Какое значение имеет туризм для развития страны

Влияние индустрии туризма на структуру экономики

экономические науки

  • Ильин Всеволод Николаевич , кандидат наук, доцент, доцент
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Алтайский филиал
  • Похожие материалы

    Туризм представляет собой экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными процессами и отношениями, нежели внутренними причинами. Но туризм является также и важнейшим катализатором экономического роста многих быстро развивающихся стран, поскольку выступает каналом перераспределения валового национального продукта между странами, которое не сопровождается вывозом (импортом) товаров и услуг. Другими словами, если туристы не только вывозят часть заработанных в других производствах средств, но и создают в других странах новые рабочие места [1, 96].

    В настоящее время туризм в мировой экономике, в экономике отдельных стран приобретает все более важную роль, так как является наиболее развивающимся экономическим комплексом, а также важнейшим катализатором экономического роста. Стремительное развитие туризма способствует развитию и таких отраслей экономики как: торговля, транспорт, производство товаров народного потребления, сельское хозяйство, строительства и других.

    Импульс роста, начало которому положил туризм, передается по цепочке другим отраслям экономики. В них активизируется инвестиционная деятельность, создаются новые рабочие места, расширяется торговый оборот и, как следствие, увеличиваются источники доходов — заработная плата, рента, прибыль. Часть полученных доходов, которая также имеет тенденцию роста, поступает в бюджет в форме налоговых поступлений и других обязательных отчислений. Кроме того, государственная казна пополняется за счет импортных таможенных пошлин. Собранные таким образом средства вновь могут быть направлены на финансирование туристских потоков, оказание материальной помощи при организации отдыха социально уязвимых групп населения [3, 52].

    Туризм также оказывает большое воздействие на экономику региона, в котором он развивается. Можно выделить три основных направления влияния туризма на жизнь общества: экономическое, социальное и гуманитарное.

    Экономическое значение туризма рассматривается с двух сторон:

    1. как экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными связями, процессами и отношениями;
    2. как важнейший катализатор экономического роста.

    В современном мире туризм: имеет индустриальную форму; выступает в виде услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться; характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций; является пионером хозяйственного освоения новых районов; выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия; совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.

    Известно, что доход от иностранного туризма в развитых странах в два раза превышает доход от международной торговли цветными и черными металлами [4, 127].

    Существует 2 вида влияния туризма на экономику субъекта. К ним относится прямое и косвенное влияние.

    Прямое влияние туризма на экономику субъекта — это результат использования части доходов туристов на покупку ими услуг и товаров. Прямое влияние оказывает вклад денег туристами в само функционирование туристских предприятий, что тем самым создаёт базу материального обеспечения служащих турфирм и позволяет открывать новые рабочие места.

    Кроме прямого влияния доходов от туризма на развитие субъекта существует также косвенное его влияние, или «эффект мультипликатора», который действует по мере расширения туризма в субъекте. Действие такого мультипликатора можно пояснить следующим примером: группа иностранных туристов, путешествуя, тратит на покупку товаров и услуг определённую сумму. Доход тур предприятий — это их выручка от продажи туристам в регионе услуг и товаров. Доход субъекта — это налоги, полученные с этой выручки и оставляемые в распоряжении субъекта. Деньги туристов начинают работать на экономику субъекта, когда турфирма покупает производимые в субъекте товары и услуги. Субъект, получив деньги от туристов, выплачивает из них заработную плату своим работникам, которые в свою очередь, тратят их на покупку товаров, оплату услуг.

    Сочетание прямого и косвенного влияния расходов туристов определяет их воздействие на местную экономику. Обычно не весь доход, полученный от расходов туристов, бывает использован: некоторая часть его откладывается, а другая наоборот тратится за пределами данного субъекта. Отсюда можно сделать вывод: чем больше доходов от туризма реализуется в пределах субъекта, тем больше эффект мультипликатора. Способность удерживать такие доходы в пределах субъекта зависит от состояния местной экономики.

    Доходы от туризма образуются в результате туристских расходов, которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения. Туристские расходы включают оплату:

    • комплексных поездок;
    • пакетов услуг на отдых и туры;
    • размещения;
    • питания и напитков;
    • транспорта;
    • рекреационных, культурных и спортивных видов деятельности;
    • потребительских товаров, являющихся неотъемлемым элементом путешествий;
    • медицинского обслуживания и др.

    Перечисленные туристские расходы оказывают прямое влияние на экономику, то есть экономическая деятельность туризма вносит вклад в создание национального дохода [4, 76].

    Сферами воздействия туризма на экономику страны и общество в целом являются:

    Предпринимательская сфера. Создание туристского предприятия приносит выгоду, поскольку оно предоставляет клиентам свои продукты и услуги, рабочим и служащим — заработную плату и другие виды выплат, акционерам (владельцам) — прибыль, государству (региону) — налоги и сборы;

    Потребительская и доходная сферы. Туризм создает новую форму потребительского спроса. Спрос туристов на разнообразные товары и услуги способствует развитию местной промышленности. Благодаря этому развивается производство потребительских товаров и повышается уровень жизни населения [5, 25].

    Благодаря туризму развиваются местные предприятия, в том числе: Культурные и развлекательные (музеи, выставки, мемориальные комплексы и памятники, шоу-бизнес, кинобизнес), которые, в свою очередь, через налогообложение приносят пользу региону и местному населению:

    • транспортные предприятия и фирмы (общественный транспорт, прокат автомобилей, использование автобусов под экскурсии, местные авиакомпании в значительной мере ориентированы на доходы от туризма);
    • предприятия, изготавливающие сувениры, специальное туристское снаряжение и народный промысел (продукция этих предприятий во всем мире в значительной степени ориентирована на туристов).

    Валютная сфера. Туризм способствует притоку значительных сумм иностранной валюты. Причем поступление иностранной валюты происходит не только в виде оплаты за туристский пакет (тур), но и в виде обмена денег в обменных пунктах туристского центра на повседневные траты туристов, оплату дополнительных услуг и т. д.

    Производственная инфраструктура. Туризм создает структуру отдыха, которая может быть использована не только для туристов, но и для местного населения. Появление новых туристских центров сопровождается возникновением сервисных, торговых и развлекательных предприятий, строительством дорог, пляжей, что положительно влияет на окружающую инфраструктуру, а также на потребительский рынок и другие сферы предпринимательской деятельности. Развитая туристская инфраструктура в том или ином регионе служит показателем уровня жизни местного населения.

    Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, одновременно создают доходы для страны (региона) пребывания. Этот доход ведет к цепной реакции: расходы — доходы — расходы — доходы и т. д. Каждый рубль, зарабатываемый на первом обороте средств и получаемый в виде дохода, снова уходит со счета предприятия. Таким образом, в результате первичных доходов, полученных вследствие туристских расходов, возникают новые доходы, но уже третьих лиц, если эти лица выступают в роли поставщиков каких-либо товаров для туристского предприятия. В итоге получается доход с приращением.

    Список литературы

    1. Балабанов И.Т., Экономика туризма / И.Т. Балабанов. — М.: Эксмо, 2014. — 115с.
    2. Клейман А.А., Инфраструктура туризма: стратегия развития / А.А. Клейман — Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 304с.
    3. Розанова Т.П., Российский туризм в условиях рынка / Т.П. Розанова — М.: РЭА, 2013. — 202с.
    4. Темный Ю.В., Экономика туризма / Ю.В. Темный — М.: Дашков и Ко, 2014. — 269с.
    5. Шторгин А.Б., Основы управления туристическими ресурсами / А.Б. Шторгин — М.: Дашков и Ко, 2014. — 136с.

    Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Источник

    Социально-экономическое значение туризма

    Экономическое значение туризма

    Туризм оказывает огромное влияние на многие ключевые отрасли экономики: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, торговлю, производство товаров народного потребления. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Значение туризма как источника валютных поступлений и расширения международных контактов постоянно растет. Таким образом, туризм выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. И чтобы подтвердить это мы более подробно рассмотрим социально-экономические функции туризма.

    Туризм как социально-экономическое явление современности сложен и многогранен. Для потребителей туристских услуг он является путешествием (поездкой, походом), совершаемым в рекреационных, деловых, образовательных и других целях. Для представителей туристской индустрии — это сфера приложения капитала, а также область деятельности, которая направлена на формирование и удовлетворение потребностей потенциальных клиентов.
    Итак, влияние туризма на экономическую жизнь страны заключается в следующем. Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Доходы от туризма в общем объеме экспорта товаров и услуг занимают второе место в мире после экспорта нефти и нефтепродуктов.

    Целесообразность активного развития въездного туризма обусловлена необходимостью увеличения поступлений валютных средств в страну за предоставленные туристские и сопутствующие услуги, что позволит сбалансировать потоки денежных средств, расходуемых белорусскими гражданами на покупку туристских услуг за рубежом (через посредничество отечественных туристских фирм или самими гражданами). Такая положительная тенденция автоматически найдет свое выражение в улучшении сальдо баланса услуг. Кроме того, определение приоритета туристского бизнеса и его государственная поддержка в нашей стране (выраженная, например, в налоговых льготах) могут содействовать увеличению притока иностранных инвестиций, в том числе прямых, как в создании совместных предприятий в сфере туризма, так и в развитие туристской инфраструктуры (гостиничный и ресторанный бизнес). Что не маловажно для нашей страны. Стоит так же отметить, что средства, вкладываемые в туристскую инфраструктуру, имеют самый быстрый период окупаемости.

    Особенность туризма заключается в том, что он влияет на экономику через спрос и потребление туристов. Специфика туристского потребления состоит в том, что не товар доставляется потребителю, а потребитель-турист прибывает к месту производства и потребления товаров и услуг. Именно через потребление туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или отдельного региона. Увеличиваются доходы гостиниц, предприятий питания, транспортных предприятий, спортивных объектов, учреждений культуры и т.д., стимулируется развитие сервиса предприятий бы-тового обслуживания, связи, автосервиса. Повышается спрос на сувениры и изделия местных ремесел, что служит целям рекламы данного региона. Возрастает товарооборот предприятий торговли как специального, так и общего назначения.

    Большое значение имеет и тот факт, что туризм обеспечивает немалые поступления в государственный и местные бюджеты че-рез налоги от туристских предприятий, курортный, таможенный и другие сборы. А теперь приведем примеры социального значения туризма.

    Научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.

    Туризм как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни. Эффективность туризма в восстановлении сил и трудоспособности человека, и следовательно, психофизиологических ресурсов всего общества, заключается в разнообразии и активности видов туристской деятельности.

    Кроме того, развитая туристская индустрия позволяет решить задачу занятости местного населения, так как туризм является одной из самых трудоемких отраслей с большим количеством работников, занятых обслуживанием туристов. Как показывает практика, прием и обслуживание одного туриста обеспечивает рабочие места 5-7 человека, что в значительной степени способствует смягчению такого явления, как безработица.

    Туризм оказывает влияние на повышение уровня жизни населения туристских регионов, обеспечивая приток денежных средств, увеличивая доходы предприятий туриндустрии и ее работников, развивая хозяйственную деятельность региона, направленную на туристов и местное население.

    Источник

    Читайте также:  Как быстрее выучить все страны мира
Оцените статью