Какие страны освободившиеся от колониального гнета

Какие страны освободившиеся от колониального гнета

После Второй мировой войны резко изменилось соотношение сил на международной арене. Влияние европейских стран уменьшилось, в то время как США и СССР стали сверхдержавами. Но самым существенным изменением был крах колониальной системы и появление новых независимых государств.

Обретение независимости.

Процесс освобождения народов Азии и Африки от колониального господства после Второй мировой войны вошел в историю под названием деколонизация. Ее можно условно разделить на три этапа.

Первый этап (1945 — середина 1950-х гг.) — независимость получили более десяти государств Азии и Африки.

Второй этап (середина 1950-х — середина 1960-х гг.) — освобождение от колониальной зависимости значительной части Африканского континента. В 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию «О предоставлении независимости колониальным странам и народам». С этого времени деколонизация была поставлена на международный контроль.

Третий этап (1975—1990-е гг.) ознаменовался крушением португальской колониальной империи, в результате чего территория Африки стала свободной от колониализма.

Развивающиеся страны.

Новые государства Азии и Африки, а также страны Латинской Америки стали называть развивающимися странами, или странами «третьего мира». Термин «третий мир» использовался для обозначения государств с менее развитыми технологиями, чем «первый мир» (западные индустриальные государства и Япония) или «второй мир» (страны социалистического лагеря).

Государства «третьего мира» существенно отличались друг от друга. Но у них была одна общая задача — проведение модернизации. Это подразумевало ликвидацию колониального наследия и экономической отсталости. Большинство развивающихся стран стали членами ООН, где они часто объединялись и выступали единым блоком. Многие из них стали играть заметную роль в глобальных политических и экономических процессах.

Читайте также:  Мусульманские страны турция иран египет индонезия таблица

«Холодная война» и «третий мир».

Создание новых государств пришлось на период «холодной войны». США и СССР боролись за влияние в мире, предлагая развивающимся странам экономическую и военную помощь. Сверхдержавы стремились распространить свою идеологию и модель развития: капитализм или социализм. Ряд новых государств предпочли социализм главным образом из-за того, что их старые колониальные правители принадлежали к капиталистическому лагерю. Другие государства привлекало экономическое могущество и материальное благосостояние Запада.

Многие молодые государства отказались присоединяться к военным блокам. Сохраняя нейтралитет, они организовывали регулярные встречи глав государств или министров иностранных дел, согласовывали свои действия в международных организациях. Так в 1961 г. окончательно оформилось Движение неприсоединения. Основной его целью было ослабление международной напряженности и проведение выгодной для развивающихся стран экономической политики. Лидером этого движения стала Индия.

В странах Азии, Африки и Латинской Америки довольно часто вспыхивали локальные конфликты. Иногда «холодная война» превращалась в настоящую. США и СССР, как правило, поддерживали противоборствующие стороны. Используя такие конфликты, сверхдержавы косвенно, а не напрямую, воевали друг с другом. Яркими примерами тому служат корейская и вьетнамская войны. А одним из самых затяжных и острых конфликтов стало арабо-израильское противостояние на Ближнем Востоке. Важную роль в урегулировании этих конфликтов играла ООН. Окончание «холодной войны» не привело к ликвидации локальных конфликтов в нестабильных регионах.

Новые государства в поисках стабильности.

Многие развивающиеся страны, особенно в Африке, столкнулись с серьезными проблемами. Здесь они унаследовали территории, на которых проживали люди с разной языковой, религиозной и этнической принадлежностью. Отдельные государства были слабо подготовлены к самоуправлению: нередко богатая европеизированная элита контролировала и правительство, и экономику. Подавляющее большинство населения развивающихся стран оставалось бедным.

Особое место среди государств занимает Южно-Африканский Союз (с 1961 г. — Южно-Африканская Республика (ЮАР)). В 1948 г. здесь на всеобщих выборах победила Национальная партия. Она провела законы, ограничивающие права чернокожего населения. Эта политика получила название апартеида и означала, что коренное население было обязано проживать в специальных резервациях, заниматься низкооплачиваемым трудом, а также лишалось всех гражданских прав. Конечной целью было создание «Южной Африки для белых». Только в 1994 г. состоялись всеобщие демократические выборы, признанные международным сообществом, и период апартеида в ЮАР завершился.

По мере нарастания проблем к власти в новых государствах приходили военные или авторитарные лидеры. Часто это были те же люди, которые активно боролись за национальное освобождение. Они наводили порядок в стране, устанавливая однопартийную диктатуру и запрещая другие политические партии.

В 1975 г., победив в гражданской войне, к власти в Кампучии пришли «красные кхмеры» во главе с Пол Потом, которые взяли на вооружение марксистскую идеологию. Они развязали в стране геноцид против собственного народа, а спустя три года — войну с Вьетнамом. В 1979 г. вьетнамские войска свергли режим «красных кхмеров».

В ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки в конце 1980-х — начале 1990-х гг. произошли демократические преобразования. В результате многопартийных выборов были упразднены диктаторские режимы и однопартийные системы правления. Последствия демократического эксперимента оказались неоднозначными из-за возникших экономических проблем и отсутствия опыта конституционного правления в этих государствах.

Препятствия на пути развития.

Некоторые развивающиеся страны, например, Республика Корея, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, успешно модернизировали свои экономики. Их даже назвали «новые индустриальные страны». Другие государства не добились ощутимых результатов. Причины неудач были различными.

Во многих регионах географические условия стали серьезным препятствием на пути прогресса. Отдельные государства, имеющие небольшую территорию, испытывали недостаток природных ресурсов, необходимых для самостоятельного развития. Сложные климатические условия, нехватка земли, пригодной для сельского хозяйства, создавали дополнительные проблемы.

Рост населения стал еще одним серьезным препятствием. Улучшение медицинского обслуживания и качества питания привело к снижению смертности и демографическому взрыву, однако обратной стороной увеличения населения стал рост бедности и нищеты.

Экономические отношения, установившиеся в эпоху империализма, существенно не изменились и после 1945 г. Большинство новых стран сохранили зависимость от своих бывших метрополий. Они по-прежнему поставляют сельскохозяйственную продукцию и сырье индустриальному миру и нуждаются в западных промышленных товарах, технологиях и инвестициях. Во многих развивающихся странах сохранено производство какого-то одного вида продукции, например, сахара или какао. Поэтому их экономики находятся в полной зависимости от спроса на международном рынке. Большая часть природных ресурсов идет на выплату процентов по долгам.

Таким образом, развивающиеся страны оказались в зависимости от различных видов помощи со стороны бывших метрополий. Великобритания, Франция и другие страны Запада проводили политику, направленную на сохранение своего влияния в бывших колониях новыми, более гибкими экономическими методами. Эта политика получила название неоколониализма.

После обретения независимости многие страны рассчитывали, что именно социалистический путь развития поможет им быстро модернизировать экономику. Свою экономическую политику они строили по примеру Китая или СССР, добившихся быстрого индустриального роста. В 1950—1960-х гг. развивающиеся страны социалистической ориентации смогли осуществить некоторый прорыв. Однако закрепить этот успех не удалось. Под давлением Запада в 1980-х гг. страны стали переходить к рыночной экономике. Распад СССР окончательно поставил точку на социалистической ориентации развивающихся стран.

Решению социальных проблем и экономическому развитию в странах Азии и Африки мешали гражданские войны и другие конфликты. Военные диктаторы и авторитарные правители тратили деньги на оружие, а не на образование, жилье или здравоохранение. Сальвадор в Центральной Америке, Ливан на Ближнем Востоке, Камбоджа в Юго-Восточной Азии и Мозамбик в Африке — вот неполный перечень развивающихся стран, которые особенно пострадали от внутренних конфликтов и гражданских войн.

Конспект урока по всемирной истории «Распад колониальной системы». Выберите дальнейшее действие:

Источник

Постколониальный период. Пути развития освободившихся стран.

Постколониальный период. Пути развития освободившихся стран. Третий этап, начавшийся с середины 70-х годов, открыл начало постколониальному периоду развития. Он характеризовался существенными изменениями в процессе экономического и социального развития освободившихся стран, связанными с выбором путей экономического и политического развития, перемещением центра тяжести экспансии Запада в экономическую, финансовую и научно-техническую сферы, а также нарастанием политической и экономической неустойчивости и ростом социальных противоречий в странах «третьего мира». Прежде всего, следует отметить, что Восток в постколониальный период на международной арене превратился в самостоятельную силу. Процесс формирования независимых государств и их экономическое укрепление приняло необратимый характер. После получения политической независимости в освободившихся странах происходят весьма существенные преобразования, которые не только изменили облик бывших колоний, но, став частью мирового экономического хозяйства, они повлияли на изменения всей мировой экономической и политической структуры.
В странах постколониального Востока вставал вопрос о выборе путей дальнейшего развития независимых государств. На азиатском континенте провозглашены различные концепции стратегии развития, но все они отражали расстановку политических сил в международном плане. На выборе путей развития сказалось противоборство двух общественно-политических систем и склонность правящих элит к различным общественно-политическим блокам, различным политическим идеям. Во многих восточных государствах лидеры правящих элит проявляли склонность к разработке своих, «независимых доктрин», являвшихся, как правило, утопическими, начиная от идей «чучхе» до «тоухидной экономики».
С точки зрения исторической перспективы при выборе пути социально-экономического развития выигрывали те страны, которые не связывали себя с различными идеологическими концепциями. Они строили свое развитие на основе товарно-денежных отношений, опирались на частную инициативу и участие в развитии экономики ТНК, ориентируясь на мировой рынок и международную помощь западного мира. С 70-х годов усиливалось расслоение развивающихся государств, связанное с появлением новых индустриальных стран (НИС), достигших уровня среднеразвитых стран (Ю. Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур). Список государств с наивысшими темпами прироста ВВП в 80-е и 90-е годы пополнился другими странами. Он был открыт с появлением нового поколения индустриально-развитых государств Востока. В процесс бурного развития были вовлечены такие страны НИС второй волны, как Индонезия, Таиланд, Малайзия, Турция. Мировая ситуация приобрела совершенно новые очертания, когда произошло экономическое и социальное пробуждение Китая, который многие политологи прочат в качестве нового лидера XXI века. КНР сумела в короткий исторический срок, в течение несколько десятилетий, увеличить свой валовой продукт приблизительно в 7-8 раз. Сегодня Китай демонстрирует максимальные на планете темпы роста, в среднем около 10 процентов в год.
Страны третьего мира стали достаточно неоднородны. Государства ОПЕК, то есть 13 нефтедобывающих стран, за три десятка лет стали одними из наиболее развитых стран третьего мира за счет нефтедолларов. После четвертой арабо-израильской войны на мировом рынке произошел быстрый скачек цен на нефть. Они возросли почти в 17 раз, что явилось основой обогащения некоторых арабских стран — экспортеров нефтепродуктов. Военные действия в 2003-2004 гг. в Ираке и нестабильность в этом государстве также вызвали небывалый за последнее десятилетие рост цен на нефть, обеспечивая экспортерам нефтепродуктов дополнительные прибыли. В постколониальном мире достаточно быстро возрастало разделение стран третьего мира на богатых и бедных. Разрыв в доходах составлял огромную сумму. Доход наиболее богатых стран был в 40 раз больше, нежели в бедных странах.
В то же время большинство освободившихся стран находились на низком уровне развития производительных сил, а экономика имела ярко выраженный аграрно-сырьевой характер. Многие освободившиеся страны не сумели стать на путь радикальных преобразований в экономике и не поспевали за быстро развивающимся капиталистическим миром, оставаясь в статистической рубрике ООН «наименее развитыхстран». В целом общая картина отставания бывших колониальных стран от процессов мирового развития сохранилась. Доля в промышленном производстве бывших колониальных и зависимых стран была непропорциональна количеству населения. Она сохранилась и сегодня. В начале 60-х годов на развитые страны приходилось 88,5% промышленного производства, тогда как на «третий мир» — 11 процентов. В последующие годы эта разница сокращалась, но не столь значительно. На рубеже XXI века доля промышленного производства в развивающихся странах составляла 25 процентов. На этой почве росла поляризация богатств между странами, увеличивался разрыв в уровнях экономики и жизни развитых и некоторых развивающихся государств мира. Этот разрыв в современных условиях продолжает увеличиваться. Поэтому обострение конфликта между суверенными государствами и их экономической зависимостью от западных государств было явлением не случайным.
Экономическое развитие третьего мира серьезно тормозилось из-за возраставшего долга западным государствам. Быстрое нарастание финансовой зависимости от Запада в определенной степени тормозило экономику развивающихся стран. Финансовая задолженность имела тенденцию к постоянному увеличению, что использовалось западными странами для оказания нажима на правительства развивающихся государств. Если задолженность в 70-е годы составляла 45,5 млрд долларов, то к началу нового века она составила более двух триллионов доллароз. Выплаты по долгам постоянно возрастали, и в 90-е годы они съедали до 60-ти процентов экспорта развивающихся стран, что, несомненно, приводило к обеднению бывших колониальных государств и усилению их экономической зависимости от стран-кредиторов. В 80-е, 90-е годы возникла проблема прощения долгов, поскольку государства третьего мира оказались неспособными справиться с возросшими долгами и финансовой зависимостью. Поэтому в определенной ситуации западные государства стали выдавать государственные кредиты, которые шли на списание долгов задолжникам. Эта политика в данном случае преследовала только одну цель — увеличить способность бедных стран платить по долгам. В целом долговой кризис ещэ более привязывал третий мир к западным странам и потребностям их капиталистического рынка. Таким образом, западным странам удалось перенести потери от крушения колониализма и компенсировать их различными формами неоколониальной экспансии стран третьего мира.

В рассматриваемый период постколониального Востока усиливалась политическая дифференциация стран Востока. На выбор дальнейшего пути развития стран третьего мира оказывало серьезное влияние противоборство сложившихся в мире двух общественно политических систем. 1/5 развивающихся стран попытались пойти по пути социалистической ориентации. Можно было понять революционный романтизм пришедших к власти молодых революционных демократов, их стремления перескочить целую эпоху, создать политическими средствами и революционным натиском условия для быстрого продвижения стран вперед по пути создания справедливого, гармонично развитого государства. Не случайно в этих странах устанавливались диктаторские, революционные режимы, принесшие немало вреда в процессе постколониального развития этих государств. Преобладание политики над экономикой сыграло свою отрицательную роль и в конечном итоге привело к поражению этих режимов в экономической и политической сферах.
Условно существовало два поколения государств, избравших «некапиталистический путь развития». В 60-е годы курс социалистической ориентации избрали Гана, Гвинея, Мали, Египет, Сомали, Танзания, Алжир и Бирма. Испытывая огромные экономические и социально-политические трудности, политика этих государств пришла к определенному тупику и кончилась провалом. В 70-80-э годы этого курса продолжали придерживаться Ангола, Мозамбик, Бенин, Конго, Эфиопия, Ирак, Сирия. Концепция, разработанная КПСС, о возможности миновать капитализм с помощью победивших стран социализма была серьезной стратегической ошибкой. Более того, курс на социалистическую ориентацию предполагал оказание этим странам необходимой экономической и политической помощи. Конечно, эта поддержка позволяла странам «социалистической ориентации» повышать экономический и политический уровень своего развития, но отрыв от мирового хозяйства впоследствии сказался на экономическом развитии этих стран. Подобная практика привела к особо тяжелым последствиям. Большинство стран третьего мира не смогли подключиться к динамичному развитию Запада, использовать достижения научно-технической революции, и подготовить для этого соответствующие кадры. Отрыв от мирового хозяйства и мировой экономики лишь закреплял отсталость независимых государств во всех сферах экономического и политического развития.
Оказание экономической помощи развивающимся странам в целях направления их в русло антиимпериализма слишком дорого обошлось Советскому Союзу. СССР в странах Азии и Африки построил 3900 объектов, потратив при этом десятки миллиардов долларов. Это тяжело отражалось на экономическом бюджете страны. Пытаясь ориентировать освободившиеся страны на антиимпериалистическую и антикапиталистическую борьбу, руководители СССР стремились оказывать этим странам не только экономическую, но и военную помощь. Советский Союз поставлял гигантское количество оружия, что еще более милитаризировало экономику нашей страны. Прямо или косвенно 40 процентов промышленности СССР работало на военные нужды. Объективно СССР способствовал милитаризации развивающихся стран и укреплению их военных режимов. Милитаризация стран третьего мира стала одной из важных черт постколониального развития, что было одним из факторов дестабилизации мировой обстановки. Военные расходы в развивающихся странах постоянно увеличивались. В 1960 году на эти страны приходилось 4,5 мировых военных расходов, а к началу XXI века они составили 35%.
В то же время теория быстрого краха капитализма, на основе которой строилась внешнеполитическая позиция Советского государства в третьем мире, оказалась несостоятельной. Распад Советского Союза стал ноеым рубежом в жизни мирового сообщества и стран третьего мира. СССР прекратил оказание экономической помощи уже в 1990 году, и многие развивающиеся страны оказались р затруднительном положении. Постепенно большинство государств социалистической ориентации без громких заявлений, особенно не афишируя, отказались от социалистической ориентации и, исходя из внутренних условий и социально-политической обстановки, изменили курс на развитие рыночной экономики и частной инициативы. Следует заметить, что в большинстве случаев отказ от «социалистической ориентации» происходил и ранее, как это было, например, в Алжире, Египте, Ираке, Сирии, Бирме. После распада СССР в этих странах встала задача восполнить экономическую итехническую помощь, ранее шедшую из Советского Союза. Поэтому для всех стран азиатского и африканского континента стало характерным развитие отношений с Западом, с бывшими колониальными метрополиями и США. То есть теория некапиталистического развития, как и концепция «социалистической ориентации» в конечном итоге оказались безжизненными, не подкрепленными практикой исторического развития государств мира.
Одним из результатов распада СССР стал взлет этнона-ционального сепаратизма. Он коснулся значительного пространства на бывшей постсоветской территории. Этнонаци-ональные конфликты привели не только к миграции значительной части населения Азии, но и к наплыву в разные регионы бывшего СССР боевиков из арабских стран, Турции, Пакистана. Профессионалы-наемники появились не только в СНГ, но и в «горячих точках» Европы и Азии. В новом, XXI веке России пришлось принимать меры к ликвидации последствий возникших проблем. Разгром исламских экстремистов в Чечне и нормализация там экономической и общественно-политической жизни свидетельствуют о стабилизации позиций на Кавказе и других странах Востока. Перед Россией открываются новые возможности развития отношений со всеми странами Востока, но уже на новых принципах и условиях. Новая Россия, в новом веке только начинает обозначать на Востоке свои позиции.

ЛИТЕРАТУРА
Восточный мир: опыт общественной трансформации. /Сб. статей. М., Муравей, 2001 Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. М., Высш. шк., 2001 Непомин О. Е. Живая история Востока. Сборник. М., 2002 Новейшая история стран Азии и Африки: XX век. Ч. 2. М., ВЛАДОС, 2001
Партия и политика в развивающихся странах Востока. М., 1988. С. 188-194
Эволюция восточных обществ. Синтез традиционного и современного. М., 1984

Источник

Оцените статью