- Отличительные признаки конституции РФ
- Конституция Российской Федерации: понятие
- Основные признаки, список
- Верховенство или высшая юридическая сила
- Прямое действие
- Конституция — ядро системы права
- Учредительный характер
- Стабильность
- Содержание Конституции РФ
- Чему посвящены главы Конституции
- Конституция Российской Федерации — Основной закон государства
Отличительные признаки конституции РФ
Конституция Российской Федерации: понятие
Существует несколько определений понятия Конституции. Само слово произошло от латинского constitutio — «установление», «устройство».
Конституция — это сложный и многогранный документ, который можно рассматривать с нескольких сторон:
- как политический документ, закрепляющий соотношение политических сил в государстве в борьбе за власть;
- как идеологический документ, содержащий основные задачи общества и государства;
- как юридический документ, обладающий особой правовой силой.
Исходя из этих трех аспектов, можно вывести определение Конституции.
Конституция — единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, принимаемый народом или от его имени; закрепляющий основы государственного строя, а также права и свободы человека; являющийся основным законом государства.
Основные признаки, список
Конституция как закон, занимающий особое положение в иерархии законодательства, имеет ряд отличительных признаков:
- Первичный характер конституционных положений (верховенство). Конституция является базой всего законодательства в государстве, она обеспечивает единство законодательной системы и успешное правовое взаимодействие с другими государствами.
- Реальность конституции. Конституция не противоречит государственным и общественным отношениям, сложившимся в стране, способствует их развитию и урегулированию.
- Народность конституции. Народ участвует в процессе ее создания (например, принимает путем голосования), документ отражает мнение людей.
- Всеобъемлющий характер. Конституция охватывает все сферы общественной жизни.
- Легитимность. Конституция принимается в определенном правовом порядке, и ее содержание должно быть одобрено обществом.
- Стабильность. Конституция является устойчивым нормативным актом, редко меняющим свои положения.
Таким образом, Конституция не только существенно отличается от других законов, но и выполняет множество важных общественных функций. Признаки Конституции следует рассмотреть более подробно.
Верховенство или высшая юридическая сила
Одна их важнейших характеристик Конституции — это ее верховенство. Данное понятие связано с трактовкой роли документа в иерархической структуре законодательства. Несмотря на то, что все законы и подзаконные акты имеют юридическую силу, Конституция в сравнении с ними стоит на ступень выше. Она всегда обладает высшей юридической силой, распространяя свое влияние на всю территорию государства.
Принцип верховенства предполагает, что Конституция занимает господствующее положение в системе законодательства. Ее называют Основным Законом, так как она содержит наиболее важные положения устройства государства и жизни граждан. Ни один из документов, принимаемых на других уровнях и конкретизирующих ту или иную область общественных отношений, не должен противоречить тем пунктам, которые включены в Конституцию.
Для признания их неконституционными, а значит незаконными, существует Конституционный Суд РФ, а на территории республик-субъектов государства — Уставные Конституционные суды. Такого рода акты не могут издавать даже влиятельные должностные лица, даже Президент. Его указы также должны соответствовать Основному Закону.
Положения Закона обязательны к неукоснительному исполнению всеми гражданами государства, создаваемыми на территории страны организациями и различными органами власти. Причем неважно, о каком уровне власти идет речь: о федеральных инстанциях или органах местного самоуправления. Здесь эта особенность Конституции важна, учитывая, что властные структуры имеют право издавать нормативные акты и распространять их действие на население определенных территорий, в том числе всю страну.
Прямое действие
Нормы Конституции работают прямо и непосредственно. Это означает, что большинством положений документа могут руководствоваться суд или органы власти, вынося решение по спорному вопросу. Конституционные пункты реализуются независимо от того, находят ли они продолжение в других нормативных документах. Каждый гражданин, чьи права были нарушены, может обратиться в государственные инстанции за защитой.
Конституция — ядро системы права
Основной Закон справедливо считается ядром системы права, действующей в государстве. Конституционные принципы ложатся в основу всех правовых норм, регламентирующих жизнь общества. Главная функция, которую выполняет Конституция, — определение основных направлений для развития законодательства.
Документ можно сравнить с фундаментом в строительстве зданий. Это та основа, которая должна быть тщательно подготовлена, выполнена в соответствии с требованиями, прочная и надежная. На положениях Конституции держатся другие законы и подзаконные акты. Их содержание должно конкретизировать и развивать многие пункты Основного Закона страны.
Учредительный характер
Данный признак Закона подразумевает, что Конституция задает определенный ритм и уклад жизни государства. Нормы Конституции провозглашают основные права и свободы граждан, устанавливают конкретику в отношении тех социальных институтов, которые будут регулировать общественные отношения. Положения документа прописывают правила деятельности государственных органов, порядок их формирования, полномочия и функции. Конституция закрепляет основополагающие начала для жизни граждан, отражая их взгляды и убеждения. Закон также направляет последующий законодательный процесс, так как конституционные нормы выступают первым источником для других правовых актов.
Конституция отражает результат деятельности народа. Именно граждане государства принимают непосредственное участие в ее создании. Разработка документа или внесение поправок всегда демонстрируют определенный опыт народа, насущные потребности и объективные обстоятельства, требующие внедрения в жизнь конституционных норм. Конституция подтверждает демократичность общества и признание прав и свобод человека одной из главных ценностей в государстве.
Стабильность
Нормы Основного Закона должны быть точно сформулированы и неизменны. Таким образом поддерживается стабильность и устойчивость документа. Это необходимо, поскольку Конституция выступает основой для законодательства в целом. Если ее положения будут часто меняться, потребуется пересматривать большую часть других законов. Поэтому самим документом предусмотрен сложный порядок внесения поправок и пересмотра Конституции.
Содержание Конституции РФ
Конституция государства имеет достаточно простую структуру. Содержание документа предназначено не для детального регулирования отдельных видов общественных отношений, а для регламентации наиболее важной их части. Здесь провозглашаются общие принципы существования государства и граждан, проживающих на его территории.
Документ содержит вступительную часть — преамбулу, в которой изложены главные принципы, отражающие мировоззрение народа. Эта часть указывает на особенную значимость Конституции как Закона, утверждающего первостепенные для государства ценности. Она также подчеркивает тот факт, что документ принят именно народом, то есть является легитимным. Далее следуют два раздела. Первый из них является более крупным по содержанию, включая 137 статей, распределенных по тематическим главам. Второй раздел — «Заключительные и переходные положения», краткий и лаконичный.
Чему посвящены главы Конституции
Основная часть включает 9 глав, каждая из которых имеет свою специфику, регламентируя отдельную сферу государственного устройства:
- Первая глава называется «Основы Конституционного строя». Она состоит из 16 первых статей, регулирующих сущность страны, основы правовых отношений гражданина страны и каждого человека. В них прописаны основополагающие начала деятельности власти, территориального деления, важнейшие характеристики страны, включая ее отношение к религиям. Исходя из прочтения первой главы, становится ясно, каким позиционирует себя государство.
- Вторая глава — «Права и свободы человека и гражданина». Всего включает в себя статьи с 17 по 64. В нее входят вопросы нерушимых прав и свобод каждого человека вне зависимости от гражданства. Здесь же провозглашены обязанности гражданина перед страной и специфические, принадлежащие только гражданину, политические права.
- Третья глава «Федеративное устройство» устанавливает статус каждого из субъектов федерации, их обязанности перед федеральным правительством. Статьи 65-79 подробно сообщают об устройстве нашей страны, о разграничении полномочий между властными структурами различных территориальных уровней.
- Четвертая глава посвящена человеку, находящемуся «у руля» в государстве. С 80 по 93 части устанавливаются обязанности Президента перед страной и гражданами. В них можно узнать об основных полномочиях главы государства, его функциях и условиях избрания на должность, а также о случаях отстранения от нее.
- Пятая глава называется «Федеральное собрание». В ней содержится пятнадцать статей, с 94 по 109, в которых определен статус российского парламента, нормы его формирования, а также основные правила работы, функции, полномочия.
- Шестая глава — «Правительство Российской Федерации». Статьи со 110 по 117 обозначают статус органа исполнительной власти, его компетенцию и главные функции.
- Седьмая глава сосредоточена на принципах функционирования судебной ветви власти. Сюда входят 118-129 статьи, в которых обозначены вопросы формирования и основных обязанностей судебных инстанций различных уровней. Благодаря содержанию этой главы можно понять, какова специфика деятельности Конституционного суда, Верховного, особенности системы арбитража. Этот раздел регламентирует также работу прокуратуры РФ.
- Восьмая часть включает в себя всего четыре статьи, со 130 по 133. Она посвящена вопросам местного самоуправления и отражает порядок работы органов управления в каждом муниципальном образовании федерации. В главе четко прописаны принципы решения вопросов местного значения муниципалитетом, изменения территориальных границ, способ формирования органов управления.
- Девятая глава регламентирует вопросы пересмотра Конституции. Сюда включены статьи 134-137. Все поправки действующей Конституции обозначены четко и точно. Никто без всенародного голосования не вправе изменить ни одного пункта основного правового документа государства.
Источник
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства
§ 24—25. Конституция Российской Федерации —
Основной закон государства
Черты конституции как нормативного акта
Основным законом в нашей стране является Конституция, принятая всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. В истории развития многих стран такой документ играл немалую роль.
Слово «конституция» происходит от лат. constitutio — установление, постановление. Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. К настоящему времени в Великобритании существует неписаная конституция, которую составляют акты XIII—XXI вв. Впервые как единый закон конституция была принята в США в 1787 г. Некоторые юристы считают, что юридическим актом, имеющим значение конституции, были Основные государственные законы Российской империи 1906 г. Положения Манифеста 17 октября 1905 г. послужили базой принятия новой редакции основных законов.
Конституция может представлять собой один — единый закон, как, например, в России. Правовой практике известны конституции в виде системы различных правовых актов, как в Великобритании или Швеции. Такие конституции называют неписаными.
С юридической точки зрения конституция как важный документ государства имеет определенные признаки:
• это закон, который обладает высшей юридической силой. В нашей стране Конституция имеет прямое действие;
• такой документ должен быть стабилен, а потому предусмотрен усложненный порядок его пересмотра. Например, чтобы пересмотреть положения глав 1, 2, 9 Конституции РФ, необходимо решение Федерального Собрания ФС РФ. Предложение о пересмотре должно быть поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституции, как правило, остаются неизменными достаточно длительный период;
• конституция носит основополагающий, учредительный характер. Все нормативные правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с основным законом, не противореча ему.
История Конституции в нашей стране после Октябрьской революции 1917 г. имеет свои особенности. Изменения политической и экономической жизни в государстве не могли не привести к принятию нового основополагающего правового документа. Так, в 1918 г. была принята Конституция РСФСР, которая закрепила установление диктатуры пролетариата. Укрепление советской власти не могло происходить мирным, демократическим путем. Основой Конституции 1918 г. послужила Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая была утверждена III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. Труд был признан обязанностью всех граждан России. В Конституции был зафиксирован лозунг: «Не трудящийся да не ест!» Конституция не предоставляла равные права всем гражданам государства. Не избирали и не могли быть избранными лица, «прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; живущие на нетрудовой доход: проценты с капиталов, доходы с предприятий; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, члены царствовавшего в России дома; душевнобольные, умалишенные; осужденные за преступления».
В 1924 г. была принята Конституция СССР, в которую вошли Декларация об образовании СССР и Договор об образовании
СССР (общеизвестно, что РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская республика образовали единое государство — СССР). За каждой республикой было закреплено право свободного выхода из состава Союза. Верховным органом власти стал съезд Советов, а между съездами функционировал ЦИК, состоявший из Совета Союза и Совета Национальностей. Исполнительным органом был СНК. Для борьбы с экономической и политической контрреволюцией был создан ОГПУ.
Новая Конституция СССР была принята 5 декабря 1936 г. (ее называли «сталинской»). Высшим органом государственной власти стал Верховный Совет. Отдельная глава Конституции посвящалась правам и обязанностям граждан страны. Эта Конституция провозглашала право на труд с гарантией работы, констатируя ликвидацию безработицы, право на отдых, социальное обеспечение по старости, свободу слова, печати и пр.
Конституция СССР, принятая 7 октября 1977 г., объявила высшую цель в стране — построение коммунизма.
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием (референдумом) была принята Конституция РФ. В процессе ее создания развернулась политическая борьба между законодательной и исполнительной властями. В октябре 1993 г. Верховный Совет, представлявший законодательную власть, был распущен, а окончательный проект нового Основного закона страны представлен на референдум.
Структура Конституции Российской Федерации
Конституция РФ состоит из девяти глав и 137 статей. Вводная часть Конституции называется преамбулой (предисловием). В ней закреплены основные цели и задачи главного закона страны. Конституция провозглашает источником власти в государстве народ и начинается так: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство. принимаем Конституцию Российской Федерации».
Рассмотрим кратко структуру Конституции РФ.
Первый раздел охватывает главы 1—9.
Глава 1. Основы конституционного строя. В этой главе определяется форма Российского государства. Согласно статье 1 «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Конституция закрепляет важный принцип разделения властей, характерный для государственной власти в России, где «органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10).
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. Российское государство, зафиксировав права и свободы человека и гражданина в Конституции, гарантирует соблюдение социально-экономических, политических, культурных и других прав человека.
Глава 3. Федеративное устройство. В этой главе сосредоточены наиболее существенные принципы федеративных отношений.
Россия — это многонациональное большое государство. В составе России находятся республики, края, области, города, округа. Не все они выступают как субъекты Федерации, а только те, которые указаны в Основном законе.
В составе Российской Федерации находятся субъекты Федерации:
Республики (21). Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;
Москва, Санкт-Петербург — города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Автономные округа (4). Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в соответствии с федеральным конституционным законом.
Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики.
Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Между субъектами Федерации и Российской Федерацией в целом осуществляется разграничение полномочий. Каждый выполняет то, что предписано законом.
В ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Такие ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Федерации самостоятельно.
Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Глава 4. Президент Российской Федерации. С этой главы закрепляется система государственных органов в Российской Федерации, в которой Президент РФ занимает особое положение.
Глава 5. Федеральное Собрание. В этой главе установлены основы организации и деятельности парламента Российской Федерации — Федерального Собрания, состоящего из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Глава 6. Правительство Российской Федерации. В этой главе закреплен статус Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти в стране, сфера его деятельности и функции.
Глава 7. Судебная власть. В этой главе закрепляется сущность судебной власти, призванной разрешать правовые споры, защищая права и свободы личности, а также поддерживая соблюдение законности в стране.
Глава 8. Местное самоуправление. В этой главе определяются территориально-организационные основы местного самоуправления, закреплен перечень важнейших вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления, предусмотрены соответствующие гарантии его деятельности.
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. В ней закреплены важные правила пересмотра Основного закона страны, а также порядок внесения в него различных поправок.
Во втором разделе «Заключительные и переходные положения» содержатся положения, в которых говорится об особенностях вступления в силу Конституции как нового закона современной жизни Россиян.
Основы конституционного строя В России
Основами конституционного строя называют базовые принципы, отличающие государство в целом.
В чем же их особенность для России?
1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления? Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в России.
4. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территории/конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России.
5. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
6. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении народов в России. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.
7. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
8. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
9. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
10. Российской Федерации гарантируются единство, экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержу конкуренции, свобода экономической деятельности. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
11. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
12. B Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
13. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
14. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
15. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
16. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Конституция РФ — нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой в государстве. Это документ прямого действия, что позволяет защищать свои права и законные интересы, ссылаясь на Конституцию.
1. В чем сущность конституции как юридического документа? Какими признаками должен обладать основной закон страны?
2. Какова структура Конституции РФ? Для ответа необходимо воспользоваться текстом Основного закона РФ.
3. Объясните необходимость существования основного закона в государстве.
4. Что означает принцип прямого действия конституции?
5. Назовите основы конституционного строя в России.
1. Проведите лабораторную работу с текстом Конституции РФ. Проанализируйте ее главы. Сформулируйте вопросы и дайте ответы.
2. Подумайте, почему в одних странах конституции долгое время не изменяются, а в других они более динамичны. Аргументируйте свою позицию.
3. Приведите примеры из жизни, подтверждающие реализацию основных положений Конституции РФ. Чем объясняется, на ваш взгляд, несоблюдение отдельных положений закона?
4. Опровергните или подтвердите верность положений Конституции РСФСР 1918 г., не допускавшей отдельные категории граждан к участию политической жизни страны.
5. Конституциями называли различные виды предписаний римских императоров — эдиктов, декретов, мандатов, рескриптов, которые наряду с решениями сената являлись важнейшими законодательными актами римской императорской эпохи. Проанализировав общие позиции Конституции РФ, подготовьте письменное заключение об особенностях современного периода.
6. Прочитайте приведенные ниже статьи Всеобщей декларации прав человека, сопоставьте их с нормами Конституции РФ. Какие положения Всеобщей декларации прав человека нашли отражение в Конституции РФ?
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 1948 г.
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.
Источник