Какова главная задача первого периода реформ удалось ли руководству страны решить эту задачу

Российская Империя на рубеже веков и ее место в мире (стр. 17 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Претерпела изменения и политика в области образования. Закон об образовании ликвидировал одно из выдающихся завоеваний прежней системы — всеобщее среднее образование. Вместе с тем новые власти добились отхода учителей и учащихся от единообразия и идеологизации учебного процесса. Появились новые типы учебных заведений — гимназии, лицеи, колледжи, частные университеты.

Для текущего и итогового контроля предлагаются следующие вопросы:

Первый уровень. Когда руководство России представило первую программу радикальных рыночных реформ? Каковы основные положения этой программы? С чего началось ее осуществление? Когда принята программа приватизации и какие позиции она включала? Каковы последствия либерализации цен, начавшейся 1 января 1992 г.? Как с началом реформ изменилось потребление населением основных продуктов питания? Какую роль в реформах играли кредиты и помощь западных стран? Какова главная задача первого периода реформ? Удалось ли руководству страны решить эту задачу? По каким направлениям осуществлялась корректировка курса реформ после смены руководства правительства в декабре 1992 г.? Каких положительных результатов удалось достичь в ходе экономического реформирования? Какие проблемы возникли перед населением и руководством страны в ходе реформ?

Второй уровень. Чем объяснить радикальный характер экономических преобразований, начатых правительством Ельцина — Гайдара в октябре 1991 г.? Чем экономический курс Е. Гайдара отличался от предложений группы Г. Явлинского, что между ними общего? Какие результаты принесла чековая приватизация, каковы ее издержки и противоречия? Как вы оцениваете коррективы, внесенные В. Черномырдиным в курс реформ в 1993—1996 гг.? Чем вызвано «усиление» правительства реформаторов А. Чубайсом и Б. Немцовым в 1997 г.? В чем вы видите причины задержки выплаты зарплаты? Чем объяснить отсутствие крупных отечественных и зарубежных инвестиций в экономику России в 1992—1997 гг.? Какие коррективы в экономический курс правительства были внесены в 1997 г.?

Читайте также:  Поисковики разных стран мира

Третий уровень. Дайте общую оценку первых итогов рыночных реформ в России. Какие проблемы в развитии России вы видите? Как, по-вашему, их можно преодолеть?

Задание на дом. § 52 и вопросы к нему. Задания 3, 4 из рабочей тетради (вып. 3, с. 87—90).

Урок 61. РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Цель урока: усвоить принципиальное отличие новой политической системы России (действующей согласно Конституции 1993 г.) от советской модели организации власти; осмыслить первые итоги и последствия ее функционирования.

Основные знания: перегруппировка политических сил после августа 1991 г.; национальная политика; разработка новой Конституции; политический кризис 1993 г.; чеченская война; опыт российского парламентаризма и многопартийности в современных условиях.

Основные понятия: правовое государство; разделение властей; парламентская республика; президентская республика; парламентская демократия; Федеративный договор; политический кризис.

Работа с исторической картой: уметь показать на карте «Российская Федерация (1991—1998 гг.)» основные субъекты Российской Федерации.

Работа с историческими источниками: Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.); Послания Президента РФ Федеральному собранию за 1994, 1995, 1996, 1997 гг.; воспоминания Б. Н. Ельцина «Записки президента» (М., 1994. — С. 347— 388); воспоминания Р. И. Хасбулатова «Великая Российская трагедия» (М., 1994. — С. 380—412); воспоминания Е. Т. Гайдара «Дни побед и поражений» (М., 1996. — С. 324—364); Г. А. Зюганов «Держава» (М., 1994. — С. 6—17).

Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.

Основные даты: 21 сентября — 4 октября 1993 г. — политический кризис; 12 декабря 1993 г. — принятие Конституции РФ, выборы Государственной Думы; декабрь 1995 г. — выборы в Государственную Думу; лето 1996 г. — президентские выборы.

Проблемы для дискуссии. Либеральная и советская модели организации власти: проблема органической несовместимости. Политическое реформирование России: итоги и перспективы.

Для выяснения главного вопроса о принципиальном отличии либеральной и советской систем организации власти можно предложить ученикам сравнить тексты Конституции СССР 1977 г. и Конституции РФ 1993 г. и заполнить таблицу:

Система власти Советов

Политическая система власти России
с декабря 1993 г.

Вопросы по таблице: что означает характеристика Российской Федерации как демократического государства? Почему при всех внешних демократических атрибутах советскую систему власти нельзя было назвать подлинно демократической? Что означают принципы политического и идеологического разнообразия? Каковы по Конституции РФ характерные черты России как федеративного государства? Что характеризует Россию как правовое государство? Создано ли в России правовое государство? Каковы характерные черты России как социального государства? Можно ли считать современную Россию социальным государством? Почему?

Для рассмотрения вопросов политического кризиса в России осенью 1993 г. целесообразно предложить ученикам комментированное чтение воспоминаний активных участников событий — Б. Н. Ельцина, Р. И. Хасбулатова, Е. Т. Гайдара. Учащиеся должны высказать собственное мнение к происшедшему, оценить его итоги и последствия.

Важным вопросом является национальная политика России в 90-е гг. Центральное место здесь занимает война в Чечне (1994—1996 гг.). Поскольку в учебнике отсутствует материал на эту тему, можно предложить дополнительный материал.

Предвыборные обещания Б. Н. Ельцина дать регионам «столько суверенитета, сколько смогут съесть», обернулись после выборов главы Российского государства нарастанием центробежных тенденций в самой России. В условиях же наметившегося ослабления центральной власти и краха СССР тяга к самостоятельности в некоторых автономных республиках и областях заметно усилилась. В ряде из них решениями, принятыми на референдумах или сессиях верховных советов, были введены посты президентов. 27 октября 1991 г. президентом Чечено-Ингушской АССР был избран Джохар Дудаев, провозгласивший плавный выход Чечено-Ингушетии из состава России. Вскоре в Чечне стали формироваться вооруженные силы, «приватизировавшие» вооружение Советской Армии, расположенное на территории республики. В июне 1992 г. свою независимость (в составе РСФСР) провозгласила Ингушетия, а через год состоялся мирный раздел территории бывшей Чечено-Ингушской АССР между ее правопреемниками. Попытки Центра «урезонить» и даже припугнуть Дудаева успеха не принесли. В августе 1994 г. «общенародный съезд» чеченского народа поддержал решение своего президента об объявлении всеобщей мобилизации и начале «священной войны» с Россией за независимость. В ответ Москва предъявила ультиматум мятежной провинции, предложив под угрозой применения силы сложить оружие. После отказа выполнить это требование 10 декабря в Чечню вошли федеральные войска, а фронтовая авиация приступила к бомбардировкам. Иллюзии московских властей в считанные дни и даже часы «восстановить конституционный порядок» в Чечне вскоре развеялись. Обе стороны несли огромные потери. Лишь к лету 1995 г. федеральные войска сумели блокировать войска сепаратистов в горных районах Чечни. В этих условиях группа чеченцев захватила заложников общей численностью до 3 тыс. человек в районном центре Ставропольского края — Буденновске, вынудив федеральный Центр объявить перемирие и сесть за стол переговоров. Однако серия террористических актов вновь привела к боевым действиям, в результате которых основная часть территории Чечни оказалась под контролем федеральных войск. В апреле 1996 г. был убит генерал Дудаев, что еще более осложнило ситуацию. В августе того же года, в канун вступления в должность переизбранного на новый срок Н. Ельцина, вооруженные отряды чеченцев сумели атаковать Грозный и освободить его от федеральных войск, которые понесли огромные потери. В этих условиях Б. Н. Ельцин приказал секретарю Совета И. Лебедю любой ценой остановить войну. В сентябре были заключены соглашения о выводе российских войск из Чечни, проведении в ней свободных выборов и моратории на решение вопроса о ее статусе в течение пяти лет. В январе 1997 г. новым президентом Чечни стал начальник штаба армии Дудаева полковник А. Масхадов.

Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории бывшего СССР со времен Второй мировой войны. Она обошлась россиянам в триллионы рублей, а самое главное — унесла жизни свыше 100 тыс. человек с обеих сторон. Она стала серьезным предупреждением как властям, так и их противникам о последствиях возможного гражданского конфликта в России. Боевые действия регулярной армии против вооруженных граждан собственной страны убедительно показали эфемерность надежд обеих участвовавших в них сторон на возможность победы в гражданской войне с использованием новейших достижений военной техники.

Для текущего контроля предлагаем следующие вопросы:

Первый уровень. Какие действия предприняло руководство России после августовского политического кризиса 1991 г.? Как изменилось положение основных политических сил после августа 1991 г.? Что нового появилось в национально-государственном устройстве России после августа 1991 г.? Какие действия предприняло руководство России для образования СНГ? Когда и почему был подписан Федеративный договор, какие позиции в нем закреплены? Какие автономии отказались подписать Федеративный договор и почему? Какие различия в подходах к разработке новой Конституции России существовали в 1992—1993 гг.? Какие события вызвали вооруженное противостояние сторонников президентской и советской власти в октябре 1993 г.? Чем завершился осенний политический кризис 1993 г.? Каковы основы Конституции РФ, принятой в декабре 1993 г.? Какие права имеет по Конституции 1993 г. Президент? Из каких палат состоит Федеральное собрание РФ? Каковы полномочия Государственной Думы? Какие полномочия имеет Совет Федерации? Каковы прерогативы Конституционного суда РФ? Какие полномочия имеет правительство России? Какие основные политические силы представлены в нынешнем составе Государственной Думы? Какие политические партии современной России вы знаете? Какие политические силы боролись за президентский пост на выборах 1996 г.?

Второй уровень. Чем вы можете объяснить конфликт между ветвями власти, приведший к вооруженному столкновению в октябре 1993 г.? Зачем, на ваш взгляд, в 1994 г. был подписан Договор об общественном согласии? Как осуществляется идея разделения властей по действующей Конституции России? Каковы результаты национальной политики нынешнего руководства России? Какие противоречия в политической жизни страны вы считаете наиболее острыми и важными для общества?

Третий уровень. Дайте общую оценку политического развития страны в 1992—1997 гг. Охарактеризуйте нынешнюю Конституцию страны. Согласны ли вы с тезисом о том, что Конституция рассчитана лишь на переходный период? Как вы оцениваете перемены в политическом строе России?

Задание на дом. § 53 и вопросы к нему. Задание 3 из рабочей тетради (вып. 3, с. 93—94).

Урок 62. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Цель урока: усвоить радикальное изменение геополитического положения России после распада СССР, а также определить необходимость корректировки ее внешней политики в новых условиях.

Основные знания: радикальное изменение геополитического положения России после распада СССР; причины изменения внешнеполитического курса; новый этап во взаимоотношениях России со странами Запада; восточное направление во внешней политике России; отношения России со странами СНГ; итоги и последствия нового внешнеполитического курса.

Основные понятия: «прозрачные границы»; биполярная система международных отношений; монополярная система международных отношений; завершение «холодной войны».

Работа с исторической картой: уметь назвать и показать на карте «Российская Федерация и сопредельные государства» изменения границ после распада СССР; назвать и показать страны — члены СНГ.

Работа с историческими источниками: Послания Президента РФ Федеральному собранию за 1994, 1995, 1996, 1997 гг.; воспоминания Б. Н. Ельцина «Записки президента» (М., 1994. — С. 171—222); воспоминания А. Козырева «Преображение» (М., 1995. — С. 35—67); Г. А. Зюганов «Держава» (М., 1994. — С. 80—92); В. В. Жириновский «Последний бросок на юг» (М., 1993); Г. Бжезинский «Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы» (М., 1998. — С. 108—141).

Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.

Основные даты: 1993 г. — подписание между СССР и США Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2); 1994 г. — присоединение России к программе НАТО «Партнерство во имя мира»; 1997 г. — подписание Россией и Белоруссией Договора о создании Содружества Суверенных Республик.

Проблемы для дискуссии. Новая геополитическая ситуация для России: плюсы и минусы. Страны СНГ: достижения и проблемы. Россия и Запад: новые горизонты сотрудничества. Россия — Восток: традиции и новаторство во взаимоотношениях.

При рассмотрении проблем взаимоотношений между Россией и странами СНГ возможно заполнение таблицы:

Источник

Готовые домашние задания по истории

ТЕМА 7. РОССИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI в. (11 ч)

Цель урока: сформировать представление о состоянии экономики СССР к концу 1991 г., содержании различных планов перехода России к рынку, об основных направлениях экономической политики правительства в 1992—1998 гг.

Ключевые знания: состояние экономики СССР к концу 1991 г.; экономическая программа Е. Т. Гайдара; «шоковая терапия» 1992 г.; экономический курс правительства В. С. Черномырдина; состояние экономики России в 1998 г.

Внутрипредметные и метапредметные связи: курс «Обществознание», темы «Типы рыночных систем», «Основы рыночной экономики».

Ключевые понятия: рыночная экономика, либерализация цен, приватизация, единая тарифная система оплаты труда, конвертируемость валюты, макроэкономическая стабилизация, ваучер, «шоковая терапия».

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): объяснять, в чём заключались трудности перехода к рыночной экономике, привлекая свидетельства современников; излагать основные положения экономической реформы начала 1990-х гг., давать оценку её результатам и значению; объяснять причины, особенности и последствия финансового кризиса 1998 г.; раскрывать содержание понятий: либерализация цен, приватизация, ваучер.

Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, личностные.

Работа с историческими источниками: доклад Б. Н. Ельцина Съезду народных депутатов РСФСР об основных направлениях экономической реформы (28 октября 1991 г.); Гайдар Е. Т. Аномалии экономического роста / Е. Т. Гайдар. — М., 1996. — С. 186—214; Гайдар Е. Т. Дни побед и поражений / Е. Т. Гайдар. — М., 1996. — С. 174—217; Послания Президента РФ Федеральному собранию за 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999 гг.

Основные персоналии: Б. Н. Ельцин, Е. Т. Гайдар, А. Б. Чубайс.

Основные даты: 1991, октябрь — провозглашение радикальной рыночной реформы; 1992, январь — либерализация цен; 1992, октябрь — начало чековой приватизации; 1998, август — острый банковско-финансовый кризис.

Проблемы для дискуссии: основные направления перехода России к рынку. Причины трудностей на пути к рынку. Первые итоги рыночных реформ в России.

Образовательная среда: 1. Учебник. — § 51. 2. Рабочая тетрадь. — Ч. 2. — § 51. 3. Хрестоматия по истории России: XX в.

Ключевые вопросы: 1. От советской экономической системы к рынку. 2. «Шоковая терапия». 3. Приватизация. 4. Корректировка курса реформ. 5. Первые результаты экономических реформ. 6. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия. 7. Россия в мировой экономике.

Ход урока

Ослабление, а затем и падение союзных структур власти позволили Президенту РФ Б. Н. Ельцину энергичнее взяться за реализацию социально-экономических реформ.

Говоря о самом трудном в экономическом отношении 1992 годе, следует отметить, что социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой. Но предпринятые правительством шаги дали и положительный результат. Страна сумела избежать вполне реального тогда полного распада хозяйственных связей и экономического коллапса. Стремительное введение рыночных отношений ликвидировало товарный дефицит и наполнило прилавки товарами, по-прежнему недоступными большинству населения из-за отсутствия денег.

Ваучерная приватизация не улучшила материального положения россиян и не стала стимулом для развития производства. К тому же слабость государственной власти неизбежно вела к небывалым махинациям в сфере экономики.

Главные держатели российских капиталов — финансовопромышленные группы олигархов, созданные в результате приватизации, — предпочитали получать доходы не от инвестирования в отечественную промышленность, а от спекулятивных финансовых операций.

Для текущего и итогового контроля предлагаются следующие вопросы и задания:

Первый уровень. Когда руководство России представило первую программу радикальных рыночных реформ? Каковы основные положения этой программы? С чего началось её осуществление? Когда была принята программа приватизации и какие позиции она включала? Каковы последствия либерализации цен, начавшейся 1 января 1992 г.? Как с началом реформ изменилось потребление населением основных продуктов питания? Какую роль в реформах играли кредиты и помощь западных стран? Какова главная задача первого периода реформ? Удалось ли руководству страны решить эту задачу? По каким направлениям осуществлялась корректировка курса реформ после смены руководства правительства в декабре 1992 г.? Каких положительных результатов удалось достичь в ходе экономического реформирования? Какие проблемы возникли перед населением и руководством страны в ходе реформ?

Второй уровень. Чем объяснить радикальный характер экономических преобразований, начатых правительством Ельцина — Гайдара в октябре 1991 г.? Чем экономический курс Е. Т. Гайдара отличался от предложений группы Г. А. Явлинского? Что между ними общего? Какие результаты принесла чековая приватизация? Каковы её издержки и противоречия? Как вы оцениваете коррективы, внесённые В. С. Черномырдиным в курс реформ в 1993—1996 гг.? Чем вызвано «усиление» правительства реформаторов А. Б. Чубайсом и Б. Е. Немцовым в 1997 г.? В чём вы видите причины задержки выплаты зарплаты? Чем объяснить отсутствие крупных отечественных и зарубежных инвестиций в экономику России в 1992—1997 гг.? Какие коррективы в экономический курс правительства были внесены в 1997 г.?

Третий уровень. Дайте общую оценку первых итогов рыночных реформ в России. Какие проблемы в развитии России в то время вы видите? Как, по-вашему, их можно было преодолеть?

Темы докладов и сообщений: 1. Ваучерная приватизация: замыслы и результаты. 2. Экономические связи России со странами СНГ. 3. Развитие торгово-экономических отношений России со странами мира в 1992—1999 гг. 4. Дефолт 1998 г.: причины и последствия.

Домашнее задание. § 51, вопросы к нему. Задания 1, 4—5 к § 51 в рабочей тетради.

Источник

Оцените статью