Какие страны соединяет хайберский проход

Хайберский проход

Хайбе́рский прохо́д [1] (урду درہ خیبر ‎ ; пушту کوتل خیبر ‎ — проход Хайбар [2] [3] ) — горный проход в хребте Спингар (пушту سپین غر — «белая гора») или Сафедкох (на дари — «белые горы») к югу от ущелья реки Кабул, на границе между Афганистаном и Пакистаном. Длина прохода составляет 53 км, ширина 15—130 м. Основной перевал находится на высоте 1030 м. Проход издревле использовался как важный торговый путь между Южной и Центральной Азией, а также имел стратегическое значение. Наивысшая точка прохода расположена на территории Пакистана, в 5 км от границы. Севернее прохода протекает река Кабул.

Хайберский проход начинается от пакистанского города Джамруд (491 м), примерно 15 км к западу от Пешавара. Через проход проложена железная дорога, идущая с пакистанской стороны к границе, а также шоссе Пешавар — Кабул. Дорога вьётся по склонам 48 км, минуя самое узкое место, где расстояние между стенами каньона составляет 15 метров, и приводит в афганский город Торхам, где проход заканчивается. Шоссе было построено британцами в 1879 году, а строительство ж/д ветки от Джамруда до Ландикотала заняло 6 лет и завершилось в 1925 году.

Зафиксированные в истории переходы через Хайберский проход начинаются с походов Александра Македонского. Проход также использовался мусульманами при завоевании Южной Азии, которое привело к образованию Империи Великих Моголов в 1526 году.

В период британского владения Индией Хайберский проход использовался в войнах Великобритании с Афганистаном в 1838-42, 1878-80 и 1919 годах. На склонах прохода расположены памятники и форты, созданные британцами в то время.

Территория вокруг прохода заселена пуштунскими племенами и в настоящее время используется как база нелегальных вооружённых бандформирований [4] .

Источник

Хайберский проход

Хайберский проход
урду درہ خیبر , пушту کوتل خیبر

Вид на пакистанскую сторону Хайберского прохода
Характеристики
Высота седловины 1030 м
Расположение
34°06′36″ с. ш. 71°06′42″ в. д.HGЯO
Страны
  • Афганистан Афганистан
  • Пакистан Пакистан

Хайбе́рский прохо́д [1] (урду درہ خیبر ‎ ; пушту کوتل خیبر ‎ — проход Хайбар [2] [3] ) — горный проход в хребте Спингар (пушту سپین غر — «белая гора») или Сафедкох (на дари — «белые горы») к югу от ущелья реки Кабул, на границе между Афганистаном и Пакистаном. Длина прохода составляет 53 км, ширина 15—130 м. Основной перевал находится на высоте 1030 м. Проход издревле использовался как важный торговый путь между Южной и Центральной Азией, а также имел стратегическое значение. Наивысшая точка прохода расположена на территории Пакистана, в 5 км от границы. Севернее прохода протекает река Кабул.

Хайберский проход начинается от пакистанского города Джамруд (491 м), примерно 15 км к западу от Пешавара. Через проход проложена железная дорога, идущая с пакистанской стороны к границе, а также шоссе Пешавар — Кабул. Дорога вьётся по склонам 48 км, минуя самое узкое место, где расстояние между стенами каньона составляет 15 метров, и приводит в афганский город Торхам, где проход заканчивается. Шоссе было построено британцами в 1879 году, а строительство ж/д ветки от Джамруда до Ландикотала заняло 6 лет и завершилось в 1925 году.

Зафиксированные в истории переходы через Хайберский проход начинаются с походов Александра Македонского. Проход также использовался мусульманами при завоевании Южной Азии, которое привело к образованию Империи Великих Моголов в 1526 году.

В период британского владения Индией Хайберский проход использовался в войнах Великобритании с Афганистаном в 1838-42, 1878-80 и 1919 годах. На склонах прохода расположены памятники и форты, созданные британцами в то время.

Территория вокруг прохода заселена пуштунскими племенами и в настоящее время используется как база нелегальных вооружённых бандформирований [4] .

Источник

Хайберский перевал — Khyber Pass

Хайберский проход
урду درہ خیبر , пушту کوتل خیبر

Вид на пакистанскую сторону Хайберского прохода
Характеристики
Высота седловины 1030 м
Расположение
34°06′36″ с. ш. 71°06′42″ в. д.HGЯO
Страны
  • Афганистан Афганистан
  • Пакистан Пакистан
Хайберский перевал
د خیبر درہ
درۂ خیبر
Высота 1070 м (3510 футов) Пройдено Национальная трасса N-5 ; Хайбер-Пасс, железная дорога Расположение Между Ланди Коталом и Джамрудом Классифицировать Спин Гар (Сафед Кох) Координаты 34 ° 04′33 ″ с.ш., 71 ° 12′14 ″ в.д.  /  34.07570 ° N 71.20394 ° E  / 34.07570; 71.20394 Координаты : 34.07570 ° N 71.20394 ° E 34 ° 04′33 ″ с.ш., 71 ° 12′14 ″ в.д.  /   / 34.07570; 71.20394

Хайберский перевал (خیبر درہ) является горный перевал в Пахтунхва провинции Пакистана на границе с Афганистаном ( провинция Нангархар ). Он соединяет город Ланди Котал с долиной Пешавар в Джамруде , пересекая часть гор Спин Гар . Являясь неотъемлемой частью древнего Шелкового пути , он издавна имел важное культурное, экономическое и геополитическое значение для евразийской торговли. На протяжении всей истории он был важным торговым путем между Центральной Азией и Индийским субконтинентом и важным стратегическим военным узлом для различных государств, которые контролировали его. Вершина перевала находится в 5 км (3,1 мили) внутри Пакистана в Ланди Котале, а самая низкая точка — 0,46 км (0,29 мили) в Джамруде в долине Пешавара. Хайберский перевал является частью Азиатского шоссе 1 ( AH1 ).

Жители этого района в основном принадлежат к пуштунам из племен Африди и Синвари .

СОДЕРЖАНИЕ

История

Хорошо известные вторжения в эту область происходили преимущественно через Хайберский перевал, такие как вторжения Кира , Дария I , Чингисхана и более поздних монголов, таких как Дува , Кутлуг Хваджа и Кебек . До кушанской эпохи Хайберский перевал не был широко используемым торговым путем.

Хайберский перевал стал важной частью Шелкового пути , который соединил Шанхай на востоке с Кадисом на побережье Испании. Парфянская империя боролась за контроль над проходами , такие как это , чтобы получить доступ к шелка, нефрита, ревень и другие предметы роскоши перемещения из Китая в Западной Азии и Европе. Через Хайберский перевал Гандхара (на территории современного Пакистана) стал региональным торговым центром, соединяющим Баграм в Афганистане с Таксилой в Пакистане, добавляя индийские предметы роскоши, такие как слоновая кость, перец и текстиль, в торговлю на Шелковом пути.

Среди мусульманских вторжений на Индийский субконтинент известными захватчиками, пришедшими через Хайберский перевал, были Махмуд Газнави , афганец Мухаммад Гори и тюрко-монголы.

Наконец, сикхи под руководством Ранджита Сингха захватили Хайберский перевал в 1834 году. Сикхский генерал Хари Сингх Налва , много лет руководивший Хайберским перевалом, стал именем нарицательным в Афганистане. Как часть колониальной Индии , перевал упоминался как часть общей фразы, используемой для описания протяженности страны, «от Хайбера до Каньякумари».

К северу от Хайберского перевала лежит страна племени мулагори . К югу находится Африди Тирах , а жители деревень на самом перевале — члены клана Африди . На протяжении веков кланы пуштунов , особенно африди и афганские шинвари , считали перевал своим заповедником и взимали с путешественников пошлину за безопасное поведение. Поскольку это долгое время был их основным источником дохода, сопротивление властям Шинвари часто оказывалось ожесточенным.

По стратегическим причинам после Первой мировой войны правительство Британской Индии построило через перевал железную дорогу с большим количеством инженерных сооружений. Железная дорога Хайберский перевал от Джамруда , недалеко от Пешавара , до афганской границы возле Ланди Котала была открыта в 1925 году.

Во время Второй мировой войны бетонные зубы дракона были воздвигнуты на дне долины из-за опасений британцев перед вторжением немецких танков в Британскую Индию.

Перевал стал широко известен тысячам жителей Запада и японцев, которые путешествовали по нему во времена хиппи-тропы , добираясь на автобусе или автомобиле из Кабула до афганской границы. На пакистанском пограничном посту путешественникам посоветовали не отходить от дороги, так как это место было едва контролируемой территорией племен федерального управления . Затем, после таможенных формальностей, была сделана быстрая дневная поездка через перевал. Памятники, оставленные подразделениями британской индийской армии , а также форты на склоне холма можно было увидеть с шоссе.

Район Хайберского перевала был связан с производством поддельного оружия, благодаря чему различные виды оружия, известные коллекционерам оружия как копии Хайберского перевала , производились с использованием местной стали и кузнечных кузниц .

Текущие конфликты

Во время войны в Афганистане Хайберский проход был основным маршрутом для пополнения запасов вооружения и продовольствия силам НАТО на афганском театре конфликта с тех пор, как США начали вторжение в Афганистан в 2001 году. Почти 80 процентов поставок НАТО и США доставляемые автомобильным транспортом перевозились через Хайберский перевал. Он также использовался для перевозки мирных жителей с афганской стороны на пакистанскую. До конца 2007 года этот маршрут был относительно безопасным, поскольку проживающие там племена (в основном африди , пуштунское племя ) получали деньги от правительства Пакистана за обеспечение безопасности в этом районе. Однако после этого года Талибан начал контролировать регион, и поэтому в их политических отношениях стала существовать более широкая напряженность.

С конца 2008 года автоколонны и склады снабжения в этой западной части все чаще подвергаются нападениям со стороны элементов пакистанских талибов или предположительно симпатизирующих им.

В январе 2009 года Пакистан перекрыл мост в рамках военного наступления на боевиков Талибана. Эта военная операция была в основном сосредоточена в Джамруде, районе на Хайберской дороге. Цель заключалась в том, чтобы «взорвать динамитом или взорвать бульдозерами дома, принадлежащие мужчинам, подозреваемым в укрывательстве или поддержке боевиков Талибана или осуществлении другой незаконной деятельности». В результате было арестовано более 70 человек и разрушено 45 домов. Кроме того, погибли двое детей и одна женщина. В ответ в начале февраля 2009 года боевики Талибана временно отрезали Хайберский проход, взорвав ключевой мост.

Эта все более нестабильная ситуация на северо-западе Пакистана заставила США и НАТО расширить маршруты поставок через Центральную Азию (Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан). Рассматривался даже вариант доставки материалов через иранский дальний юго-восточный порт Чабахар .

В 2010 году и без того сложные отношения с Пакистаном (США всегда обвиняли в размещении талибов в этом приграничном районе, не сообщая об этом) стали более жесткими после того, как силы НАТО под предлогом ослабления власти талибов в этом районе совершили нападение с беспилотники над линией Дюранда , пересекли границу Афганистана и убили трех пакистанских солдат. В ответ Пакистан закрыл перевал 30 сентября, в результате чего колонна из нескольких грузовиков НАТО выстроилась в очередь на закрытой границе. Эта колонна подверглась нападению со стороны экстремистов, очевидно связанных с «Аль-Каидой», в результате чего было уничтожено более 29 нефтеналивных танкеров и грузовиков и несколько солдат было убито. Главным членам НАТО пришлось принести официальные извинения пакистанскому правительству, чтобы можно было восстановить снабжение через этот проход.

В августе 2011 года деятельность на Хайберском перевале была снова остановлена ​​администрацией Хайберского округа в связи с более вероятными нападениями повстанцев на силы НАТО, которые пережили период большого количества нападений на грузовики, направлявшиеся для снабжения НАТО. и коалиции ISAF по всей линии границы. Эта нестабильность заставила Пакистанскую ассоциацию владельцев нефтяных танкеров потребовать большей защиты от правительства Пакистана и США, угрожая не поставлять топливо афганской стороне.

Галерея

Шлюз Хайберского перевала в южном направлении в сторону Пешавара

Источник

Читайте также:  Описание ирландии по плану описания страны
Оцените статью