Миграционная политика «азиатских тигров». Как в Восточной и Юго-Восточной Азии регулируют присутствие иностранных рабочих
Со второй половины ХХ века наблюдается бурное социально-экономическое и культурное развитие ряда государств Юго-Восточной и Восточной Азии. Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия еще полвека назад были отсталыми аграрными странами, но теперь их называют «азиатскими тиграми», а темпам их экономического развития могут позавидовать многие «старые» локомотивы мировой экономики. Естественно, что бурный рост экономики и укрепление материального благополучия перечисленных государств сделали их крайне интересными для трудовых мигрантов из менее успешных стран Азии. В настоящей статье мы более подробно остановимся на специфике миграционной ситуации в странах Юго-Восточной и Восточной Азии.
Республика Корея в настоящее время является одной из наиболее развитых в экономическом отношении азиатских стран. Секрет ее экономического развития во многом связан с той поддержкой, которую США, Западная Европа и Япония оказывали стране во второй половине ХХ века в контексте ее противостояния Северной Корее и в целом «коммунистическому блоку». Отметим, что в 1960-е — 1980-е годы, Республика Корея еще сама оставалась донором трудовых ресурсов. Тысячи южнокорейских рабочих трудились на нефтяных промыслах стран Персидского залива, в Германии. Многие выходцы из республики уезжали в США, где вливались в ряды многочисленной корейской диаспоры. Однако затем, по мере дальнейшего укрепления южнокорейской экономики, безработица в стране стала заметно снижаться, что в конечном итоге привело к значительному снижению эмиграции из Республики Корея в другие страны.
В настоящее время экономическое развитие Республики Корея достигло такого уровня, на котором возникла острая потребность в привлечении дополнительных трудовых ресурсов. При этом Южная Корея испытывает нужду и в специалистах экстра-класса в сфере инновационных технологий, высокоточных технологий, медицины, других отраслей, так и в неквалифицированной и низкоквалифицированной рабочей силе. Повышение уровня жизни корейского населения способствовало тому, что большинство корейцев уже не желает трудиться в низкооплачиваемом секторе экономики, на тяжелых и малоинтересных работах, не требующих квалификации. К тому же, Республика Корея, как и Япония, столкнулась со снижением рождаемости и, как следствие, постепенным старением населения. Кроме того, в Южной Корее оказался исчерпан внутренний миграционный ресурс, так как большинство тех корейцев, которые желали переехать из деревни в город, это сделали, вследствие чего в корейских селениях исчезло избыточное население. Свою роль сыграл и строительный бум, который привел к массовому переходу низкоквалифицированных рабочих в сферу строительства. В то же время, такие области деятельности как жилищно-коммунальное хозяйство, сфера общественного питания, стали испытывать потребность в рабочей силе без специальной подготовки, готовой трудиться за небольшие зарплаты.
В настоящее время политика привлечения трудовых ресурсов из других государств стала приоритетной для южнокорейского государства. Если обратиться к данным статистики, то видно, что каждый год увеличивается число иностранных граждан, которые проживают и работают на территории Южной Кореи. Только за десять лет с 1997 по 2007 гг. количество иностранцев в Республике Корея увеличилось в 2,75 раза. В настоящее время в стране проживает более 1,5 млн. иностранных граждан. Помимо туристов и студентов, которые в массовом порядке прибывают в Республику Корея, можно выделить следующие основные группы мигрантов: 1) переселенцы из Северной Кореи; 2) иностранные жены и мужья граждан Республики Корея; 3) неквалифицированные рабочие корейского происхождения, в том числе из стран СНГ; 4) низкоквалифицированные и неквалифицированные иностранные рабочие из других стран.
Группа выходцев из КНДР в Республике Корея очень многочисленна. Это — те граждане Северной Кореи, которые бежали на юг из-за стремления к лучшей жизни или несогласия с политикой коммунистического правительства. Следует отметить, что фактически граждане КНДР не могут рассматриваться как иностранные мигранты, поскольку им, при въезде в страну и соответствующем обращении, автоматически предоставляется статус граждан Республики Корея. То есть, формально они получают те же стартовые возможности, что и другие граждане страны. Другое дело, что выходцам из Северной Кореи требуется существенная психологическая адаптация к жизни в совершенно иных экономических и культурных условиях. Однако, адаптация северокорейцев к жизни в южнокорейском обществе также находится под контролем правительства Республики Корея. Существуют специальные правительственные программы, направленные на адаптацию приезжих с севера, действуют реабилитационные центры и иные подобные учреждения.
Иностранные жены и мужья корейских граждан — это отдельная категория, которая также может рассматриваться в качестве особой группы мигрантов. Примечательно, что иностранные граждане, которые женятся на гражданках Республики Корея, не имеют права работать на территории страны. То есть, их жены подписывают обязательства взять мужей на полное содержание.
Корейское общество очень щепетильно относится к вопросу о сохранении моноэтничности своей страны. Поэтому если оно и готово терпеть на территории Республики Корея иностранных трудовых мигрантов, то только по причине крайней необходимости. Специалисты высокого уровня едут в Корею по персональным контрактам со всего мира — это и американцы, и европейцы, и выходцы из России. Гораздо сложнее обстоит дело с низкоквалифицированной рабочей силой. Республика Корея предпочитает приглашать корейцев из других стран — Китая, России, Казахстана, которые могут работать на территории страны. В то же время, в последние годы увеличивается и численность некорейских мигрантов. Прежде всего, это китайцы. В Республику Корею приезжают, в основном, не столько китайцы из КНР, сколько выходцы из Гонконга, Макао и стран Юго-Восточной Азии.
Многочисленны в Корее и выходцы из Вьетнама. Вьетнамские трудовые мигранты известны своей дисциплинированностью, они не сильно выделяются на фоне основной массы корейского населения, поэтому к их присутствию общество относится более-менее лояльно. Вьетнамские женщины часто выходят замуж за корейских мужчин, пользуясь спросом по причине большей «традиционности» по сравнению с южнокорейскими женщинами.
Еще одна традиционно многочисленная иностранная диаспора в Республике Корея — выходцы из Монголии. В последние годы темпы монгольской трудовой миграции в Южную Корею очень высоки. По данным корейского правительства, в Южной Корее работает хотя бы один представитель каждой второй монгольской семьи. Получается, что работа в Корее — один из главных источников дохода для монгольских семей, учитывая, что в самой Монголии социально-экономическая ситуация остается весьма нерадостной. Поэтому монголы едут в Корею с целью заработать и многие из них остаются там настолько долго, насколько это возможно в соответствии с корейским миграционным законодательством. Основная масса монголов, работающих в Южной Корее, трудится в сфере тяжелой промышленности. Вместе с тем, много монголов и в сфере общественного питания, туристической индустрии. Распространены и браки корейцев с монгольскими женщинами, причем такие браки, как правило, заключаются исключительно по расчету и в них мужчина — кореец старше женщины — монголки лет на 20-25.
В целом, корейское общество относится к мигрантам весьма настороженно. Существуют достаточно четкие границы, не позволяющие мигрантам оседать в Корее и формировать собственные анклавы и диаспоры, которые могли бы затем вмешиваться в жизнь корейского общества. Учитывая современную глобальную ситуацию с миграцией, это весьма правильная и заслуживающая понимания позиция.
Тайвань — еще один «азиатский тигр», добившийся к концу ХХ века высокого уровня экономического развития. Собственно говоря, официально Тайвань называется Китайской Республикой. Это государственное образование до сих пор не признано КНР и большинством других стран мира, включая Россию и США. Тем не менее, поддержка Запада позволила Тайваню превратиться в высокоразвитое в экономическом отношении государство. Китайская Республика — 19-я по величине экономика мира, уровень жизни тайваньского населения в несколько раз превосходит уровень жизни населения КНР. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Тайвань является одним из региональных центров привлечения миграционных потоков. Справедливости ради, необходимо отметить, что большинство граждан современной Китайской Республики — это потомки переселенцев из материкового Китая, прежде всего — из провинции Фуцзянь. В настоящее время именно они составляют основную массу населения острова и являются его полновластными хозяевами. Аборигены Тайваня — представители австронезийских народов, родственных индонезийцам и малайцам, — сегодня составляют лишь 2% населения Китайской Республики.
На остров едут работать выходцы из других государств Юго-Восточной Азии. Прежде всего, это трудовые мигранты из соседнего Вьетнама. Примечательно, что долгое время Тайвань был одним из главных региональных союзников Южного Вьетнама, а после ликвидации последнего и создания Социалистической Республики Вьетнам полностью перестал поддерживать любые связи, включая даже почтовое сообщение, с коммунистическим Вьетнамом. Лишь к концу 1980-х гг. экономические контакты между Тайванем и СРВ стали возобновляться. В настоящее время Тайвань является одним из основных источников прямых иностранных инвестиций во вьетнамскую экономику. В свою очередь, вьетнамские граждане направляются в Тайвань с целью трудоустройства, прежде всего — в сферы, где есть спрос на низкоквалифицированную рабочую силу, готовую трудиться на небольшие деньги на непрестижной и тяжелой работе.
Одним из лидеров по привлечению иностранных трудовых мигрантов в Юго-Восточной Азии является Сингапур. Это тоже «государство мигрантов» — хуацяо, этнических китайцев. Теперь «старые» мигранты привлекают для низкоквалифицированных и непрестижных работ «новых» мигрантов. Сингапурская миграционная политика ориентирована на активное привлечение иностранной рабочей силы, но при этом долгосрочные разрешения на жительство и работу иностранцам не выдаются. Тем не менее, иностранные мигранты составляют 29% всех трудовых ресурсов Сингапура.
Большинство мигрантов приезжает в Сингапур из других стран Юго-Восточной и Южной Азии. Прежде всего, это выходцы из Малайзии. 73% всех малазийских эмигрантов уезжают в Сингапур — несмотря на то, что Малайзия также является достаточно развитой страной, Сингапур более привлекателен в плане трудоустройства. Строительная сфера в Сингапуре укомплектована рабочими, приезжающими из Таиланда, Бангладеш и Индии. Огромная часть всех трудовых мигрантов, находящихся на территории Сингапура — женщины, приезжающие работать по найму в домашние хозяйства, сферу общественного питания. Подавляющее большинство сингапурских «кухарок» и «нянечек» приезжает из Филиппин — оттуда родом до 75% иностранных женщин, трудящихся в Сингапуре. Остальные 25% приходятся на женщин из Шри-Ланки и Индонезии.
От иностранной рабочей силы во многом зависит сегодня и рынок труда Малайзии. Здесь исторически очень значимую роль в экономике играла община китайских мигрантов — хуацяо. Фактически, именно китайцы создали современную малазийскую экономику, поскольку на протяжении почти двух веков хуацяо доминировали в малазийской торговле, промышленности, деловой сфере. Сегодня китайцы по-прежнему являются «ядром» малазийской экономики и пользуются в стране очень большим влиянием, хотя на официальном уровне государство закрепляет приоритет коренных народов — собственно малайцев и некоторых других австронезийских этносов, населяющих Малайю, Саравак и Сабах. Кроме китайцев, в Малайзии очень высок процент индийского населения — преимущественно, тамилов, выходцев из Южной Индии. Среди мигрантов «новой волны» преобладают выходцы из соседних Индонезии и Филиппин. Языковая и культурная близость, схожий внешний облик — все эти факторы облегчают индонезийцам и филиппинцам миграцию в Малайзию, в том числе и нелегальную. Индонезийские и филиппинские рабочие трудятся во многих сферах малазийской экономики. В середине 2000-х гг. в Малайзии был официально разрешен въезд на работу гражданам лишь 12 стран мира — Камбоджи, Лаоса, Индонезии, Мьянмы, Филиппин, Таиланда, Вьетнама, Индии, Непала, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана.
Таиланд также весьма привлекателен для иностранных мигрантов, в первую очередь — для выходцев из соседних, менее благополучных в социальном и экономическом отношении государств Индокитая. Добившись весьма высокого уровня экономического благополучия, по крайней мере, по региональным меркам, страна стала привлекательной для иностранных мигрантов из Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Мьянмы. Здесь следует учитывать, что население соседних с Таиландом стран живет в настоящей нищете. Особенно это касается жителей Мьянмы и Лаоса.
Таким образом, мы видим, что миграционная политика в странах Юго-Восточной и Восточной Азии имеет очевидные общие черты. Во-первых, правительства этих стран выставляют достаточно жесткие рамки для приезжающих трудовых мигрантов, которые направлены на недопущение их постоянного проживания в стране, формирования анклавов и диаспор. Во-вторых, основная масса иностранных трудовых мигрантов прибывает, как правило, из соседних стран, где проживает близкое в культурном отношении население. В-третьих, контролируется профессиональный и половой состав мигрантов. То есть, миграционная политика «азиатских тигров» предстает более убедительной, чем миграционная политика Евросоюза и, возможно, может быть взята за основу при формировании эффективной модели управления миграционными процессами.
Источник
Мировые центры миграции
К традиционным центрам относят:
1. Страны Западной Европы. Здесь насчитывается 13 млн мигрантов и членов их семей. Странами, принимающими основную часть иммигрантов, являются Германия (4,63 млн иностранцев), Франция (4 млн), Великобритания, Швейцария, Бельгия (I млн), Швеция (1 млн), Нидерланды. В этих странах, активно использующих иностранных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Например, во Франции эмигранты составляют 1/4 занятых в строительстве; 1/3 в автомобилестроении; в Бельгии — 1/2 горняков и т. д. Среди стран-экспортеров рабочей силы в данный регион следует выделить страны так называемой европейской периферии (Турция, Италия и др.), страны Восточной Европы, а также страны Ближнего Востока и Северной Африки. Характерной особенностью международного миграционного процесса в данном регионе является существование Единого рынка труда, который был образован как одна из стадий интеграции ЕС, поэтому в Западной Европе высока доля мигрантов (примерно 40%) из стран-членов ЕС.
До последнего времени иностранные рабочие использовались преимущественно в тех сферах, где велика доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания), и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или считается непрестижной для местного населения. Здесь доля иностранцев очень велика, порой доходит до 70%, а это значит, что такие предприятия уже «сориентированы» на использование пришлой рабочей силы.
В связи с проходящим процессом объединения Европы во второй половине 90-х годов, по прогнозам Немецкого федерального института занятости, ускоренный экономический рост создаст рабочие места, но не вызовет иммиграции по образу и подобию 60-хгодов. Страны ЕС будут неохотно совершать вербовку из третьих стран. Основные преимущества, как предполагается, получат Великобритания, Германия, Франция и страны Бенилюкса.
В Великобритании и Германии будет создано 40% от всех новых рабочих мест, из них около 25% — в промышленности, 50% — в оптовой и розничной торговле, на транспорте, в строительстве. Возникает вопрос: если дополнительные рабочие места появятся в Северной Европе, в которой не предвидится рост населения, и в то же время миграция внутри ЕС существенно не возрастет,токаким образом будут заполнены вновь созданные места? По единодушному мнению большинства европейских экспертов, эти страны предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии, активнее использовать труд женщин и т.п.
2. США. Ежегодный доступ иммигрантов в США с 1995 г. установлен на уровне 650 тыс. человек. Сегодня иностранцы, которые мигрируют в США из различных стран мирового хозяйства, но, в большей степени, из Мексики, составляют 5% рабочей силы страны.
Послевоенная иммиграция в США состояла из двух этапов: первый этап включал мощную европейскую иммиграцию в конце 40— 50-х годах, до середины 60-х годов в США въехало около 711 млн. человек из Западной Европы. Второй этап начался в 1965 г., с принятия закона, создавшего условия особо благоприятные для выходцев из Азии и Латинской Америки. Очевидно, 1993 г. стал началом третьего этапа, когда появились преимущества у иммигрантов из европейских стран, особенно из Ирландии, Великобритании (Северная Ирландия), Италии, Польши, а также из Аргентины. Подобная переориентация объясняется тем, что к началу следующего десятилетия США могут стать страной, где белые будут в меньшинстве в результате высокой рождаемости цветного населения. По прогнозам института Хадсона, с 1985 по 2000 доля белого населения в занятости уменьшится с 83 до 57%, цветного, напротив, возрастет с 10 до 20%. Ожидается, что доля иммигрантов должна увеличиться с 7 до 22%.
3. Австралия. В стране используется около 200 тыс. иностранных рабочих. Преобладают мигранты из Восточной и Юго-Восточной Азии, а также из Восточной и Центральной Европы. С 1982 г. Австралия проводит миграционную политику, на основе которой в первую очередь в страну принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику страны, например, в начале 90-х годов в экономику Австралии таким образом влилось 1,2 млрд долл.; 9 тыс. инвесторов и 28 тыс. членов их семей получили визы.
С конца 60-х — начала 70-х годовXX в. стали появляться новые нетрадиционные центры притяжения рабочей силы. В данных центрах наблюдаются высокие темпы экономического роста, развитие обрабатывающей промышленности, значительные объемы привлеченного иностранного капитала, вплоть до создания филиаловТНК, а, соответственно отмечается высокая потребность в дополнительных трудовых ресурсах. К ним относят:
1. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Основными импортерами рабочей силы являлись: Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Южная Корея, Тайвань. Основными поставщиками рабочей силы выступают Китай, Вьетнам, Лаос и другие соседние государства.
2. Нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Этот рынок рабочей силы сформировался в 70-е годы. Сюда к началу 90-х годов оказалось стянуто более 4,5 млн иностранных рабочих, в то время как численность местных рабочих — 2 млн человек. Значителен удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочих региона, например, в ОАЭ он составляет около 97%, в Катаре — 95,6%, в Кувейте — 86,5%. Главным экспортером рабочей силы на Ближнем Востоке является Египет. В середине 90-х годов доходы по трудовым переводам эмигрантов составили здесь 3,2 млрд долл. Также высока доля мигрантов из других близлежащих арабских государств (Сирия, Ливан, Иордания и др.), из Восточной и Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Филиппины и др.).
3. Страны Латинской Америки. Здесь общее число мигрантов составляет 3 млн человек. Наиболее распространенной формой является сельская сезонная миграция, а также кратковременная — на работу в машиносборочных цехах филиалов известных автомобилестроительных ТНК «Дженерал Моторс», «Фольксваген», «ФИАТ». Крупные производства в данном регионе имеет и шведская компания «Нестле». Уже семь стран Латинской Америки заинтересовались иммигрантами из бывшегоСССР и Восточной Европы. Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Чили и Парагвай субсидируют специальные программы по привлечению восточноевропейцев. Среди специальностей, в которых ощущается острая нехватка кадров, — нефтяники, инженеры-химики, фермеры.
4. Страны Африки. Этому региону характерна внутренняя миграция, составившая в начале 90-х годов 2 млн человек. Основными принимающими странами здесь выступают страны Северной Африки и ЮАР, где мигранты работают в таких сложных отраслях, как алмазодобыча, золотодобыча, добыча урана.
5. Россия. В настоящее время РФ, которая переживает демографический кризис, связанный со снижением рождаемости и увеличением смертности, вынуждена противостоять ему за счет выхода на мировой рынок рабочей силы и увеличение притока иммигрантов в страну. Согласно статистическим данным Министерства внутренних дел и Федеральной Миграционной Службы РФ в конце 1996 г. в РФ насчитывалось 1 200 тыс. иммигрантов из стран ближнего зарубежья и около 530 тыс. иностранных граждан; особую, весьма проблематичную, категорию иммигрантов в РФ представляют беженцы и вынужденные переселенцы, количество которых на начало 1995 г. достигло 702,5 тыс. человек. Количество эмигрантов по официальным данным составило в 1995 г. 340 тыс. человек. В перспективе Россия могла бы экспортировать за рубеж 1—1,5 млн человек, получая ежегодно 10—20 млрд долл.
Источник