- 4.1 ОТНОШЕНИЯ С КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ
- ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР ПЕРИОДА ХРУЩЕВСКОЙ «ОТТЕПЕЛИ»
- § 26. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ГОДЫ РЕФОРМ
- Читайте также
- § 26. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ГОДЫ РЕФОРМ
- 10.6. Международное положение и внешняя политика Советского государства в 1920–1930-е гг
- Миф № 43. Маршал Советского Союза, Четырежды Герой Советского Союза Георгий Константинович Жуков самый победоносный маршал в годы войны
- 3. Внешняя политика Афинского морского союза в 40–30–х годах до н. э
- 1. Политика в отношении Советского Союза
- Глава VII. Внешняя политика Советского государства (1921—1941)
- § 1. Внешняя политика Советского государства накануне войны
- Глава шестая Внешняя политика Бисмарка в последние годы его канцлерства (1885 ― 1890 гг.). Заключение Франко-Русского союза (1891 ― 1893 гг.)
- 36. Внешняя политика Советского государства после Гражданской войны
- Внешняя политика в 20—30-е годы
- 54. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД В 1920 – НАЧАЛО 1930-х гг
- 55. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1939–1940 гг
- 63. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1945 – НАЧАЛЕ 1950-х гг
- 1. Политика в отношении Советского Союза
- 58 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1917—1920-Е ГГ
- Тема 63 Внешняя политика советского государства в 1920-е гг
4.1 ОТНОШЕНИЯ С КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ
Вторая половина 50-х — первая половина 60-х годов характеризовалась улучшением отношений Советского Союза с различными странами: Турцией, Ираном, Японией, с которой в 1956 г. была подписана декларация, предусматривающая прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений, тог да же велись двусторонние переговоры с Англией, Францией. В 1958 г. было заключено соглашение с США о сотрудничестве в области культуры., экономики, обмена делегациями ученых, деятелями культуры и др. Произошла нормализация отношений с Югославией.
Одной из основных целей советской дипломатии 40-60-х годов была стабилизация ситуации в Европе. Нужно было решать немецкую проблему. Отсутствие юридического признания ГДР имело для СССР и его союзников серьезные последствия, так как можно было постоянно оспаривать законность самого существования второго немецкого государства.
Чтобы сломить сопротивление своих западных партнеров, Н.С. Хрущев использовал единственное орудие давления, которое война оставила Советскому Союзу в Германии, — Берлин.
Бывшая немецкая столица была для СССР двойной проблемой. Раздел города, то есть присутствие в столице неподконтрольного ГДР западного сектора, являлся фактором постоянной нестабильности для восточногерманского государства. Существовала открытая дверь, через которую происходила утечка людей и средств в Западную Германию, где благодаря производственному подъему существовала более развитая экономика и лучшие условия жизни.
Особенно усилился этот процесс в июле 1961-го, когда из Восточного в Западный Берлин ежедневно бежало до тысячи человек. Кроме того, свободный проход через Западный Берлин в ГДР был лазейкой для разведок капиталистических стран, чем они и пользовались, проникая в расположение советских войск для сбора разведданных.
В конце 1958 г. Хрущев предложил сделать Западный Берлин «свободным городом» с гарантией его независимости, означающей конец его оккупации победителями Второй Мировой войны. Если страны НАТО, добавил Хрущев, не согласятся на заключение мирного договора с обеими Германиями, СССР заключит его только с ГДР. Она получит контроль над путями сообщения с Западным Берлином, и американцы, англичане и французы, чтобы попасть в город, будут вынуждены обращаться к восточно-немецким властям, неизбежно признавая их существование. Но признания ГДР не состоялось. В период с 1958 по 1961 гг. Берлин оставался самой горячей точкой мира.
13 августа 1961 г. Хрущев решился на постройку знаменитой стены вокруг Западного Берлина. Эта часть города была изолирована от остальной территории ГДР настоящим барьером из бетонных плит, возведенным за одну ночь и тщательно охраняемым. Огромная масса людей утром 14 августа попытались уехать домой к месту жительства, работы и т.д. Десятки тысяч людей скопились у Бранденбургских ворот и в других местах по обе стороны вновь созданной границы, но все их попытки перебраться через нее решительно пресекались полицией ГДР. По громкоговорителям был объявлен приказ «Немедленно разойтись», но люди продолжали стоять. И тогда мощные водометы буквально в течение получаса рассеяли огромную толпу. Таким образом Восточногерманское правительство закрыло границы между Восточным и Западным Берлином, что дало возможность остановить отток людей и средств в другую Германию, восстановить контроль над своей территорией, своим населением и экономикой, укрепить свое положение и создать основы для самостоятельного развития своей республики.
На 28 октября 1961 г. американцы наметили акцию по уничтожению пограничных заграждений, разделивших Берлин. Военная разведка Советского Союза заблаговременно получила информацию о точном времени и месте начала операции.
К КПП у Бранденбургских ворот двинулась колонна американской военной техники. Впереди шли три джипа, за ними — бульдозеры. Замыкали колонну 10 танков. С советской стороны в этом месте были размещены до батальона пехоты и до полка танков. После того, как джипы беспрепятственно проехали КПП, из близлежащих улиц стали выходить советские танки. Бульдозеры были заблокированы на западной территории. Советские и американские танки всю ночь стояли с наведенными друг на друга орудиями. Кроме того, западноберлинский аэродром Тепмельгоф был полностью блокирован советскими истребителями, которые никому не позволяли взлетать и садиться, поэтому на поддержку извне американским войскам в Западном Берлине рассчитывать не приходилось.
На американское командование сильное впечатление произвела дисциплина советских танкистов: за всё это время ни один из них так и не вылез из своей машины. Под утро по команде из Москвы советские войска ушли назад в прилегающие улицы. Все американские танки и бульдозеры также отступили.
Этим противостоянием закончился Берлинский кризис. Запад признал де-факто границы ГДР.
1 января 1959 г. на Кубе после долгой гражданской войны коммунистические партизаны во главе с Фиделем Кастро свергли правительство президента Батисты. США весьма встревожились перспективой получить у себя под боком коммунистическое государство. В начале 1960 года администрация Эйзенхауэра поручила ЦРУ создать, вооружить и тайно подготовить в Центральной Америке бригаду из 1400 кубинских эмигрантов для вторжения на Кубу и свержения режима Кастро. Администрация Кеннеди, получив в наследство этот план, продолжила подготовку к вторжению. Бригада высадилась в заливе Кочинос, на юго-западном побережье Кубы, 17 апреля 1961г., но была разгромлена в тот же день: агентам Кубинской разведки удалось проникнуть в ряды бригады, таким образом план операции был заранее известен правительству Кубы, что дало возможность стянуть в район высадки значительное количество войск. Кубинский народ, вопреки прогнозам ЦРУ, мятежников не поддержал; «путь спасения» в случае провала операции обернулся в 80 миль по непролазным болотам, где были добиты остатки высадившихся боевиков. «Рука Вашингтона»
была тотчас опознана, вызвав во всем мире волну негодования. Это событие подтолкнуло Кастро к более тесному сближению с Москвой, и летом-осенью 1962 года на Кубе были размещены 42 ракеты с ядерными боеголовками и бомбардировщики, способные нести ядерные бомбы.
Это решение, принятое на заседании Совета Обороны СССР в мае 1962г., отвечало интересам обеих сторон — Куба получала надежное прикрытие («ядерный зонтик») от любой агрессии со стороны США, а Советское военное руководство сокращало подлетное время своих ракет до американской территории. Как свидетельствуют современники, Хрущева крайне раздражал и пугал тот факт, что американские ракеты «Юпитер», размещенные в Турции, могут достигнуть жизненно важных центров Советского Союза всего за 10 минут, в то время как советским ракетам нужно 25 минут, чтобы достичь территории Соединенных Штатов.
Переброска ракет производилась в строжайшей тайне, однако уже в сентябре руководство США заподозрило неладное. 4 сентября президент Джон Кеннеди заявил, что США ни в коем случае не потерпят советских ядерных ракет в 150 км от своего берега.
В ответ Хрущев заверил Кеннеди, что никаких советских ракет или ядерных зарядов на Кубе нет и не будет. Установки, обнаруженные американцами на Кубе, он назвал советским исследовательским оборудованием.
Источник
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР ПЕРИОДА ХРУЩЕВСКОЙ «ОТТЕПЕЛИ»
Внешнеполитический курс Советского Союза в 1953-1964 годах.
Смягчение международной напряженности
Вторая половина 1950-х годов характеризуется некоторым потеплением в отношениях СССР с западными странами, укреплением влияния в странах социалистического лагеря.
В 1955 году был создан военно-политический союз социалистических государств – Организация Варшавского договора (ОВД), первой акцией которого стало подавление антисоветского восстания в Венгрии в 1956 году.
В отношениях с капиталистическими странами Советы стремились провести идею о мирном сосуществовании двух социальных систем, высказанную на ХХ съезде КПСС. Согласно ей, противостояние систем следовало перевести в плоскость экономического соревнования, которое должно было стать новой формой классовой борьбы в мировом масштабе. Предполагалось, что социализм неизбежно «закопает», по выражению Хрущева, капитализм.
В 1955 году СССР выступил с призывом о прекращении гонки вооружений и созыве Всемирной конференции для обсуждения этого вопроса. Сами Советы следовали подобной идее: более чем в два раза была сокращена численность Вооруженных Сил СССР (к 1960 году она составляла 2,5 млн. человек); весной 1958 года Советский Союз прекратил испытания термоядерного оружия, призвав к тому же США и Великобританию. В том же году начались переговоры между этими странами и СССР о запрещении ядерных испытаний.
В 1959 году по приглашению американского президента США Дуайта Эйзенхауэра состоялся первый визит в США советского руководства, целью которого провозглашалось налаживание сотрудничества двух стран и обсуждение вопросов разоружения. Во время повторного визита осенью 1960 года Никита Хрущев в качестве главы советской делигации выступил на заседании Генеральной ассамблеи ООН с речью по проблеме разоружения, заявив, что еще никогда гонка вооружений не таила в себе столько опасностей, как в век атома. Хрущев изложил четырехлетнюю программу всеобщего разоружения, включающую в себя ликвидацию средств ведения войны, то есть роспуск вооруженных сил; упразднение генеральных штабов и военных министерств; закрытие военных учебных заведений; ликвидацию вооруженных баз на чужих территориях; уничтожение атомного и водородного оружия, военных ракет. В распоряжении государства предлагалось оставить милицию (полицию). Также предлагалось учредить контроль за разоружением. Столь радикальный план не был одобрен Генеральной ассамблеей, в отличие от плана разоружения.
В августе 1963 года в Москве был подписан договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой. Он не запрещал испытаний под землей, однако, это было важным достижением ядерных стран. Вскоре к договору присоединилось около 100 государств.
Однако, несмотря на стремление к налаживанию связей между социализмом и капитализмом, продолжали происходить международные конфликты, сталкивавшие два лагеря.
Суэцкий кризис 1956 года
27 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер объявил о национализации Суэцкого канала, доходы от которого он собирался направить на строительство Асуанской плотины на Ниле. СССР поддержал Египет, в то время, как Франция, Великобритания и Израиль выступили против. 30 октября они применили вооруженную силу против Египта. Тогда 5 ноября глава советского правительства Н.А. Булганин обратился к напавшим странам с предупреждением о готовности СССР применить силу для защиты Египта, в том числе и ракетно-ядерное оружие. Это вызвало шок западных держав. В течение 7 и 8 ноября огонь с их стороны был прекращен, в декабре же англо-французский экспедиционный корпус покинул захваченную вдоль Суэцкого канала территорию. Суэцкий кризис был преодолен.
Карибский кризис 1962 года
Новый кризис в международных отношениях был значительно серьезнее. Он показал всю хрупкость идеи мирного сосуществования двух систем.
Ответный визит в Москву американского президента так и не состоялся. В 1960 году в советское воздушное пространство проник американский самолет-разведчик. Его уничтожение и последующий суд над летчиком обострили отношения ведущих ядерных держав.
В 1962 году Советы решили создать на американском континенте ракетно-ядерную базу как средство давления на США, создавшие такую же базу в Турции с целью давления на СССР. Формально советское решение было оформлено как просьба главы Кубы Фиделя Кастро о помощи в укреплении кубинской обороны и закреплено договором между двумя странами.
Принимая такое серьезное решение, Хрущев недооценил силу США. В октябре 1962-го американская разведка раскрыла планы СССР, которые вызвали бурную реакцию руководства США, вплоть до стремления разгромить остров. Президент Джон Кеннеди занял более взвешенную позицию: он решил установить воздушную и морскую блокаду Кубы. ВС США и НАТО был приведены в полную боевую готовность. То же самое было произведено с вооруженными силами СССР и ОВД.
Так начался Карибский (Кубинский или ракетный) кризис, поставивший мир на грань третьей мировой войны и ядерной катастрофы. Руководство противоборствующих стран, осознав всю опасность происходящего, обратилось к политическому разрешению конфликта. В ходе переговоров СССР отказался от своего замысла и обещал демонтировать строящуюся военную базу (хотя потом разместил у американских берегов свои ракеты, но не на суше, а на подводных лодках). США же согласились вывести свои ракеты из Турции и снять блокаду с Кубы.
Карибский кризис стал неким рубежом в ядерном противостоянии, после кризиса оно не закончилось, но уже никогда не подходило к такому опасному рубежу.
Конфликт с Китаем
В начале 1960-х годов обострились отношения СССР не только с США, но с союзником по коммунистическому лагерю – Китаем. На это повлияло разоблачение культа личности Сталина, вызывавшее протест руководства КНР. Тогда, желая приструнить китайцев, Советский Союз весной 1960 года вывел советских специалистов из КНР и сократил материально-техническую помощь. Китай оказался в тяжелом положении. Множество китайских предприятий было построено с помощью СССР, были заложены многие новые заводы. Таким образом, КНР оказалась в экономической ловушке. Отношения двух стран и их компартий постепенно переходили в напряженные, а затем и враждебные. Ухудшение советско-китайских отношений стало основой раскола мировой системы социализма и коммунистического движения.
Источник
§ 26. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ГОДЫ РЕФОРМ
§ 26. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ГОДЫ РЕФОРМ
Отношения с социалистическими государствами. После смерти И. В. Сталина, руководство страны взяло курс на ослабление международной напряжённости. На XX съезде КПСС были сформулированы положения о многообразии форм перехода различных стран к социализму, необходимости мирного сосуществования социалистических и капиталистических государств и появившихся возможностях избежать новой мировой войны.
В мае 1953 г. обозначилось потепление в отношениях с Югославией. В 1955 г. была подписана советско-югославская декларация, в которой провозглашались принципы невмешательства во внутренние дела других стран, несмотря на любые экономические, политические, идеологические причины; признания права народов самостоятельно выбирать конкретные формы развития социализма, отказ от враждебной пропаганды и дезинформации, осуждения агрессии и борьбы за политическое и экономическое господство над другими странами. СССР предоставил Югославии кредиты.
В 1955 г. в Варшаве Албания, Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия заключили Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Страны – участницы договора обязались разрешать возникающие между ними споры мирными средствами, содействовать обеспечению мира и безопасности, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. В случае возникновения конфликтов с другими государствами стороны брали на себя обязательства оказывать друг другу военную помощь. В целях укрепления коллективной безопасности было решено создать объединённые вооружённые силы с единым командованием для постоянных консультаций по международным и иным вопросам – Политический консультативный комитет. Варшавский договор во многом был ответным шагом социалистических стран на действия западных держав, которые в декабре 1954 г. на сессии Совета НАТО приняли решение об оснащении вооружённых сил блока ядерным оружием. В 1955 г. полноправным членом НАТО стала Западная Германия. Эти действия были восприняты как «политика военного давления на социалистические страны».
Взаимоотношения СССР со странами социализма не были безоблачными. Население многих из них не устраивала советская модель социализма. В 1956 г. в Венгрии дело дошло до народного восстания, которое власти подавили при участии советских войск. Произошли волнения населения и в Польше.
По-разному восприняли коммунистические партии доклад Н. С. Хрущёва с критикой культа личности. Одни считали, что Н. С. Хрущёв «исказил историческую правду» и даже если что-то из его доклада на XX съезде КПСС соответствует действительности, то «об этом следовало молчать», другие расценили доклад как «преждевременный», третьи разочаровывались в коммунистических идеях и прекращали своё членство в компартиях.
Положения XX съезда КПСС были подвергнуты критике со стороны Коммунистической партии Китая. В начале 1960-х гг. из-за идеологических разногласий СССР временно прекратил экономическую помощь этой стране. В 1963 – 1965 гг. КНР выдвинула территориальные претензии на 1,5 млн км 2 азиатской части СССР. К этому времени с помощью Советского Союза в Китае были созданы первоклассные предприятия по производству реактивных истребителей МиГ, бомбардировщиков Ту-16 и артиллерийских систем. Китайские специалисты были ознакомлены с советскими достижениями в области ядерных технологий. СССР передал своему азиатскому союзнику лицензии, техническую документацию и боевые образцы баллистических ракет наземного и морского базирования, противокорабельных и зенитных ракетных комплексов и другой военной техники.
Отношения СССР со странами Запада и «третьего мира». Одной из первых советских инициатив было восстановление дипломатических связей с Израилем, прерванных в феврале 1953 г. Затем в мае 1955 г. СССР подписал договор о восстановлении суверенитета Австрии. В том же году в Женеве состоялась встреча лидеров четырёх держав-победительниц, которая способствовала потеплению политического климата в Европе и мире.
25 января 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ о прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией, «учитывая интересы населения как Восточной, так и Западной Германии». В сентябре 1955 г. была достигнута договорённость о возвращении в Германию немецких военных преступников, осуждённых в СССР.
В следующем году улучшились отношения с Японией. СССР отказался от всех репарационных претензий, согласился на репатриацию военнопленных японцев, осуждённых в СССР, поддержал просьбу Японии о её вступлении в ООН.
Одним из основных направлений внешней политики Советского Союза в 1950-е гг. стали взаимоотношения с «третьим миром», т. е. с государствами, которые освободились от колониальной зависимости. СССР оказывал им значительную экономическую помощь, что вызывало озабоченность США и их союзников. Борьба за влияние в «третьем мире» была одной из областей соперничества СССР и США.
Руководители СССР и Египта осматривают макет Асуанской плотины
Н. С. Хрущёв в Америке. 1959 г.
В середине 1950-х гг. СССР установил отношения с Египтом, где в 1952 г. победила национально-освободительная революция. Египет национализировал Суэцкий канал, в ответ США прекратили предоставление этой стране кредитов. В 1956 г. Советский Союз оказал молодому независимому государству огромную финансовую и материальную помощь при строительстве Асуанской плотины. В том же году только вмешательство Советского Союза остановило агрессию Англии, Франции и Израиля против Египта.
В середине 1950-х гг. Н. С. Хрущёв и Н. А. Булганин совершили визиты в Бирму, Афганистан, Индию, в ходе которых были заключены важные экономические и политические соглашения. Наиболее успешно складывались советско-индийские отношения.
В 1954 г. СССР вступил в ЮНЕСКО – организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры и Международную организацию труда (МОТ), в 1958 г. возобновил членство во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Н. С. Хрущёв посетил Америку в 1959 г. Он участвовал (1959, 1960) в заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН, где от имени Советского Союза поставил на обсуждение проблему всеобщего разоружения, предложил принять декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, внёс предложение о выборах трёх генеральных секретарей ООН – от капиталистических, неприсоединившихся и социалистических государств.
Однако противостояние между двумя политическими системами, особенно в центре Европы, не ослабевало. Своеобразным символом этого противостояния стало возведение в августе 1961 г. Берлинской стены, являвшейся границей между Восточным и Западным Берлином.
Советская делегация на балконе представительства СССР в ООН. Нью-Йорк, 1960 г.
Часть Берлинской стены
На грани ядерной войны. В 1959 г. к власти на Кубе пришли революционные силы во главе с Ф. Кастро. В марте 1960 г. президент США Д. Эйзенхауэр подписал секретную директиву о подготовке отрядов кубинских эмигрантов для вторжения на Кубу. В следующем году высадившиеся на Кубе отряды кубинских эмигрантов, поддерживаемые Соединёнными Штатами, были разбиты вооружёнными силами Ф. Кастро. В конце 1961 г. кубино-американский конфликт начал перерастать региональные рамки. В июне 1961 г. в Вене Н. С. Хрущёв заявил новому президенту США Дж. Кеннеди, что СССР будет «оказывать поддержку национально-освободительным войнам».
Карибский кризис был типичным порождением «холодной войны» и отражал стремление СССР и США занять господствующее положение в мире. В случае укрепления власти Ф. Кастро на Кубе, утверждали американцы, Советский Союз получал «форпост» социализма в Латинской Америке и приставленный к самому «виску» Соединённых Штатов ядерный «пистолет».
О глубине и опасности Карибского кризиса советское общество практически ничего не знало и рассматривало происходившие события исключительно сквозь призму «борьбы за мир».
Н. С. Хрущёв предпринял действия по скрытному развёртыванию советских войск на Кубе, полагая, что тем самым обезопасит Кубу от прямой американской интервенции. 18 мая 1962 г. на заседании Совета обороны СССР состоялось обсуждение возможности размещения на Кубе ракетно-ядерной техники. 24 мая Генштаб подготовил план развёртывания на Кубе группы советских войск под кодовым названием «Анадырь». В тот же день на заседании Президиума ЦК КПСС этот план был одобрен.
Ф. Кастро и Н. С. Хрущёв
Операция «Анадырь» проводилась в обстановке абсолютной секретности. В августе – сентябре флот доставил на Кубу военную технику и личный состав. К 20 октября ядерные боеприпасы прибыли в кубинские порты дизель-электроходом «Индигирка». Всего на Кубу доставили 164 ядерные боеголовки и ракеты Р-12 с радиусом действия до 2500 км.
По воспоминаниям генерала армии А. И. Грибкова, входившего от Генштаба в группировку советских войск на Кубе, «существовало устное указание Н. С. Хрущёва командующему группировкой генералу армии И. А. Плиеву применять ядерное оружие самостоятельно, если это диктовалось создавшейся ситуацией или в случае утраты связи».
Когда большая часть советской группировки уже находилась на Кубе, американский разведывательный самолёт У-2 установил, что на острове устанавливаются ракеты среднего радиуса действия. Выступление американского президента 22 октября 1962 г. по радио и телевидению повергло Соединённые Штаты в шок. С 24 октября по решению Дж. Кеннеди вводилась блокада острова. В тот же день Москва предупредила Вашингтон, что, если США развяжут ядерную войну, СССР «нанесёт самый мощный ответный удар». Советские дипломаты в Вашингтоне продолжали уверять, что никакого наступательного оружия на Кубе нет. Пентагон рассматривал возможность воздушного удара по советским ядерным объектам. Человечество находилось на грани ядерной войны.
Карибский кризис. Карикатура
В результате переговоров (обмена посланиями) между Н. С. Хрущёвым и Дж. Кеннеди, усилий дипломатов, разведчиков и военных стороны достигли компромисса: если СССР выведет свои ракеты с Кубы, то нападения на неё не будет.
Один из главных уроков Карибского кризиса, по мнению историков, заключался в том, что «появилось понимание бессмысленности использования ядерного оружия». По мнению отдельных учёных, Карибский кризис был классическим случаем «использования ядерного «устрашения» для получения ограниченных политических выгод». Одновременно он показал бесперспективность ядерной войны и наметил контуры урегулирования региональных конфликтов при участии Организации Объединённых Наций.
Укреплению мира способствовало заключение в Москве 5 августа 1963 г. договора между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой, а также договора о нераспространении ядерного оружия (июль 1968 г.).
В целом СССР удалось достичь снижения накала «холодной войны» и упрочить своё положение одной из двух мировых сверхдержав.
Вопросы и задания
1. Расскажите о проблемах, которые возникали в отношениях СССР с социалистическими странами. Чем были вызваны эти проблемы? 2. Какие соглашения были подписаны Советским Союзом с капиталистическими странами? Какое значение они имели? 3. Как вы думаете, почему как СССР, так и США стремились расширить свое влияние в «третьем мире»? Каких успехов добилось в этом советское руководство? 4. Осветите события Карибского кризиса с точки зрения корреспондента: а) советской газеты; б) американской газеты.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 26. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ГОДЫ РЕФОРМ
§ 26. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ГОДЫ РЕФОРМ Отношения с социалистическими государствами. После смерти И. В. Сталина, руководство страны взяло курс на ослабление международной напряжённости. На XX съезде КПСС были сформулированы положения о многообразии форм
10.6. Международное положение и внешняя политика Советского государства в 1920–1930-е гг
10.6. Международное положение и внешняя политика Советского государства в 1920–1930-е гг Международные отношения в рассматриваемую эпоху отличались крайней противоречивостью. Первая мировая война коренным образом изменила соотношение сил между ведущими западными
Миф № 43. Маршал Советского Союза, Четырежды Герой Советского Союза Георгий Константинович Жуков самый победоносный маршал в годы войны
Миф № 43. Маршал Советского Союза, Четырежды Герой Советского Союза Георгий Константинович Жуков самый победоносный маршал в годы войны Это самый короткий миф, но, несмотря на это — ввиду его особой историко-политической значимости, в том числе и для массового
3. Внешняя политика Афинского морского союза в 40–30–х годах до н. э
3. Внешняя политика Афинского морского союза в 40–30–х годах до н. э Располагая огромными по тем временам силами и средствами такого мощного объединения, Афины стали проводить активную внешнюю политику в греческом мире, преследуя несколько целей: 1) дальнейшего
1. Политика в отношении Советского Союза
1. Политика в отношении Советского Союза Чтобы найти пути к решению проблемы взаимоотношений с СССР («поддержание нейтралитета и стремление к улучшению отношений между двумя государствами; содействие заключению мира между СССР и Германией»), Высший совет предложил
Глава VII. Внешняя политика Советского государства (1921—1941)
Глава VII. Внешняя политика Советского государства (1921—1941) I. НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Начиная с 1920 г. великие мировые державы отказались от планов свержения советского режима. Постепенно была снята экономическая блокада, а закрепление рядом соглашений
§ 1. Внешняя политика Советского государства накануне войны
§ 1. Внешняя политика Советского государства накануне войны Внешнеполитическая деятельность страны в предвоенные годы строилась не только на основе внутренних задач, но и в зависимости от состояния и развития международных отношений.При всем различии подходов к
Глава шестая Внешняя политика Бисмарка в последние годы его канцлерства (1885 ― 1890 гг.). Заключение Франко-Русского союза (1891 ― 1893 гг.)
Глава шестая Внешняя политика Бисмарка в последние годы его канцлерства (1885 ? 1890 гг.). Заключение Франко-Русского союза (1891 ? 1893 гг.) Болгарский кризис 1885–1886 гг. В середине 80-х годов надвинулись события, вновь переместившие центры мировых бурь из Африки и Средней Азии на
36. Внешняя политика Советского государства после Гражданской войны
36. Внешняя политика Советского государства после Гражданской войны В основе внешней политики Советского государства после окончания гражданской войны и интервенции лежали две противоположных установки: во-первых, установление прочных дипломатических и экономических
Внешняя политика в 20—30-е годы
Внешняя политика в 20—30-е годы К началу 20-х годов Советская Россия находилась в международной изоляции. За исключением приграничных стран (Польша, Латвия, Литва, Эстония, Персия и Афганистан), ни одна крупная европейская держава не признавала правительство большевиков. С
54. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД В 1920 – НАЧАЛО 1930-х гг
54. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД В 1920 – НАЧАЛО 1930-х гг На протяжении 20-30-х гг. Советский Союз в своей внешней политике старался решить ряд задач, среди которых можно выделить следующие:1. Прорыв дипломатической и экономической блокады
55. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1939–1940 гг
55. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1939–1940 гг Германия 1 сентября 1939 г. вторглась в Польшу с запада, а СССР 17 сентября с востока. К концу месяца передел Польши был закончен, и к СССР отошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии.Если война с Польшей
63. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1945 – НАЧАЛЕ 1950-х гг
63. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1945 – НАЧАЛЕ 1950-х гг В послевоенное время Советский Союз активно участвовал во всех важнейших мировых внешнеполитических процессах, начиная с Ялтинской и Потсдамской конференций руководителей Великобритании США и СССР.В
1. Политика в отношении Советского Союза
1. Политика в отношении Советского Союза Чтобы найти пути к решению проблемы взаимоотношений с СССР («поддержание нейтралитета и стремление к улучшению отношений между двумя государствами; содействие заключению мира между СССР и Германией»), Высший совет предложил
58 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1917—1920-Е ГГ
58 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1917—1920-Е ГГ Внешняя политика Советского государства строилась на принципах, сформулированных В. И. Лениным, как то:1) принцип пролетарского интернационализма, предусматривавший взаимную помощь международного рабочего класса
Тема 63 Внешняя политика советского государства в 1920-е гг
Тема 63 Внешняя политика советского государства в 1920-е гг ПЛАН1. Принципы внешней политики.1.1. Противоречия внешнеполитической концепции большевиков.1.2. Концепция внешней политики Советского государства и мировая революция.1.3. Трудности советской дипломатии.2. Основные
Источник