другими странами. Количество соседних стран, протяженность границ с ними, вид границы (сухопутная, морская, речная) являются важной составляющей описания географического положения страны. Кроме того рассматриваются не только непосредственно граничащие страны-соседи, но и страны, находящиеся через одно и более государств. Поэтому выделяют соседей 1-го порядка, 2-го порядка, 3-го порядка.

Так, например, Россия непосредственно граничит с 16-ю государствами. Самая протяженная граница у нас с Казахстаном. Далее идут Китай, Монголия, Украина, Финляндия, Белоруссия и другие. С Японией и США у России только морские границы.

Чем больше у страны соседей, тем лучше для ее развития, т. к. это позволяет устанавливать разнообразные социально-экономические связи.

Географическое положение — это достаточно емкая характеристика. Поэтому выделяют различные виды географического положения. В каждом виде дается акцент на конкретной особенности.

Физико-географическое положение описывает положение страны относительно природных объектов (материков, океанов, гор и др.). Так, например, Россия находится на территории Евразии, имеет выходы к океанам.

Экономико-географическое положение описывает хозяйственные связи с другими странами, оценивает их уровень и перспективы развития.

Геополитическое положение — это оценка отношений с другими странами, в основном безопасности. Описание геополитического положения отвечает на вопрос, являются ли отношения с другими странами дружескими или вражескими.

Читайте также:  Сколько население по странам 2020

Транспортно-географическое положение описывает особенности транспортных связей с другими странами, а также внутри страны.

Эколого-географическое положение страны определяет экологическую опасность и ее уровень со стороны соседних стран. Так, например, вредные выбросы производств одних стран могут попадать на территорию других стран.

При описании определенного вида географического положения частично может описываться и другой, так как они могут оказывать влияние друг на друга. Например, физико-географическое положение непосредственно влияет на экономико-географическое. Поэтому при описании экономико-географического положения частично описывается и физико-географическое.

Оценка ряда видов географического положения стран не является постоянной. Страны изменяются, развиваются. Следовательно, меняется их географическое положение.

Источник

Виды географического положения России

Урок 4. География России. Население и хозяйство. 9 класс

Конспект урока «Виды географического положения России»

Экономико-географическое положение – это положение в экономическом пространстве, которое определяется по отношению и к природным элементам окружающей среды, и к созданным человеком элементам искусственной среды, и к размещению самого населения. Понятие «экономико-географическое положение» в географическую науку ввёл советский экономико-географ – Николай Николаевич Баранский.

Николай Николаевич Баранский

Баранский является автором нескольких учебников по экономической географии СССР для средних школ, а также автором трудов по социально-экономической географии и экономической картографии.

Оценка экономико-географического положения той или иной страны, как правило, выражается в виде перечня её сильных и слабых сторон. Рассмотрим сильные и слабые стороны России. Итак, к положительным аспектам экономико-географического положения России относятся:

· огромная по площади территория;

· большое разнообразие природных условий и ресурсов;

· свободный выход в Мировой океан;

· большое количество стран-соседей;

· наличие крупных судоходных рек.

К самым негативным аспектам ЭГП России относятся следующие факты:

· огромная по площади территория;

· около двадцати процентов территории лежит за полярным кругом, где наблюдается весьма суровый климат;

· большое количество российских морей и рек замерзает на длительный период времени, что сильно затрудняет судоходство;

· слишком большая вытянутость территории с запада на восток.

Следует отметить, что большая по площади территория страны значится в списке сильных, так и слабых сторон экономико-географического положения. И действительно, с одной стороны, обширная территория – это большой ассортимент природных условий и ресурсов, что открывает крупные перспективы для развития промышленности. С другой – слишком большими просторами очень сложно управлять. Кроме того, практически невозможно создать целостную и качественную систему транспортной инфраструктуры на такой территории.

Россия чрезвычайно богата на водные, минеральные и лесные ресурсы. В стране сосредоточены крупнейшие в мире запасы пресных вод. Из полезных ископаемых мировое значение имеют нефть, природный газ, уголь и руды цветных металлов. Страна обладает колоссальными запасами леса. Однако географическое положение лесов России отличается такими особенностями, которые сдерживают развитие лесного хозяйства страны. Дело в том, что большая часть лесных ресурсов России находится в труднодоступных регионах, что весьма осложняет процесс их использования.

На особенности экономико-географического положения влияет транспортно-географическое положение.

Транспортно-географическое положение России оценивает особенности и возможности транспортных связей с другими странами. При этом рассматриваются и оцениваются особенности транспорта и внутри самой страны. Транспортная система России характеризуется развитием всех видов транспорта, значительной протяжённостью транспортных путей и крайней неравномерностью их размещения по территории страны. Приморское положение России определило большую роль в её хозяйственном развитии морского транспорта. После распада СССР многие крупные порты и значительная часть торгового флота оказались на территории новых независимых государств Балтии (Литва, Латвия, Эстония), а также Украины, что ухудшило доступ Росси и к наиболее важным в хозяйственном отношении акваториям Чёрного и Балтийского морей. На 2017 год главными морскими портами России на Балтийском море являются:

· «Калининградский морской торговый порт» – российский порт на юго-восточном побережье Балтийского моря, единственный незамерзающий порт России на Балтике.

Калининградский морской порт

· «Морской порт Санкт-Петербург» – это один из крупнейших портов нашей страны на Балтийском море.

Также в России находится один из крупнейших портов Чёрного моря и крупнейший порт Краснодарского края – «Новороссийский морской торговый порт». Рекордсмен портов нашей страны по протяжённости причальной линии, которая достигает в длину восьми тысяч трёхсот метров. Кроме этих крупных портов, важное значение для России имеют порты в Мурманске (Баренцево море), Архангельске (Белое море), Владивостоке (Японское море).

На западе транспортно-географическое положение России определяется большим числом железнодорожных дорог, идущих в Европу через Украину и Беларусь, а также системой трубопроводов (а именно нефте- и газопроводов). Дальний Восток для России имеет особо важное транспортно-географическое положение. Протяжённость Тихоокеанского побережья России в десятки раз превышает протяжённость Атлантического. Это, в свою очередь, определяет возможность морских связей со всеми странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Эколого-географическое положение России выявляет внешние источники экологической опасности для нашей страны. Оно учитывает расположение крупных промышленных районов соседних стран, количество и характер вредных выбросов, направление водных и воздушных потоков. Оценим эколого-географическое положение России.

Из-за равнинного рельефа европейской части нашей страны она оказывается открытой всем ветрам. В результате чего с западными ветрами в воздушный бассейн её поступает воздух, загрязнённый в промышленных районах Центральной и Западной Европы, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья, таких как: Украина, Беларусь, Эстония, Латвия, Литва, Норвегия, Финляндия и прочие.

Неблагоприятно воздействуют на состояние атмосферного воздуха нашей страны ветра с промышленными выбросами из Донецко-Приднепровского района Украины. Хотя, конечно, эти выбросы в большей степени воздействуют на экологию Беларуси и Эстонии, чем России. На состояние атмосферного воздуха юга Западной Сибири отрицательно влияют миграции загрязняющих веществ из Усть-Каменогорского промышленного региона Казахстана.

Серьёзную опасность для экологической обстановки России представляет перенесение с ветрами в нашу страну солей из Средней Азии. Атмосферный вынос солей оттуда значительно усилился после усыхания Аральского моря. К сведению! До начала обмеления Аральское море было четвёртым по величине озером в мире.

Наряду с воздушным загрязнением на северо-западе России существует угроза загрязнения морей. Дело в том, что к российским берегам подходит ветвь Северо-Атлантического течения, которое переносит воду, загрязнённую в Северном и Норвежском морях, где ведётся активная добыча нефти и газа.

В то же время Россия сама имеет ряд промышленных районов, которые оказывают влияние на её соседей. Это прежде всего районы Кольского полуострова, Баренцева, Карского морей, где захоронены атомные реакторы подводных лодок. Концентрация промышленности в Северо-Восточном Китае, Японии отрицательно влияет на российские территории на Дальнем Востоке.

С другой стороны, значительные загрязнения Японского моря связаны с радиоактивными отходами подводных лодок российского Тихоокеанского флота.

Геополитическое положение страны – это её место на политической карте мира и отношение к различным государствам или группам государств. Геополитическое положение России предполагает оценку отношений нашей страны с другими странами (или группами стран) с точки зрения:

· её собственной безопасности;

· дружеских межгосударственных отношений (союзов);

· возможных военных угроз.

Геополитическое положение России очень сложное. С военно-стратегической точки зрения оно не очень выгодное, поскольку Россия находится между двумя крупными военными «полюсами». На западе с нашей страной граничат государства – члены военного блока НАТО. На юго-востоке Россия соседствует с Китаем, военная оснащённость которого постоянно растёт.

Россия — один из ключевых участников международных отношений. В качестве одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. Наша страна несёт особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Россия входит также в «Большую двадцатку» экономически развитых государств.

Россия вместе с Беларусью составляют Союзное государство России и Беларуси. Этот союз предполагает единое политическое, экономическое, военное, таможенное, валютное, юридическое, гуманитарное и культурное пространство.

Наша страна установила дипломатические отношения со ста девяноста ныне существующими государствами — членами ООН.

Источник

Реферат «Виды географического положения»

ООО «Столичный учебный центр»

Реферат по дисциплине:

« Экономическая и социальная география зарубежных стран. Методика преподавания курса в средней школе »

«Виды географического положения »

Кузьмина Алёна Михайловна

Магнитогорск, 2109 год

Физико – географическое положение

Экономико – географическое положение

Эколого – географическое положение

Математико – географическое положение

Военно – географическое положение

Географическое положение является характеристикой географического объекта и представляет собой описания его положения на поверхности Земли и по отношению к другим географическим объектам, с которыми он, так или иначе, взаимодействует. У любого географического объекта есть его географическое положение. То есть географическое положение может быть описано для страны, региона, природного комплекса, материка, парка и др.

У каждой страны есть границы с другими странами. Количество соседних стран, протяженность границ с ними, вид границы (сухопутная, морская, речная) являются важной составляющей описания географического положения страны. Кроме того рассматриваются не только непосредственно граничащие страны-соседи, но и страны, находящиеся через одно и более государств. Поэтому выделяют соседей 1-го порядка, 2-го порядка, 3-го порядка.

Так, например, Россия непосредственно граничит с 16-ю государствами. Самая протяженная граница у нас с Казахстаном. Далее идут Китай, Монголия, Украина, Финляндия, Белоруссия и другие. С Японией и США у России только морские границы.

Чем больше у страны соседей, тем лучше для ее развития, т. к. это позволяет устанавливать разнообразные социально-экономические связи.

С течением времени географическое положение может изменяться. Оценка географического положения рассматривается учеными как оценка важнейшего фактора развития хозяйства региона, а иногда оно рассматривается и как самостоятельный ресурс. К.П. Космачев считал возможным рассматривать географическое положение в качестве одного из видов ресурсов и даже говорил о запасах ресурсов географического положения: «Их запасы при прочих равных условиях обратно пропорциональны экономической удаленности осваиваемой территории по отношению к освоенной и прямо пропорциональны размерам хозяйственного потенциала последней».

Географическое положение — это достаточно емкая характеристика. Поэтому выделяют различные виды географического положения . В каждом виде дается акцент на конкретной особенности.

Цель: Разобрать и описать виды географического положения.

Физико-географическое положение описывает положение страны относительно природных объектов (материков, океанов, гор и др.). Так, например, Россия находится на территории Евразии, имеет выходы к океанам. Это характеристика местоположения рассматриваемого объекта в ряду природных объектов, например, по отношению к материкам и океанам, к формам рельефа, к островам и полуостровам, к рекам и озерами т. д.

Соответственно физико-географическое положение определяется географическими координатами (широта, долгота), абсолютной высотой по отношению к уровню моря, близостью (или отдаленностью) к морю, рекам, озерам, горам и т. п., положением в составе (расположением) природных (климатических, почвенно-растительных, зоогеографических) зон.

С точки зрения экономической географии физико-географическое положение местности (как и отдельные его составные элементы) необходимо рассматривать как условие (предпосылку) для возможного осуществления какого-либо вида хозяйственной деятельности, т. е. как предпосылку для размещения производительных сил.

2. Экономико-географическое положение

Экономико-географическое положение описывает хозяйственные связи с другими странами, оценивает их уровень и перспективы развития. Также определяет положение объекта среди разных антропогенных объектов, выполняющих определенные экономические функции. Например, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, мест добычи полезных ископаемых и промышленных районов, а также по отношению к экономическим группировкам стран (ОПЕК, АСЕАН, НАФТА).

Экономико-географическое положение любой местности сугубо индивидуально (неповторимо). Это не только место, которое занимает каждое территориальное образование (местоположение страны, района, населенного пункта, предприятия и т. п.), но и пространственное расположение местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого хозяйственного объекта) по отношению к другим местностям (странам, районам, населенным пунктам, месторождениям полезных ископаемых и т. п.), с которыми данная местность или объект связаны либо как с источниками снабжения (сырьем, топливом, энергией и т. п.), пополнения рабочей силой, либо как с районами сбыта и т. п. Именно по принципу пространственной близости (отдаленности) различают так называемое «соседское положение» или ближайшее окружение какого-либо объекта, центральное положение, микро- (малое), мезо- (среднее), макро- (большое) положение.

Расстояние (пространство) покрывается с помощью транспорта и воздействует на размещение производительных сил через определенный уровень транспортных издержек. Следовательно, оценку экономико-географического положения любой местности, как одного из важнейших факторов размещения производительных сил (благоприятное, неблагоприятное, выгодное, невыгодное, удобное, неудобное и т. п.), следует также проводить с точки зрения возможной экономии транспортных издержек.

Экономико-географическое положение также является общественно-историческим и экономическим понятием, так как по содержанию и характеру проявления (удобное или нет и т. п.) полностью зависит от условий общественного и хозяйственного развития той или иной территории.

Все элементы экономико-географического положения (положение по отношению к путям сообщения, местам сбыта, источникам снабжения и т. п.) относятся к числу тех, которые существенно изменяются во времени (как и в пространстве), так как зависят от способа производства, уровня развития и характера экономики, науки, техники, технологии разных мест, а потому и сказываются на экономико-географическом положении этих мест.

Наиболее быстро изменяющимся фактором экономико-географического положения является транспортно-географическое положение, которое описывает особенности транспортных связей с другими странами, а также внутри страны. Оно оценивает обеспеченность объекта транспортными и коммуникационными возможностями хозяйственных связей (автомобильные и железные дороги, морские и речные пути, авиатрассы, нефте– и газопроводы, оптико-волоконные линии связи и ЛЭП, аэропорты, морские и речные порты и т. д.).

Особенности положения экономико-географических объектов определяются

характеромтерриториального охвата (выделяют макроположение, мезоположениеи микроположение). Измеряется топологическими и функциональны-

ми показателями, доступностью. Определяется близостью или удалённость от важнейших соседних транспортных узлов и магистралей.

Транспортно-географическое положение морских портов, напр., выгодно,если они расположены вблизи крупнейших центров потребленияи производства товаров, поступающих в порт или убывающих из него. Основные виды

транспортно-географического положения: центральное, периферийное,

внутреннее, магистральное, транзитное,выгодное и невыгодное, тыловое (вдали от транспортных путей), тупиковое, прибрежное (приморское), предгорное.

Как совершенствование техники (средств сообщения) сказывается на экономико-географическом положении местности, особенно наглядно можно проследить на примере Австралии, которая вплоть до 70-х гг. XIX в. в экономико-географическом отношении была одной из самых изолированных стран мира. Появление новых, скоростных, технически совершенных, специальных транспортных средств (суда-рефрижераторы, суда-холодильники для перевозки скоропортящихся видов сельскохозяйственной продукции, танкеры для транспортировки нефти и природного газа в сжиженном виде, рудовозы и другие специальные суда для перевозки сухогрузов — пшеницы, угля и т. д.) сказалось на транспортно-географическом (соответственно и экономико-географическом) положении этой страны таким образом, что фактически приблизило (по скорости и стоимости перевозок грузов) ее к центрам мировой торговли и важнейшим путям сообщения, сделало из невозможного реальным потребление продукции ее промышленности и сельского хозяйства практически в любой стране и районе мира. В настоящее время Австралия — один из крупнейших производителей и экспортеров самой разнообразной сельскохозяйственной продукции (масло, сыры, сгущенное молоко, мясо говядины, баранины, овечья шерсть, зерно, хлопок, тростниковый сахар и др.), продукции отраслей горнодобывающей промышленности (железная и марганцевая руда, оловянные, медные, свинцово-цинковые концентраты, уголь, нефть и др.). Очевидно, что изменение экономико-географического положения Австралии, ее роли в международном разделении труда было обусловлено прогрессом техники (транспорта), общим высоким уровнем экономики этой страны.

Изменения в экономико-географическом положении могут быть обусловлены и другими причинами. Например, экономико-географическое положение Урала как условие возможного развития здесь черной металлургии неоднократно менялось и в разные периоды времени его можно было оценить как весьма удобное на том этапе развития, когда в качестве топлива мог быть использован местный древесный уголь, а в качестве сырья — своя железная и марганцевая руда; как удобное, когда вынуждены, были использовать привозное топливо (кокс Кузнецкого бассейна России, Донецкого Украины или Карагандинского Казахстана), так как собственного коксующегося угля на Урале нет; наконец, не очень удобное, когда выработали железные и марганцевые руды на большинстве своих месторождений и вынуждены были завозить не только коксующийся уголь, но и железные и марганцевые руды из других мест (Центрально-Черноземный район России, Украина, Казахстан и др.). Дело усугублялось еще и тем, что это необходимо было делать в основном с помощью железнодорожных перевозок, так как возможности для завоза сырья и топлива дешевым морским путем (как в Балтиморе, Филадельфии или Торонто) на Урале нет.

Таким образом, в ходе исторического развития экономико-географическое положение любой местности страны или района, населенного пункта, хозяйственного объекта может в корне измениться. Причина этому — прогресс в развитии науки, техники, технологии, экономики, организации производства, как в рамках данной местности, так и в ее окружении, то есть в пределах территории связанных с нею других мест.

Источник

Оцените статью