Какие страны строят танкеры афрамакс

«Таких судов в России еще не строили»

Страна возвращается на мировой рынок с самым мощным ледоколом и танкерами «Афрамакс»

В 2020 году судостроительный комплекс «Звезда» начнет эксплуатацию сухого дока — на три года раньше изначально запланированного срока. Сухой док — сердце любой судоверфи, по сути, речь идет о том, что «Звезда» уже в следующем году практически выйдет на новый уровень мощностей. Док, который запустят на верфи, позволит строить там любые суда без ограничения спусковой массы и тоннажа. Как развивается судостроительный кластер на Дальнем Востоке, и что получит Россия, когда предприятие выйдет на проектную мощность, выясняло EastRussia.

Вышли на прибыль

СССР был одним из мировых лидеров судостроения, правда многие контракты отдавали предприятиям в странах «народной демократии». После развала Союза отрасль оказалась, наряду с другими видами машиностроения в числе наиболее пострадавших. По сути судостроение как таковое в России прекратилось. Так, с 1995 до 2005 года только 4% заказов на строительство судов размещалось на отечественных предприятиях, остальное заказывали за границей.

Решение о строительстве новейшего судостроительного комплекса на Дальнем Востоке на уровне правительства было принято в 2008-2009 годах, а в 2013 году, согласно поручению президента, появилась концепция создания на базе «Звезды» судостроительного кластера. В 2015 году на Восточном экономическом форуме строящаяся верфь получила первые контракты.

Особенности судостроения как отрасли делают его идеальным для развития в рамках крупных государственных программ, объяснял в 2017 году министр промышленности Денис Мантуров. Заказы в судостроении рассчитаны на годы, это сглаживает негативное воздействие финансовых кризисов, говорил Мантуров. Большое значение имеет и то, что в судостроении исторически велика доля военного заказа (сегодня в России — около 80%), что также способствует устойчивости.

Читайте также:  Страны зарубежной европы андорра

В России, по данным Минпромторга, действует 180 частных и государственных судостроительных предприятий. Общее количество занятых — 184 тыс. человек. С 2013 года отрасль из состояния убыточности вышла на стабильную прибыль. Портфель заказов отечественных судостроительных предприятий сформирован до 2030 года.

Российский прорыв на фоне корейского кризиса

Портфель заказов ССК «Звезда» — лучший индикатор потребностей отечественного рынка. В портфеле — 39 контрактов (с учетом опционов — 59), и это несмотря на то, что предприятие еще само не достроено. Якорным заказчиком выступила ПАО «НК «Роснефть». Одновременно идет строительство новых мощностей, модернизация старых и строительство собственно судов, объяснял журналистам генеральный директор «Звезды» Сергей Целуйко. Сегодня на разных этапах строительства находятся восемь судов, рассказали на предприятии. Это четыре танкера типа «Афрамакс» и четыре многофункциональных судна снабжения. Серийное производство «Афрамаксов» на «Звезде» по сути уже началось: первое судно заложено в 2017 году, три других — в 2018 и 2019 годах.

«Афрамакс» — тип больших судов (в основном танкеров) с дедвейтом от 80 до 120 тыс. тонн. Серьезным конкурентным преимуществом судов такого типа является район плавания: они могут перемещаться как в пределах одного моря, так и на более дальние дистанции, а главное, проходить каналы, недоступные для более крупных судов.

В последние годы мировой (и российский) спрос на суда такого типа находится на подъеме. Это связано как с ростом добычи нефти в странах ОПЕК, так и с кризисом пропускной способности традиционных каналов (Суэцкого и Панамского). Особое значение суда этого типа приобретают в связи со строительством трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан: согласно выкладкам компании Lloyd, трубопровод повысит спрос на «Афрамаксы», способные забирать груз практически в любом порту.

До последнего времени суда такого типа заказывали в Южной Корее и в Китае. Но в 2010-е годы южнокорейское судостроение оказалось в кризисе. Он стал следствием бурного, неконтролируемого роста и менеджерских ошибок. С 2016 года южнокорейские судостроители ушли в минус по прибыли, практически прекратилось поступление новых заказов. Это усилило внимание к российским проектам.

Первый собранный на «Звезде» танкер типа «Афрамакс» спустят на воду в следующем году, его дедвейт составит 114 тыс. тонн. Судно выполнено с учетом самых последних экологических требований, оно способно работать как на традиционном, так и на альтернативном топливе (сжиженном природном газе). Это решение отражает растущее внимание мировых компаний к выбросам и минимизации углеродного следа. Экологические технологии резко повышают конкурентоспособность продукции на современных рынках, говорится в недавнем исследовании экспертов ОЭСР.

Серийное строительство в России «Афрамаксов» — «это не только показатель технологического роста, производственного, кадрового потенциала судостроительной промышленности, но и вопрос национальной безопасности и независимости», говорил недавно глава «Роснефти» Игорь Сечин. «Новой эрой в судостроении» назвал строительство «Афрамаксов» и губернатор Приморья Олег Кожемяко.

«Такие суда в России никто не строил. И я уверен, что судостроители справятся со всеми планами и графиками. А после пойдут новые заказы, что позволит обеспечить поступления в региональный бюджет, создать новые рабочие места», — отмечал он на церемонии начала строительства.

Также в следующем году будет спущено на воду первое судно-снабженец. Это судно усиленного ледового класса, способное действовать в самых неблагоприятных климатических условиях (в частности, пробить лед толщиной до двух метров). Снабженцы — суда небольшие, но сложные, поскольку несут в себе большое количество современного оборудования, рассказывал Сергей Целуйко.

Наконец, в скором времени начнется строительство атомного ледокола «Лидер». Проект уникален с точки зрения технических решений, в частности, на ледоколе будет установлен атомный реактор нового типа.

«Это самый крупный атомный ледокол в мире. Этот ледокол сможет ломать льды толщиной до четырех метров, — говорил президент России Владимир Путин, посещая предприятие. — Принято решение о строительстве этих кораблей ледокольного класса для обеспечения круглогодичной проводки судов по северному маршруту».

Создавая суда нового типа, «Звезда» осваивает современные технологии строительства и организации производства.

Кадры для современного производства

Современное крупное предприятие обязано думать о корпоративной и социальной ответственности. Недаром в штате крупнейших мировых компаний непременно присутствует позиция топ-менеджера, отвечающего за устойчивое развитие. Применительно к российскому Дальнему Востоку этот тренд получает дополнительное измерение. Конечная цель проектов на Дальнем Востоке — улучшение жизни граждан, рост благосостояния, освоение этого некогда «брошенного» края, говорилось на выступлениях на Восточном экономическом форуме в сентябре. Общество ожидает, что от создания на Дальнем Востоке современного судостроительного кластера выиграет не только экономика в целом, но вырастет и качество жизни людей.

Сегодня на предприятии, занято около 3,5 тыс. человек, после выхода на проектную мощность численность персонала увеличится до 7,5 тыс. человек. НО ССК «Звезда», как и другие судостроительные предприятия, сталкивается с нехваткой кадров. Несмотря на то, что 85% занятых — жители Приморского края, полностью сформировать кадровый состав из местных жителей не получится, поскольку производству требуются уникальные компетенции; кадры ищут по всей стране.

«Переехавшим из других регионов, попадающих под программу мобильности трудовых ресурсов, оплачивается дорога, частично компенсируются затраты по найму жилья и его обустройству, выплачивается единовременное пособие», — говорит Сергей Целуйко.

Задействованы все способы: программы профориентации в вузах, договора целевого обучения, работа с центрами занятости. Верфь планирует создать и собственный учебный центр.

Новые сотрудники — это новое жилье, расселить такое количество людей в небольшом городе было невозможно. Строительство жилья не менее важно, чем возведение самой верфи. По данным предприятия, сейчас в Большом Камне идет застройка шести микрорайонов, всего будет возведено 69 домов на 4594 квартир.

Появление судостроительного кластера на Дальнем Востоке важно и само по себе, поскольку большие проекты оказывают синергетический эффект на развитие российской промышленности в целом, и в связке с планами России стать лидерами в поставках углеводородов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно во время визита на «Звезду» президента России было принято окончательное решение о строительстве завода по производству сжиженного газа. Его мощность составит 6,2 млн тонн в год, ресурсной базой будут служить месторождения проекта «Сахалин-1» и собственные запасы газа «Роснефти», всего более 350 млрд кубометров. Поступления в бюджет за весь срок реализации проекта ожидаются в объеме более пяти трлн рублей. Напомним, что нефтяники и газовики выступают ключевыми заказчиками новых судов. Чтобы реализовать планы выхода на рынки АТР, «Роснефти» понадобится свой флот, говорил, в частности глава компании Игорь Сечин во время одного из посещений «Звезды».

«Звезда», строительство которой началось на наших глазах, всего через несколько лет выйдет на проектную мощность (по планам — к 2024 году) и станет крупнейшим судостроительным предприятием страны. На «Звезде» смогут строить суда длиной до 300 метров и с дедвейдом до 350 тыс. тонн, в год предприятие сможет спускать на воду до 15 судов разных типов, следует из материалов компании.

Успех ряда госкомпаний показывает, что принятое в свое время решение создавать мощные производственные кластеры с участием государства было верным, говорит экономист, член-корреспондент РАН Руслан Гринберг.

«После того, как в ходе экономических преобразований 1990-х годов произошло фрагментирование хозяйства по принципу «спасайся, кто может», и все расползлись по своим «квартирам», пришло понимание, что с гигантами, которые тогда как раз формировались на мировом рынке, могут конкурировать только гиганты. Пришло время собирать камни», — отмечает Гринберг.

Конечная цель — формирование на базе нового промышленного ландшафта новой производственной стратегии страны и преодоление примитивизации отечественной структуры экономики. Сегодня основная дискуссия вокруг госкорпораций сосредоточена не на вопросе «нужны — не нужны», а на методиках подсчета их эффективности, добавляет экономист. Поскольку финансовые результаты не всегда могут быть однозначным критерием успеха, некоторые, даже вполне себе либеральные экономисты призывают формулировать госзадания корпорациям чуть ли не в натуральном выражении. Это слишком радикальное решение, считает Гринберг, но в целом взгляд на государственный бизнес без розовых очков идет только на пользу всем участникам процесса, полагает он.

«Безусловно, без предприятий вроде «Звезды» в экономике России не было бы, прямо скажем, ничего, — подчеркивает Гринберг. — Но экспертное сообщество и регулятор должны постоянно помнить, что оздоровление структуры экономики должно неизменно находиться в центре внимания».

Источник

«Суперверфь» «Звезда» начнет с крупноузловой сборки

Первые танкеры класса Aframax, которые верфь «Звезда» должна сдать в 2020 году «Роснефти», будут строиться в России во многом номинально. Самые сложные части — корму и носовые секции, а также якоря — привезут из Кореи. Тендер не вызвал удивления у участников рынка: пока «Звезда» не готова строить суда целиком, а носовые части и корму корейцы сделают быстрее, что снимет риск срыва сроков сдачи танкеров.

Дальневосточная верфь «Звезда» (строится консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и ГПБ) разместила на портале госзакупок тендер на доставку с южнокорейской верфи Hyundai кормы, носовых секций и якорей головного танкера класса Aframax для «Роснефтефлота». Цена — 138,8 млн руб., итоги конкурса подведут 13 февраля. Носовые части и якоря надо доставить с 29 марта по 5 апреля 2019 года, корму — с 30 августа по 7 сентября.

В портфеле «Звезды» 12 Aframax. Соглашение на пять судов на СПГ дедвейтом 114 тыс. тонн подписано в сентябре 2017 года, первый танкер должен быть сдан в 2020 году. Затем «Звезда» взяла заказ еще на пять Aframax, соглашение подписано «Роснефтью», «Совкомфлотом» (оператор), ГТЛК, «Роснефтефлотом» и верфью. Сообщалось, что проект должен получить на Hyundai, где «Совкомфлот» строил четыре таких танкера для Shell, конструкторско-технологическую документацию и опыт. В сентябре «Совкомфлот» подписал соглашение с «Роснефтью», «Звездой» и ВЭБом еще на два танкера (см. «Ъ-онлайн» от 11 сентября). Тогда же состоялась церемония закладки первого Aframax, в ноябре «Роснефть» объявила о начале серийного производства — на «Звезде» прошла резка металла для второго танкера на СПГ.

Как «Звезде» придают ускорение

В «Роснефти» “Ъ” не ответили. В Минпромторг информация о закупке от «Звезды» не поступала.

Требования для отнесения продукции к произведенной в РФ определены постановлением правительства №719, отмечают в министерстве, при поступлении заявки «Звезды» о подтверждении производства ее рассмотрят.

Согласно последней редакции постановления, в РФ должны пройти закладка, сборка корпуса, достройка, швартовые и ходовые испытания, а также сдача судна, должны использоваться российские (или из ЕАЭС) винты и винто-рулевые колонки (см. “Ъ” от 16 октября). Но редакция до сих пор не принята и, по данным “Ъ”, поддержана не всеми ведомствами.

Источники “Ъ” на рынке не удивлены появлением тендера. Все были уверены, что по крайней мере на первых порах «Звезда» будет заниматься «отверточной сборкой» — основное оборудование будет производиться за границей и привозиться на верфь для сборки, «в Большом Камне просто шильдик прикрутят», говорит один из собеседников “Ъ”. Корма и носовые части — самые сложные и дорогие, «Звезде» остается сделать середину корпуса и с этим она должна справиться, отмечает он. Но это больше похоже на игру в судостроение, чем на реальный процесс, говорит источник “Ъ”.

Как могут измениться правила распределения субсидий в судостроении

Другой собеседник “Ъ” подтверждает, что корма и нос судна — изогнутые, наиболее сложные части: «Строительство их на «Звезде» займет дополнительное время и будет стоить дороже. А корейцы наряду с китайцами строят суда быстрее всех в мире. После поставки частей головного Aframax на создание аналогичных секций серийного судна уйдет несколько месяцев». Он считает заказ части корпуса в Южной Корее верной эффективной стратегией: срыв сроков обойдется «Звезде» значительно дороже оплаты работы корейской верфи и транспортировки секций.

Другие источники “Ъ” в отрасли согласны, что сегодня «Звезда» не в состоянии строить судно полностью. «На заводе не смонтировано трубогибочное оборудование, трубы поставляют сторонние производители. Строить заказы полностью верфь сможет в лучшем случае через три-четыре года»,— говорит один из судостроителей Петербурга.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что «Звезда» в процессе запуска мощностей, в рамках кооперации с верфями Южной Кореи проходит поэтапный процесс локализации производства крупнотоннажных судов. Это касается и операций, которые необходимы для получения господдержки, права на каботаж и работу в Арктике в соответствии с поправками к постановлению №719, добавляет эксперт. На предприятии освоена крупноузловая сборка и стыковка готовых секций, это необходимый этап освоения технологических операций, который позволяет наработать компетенции для самостоятельного строительства крупнотоннажных танкеров, уточняет господин Бурмистров.

Источник

Оцените статью