Какие страны имеют смешанный тип устройства самоуправления

Муниципальное право России

Модель местного самоуправления смешанного типа

Данная модель характеризуется тем, что сочетает в себе признаки различных типов местного самоуправления. Модель местного самоуправления смешанного типа в основном присуща постсоветским странам Восточной и Центральной Европы и государствам СНГ, а также тем странам, в которых местное самоуправление развивалось под влиянием западных стран с различными системами местного самоуправления (например, Япония).

Очевидно, что причина появления этой модели, которую иногда называют гибридной, была в желании государств, не имевших в предшествующий исторический период «своего» местного самоуправления, но провозгласивших себя демократическими, и, как следствие, учредивших институт местного самоуправления, развиваться как страны «сложившейся» демократии. Соответственно, такими государствами были взяты наиболее, по их мнению, удачные варианты организации и осуществления местного самоуправления в мире и перенесены на практику государственного строительства у себя. В результате появилась модель, похожая как на англосаксонскую, так и на романо-германскую модели местного самоуправления.

В Японии местным собраниям принадлежит право на принятие постановлений по всем вопросам, не входящим в ведение государства, в том числе по вопросам принятия таких актов местного значения, где в качестве санкции устанавливаются уголовные наказания 1 Государственное управление и государственная служба за рубежом / Под ред. В.В. Чубинского. М., 1998. С. 219. . На органы местного самоуправления в Японии возлагаются полномочия по весьма широкому кругу вопросов, причем вопросы безопасности и социальной защиты находятся далеко не на последнем месте 2 Штатина М.А. Местное самоуправление в зарубежных странах. М., 1994; Еремин ВН. Политическая система современного японского общества. М., 1992. .

По своему типу российская модель относится к смешанным, поскольку сочетает в себе признаки разных систем, однако ближе всего наша модель к континентальному типу (точнее, его германскому подтипу). Местное самоуправление в России было восстановлено только в последнее десятилетие XX в. и постоянно реформировалось, поэтому к какому-то устойчивому типу его отнести пока невозможно.

Читайте также:  Чемпионы спортсмены нашей страны

Таким образом, деление всех моделей местного самоуправления в мире на англосаксонскую, континентальную и смешанную носит достаточно условный характер, так как в мире можно насчитать гораздо большее их количество. Можно сказать, что сколько в мире государств, учредивших местное самоуправление, столько и моделей его организации.

Выделение основных моделей необходимо для того, чтобы понять место местного самоуправления в системе публичной власти, а также определить порядок взаимоотношений (распределения полномочий) между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Источник

Смешанная модель местного самоуправления

Романо-Германская она же смешанная модель местного самоуправления применяется в большинстве стран континентальной Европы, франкоязычной Африки, Монголии, на ближнем Востоке и даже в некоторых странах Латинской Америки. Главное отличие этой модели местного самоуправления от англосаксонской заключается в характере взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти. Такая система используется в государствах с традиционно высоким уровнем централизации власти, значительным контролем органов государственной власти за местными органами власти. Она характеризуется определенной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. В Италии подобная иерархическая соподчиненность выражается, в частности, в праве областей осуществлять контроль за законностью актов провинций, коммун и иных местных образований.

В романо-германской модели различаются французская и германская системы местного самоуправления. Французская модель основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления при подчиненности нижестоящих звеньев вышестоящим. Во Франции в каждой коммуне на основе всеобщего прямого избирательного права выбирается совет, который на шесть лет избирает из своего состава главу исполнительной власти – мэра и его заместителей. Мэр и его заместители образуют муниципалитет – исполнительный орган коммуны. Количество членов муниципального совета регулируется законом от 19 ноября 1982 г. «О правах и свободах местных коллективов», согласно которому советы могут насчитывать от девяти (в коммунах с населением менее 100 человек) до 69 членов (в коммунах с населением более 399 тысяч человек). Мэр, с одной стороны, является главой местной исполнительной власти, с другой – представителем центральной власти в коммуне. Хотя совет обладает возможностью влиять на мэра посредством обращения в судебные инстанции, роль государства на местном уровне достаточно высока (Муниципальное право зарубежных стран: (сравнительно-правовой анализ): учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2006. С. 96).

Основной закон ФРГ не содержит подробного регулирования системы местного самоуправления и управления, но при этом закрепляет понятие «самоуправление общин и общинных объединений». Провозглашение права на коммунальное самоуправление на уроне федерального Основного закона имеет двоякое значение. С одной стороны, таким образом создаются определенные «рамки» для федерального законодателя, который в своей законотворческой деятельности обязан учитывать конституционные положения; с другой стороны, тем самым обеспечивается единство принципиального подхода субъектов Федерации к закреплению гарантии коммунального самоуправления, исходя из принципа приоритета федерального права над правом земель.
В статье 28 Основного закона ФРГ закрепляется, что в общинах и округах на основе всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании должны создаваться представительные органы. В связи с этим в Германии сложилось четыре основных типа организационного устройства общин, отличающихся некоторым своеобразием. «Северогерманская модель» существует в коммунах Шлезвинг-Голштейн и Гессен. Собрание депутатов, которое избирает главу администрации и формирует исполнительный комитет, избирается жителями коммуны сроком на четыре года. Исполнительный комитет фактически является местной администрацией и осуществляет подготовку решений представительного органа.

Для южногерманского типа местного самоуправления характерно совмещение должности главы представительного органа и местной администрации. Данная система существует в Баден-Вюртенберге и Баварии. Так, в Баден-Вюртенберге представительным органом является муниципальный совет. Главой исполнительного аппарата и одновременно председателем совета является бургомистр, избираемый непосредственно населением сроком на восемь лет. В качестве председателя муниципального совета бургомистр имеет право возражать против противозаконных или невыгодных для общины решений совета. В качестве руководителя администрации бургомистр ответственен за всё управление общиной, он осуществляет все функции текущего управления, выполняет все распорядительные обязанности.

Магистратный тип определяется наличием представительного органа, избираемого населением на основе всеобщего прямого избирательного права, который формирует мегистрат. Магистрат, состоящий из бургомистра – председателя магистрата – и его заместителей, концентрирует в своих руках исполнительную власть. При принятии решений бургомистр может обжаловать решение магистрата как противоречащее интересам общины.
Бургомистерский тип общинного самоуправления предусматривает наличие избранного населением представительного органа, который избирает бургомистра. Бургомистр возглавляет представительное сообщество (корпорацию) и местную администрацию, то есть выполняет функции главы общины и главы администрации.

Источник

СМЕШАННЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В большинстве зарубежных стран сложились смешанные право­вые системы местного самоуправления. В зависимости от домини­рующих признаков в структуре каждой национальной системы ме­стного самоуправления их можно подразделить на три вида.

Первый вид представлен европейской правовой системой местного самоуправления, которая имеет сходство как с континентальной, так и с англосаксонской моделями.

Для европейской системы типичными формами правового регу­лирования местного самоуправления являются конституции, ком­плексные законы, положения о муниципальных образованиях, от­раслевые законы, нормативные правовые акты министерств и ве­домств. В случае обнаружения неточностей или пробелов в законода­тельстве о местном самоуправлении применяются решения консти­туционных судов, которые фактически носят нормативный характер.

Согласно конституционной традиции Франции местное само­управление в странах континентальной Европы рассматривается как государственное управление на муниципальном уровне, как форма реализации общих функций публичного управления. С учетом этой традиции сформулированы нормы ст. 137 Конституции земли Гес­сен: «Общины являются на своей территории исключительными об­ладателями всех полномочий местного публичного управления, осу­ществляемого на основе собственной ответственности.

Аналогичный подход к пониманию местного самоуправления за­ложен в ст. 116 Федерального конституционного закона Австрии 1920 г. В ней община определяется как территориальная единица с правом самоуправления и одновременно как административная еди­ница, в пределах которой осуществляется государственное управле­ние на муниципальном уровне.

Современное законодательство Норвегии также рассматривает местное управление и самоуправление в отношении коммун и гу­бернских коммун как единое целое, как форму публичного управле­ния на местах (§ 3 Закона о коммунах и фюлкескоммунах 1992 г.). Кроме того, производный характер коммун и их зависимость от го­сударства означают, что в Норвегии только государство может при­нять решение об учреждении новой или размежевании старых ком­

мун. Делается это в целях повышения эффективности публичного управления на муниципальном уровне.

При таком подходе к пониманию местного самоуправления ис­пользуется хорошо известный в законодательной практике стран с континентальной правовой системой муниципальной власти нега­тивный способ закрепления компетенции территориальных сооб­ществ: «Все, что прямо не запрещено законом, разрешено». Этот способ применяется и для определения объема полномочий выбор­ных органов местного самоуправления, компетенция которых явля­ется производной от компетенции муниципальных образований.

С учетом богатого опыта стран с континентальной системой ме­стного самоуправления в странах, где утвердилась европейская сис­тема муниципальной власти, в отдельных звеньях административ­но-территориального устройства местные органы власти могут во­обще не создаваться. Так, в уездах Финляндии органы местного са­моуправления законодательством не предусмотрены: это полицей­ские и судебные округа.

В странах с европейской системой самоуправления контроль за деятельностью органов муниципальной власти осуществляется по модели континентальной системы. В соответствии с националь­ным законодательством функции административного надзора воз­лагаются на специально уполномоченных лиц, назначаемых государ­ством. В Австрии такими лицами являются управляющие округа­ми, в Финляндии — губернаторы, в Дании — амтсманы и т.п. В Германии и Норвегии для осуществления административного над­зора создаются коллегиальные органы государственной власти. Од­нако их надзор ограничивается лишь обеспечением соответствия решений органов местного самоуправления требованиям закона. Над­зор за правильностью и профессиональностью деятельности органов местного самоуправления допускается только в случаях реализации полномочий, переданных им государством (ст. 140 Конституции Словении).

Вместе с тем на правовой статус муниципальных образований стран с европейской системой местного самоуправления, характер взаимоотношений их представительных и исполнительных органов большое влияние оказала англосаксонская правовая система уст­ройства муниципальной власти. Здесь, как правило, отсутствует со­подчиненность муниципальных образований, конституциями и зако­нами допускаются различные модели местного самоуправления. В ча­стности, в ст. 114 Конституции Македонии записано, что в общинах могут быть организованы различные формы местного самоуправле­ния. В Германии на основе зарубежного опыта сложились четыре мо­дели местного самоуправления в общинах федеральных земель: модель

магистрата, северогерманская система совета, модель бургомистра и южногерманская модель. Они различаются по таким существенным признакам, как взаимоотношения представительного органа муни­ципальной власти с органами управления. Сходные модели местного самоуправления существуют в США на уровне муниципалитета.

Для стран с европейской системой местного самоуправления ха­рактерна большая самостоятельность органов муниципальной власти в решении вопросов местного значения, в осуществлении оператив­ного управления.

Вторым видом смешанных правовых систем местного самоуправ­ления является дуалистическая система. Ее характерная особенность заключается в том, что она складывалась в процессе противоречивого взаимодействия англосаксонской и континентальной систем местного самоуправления с традиционными системами общинного само­управления. Правящая элита бывших колоний стремилась заимство­вать англосаксонскую или континентальную систему местного само­управления, но ей противостояла родоплеменная знать, стремившаяся сохранить общинное самоуправление, независимое от государствен­ной власти. В результате появился гибрид совершенно разных моделей устройства муниципальной власти, которые с большим трудом интег­рируются в национальные правовые системы местного самоуправле­ния. Тем не менее этот вид смешанных систем местного самоуправления получил значительное распространение в странах Африки, бывших колониях Великобритании и Франции. Его восприняли Бурунди, Га­бон, Гамбия, Гана, Гвинея, Мавритания, Мозамбик, Сейшельские Острова, Того, Тунис и Экваториальная Гвинея.

Основными формами правового регулирования отношений по осуществлению муниципальной власти в странах с дуалистической системой местного самоуправления являются конституции, законы, декреты правительства, уставы (хартии) муниципальных образова­ний, обычаи и традиции, мусульманско-правовая доктрина. В Гане, например, главными элементами правовой системы местного само­управления являются английское общее право и обычное африкан­ское право.

Поэтому органы местного самоуправления во всех звень­

ях административно-территориального устройства страны форми­руются на принципах англосаксонской правовой системы. В муни­ципальных образованиях нет назначаемых должностных лиц, спе­циально уполномоченных осуществлять административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления. Однако соглас­но местным традициям в сельских, городских, муниципальных (груп­па поселений), окружных и областных советах 50% мест занимают по собственному праву вожди племен.

В системе местного самоуправления Туниса преобладают эле­менты континентальной системы. По примеру Франции в комму­нах органами местного самоуправления являются выборные муни­ципальные советы. Исполнительную власть в коммуне возглавляет мэр, который избирается советом или непосредственно населением. Провинциями управляют губернаторы, назначаемые президентом Туниса по представлению министра внутренних дел, которые осу­ществляют административный контроль за деятельностью местных органов власти. Но параллельно действуют на основании мусульман­ской правовой доктрины советы шейхов, выступающие в качестве органов общинного самоуправления.

Третьим видом смешанных правовых систем местного само­управления является плюралистическая система. Как видно из са­мого названия, она интегрирует в своем составе элементы практи­чески всех систем местного самоуправления. В классическом виде данная система существует в Японии.

Формы правового регулирования местного самоуправления в Японии сложились под влиянием как англосаксонской, так и кон­тинентальной системы. В соответствии с традицией англосаксон­ских стран, полномочия местных органов власти Японии закрепля­ются отраслевыми законами, регулирующими отношения в кон­кретных областях хозяйственного и социально-культурного строи­тельства. Парламент Японии в порядке ст. 95 Конституции прини­мает и частные законы, адресованные отдельным административно­территориальным единицам.

Вместе с тем в Японии действует комплексный Закон о местной автономии 1947 г., который закрепляет основные принципы орга­низации местного самоуправления в стране, определяет общую ком­петенцию местных органов власти. Эта особенность характерна глав­ным образом для стран с континентальной системой местного са­моуправления.

Система местных органов власти в Японии построена по англо­саксонской модели. В административно-территориальных единицах, обладающих правом местного самоуправления, население избирает префектуральные, городские, сельские и поселковые собрания. В мелких общинах функции представительных органов местного са­

моуправления возлагаются на общие собрания избирателей. На му­ниципальные должности глав исполнительной власти в таком же порядке избираются префекты (губернаторы), мэры и старосты сельских и поселковых общин. Назначаемых из центра должност­ных лиц нет ни в одной административно-территориальной едини­це страны. Тем не менее губернатор префектуры может быть отре­шен от должности премьер-министром Японии, а мэр города и ста­роста сельской или поселковой общины — губернатором. В этом положении нашла свое законодательное выражение национальная правовая традиция Японии о конфуцианско-патерналистских отно­шениях в системе публичной власти, которая в своих основных чертах сформировалась в эпоху Мэйдзи.

Контроль за деятельностью органов местного самоуправления в Японии осуществляется на принципах иберийской правовой системы. В нем принимают участие не только финансовые и судебные органы государства, но и непосредственно население. Так, согласно Закону о местной автономии 1947 г. по требованию не менее одной трети из­бирателей административно-территориальной единицы должен быть назначен референдум на предмет отзыва главы исполнительной вла­сти. Избиратели могут также войти в комиссию по контролю за вы­борами с предложением о роспуске местного собрания. В установ­ленных законом случаях комиссия обязана назначить голосование по данному вопросу. Если большинство избирателей поддержит внесен­ное в комиссию предложение, то местное собрание распускается. Закон содержит лишь оговорку, что роспуск собрания или отзыв должностных лиц могут осуществляться только по истечении одного года с момента начала их деятельности.

Источник

Оцените статью