Какие страны создали священный союз

ЕГЭ. История. Термины Священный союз

ЕГЭ. История. Термины

Священный союз

Священный союз – это союз России, Австрии и Пруссии. Он был создан по договору, подписанному в сентябре 1815 году в Париже. Впоследствии к союзу присоединились все страны, кроме Англии, Турции и Папы Римского

Монархи, подписавшие договор о создании Священного союза:

Австрия — Франц I

Пруссия-король Фридрих Вильгельм III

Россия – Александр I

Цели Священного союза:

Недопущение новых войн в Европе

Недопущение новых революций в Европе

Сохранение границ государств, установленных Венским конгрессом в 1815 г.

Сохранение монархических режимов, признание абсолютной монархии безоговорочно моральным и легитимным правлением.

Конгрессы Священного союза:

Аахенский, 1818( решались вопросы вывода оккупационных войск из Франции, построение системы международных отношений меду Великобританией, Австрией, Пруссией и Россией.

Троппауский, 1820 ( право вмешательства в страны для подавления революций). Так Австрия подавила неаполетанскую революцию в 1821 и революцию в Пьемонте в том же году, введя туда свои войска.

Лайбахский, 1821( о восстановлении абсолютной монархии в Неаполе)

Веронский, 1822( решение о вооружённом вмешательстве в дела Испании. В 1823 Франция вторглась в Испанию, был восстановлен абсолютизм)

Для достижения целей были разработаны принцип вмешательства во внутренние дела стран, если это необходимо для подавления революционных и национальных движений.

Роль России в Священном союзе.

Россия занимала ведущую роль в деятельности союза. Ею были подавлены революции в Неаполе, Испании, Пьемонте. В 1821 году Россия не оказала поддержки грекам восставшим против турецкого султана

В 1833 году Священный союз распался. Монархи пытались восстановить союз , приняв Мюнхенгрецкую конвенцию, но эти попытки оказались безуспешными.

Причины распада Священного союза:

Союз препятствовал установлению буржуазных порядков

Усиление изоляцию монархических режимов

Расхождение интересов России и Австрии по отношению к Турции

Усиление противоречий между Австрией, Пруссией и Россией

Продолжение революционного движения в Европе: в 1830 году произошли революции в Бельгии, во Франции, в Польше — восстание против царизма, невозможность остановить их силами Священного союза.

Значение Священного союза

Священный союз сыграл и свою положительную роль в истории . Он обеспечил на некоторое время мир в Европе после череды постоянных наполеоновских войн.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Священный союз

Священный союз (фр. La Sainte-Alliance , нем. Heilige Allianz ) — консервативный союз России, Пруссии и Австрии, созданный с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815) международного порядка. К заявлению о взаимопомощи всех христианских государей, подписанному 14 (26) сентября 1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Папы Римского и турецкого султана. Не являясь в точном смысле слова оформленным соглашением держав, налагавшим бы на них определённые обязательства, Священный союз, тем не менее, вошёл в историю европейской дипломатии как «сплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная на основе подавления революционного духа и политического и религиозного свободомыслия, где бы они ни проявлялись» [1] .

Содержание

История создания

После низвержения Наполеона и восстановления всеевропейского мира в среде держав, считавших себя вполне удовлетворёнными распределением «вознаграждений» на Венском конгрессе, возникло и укрепилось стремление к сохранению установленного международного порядка, причём средством для этого представлялся постоянный союз европейских государей и периодический созыв международных конгрессов. Но поскольку достижению этого противоречили национальные и революционные движения народов, добивающихся более свободных форм политического существования, то такое стремление быстро получило реакционный характер.

Инициатором Священного союза явился российский император Александр I, хотя при составлении акта Священного союза он ещё считал возможным покровительствовать либерализму и даровать конституцию Царству Польскому. Мысль о Союзе зародилась у него, с одной стороны, под влиянием идеи — стать миротворцем Европы путём создания такого Союза, который устранил бы даже возможность военных столкновений между государствами, а с другой — под влиянием мистического настроения, овладевшего им. Последним объясняется и странность самой редакции союзного договора, не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты, что заставляло многих специалистов международного права видеть в нём лишь простую декларацию подписавших его монархов.

«Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы, — гласил документ, — Их Величества…, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащий державам образ взаимных отношений подчинить высоким истинам, внушаемым законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящего акта есть открыть перед лицом вселенныя их непоколебимую решимость… руководствоваться… заповедями сея святыя веры, заповедями любви, правды и мира… На сем основании…
I. соответственно словам священных писаний, повелевающих всем людям быть братьями, договаривающиеся монархи пребудут соединены узами действительного и неразрывного братства и, почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства…
II. Единое преобладающее правило да будет… приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всем себя как бы членами единого народа христианского, поелику союзные государи почитают себя аки поставленными от Провидения для управления единого семейства отраслями… исповедуя таким образом, что Самодержец народа христианского… не иной подлинно есть, как Тот, кому собственно принадлежит держава, поелику в нём едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости бесконечные…».

Подписанный 14 (26) сентября 1815 г. тремя монархами — императором Францем I Австрийским, королём Фридрихом Вильгельмом III Прусским и императором Александром I, он вначале в двух первых не вызывал ничего, кроме неприязненного к себе отношения.

По словам Меттерниха, также вначале подозрительно отнёсшегося к идее Священного союза, эта «затея», долженствовавшая «даже по мысли своего виновника быть лишь простой моральной манифестацией, в глазах других двух государей, давших свои подписи, не имела и такого значения», а впоследствии «одни партии, враждебные государям, лишь и ссылались на этот акт, пользуясь им, как оружием, для того, чтобы набросить тень подозрения и клеветы на самые чистые намерения своих противников».

Тот же Меттерних уверяет в своих мемуарах, что «Священный союз вовсе не был основан для того, чтобы ограничивать права народов и благоприятствовать абсолютизму и тирании в каком бы то ни было виде. Этот Союз был единственно выражением мистических стремлений императора Александра и приложением к политике принципов христианства. Мысль о священном союзе возникла из смеси либеральных идей, религиозных и политических». Впоследствии, однако, Меттерних изменил своё мнение о «пустом и трескучем документе» и очень искусно пользовался Священным союзом для своих реакционных целей.

Содержание этого акта было в высшей степени неопределённо и растяжимо, и практические выводы из него можно было делать самые разнообразные, общий же дух его не противоречил, а скорее благоприятствовал реакционному настроению тогдашних правительств. Не говоря уже о смешении идей, относящихся к совершенно различным категориям, в нём религия и мораль совершенно вытесняют право и политику из бесспорно принадлежащих этим последним областей. Построенный на легитимном начале божественного происхождения монархической власти, он устанавливает патриархальность отношений между государями и народами, причём на первых возлагается обязанность управлять в духе «любви, правды и мира», а вторые должны лишь повиноваться: о правах народа по отношению к власти документ совсем не упоминает.

Наконец, обязывая государей всегда «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь», акт ничего не говорит о том, в каких именно случаях и в какой форме должно осуществляться это обязательство, что давало возможность толкования его в том смысле, что помощь обязательна во всех тех случаях, когда подданные будут выказывать неповиновение своим «законным» государям.

Это последнее именно и случилось. Сам Александр I именно так и начал смотреть на Священный союз: «Я, — сказал он на Веронском конгрессе французскому уполномоченному по поводу греческого восстания, — покидаю дело Греции потому, что усмотрел в войне греков революционный признак времени. Что бы ни делали для того, чтобы стеснить Священный союз в его деятельности и заподозрить его цели, я от него не отступлюсь. У каждого есть право на самозащиту, и это право должны иметь также и монархи против тайных обществ; я должен защищать религию, мораль и справедливость». При таком взгляде на борьбу христиан-греков с мусульманами-турками как на бунт мятежных подданных исчезал самый христианский характер Священного союза и имелось в виду лишь подавление революции, каково бы ни было её происхождение. Все это и объясняет успех Священного союза: скоро к нему присоединились и все другие европейские государи и правительства, не исключая и Швейцарии с немецкими вольными городами; не подписались под ним только английский принц-регент и Папа Римский, что не мешало им в своей политике руководствоваться теми же принципами; лишь турецкий султан не был принят в члены Священного союза как государь нехристианский.

В Англии к созданию Священного союза отнеслись с наибольшей подозрительностью. Парламентская оппозиция во время дебатов по внешней политике в Палате общин обращалась по этому поводу со специальным запросом к правительству. Члены палаты требовали ответа на вопрос, почему договор заключён без участия Англии, каков подлинный смысл этого необычного международного акта, не направлен ли он против интересов Великобритании и в каком отношении находится он к другим соглашениям между союзниками по антинаполеоновской коалиции. Р.С.Каслри отвечал, что Акт Священного союза не противоречит взаимным обязательствам союзников, что текст его ещё до подписания был сообщён ему Александром I, а позднее три государя обратились к принцу-регенту с приглашением присоединиться к договору.

Была ли необходимость в таком договоре или нет — это другой вопрос. Но если император Александр искренне руководствуется духом, которым проникнут этот документ, в чём я, со своей стороны, нисколько не сомневаюсь, то Европу и весь мир можно лишь самым искренним образом поздравить с этим. Если император Александр пожелает упрочить свою славу на такой основе, то грядущие поколения по достоинству оценять это благородное решение. Столько сделав для человечества с помощью оружия, разве мог он лучше использовать своё влияние на государей Европы, чем обеспечив ей долгий и благодетельный мир? [2]

Неучастие Англии в договоре Каслри объяснял тем, что по английской конституции король не имеет права подписывать договоры с другими державами.

Знаменуя собой характер эпохи, Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных устремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского, Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями.

Источник

СВЯЩЕ́ННЫЙ СОЮ́З

  • В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 582-583

    Скопировать библиографическую ссылку:

    СВЯЩЕ́ННЫЙ СОЮ́З, со­юз ев­ро­пей­ских мо­нар­хов, соз­дан­ный для под­дер­жа­ния ус­та­нов­лен­но­го на Вен­ском кон­грес­се 1814–15 ме­ж­ду­нар. по­ряд­ка. Акт об об­ра­зо­ва­нии С. с., со­став­лен­ный Алек­сан­дром I и но­сив­ший ре­лиг.-мис­тич. ха­рак­тер, под­пи­сан 14(26).9.1815 в Па­ри­же рос. им­пе­ра­то­ром, австр. имп. Фран­цем I (см. Франц II ) и прус. ко­ро­лём Фрид­р и­хом Виль­гель­мом III. К С. с. 19.11.1815 при­сое­ди­нил­ся франц. ко­роль Лю­до­вик XVIII , а за­тем боль­шин­ст­во мо­нар­хов Ев­ро­пы. Ве­ли­ко­бри­та­ния, не при­сое­ди­нив­шая­ся к С. с., под­дер­жи­ва­ла его по­ли­ти­ку по ря­ду во­про­сов, осо­бен­но в пер­вые го­ды по­сле соз­да­ния сою­за, и при­ни­ма­ла ак­тив­ное уча­стие в его кон­грес­сах. В ос­но­ве дея­тель­но­сти С. с. ле­жал прин­цип ле­ги­ти­миз­ма – со­хра­не­ния вла­сти пра­вя­щих ди­на­стий во всех ев­роп. го­су­дар­ст­вах. Со­стоя­лось 4 кон­грес­са С. с., на ко­то­рых ве­ду­щую роль иг­ра­ли имп. Алек­сандр I и К. Мет­тер­них . На Ахен­ском кон­грес­се (1818) бы­ло ре­ше­но дос­роч­но вы­вес­ти со­юз­ные ок­ку­пац. вой­ска из Фран­ции, при­ня­ты ме­ры к со­хра­не­нию в Ев­ро­пе су­ще­ст­вую­щих гос. гра­ниц. В но­яб. 1820 на Троп­пау­ском кон­грес­се Рос­сия, Ав­ст­рия и Прус­сия под­пи­са­ли про­то­кол, про­воз­гла­шав­ший пра­во на воо­руж. вме­ша­тель­ст­во в де­ла др. го­су­дарств в це­лях борь­бы с ре­во­лю­ци­ей (прин­цип ин­тер­вен­ции). В со­от­вет­ст­вии с ре­ше­ния­ми это­го кон­грес­са Ав­ст­рия по­да­ви­ла Не­апо­ли­тан­скую ре­во­лю­цию 1820–21 и ре­во­лю­цию 1821 в Пье­мон­те. Лай­бах­ский кон­гресс (1821) санк­цио­ни­ро­вал австр. ин­тер­вен­цию в Не­аполь и Пье­монт. На Ве­рон­ском кон­грес­се (1822) бы­ло при­ня­то реше­ние о воо­руж. вме­ша­тель­ст­ве в исп. де­ла. В 1823 франц. ар­мия втор­глась в Ис­па­нию, вос­ста­но­вив в ней власть Фер­ди­нан­да VII (см. Ис­пан­ские ре­во­лю ­ции 19 в.). Кон­гресс осу­дил вос­ста­ние про­тив тур. гос­под­ства в Гре­ции и от­ка­зал­ся при­нять греч. де­ле­га­цию, при­ехав­шую в Ве­ро­ну. Од­на­ко в по­сле­дую­щие го­ды обо­ст­ри­лись от­но­ше­ния ме­ж­ду чле­на­ми С. с. и Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей в свя­зи с раз­ли­чи­ем их по­зи­ции в от­но­ше­нии Вой­ны за не­за­ви­си­мость в Ла­тин­ской Аме­ри­ке 1810–26, а за­тем уже внут­ри са­мо­го сою­за ме­ж­ду Рос­си­ей и Ав­ст­ри­ей по во­про­су об от­но­ше­нии к Гре­че­ской на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­ной ре­во­лю­ции 1821–29 . К то­му же ев­роп. дер­жа­вы опа­са­лись чрез­мер­но­го уси­ле­ния влия­ния Рос­сии на ме­ж­ду­нар. аре­не. Во­пре­ки уси­ли­ям С. с., ре­во­люц. и ос­во­бо­дит. дви­же­ние в Ев­ро­пе про­дол­жа­ло раз­ви­вать­ся. В Рос­сии про­изош­ло вос­ста­ние де­каб­ри­стов 1825, во Фран­ции и Бель­гии – Июль­ская ре­во­лю­ция 1830 и Бель­гий­ская ре­во­лю­ция 1830 . То­гда же на­чалось Поль­ское вос­ста­ние 1830–31 . В этих ус­ло­ви­ях С. с. фак­ти­че­ски рас­пал­ся. По­пыт­ки его вос­ста­нов­ле­ния (под­пи­са­ние в окт. 1833 Бер­лин­ско­го до­го­во­ра ме­ж­ду Рос­си­ей, Ав­ст­ри­ей и Прус­си­ей) ока­за­лись не­удач­ны­ми.

    Источник

    Читайте также:  Топ диктаторских стран 2020
    Оцените статью