Медведи на гербах и флагах
Медведь – традиционный знак в геральдике. Медведь с незапамятных времен является символом, олицетворяющим Россию, – он страж и хранитель. Обычно интерпретируется как символ силы, хитрости и свирепости в защите отечества.
Медведь был тотемным зверем многих славянских племен. Старорусское название медведя – Бер (отсюда «берлога», т.е. логово Бера). Неслучайно производными от него являются слова: беречь, берег, оберег. Тему родства с ним отражают и прозвища: отец, дедушка, дядя, Михаил Потапыч, хозяин.
Медведи имеются на нескольких сотнях гербах и флагах. Медведь является эмблемой Берлина, дал название городам Берну и Бернштадту. Мишка стал частью гербов Новгорода, Сыктывкара, Перми. С XVII века белый медведь – эмблема Гренландии. Мишка гризли используется на печати Калифорнии. Из личных гербов можно вспомнить символ медведя на гербе Папы Римского Бенедикта XV.
Герб Рыбинского района (Ярославская обл.)
Герб Хабаровского края
Герб Новой Земли
Герб Ямало-Ненецкого автономного округа
Герб Коми-Пермяцкого округа (Пермский край)
Герб Чукотского АО
Герб Закарпатской обл. (Украина)
Впервые мишка появился в товарном знаке датской кинокомпании Nordisk Film. Это произошло в 1909 году, спустя два года после триумфального успеха фильма «Большая охота на белого медведя». Основатель студии Оле Ольсен предложил идею показа двигающегося медведя в титрах, предшествующих фильму. И образ компании был предопределен на долгие годы.
Масочный режим в Омской области продлили до лета |
Фадина заявила, что работает 7 дней в неделю, и дома ее больше не видят |
Стало известно, когда в Омске начнут отключать горячую воду [ГРАФИК] |
«Авангард» всухую выиграл у ЦСКА и находится в шаге от Кубка Гагарина [ФОТО] |
Новости Политика Экономика/Бизнес Общество Образование Культура/Афиша Спорт Отдых и туризм Авто Происшествия Промышленность | Разделы Новости ЧТИВО Дня ОМСКИНФОРМ-TB | Спецпроекты ПолитФинанс Город для людей ЕДА в Омске Здоровье в Омске | Контакты ООО «Омские СМИ” Телефон: (3812) 53-44-46 Телефон: (3812) 53-99-54, 53-08-95 Региональное информационное агентство «Омск-информ» — региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online — ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ». Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка — www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации. Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года. На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта. Источник МедведьУ населения Древней Европы культ медведя как тотемного предка и хозяина леса был одним из основополагающих. На палеолитических стоянках в пещерах учеными обнаружены древнейшие ритуальные статуи медведей. Большая часть подобных культов и ритуалов была связана с охотой на это животное. Люди верили, что души самых сильных шаманов могут обернуться медведями. У населения Сибири и Северной Америки V даже была особая группа медвежьих шаманов. В христианстве медведь символизирует в основном негативные качества. Он олицетворяет плотскую сторону жизни, жадность, жестокость, коварство и зло как таковое. Библия рисует медведя как символ апокалипсиса. Вместе с тем, это животное выступает как инструмент кары Божьей, убивая детей, издевавшихся над пророком Елисеем. Из-за свойства впадать зимой в спячку, медведь стал символом воскрешения. В алхимии медведь является знаком хаоса, которые должен быть упорядочен в процессе Великого делания. Короли-медведиМотив оборотничества в медведя и медведя-шамана тесно связан с военной и царской символикой этого зверя. На Древнем Востоке медведь, как и лев, являлся символом царской власти. Скандинавские воины-берсерки считали себя воплощением медведя. Имя героя германского эпоса конунга Беовульфа («Пчелиный волк») — одно из табуированных наименований медведя. Кельтский король Артур также предстает медведем, потому что именно так переводится и его имя. Созвездие Большой Медведицы кельты называли Колесница Артура. Аналогично обстоит дело и с основателем польской правящей династии Пястов князем Мешко. Созвездие Большой МедведицыДревние греки считали медведя священным животным лунной богини Артемиды. Жрицы этой богини назывались медведицами и носили сначала медвежьи шкуры, а позднее, имитирующие их желтые туники. При храме богини жил священный медведь. Во время мистерий Артемиды в Аттике жрицы исполняли культовый танец медведицы и приносили это животное в жертву богине. По преданию, Зевс влюбился в спутницу Артемиды нимфу Каллисто. Поскольку спутницам богини было запрещено вступать в брак, Зевс явился перед ней в образе Артемиды. Каллисто родила ему сына Аркада, который стал великим охотником. Когда Гера узнала о связи своего мужа с нимфой, она превратила любовницу Зевса в медведицу. Аркад по ошибке едва не убил свою мать на охоте, но Зевс успел вознести Каллисто на небо в образе созвездия Большой Медведицы. Греки могли видеть созвездие Большой Медведицы на севере низко над горизонтом. Они считали, что в полуночных странах живут только медведи, откуда и происходит слово «Арктика», т.е. страна медведей (по-гречески «арктос» — медведь). Древние славяне называли это созвездие по имени лунной богини Макошь — жены Велеса, одним из священных животных которого был медведь. Источник |
медве́дь ———— В мифологических представлениях и ритуале медведь может выступать как божество (в частности, умирающее и возрождающееся), культурный герой, основатель традиции, предок, родоначальник, тотем, дух-охранитель, дух-целитель, хозяин нижнего мира, священное и (или) жертвенное животное, зооморфный классификатор, элемент астрального кода, воплощение души, даритель, звериный двойник человека, помощник шамана, его зооморфная ипостась и душа, оборотень и т. п. Медведь — один из главных героев животного эпоса, сказок, быличек, песен, загадок, поверий, заговоров и др. Значение медведя определяется прежде всего его подобием человеку, толкуемым мифопоэтическим сознанием как указание на общее их происхождение или происхождение друг от друга. Тему подобия или тождества медведя и человека в разных планах реализует ритуал медвежьей охоты, составляющий ядро культа медведя (достаточно полно сохранился, например, в традиций обских угров, кетов, нивхов и др.; по многочисленным пережиткам он может быть восстановлен и для других традиций). Кроме того, целый ряд свидетельств (изображения медведя в пещерах Франции, находки большого скопления медвежьих костей в пещерах ФРГ и Швейцарии, собранных в определённом порядке, что имеет аналогии в современных медвежьих ритуалах; петроглифы Скандинавии, Урала, Восточной Сибири) делает несомненными архаичность мифопоэтических представлений о медведе и связанных с ним культов и исключительную устойчивость взгляда человека на природу медведя и его сакральное значение. В пределах Евразии обычно выделяют два типа медвежьих ритуалов (праздников) — западный (обские угры, кеты, эвенки), связанный с охотой на медведя, и дальневосточный (нивхи, айны и другие народы Приамурья, Сахалина; к этому же типу относятся ритуалы, зафиксированные у вьетнамцев), включающий воспитание медведя в человеческой семье. У ряда сибирских народностей и индейцев Северной Америки известны разные типы миметической «медвежьей пляски», совершаемой в связи с предстоящей охотой или при удачном её завершении, во время врачевательного обряда. Иногда такая пляска в медвежьих масках и костюмах, сопровождаемая «медвежьими песнями», является прерогативой членов особых — медвежьих — обществ и приурочивается к главному празднику племени. Частично медвежьи обряды отражены и в народной медицине. Во многих традициях считалось, что целительная сила медведя распространяется не только на людей, но и на скот (коров, оленей и др.). Вместе с тем медведь мог выступать и в роли «коровьего врага» (ср. в русской народной традиции образ Егория — защитника скота от медведя, и многочисленные заговоры от медведя в защиту коров). В ряде сибирских и североамериканских традиций произошла институализация особого класса медвежьих шаманов, которые не только отождествляли себя с медведем, но и во многих случаях «омедвеживали» участников ритуала — заказчиков (напр., одевались сами и облачали заказчиков в медвежьи наряды). Способность к оборотничеству, к превращению в медведя приписывалась шаманам и колдунам. Медвежьи маски и костюмы соотносятся с обширным кругом ритуалов, связанных с ряженьем человека под медведя и уже утративших непосредственную связь с охотой (русская обрядовая традиция ряженья медведя, действа с т. н. гороховым медведем y поляков и чехов и др.). Имеются также многочисленные данные об участии медведей в обрядах более формального характера, главная функция которых сводилась к репрезентации царского величия. Медвежья обрядность осмысляется как на уровне мифологических образов и соответствующих сюжетов, так и на уровне мифологизированных быличек о сожительстве женщины, заблудившейся в лесу, с медведем или о связи медведицы с охотником; отсюда и особая категория полулюдей-полумедведей, упоминаемых в фольклорных текстах и литературных обработках [1] . В этом контексте становится мотивированным не только представление о медведе как некоем духе — хозяине леса, горы, зверей, покровителе охоты, но и связь его с человеческим родом: медведь — предок людей, их старший родственник, наконец, тотем. Культ медведя y тех народов, у которых получил развитие фратриальный тотемизм, нередко мотивируется его тотемной функцией. С этим кругом представлений связана трактовка медведя как родственника в мифе, ритуале. Тему родства (хозяина леса) отражают табуистические названия медведя — «отец», «дед», «дедушка», «старик», «дядя», «отчим», «мать», «бабушка», «старуха», «лесовой человек», «зверь», «хозяин (леса, гор)», «владыка», «князь зверей» и т. п. Известны и другие принципы табуирования названии медведя рус. «медведь», то есть «едящий мёд» нем. Вдr, англ, bear, то есть «бурый» литов. lokys (при др.-греч. arktos, лат. ursus, др.-инд. rksa) по признаку «всклокоченности», «косматости». Языковой табуированности названий медведя соответствуют и многочисленные запреты, связанные с поведением человека (особенно охотника) в отношении медведя. Известны случаи «медвежьих» имён людей [2] :
божеств и других мифологических персонажей (или, во всяком случае, «медвежьих» эпитетов к ним):
С образом медведя-первопредка связано и представление о нём как о первом культурном герое. Иногда мотив первопредка более завуалирован. Индейцы квакиутль вели своё происхождение от брака медведицы с первопредком-мужчиной; в мифе илимских эвенков медведь — один из помощников Ворона — творца вселенной; хотя позже Ворон и наказал медведя, но не отстранил его полностью, поставив наблюдать за жизнью людей (ср. обычай уподобляться ворону-иноплеменнику в медвежьем обряде, при охоте на медведя у эвенков). Медведь связан и с высшими уровнями мифологической системы или с другими персонажами, обладающими индивидуализированными характеристиками и особыми именами. Медвежьи черты усматриваются в облике таких высших богов, творцов вселенной и прародителей людей, как Нуми-Торум у обских угров и манси, Нум у ненцев (ср. также медвежьи плечи родоначальника огузов Огузхана, считавшегося сыном или дочерью медведя). У многих народов распространено представление, что медведь прежде был небесным существом, наделённым божественными качествами, но позже спущен небесным богом на землю за ослушание (у хантов), за попытку испугать бога (у бурят), чтобы карать грешников (в ряде традиций считалось, что задранный медведем человек — грешник; когда убитым оказывался медведь, верили, что он прогневил небесного бога, который и покарал его). Нередко бог и сам мог принимать образ медведя, когда хотел показаться людям на земле (поволжские легенды о Керемете). Такие мотивы, как «медведь — сын небесного бога» (в частности, связанного с громом), «перемещение медведя с неба на землю», «медведь и плодородие», позволяют включить образ медведя в схему т. н. основного мифа. В этой связи знаменательно отождествление (или, по крайней мере, тесное сближение) в медвежьем культе в Заволжье скотьего бога Велеса — противника громовержца с медведем. Символическое значение медведя в разных (в том числе и позднейших) мифопоэтических системах связано с силой, смелостью, стойкостью, выносливостью, но также с жестокостью, яростью, леностью. в смысле символики относительно малозначимое животное, хотя оно довольно хорошо знакомо человеку уже с древних времен, о чем свидетельствует жертвоприношение черепов пещерных медведей в эпоху неандертальского человека. В пещерном искусстве ледникового периода медведь встречается не так часто, как, например, дикий бык и дикая лошадь. В развитых цивилизациях значение медведей идет на убыль: медведи уже больше не наблюдаются вокруг городских поселений. Источник |