- Напишите путь Павла Ивановича Чичикова («Мертвые Души»).
- Какой был у Чичикова маршрут? И кто что ему сказал, и как к кому он попал? Помогите плсс
- Портфель для словесника
- Н.В.Гоголь «Мертвые души». Материалы для домашней работы
- Сочинение: Чичиков — новый герой эпохи (по поэме Н.В Гоголя «Мёртвые души»)
- В Какой Последовательности Чичиков Посещал Помещиков
- Сочинения: Почему Гоголь изображает помещиков именно в данном порядке? (по поэме «Мертвые души»)
- Сочинение #1
- Сочинение #2
Напишите путь Павла Ивановича Чичикова («Мертвые Души»).
Сюжет путешествия дает Гоголю возможность создать галерею
помещиков, познакомить с ними.
Экспозиция сюжета путешествия дана в 1-й главе
(Чичиков знакомится с чиновниками и с некоторыми помещиками,
получает у них приглашения) , далее следуют пять глав,
в которых «сидят» помещики, а Чичиков ездит из главы в главу,
скупая мертвые души.
Чичиков в 1-й главе приезжает в губернский город,
а в последней – уезжает из него.
Поэма же начинается с развития действия:
Чичиков начинает свой путь к «приобретению».
В первоначальный план Чичикова входило
посещение
лишь двух помещиков, с которыми он познакомился
на балу у губернатора, — Манилова и Собакевича,
но случай изменил планы и маршрут Чичикова.
Пьяный Селифан и гроза решили судьбу героя:
Чичиков заблудился и попал вместо Собакевича
к Коробочке.
Чичиков сбивается с пути, не может найти дороги.
От Манилова он все время пытается уехать
к Собакевичу и никак не может попасть к нему.
На пути в город NN Чичиков сталкивается с
Ноздрёвым и отправляется к нему в поместье.
Еще одна внеплановая поездка — визит к
Плюшкину.
Создается впечатление, что он едет по кругу,
словно здесь нет пути.
Когда читаешь книгу, то ходишь будто бы по кругу.
Назовем это замкнутым пространством,
где царят бездорожье, непролазная грязь,
порой не видно ни зги.
Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши,
никуда не ведущей, только кружащей путника —
это символ обманного пути,
неправедных целей главного героя.
Только в финале Чичиков вырывается на
прямую дорогу.
Источник
Какой был у Чичикова маршрут? И кто что ему сказал, и как к кому он попал? Помогите плсс
Появление Чичикова в городе NN сопровождается
«дискуссией» о колесе двух русских мужиков.
До приезжего никому нет дела.
В разговоре есть кое-что интересное.
Доедет ли колесо до Казани?
Не доедет, рассуждает один из них, а вот до Москвы,
пожалуй, доедет.
(Стало быть, губернский город NN расположен где-то
недалеко от Москвы.)
Но самое интересное, экипаж Чичикова еще только
въезжает в город, а прозорливые мужики уже толкуют,
далеко ли отсюда уедет.
Сюжетный путь Чичикова отмечен несколькими
крутыми поворотами, и каждый из них связан с
приключениями колеса.
Вертящееся колесо становится структурным
символом поэмы.
В первоначальный план Чичикова входило
посещение
лишь двух помещиков, с которыми он познакомился
на балу у губернатора, — Манилова и Собакевича,
нослучай изменил планы и маршрут Чичикова.
Пьяный Селифан и гроза решили судьбу героя:
Чичиков заблудился и попал вместо Собакевича
к Коробочке.
Чичиков сбивается с пути, не может найти дороги.
От Манилова он все время пытается уехать
к Собакевичу и никак не может попасть к нему.
На пути в город NN Чичиков сталкивается с
Ноздрёвым и отправляется к нему в поместье.
Еще одна внеплановая поездка — визит к
Плюшкину.
Создается впечатление, что он едет по кругу,
словно здесь нет пути.
Когда читаешь книгу, то ходишь будто бы по кругу.
Назовем это замкнутым пространством,
где царят бездорожье, непролазная грязь,
порой не видно ни зги.
Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши,
никуда не ведущей, только кружащей путника —
это символ обманного пути,
неправедных целей главного героя.
Только в финале Чичиков вырывается на
прямую дорогу.
Источник
Портфель для словесника
Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников
Н.В.Гоголь «Мертвые души». Материалы для домашней работы
1. В левом столбике даны портреты персонажей поэмы. Назовите их имена и дополните эти портретные характеристики названием предмета одежды, выбрав нужное из правого столбика. Свой выбор обоснуйте.
а) Лицо его не представляло ничего особенного. один подбородок только выступал очень далеко вперед. маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши. Гораздо замечательнее был наряд его. На шее у него. было повязано что-то такое, которого никак нельзя было разобрать: чулок ли. подвязка ли, или набрюшник, только никак ни галстук.
а) смокинг бархатный сюртучок шерстяная радужных цветов косынка
б) . Еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся.
б) зеленый шалоновый сюртук шинель на больших медведях полосатый архалук красная рубаха
в) Рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь.
в) белые канифасовые панталоны фрак с покушеньями на моду фрак совершенно медвежьего цвета
серая куртка с голубым стоячим воротником
2. Определите, кому из героев поэмы принадлежит то или иное собрание картин. Как сюжеты картин связаны с происходящими на их фоне событиями? Как сам набор картин характеризует их владельца? Какие особенности предметной детализации поэмы проявляются в изображении интерьера?
а) портрет Маврокордато «в красных панталонах и мундире», «с очками на носу, с толстыми ляжками и неслыханными усами»; портрет Багратиона, «тощего, худенького, с маленькими знаменами и пушками внизу»; портрет греческой героини Бобелины, «которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные».
б) «длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями»; «огромная почерневшая картина. изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головой вниз утку»;
в) картины с какими-то птицами; портрет Кутузова; «писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире».
3. «Раздайте» предметы, приведенные в списке, их владельцам — персонажам «Мертвых душ». Каковы художественные функции перечисленных предметов в поэме?
— «пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь»;
— «отломленная ручка кресел»;
— «турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «Мастер Савелий Сибиряков»;
— «ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы»;
— «клетка, из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками»;
— шарманка красного дерева, игравшая «не без приятности»;
— «чубук с янтарным мундштуком, недавно выигранный»;
— «рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами»;
— чемодан из белой кожи;
— «графинчик, который был весь в пыли, как в фуфайке»;
— «два ружья — одно в триста, а другое в восемьсот рублей».
4. В списке персонажей гоголевских произведений найдите персонажей «Мертвых душ». В каких эпизодах они появляются в поэме? Какова их роль в сюжете и композиции «Мертвых душ»?
Григорий Доезжай-не-доедешь, Панько Рудный, Кифа Мокиевич, Свиньин, Копейкин, Башмачкин. трактирщик Влас, Иван Антонович кувшинное рыло. Трепакин, дама приятная во всех отношениях, Коробочка, Земляника, каретник Михеев, Максим Телятников.
5. Один из приемов характеристики героя — описание мира его увлечений. Назовите любимые занятия Манилова, губернатора. Чичикова, Петрушки.
6. Ниже дан список блюд, которыми угощали Чичикова в домах помещиков. Составьте из этих блюд меню обеда в доме: а) Ноздрева, б) Собакевича, в) Плюшкина.
— «варенье -ни груша, ни слива, ни иная ягода»;
— «бутылка, которая была « и бургоньон и шампаньон вместе»;
— «бальзам, носивший такое имя, которое даже трудно было припомнить»;
— сухарь из кулича, который привезла Александра Степановна;
— «индюк ростом в теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем»;
— «лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха»;
— «славный ликерчик. козявки и всякая дрянь было напичкались туда, но я весь сор-то повыкинул, и теперь вот чистенькая»;
— «мадера, лучше которой не наливал сам фельдмаршал»;
— «няня, известное блюдо, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками»;
— «ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки».
7. В чем состоит цель «негоции» Чичикова? Как герой приходит к решению начать скупку мертвых душ? Дайте «финансово-экономическое» обоснование аферы Чичикова.
8. Каким был первоначальный план путешествия Чичикова? Почему он изменился? Как вынужденное изменение маршрута выразилось в композиции поэмы? Каков семантический ореол понятия «дорога» в поэме? Приведите примеры других произведений русской литературы, в основе сюжета которых лежит путешествие.
Источник
Сочинение: Чичиков — новый герой эпохи (по поэме Н.В Гоголя «Мёртвые души»)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 26.04.2021 · Обновлено 26.04.2021
(409 слов) «Мёртвые души» — одно из самых известных и читаемых произведений Николая Васильевича Гоголя. Главный герой поэмы символизирует целую эпоху современников писателя. В нем отразились все самые отвратительные и в то же время очаровательные черты гоголевских времён. Чтобы понять замысел произведения, рассмотрим поподробнее, как раскрывается образ Чичикова в поэме «Мертвые души».
Чичиков является одним из самых уникальных персонажей в русской литературе. Трудно найти ещё такого же разнопланового героя. В образе главного героя автор мастерски соединил самые низменные качества человека с самыми достойными. Герой эпохи должен быть реалистичным, так как представляет свое время во всем его многообразии. Так, Чичикову свойственны находчивость, решительность, целеустремлённость. Несомненно, вызывают уважение упорство и сила духа, с которыми герой смело движется к своей цели. Павел чистоплотен и бережлив, он умеет ухаживать за собой. Его общительность и умение найти общий язык со всеми людьми покорили бы любого светского человека. Однако такие ценности, как любовь и дружба, были чужды герою. Отец Чичикова утверждал, что дружба ‐ бесполезное явление. Персонаж обходил стороной женщин, утверждая, что от женского пола лишь одни проблемы. Герой не открывал своё сердце для нежных чувств, а значит, его эмпатия была лишь притворством ради наживы. По этой причине Чичиков является довольно скрытным человеком, он ничего не рассказывает о себе. Открытость мешает его афере. Как известно, главной целью Чичикова было скупить мёртвых крепостных. Однако он желал стать их владельцем лишь на бумаге. На полученные средства Чичиков мечтал приобрести себе имение. Это доказывает то, что главный герой, несмотря на все свои достойные качества, является нечестным и подлым человеком, желающим разбогатеть любой ценой.
Писатель настолько ответственно подошёл к созданию образа своего героя, что, несмотря на многие отрицательные качества, Чичиков все равно вызывает симпатию. Твёрдость характера и невероятное стремление к осуществлению своей мечты вызывают у читателя самые лучшие эмоции при знакомстве с главным героем. Чичиков обладает высокой самооценкой и самоуверенностью в своём обаянии. В главном герое вызывает восхищение также и стремление к безупречности. Всё в персонаже восхитительно: и парфюм, и костюм, и экипаж. Чичиков очень аккуратный и не любит беспорядок. Его образ контрастирует с типичным представлением иностранцев о русском барине: грязный, грубый и неопрятный человек в обнимку с медведем, да еще и нетрезвый. Есть и более существенное отличие: в отличие от типичного барина, Чичиков сам зарабатывал свое состояние, пусть и нечестно. Но других социальных лифтов в его время просто не было. Даже Гоголь бросил дальнейшую работу над поэмой, потому что не смог описывать то, чего нет — «райское» развитие событий в царской России. Судьба Чичикова — это беда эпохи, приговорившей талантливого человека к преступному пути.
Источник
В Какой Последовательности Чичиков Посещал Помещиков
Порядок, в котором читатель знакомится с помещиками из поэмы «Мертвые души» Н.В.Гололя, имеет определенное значение. Можно заметить, что каждый последующий помещик хуже, противнее, «мертвее» предыдущего.
- Манилов, являющийся первым помещиком, к которому наведывается Павел Иванович Чичиков,– это, можно сказать, первая стадия омертвления человеческой души. «Ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» – говорит о Манилове автор.
- За Маниловым следуют Коробочка, олицетворяющая собой безграничную глупость, упрямство и недоверчивость.
- После Коробочки Чичиков знакомится с Ноздревым, затем с Собакевичем.
Именно Ноздрев, главная страсть которого «нагадить ближнему», первым выдает тайну Чичикова, в добавок придумывая и то, чего не было.
Последним из помещиков, с кем Чичиков планирует заключить сделку, – Плюшкин. Этот помещик представляет собой последнюю, крайнюю стадию духовного падения человека. Впервые увидев Плюшкина, Павел Иванович Чичиков даже не сразу смог определить пол этого человека. Даже не жизнь, существование Плюшкина не имеет смысла.
Некогда бережливый хозяин, семьянин превращается в «прореху на человечестве».
ВЫВОД! Таким образов, порядок знакомства Чичикова с помещиками не случаен. Каждый последующий помещик дополняет образ предыдущего новыми пороками, превращаясь в итоге в окончательно духовно омертвевшего человека, коего и представляет собой Плюшкин.
Сочинения: Почему Гоголь изображает помещиков именно в данном порядке? (по поэме «Мертвые души»)
Сочинение #1
Во 2-6 главах «Мертвых душ» Гоголь изображает жизнь российских помещиков. Писатель знакомит нас с различными представителями этого класса, объясняя визиты к ним одной целью – стремлением Чичикова купить «мертвые души». Эпизоды, связанные с помещиками, строятся по одной схеме: изображение деревни, усадьбы, интерьера, портрета помещика, его психологическая характеристика и т.д.
Помещики представляются последовательно, один за другим. Каждый из них представляет какую-то одну определенную черту, сформированную паразитическим и бесцельным существованием. Так, «галерея» открывается беспочвенным мечтателем Маниловым. Этот человек, довольно хорошо образованный, культурный, интеллигентный, однако полностью оторван от реальной жизни. Он живет в своих прекраснодушных мечтах, смотрит на мир «сквозь розовые очки». Именно поэтому он характеризует местных чиновников, всем известных прожженных воров и взяточников, как прекрасных людей, добрейших, честнейших и препорядочных.
В голове Манилова живет множество планов и проектов, фантастических и нереальных. Познакомившись с этим человеком, мы понимаем, что он никогда не воплотит их в жизнь и навсегда останется прекраснодушным мечтателем, ничего не сделавшим в реальности.
После Манилова Чичиков, сам того не желая, попадает к помещице Коробочке. Эта «дама» отличается чрезмерной тупостью и ограниченностью, недаром сам Чичиков называет ее «дубинноголовою». В жизни Коробочку интересует лишь цена на пеньку и пух – больше она ничего и никого не желает знать. В ее доме жизнь остановилась, как остановились часы во всех ее комнатах, а вокруг героини роятся мухи, символизируя омертвелость души Коробочки, никчемность ее существования.
Помещик Собакевич – полная противоположность Манилова. Этот грубый, «неотесанный» человек крепко стоит на ногах. Весь он – практическая смекалка, хитрость, сила и нахрап. Собакевичу абсолютно чужды «высокие материи», он печется лишь о собственной материальной выгоде и готов ради нее на все, даже на обман и подлость. Про таких людей говорят, что он своего не упустит.
Ноздрев – воплощение русского разгульного духа, широкой натуры, которая не может найти себе применения. Этот человек не признает никаких законов и принципов, кроме одного – интереса и азарта. И ради этого он готов на все – на любую подлость и аферу.
Помещик Плюшкин завершает череду помещиков, изображенных в поэме. Сам автор называет этого героя «прорехой на теле человечества» — настолько он кажется жалким и никчемным. Больше того, имя Плюшкина стало нарицательным – превратилось в символ безумного накопительства, скупости в крайней степени. Ведь этот помещик, имея большие богатства, морил голодом себя и своих крестьян, «трясся» из-за каждой, самой ненужной, вещи, тратил свою жизнь на бесплодное накопительство.
Таким образом, порядок представления помещиков связан с количеством зла, сконцентрированного в них, со степенью их «вредоностности» и омертвелости души. Получается, что Плюшкина Гоголь считает самым «безнадежным» из всех представленных помещиков.
Такая «восходящая композиция» в изображении героев помогает Гоголю ярко и отчетливо донести до читателя мысль, что современный ему помещичий класс представляет собой крайне косную силу, лишенную патриотических чувств и устремлений, духовно неразвитую и неспособную выполнять свое общественное предназначение.
Сочинение #2
Посещает от самого безнадежного, мертвого Манилова (от него осталась лишь слащавая оболочка, набор приторных жестов и однообразно-сладких фраз типа «Паренье этакое! «) до самого живого и еще не вполне безнадежного — Плюшкина (Плюшкин единственный, кто прооявляет искренее оживление, эмоции, былые чувства, когда вспоминает о своем школьном товарище, за помощью к которому может обратиться в городе в связи с оформлением сделки — «Однокорытниками были! «). Все остальные помещики — различные промежуточные стадии
Чичиков посещает помещиков по мере их деградации. Вот, почитай ещ:
Первым помещиком, у которого побывал главный герой поэмы Чичиков, был Манилов. «Один Бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.. . черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур передано сахару» — такой портрет этого помещика рисует Гоголь.
Из этого описания становится ясно, что несмотря на в общем благоприятное внешнее впечатление, которое производил Манилов, он не отличался ничем особенным. Кроме разве бросающейся в глаза приторной слащавости и обходительных манер, за которыми скрывалась обыкновенная глупость. Мы видим, что в деревне у Манилова царят беспорядок и разорение, тем временем как все его занятия состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых и неосуществимых проектах («как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост. «). При создании этого образа Гоголь мастерски использовал и такую деталь, как лежащая в кабинете у Манилова книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице. Характер Манилова во всей полноте проявляется во время сделки с Чичиковым. Этого помещика, не знающего даже, сколько крестьян у него умерло, заботит, «не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России».
В отличие от Манилова Коробочка — следующая изображенная Гоголем помещица — весьма рачительна и знает, как вести хозяйство. Автор так описывает Коробочку: «Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки.. . а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки. » Коробочка знает цену «копейке», поэтому так боится продешевить в сделке с Чичиковым. Все доводы последнего разбиваются о ее «дубиноголовость» и жадность. Она ссылается на то, что хочет дождаться купцов да узнать цены. Гоголь вместе с тем обращает наше внимание на то, что эта помещица сама ведет хозяйство, а крестьянские хаты в ее деревне «показывали довольство обитателей «.
Зато проблемы денег и ведение хозяйства совершенно не заботят помещика Ноздрева, к которому Чичиков попадает после посещения поместья Коробочки. Ноздрев принадлежит к числу людей, которые «всегда говоруны, кутилы, народ видный». Его жизнь заполнена кутежами, карточными играми, бессмысленной тратой денег. Он энергичен, активен и ловок. Неудивительно, что предложение Чичикова продать ему мертвые души сразу же нашло живой отклик у Ноздрева. Авантюрист и лгун, этот помещик решил провести Чичикова. Только чудо спасает главного героя от физической расправы. Усадьба Ноздрева помогает лучше понять его характер, и жалкое положение крепостных, из которых он выколачивает все, что возможно.
У Собакевича в отличие от Ноздрева все отличается добротностью и прочностью, даже колодец «обделан в крепкий дуб». Но это не производит хорошего впечатления на фоне обрисованных Гоголем уродливых и нелепых построек и обстановки дома этого помещика. Да и сам он не производит благоприятного впечатления. Собакевич показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Описывая внешность этого помещика, Гоголь иронически замечает, что природа не долго мудрила над его лицом.
Источник