Каком стране любят армян

Что такое армянский менталитет и как с ним жить?

Давид Степанян

Что такое армянский менталитет и как с ним жить?

Александр Грибоедов – символ дружбы армянского и русского народов

Степанакерт станет более комфортабельным и привлекательным

Жизнеописание нефтепромышленника из зангезурского села Караундж Аракела Цатурова (Цатуряна) и его наследников

Поиск истины Хачатура Аветисяна

Герой нашего времени

Целились в премьер-министра, а попали в Армению: КТО ПОДСТАВИЛ СТРАНУ И ЕЕ РУКОВОДСТВО

Артем Миносян: Мы должны помочь молодежи найти себя

Инцидент в Дрезденской опере исчерпан?

Константин Затулин: Русскоязычная пресса в Армении нуждается в поддержке

Армянский менталитет, или ментальность, присущая представителям нации, считающей себя одной из самых древних в мире, остается, пожалуй, одной из самых ярких тем, вокруг которой разворачиваются споры в пространстве, условно именуемом как армянство. Речь идет о собственно Армении, Арцахе и конечно же разбросанной по всему миру диаспоре. Основной причиной споров в социальных сетях и на кухнях представляется диаметральная противоположность во взглядах представителей армянского этноса относительно, казалось бы, на первый взгляд общеизвестных истин. Еще одной немаловажной причиной являются как плюсы, так и минусы, безусловно, содержащиеся в армянском менталитете. В данной статье с риторическим вопросом в заголовке мы возьмем на себя смелость их рассмотреть и подвергнуть краткому анализу.

Начнем с плюсов, которые в общем-то споров не вызывают и которые приятны уху любого армянина. Армянин – это, прежде всего, человек. Но это человек, который старается блюсти традиции предков и всегда помнит, кто он, откуда он и кому обязан появлением на свет. Это человек, в общем-то старающийся не забывать своего языка, передавать его своим детям и внукам вне зависимости от того, в какой точке земного шара он находится. Это человек, связывающий собственную человечность с лучшими традициями своего народа, это человек, придерживающийся патриархальных устоев, пусть зачастую весьма спорных. Армянин – индивидум, в идеале несущий миру, стране своего проживания культуру своего народа. Армянин гостеприимен, приветлив и смотрит на мир широко раскрытыми глазами. Есть, конечно, исключения, и их, к сожалению, немало, но общий портрет армянина выглядит именно так. Во всяком случае, все эти качества в нас, безусловно, сохранились даже в условиях отсутствия собственной государственности и проживания в различных частях света.

Читайте также:  Степень открытости мировому рынку классификация стран

Плюсов у нас очень много, и прошу прощения, если не назвал многие из них. Но, к сожалению, хватает и минусов. Представляется, что именно их обилие побуждает многих наших соотечественников отказываться отождествлять себя с Арменией, идентифицировать себя как часть армянского народа. Вспомните, сколько раз вы сами, будучи армянами, говоря об армянах, употребляли слово «они» вместо «мы». И то, что эти «они» являются предателями, продажными людьми, людьми, служащими кому и чему угодно, но только не интересам собственного народа и страны, все-таки не превращает их в команчей или англичан. Хотим мы того или нет, но мы все такие же армяне, как и они. Другая крайность – в доходящем порой до тошноты стремлении найти в известных и успешных людях армян. Мы привыкли искать и находить армянскую кровь у Суворова, Мюрата, Гагарина и даже Рэя Чарльза и Майкла Джексона. Причина? Думается, ее нужно искать в комплексах, присущих таким малым нациям, как наша. Имея на деле великих сынов мирового масштаба (не вижу никакой надобности в перечислении), комплексы побуждают нас придумывать все новых и новых армян с целью подчеркнуть собственную значимость, значимость собственного места в мире. При этом, покидая родину, на чужбине некоторые из нас стараются держаться от соотечественников подальше и называют их «они». Причина? Наверное, в том, что мы не ждем от соотечественников конкретной помощи.

Армянский менталитет – это полное отсутствие желания следовать общепринятым законам и правилам у себя в стране. Армянин рассматривает государство в качестве врага, а территорию собственного обитания как вражескую. Объяснить иначе стремление нарушать законы везде, где это только возможно, уничтожать и воровать общественную собственность, пачкать, сорить и плевать на тротуары просто невозможно. Для среднестатистического армянина единственным местом, где категорически нельзя вести себя по-свински, является собственный дом, квартира – «оджах». «Оджах» отождествляет семью, и наоборот, семья олицетворяет «оджах». Таким образом, захлопнув дверь квартиры или выйдя за стены своей собственности, мы начинаем вести себя как хамы, как свиньи, как угодно, но только не как люди, считающие себя пупом возникновения современной цивилизации. Уже в подъезде, в лифте, на улице можно бросать окурки, плевать, разрисовывать стены, хватать все, что плохо лежит, и т.д. Причина? Это ведь не твое, это общее, соответственно чужое.

Читайте также:  Золото латинской америки страны

Для полного понимания глубинных причин возникновения у армян подобного мышления необходима многолетняя работа профессионалов-психологов. Со своей стороны осмелюсь предположить, что причины кроются в тысячелетнем отсутствии у нас государственности и, соответственно, уважения к данному институту. Мы выживали веками на нашей древней земле, которая нам уже не принадлежала и управлялась пришлыми ханами и султанами. И считали своим в лучшем случае то, что находилось за построенными нами стенами. Нашим был лишь «оджах», в лучшем случае то, что было за церковными стенами, все остальное было чужим. И 70 лет советской власти нас в этом убеждении лишь укрепили. Все эти 70 лет коммунисты уверяли народ в том, что все, что есть в стране, принадлежит всем. Как оказалось, тщетно. Государство воспринималось нами в лучшем случае как источник собственного обогащения и очень четко разделялось от «оджаха» со всеми вытекающими последствиями, одним из которых, собственно, стало его исчезновение…

Времена меняются, на дворе XXI век, и мы должны, наконец, понять, что вести себя в XXI веке так, как вели себя наши предки, для представителей великой нации, простите за выражение, «армянского гена», и наконец, просто для людей является непростительной ошибкой. Мы должны стряхнуть с себя многовековое колониальное наследие, рабское мышление, преступное мышление, когда мы не считаем своей страну, в которой родились и живем. Любой армянин обязан научиться считать своей собственностью не только «оджах», не только то, что он огородил стеной высотой в три метра, не только то, что находится за дверью его квартиры. Мы обязаны, наконец, научиться считать своей собственностью подъезд, улицу, дорогу, лес, реку. Уважать все, что находится в нашей стране, уважать не только свою, но и чужую собственность. Мы должны, наконец, научиться уважать друг друга, научиться уважать себя. Мы должны научиться смотреть на Армению глазами хозяина, единственного хозяина. Мы должны перестать считать, что наша страна принадлежит кому-то другому, а не нам. И лишь когда мы придем к пониманию этой простой истины, мы начнем требовать аналогичного отношения от власти. От людей, нанятых нами для управления государственными институтами власти. Мы перестанем, наконец, видеть в Николе Пашиняне доброго «царя-батюшку» и станем требовать от него эффективного и разумного управления страной. Страной, которая принадлежит нам, нашим «оджахом», в котором не должно быть места мусору, отходам – как бытовым, так и человеческим.

Читайте также:  Все страны западной европы экономически развитые

От подобной модели общества нам еще очень далеко. Но у нас есть надежда. И эта надежда заключается в идущих нам на смену поколениях. Мы лучше наших родителей, наши дети лучше нас. Почему? Потому что они постепенно, но верно приобщаются к цивилизованному миру, обществу, от которого веками были изолированы наши предки. Молодежь постепенно приходит к тому, что не все верно, что говорят родители, что говорит старшее поколение. Молодежь меньше думает о нашей псевдоисключительности и больше думает о том, как стать частью цивилизованного мира. «Бархатную революцию» в Армении осуществили не Путин, не госдеп, не Серж Саргсян и даже не Никол Пашинян. И уж точно ее осуществили не люди, десятилетиями смиренно протягивающие руку за предвыборной взяткой, подачкой в несколько тысяч драмов. Коррумпированную власть в Армении сменило новое поколение. Стоящая на площади днями молодежь, отказывающиеся сидеть в запертых аудиториях студенты, перекрывающие улицы дети. Именно молодежь, метущая ночью площадь Республики после завершения очередного митинга. Молодежь ломает ложные, укоренившиеся в нас стереотипы об «оджахе», точнее о его границах, со всеми вытекающими последствиями. И в этом армянская молодежь мало чем отличается от любой другой молодежи. И очень важно, чтобы на пути избавления от мусора на улицах, от мусора в кабинетах и, самое главное, от мусора в наших головах мы смогли сохранить все хорошее, что у нас есть. Все то, что позволяет нам говорить, что мы армяне. Именно «мы», а не «они».

Источник

Армяне — великие и стойкие

Армяне народ поистине удивительный. Их история насчитывает свыше 2500 лет, а с учетом периода формирования еще больше. Национальные традиции, кухня и харизма армян хорошо известны в России. И это неспроста.

История

Историю армянского народа разделяют на несколько эпох. Существует несколько периодов формирования племен, которые продолжались до 13 века до нашей эры. Важным этапом становления для армян стало появление государств Хайаса и Урарту. Последнее просуществовало примерно до 6 века до нашей эры. Далее началась эпоха античной Армении. Многие историки считают, что в то время Урарту сохранилось, просто в древних источниках поменялось название на современное.

Ксенофонт описывал страну, как довольно богатую и обширную. Примерно с 500-х годов до н.э. началось правление персов, что ознаменовало бурное развитие страны. Династия Ахеменидов принесла Армении мир и благоденствие, что поспособствовало развитию торговли и сельского хозяйства.
С 4 века до нашей эры и до 5 века нашей эры Армения пребывала в эпохе эллинизма. Весьма значимым событием в это время стало пришествие Александра Македонского, который захватил территории, принадлежащие Ахеменидам. Следует отметить, что его войску не удалось попасть на территорию Армении, поэтому большая часть населения не признавала царя. Македонии принадлежала так называемая Малая Армения, вскоре после смерти Александра она стала самостоятельным государством.
В эпоху эллинизма армянские государства делились на несколько царств, в том числе Араратское и Софенское. Историки разделяют Армению в то время на Малую и Великую, а также Птолемеевскую Коммагену, основанную в 163 году до нашей эры. Коммагена принадлежала династии Ервандидов и существовала вплоть до 72 года нашей эры. Затем она стала частью Римской империи. Период с 6 по 15 века нашей эры принято называть средневековым. Он начинается с получения армянами частично независимого статуса с возможностью выбора любой религии и полной религиозной свободы. Девятый век ознаменовал период процветания и наращивания военной мощи. Это сыграло значительную роль при нашествии турок и в дальнейшем повлияло на периоды, которые именуются «войнами империй». Сражения и битвы приносили как победы, так и поражения. Одним из самых сложных моментов в истории стала борьба за армянское правление в Карабахе. Армения стала сближаться с Российской империей, регулярно запрашивая ее помощь.
В своей истории армянский народ сталкивался с геноцидом, который достиг своего пика в конце 19 века. Во время Первой мировой войны в результате геноцида погибло свыше миллиона армян, хотя на сегодняшний момент Турция отрицает данное явление и списывает его на гражданскую войну.
Период Советской Армении длился с 1922 года. Он ознаменовал коллективизацию и репатриацию в ССР. Положительные моменты влияния Советского Союза проявились в поддержке государственности, в защите от тюрков и непосредственной пользе от развития экономики, которая сильно пострадала из-за регулярных и многовековых сражений, а также влияния чужого господства.
С 1991 года и по наши дни Армения является республикой.

Традиции

В Армении велико национальное самосознание. Соблюдение традиций так важно не только в семьях, но и в обществе в целом. Для армянской культуры характерно гостеприимство, добрососедские отношения, стремление к сохранению родственных связей, большое уважение к старшим и трепетное отношение к браку.
Свадьба в армянском обществе воспринимается как крайне важный праздник. Раньше во время него было принято гулять целую неделю, причем отмечали свадьбы целым селами. Сейчас они празднуются скромнее, но все равно с размахом. В традиции армянской свадьбы входит выбор крестной семьи, которую подбирают исходя из характера. Крестные должны быть похожи на своих крестников, они становятся практически родственниками для семейной пары. Интересно, что именно крестный отец делает самый дорогой подарок, но и все остальные гости должны принести дары, которые подносят особым образом. У армян принято дарить на свадебное празднество драгоценности, деньги, дорогие ткани и предметы быта.
Весьма примечательной является традиция покачивания ребенка. Невеста обязательно должна держать в руках мальчика, ведь мужчина в армянской семье считается опорой и главой. С наступлением утра после свадьбы женщины по линии мужа должны принести в дом к невесте красное яблоко, символизирующее ее невинность.
Большие семьи в Армении не редкость. Особенно это касается сельских жителей, большинство из которых является многодетными. У армянского народа принято не показывать младенца 40 дней с момента рождения. Его могут видеть только близкие люди. Интересно, что как при рождении ребенка, так и в любом другом радостном событии, у армян принято класть руку на голову другу и говорить: «Передаю тебе».

В понятие гостеприимства армяне вкладывают нечто большее, чем мы привыкли видеть. В случае радостного события принято накрывать стол не только дома, но и на работе, угощая друзей, родственников и коллег. Таким образом люди делятся счастьем с другими, одновременно приумножая его.

Особое место в жизни армян занимает виноделие. В стране считается, что традиции этого сложного занятия были известны еще в древнюю эпоху. По легенде первым виноделом стал Ной, который посадил виноградную лозу, оказавшись на территории современного армянского государства. Современное виноделие имеет древние корни и насчитывает не одну сотню лет. Рецепты сохранились со времен Урарту. Для изготовления вин используется специальный пресс «ханзан». В этой конструкции предусмотрен чан, сделанный из камня. К этому чану подсоединяли огромный кувшин, который врывали в землю. Виноград давили босыми ногами, тем самым выдавливая сок прямо в кувшин, в котором он некоторое время бродил. Затем из кувшина сусло переливали в другой и уже после разливали по небольшим глиняным кувшинам. Хранили их в земле. Сорта армянского винограда имеют одну важную особенность — в них содержится много сахара, который способствует выработке спирта. В связи с этим в Армении больше распространены сладкие и полусладкие вина.

Коньяк почитается в Армении так же, как и вино. Причем изготовление этого напитка дается гораздо сложнее. Наладить производство коньяка в Армении удалось только в 19 столетии. Популярными сортами до сих пор являются Мсхали, Чилар и Воскеат. В силу традиций в данном ремесле большое значение имеют бочки. Материал древесины невероятно важен, именно он в значительной мере повлияет на вкус коньяка. Спирт необходимо выдерживать минимум 3 года и только потом используют родниковую воду. Вода считается крайне важным ингредиентом, ведь без нее букет коньяка не будет достаточно насыщенным.
Перед тем, как разлить коньяк, его нужно держать в старой деревянной бочке около года, а если речь идет о марочных, то и все 3 года. Столь скрупулезное отношение к винам и коньякам уже оценили во всем мире. Сам Уинстон Черчилль покупал армянский коньяк в количестве 400 бутылок ежегодно.

Праздники

Праздники в Армении напрямую связаны с сезонами года. Например, зимой празднуют Трндез и символизируют поклонение пламени. Праздник языческий, но отмечают его обычно при церкви. Обряд празднества знаком каждому жителю Украины, России и Беларуси. Во время трндеза разжигают большой костер, через который могут прыгать все желающие, хотя в первую очередь он предназначен для молодоженов.
С приходом весны начинается празднование Царзардара. Во время его празднования люди приходят в церковь с ветками вербы и плетут из нее венки для детей.
С наступлением лета приходит Вардавар. Этот праздник символизирует победу над засухой. В традиции армян принято обливаться водой, что опять-таки связано с языческими обрядами. Девушки за 3 дня до наступления праздника наливают чистую воду в чашу и бросают в нее пшеницу и овес. После прорастания семян этой водой нужно обливаться.
Есть у армян и аналог Дня Святого Валентина. Отмечают его 13 февраля. В этот праздник девушке непременно нужно съесть соленое печенье и обязательно перед сном. Считается, что во сне ей должен явиться мужчина, который принесет воды. Именно он должен стать суженым.

Жилище

Дома армян довольно специфичны. Конечно, современные постройки имеют мало общего с традиционными, разве что сохранили стилистику экстерьера. Те же дома, которые строились еще в давние времена армянами, имеют квадратную форму и строятся исключительно из камня. Крыша земляная с опорами из деревянных столбов. Свет в такой дом проникал только через окно или дымоход. Печь изготавливалась из глины. Из нее же делали полки. Стульев и кресел армяне не имели, использовали подстилки, чтобы сидеть на полу. Стол обычно был низким. Состоятельные люди могли позволить себе тюфяки, ковры и много утвари.

Одежда

Традиционный национальный костюм Армении состоит из шелковой рубашки и широких шаровар, которые шьют из хлопка или шерсти. Поверх рубашки обычно надевали архалук, который мог доходить до колен. Этот элемент верхней одежды застегивался на крючки или пуговицы, имел стоячий воротник. Поверх него носили чуху, изготовленную из шерсти. Ее обязательно подпоясывали, чтобы одежда плотнее прилегала к телу. В западной части страны армяне пользовались курткой, которая доходила до пояса. Застежек не было, а вместо пояса пользовались шарфом, который обматывали несколько раз.
Женский костюм со сменой регионов оставался неизменным. В качестве верхней одежды использовался архалук, но с измененным фасоном — ниже бедер располагался разрез, также был предусмотрен вырез на груди. Отличительной особенностью женского национального костюма был красиво украшенный передник.
В качестве головных уборов использовали шапки. Восточные армяне пользовались вязаными, а западные — ткаными. Женщины носили ободки и большие головные уборы, обвязанные платками, частично скрывающими лицо.

Танцы

Армянские танцы являются настоящим искусством и пользуются популярностью во всем мире. Для разных событий у армян предусмотрены разные танцы. Исполнением могут заниматься как исключительно мужчины, так и женщины. Например, берд и трахаг являются военными композициями, поэтому участие в них принимают только мужчины.
Берд считается довольно сложным танцем, требующим серьезной физической подготовки, так как в процессе исполнения мужчины должны резко взбираться друг другу на плечи и образовывать стену в 2 этажа. Такая непростая композиция символизирует необходимость защиты и сильной обороны.
Трахаг подразумевает еще более сложную подготовку, так как танец предполагает использование различных типов оружия. Фактически танец имитирует настоящий бой, поэтому раньше всегда исполнялся воинами.
Невесты танцуют узундару — сольную композицию, которая родилась в Карабахе. Танец символизирует благодарность родителям, а также уход из родного дома и начало семейной жизни. Динамка неизменно плавная и требует от девушки значительной гибкости.
У кавказских армян большой популярностью пользуется шалахо. Сейчас он распространен среди кавказских народностей. Особенность танца заключается в исполнителях, которыми непременно должны быть двое мужчин и одна девушка. Танец символизирует борьбу за женское сердце.

Праармянский язык называется мушка. На нем говорили древние армяне, и появился он еще до образования государства Урарту. Становление языка было довольно сложным и всегда характеризовалось появлением новых диалектизмов. Письменность появилась позднее, поэтому делопроизводство часто велось на персидском и греческом. Сейчас армянский язык входит в индоевропейскую семью и выделяется в особую ветвь.
Современный вариант принято называть новоармянским. В своей истории он насчитывает уже несколько веков, хотя в литературе стал использоваться примерно в начале 19 века. Язык делится на западный и восточный. Их характеризуют значительные отличия в сравнении с древнеармянским. Есть множество новообразований, упрощений и своеобразий синтаксиса. В Республике Армения наиболее распространен ашхарабар, который является восточным вариантом.

Характер

Для армян характерны гордость в отношении собственной истории и народа. Главными чертами армян, по их же собственному мнению, являются трудолюбие и страсть к жизни. Связано это с необходимостью налаживания сельского хозяйства и долгими веками неустанной борьбы. Одним из увлечений практически каждого армянина является ремесло в той или иной форме. Гончарное искусство или работа по дереву. Современные жители Армении проявляют интерес к наукам, прежде всего медицине и строительству. Еще одна черта — любовь к чтению. Армянскому народу часто приходилось сталкиваться с нехваткой книг, когда тюркские и монгольские завоеватели сжигали целые библиотеки. Поэтому если вы возьмете у армянина книгу, обязательно верните в назначенный срок. Иначе он скажет, что вы ее забрали в плен. Такое выражение имеет давние исторические корни. При Тамерлане за книги нужно было платить большой выкуп.
Искренность — одна из главных черт. В Армении не принято лицемерить, но и проявлять грубость к людям неприемлемо. Несмотря на уважение имеющегося статуса, никто не будет лебезить или чрезмерно льстить. Такое допустимо в отношении пожилых людей.
Массовые миграции сделали армян довольно хорошо адаптирующимися к новым условиям. При этом они практически не ассимилируются, а сохраняют духовные и культурные традиции.
Армянский юмор тоже хорошо известен в странах СНГ. Так сложилось, что армяне любят шутить и находят повод для шуток в любой удобный момент. За столом, в деловой беседе, в житейских разговорах. Каждый взрослый армянин знает целую пачку анекдотов, которые он непременно пожелает рассказать во время бурного застолья.
В армянских семьях традиционного уклада отец является главой, и его слово равносильно закону. Армяне, живущие в Москве или других городах России, отличаются более лояльным отношением к жизни, а вот их собратья, оставшиеся на родине, наоборот, имеют довольно строгие нравы.
Мы уже говорили про гостеприимство. Важно заметить, что армяне любят, когда люди заранее объявляют о намерении прийти в гости. Так они смогут подготовить как можно больше блюд, чтобы устроить роскошный обед или ужин.
Отношение к праздникам имеет в буквальном смысле культовое значение. Даже если у армянина не хватает средств, он возьмет деньги в долг или в кредит. Но свадьбы должны быть непременно роскошными, а празднование рождения детей — еще краше.

Армянская еда достойна высшей похвалы. Армяне используют самые разнообразные ингредиенты в блюдах. Особое место в их кухне занимают лаваш и сыры.

  • Если вы любитель супов, непременно отведайте хаш. Главным ингредиентом в нем является говяжье мясо. Блюдо готовится целые сутки и подается с зеленью и солью;
  • Другой вариант — спас. Великолепной суп с пшеничной крупой. Есть его можно холодным и горячим. Часто армяне заказывают сразу два варианта. Это диетическое блюдо, которое не содержит а, поэтому обязательно понравится вегетарианцам;
  • Для любителей необычных сочетаний придуман бозбаш. Этот суп включает мясо, перец, лук, баклажаны и томатную пасту;
  • Шашлык у армян называется хоровац. Во многом именно он ассоциируется с армянской кухней. В общей сложности придумано 20 видов шашлыка. Готовят его на углях, в кастрюле, тандыре и множеством других способов;
  • Мясные шарики кюфта делаются из фарша с добавлением лука и яиц;
  • Популярна в Армении каша ариса, готовят ее со сливочным маслом и пшеницей. В блюдо обязательно добавляют мясо курицы;
  • Основные закуски в Армении — это долма и женгялов хац. Последняя представляет лепешку из лаваша с добавлением зелени;
  • Сладости необходимо отметить отдельно. Гата делится на несколько типов. Пирог могут выпекать из разного теста, в том числе слоеного, дрожжевого или пресного. Гату пекут с добавлением сливочного масла и сахарной пудры. Этот десерт может вполне сойти за самостоятельное блюдо, так как отличается сытностью;
  • Попробуйте суджух, представляющий собой грецкие орехи, политые виноградным сиропом;
  • Рулеты из грецкого ореха со слоеным тестом — назук;
  • В Армении популярен и фруктовый лаваш, в который добавляют кизил, вишню, сливы и абрикосы.

Религия

  1. Сейчас главенствующей религией в Армении является христианство. Ислам распространен не так сильно, как во времена правления османов. Мусульман можно встретить в Ереване, в остальных же городах чаще встречаются христиане.
  2. Армянская церковь придерживается особых правил, которые затрагивают жизнь верующего. Так, во время крещения младенца трижды опрыскивают водой и три раза опускают в нее.
  3. Причастие требует употребления исключительно чистого вина и квашеного хлеба.
  4. В чистилище религиозные армяне не верят.
  5. Посты соблюдаются строго, а известная в православии молитва «Отче наш» читается на древнеармянском.
  6. Считается, что армянскую церковь основали апостолы Фаддей и Варфоломей. Известно, что именно Армения приняла христианство как государственную религию первой во всем мире. Дата официального принятия — 301 год.

Армяне, без преувеличения, великий народ. Они сумели выжить, несмотря на трудные времена, когда их единству и культуре грозило уничтожение. Начав свое формирование в Армянском нагорье, этот народ сумел расселиться по всей планете. Сейчас много армян живет в России, США, Турции и других странах. Их отличает не только любовь к жизни и трудолюбие, но и желание привнести в мир прекрасное. Среди армян много деятелей искусства, подаривших нам удивительные музыкальные инструменты, среди которых — дудук, ставший частью Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

С приходом христианства в страну стали появляться уникальные произведения искусства — хачкары. Памятники, изготавливаемые камнерезами, встречаются исключительно в Армении. Ставили их у монастырей по случаю победы на врагами или в честь окончания строительства нового храма. Использование «крест-камней» имеет и ритуальное значение.

Источник

Оцените статью