Какие страны потребляют только свои произведенные товары

Какие европейские страны в 2019 году производили больше, чем потребляли?

Все европейские страны отчитались о своих торговых балансах и, по всей видимости, уточнений уже не будет. Наступило время подвести итоги за 2019 год.

13 государств зафиксировали положительное сальдо торгового баланса с общим профицитом более чем в 735 миллиардов долларов США. Наибольших успехов добились:

1. Германия +$250 млрд.

2.Россия +$179 млрд.

3.Нидерланды +$75 млрд.

4.Ирландия +$71 млрд.

5.Италия +$60 млрд.

Интересно, что если Россия и Ирландия имеют чёткую специализацию во внешней торговле, т.е. более 65% доходов им приносят определённые группы товаров. Для Ирландии это «Фармацевтическая продукция», а для России — «Топливо минеральное, нефть и продукты их переработки».

Для остальных государств доходы от внешней торговли распылены на много отраслей. Особенно это характерно для Германии.

Остальные 24 государства показали отрицательные результаты внешней торговли с общим отрицательным сальдо в 480 миллиардов долларов США. Наименее успешными в товарной торговле стали:

1. Великобритания -$224 млрд.

2. Франция -$83 млрд.

3.Испания -$39 млрд.

4.Греция -$25 млрд.

5.Португалия -$23 млрд.

Как правило, весомую часть дефицита в товарной торговле, эти страны компенсировали профицитом в торговле услугами. Большую часть в этих услугах составляли туристические услуги. В этом году, возможно всё будет несколько иначе.

Источник

§ 23. Международная торговля

Международное разделение труда основывалось прежде всего на раз­личиях в природно-климатических условиях производства товаров в от­дельных странах.

1. Абсолютное и сравнительное преимущество

Концепцию абсолютного преимущества разработал А. Смит.

Абсолютное преимущество имеет страна, если она производит товар более эффективно. Это означает, что странам выгодно обмениваться из­бытками товаров, изготовленных с минимальными затратами. Факторами абсолютного преимущества могут быть: климатические условия и геогра­фическое положение страны, наличие собственных сырьевых ресурсов, наличие дешёвых трудовых ресурсов, наличие квалифицированных кад­ров, развитая техника, технология, инфраструктура, наличие финансовых ресурсов.

Пример. Принцип сравнительного преимущества рассмотрим на при­мере двух стран — Франции и Германии. Каждая из них производит среди прочих два вида товаров: сыр и шоколад. Возможности производства этих товаров (в час) обеими странами показаны в таблице (цифры условные).

Страна Сыр, т Шоколад, т
Франция 15 18
Германия 20 30

Абсолютное преимущество в производстве обоих товаров имеет Герма­ния.

Допустим, Франция выбирает производство сыра (15 т); при этом она отказывается от производства шоколада (18 т). Для того чтобы можно было сопоставить потери обеих стран, следует определять потери в расчёте на одну единицу товара: 18 : 15 = 1,2 т шоколада. Эта потеря — альтернатив­ная стоимость производства сыра для Франции.

Альтернативная стоимость производства сыра для Франции

равна 1,2 т шоколада

Пусть Германия также выбирает производство сыра (20 т); при этом она отказывается от производства шоколада (30 т), а в расчёте на одну тон­ну сыра потери Германии составляют: 30 : 20 = 1,5 (т шоколада).

Альтернативная стоимость производства сыра для Германии

равна 1,5 т шоколада

Следовательно, потери от производства сыра ниже у Франции, поэтому именно ей выгоднее специализироваться на производстве сыра, а произ­водство шоколада выгоднее для Германии.

Концепцию сравнительного преимущества разработал Д. Риккардо.

Сравнительное преимущество имеет страна, если она производит то­вар с меньшей альтернативной стоимостью, чем другие страны. В отличие от абсолютного преимущества, которым обладает небольшое количество стран, сравнительное преимущество имеет любая страна при сопоставле­нии конкретных видов товаров с производством таких же товаров другими странами.

Участвуя в международном разделении труда, страны могут получать в обмен на свои товары необходимые им сырьё, оборудование, потребитель­ские товары.

Экспорт — продажа за границу товаров и услуг.

Импорт — закупка и ввоз в страну иностранных товаров и услуг.

Сальдо торгового баланса — разница между экспортом и импортом за определённый период.

Внешнеторговый оборот — сумма экспорта и импорта страны.

В настоящее время значительная доля в мировом товарообмене прихо­дится на новые товары и технологии: аэрокосмическое оборудование, электронику, фармацевтические товары, машиностроение.

2. Современные тенденции развития мирового хозяйства

Принято считать, что процесс формирования мирового хозяйства, на­чавшийся в XVI в., завершился на рубеже Х1Х-ХХ столетий. Мировое хо­зяйство — это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений.

Сегодня производство и продажа товаров — это глобальный процесс, в который вовлечены производственные и финансовые ресурсы многих стран. При этом не только граждане и фирмы, но и государства руковод­ствуются в своей внешнеэкономической деятельности нормами междуна­родного права.

Глобализация — это усиление взаимозависимости и взаимовлияния национальных экономик; это постепенное превращение мирового хозяйст­ва в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

Такое комплексное взаимодействие фирм, государств и международ­ных организаций обеспечивает самое эффективное использование ресур-

сов разных стран. Сейчас бывает трудно определить, в какой стране произ­ведён товар, если учесть, что отдельные этапы создания товара — научные разработки, добыча сырья и производство материалов, изготовление от­дельных узлов, сборка, реклама — проходили в разных странах.

Причины глобализации многообразны: экономические, научно-техни­ческие, информационные, организационные и социокультурные. Основны­ми факторами, ускоряющими глобализацию, являются:

• открытость рынков товаров и услуг, рынков факторов производства;

• единство инструментов и методов проведения экономической поли­тики;

• развитие наукоёмких технологий, развитие средств транспорта, связи и интернет-технологий;

• усиление роли международных экономических организаций, в том числе транснациональных корпораций.

Выделяют несколько форм экономической интеграции.

Глобализация может создавать угрозу для национальной экономиче­ской безопасности отдельных стран в случае их слишком высокой зависи­мости от поставок продовольствия, энергоресурсов из-за рубежа.

^ Вспомните из курса экономической географии, какие примеры соответ­ствуют данным формам экономической интеграции.

Учёные подчёркивают противоречивость процесса глобализации.

• С одной стороны, она ведёт к более эффективному распределению ре­сурсов между странами, развитию конкуренции и стимулированию научно- технического прогресса. Это способствует росту всеобщего благосостояния.

• С другой стороны, глобализация приводит к дальнейшему усиле­нию неравномерности распределения доходов, усилению технологического отставания многих стран. Растёт зависимость стран от ситуации на миро­вых товарных и финансовых рынках, растёт структурная безработица из- за падения конкурентоспособности многих отраслей национальных хо­зяйств. «Тот, кто имеет союзников, уже не вполне независим» (Г. Трумэн).

К современной тенденции развития мирового хозяйства относятся: эко­номическая интеграция, выравнивание уровней развитых национальных экономик, сохранение экономических противоречий между странами, не­обходимость решения глобальных проблем.

Возможно, вы слышали о забастовках антиглобалистов. К чему призы­вают и против чего выступают эти люди?

3. Государственная политика в области международной торговли

Государства стран мира проводят активную внешнеторговую полити­ку, которая ориентируется или на свободное развитие внешней торговли, или на ограничение свободной торговли.

Внешнеторговая политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли, называется «фритредерство» (англ, free trade — свобод-

нал торговля). Свободное развитие внешней торговли приносит выгоду всем странам. Однако все страны используют комплекс мер для стимулирования экспорта и защиты национальных рынков от внешней конкуренции.

В 1995 г. в целях регулирования мировой торговли на международном уровне была образована Всемирная торговая организация (ВТО). Она про­водит линию на обеспечение свободы торговли и равенства всех участни­ков, регулирует спорные вопросы. ВТО признаёт пошлины как единствен­ное средство протекционистской политики и выступает против использо­вания нетарифных барьеров.

• торговый режим должен быть одинаков для всех партнёров;

• постепенное снижение внешнеторговых пошлин;

• устойчивость и предсказуемость во внешнеторговой политике.

Россия проводит переговоры для вступления в ВТО. Вступление в ВТО

позволит России получить выгоды от режима наибольшего благоприятст­вования на торговлю со всеми странами — членами ВТО, облегчит условия доступа на зарубежные рынки. Вместе с тем снижение импортных тарифов принесёт потери для бюджета России. Кроме того, ожидается снижение производства и занятости в ряде отраслей. От России потребуется также допуск иностранных компаний на рынок банковских, страховых и других услуг, значительное повышение тарифов на энергоносители, отказ от под­держки сельскохозяйственного экспорта и других важных инструментов внешней торговли.

Станет ли вступление в ВТО благом для России? Может ли Россия ос­таться в стороне от процессов глобализации?

Другой вариант государственной политики в области международной торговли — протекционизм.

Протекционизм — государственная политика ограничения свободной торговли (англ, protection — защита). В условиях острой международной конкуренции государство ограничивает международную торговлю, возводя различные барьеры на пути свободной торговли.

Причинами протекционизма могут быть: необходимость защиты отрас­лей национальной обороны; защита молодых отраслей, которые не смогут выжить в условиях открытого рынка; защита от дешёвой иностранной ра­бочей силы; стимулирование роста ВВП, ответные меры на жёсткость внешнеторговой политики других стран, защита от демпинга.

Демпинг — установление искусственно заниженных цен на экспорти­руемые товары с целью вытеснения конкурентов с мировых рынков.

Используя формулу ВВП, объясните, почему искусственное ограниче­ние импорта может стимулировать рост ВВП.

Проводя политику протекционизма, правительства стран применяют тарифные и нетарифные барьеры.

Тарифные барьеры — пошлины на импортные товары — это налоги в государственный бюджет, уплачиваемые импортёрами продукции. По­шлинами облагаются товары не только для защиты отечественных произ­водителей, но и для пополнения казны. В соответствии с этими целями им­портные пошлины бывают протекционистскими и фискальными (фиск — казна).

Протекционистские барьеры вводятся на товары, аналогичные оте­чественным товарам. С учётом пошлины импортные товары становятся бо­лее дорогими и менее конкурентоспособными, чем отечественные товары. Например, макароны продаются как отечественных производителей, так и итальянских. Введение пошлины на итальянские макароны вызовет сни­жение их предложения, в результате чего они станут дороже, а величина спроса на них сократится.

Фискальные барьеры вводятся на товары, которые не производятся в покупающей стране. Эти тарифы не защищают отечественных произво­дителей, а вводятся с целью пополнить казну. Например, в России не выра­щивают киви, импортная пошлина на этот товар не защищает отечествен­ных производителей, но даёт доход в бюджет России.

Нетарифные барьеры — это меры неценового характера для ограниче­ния импорта: импортные квоты, стандарты и технические условия, лицен­зия, субсидии, эмбарго и др.

Импортная квота — количественное ограничение на ввоз определён­ных товаров. Например, закупая импортные автомобили, многие страны ус­танавливают, какое максимальное количество автомобилей может быть ввезено для продажи в течение года.

Для ограничения импорта государство может устанавливать жёсткие стандарты и технические условия, которым должны отвечать импорт­ные товары. Например, шумность и содержание вредных веществ в вы­хлопных газах автомобилей, сведения на упаковке товаров о наличии кон­сервантов в составе продуктов.

Государство также может осуществлять контроль над импортом путём лицензирования. Лицензия — разрешение на импорт определённых товаров. В ряде стран зарубежным продавцам бывает очень сложно купить лицензию для ввоза товара. Особенно это характерно для Японии и Великобритании.

Для стимулирования собственного экспорта применяются государст­венные субсидии фирмам — экспортёрам. Так, отдельные китайские пред­приятия, дабы проникнуть на зарубежные рынки, продают свою продук­цию по очень низким ценам; при этом государство выплачивает им субси­дии, чтобы компенсировать убытки. Субсидии также широко применяются во многих странах для поддержки отечественных сельскохозяйственных производителей.

Эмбарго — запрет на импорт определённых товаров. Например, в России вводился запрет на некоторые товары из Грузии, Молдавии, Прибалтики.

В результате применения протекционистских мер периодически вспыхи­вают «меховые», «стальные», «куриные», «винные», «автомобильные» войны.

Виды торговых барьеров в международной торговле можно предста­вить в виде схемы.

• Выгоды стран от участия в мировой торговле определяются принципами абсолютного и сравнительного преимущества.

• Два варианта внешнеторговой политики:

— свободное развитие внешней торговли;

• На современном этапе наблюдается быстрый рост открытости националь­ных экономик. Это имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Абсолютное и сравнительное преимущество

Сальдо торгового баланса

Формы экономической интеграции

Вопросы и задания

1. Какие страны могут иметь абсолютное, а какие — сравнительное преиму­щество в производстве товаров?

2. Назовите тенденции развития мирового хозяйства. Выделите положитель­ные и отрицательные тенденции.

3. В чём состоят причины протекционизма?

4. Какие торговые барьеры, тарифные или нетарифные, являются более стро­гими? Против каких барьеров выступают страны — члены ВТО?

Источник

Читайте также:  Как можно найти человека с другой страны
Оцените статью