Какую пещеру посетили туристы во время путешествия

Экскурсии по пещерам: как развлечение может превратиться в трагедию

Предостеречь любителей экстрима от неоправданного риска пытаются профессиональные спелеологи. Несмотря на то, что доступ в знаменитые Сьяновские пещеры закрыт, спрос на такие походы никуда не исчез — гиды уже водят группы по новым маршрутам. Вот только заканчиваются экскурсии по подземелью не всегда удачно, а участникам приходится рассчитывать только на помощь спасателей.

Экскурсионная группа спускается в подземелья Гурьевских каменоломен на границе Московской и Тульской областей. В народе их еще называют «Бяки». Эта подземная антропогенная полость не имеет никакого официального государственного статуса до сих пор, хоть это самая протяженная каменоломня в России — 43 километра.

Перед началом экскурсии гид на всякий случай раздает всем карту аж на трех листах. Кубик или прямоугольник — это крупный отдельно лежащий камень. Несколько вместе — это глыбовый завал. Если идет вдоль прохода пунктирная линия — это значит шкуродер.

Завсегдатаи пещер ориентируются по меткам. Их нужно найти на карте, чтобы понять, в каком месте конкретно ты находишься.

После инструктажа становится очевидно: прочитать карту под силу лишь профессионалу, а вот заблудиться в тоннелях может каждый. Гид и не скрывает: недавно его группа потеряла замыкающего.

— Он совершенно случайно нашелся сам. Он фотограф и отвернулся буквально на минуту, чтобы поставить штатив и сфотографировать красивое место. Когда повернулся, группа за мной ушла направо, а он пошел по прямой. Думал, что нас побыстрее догонит, бежал-бежал и понял, что нас нет.

Примерно так же полгода назад в Сьяновских каменоломнях заблудилась группа детей. Но для тех, кто водит экстремальные экскурсии, подобные происшествия мелочи.

После закрытия Сьяновских пещер предприимчивые коммерсанты осваивают новые маршруты — гораздо более опасные. Спелеолог Алексей Барашков отметил, что зачастую это делается не очень подготовленными людьми.

За экскурсию Сергей берет по 2700 с каждого. Есть в программе и настоящий экстрим. Например, подъем по вертикальному колодцу с выходом в шкуродер. Из взрослых в узкую расселину больше никто не полез, зато дети выстроились в очередь.

Не всегда такие развлечения заканчиваются благополучно. В тех же «Бяках» девушка не рассчитала собственные силы и застряла. В Сьянах экстремалка в наклонном шкуродере провела пять часов вниз головой. Спутники помочь не смогли — пришлось вызывать спасателей.

Нелегальные гиды зарабатывают на тех, кто жаждет острых ощущений. Делают они это без сертификатов, лицензий и каких-либо гарантий. В случае ЧП привлечь такого человека к ответственности очень непросто.

Источник

Тренировочный вариант 1 ВПР 2021 по географии 8 класс

Тренировочный вариант 1 ВПР 2021 по географии 8 класс. Пробные варианты по географии 8 класс ВПР 2021. ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА География 8 класс.

1.

1.1. На рисунках представлены контуры стран – соседей России с указанием столиц этих стран. Подпишите под каждым рисунком рядом с номером название соответствующей страны.

Определите расположение указанных Вами стран на схеме и впишите в пустые квадраты их номера.

1.2. С какой из указанных Вами стран Россия не имеет морской границы? Запишите в ответе название страны.

1.3. На диаграмме отображена протяжённость границ России с указанными Вами странами. Установите соответствие между столбцами диаграммы и названиями этих стран. Запишите в ответе номера стран под соответствующими буквами.

2.

2.1. На карте буквами обозначены объекты, определяющие географическое положение России. Запишите в таблицу названия этих объектов.

2.2. Точка N расположена на территории одного из указанных Вами географических объектов и имеет координаты 72° с.ш. 70° в.д. Поставьте на карте крайнюю южную точку России, которая расположена на одном меридиане с точкой N, и обозначьте её буквой K.
Запишите координаты точки K.

Рассчитайте расстояние в километрах от точки N до точки K. Длина дуги меридиана в 1° составляет 111,3 км. Результат округлите до целого числа. (Для расчёта используйте калькулятор.)

Задание 3 выполняется с использованием карты России.

3.

3.1. На карте России цифрами обозначены формы рельефа. Выберите из предложенного списка географические названия этих форм рельефа и впишите в пустые ячейки на схеме.
Корякское, Шивéлуч, Северные Увалы, Кавказ, Путорана, Чукотское.

3.2. Какая форма рельефа обозначена на карте цифрой 1? Запишите в ответе название этого географического объекта.

На какой из фотографий представлен указанный Вами географический объект?

3.3. Выберите три утверждения, которые характеризуют особенности указанного Вами
географического объекта, и запишите в ответе их номера.
1) Эта форма рельефа протянулась между Чёрным и Каспийским морями.
2) Здесь расположена высочайшая вершина России.
3) Территория богата каменным углем.
4) Наивысшая точка – гора Белуха.
5) Здесь берут начало реки Кубань и Терек.
6) Большая часть территории заболочена.

4.

Прочитайте текст и выполните задания.
Лена – крупнейшая река Восточной Сибири, протекает в Иркутской области и Республике Саха (Якутия). Она берёт начало из небольшого болота, расположенного на высоте 1470 м у подножия Байкальского хребта, который и принято считать её истоком.
Лена – самая протяжённая река нашей страны, её длина 4400 км. При впадении в море Лаптевых река образует обширную дельту. Протекая по Центрально-Якутской низменности, Лена принимает воды двух своих крупных притоков: правого – Алдана и левого – Вилюя. Водный режим Лены характеризуется высоким весенне-летним половодьем, обусловленным таянием снегов. Ледостав на Лене продолжается с октября по май. Часто во время ледохода на реке образуются заторы, которые приводят к наводнениям. По течению Лены сохранилась уникальная природа. В верховьях реки находится Байкало-Ленский заповедник; в среднем течении – природный парк «Ленские столбы», который включён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО; в дельте Лены – Усть-Ленский заповедник. Берега Лены заселены слабо, самым крупным городом является Якутск. В остальных городах: Усть-Куте, Киренске, Ленске – численность населения не превышает 50 тысяч человек.

4.1. На основе данных, приведённых в тексте, сделайте необходимые расчёты и заполните
таблицу. (Для расчётов воспользуйтесь калькулятором.)

4.2. На карте России, приведённой на странице 4, подпишите названия всех водных объектов, которые упоминаются в тексте.

5.

На рисунках представлены климатограммы, построенные по данным метеонаблюдений в разных регионах России. Рассмотрите климатограммы и выполните задания.
5.1. Определите, какому климатическому поясу / типу климата соответствует каждая климатограмма. Подпишите название климатического пояса / типа климата под соответствующей климатограммой.

5.2. Школьник из Казани описал особенности местного климата в письме своему другу, который живёт в Верхоянске.

По тексту письма определите, в каком климатическом поясе расположен город Казань.
Укажите в ответе название климатического пояса.

5.3. Какие климатообразующие факторы определяют климат Казани? Запишите в ответе их
номера.
1) расположение за Северным полярным кругом
2) удалённость от океанов
3) равнинный рельеф
4) горы, препятствующие проникновению холодных воздушных масс
5) преобладание западного переноса воздушных масс
6) тёплое океаническое течение

Задание 6 выполняется с использованием карты России.

6.

Группа туристов отправилась в путешествие по России. На карте отмечены буквами опорные точки их маршрута, которые являются крупными городами: центрами субъектов Российской Федерации (республик, краёв, областей) и/или городами федерального значения. Проследите по карте маршрут туристов и выполните задания.

6.1. Определите по опорным точкам на карте и запишите в таблицу названия субъектов Российской Федерации.
Подпишите на карте названия городов – опорных точек маршрута.

6.2. Из точки А в точку Б туристы решили добраться на самолёте. Заполните пропуски в авиабилете: впишите названия пункта вылета, пункта назначения и время прилёта в пункт назначения (местное время).

6.3. Путь от точки Б до точки В туристы преодолевали на автомобиле. По пути они делали фотографии и записи в дневнике. Рассмотрите фотографии, прочитайте записи туристов и ответьте на вопросы.

Наш путь лежал на юг из города, расположенного на реке Каме. Всего в черте города протекает более 300 рек и ручьёв. Протекая по территории города, эти реки испытывают сильное антропогенное воздействие, и вода в них загрязнена стоками промышленных
предприятий. Вдоль дороги за городом стояли могучие леса из ели, сосны и пихты. Мы видели большие площади вырубок, здесь активно ведутся лесозаготовки, и круглый лес поступает на многочисленные деревообрабатывающие предприятия региона. В 100 км от города мы посетили уникальный природный объект – знаменитую карстовую ледяную пещеру со множеством гротов и подземных озёр. Дальше наш путь лежал вдоль Волги, лес становился всё реже, и вскоре мы уже ехали по слабохолмистой местности, через поля и небольшие лесные массивы из берёзы, осины и ели. По пути нам встретилось много нефте- и
газодобывающих предприятий. Территории с плодородными почвами, на которых ведётся добыча, изъяты из сельскохозяйственного оборота, а естественная природная среда сильно нарушена. Вскоре мы подъехали к Куйбышевскому водохранилищу. Это третье в мире по площади водохранилище называют Жигулёвским морем. В настоящее время уровень воды в
нём снизился. Из-за смыва с полей удобрений и сброса промышленными предприятиями неочищенных стоков вода в водохранилище местами «цветёт». Вокруг простирались бескрайние поля с пшеницей и подсолнечником, бахчи с арбузами. Сплошная распашка привела к тому, что естественной растительности практически не осталось. Так мы доехали до города Энгельса, где переправились по мосту через Волгу в город, являющийся крупным промышленным, административным и культурным центром, конечную точку нашего маршрута.

Какую пещеру посетили туристы во время путешествия?

Какие виды хозяйственной деятельности, зафиксированные туристами в дневнике, вызывают негативные для природы последствия?

7.

Используя представленную ниже таблицу и графики динамики численности населения по субъектам Российской Федерации за период 2005–2016 гг., выполните задания.

7.1. Определите, какому субъекту Российской Федерации соответствует каждый график динамики численности населения. Запишите в ответе порядковые номера субъектов Российской Федерации под соответствующими буквами.

7.2. В каких из приведённых в таблице субъектов Российской Федерации численность населения за указанный период выросла?

7.3. В каком из приведённых в таблице субъектов Российской Федерации убыль населения за указанный период была наибольшей? (При необходимости Вы можете воспользоваться калькулятором.)

8.

Школьники – члены клуба юных географов участвовали в проекте «Географическая экспедиция по родному краю». Цель экспедиции, основные вопросы, поставленные перед экспедицией, и результаты исследований они оформили в виде приведённой ниже таблицы. Выполните задания и заполните таблицу.

8.1. Запишите в таблицу название своего региона (субъекта РФ) и название его административного центра.
Выделите штриховкой на карте России, приведённой на странице 10, свой регион.

8.2. В ходе проекта школьники разбились на три группы, каждая из которых представляла одну из географических специальностей и проводила исследования в рамках одного из вопросов. Выберите из предложенного списка названия географических специальностей и запишите их в соответствующие ячейки таблицы.
Картография, биогеография, ландшафтоведение, экономическая география, геоморфология, почвоведение, палеогеография, этнография, климатология, гидрология.

8.3. Сформулируйте краткие ответы на вопросы, поставленные перед экспедицией, и запишите их в графу таблицы «Результаты исследований».

ОТВЕТЫ

1.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) подписи названий стран под рисунками: 1 – Финляндия; 2 – Китай; 3 – Польша; 4 – Азербайджан;
2) вписанные номера стран на схеме

2.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) точку K на карте (крайняя южная точка России на меридиане 70° в.д.);
2) координаты точки K: 55° с.ш. 70° в.д.;
3) расстояние от точки N до точки K: 1892 км

3.1

3.2

1) запись названия географического объекта: горы Кавказ;
2) указание фотографии: А

3.3

4.1

4.2

Правильный ответ должен содержать подписи на карте названий пяти водных объектов: реки – Лена, Алдан, Вилюй; озеро Байкал; море Лаптевых

5.1

5.2

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указание климатического пояса / типа климата: умеренный / умеренно континентальный;
2) заполненную таблицу с климатическими показателями:

При определении средних температур допускается погрешность в 1 °С

5.3

6.1

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) указание в таблице субъектов Российской Федерации (РФ):

2) подписи городов на карте:
А – Мурманск; Б – Пермь; В – Саратов

6.2

6.3

Название пещеры: Кунгурская ледяная пещера
Виды хозяйственной деятельности: промышленность, вырубка лесов / лесозаготовки, газо- и нефтедобыча, внесение удобрений на поля, сплошная распашка территории.
Ответ на второй вопрос может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке

7.

8.1

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) запись в таблице названий региона (субъекта РФ) и его административного центра;
2) выделение региона на карте

8.2

Правильный ответ должен содержать указание географических специальностей в соответствующих ячейках таблицы.

Источник

Читайте также:  Беловское море инской отдых
Оцените статью