Какие угрозы есть для нашей страны

Внешние и внутренние угрозы безопасности государства

Главная / Восточная Европа / Россия / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства — Далее

Россия / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства

К бремени традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности России прибавляются новые вызовы и угрозы, имеющие глобальный характер, — международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, демографические проблемы, а также нелегальная миграция и др.

Основные внешние угрозы безопасности государства:

а) поддержка международными террористическими организациями и некоторыми исламскими государствами сепаратизма на Северном Кавказе;

б) наркотрафик из Центральной Азии и давление исламского экстремизма на этот регион;

в) приближение НАТО к границам России;

г) демографическое давление Китая на Дальнем Востоке и территориальные претензии Японии на часть Курильской гряды.

В России продолжает снижаться численность населения — с 146,3 миллионов человек в 2001 году до 142,2 миллионов человек в 2007 году. По данным доклада ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2005–2015 годах прогнозируется отрицательный ежегодный прирост населения, который составит −0,5%.

Смертность населения в 1992–1994 годах выросла с 12,2 до 15,7 человек на 1 000 жителей и только в 1997–1999 годах стала падать. В 1990–2002 годах рождаемость упала с 16 до 9 новорождённых на 1 000 жителей. Падение рождаемости является следствием как неуверенности в завтрашнем дне, так и вхождения страны в стадию позднеиндустриального общества, для которого вообще характерна низкая рождаемость. В 2000–2001 годах начался рост рождаемости и смертности одновременно. Серьёзными проблемами России являются алкоголизм и наркомания, которыми охвачено до 3 миллионов человек.

После распада СССР административные границы превратились в государственные. В 1990-х годах границы РФ оставались легко проницаемыми для внешних потоков иммигрантов и импортно-экспортных потоков. Это привело к серьёзным демографическим проблемам. Наибольшая волна миграции в Россию со стороны стран СНГ произошла в 1994 году, когда в РФ мигрировали 1,1 миллионов человек. В 2004–2006 годах миграция росла — с 119 157 до 186 380 человек (из стран СНГ — с 110 374 до 177 657 человек). Но с учётом нелегальной иммиграции это число многократно больше. В 2000 году доля иммигрантов в составе населения РФ составляла 9,1 %.

Миграционные процессы в России ведут к росту межнациональной напряжённости как в связи со сложностями, возникающими при взаимодействии разных культур, так и по причине накопления социальных проблем. Тревожной тенденцией стал рост праворадикальных настроений фашистского и шовинистического толка. Насилие со стороны молодёжных националистических группировок (скинхедов) проявлялось в Санкт-Петербурге, Воронеже и других городах России. Скинхеды встречают сопротивление со стороны молодёжных леворадикальных групп.

Одной из острейших проблем России традиционно является коррупция.

В условиях происходящего с 1990-х годов демонтажа индустриальной системы советского типа и социального государства образуются новые социальные ниши, которые заполняются маргинальными слоями, потерявшими прежние социальные ниши. Темпы этой социальной «перестройки» замедлились в первые годы XXI века, но она не была закончена. Эта ситуация незавершённого, «замороженного» перехода чревата обострением социальных конфликтов.

В условиях территориальной неравномерности экономического развития на постсоветском пространстве происходило накопление межнациональных напряжений. Наиболее болезненным является конфликт на Северном Кавказе, для преодоления социально-экономических и политических последствий которого потребуются долгое время и значительные усилия федеральных и региональных властей.

Сохраняется угроза терроризма, регулярно происходят небольшие вооружённые столкновения на Северном Кавказе, реже — террористические акты в этом регионе и в Москве.

← Назад | Внешние и внутренние угрозы безопасности государства | Вперёд →

Источник

УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Угроза безопасности РФ— совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Угрозы безопасности можно условно разделить на политические (угрозы существующему конституционному строю), экономические, военные, информационные, техногенные, экологические и иные.

Наиболее полно весь спектр угроз РФ получил отражение в Концепции национальной безопасности РФ, Федеральных законах «Об обороне», «О безопасности». Военная сфера и угрозы в ней отражены в Военной доктрине РФ.

Весьма значительной остается террористическая угроза, причем существенной подпиткой для террористов, источником их вооружений и полем для практического применения сил остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, к которой нередко добавляется межконфессиональное противостояние, искусственно нагнетаемое и навязываемое миру.

Серьезная опасность связана и с распространением оружия массового поражения. В том случае, если такое оружие попадет в руки

террористов, а они к этому стремятся, последствия будут просто катастрофическими.

Значимым направлением международной политики на протяжении десятилетий остается разоружение. И наша страна внесла огромный вклад в поддержание стратегической стабильности в мире.

Сохраняются угрозы в экономической сфере, проявляющиеся в сокращении производства, снижении инвестиционной и инновационной активности, разрушении научно-технического потенциала. Несомненную угрозу составляет увеличение доли топливно-сырье-вого сектора, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами.

Угрозой безопасности России в социальной сфере выступает увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности.

Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации нарастает из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности и неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.

Угрозы национальной безопасности РФ в международной сфере проявляются через попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров формируемого многополярного мира.

Основные внешние угрозы:

— развертывание группировок сил и средств, преследующих цель военного нападения на РФ или ее союзников;

— территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

— осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию оружия массового поражения;

— вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

— демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

— наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

— нестабильность, слабость государственного строя в отдельных приграничных странах;

— наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и в прилегающих к их территории морских водах;

— расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников;

— ввод иностранных войск (без согласия РФ и санкции Совета безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств.

Основные внутренние угрозы:

— сырьевой характер экономики, отсутствие производства отечественных товаров, низкая производительность труда;

— низкий уровень развития сельского хозяйства и недостаточное производство отечественной сельскохозяйственной продукции;

— социальное неблагополучие и низкий уровень жизни большинства населения;

— высокий уровень коррупции;

— терроризм и попытки насильственного изменения конституционного строя;

— создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

— незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и др.;

— широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

— деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.

Исходный момент в оценке уровня угроз в военной сфере для РФ заключается в том, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможности возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.

Основная задача Вооруженных сил России и стран-союзников — нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внутренних и трансграничных угроз. На сегодняшний день уровень военной опасности для России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликтных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ. В то

же время, учитывая изменения геополитической обстановки в мире, приходится констатировать, что обеспечение безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) становится недостаточным.

Дата добавления: 2016-09-20 ; просмотров: 18967 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Какие угрозы есть для нашей страны

К угрозам относятся разного рода кризисы и кризисные ситуации, катастрофы, ситуации с деструктивным содержанием. Угрозу как непосредственную опасность, требующую быстрого реагирования, целесообразно отличать от риска как возможной опасности, требующей профилактических действий, и уязвимости как индикатора состояния безопасности, свидетельствующего о ее потенциальной незащищенности. Угроза экономической безопасности является подсистемой системы угроз национальной безопасности.

Угроза национальной безопасности — возможность нанесения ущерба суверенитету и территориальной целостности государства, его безопасности и обороне, конституционным правам, свободам и уровню жизни граждан, устойчивому развитию страны. Национальный уровень экономической безопасности связан с обеспечением защищенности жизненно важных интересов граждан, общества и государства, обеспечением невмешательства в развитие государства со стороны иных государств, предотвращением экологических угроз национального масштаба, гарантией рационального использования природных ресурсов, обеспечением развития сферы науки и образования, повышением эффективности функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе транспортных инфраструктур, обеспечением экономической свободы и социальной справедливости, реализацией социальной защиты населения и повышением уровня его жизни, обоснованием системы приоритетов решения социально-экономических задач, сохранением национальных ценностей и образа жизни, обеспечением гармоничного развития страны.

Угроза экономической безопасности страны — возможность нанесения ущерба народному хозяйству в целом и его отраслям в частности, финансово-кредитной системе государства, возможность нарушения социально-экономической стабильности общества и экономического положения человека. В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации [3] в качестве наиболее вероятных угроз экономической безопасности России, на локализацию которых должны быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, определены:

  1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности.
  2. Деформированность структуры российской экономики.
  3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.
  4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности.

В настоящее время рост ВВП и рост цен на топливо и сырье, наблюдаемые с 2004 г., привели к состоянию профицита бюджета, существенному улучшению экономической ситуации и преодолению долговой зависимости страны, напряженности отношений регионов и центра, сокращению рождаемости [8].

Сегодня остаются действующими следующие угрозы экономической безопасности, связанные с диспропорциями в структуре экономики, низкой конкурентоспособностью продукции, вывозом капитала за рубеж, ростом корпоративного внешнего долга, нестабильной инвестиционной активностью, расслоением общества по имущественному признаку, а также разрывом уровней экономического и социального развития между субъектами Федерации [8].

Экономические угрозы представляют собой развитую систему взаимопересекающихся связей. Необходимо отметить, что значимость для реального сектора экономики этих угроз различные авторы оценивают различным же образом, иногда ограничиваясь выделением одной пары (чаще — внешних и внутренних угроз [7]). В рамках же системного подхода, которого придерживается автор статьи, представляется необходимым ориентация на максимально объемное представление данной проблемы, где учитывается многоаспектность функционирования сферы экономической безопасности и принимается во внимание мнение различных исследователей по данному вопросу.

Среди угроз экономической безопасности следует рассмотреть, во-первых, угрозы объективные и субъективные. Угрозы объективные связаны с воздействием факторов, не зависящих от вмешательства человека (изменения в природной среде, экологические катастрофы, не связанные с человеческой деятельностью), субъективные же — обусловлены деятельностью человека (ошибки и недоработки человеческой деятельности).

Второй тип угроз — угрозы внешние и внутренние. Внешние угрозы в современных условиях имеют особое значение. Это связано с тем, что современное развитие отличается принципиально новыми по отношению к предыдущему этапу характеристиками. Сопоставление следует проводить по таким параметрам, как основной производственный ресурс (сырье, энергия, информация), тип производственной деятельности (добыча, изготовление, последовательная обработка), характер базовых технологий (трудоемкие, капиталоемкие и наукоемкие). Для современного постиндустриального общества характерно комплексное социальное взаимодействие [4] — то есть взаимодействие между людьми, где характер межличностных отношений определяется не воспроизводством опыта предыдущих поколений, а совместным поиском оптимальных решений, обладающих принципиальной новизной. Такая система связей сменила взаимодействие человека с природой в традиционном обществе и преобразованной природой в индустриальном обществе.

О развитии мира как глобального социально-экономического процесса свидетельствует наличие глобальных угроз человечеству, впервые обозначенных в первых докладах Римскому клубу. Глобальные проблемы носят динамический характер — в период с 1945 г., момента окончания Второй мировой войны, до 1991 г. такой проблемой была гонка вооружений между СССР и США и угроза ядерной опасности. В 1998 году в число ядерных держав вошли Индия и Пакистан, «околоядерными» называют ЮАР, Израиль, Иран, КНДР, Японию, Тайвань, Бразилию, Аргентину [2]. Сегодня угроза войны и милитаризации национальных экономик становится второй по значимости, уступая место угрозам бедности и отсталости, связанным с растущим разрывом в уровне качества жизни «богатого Севера», где живет 20 % мирового народонаселения, и «бедного Юга» — слаборазвитых стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Угроза нехватки продовольствия касается не только слаборазвитых стран, но мировых лидеров, что связано с сокращением площадей сельскохозяйственных территорий ввиду развития урбанизации, снижением производства морепродуктов, связанного с загрязнением акваторий рек и морей, с ожидаемым ростом населения планеты до 10 миллиардов человек, с нерациональным использованием территорий, приводящим к повышению импорта продуктов питания. ООН отнесла 37 стран мира к остро нуждающимся в продовольственной помощи.

Статус глобальных носят угрозы экологической безопасности и исчерпаемости природных ресурсов, выражающейся в энергетических и сырьевых кризисах, наиболее тяжелыми из которых отмечались проблемы 1970-1980-х гг. Эти факторы приводят к феномену экологизации сознания, которое выступает как «процесс неуклонного и последовательного внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий . на локальном, региональном и глобальном уровнях» [1]. Зависимость от внешних поставок энергоносителей характеризует развитие многих стран Европы, Азии и Америки. Прогнозные исследования говорят о том, что к 2030 г. зависимость Западной Европы от импорта природного газа будет составлять 80 % по сравнению с нынешними 50 %.

Сегодня к числу глобальных угроз относят также угрозы международного терроризма, мировых эпидемий «социальных болезней» наподобие СПИДа, загрязнения Космоса и мирового океана, нарушения торгового и финансового баланса, где долг низкоразвитых стран высокоразвитым, который превышает триллионы долларов и не подлежит выплате, становится источником опасности и средством манипуляции на национальном уровне, а также проблемы, связанные с демографическим балансом, с состоянием образования и культуры. Усиливается угроза, связанная с транспортным балансом, где только на автодорогах в катастрофах погибает четверть миллиона людей и около миллиона получает серьезные ранения. Так, в России за 2010 г. на автомобильных дорогах и улицах погибло 26 600 человек, получило ранения — 250 600 человек. Повышаются риски морских и речных, авиа- и железнодорожных рейсов в связи с ростом международного терроризма.

В рамках натуралистического подхода опасность для человека представляет все, что его окружает, поэтому для предотвращения опасности следует оградиться от опасного окружения. В границах деятельностного подхода в качестве источника опасности рассматривается сама человеческая деятельность, следовательно, для предотвращения опасностей необходимо правильно её организовать. Эти два подхода объединяет интегративный, более реалистичный, который исходит из необходимости учета и субъективных, и объективных источников опасности.

О значимости внешних угроз для любого государства свидетельствует факт осуществления во множестве стран мира (Японии, Южной Корее, странах ЮВА, некоторых государствах Латинской Америки) экзогенной модернизации, обусловленной давлением внешних факторов, а не внутренней потребностью элит и народа. Тот же путь, по-видимому, предстоит пройти и России, стремящейся преодолеть воздействие внешних угроз — прежде всего, усиливающейся глобальной конкуренции — посредством модернизации экономико-политической системы и общественных отношений.

В качестве внутренних (эндогенных) угроз России сегодня выступают: деиндустриализация страны, сохранение деформированности структуры экономики; институциональная незавершенность экономических преобразований; несовершенство законодательства и нормативно-правовой базы; слабая координация взаимосвязей реального и финансового секторов; ограниченные возможности по страхованию рисков; ухудшение состояния научно-технического потенциала; изъятие из внутреннего оборота финансов и интеллекта; нарастание безработицы; дифференциация в доходах населения. К этому же разряду относится и социально-демографическая безопасность, связанная с процессами воспроизводства населения и обеспечением населения достойными условиями жизни. Задача воспроизводства населения, на решение которой в настоящее время направлено большинство социальных проектов, вышла на первый план вследствие провала в демографической сфере в 1990-е годы и в первой половине 2000-х годов.

В-третьих, можно выделить угрозы текущие — рассчитанные на реализацию в краткосрочной временной перспективе, и долговременные — рассчитанные на реализацию в значительной временной перспективе.

Говоря об угрозах экономической безопасности страны, необходимо осознавать их динамический характер, способность к локализации и возникновению, что позволяет говорить об угрозах реальных и потенциальных. В частности, для периода 2000-х годов были характерны такие угрозы, как «усиление отраслевой структурной деформации экономики; снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушение научно-технического потенциала; усиление тенденции к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран; усиление импортной зависимости; постоянная утечка из страны валютных ресурсов; углубление имущественного расслоения общества; значительная внешняя задолженность; усиливающаяся открытость экономики; криминализация экономических отношений в стране».

Суть унаследованной от СССР структурной отраслевой деформации авторы видели в «гипертрофированном развитии отраслей ВПК, ТЭК и тяжелой промышленности, с одной стороны, и чрезвычайно отсталом состоянии сфер производства, работающих непосредственно на удовлетворение потребностей человека, с другой». Авторы имели в виду «отставание легкой и пищевой промышленности, индустрии услуг и быта, а также последствия «отраслевых» кризисов 1990-х — армии, социальной сферы, образования, государственного администрирования, правового регулирования и т.д., которые «были слагаемыми разрушения общества модерна в отдельно взятой стране», и отмечали что «с подобной структурой выйти в режим рыночных отношений будет сложно» [7].

Сегодня можно констатировать, что многие из названных угроз преодолены — военно-промышленный комплекс сокращен и реформирован, индустрия услуг стремительно развивается, а тяжелая промышленность, напротив, сокращает свои объемы производства. Однако очевидно, что сектор тяжелой промышленности составляет основу любой экономики, и деиндустриализация, в том числе в высокотехнологичных секторах экономики, становится симптомом демодернизации и выступает как новая угроза экономической безопасности. То же самое касается тезиса, который представлялся десять лет назад актуальным, о необходимости развития индустрии услуг. Сегодня интенсивное развитие этой сферы приводит к вытеснению цивилизации труда цивилизацией досуга, и, соответственно, к эрозии этических оснований общества [6].

В настоящее время в качестве реальных угроз экономической безопасности России можно выделить следующее: снижение производственного потенциала ввиду высокого износа основных фондов; утрату рынков сбыта; низкую конкурентоспособность продукции; вывоз капитала за рубеж; опасность обострения финансового кризиса; низкий уровень жизни населения.

Потенциальными угрозами, имеющими перспективную (прогноз на 10 и более лет) вероятность реализации, являются: во-первых, научно-технологическое отставание от США, Японии, Индии, Китая, Кореи, стран ЕС, Бразилии и Израиля; во-вторых, зависимость от иностранной рабочей силы; в-третьих, обострение экологических проблем, которое примет катастрофический характер, и, в-четвёртых, коррупция в управлении национальной экономикой.

В. К. Сенчагов [8] выделяет угрозы прямые и опосредованные. Прямыми угрозами являются: спад производства; структурная деформированность страны; высокий возрастной уровень основных фондов; низкий технико-технологический уровень производства; низкая инновационная активность в большинстве отраслей производства; ухудшение инновационного потенциала; увеличение материало- и энергоемкости продукции; рост безработицы; снижение профессионального квалификации кадров; криминализация корпоративных отношений; слабое использование природно-ресурсного потенциала; коррупция в сфере регулирования отношений собственности.

Среди опосредованных угроз экономической безопасности выделяются: низкая конкурентоспособность продукции; преобладание сырьевой направленности экспорта; зависимость от импорта техники и технологий; дискриминационные меры к российским товарам на мировых рынках; низкий уровень притока инвестиций; криминальная борьба за передел собственности; неэффективная валютная, налоговая и таможенная политики государства; слабая кредитно-банковская поддержка реального сектора; вывод капитала за рубеж; межотраслевые ценовые диспаритеты; отсутствие реальной протекционистской политики государства по отношению к отечественным производителям.

Таким образом, угрозы имеют — так же как и экономическая безопасность в целом — комплексный характер и проявляются на различных уровнях системы.

Рецензенты:

Рощина Ольга Евгеньевна, доктор экономических наук, профессор, декан факультета предпринимательства, менеджмента и экономической безопасности ФБОУ ВПО «Московская государственная академия водного транспорта», г. Москва.

Клименко Татьяна Викторовна, доктор экономических наук, профессор, зам. декана факультета дистанционного образования ФБОУ ВПО «Московская государственная академия водного транспорта», г. Москва.

Источник

Читайте также:  Страны с максимальным преобладанием последователей христианства буддизма ислама
Оцените статью