- «Большая восьмерка» (G-8)
- Новая «Большая восьмерка»
- Богатые и бедные
- «Группа двадцати»
- Экономическая триада
- «Большая восьмерка». Страны «Большой восьмерки»
- Задачи
- История возникновения
- Из «семерки» в «восьмерку»
- Соединенные Штаты Америки и Германия
- Франция
- Италия и Канада
- Великобритания
- Япония
- Россия
- Цели клуба
- Вес «Большой семерки»
«Большая восьмерка» (G-8)
«Большая восьмерка» (G-8) объединяет правительства восьми самых богатых и преуспевающих стран мира: это германия, Франция, Канада, США, Италия, Россия, Япония и Великобритания.
Группа G-5 была создана в 1973 году на собрании министров экономики США, Японии, Западной Германии (после объединения -Германия), Франции и Великобритании по инициативе госсекретаря США. К пятерке в 1975-м присоединилась Италия, а в 1977 году — Канада. Со вступлением России в 1998-м группа стала называться G-7 + Россия или G-8. Представители этих стран, которые до кризиса 2008 года владели более чем половиной богатства планеты, собираются раз в год на саммиты, целью которых является анализ национальных экономик и установление директив общей политики относительно вмешательства в мировую экономику.
В оставшееся время представители смежных министерств (охраны окружающей среды, внешней политики, торговли, социальной политики и, конечно, экономики) проводят регулярные двухсторонние встречи, на которых рассматривают конкретные проблемы, заключают соглашения и договоренности по вопросам, которые будут обсуждаться на высшем уровне.
С тех пор как в 1973 году была создана G-5 (позднее G-7), ситуация в мире сильно изменилась: страны, которые раньше были богаче, уже таковыми не являются, зато эстафету лидерства подхватили другие.
До 1998 года Россия выступала наблюдателем. И хотя в 1998-м страна стала членом группы, ее участие не было полноценным, так как она не принадлежит ко Всемирной торговой организации (ВТО) и имеет серьезные разногласия с США — страной, с которой до сих пор не удалось установить двухстороннее соглашение.
Новая «Большая восьмерка»
«Большая восьмерка» (G-8), название которой утвердилось после саммита 2008 года, имела более неформальный и дискуссионный характер, чем предыдущая группа. Объединение включили в качестве наблюдателя в Европейский Союз, но в то же время в нем не нашлось места двум экономически развитым державам, занимающим второе и седьмое место в мире по национальному богатству — Китаю и Бразилии соответственно. Между тем Италия (которая после кризиса серьезно опустилась в рейтинге) и Канада (которая действует только как эхо Америки) должны бы быть исключены. То есть на практике G-8 превратилась в орудие США для определения экономической политики мира с внутренним диссидентом — Россией. На мировых форумах политиков РФ критиковали не только за развитие неолиберализма, но и за недальновидность во всем, что не имеет прямого отношения к их интересам.
Также политические партнеры упрекали Россию за вялую реакцию на вмешательство США в дела таких государств, как Ирак или Афганистан, тогда как после конфликта в Крыму в марте 2014 года тут же поступило предложение временно исключить Россию из группы.
С другой стороны, критерии, по которым формировалась G-7, устарели. Общая доля экономики партнеров в мире, которая ранее превышала 60 %, постепенно снижается, поэтому они больше не являются ни восьмеркой наиболее развитых стран, ни восьмеркой наиболее развитых промышленных стран, ни восьмеркой с наиболее высоким доходом на душу населения, ни восьмеркой с наибольшим ВВП.
И, возможно, исходя из их критериев, даже не должны быть восьмеркой.
Кроме того, потеря доли в мировой экономике мешает группе эффективно осуществлять политические проекты, которые, помимо прочего, не являются публичными, так как протоколы закрыты для наблюдателей. Единственное, что всегда обнародуют, — официальное заявление, которое есть не что иное, как простая декларация общих целей.
Богатые и бедные
Всем известно, что существует первый мир, в который входят наиболее развитые страны, и третий мир, куда входят отсталые во многих отраслях страны. Но что происходит со вторым и с четвертым?
Термин «первый мир» возник после Второй мировой войны и в то время относился к странам-союзникам и их соседям.
Под «вторым миром» подразумевался блок, который составляли социалистические страны и государства, где распространялось их влияние, в то время как термин «третий мир» использовался по отношению к тем странам, которые не были явно связаны с каким-либо из вышеуказанных блоков. В настоящее время термин «второй мир» вышел из употребления, а термины «первый мир» и «третий мир» используют со смыслом, который отличается от оригинального, чтобы обозначить самые богатые и самые бедные страны. Совсем недавно появился термин «четвертый мир», который подчеркивает процент нищих, существующих в странах первого мира.
«Группа двадцати»
G-20 проводит регулярные встречи с 1999 года и заменила собой G-8 в 2009-м (хотя эта группа не распущена, и в ее планах саммиты распланированы до 2019 году). Объединение состоит из 19 государств и Евросоюза. В форуме, помимо восьми членов G-8, участвует еще 11 стран: Саудовская Аравия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Китай, Южная Корея, Индия, Индонезия, Мексика, Турция и Южная Африка, а также Европейский Союз как экономическая единица и Испания в качестве постоянного гостя.
Включив в свой состав большее количество стран, группа является более представительной, так как сумма богатства ее членов составляет более 70 % мирового богатства. Она также имеет большую предпринимательскую силу, потому что по крайней мере теоретически не только разрабатывает стратегии для развивающихся экономик стран-участниц, но и решает более глобальные вопросы, связанные с мировым благосостоянием, среди которых борьба с бедностью и расширение рабочих мест, контроль деятельности инвестиционных банков и борьба с уклонением от уплаты налогов.
Кризис 2008 года обозначил смещение к периферии крупных экономических осей. Государства, относящиеся до этого времени к странам первого мира (прежде всего, Западная Европа), утрачивают свой вес в становлении мировой экономики.
Хотя в настоящее время это только заявление о намерениях, G-20 также стремится переформатировать как МВФ, так и как Всемирный банк.
Наряду с этой группой существует «Группа одиннадцати», в которую входят развивающиеся государства, в которых в ближайшие годы ожидается заметное улучшение экономики, и так называемые страны БРИКС — пять развивающихся стран, самых мощных и перспективных в настоящее время. Название представляет аббревиатуру от названий стран-участниц (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка). По мнению специалистов, к 2050 году эти пять стран и США построят самые сильные экономики в мире.
Экономическая триада
Этим названием обозначен союз трех зон, имеющих влияние не только на мировую экономику, но и на политику. К этим зонам относятся: Северная Америка (США и Канада), Западная Европа (Европейский Союз, Швейцария и Норвегия) и Азиатско-Тихоокеанский регион (Япония и Южная Корея). В этих странах сконцентрировано 80 % мировой торговли, 70 % мирового производства, 90 % финансовых операций и 80 % технических достижений. Также они владеют тремя сильнейшими валютами мира (иена, евро и доллар). Их аббревиатура — ¥€$ — образует слово yes (с англ. «да»).
Термин был придуман японским экономистом Кэнъити Омаэ, который утверждал, что эти государства контролируют 75 % мирового финансового потока. Иначе говоря, 66 % мирового ВВП сосредоточены в руках 20 % населения планеты, в странах, где размещено 74 % из 500 важнейших предприятий в мире. Большая часть из них — многонациональные компании, связанные с нефтедобывающей, автомобильной, химической, фармацевтической, агропищевой, косметической, аэрокосмической отраслями промышленности и финансовыми услугами.
Источник
«Большая восьмерка». Страны «Большой восьмерки»
«Большая семерка» (до приостановления членства России — «Большая восьмерка») — это международный клуб, который не имеет своего устава, договора, секретариата и штаб-квартиры. По сравнению с Всемирным экономическим форумом «семерка» не имеет даже своего веб-сайта и департамента по связям с общественностью. Она не является официальной международной организацией, соответственно, ее решения не подлежат обязательному исполнению.
Задачи
По состоянию на начало марта 2014 года в страны «Большой восьмерки» входят Великобритания, Франция, Италия, Германия, Россия, Соединенные Штаты Америки, Канада и Япония. Как правило, задача клуба заключается в том, чтобы зафиксировать намерения сторон придерживаться определенной согласованной линии. Государства могут лишь рекомендовать другим международным участникам принимать те или иные решения насущных международных вопросов. Тем не менее, клуб играет важную роль в современном мире. Озвученный выше состав «Большой восьмерки» в марте 2014 года изменился, когда из клуба была исключена Россия. «Большая семерка» на сегодняшний день так же значима для мирового сообщества, как и крупные организации типа Международного валютного фонда, ВТО, ОЭСР.
История возникновения
В 1975 году в Рамбуйе (Франция) состоялось первое заседание G6 («Большой шестерки») по инициативе французского президента Валери Жискар д’Эстена. На заседание собрались главы стран и правительств Франции, Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Японии, Германии и Италии. По итогам встречи была принята совместная декларация по экономическим проблемам, которая призывала отказаться от агрессии в торговле и установления новых барьеров дискриминации. В 1976 году в состав клуба вошла Канада, превратив «шестерку» в «семерку». Клуб задумывался больше как предприятие с обсуждением макроэкономических проблем, но затем стали подниматься глобальные темы. В восьмидесятые годы двадцатого столетия повестки дня стали более разнообразными, нежели просто решение экономических вопросов. Лидеры обсуждали внешнюю политическую ситуацию в развитых странах и в мире в целом.
Из «семерки» в «восьмерку»
В 1997 году клуб стал позиционироваться как «Большая восьмерка», поскольку в состав была включена Россия. В связи с этим круг вопросов вновь расширился. Важными темами стали военно-политические проблемы. Члены «Большой восьмерки» начали предлагать планы реформирования состава клуба. Например, выдвигались идеи замены встреч лидеров на видеоконференции, чтобы избежать огромных финансовых затрат на проведение саммитов и обеспечение безопасности членов. Также государства «Большой восьмерки» выдвигали вариант включения в состав большего количества стран, например, Австралии и Сингапура, для преобразования клуба в «Большую двадцатку». Затем от этой идеи отказались, поскольку при большом количестве стран-участников было бы сложнее принимать решения. В начале двадцать первого века появляются новые глобальные темы, и страны «Большой восьмерки» рассматривают текущие проблемы. Обсуждение терроризма и киберпреступности выходит на первый план.
Соединенные Штаты Америки и Германия
«Большая семерка» объединяет значимых на мировой политической арене участников. Соединенные Штаты Америки используют клуб для продвижения своих стратегических целей на международной арене. Особенно сильно американское лидерство проявилось во время финансового кризиса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, когда США добились одобрения выгодных схем действий для его урегулирования.
Германия также является важным членом «семерки». Немцы используют свое участие в этом клубе как влиятельное средство для утверждения и укрепления растущей роли своей страны в мире. Германия активно стремится к проведению единой согласованной линии Европейского союза. Немцы выдвигают идею усиления контроля над мировой финансовой системой и основными курсами валют.
Франция
Франция участвует в клубе «Большая семерка» для того, чтобы обеспечить свое положение «страны с глобальной ответственностью». В тесном взаимодействии с Европейском союзом и Североатлантическим альянсом она играет активную роль в мировых и европейских делах. Вместе с Германией и Японией Франция выступает за идею централизованного контроля над передвижениями мирового капитала для недопущения спекуляций с валютой. Также французы не поддерживают «дикую глобализацию», утверждая, что она ведет к разрыву между менее развитой частью мира и более развитыми странами. К тому же в государствах, которые страдают от финансового кризиса, усугубляется социальное расслоение общества. Именно поэтому по предложению Франции в 1999 году в Кельне на заседании была включена тема о социальных последствиях глобализации.
Францию также беспокоит отрицательное отношение многих западных стран к развитию ядерной энергетики, поскольку 85% электроэнергии вырабатывается на атомных электростанциях ее территории.
Италия и Канада
Для Италии участие в «семерке» — это вопрос национального престижа. Она гордится своим членством в клубе, которое позволяет более активно реализовывать свои претензии в международных делах. Италия интересуется всеми политическими вопросами, обсуждаемыми на заседаниях, а также не оставляет без внимания и другие темы. Итальянцы предлагали придать «семерке» характер «постоянного механизма для консультаций», а также стремились предусмотреть накануне саммита регулярные встречи министров иностранных дел.
Для Канады «Большая семерка» — один из важных и полезных институтов для обеспечения и продвижения своих международных интересов. На саммите в Бирмингеме канадцы продвигали в повестку дня вопросы, касающиеся своих ниш в мировых делах, например, таких, как запрет противопехотных мин. Также канадцы хотели создать образ ходатайствующей стороны по тем вопросам, по которым ведущие державы пока не пришли к консенсусу. Относительно дальнейшей деятельности «семерки» мнение канадцев заключается в том, чтобы рационально организовать работу форума. Они поддерживают формулу «только президенты» и проведение отдельных встреч министров иностранных дел за две-три недели до заседаний.
Великобритания
Великобритания высоко ценит свое членство в «семерке». Англичане считают, что это подчеркивает статус их страны как великой державы. Таким образом, страна может оказывать влияние на решение важных международных вопросов. В 1998 году во время того, как Великобритания председательствовала на заседании, она поднимала обсуждение глобальных экономических проблем и вопросы, касающиеся борьбы с преступностью. Британцы также настаивали на том, чтобы упростить процедуру саммита и состав «Большой семерки». Они предлагали проводить заседания с минимальным числом участников и в неформальной обстановке для того, чтобы сконцентрироваться на более ограниченном числе вопросов с целью более эффективного их решения.
Япония
Япония не имеет членства в Совете безопасности Организации Объединенных Наций, не входит в НАТО и в Европейский союз, поэтому участие в саммитах «Большой семерки» для нее имеет особый смысл. Это единственный форум, где Япония может оказать влияние на мировые дела и укрепить свою позицию азиатского лидера.
Японцы используют «семерку» для того, чтобы выдвинуть свои политические инициативы. В Денвере они предлагали обсудить на повестке дня противодействие международному терроризму, борьбу с инфекционными заболеваниями, оказание помощи для развития африканских стран. Япония активно поддержала решения по проблемам международной преступности, экологии и занятости. При этом японский премьер-министр не смог добиться того, чтобы в то время «Большая восьмерка» стран мира обратила внимание на необходимость принятия решения по азиатскому финансово-экономическому кризису. После этого кризиса Япония настояла на разработке новых «правил игры» для того, чтобы добиться большей прозрачности международных финансов как для мировых организаций, так и для частных предприятий.
Японцы всегда принимали активное участие в решении мировых проблем, таких, как обеспечение занятости, борьба с международной преступностью, контроль над вооружением и других.
Россия
«Большая восьмерка» с этого времени значительно расширила круг обсуждаемых вопросов. Страной-председателем РФ была в 2006 г. Тогда заявленными приоритетами Российской Федерации являлись энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и их распространением, борьба с терроризмом, образование, нераспространение оружия массового уничтожения, развитие мировой экономики и финансов, развитие мировой торговли, охрана окружающей среды.
Цели клуба
Лидеры «Большой восьмерки» встречались на саммитах ежегодно, обычно в летнее время, на территории государства-председателя. В июне 2014 года на саммит в Брюсселе Россию не пригласили. Помимо глав государств и правительств стран-членов в заседаниях участвуют два представителя от Европейского союза. Доверенные лица членов той или иной страны «Большой семерки» (шерпы) формируют повестку дня.
Председателем клуба в течение года является руководитель одной из стран в определенном порядке. Цели «Большой восьмерки» при членстве в клубе России — решение различных актуальных проблем, возникающих в мире в тот или иной момент. Сейчас они остались прежними. Все страны-участницы являются ведущими в мире, поэтому их лидеры сталкиваются с одинаковыми экономическими и политическими проблемами. Общность интересов сближает руководителей, что позволяет согласовать их дискуссии и плодотворно проводить встречи.
Вес «Большой семерки»
«Большая семерка» имеет свою значимость и ценность в мире, поскольку ее саммиты позволяют главам государств взглянуть на международные проблемы чужими глазами. Саммиты выявляют новые угрозы в мире — политические и экономические, и позволяют предотвратить их или устранить с помощью принятия совместных решений. Все члены «Большой семерки» высоко ценят участие в клубе и гордятся принадлежностью к нему, хотя в первую очередь преследуют интересы своих стран.
Источник