Каких странах действует шариат

Каких странах действует шариат

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Шариат в современном мире

Шариат как система мусульманского законодательства по своей сути является аналогом конституции. Но в разных государствах шариат задействован в законах по-разному. Такое положение дел вызвано различными обстоятельствами, иногда субъективными, но иногда и объективными. Среди субъективных причин можно отметить приверженность власти и части населения светскому образу жизни, что является наследием эпохи колониализма. Объективными причинами могут быть отсутствие религиозных знаний; невозможность претворения законов шариата в жизнь по политическим или этнорелигиозным мотивам и др.

Государства, в законодательстве которых так или иначе задействованы нормы шариата, условно можно разделить на несколько групп. Первая группа – это те страны, где законы шариата первичны, являясь основой для Конституции – Саудовская Аравия, Иран, Судан и в какой-то мере Пакистан. Вторая группа – это государства, где существуют шариатские суды, в основном для разрешения гражданских дел. Среди таких государств – Сирия, Ирак, Иордания и некоторые другие. Следующая группа – это страны, в законодательствах которых закреплены отдельные положения шариата; превалируют же там законы европейские. Таких мусульманских государств большинство, и в качестве примера можно назвать ОАЭ, Кувейт, Оман, Афганистан и др. Есть государства, где нормы шариата отсутствуют на законодательном уровне практически полностью.

Отдельным пунктом следует рассматривать и т.н. зоны нестабильности – страны, поделенные на зоны влияния различных партий и движений. В таких регионах отдельные группировки порой заявляют о «введении шариата» в той или иной местности. Однако по причине их непонятного, а порой и откровенно нелегитимного статуса такие заявления нуждаются в тщательных проверках. Причина этого заключается в том, что такие полуавтономные государственные образования вполне могут не иметь ни ученых-богословов, ни квалифицированных судей, т.е. полноценная судебная система фактически в них отсутствует. Это, в свою очередь, означает, что на таких территориях под красивыми знаменами может вершиться самосуд, что с точки зрения исламского вероучения неприемлемо. Конечно, обо всем ведает только Всевышний Аллах, однако реальные факты свидетельствуют о существовании подобного рода опасности. Прежде всего это относится к самопровозглашенным территориальным образованиям, которые абсолютно никем не признаны и потому по сути своей не легитимны. Из признанных государств к этой группе можно отнести Сомали, частично – Афганистан и нынешнюю Ливию.

Итак, в некоторых мусульманских государствах, где ислам является официальной религией, шариат ограничен определенными рамками. Тем не менее, даже в них он продолжает считаться источником права и одной из основ мусульманской идеологии.

Также следует отметить, что шариат действует лишь в отношении принявших его, т.е. мусульман. Представители же других религий законам шариата подчиняться не обязаны, следуя своим религиозным канонам. Такое положение четко прописано в исламском законодательстве, и идет со времен Пророка (мир ему) и праведных халифов. Современные христианские, иудейские, зороастрийские общины, проживающие в мусульманских странах (даже в тех из них, где законы шариата являются основными, как в Иране), являются ярким примером такого толерантного отношения ислама к представителям других религий.

Чтобы иметь представление о системе законов, полностью основанных на шариате, следовало бы рассмотреть структуру законоположения тех стран, которые соответствуют первой группе. Как уже упоминалось, одним из таких государств является Саудовская Аравия. Судебная система этой страны построена следующим образом:

– условным главой всей системы является правитель, ибо только он имеет право назначать верховных судей; в то же время, над правителем стоят законы шариата, и никто не может их отменить или видоизменить по своему усмотрению, в этом и выражается условность;

– далее в иерархии судебной власти следуют две структуры: Совет министров (в рамках которого судебными делами ведает Министерство юстиции), олицетворяющий собой законодательную власть, занимается разработкой и доработкой законопроектов; и Высший судебный совет – верховные судьи (кадии) отвечают за исполнительную власть и назначаются правителем: все они должны не только иметь высшее религиозно-правовое образование, но и являться ведущими учеными-богословами;

– следующей ступенью в структуре являются т.н. общие суды, состоящие из нескольких судей и занимающиеся различными серьезными делами; именно они имеют право разбирать уголовные преступления;

– самой низшей инстанцией считаются т.н. гражданские суды, состоящие из одного судьи и рассматривающие небольшие гражданские дела, в т.ч. семейного и иного характера.

Также в судебной системе Саудовской Аравии присутствует и Апелляционный суд, имеющий несколько разных палат, например, по уголовным или семейным вопросам. Это означает, что существует возможность обжалования приговора. Помимо этого, в стране действуют и т.н. административные суды, рассматривающие те жалобы, где одной из сторон является государство.

Своего упоминания заслуживает и Совет ведущих улемов во главе с верховным муфтием. Эта структура занимается рассмотрением самых разных вопросов, вынося по ним свои суждения (фетвы). Судьи, выносящие свои решения по тому или иному делу, могут ссылаться на фетвы, если, конечно, те имеют официальный статус.

Следует отметить, что система судопроизводства Саудовской Аравии не является неизменной, пройдя несколько этапов в своем развитии. Одним из примечательных изменений в свое время стало расширение источников при толковании законов шариата – если поначалу они толковались только в соответствии с ханбалитским мазхабом, то сейчас столь строгая привязка к нему отсутствует. Это означает, что в некоторых случаях судьи прибегают и к мнениям ученых других мазхабов.

Все это говорит о том, что власти Саудовской Аравии осознают необходимость перемен и не считают, что судебная система не должна развиваться. Так, объясняя это положение, экс-министр юстиции отмечал, что существующая «система судопроизводства… отвечает лишь условиям определенного времени. Она не порождена вдохновением …и никоим образом не может рассматриваться в качестве неприкосновенной. Это означает, что система может видоизменяться, чтобы содействовать лучшему пониманию фикха, а также верному претворению в жизнь норм шариата, приближая суждения ученых к существующей действительности».

Если кратко охарактеризовать судебную систему Саудовской Аравии, то она, конечно, основана на законах шариата, и в этом отношении судьи никоим образом не зависят от политических лидеров. В одной из основных статей Закона о судопроизводстве четко прописано: «Судьи – независимы и подчиняются только власти положений шариата…». В то же время судьи подконтрольны: верховные – назначаются и снимаются правителем; все остальные – контролируются верховными судьями.

В добавление к этому можно отметить, что большинство дел (особенно из числа уголовных преступлений) рассматриваются не в индивидуальном порядке, а коллегиально. Также каждый из подозреваемых или преступивших закон имеет право на адвоката (вакиль). Любой приговор по серьезным преступлениям должен быть утвержден Верховным судом; и любой приговор может быть обжалован в Апелляционном суде. Помимо этого, в некоторых случаях правитель имеет право объявлять о помиловании и иных видах амнистии.

Все это лишний раз доказывает, что любая судебная система не может быть представлена двумя-тремя судьями и работать по принципу «лишь бы осудить». Тем более важно это для судебной власти, основанной на Божественных принципах, поскольку любая несправедливость, совершенная от имени такой власти, будет бросать тень на сами принципы. Следовательно, таким образом будет дискредитироваться тот Божественный порядок, который Всевышний Аллах предписывает соблюдать. В связи с этим мусульманам следует крайне осторожно подходить к этой проблеме и не заниматься самодеятельностью. Ибо даже если в том или ином регионе присутствуют знатоки шариата, они не имеют право выносить свои решения без реально существующей структуры судебной власти. И уж если они не являются таковыми, то заниматься судебными делами (и тем более выносить судебные решения) они не имеют абсолютно никакого права.

Из книги муфтия шейха Равиля Гайнутдина «Введение в шариат»

Источник: Всероссийская газета мусульман «Ислам минбаре», № 8 (226) август 2014 г.

Источник

Семь стран мира, где закон предусматривает смерть для атеистов

Посчитать, сколько в мире атеистов, проблематично. Из-за широты самого термина, который включает множество мировоззренческих концепций, оценки разнятся от 2,5% до 13%. Одновременно больше половины стран мира так или иначе законодательно дискриминируют атеистов, решили исследователи из организации International Humanist and Ethical Union (IHEU), которая занимается защитой прав людей, скептически относящихся к религии.

В опубликованном на этой неделе отчете IHEU, который был направлен в ООН, подробно рассматривается законодательство и практика всех государств, уличенных в ущемлении прав атеистов. Согласно исследованию, в мире сегодня существуют семь стран, безбожие в которых может караться смертной казнью в соответствии с законом. Ряд других государств ограничивают максимальное наказание атеистам тюремными сроками, а в некоторых неверующие просто поражены в правах, например, семейных или избирательных.

Все семь стран, которые казнят атеистов, имеют установленную законом официальную религию – ислам. В западноафриканской Мавритании (полное название – Исламская Республика Мавритания) конституция 1991 года ограничивает свободу вероисповедания, закрепляя мусульман в качестве единственных граждан страны. Соответственно, атеисты и люди иной веры не могут претендовать на гражданство, а отказавшийся от своей веры мавританец (или же принявший другую религию) гражданство автоматически теряет. Более того, ст.306 уголовного кодекса предусматривает смертную казнь за вероотступничество с конфискацией всего имущества в пользу госказны. Обвиняемому, согласно этому положению, дается трое суток, чтобы покаяться и вернуться к вере в Аллаха. Это положение прямо перекочевало в УК из шариата.

В Мавритании практикуются законы шариата как в гражданском, так и уголовном судопроизводстве, существует Министерство исламских дел, а также Высший исламский консулат, состоящий из шести имамов, который проверяет законодательную и другие виды государственной деятельности на соответствие религиозным канонам.

В Судане также живут по нормам шариата, однако временная конституция в стране более лояльна к религиозным меньшинствам – им не запрещается отправление культа. Обращение в ислам в Судане исключительно приветствуется, а вот выход из этой религии карается, по законам, тюремным заключением (до пожизненного) или же смертной казнью.

Мужчина-мусульманин в Судане имеет право брать в жены предстательниц другой веры, правда, только монотеистической — христианской или иудейской. Женщина ограничена при выборе супруга строго мусульманами. Антиисламские богохульство карается шестью месяцами тюрьмы, сотней ударов плетью, а также может предусматривать денежный штраф. Богохульство же в отношении других религий не возбраняется.

В формально демократическом Пакистане предусмотрена смертная казнь за богохульство (коим также считается атеистическое высказывание), а уголовный кодекс включает отдельные статьи за осквернение Корана, а также оскорбления пророка Мохаммеда. Как говорится в отчете IHEU, эти нормы в большинстве случаев используются для преследования конкурентов по бизнесу или просто личных врагов по ложным обвинениям. Муллы пристально следят за такими делами и часто приходят в светский суд, чтобы напомнить участникам процесса, в том числе и судьям, что неугодное решение может привести к неофициальному суду со стороны радикальной части мусульманского сообщества.

Атеисты в Пакистане не могу получить паспорт. Документы, в которых обязательная графа о вероисповедании заполнена словом «атеист» или синонимом, просто не примут. Тех же, кто признался в анкете о принадлежности к исламу, обяжут подписать дополнительную декларацию о признании Мохаммеда в качестве «последнего пророка».

Соседний Афганистан следует законам шариата, не запрещает свободу вероисповедания, включая атеизм, однако уголовный кодекс предусматривает смерть через повешение для отступников мусульманской веры. Помимо этого, президентом и вице-президентом Афганистана не может стать гражданин отличной от ислама веры. Религиозные меньшинства там составляют около 1% населения. Последний известный смертный приговор по обвинению в предательстве веры был вынесен в 2008 году 23-летнему журналисту Саеду Камбакшу, который скачал в интернете и распространил текст известного атеиста Араша Биходы с критикой некоторых стихов Корана. Позже казнь заменили на 20 лет тюрьмы, а недавно Камбакш был и вовсе помилован президентом, после чего покинул страну.

Саудовская Аравия, пожалуй, самая несвободная страна в мире в религиозной сфере. Духовная власть здесь не отделена от светской, а религиозный истеблишмент имеет тесные семейные связи с королевской семьей. Любое отклонение от государственной трактовки ислама суннитского толка (в королевстве доминирует ваххабитская версия суннизма) считается вероотступничеством и наказывается смертью. В 2012 году молодой журналист Хамза Кашгари сделал запись в твиттере о том, что не считает природу пророка Мохаммеда божественной, хотя и признает его духовный авторитет. Кашгари, когда понял, что сделал, практически сразу же покинул страну, однако был арестован в Малайзии (также мусульманской), а затем отправлен на родину. Сейчас он ожидает смертной казни.

В Саудовской Аравии существует «Комитет по продвижению добродетели и предотвращению греха» — проще говоря, религиозная полиция. Организация знаменита особой нелюбовью именно к атеистам.

Статья 100 конституции Ирана объявляет держателем всей власти в стране духовного лидера – аятоллу. Он контролирует суды, армию, медиа, а также выборные институты – президента и парламент. 91-я статья конституции вводит «охранительный консулат» — орган, ответственный за проверку всех нормативных актов по двум критериям: 1) соответствие основному закону, 2) соответствие нормам ислама. Конституция также делит всех иранцев на четыре религиозные группы: мусульмане, зороастрийцы, христиане и иудеи. Безбожники и представители прочих религий не имеют гражданских прав в принципе.

Четыре узаконенные религиозные группы в Иране не равны. Большинство государственных должностей, например, могут занимать исключительно мусульмане-шииты. Уголовный кодекс также фиксирует значительные преимущества для мусульман. Так, за измену мусульманке муж-мусульманин будет приговорен к ста ударам плетью (ст. 8811), тогда как немусульманин, изменив мусульманке, расстанется с жизнью (ст. 82-c12). В свою очередь, для мусульманина, который изменяет жене с представительницей другой веры, уголовный кодекс наказания не предусматривает.

Гомосексуальный акт между двумя мусульманами в Иране, вопреки распространенному заблуждению, не слишком тяжелое преступление: за него каждому участнику полагаются по сто ударов плетью, при том условии, что действие «не было завершено» (иначе все-таки виселица). Однако если же при аналогичных обстоятельствах активную роль играл человек иной веры, то его казнят вне зависимости от концовки.

На Мальдивских островах конституция устанавливает ислам единственной государственной религией. Прямого наказания для атеистов законодательство не предусматривает, однако специальная религиозная комиссия имеет широкие полномочия при рассмотрении частных случаев, которые встречаются не очень часто – немусульманин гражданином островного государства быть не может.

В 2010 году мальдивец Мухаммед Назим в ходе публичного мероприятия спросил исламского проповедника о том, как ислам относится к людям, которые изо всех сил стараются обрести веру в Аллаха и его пророка, но не могут, имея в виду самого себя. Толпа тут же накинулась на юношу, которого спасла только полиция. Религиозная комиссия приговорила его к смерти, однако дала возможность исправиться – пройти ряд консультаций у имамов и попробовать все-таки стать достойным мусульманином. У Назима получилось, и его отпустили. В аналогичной ситуации в том же году оказался Исмаил Мохамед Диди, который в отличие от Назима выбрал смерть. Под конец периода, данного ему на покаяние, его нашли повешенным в диспетчерской вышке местного аэропорта, где Диди работал.

Отчет IHEU критикует также и ряд европейских стран за законодательство, предусматривающее наказание за оскорбление чувств верующих, что дискриминирует, по мнению исследователей, атеистов. В списке есть и Россия с упоминанием ст.282 УК, а также дела Pussy Riot. Франция, где пропорционально больше всего атеистов в Европе – 32% — упоминается в негативном ключе из-за закона, по которому государство владеет всеми католическими постройками, созданными до 1905 года, а также содержит их за счет бюджета. Здания, относящиеся к другим религиям и построенные в тот же период, государством не охраняются. США же получили свою долю критики от IHEU за слоган In God We Trust, который украшает все долларовые купюры, а также большинство правительственных зданий в Америке.

Источник

Читайте также:  Сколько процентов составляют русские населения страны
Оцените статью