Тема 2. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Общая характеристика древневосточной философии.
2. Философия Древней Индии.
3. Философия Древнего Китая.
Общая характеристика древневосточной философии
Говоря о первых философских системах древности следует указать на ряд социально-экономических факторов, связанных с возникновением философии: переход от бронзы к железу; развитие аграрного и ремесленного производства; разложение первобытнообщинного строя, возникновение государственных структур. Государства Древнего Востока представляли собой восточные деспотии (во главе – правитель с абсолютной властью – царь-жрец; ниже — огромный бюрократический аппарат; крестьяне и рабы), что во многом зависело от природных условий.
Философия Древнего Востока имеет свою специфику, заключающуюся не столько в рациональном обосновании истины, сколько в ее интуитивно-мистическом обретении. Большое значение имеет нравственное самосовершенствование.
Общие особенности древневосточной философии:
· отсутствие противопоставления субъекта и объекта, отдельных частей мира (недуальный принцип мышления);
· недеяние как следствие небытия (основа – неопределенность и, как следствие, особый вид активности, например следование пути Дао);
· принцип монизма (мир – это особая органическая система, каждая часть которой переживает то, что переживает целое);
· принцип синхронности (в мире все уже есть и представлено здесь и сейчас).
Философия Древней Индии
Основные периоды в истории философии Древней Индии – ведийский (XV – VII вв. до н.э.) и эпический (VI в. до н.э. – II в. н.э.). Ведийский период характеризуется складыванием и распространением предфилософии, основанной на Ведах. Веды – первый памятник мысли древних индийцев, это слово означает в переводе «знание». Веды считаются священными книгами, божественным откровением. Они включают в себя гимны, молитвы, заклинания, песнопения, жертвенные формулы и т.д. Комментарии к Ведам состоят из трех частей; особое значение имеет третья часть – Упанишады. Там ставятся вопросы происхождения сущего, самопознания человека. Основные понятия: брахман (безличное мировое духовное начало), атман (индивидуальное духовное начало), сансара (круговорот жизни через переселение душ), карма (мировой закон воздаяния), варна (социальный слой, существование которого освящено авторитетом божества). Толкователи Вед – жрецы – брахманы.
Название «эпический период» связано с оформлением в это время крупных эпических поэм «Рамаяна» и «Махабхарата», имеющих мировоззренческое значение. Складывается два вида философских школ: признающие авторитет Вед и не признающие (ортодоксальные и неортодоксальные).
К первым (ортодоксальным) школам относятся шесть систем, обосновывающих индуизм, начало которому положило философское учение «Бхагавадгиты» (часть «Махабхараты»). Основные категории «Бхагавадгиты»: пракрити (материальная реальность), брахман, атман, йога (метод психического воспитания). Главной здесь является проблема нравственного выбора. Ортодоксальные школы объединяет поиск освобождения от сансары.
Веданта – важнейшая философская основа индуизма. Брахман – абсолютная духовная сущность мира. Мир, окружающий человека, – иллюзия. Выход из сансары достигается через соблюдение нравственных норм и медитацию и состоит в соединении атмана с брахманом. При изучении Вед важна помощь учителя.
Миманса – объяснение ритуала Вед. Большое значение придается дхарме (долгу жертвоприношения).
Санкхья – в ее основании лежит независимый опыт и размышление. Основные категории: пракрити как первопричина мира и пуруша (абсолютная душа). Соединение этих двух начал образует исходные материальные и духовные принципы мира.
Йога – система правил психической тренировки. Последняя осуществляется поэтапно, предполагает овладение телом, чувствами и мыслями. На последней стадии душа освобождается от телесной оболочки и от сансары.
Вайшешика – атомистическое учение. Шаровидные атомы – неизменные элементы, из которых состоят изменчивые вещи. Миром управляет Бог, действующий по законам кармы.
Ньяя – учение о формах мышления. Цель жизни – освобождение от перерождений и страданий. Оно достигается с помощью правильного познания, методы которого изучаются в логике.
Неортодоксальные школы:
Чарвака отрицает концепцию брахмана, атмана, сансары, кармы. Основа мира – материя в виде четырех первоэлементов. Сознание производно от материи. Жизни после смерти не существует. Познание основывается на чувствах. Сверхчувственного мира нет. В основе этической концепции – стремление к наслаждению (гедонизм). Следствия: критика Вед, односторонность в познании, релятивизм в этике.
Джайнизм. Его основателем считается Вардхамана (Джина Махавира), живший в VI в. до н.э. Основное произведение джайнизма – канон Сиддханта, содержащий сведения из различных областей жизни. К изучению текстов джайнизма допускаютя и женщины. Мир существует вечно, никем не создан. Два начала: духовное (джива) и материальное (аджива). Аджива включает в себя состоящую из атомов материю, пространство, время. Джива присуща всему существующему, но в разной степени. Связующее звено между дживой и адживой – карма, понимаемая как тонкая материя. Джайнизм признает сансару. Правильное познание, аскетизм и самосовершенствование помогают душе освободиться от адживы и перейти в совершенное состояние чистой духовности. Необходимые принципы: правильное познание (опыт, разум и интуиция); правильное поведение (соблюдение обетов, аскетизм, уважение ко всему живому); правильная вера (вера в авторитет праведников – тиртханкаров).
Буддизм основан в VI в. до н.э. Сиддхартхой Гаутамой Шакья–Муни, который впоследствии получил имя Будды («просветленного»). Это учение обращено к бытию человека вне зависимости от его социальной роли. Его основа – четыре «благородные истины»: 1) жизнь есть страдание; 2) причина страданий – желания и привязанности; 3) чтобы избавиться от страданий, нужно искоренить страсти и желания; 4) для этого есть путь из 8 ступеней. Конечная цель – обретение нирваны – совершенного состояния освобождения от страданий. Ему предшествует просветление, достигаемое с помощью медитации. Сама нирвана может быть охарактеризована как «свобода от…». Центральные пункты этики буддизма – терпимость, сострадание и непричинение вреда живому. Хинаяна и Махаяна – 2 направления в буддизме (для монахов и для мирян).
Философия Древнего Китая
В истории Древнего Китая выделяют шесть периодов, занимающих временной промежуток с XVIII в. до н.э. по II в. н. э. Основу предфилософии Древнего Китая составляли пять книг: Книга Песен, Книга Истории, Книга Перемен, Книга Обрядов и Летопись. Астрономические, математические и медицинские знания носили прикладной характер. В предфилософии было стремление выделить мировые первоэлементы, природа объяснялась антропоморфно, следует отметить и традиционализм, догматизм, культ природы и культ предков в социальной этике Древнего Китая. Философские системы начинают складываться в VI в. до н.э. Главная проблема – свобода в условиях отсутствия понятия личности.
Конфуцианство создано Конфуцием (Кун–цзы 551-479 гг. до н.э.), основной труд – книга «Лунь Юй». Судьба каждого человека неразрывно связана с Небом и определяется им. Обеспокоенный разложением современного ему общества и падением нравов Конфуций ставил своей задачей воспитание «благородных мужей», на которых держались бы порядок и стабильность в государстве. Идея совмещения человечности и государственности. Распространение отношений в большой семье (клане) на все общество с помощью ритуализированного этикета. Усваивая его, человек обретает «жэнь» — гуманность. В сущности понятие «гуманность» Конфуция означало: 1) любовь к кровным родственникам; 2) защиту старых обычаев; 3) уважение к аристократии. Сам Кун–цзы был учтив, внимателен, приветлив, носил простую форму одежды на практике реализуя предложенные этические принципы. Во II в. до н.э. конфуцианство стало официальной идеологией Китая.
Даосизм основан Лао-Цзы, главная книга – «Дао дэ цзин». Он отверг попытку конфуцианцев запрограммировать поведение человека ритуалом, но, поскольку человек на Востоке не понимался как личность, единственным способом выразить присущую ему внутренне свободу и универсальность стало обращение к природе. Во всех ее проявлениях присутствует одно первоначало – Дао («путь»). Дао складывается из двух противоположностей, которые борются и вместе с тем образуют гармонию. Приобщаясь к природной естественности, отказываясь от собственной индивидуальности, человек способен также обрести гармонию. Это реализуется через принцип недеяния. Недеяние – совершенное слияние с естественным ходом вещей без явной внешней активности. Во II-III вв. н.э. даосизм расщепился на религиозно-мистическое направление и неодаосизм, в русле которого сложился знаменитый художественный стиль «ветра и потока».
Моизм основан Мо-Цзы (475-395 гг. до н.э.), последователем Конфуция. Основные идеи: всеобщая любовь, взаимная выгода, строгая государственная организация. Отрицание воли Неба и утверждение человеческой активности.
Легизм возник и оформился в VI-II вв. до н.э. (школа законников). Наиболее видные представители: Шан Ян, Хань Фэй. Политика, по их мнению несовместима с моралью. Правитель воздействует на массы через награды и наказания. Необходимо развивать земледелие, укреплять армию, не допуская чрезмерного распространения знаний в народе. Вместо наследования должностей – назначение чиновников. С III в. до н.э. легизм сливается с конфуцианством в учении Сюнь-Цзы.
Источник
Восточная философия
Философия возникла в VI веке до нашей эры одновременно в нескольких цивилизациях: в Древней Греции, являющейся культурным центром цивилизации западного типа, в Древней Индии и Древнем Китае, являющимися культурными центрами цивилизации восточного типа. Это совпадение социально обусловлено. Философия возникла в период классового расслоения, перехода патриархального общества к экономически более развитому рабовладельческому. В этот период произошло отделение умственного труда от физического.
Западная и восточная философия являются антиподами философского мышления. Тем не менее, западная философия не развивалась изолированно – она впитывала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где происходило становление цивилизации (формировалась письменность, зачатки наук о природе и собственно философские воззрения). Это относится к таким древним странам, как Ливия, Египет, Вавилон и Персия. Имело место и влияние более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии.
Средневековая арабская философия до XV века в основных чертах сходна с западной философией, наряду с византийской является связующим звеном между древнегреческой и средневековой европейской философией. Поэтому под восточной философией понимается в основном философия Древней Индии (индуизм и буддизм) и Древнего Китая (даосизм, конфуцианство и моизм).
Выделяют следующие подходы к восточной философии.
1) Восточная философия — предфилософия, так как не сумела оторваться от мифологии, поэтому о ней следует говорить лишь как о религиозно-философском мировоззрении. Западная философия является эталоном философии, высшим этапом развития философии, так как сумела перейти от образного к понятийному типу мышления.
Отличие западной философии от восточной состоит в том, что она становится с развитием все более умозрительной, абстрактной. И, наоборот, за тысячи лет восточная философия не продвинулась вперед в понимании бытия, так как в передаче древних знаний заключается смысл почти всех философских учений Древнего Востока.
Традиционализм, направленность восточной философии в прошлое (комментирование первоисточников), роднит ее с религией: чем древнее знания, тем истиннее. Западная философия в своей основе имеет материалистический фундамент, направлена на получение нового, более полного и точного знания.
2) Восточная философия является сверхфилософией, так как опирается не на рациональное, а на интуитивное постижение мира.
Основными чертами восточной философии являются природоцентризми иррационализм.
Принцип природоцентризма подразумевает самоценность природы и невмешательство человека в природу: природа гармонична и сама знает, что делает. Восток не противопоставляет природу и общество: человек должен жить в гармонии с природой, а не подчинять ее своим целям. В индуизме, например, человек является частью развивающейся Вселенной и должен изменять не мир, а себя: совершенствуя себя духовно, человек совершенствует Вселенную.
Принцип иррационализма на Востоке означает, что сущность вещей недоступна разуму, который искажает истину. Что формулируется, не соответствует действительности. Понятия относительны: бытие и небытие, добро и зло, жизнь и смерть (жизнь – часть смерти, смерть – часть жизни). Согласно даосизму «знающий не говорит, говорящий не знает». О рациональной невыразимости Дао (основе и сущности бытия в китайской философии) говорится: «Дао неопределенно и не имеет имени; пусто, но благодаря Дао все существует и не переполняется».
Во-вторых, истину следует искать в себе, а не во вне. Не активная сознательная деятельность, а безличное созерцание. Правильный путь познания – недеяние (против естественности), отключение сознания, сверхчувственное слияние с миром, самосовершенствование путем медитативного выхода за пределы сознания. Такому пониманию мира наиболее соответствует не понятийное, а символическое восприятие действительности. Истина не доказывается, а ощущается.
Выдающиеся мыслители: Будда (567-488), Конфуций (551-479), основатель даосизма – Лаоцзы (6-4? вв. до н.э.), реформатор индуизма — Рамакришна (1834-1886).
Восточный тип религии также отличается от западного. Восточная религия – это пантеистическое учение, а не совокупность представлений о богах, требующих от человека послушания и распределяющих души между раем и адом. В индуизме, например, происходит циклическое рождение и уничтожение Космоса из Хаоса. Вместе с Космосом происходит рождение и уничтожение главных Богов и Бога-отца Брахмы.
Основатель буддизма вообще отвергал существование Бога-отца, а целью учения провозгласил уход от жизни (страданий), достижение прозрения, состояния невозмутимости духа — нирваны (отрешенности от бытия, бессознательного сознания, антиразума). Человек, участвуя в бесконечном цикле метаморфоз и совершенствуя свои способности, может стать Буддой – манифестацией жизненной силы мироздания. Достигнув состояния нирваны, человек сам становится подобен Богу, обладателем неограниченных сил и способностей, может жить в человеческом облике столько, сколько существует материальный мир.
В религиозных учениях Китая отношения Бог — человек отходят на задний план. В даосизме Дао рассматривается как естественный путь вещей. В конфуцианстве Небо является безличным, божественно-натуралистичным началом. Смысл человеческого существования по Конфуцию (551-479) — утверждение в Поднебесной всеобщей формы социально-этического порядка (жить по правилам).
Дата добавления: 2015-10-09 ; просмотров: 9247 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник