Завоевания Ассирии
Великая военная держава Древнего Востока — Ассирия ведёт свою историю от небольшого города-государства на Среднем Тигре, носившего название Ашшур в честь племенного бога аккадцев. Ашшур возник в начале III тысячелетия до н. э. Полтора тысячелетия Ашшур оставался одним из незначительных государств Месопотамии, которое периодически подчиняли более сильные соседи: амореи, вавилоняне, хурриты. В середине XIV в. до н. э. правитель Аш-шура Ашшурубаллит I добился независимости от соседней Митанни и установил дипломатические связи с Египтом. Под его властью город-государство Ашшур превратился в крупную державу Ассирию, захватившую часть областей соседних Митанни и Вавилонии.
С этого времени почти на семь столетий Ассирия становится могущественным и воинственным государством, господствовавшим в Передней Азии. В XIV—XII вв. до н. э. ассирийцы вели войны против хеттов и вавилонян, и, хотя далеко не всегда добивались успеха, их агрессия не прекращалась. Лишь в середине XII в. до н. э. Ассирия временно ослабла в результате нашествия народов моря, но устояла против этого удара и в конце столетия достигла нового расцвета в правление царя Тиглатпа-ласара I, покорившего земли включительно от Чёрного моря и Закавказья до Вавилонии и Финикии.
Агрессивность Ассирии была напрямую связана с особенностями её государственного устройства. Её цари и военно-служилая верхушка при всём могуществе не могли установить прочное господство над самостоятельной общиной коренных ассирийцев-горожан. Стремясь укрепить свою власть, цари искали опору в войске, набранном в том числе и среди покорённых народов. Таким образом, внутри страны, среди её коренного населения, царская власть не имела прочной поддержки, зато в полной мере распространялась в завоёванных областях.
Поэтому войны были для ассирийских владык средством укрепления своей власти, но покорённые мечом народы, которых ассирийцы жестоко угнетали, не раз поднимались против их владычества. Отсюда повторные завоевания уже захваченных городов и небывалая, даже для Древнего Востока, не отличавшегося гуманностью по отношению к слабым, жестокость ассирийцев. По приказу царей воины уничтожали города, истребляли сотни тысяч мирных жителей, переселяли целые народы, «вырывая их с корнем». Пленных ассирийцы зверски истязали.
Завоевания ассирийцев имели определённую периодичность: обычно после смерти царя подвластные ему области восставали, и новый владыка начинал своё правление с их повторного завоевания. Но при этом территории захватов неуклонно увеличивались. Вся история Ассирии представляет собой смену периодов военного подъёма и упадка. Наивысших достижений ассирийские цари добились в начале XII в. до н. э., начале X и первой половине VII в. до н. э.
Самым прославленным завоевателем в череде ассирийских царей-полководцев стал Тиглатпаласар III (745—727 гг. до н. э.). В этот период ассирийская армия, состоявшая целиком из профессиональных солдат (царь отказался от использования ополчения), полностью была вооружена железным оружием. Наряду с колесницами появляется конница; более манёвренная и управляемая, она приобретает важное значение. Создавались и особые виды войск — инженерные и разведывательные, а также вспомогательные: оружейники, погонщики скота, обозники. Воины стали получать за службу участки земли, называвшиеся «землёй лука», что значительно увеличило численность армии.
Ассирийские колесницы раннего времени напоминали египетские, хотя были более массивными и соответственно неуклюжими. Впоследствии эта тенденция получила дополнительное развитие: увеличились высота колесниц и размеры колёс, в них запрягались уже четыре (а не двух, как в египетских), а иногда и восемь лошадей. На четырёхколёсной колеснице находились лучник, возница и два щитоносца. На колесницах сражались цари и самые богатые и знатные воины.
Наряду с колесницами и небольшими отрядами кавалерии в качестве главной ударной силы ассирийцы применяли пехоту. Основную массу армии составляли пешие лучники и копейщики. Лучшей защитой пехоты являлись щиты выше человеческого роста, которые несли специальные щитоносцы. Такие щиты, ставившиеся на землю (потому их и называли поставными), защищали отряды лучников. В позднеассирийский период пехота использовала маленькие круглые ручные щиты и более тяжёлые доспехи. С внешней стороны этих щитов располагались остроконечные шипы, так что в бою они могли служить и наступательным оружием.
Доспехи ассирийских воинов были разными, в зависимости от их достатка. Самые простые делали из войлока или проклеенного толстого холста. Иногда на них нашивали металлические бляхи. Состоятельные воины, командиры и цари облачались в чешуйчатые панцири, доходившие до колен. На поясе их скрепляли металлическими поясами. Шлемы, как и у египтян, у ассирийцев были редкостью, их носили только воины высокого ранга. Первоначально они представляли собой шапки с металлическими пластинами, а затем стали делаться целиком из металла в виде конуса с пластинами, защищавшими голову от боковых ударов. Применялись также специальные доспехи для лошадей из войлока и кожи.
Помимо копий и луков (последними ассирийцы владели мастерски) на вооружении ассирийской армии находились пращи, дротики, мечи, кинжалы, булавы и секиры. Воины, вооружённые мечами и копьями, тяжеловооружённую пехоту, а те, кто сражался с луками, дротиками и пращами, — легковооружённую. Ассирийская армия, в которую, в отличие от многих других государств древности, не входили наёмники, могла достигать огромной для той эпохи численности — 120 тыс. человек. Она была чётко организована и делилась на отряды по 10, 50, 100 и 1000 человек.
Отряды имели знамёна и штандарты, на которых изображались в основном символы верховного бога и бога войны — Ашшура.
Ассирийцы считались мастерами в ведении осад, они применяли стенобитные машины, сооружали боевые башни на колёсах. А также разрушали плотины, чтобы затопить вражеский город; отводили русла рек, чтобы лишить осаждённых воды; подкапывали стены и использовали другие сложные инженерные решения. Не менее славились ассирийцы мастерством сооружения мощных крепостей из камня и кирпича, защищённых рвами и иными средствами обороны. Рвами и валами окружались военные лагеря, а на подступах к ним выставлялась стража.
Тиглатпаласар III совершил сокрушительные походы на государство Урарту (Армянское нагорье), подчинил Сирию, покорил Восточное Средиземноморье, завоевал Вавилонию, Элам, Мидию, Западный Иран. ‘Его преемник Саламанасар V присоединил к своим владениям Израильское царство. Царь Синех-хериб (705—681 гг. до н. э.) нанёс поражение Египту и окончательно подчинил его в 663 г. до н. э. Однако, как это не раз бывало в истории Ассирии, новым царям приходилось покорять эти области заново.
Напрягая все силы, ассирийские цари вели бесконечные войны, заливая Переднюю Азию потоками крови. И только благодаря союзу со скифами — причерноморскими кочевниками, совершившими несколько сокрушительных походов в Закавказье и Иран, ассирийцам удавалось сохранять власть над Вавилонией, Эламом, Урарту, Лидией и Персией (основная часть Ирана), Сирией, Финикией и Палестиной. Но когдаскифы внезапно обернулись против союзников, Ассирийская держава рухнула.
В войну за ассирийское наследство вступили Вавилония, Египет, Лидия и Мидия. Успех сопутствовал вавилонским царям, которые покорили большинство земель, подвластных ранее ассирийцам.
В 609 г. до н. э. они захватили последний остаток Ассирии — Харран в Западной Месопотамии. Почти все асссирийцы были истреблены победителями — их постигла та же участь, которой они ранее подвергали своих поверженных врагов.
Под власть вавилонян попала и столица евреев — Иерусалим (586 г. до н. э.), и во время нашествия они разрушили священный Первый Храм, возведённый царём Соломоном. Десятки тысяч евреев были убиты, миллионы изгнаны со своих земель. Однако вавилоняне недолго господствовали в Передней Азии. В 539 г. до н. э. Вавилон захватил персидский царь Кир.
Источник
Ассирия: первая империя в истории человечества
Ассирийское государство считается первой империей в истории человечества. Держава, где процветал культ жестокости, просуществовала до 605 года до н.э. пока ее не уничтожили объединенные силы Вавилона и Мидии.
Рождение Ашшура
Во II тысячелетии до н.э. климат на Аравийском полуострове ухудшился. Это заставило аборигенов покинуть исконную территорию и отправиться на поиски «лучшей жизни». Среди них были и ассирийцы. В качестве новой родины они выбрали долину реки Тигр и основали на ее берегу город Ашшур.
Хоть место для города было выбрано благодатное, однако наличие более могущественных соседей (шумеров, аккадцев и других) не могло не отразиться на жизни ассирийцев. Им приходилось быть лучшими во всем, чтобы выжить. Ключевую роль в молодом государстве стали играть купцы.
Но политическая независимость пришла позже. Сначала Ашшур побывал под контролем Аккада, затем Ура, захватывал его и вавилонский царь Хаммурапи, а после – город оказался в зависимости от Митании.
Под властью Митании Ашшур находил около ста лет. Но при царе Салманасаре I произошло укрепление государства. Результат — уничтожение Митании. А ее территория, соответственно, отошла к Ассирии.
Тиглатпаласар I (1115 – 1076 гг. до н.э.) сумел вывести государство на новый уровень. С ним стали считаться все соседи. Казалось, что «звездный час» близок. Но в 1076 году до н.э. царь умер. И среди претендентов на трон не нашлось достойного сменщика. Этим воспользовались кочевники-арамеи, которые нанесли несколько сокрушительных поражений ассирийским войскам. Территория государства резко сократилась – из-под власти выходили захваченные города. В конечном итоге у Ассирии остались лишь исконные земли, а сама страна оказалась в глубочайшем кризисе.
Новоассирийская держава
Больше двухсот лет потребовалось Ассирии, чтобы оправиться от удара. Лишь при царе Тиглапаласаре III, который правил с 745 по 727 годы до н.э. началось возвышение государства. Первым делом правитель разобрался с Урартским царством, сумев покорить большинство городов и крепостей противника. Затем были удачные походы в Финикию, Сирию, Палестину. Венцом деятельности Тиглапаласара III стало восхождение на вавилонский престол.
Военный успех царя напрямую связан с проводимыми им реформами. Так, он реорганизовал армию, которая раньше состояла из землевладельцев. Теперь же в нее набирали солдат, у которых не было своего участка, а все расходы по материальному обеспечению взяло на себя государство. По сути, Тиглапаласар III стал первым царем, в распоряжении которого находилась регулярная армия. Кроме этого, большую роль в успехах сыграло применение металлического оружия.
Следующему правителю Саргону II (721 -705 г. до н.э.) была уготована роль великого завоевателя. Почти все время своего правления он провел в походах, присоединяя новые земли, а также подавляя восстания. Но самая значимая победа Саргона – это окончательный разгром Урартского царства.
Вообще, это государство долгое время считалось главным противником Ассирии. Но воевать напрямую урартские цари опасались. Поэтому они всячески подталкивали к восстанию те или иные народы, зависимые от страны Ашшур. Неожиданную помощь ассирийцам оказали киммерийцы, пусть они и сами того не хотели. Урартский царь Руса I потерпел сокрушительное поражение от кочевников и таким подарком Саргон не мог не воспользоваться.
Падение бога Халди
В 714 году до н.э. он решил покончить с врагом и двинулся вглубь страны, но переходы по горам давались нелегко. К тому же, Руса, думая, что враг направляется к Тушпе (столица Урарту) стал собирать новое войско. И Саргон решил не рисковать. Вместо столицы он атаковал религиозный центр Урарту – город Мусасир. Такого Руса не ожидал, поскольку был уверен в том, что ассирийцы не посмеют осквернить святилище бога Халди. Ведь его чтили в северной части Ассирии. Руса был так уверен в этом, что даже спрятал в Мусасире государственную казну.
Итог печален. Саргон захватил город и его сокровища, а статую Халди велел отправить в свою столицу. Такого удара Руса не смог пережить и покончил с собой. Культ Халди в стране сильно пошатнулся, а само государство оказалось на краю гибели и больше не представляло для Ассирии угрозы.
Гибель империи
Ассирийская империя росла. Но политика, которую проводили ее цари в отношении захваченных народов, приводила к постоянным бунтам. Разрушение городов, истребление населения, жестокие казни царей поверженных народов – все это вызывало ненависть к ассирийцам. Например, сын Саргона Синаххерриб (705–681 до н.э.), после подавления восстания в Вавилоне, часть населения казнил, а оставшуюся – депортировал. Сам город он разрушил и залил водами Евфрата. И это было неоправданно жестоким поступком, ведь вавилоняне и ассирийцы – родственные народы. Более того, первые всегда считали вторых своими младшими братьями. Это, возможно, и сыграло определенную роль. Синаххерриб решил избавиться от надменной «родни».
Ассархаддон, пришедший к власти после Синаххерриба, Вавилон отстроил заново, но ситуация накалялась с каждым годом. И даже новый всплеск величия Ассирии при Ашшурбанипале (668–631 до н.э.) не мог остановить неизбежного краха. После его смерти страна погрузилась в бесконечные распри, чем вовремя воспользовались Вавилон и Мидия, заручившись поддержкой скифов, а также арабских князьков.
В 614 году до н.э. мидийцы разрушили древний Ашшур – сердце Ассирии. Вавилоняне в захвате города не участвовали, по официальной версии – опоздали. На самом деле им просто не хотелось участвовать в уничтожении святынь родственного народа.
Спустя два года пала и столица — Ниневия. А в 605 году до н.э. в битве при Каркемише царевич Навуходоносор (который потом прославится своими висячими садами) добил ассирийцев. Империя погибла, но не погиб ее народ, который сохранил свою самоидентичность и по сей день.
Источник
Ассирия – сверхдержава древнего мира
Содержание:
«Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий» (Быт. 10:11,12)
Ассирия – одно из величайших государств древнего мира, вошедшее в историю благодаря своим выдающимся воинским походам и завоеваниям, культурным достижениям, искусству и жестокости, знанию и силы. Как и на все великие державы древности, на Ассирию можно смотреть разными глазами. Именно Ассирия обладала первой профессиональной, дисциплинированной армией древнего мира, армией-победительницей, заставлявшей трепетать в страхе соседние народы, армией сеющей ужас и страх. Но именно в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала сохранилась необычайно большая и ценная коллекция глиняных табличек, ставшей ценнейшим источником для изучения науки, культуры, религии, искусства и быта тех далеких времен.
Где находится Ассирия
Ассирия в моменты своего высочайшего развития владела обширными территориями как междуречья Тигра и Евфрата, так и обширным восточным побережьем Средиземного моря. На восток владения ассирийцев простирались почти до Каспийского моря. Сегодня на территории бывшего ассирийского царства находятся такие современные страны как Ирак, Иран, часть Турции, часть Саудовской Аравии.
Карта древней Ассирии.
История Ассирии
Величие Ассирии, впрочем, как и всех великих держав, в истории проявилось не сразу, ему предшествовал долгий период формирования и зарождения ассирийской государственности. Сформировалась эта держава из кочевых пастухов-бедуинов, некогда обитающих в аравийской пустыни. Хотя пустыня там сейчас, а раньше там была очень даже приятная степь, но климат изменился, пришли засухи и многие пастухи-бедуины вследствие этой причины предпочли переселиться на плодородные земли в долине реки Тигр, где основали город Ашшур, он то и стал началом создания могучего Ассирийского государства. Местоположение Ашшура было выбрано очень удачно – он находился на пересечении торговых путей, по соседству располагались другие развитые государства древнего мира: Шумер, Вавилон, Аккад, интенсивно торговавшие (но не только, порой и воевавшие) друг с другом. Одним словом, очень скоро Ашшур превратился в развитый торговый и культурный центр, где главенствующую роль играли купцы.
На первых порах Ашшур – сердце ассирийской державы, как и сами ассирийцы, не имел даже политической самостоятельности: сперва он находился под контролем Аккада, затем перешел во власть вавилонского царя Хаммурапи, знаменитого своим кодексом законов, затем под властью Митании. Под властью Митании Ашшур пробыл целых 100 лет, хотя, разумеется, он имел и свою автономность, во главе Ашшура стоял правитель-ном, бывший своего рода вассалом митанского царя. Но вот в XIV в. до н. э. Митания пришла в упадок и Ашшур (а вместе с ним и ассирийский народ) обрел подлинную политическую независимость. С этого момент начинается славный период истории ассирийского царства.
При царе Тиглапаласаре III, который правил с 745 по 727 год до н. е. Ашшур, или же Ассирия превращается в настоящую сверхдержаву древности, в качестве внешней политике выбрано активное воинственное расширение, ведутся постоянные победоносные войны с соседями, приносящие в страну приток золота, рабов, новых земель и связанных с ними выгод. И вот уже воины воинственного ассирийского царя маршируют по улицам древнего Вавилона: вавилонское царство, некогда само правившее ассирийцами и высокомерно считающее себя их «старшими братьями» (ничего не напоминает?) повержено своими бывшими поданными.
Своим блистательным победам ассирийцы обязаны очень важной военной реформе, которую провел царь Тиглапаласар, – именно он создал первую в истории профессиональную армию. Ведь раньше как было, армии составлялась в основном из землепашцев, на период войны сменявших соху на меч. Теперь же она была укомплектована из профессиональных воинов, не имеющих своих земельных участков, все расходы по их содержанию оплачивало государство. И вместо того чтобы пахать землю в мирное время они все свое время совершенствовали военное мастерство. Также большую роль в победе ассирийских войск сыграло применение металлического оружия, активно вошедшего в то время в обиход.
Ассирийский царь Саргон II правивший с 721 по 705 год до н. е. укрепил завоевания своего предшественника, окончательно покорив Урартское царство, бывшее последним сильным противником, стремительно набирающей силы Ассирии. Правда Саргону сами того не ведая помогли скифы, напавшие на северные границы Урарту. Саргон же, будучи умным и расчетливым стратегом, просто не мог не воспользоваться такой прекрасной возможностью, чтобы окончательно добить своего уже ослабленного противника.
Падение Ассирии
Ассирия росла стремительно, новые и новые захваченные земли приносили в страну постоянный поток золота, рабов, ассирийские цари строили роскошные города, так была построена новая столица ассирийского царства – город Ниневия. Но с другой стороны захватническая политика ассирийцев плодила ненависть захваченных, покоренных народов. То там, то тут вспыхивали мятежи и восстания, много их было потоплено в крови, например сын Саргона Синехериб после подавления восстания в Вавилоне жестоко расправился с восставшими, оставшееся население приказал депортировать, а сам Вавилон сровнять с землей, залив водами Евфрата. И только при сыне Синехериба царе Ассархаддоне этот великий город был отстроен заново.
Жестокость ассирийцев по отношению к покоренным народам нашла свое отражение и в Библии, в Ветхом завете не раз упоминается об Ассирии, например в истории пророка Ионы, Бог велит ему идти проповедовать в Ниневию, что тот делать очень не хотел, в итоге оказался во чреве большой рыбы и после чудесного спасения, таки отправился в Ниневию проповедовать покаяние. Но не уняли ассирийцы проповедям библейских пророков и уже около 713 года до н. е. пророк Наум пророчествовал о гибели греховного ассирийского царства.
Что ж, его пророчество сбылось. Против Ассирии объединились все окрестные страны: Вавилон, Мидия, арабские бедуины, и даже скифы. Объединенные войска разбили ассирийцев в 614 году до н. е., осадили и разрушили сердце Ассирии – город Ашур, а через два года подобная участь постигла и столицу Ниневию. В это же время вновь вернул свое былое могущество легендарный Вавилон. В 605 году до н. е. вавилонский царь Навуходоносор в битве при Каркемише окончательно разбил ассирийцев.
Культура Ассирии
Несмотря на то, что ассирийское государство оставило недобрый след в древней истории, тем не менее, в период своего расцвета оно имело немало культурных достижений, о которых нельзя не упомянуть.
В Ассирии активно развивалась и процветала письменность, создавались библиотеки, крупнейшая из них, библиотека царя Ашшурбанипала насчитывала 25 тысяч глиняных табличек. По грандиозному замыслу царя, библиотека, служившая по совместительству и государственным архивом, должна была стать не много не мало, а хранилищем всех знаний, когда-либо накопленных человечеством. Чего тут только нет: и легендарный шумерский эпос и Гильгамеше, и работы древних халдейских жрецов (а по сути ученых) по астрономии и математике, и древнейшие трактаты по медицине дающие нам интереснейшие сведения об истории медицины в древности, и бесчисленные религиозные гимны, и прагматические хозяйственные записи, и скрупулезные юридические документы. При библиотеке работала целая специально обученная команда писцов, в чьи задачи входило переписывать все значительные произведения Шумера, Аккада, Вавилонии.
Значительное развитие получила и архитектура Ассирии, ассирийские зодчие достигли немалого мастерства в постройке дворцов, храмов. Некоторые украшения ассирийских дворцов, являются великолепными примерами ассирийского искусства.
Искусство Ассирии
Знаменитые ассирийские барельефы, бывшие некогда внутренними украшениями дворцов ассирийских царей и дожившие до нашего времени дают нам уникальную возможность прикоснуться к ассирийскому искусству.
В целом искусство древней Ассирии исполнено пафоса, силы, доблести, в нем прославляется отвага и победа завоевателей. На барельефах часто встречаются изображения крылатых быков с человеческими лицами, они символизируют ассирийских царей – высокомерных, жестоких, могущественных, грозных. Таковыми они и были в реальности.
Ассирийское искусство впоследствии имело большое влияние на формирование персидского искусства.
Религия Ассирии
Религия древнего ассирийского государства во многом была заимствована из Вавилона и многие ассирийцы покланялись тем же самым языческим богам, что и вавилоняне, но с одним существенным отличием – в качестве верховного бога почитался истинно ассирийский бог Ашшур, считавшийся начальником даже над богом Мардуком – верховным богом вавилонского пантеона. В целом боги Ассирии, как впрочем и Вавилона, чем то похожи на богов античной Греции, они могущественны, бессмертны, но в то же время обладают слабостями недостатками простых смертных: могут быть завистливыми или прелюбодейничать с земными красавицами (как это любил делать Зевс).
У разных групп людей, в зависимости от рода занятий, мог быть разный бог-покровитель, которому те отдавали больше всего почестей. Была сильна вера в различные магические церемонии, равно как и магические амулеты, суеверия. Часть ассирийцев сохраняла пережитки еще более древних языческих верований тех времен, когда их предки еще были кочевыми пастухами.
Ассирия – мастера войны, видео
И в завершение предлагаем вам посмотреть интересный документальный фильм об Ассирии на канале Культура.
Источник