Какую страну исследовал марко поло

Что открыл Марко Поло?

Чем прославился Марко Поло, что открыл итальянский путешественник? Главная информация о его открытиях, о книге поможет выделить главное.

Что открыл Марко Поло в Евразии?

В первую очередь, венецианский купец известен тем, что для европейцев открыл такую загадочную Восточную Азию.

В каком году Марко Поло открыл Восточную Азию? Это было в период 1271 – 1295 годов, больше 15 из них венецианец провел при дворе хана Хубилая в Монголии, служа ему и выполняя его тайные поручения.

Благодаря путешествиям Марко Поло, европейцы открыли для себя страну Китай, сказочно богатую Японию, острова Суматру и Яву, богатейший Цейлон и остров Мадагаскар.

Венецианский купец открыл для Европы бумажные деньги, саговую пальму, каменный уголь и пряности, которые в те времена ценились на вес золота.

Также Марко Поло был первым, кто доказал, что земля круглая, и первым мореплавателем, проплывшим вокруг нее.

Результатом длительных путешествий и открытий стала «Книга о разнообразии мира». Она долгое время служила важным источником по этнографии, географии, истории Ирана, Монголии, Китая, Индии, Индонезии. Примечательно, что Христофор Колумб в свои путешествия в качестве путеводителя брал именно эту книгу.

Кто такой Марко Поло?

Будущий путешественник походил из семьи венецианского купца. Он был первым европейцем, который в конце ХІІІ века совершил длительное путешествие океаном на Восток, пробыл долгое время при дворе Великого Хана в Китае и Монголии, посетил Японию, Юго-Восточную Азию и Персию. Воспоминания о путешествиях были опубликованы под названием «Книги о разнообразии мира».

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, что открыл Марко Поло.

Источник

Марко Поло

Краткая биография

Венецианский путешественник Марко Поло родился в 1254 г. в купеческой семье на острове Корчула в Адриатическом море. Его отец Никколо Поло и дядя Маффео не раз совершали коммерческие поездки в азиатские страны, торговали пряностями, тканями, ювелирными изделиями, драгоценными камнями. Их путешествия занимали несколько лет, потому что в те времена добраться из Европы в Индию и Китай можно было исключительно по суше (морской путь в Юго-Восточную Азию Васко да Гама откроет только через 240 лет). Возвращаясь из дальних странствий домой, отец рассказывал мальчику о диковинных городах, необычных народах и сказочных богатствах.

Марко мечтал подрасти и тоже отправиться в путешествие. Так и произошло: он побывал во многих государствах Востока. Его впечатления и воспоминания легли в основу «Книги о разноо бразии мира», в которую вошли не только рассказы о путешествиях и жизни на чужбине, но и описание азиатских государств, местностей, городов, нравов и быта их обитателей, а также исторические очерки и легенды. Она была настольной книгой многих купцов, выдающихся мореплавателей и путешественников и сыграла значительную роль в истории Великих географических открытий. Книга Марко Поло переведена на несколько иностранных языков, она издается и переиздается во многих странах мира.

Марко путешествовал 24 года. Вернувшись в Европу, он женился и прожил долгую и счастливую жизнь. Умер Марко Поло в 1324 г. в возрасте 70 лет.

Путешествия Марко-Поло в Китай и его возвращение в Италию

В 1271 г. Марко Поло с отцом и дядей отправился в увлекательное и опасное путешествие на Восток. Опытные венецианские купцы хорошо знали, что торговля в Азии гораздо более выгодна, чем МАРКО ПОЛО И ЕГО ЗНАМЕНИТАЯ «КНИГА О РАЗНООБРАЗИИ МИРА» в любых других странах. Их путь лежал в Даду – «Великую столицу» Китая (по-монгольски – Ханбалык). Монгольский хан Хубилай, самый знаменитый из внуков Чингисхана, к тому времени почти завершил разгром китайской династии Сун и стал правителем монгольской империи и Китая. Во время прежнего торгового путешествия на Восток Никколо и Маффео Поло были представлены Хубилаю, он принял братьев благосклонно и даже пожаловал им верительную золотую бирку пайцзу (или дщицу), она давала право на получение лошадей и эскорта в трудном путешествии обратно в Европу. Тогда Хубилай поручил венецианцам передать римскому папе просьбу прислать ему «сотню ученых, владеющих мастерством семи свободных искусств».

Однако, когда братья вернулись на родину, им не удалось выполнить повеление хана: папа римский скончался, а выборы нового понтифика затянулись. Братья тем временем предприняли новое торговое путешествие на Восток. Шел 1271 год, с караваном судов Никколо, Маффео и Марко добрались до Палестины, затем пересекли полуостров Малая Азия, Армянское нагорье, по реке Тигр спустились до Басры, затем добрались до Ормуза. По пути венецианцы не раз останавливались в городах, где располагались крупнейшие на Востоке рынки.

В Мосуле Марко поразили шелковые и золотые ткани «мосулины», а также «самые тонкие и красивые в свете ковры», крупнейшим рынком жемчуга славился в те времена Тебриз. Видимо, путешественники собирались плыть в Китай на корабле, но почему-то передумали и направились на северо-восток. Теперь их путь лежал вдоль южных предгорий Гиндукуша к Памиру. По опасным дорогам северо-восточной Персии и Афганистана они добрались, наконец, до древнего города Афганистана – Балха. На Памире Марко Поло побывал на копях, где рабы добывали драгоценные камни: рубины, сапфиры, лазурит.

В городе Ганьчжоу по невыясненным причинам путешественники остановились надолго – прожили целый год. Затем они отправились через перевалы Памира на север и оказались у южных склонов Тянь-Шаня. Много позже в своей «Книге о разнообразии мира» Марко расскажет об этих суровых высокогорных краях и в частности о том, что «птиц тут нет… от великого холода и огонь светится не таким цветом, как в других местах, и пища не так хорошо варится».

Путники обогнули с юга пустыню Такла-Макан и через безжизненные равнины прошли на северо-восток. Далее по долине реки Хуанхэ – к землям, которыми владели великие монгольские завоеватели. Своим достатком и благополучием особенно понравился путешественникам город Хотан: «Всего вдоволь, хлопку родится много, у жителей есть виноградники и много садов, народ смирный, занимается торговлей и ремеслами». Прошло три с половиной года с тех пор, как Поло отплыли из Венеции.

В начале лета 1275 г. они добрались, наконец, до великой резиденции хана Хубилая – города Ханбалык. Венецианцев встретили радушно, город поразил Марко великолепными дворцами, роскошными пирами, шумными многолюдными рынками, бесконечными торговыми рядами, чайными домами, каменными мостовыми, сторожевыми противопожарными башнями и многим-многим другим. Не оставил равнодушными венецианцев и город Кинсай в Южном Китае – самый густонаселенный город мира, в котором проживал миллион жителей! Он был построен, как и Венеция, на каналах, по ним непрерывно сновали корабли, торговые лодки и прогулочные суда.

Восхищался Марко и правителем – великим ханом Хубилаем, «великим делам и диковинам величайшего государя всех татарских князей… росту он хорошего, толст в меру, лицом бел как роза, глаза черные, славные». Хубилай приближал ко двору талантливых иностранцев, и пока отец и дядя занимались торговлей, Марко изучил монгольский язык. Вскоре способного юношу Хубилай нанял на гражданскую службу. Марко жил в почете и роскоши, много путешествовал по Китаю, его посылали в длительные поездки в отдаленные китайские провинции, а возвращаясь, он докладывал правителю о положении дел.

Купцы Поло прожили в Китае 17 лет, пришло время возвращаться домой. По словам Поло, хан был им восхищен, давал различные поручения, не разрешал ему возвращаться в Венецию. Наконец, представился случай: в 1292 г. Марко вызвался сопровождать в Персию монгольскую принцессу Кокёчин для бракосочетания с сыном персидского короля. Чтобы безопасно доставить ее в Ормуз, а затем в Тебриз, Хубилай снарядил четырнадцать кораблей. Флотилия, в составе которой были и купцы Поло, побывала на Зондских островах, Цейлоне, затем вдоль берегов Индии проследовала до Ормуза. Благополучно доставив принцессу в Тебриз, купцы Поло через Иран и Черное море в 1295 г. вернулись в Венецию.

Во время войны Венецианской республики с генуэзцами в 1298 г. Марко Поло оказался на борту торгового судна, захваченного противниками, и год провел в генуэзской тюрьме. Там он надиктовал свои воспоминания о странствиях и жизни на Востоке – знаменитую книгу Марко Поло – заключенному из Пизы – Рустичиано.

Биографы Марко утверждают, что он был способным, энергичным, терпеливым и наблюдательным человеком, хорошим, но увлекающимся рассказчиком. За склонность к преувеличениям Марко еще при жизни получил прозвище «Миллион». Некоторые ученые подвергают сомнению факты, изложенные в книге Марко Поло, и высказывают мнение, что она была лишь талантливым пересказом впечатлений персидских купцов о странствиях по Востоку. Однако обнаруженные неточности могли появиться при многочисленных переводах, к тому же Марко Поло диктовал свои воспоминания по памяти. Можно смело утверждать, что описания Марко Поло вполне соответствуют современным знаниям о природе и истории стран Востока.

Вклад в географию

В XIII в. Марко Поло был, пожалуй, самым известным путешественником в Европе. Он прожил в Китае семнадцать лет, описал неведомые европейцам земли, повседневную жизнь китайцев, типичные ремесла и кулинарные традиции различных областей этой страны. В его книге содержатся сведения о Японии, островах Ява и Суматра, о Цейлоне и Мадагаскаре.

Источник

Марко Поло

Краткая биография

Марко Поло появился на свет 15 сентября 1254 года в семействе знатного венецианского купца, который торговал ценными пряностями и ювелирными украшениями. Рано лишившись матери, мальчик с детства повсюду сопровождал своего отца, который много путешествовал.

Он и привил Марко любовь к дальним странствиям. Их первым по-настоящему серьезным путешествием стала дорога в Китай. Именно туда должны были отправиться члены семейства Поло, которых Римский папа выбрал официальными посланниками монгольскому хану, правящему в те времена Поднебесной.

Путь в Китай пролегал через Малую Азию, Двуречье, Армению, Индию. В Персии на караван путешественников было совершено нападение. Семья Поло уцелела лишь чудом. Суровым испытанием стало и пересечение пустыни: измученные жаждой и палящим солнцем, путешественники едва успели найти спасение в афганском городке Балха.

Так, преодолевая многочисленные преграды и рискуя жизнью, семейство Поло оказалось в Южном Тянь-Шане, жители которого никогда ранее не видели европейцев.

Рис. 1. Марко Поло.

Спустя некоторое время караван достиг конечной цели путешествия – города Ханбалык (нынешний Пекин), в котором располагалась резиденция хана Хубилая. К тому времени хан почти полностью уничтожил китайскую династию Сун, став полноправным властителем всей Монгольской империи и Китая.

Жизнь в Китае

При дворе хана Хубилая семейство Поло прожило около 15 лет. Повзрослевший Марко отличался бесстрашным нравом, независимостью и отличной памятью, чем и привлек внимание Хубилая. Он взял под свое личное покровительство юного венецианца и приблизил его ко двору.

Марко принимал самое деятельное участие в жизни большой державы:

  • помогал хану в принятии государственных решений;
  • участвовал в наборе армии;
  • ввел в использование военные катапульты;
  • выполнял сложные дипломатические поручения.

За время, проведенное в Китае, Марко успел побывать во многих городах и провинциях, изучил язык, культуру, удивительные достижения китайского народа.

Рис. 2. Культура Китая.

Хубилай крепко привязался к Марко и не собирался расставаться со своим любимцем. Однако был вынужден сделать это в 1291 году: вся семья Поло должна была сопровождать в походе монгольскую принцессу, которую взял в жены персидский правитель. Спустя три года, во время путешествия через Цейлон, пришла новость о смерти Хубилая.

Семья Поло приняла решение не рисковать и вернуться на родину. Преодолев тяжелый путь через Индийский океан, путешественники вернулись в Венецию в 1295 году, спустя 24 года после начала их странствий.

На родине

Два года спустя в Венеции разразилась война с Генуей. Так Марко оказался в плену и был вынужден несколько месяцев провести в тюрьме.

Именно там и была написана его знаменитая книга под названием «Книга о разнообразии мира». В ней Марко описал свои удивительные приключения в азиатских странах, сделанные им географические открытия, поделился опытом опасных путешествий. Благодаря этой книге европейцы впервые узнали о существовании бумажных денег, каменного угля, необычных пряностей и многих других диковинках.

Рис. 3. Книга Марко Поло.

«Книга о разнообразии мира» стала настольной для многих мореплавателей, исследователей и путешественников. Это была любимая книга Христофора Колумба, который взял ее с собой в знаменитое плавание в Америку.

Что мы узнали?

При изучении доклада на тему «Марко Поло» по программе географии 5 класса мы познакомились с годами жизни великого путешественника, его краткой биографией. Мы выяснили, что открыл Марко Поло в географии, и насколько важными оказались эти открытия.

Источник

Открытия Марко Поло: их значение и маршрут путешествий

История Марко Поло — одно из тех преданий, в которых смешаны мифы и реальность. Восточная загадочность никогда до конца не откроет завесу таинственности над его путешествием. Все, что нам известно — основывается на его рассказе, приукрашенном, зачастую неточном, пафосном, но в то же время интригующем, волнующем, толкающим на новые открытия путешественников того времени.

Подобно древним храбрым финикийцам, обогнувшим Африку еще до нашей эры, венецианские купцы Поло совершили невозможное.

Открытия Марко Поло для своего времени были во многом сенсационными, ведь до него никто не погружался в восточную экзотику настолько глубоко. Его книга была даже на корабле Христофора Колумба, плывущего открывать новый маршрут в Индию.

Что открыл

По большому счету, Марко распахнул для европейцев Азию (Южную Азию). Некоторые и до него бывали в восточных странах, возможно в Китае или Индии, на Руси или в Золотой Орде, в странах Северной Сибири, Японии Австралии, на Суматре, Цейлоне и Мадагаскаре, восточном побережье Африки, но он был одним из первых, кто довольно подробно описал свое путешествие, далекие восточные страны, народы и обычаи.

До него в Китае побывали его дядя и отец — Матвей (Маффео, Маттео) и Николай (Николо) Поло. Торговые дела привели их в Золотую Орду, а затем в северо-западную часть Китая. Там они повстречали посольство хана Алау к Хубилаю, и посланник убедил их отправиться в далекие монгольские владения, так как Хубилай (правитель Монгольской империи и Китая) никогда не видел латинян и был бы счастлив такой встрече. Здоровый купеческий авантюризм и природное человеческое любопытство этих отважных и смекалистых людей также способствовали этому путешествию.

В свое второе путешествие на восток они взяли и Марко, и тот впоследствии надиктовал свои приключения Русти‑кану Пизанскому (Рустичелло де Пиза), который и записал его историю. «Книга о разнообразии мира» стала руководством к действию для мореходов того времени.

  • Монгольскую Империю времен хана Хубилая;
  • маршруты и города;
  • народы и нравы;
  • религиозные уклады;
  • новую форму денежных отношений;
  • флору и фауну;
  • торговые товары;
  • великие битвы востока.

Некоторые из его рассказов перекликаются с известными преданиями того времени, некоторые подтверждаются сохранившимися средневековыми китайскими документами и документами их архивов хана Хубилая, некоторые являются пересказами мифов, а также историями людей, с которыми ему довелось общаться.

Краткая биография Марко Поло

Жизнь Марко полна белых пятен. Некоторые исследователи допускают, что его история выдумана, а самого его и вовсе не существовало. Однако наследие, оставленное этим именем, можно назвать грандиозным.

Даты Жизни

Документов, подтверждающих место и точную дату рождения Марко, не сохранилось. Основная версия гласит, что он родился 15 сентября 1254 года в Венеции. Существует предположение, что родиной семьи Поло была Хорватия. По одной из версий, которую не воспринимают всерьез, Поло — выходцы из Польши. Семья имела собственный герб и являлась известным венецианским купеческим родом.

Мать Марко умерла, когда ему исполнилось 12 лет — в 1266 году.

Первая встреча отца и сына состоялась, когда Николай и Матвей вернулись от Хубилая в 1269 году с посланием от последнего апостолу Римской Церкви. По возвращении домой оказалось, что апостол Клемент IV умер (1268 год), а новый еще не назначен.

Купцы около двух лет ожидали назначения нового апостола, не дождались и двинулись в обратный путь, однако не успели далеко уйти, как новый все же был избран. Братья и Марко вернулись, Григорий Пьяченский (Григорий X) благословил их и отправил с ними двух монахов — Николая Виченского и Гильома Триполийского. Последний был автором книги «О состоянии сарацин после возвращения из Сирии короля Людовика» (дата возвращения — 1254 год).

Итак, экспедиция, в составе которой Марко отправился в свое путешествие, выдвинулась в путь в 1271 году.

Странствие продлилось почти пять лет (в книге говорится, что они прибыли ко двору хана через три года). Марко упоминает в книге страны, которые располагались на территории современных Израиля, Палестины, Ливана, Ирана, Ирака, Турции, Афганистана, Китая. Также упоминаются близлежащие Грузия, Туркменистан, Армения, другие страны и многие города.

В 1275 году, когда Марко исполнился 21 год, купцы добрались до резиденции Хубилая. Несмотря на то, что братья выполнили просьбу хана лишь частично, он был рад их возвращению. Монахи, отправленные апостолом, не добрались.

В посольской грамоте да в словах значилось, знайте, вот что: просил великий хан апостола к нему около ста христиан, умных, в семи искусствах сведущих, в спорах ловких, таких, что смогли бы идолопоклонникам и людям других вер толком доказать, что идолы в их домах, которым они молятся, – дело дьявольское, да рассказали бы язычникам умно и ясно, что христианство лучше их веры.

Поручил также великий хан братьям привезти масла из лампады, что у Гроба Господня в Иерусалиме.

Представляя Марко, его отец сказал хану: это мой сын и ваш слуга. Так Марко поступил на службу к Хубилаю. По словам самого Марко, хан полюбил его за живость ума, хорошую память, сметливость и другие положительные качества. Марко быстро изучил местные языки и обычаи. В отличие от других послов, Марко умел не только выполнять поручения хана, но и ярко описать свои миссии, людей, обычаи, предания и другие подробности.

Марко провел на службе у Хубилая около 17 лет. Многие даты, наименования стран и городов, имена, степень родства и другое по разному излагаются в рукописях, переписанных с оригинала. В некоторых, например, упоминается период в 27 лет. А рукописей насчитывается более 80 версий. По этим причинам в разных источниках часто используются близкие, но немного отличающиеся параметры, описания, наименования.

В 1291 году Марко, его дядя и отец отправились выполнять последнее задание хана — сопровождение невесты Аргону, владетелю Персии. Выполнив это поручение, никто из Поло более никогда не вернулся к Хубилаю.

В 1295 году, в возрасте 41 года, вернулся в Венецию.

Через два года была написана «Книга о разнообразии мира». Марко участвовал в войне между Генуей и Пизой, попал в плен и во время заключения создал это произведение при помощи своего сокамерника, изложившего эту историю на бумаге с его слов. Повествование велось на старофранцузском, сохранились оригиналы страниц созданных при жизни путешественника.

О его дальнейшей жизни известно довольно мало. Марко женился, у него родилось три дочери, жил и умер в Венеции. В 1324 году Марк Поло был похоронен в церкви Сан Лоренцо.

Семья

Отец и дядя Марко были венецианскими купцами. В основном занимались торговлей драгоценными камнями и специями, именно с этим связан их интерес к востоку. Существует версия о том, что отец Марко Родился в Долматии. Существуют данные, что Николай привез из дальнего путешествия еще двух сыновей — венецианско-монгольских кровей, сводных братьев Марко.

После освобождения из плена (1298 год) Марко женился на знатной венецианке Донате Бодуэр, у него родилось три дочери. Все они были отданы замуж за купцов из Хорватии (Долматии — территории на северо-западном побережье Балкан), что усиливает версию о хорватском происхождении семейства Поло. По одной из версий, к концу жизни Поло превратился в скупого старика, вел тяжбы с членами собственной семьи и практически лишил их наследства. По другой версии, Марко завершил все свои дела вовремя, и никто из дочерей не остался обделенной.

Образование

Путешествие длинною в четверть века по праву можно назвать школой жизни. Образование в те времена несколько отличалось от современного. В книге Поло упоминается, что хан приглашал к себе христиан, сведущих в семи искусствах, что по тем временам было мерилом высокой образованности.

В переводе на современный это означало полный курс светского образования, который делился на два учебных цикла, «пути»:

  • тройной путь (тривий, лат. trivium) словесных наук – грамматика, диалектика и риторика;
  • четверной путь (квадривии, лат. quadrivium) математических наук – арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

Такого системного образования Марко не получил.

Об образовании самого Марко практически ничего не известно, считается, что он не получил систематического обучения. Вероятно, купцы, отец и дядя, учили его тому, что знали. В книге Марко упоминается его обучение «четырем азбукам», когда он уже служил хану. Марко присмотрелся и обучился местным нравам, языкам, письму и обычаям. После возвращения в Венецию Марко, вероятно, не сразу вернулся в «европейскую колею» — свидетельством его плохого знания местных языков может служить тот факт, что книгу он писал не сам. Диктовка шла на венетском диалекте, а манускрипт, предположительно, писался на старофранцузском и итальянском языках. Однако в дельнейшем Поло имел несколько домов и контор, вел тяжбы, что все же требовало некоторых познаний.

Возможна и другая версия: его сокамерник мастерски владел пером и был автором нескольких рыцарских романов, поэтому сочетание рассказчика в Марко и писателя в Рустичелло привело к столь замечательному результату. Некоторый источники сообщают об интересном факте: сидя в тюрьме, Марко послал за своими записками в воюющую Венецию, и их ему доставили.

Открытия

Книга Марко состоит из пролога нескольких книг, в них описывается, какие страны посетил, что видел сам, а также пересказываются истории из уст людей «нелживых и верных».

В прологе читатель вводится в курс дела, Поло рассказывает, как его дядя и отец впервые попали к Хубилаю. Маршрут братьев пролегал несколько южнее, чем тот, по которому впоследствии они прошли во второй раз вместе с Марко.

Точкой отправления был Константинополь, из которого купцы добрались до Крыма. Затем они добрались до города Болгар, который существует и в настоящее время на левом берегу средней Волги. Здесь их застала война между Берке-ханом, и Алау — внуком Чингисхана и основателем монгольской династии Хулагуидов. Далее они добрались до города Бухара, на территории современной китайской провинции Синьцзян (по другой версии — на территории современного Узбекистана). В Бухаре они провели три года, так как не могли отправиться ни вперед, ни назад, поскольку на дорогах было небезопасно, было много разбоя. Посланник Алау к Хубилаю, которого они здесь повстречали, пригласил их вместе с ним отправиться в ставку великого хана, и они согласились.

Хубилай обрадовался латинянам. Мать хана была христианкой, и в одной из версий рукописей говорится, что Хубилай очень уважительно относился к Иисусу Христу, верил в него и почитал за истинного бога. Поэтому хан принял их хорошо, а затем отправил братьев назад с посольством к Папе Римскому. Хан предлагал папе прислать к нему сотню образованных христиан, которые моги бы переубедить идолопоклонников в том, что христианство лучше их веры.

Также он поручил им привезти масла из лампады, что находится у Гроба Господня в Иерусалиме. При этом хан дал браться золотую дщицу — пайцзу, которая повелевала всем на пути братьев всячески им содействовать.

Николо и Маффео добрались до северной Палестины, где оказалось, что прежний папа умер, а новый еще не избран. Легат от Римской Церкви Теобальд из Пьяченцы, к которому они обратились, посоветовал им дождаться избрания нового Папы, а затем исполнить задание хана. В ожидании назначения нового апостола братья отправились в домой, где оказалось, что у Николо умерла жена, но при этом оставила ему сына — Марко. Он родился после того, как Николо покинул Венецию. На момент их встречи сыну исполнилось 15 лет.

Папа был избран через два года, и Поло чуть было не отправились к хану до того. Папой был избран тот самый легат, к которому они обратились по прибытии. Он отрядил с ними двух монахов (вместо ста) и дал им свое благословение.

Здесь же, в прологе, говорится о том, что братья и Марко добрались до Хубилая, и тот сделал Марко своим послом. После возвращения из своей первой миссии молодой посланник хана красноречиво описал ему свое путешествие, рассказал о нравах и обычаях земель, где побывал, новостях и диковинках, что ему повстречались. Хану это понравилось, и с тех пор посланника стали звать молодым господином Марко Поло.

В первой книге описывается дорога путешественников до Китая.

Описываются страны и города, и чем дальше от Палестины, тем большим открытием они были для современников. Вероятно, часть этого пути уже была изучена с X века генуэзскими и венецианскими купцами, которые не ставили себе задачей оповещение общественности о маршрутах, приносящих им прибыль. Поло одним из первых занимается описанием этих территорий.

Начинается книга с рассказов о Малой и Великой Армении, Туркмении, судя по всему располагавшимися на территории современной Турции и Армении. Упоминается гора, где остался Ноев ковчег. Далее описываются грузинские цари и их земли.

Описывая страны, Марко зачастую упоминает о том, какая религия исповедуется — xристиане, молятся Магомету или идолопоклонники, несторианцы или якобиты, в одном месте рассказывается о поклонниках огня (зороастризм). Также рассказывается, какие товары здесь в ходу — например, об источнике масла в Грузии, есть которое нельзя, но можно жечь.

Поло рассказывает о Давиде IV (по другой версии о внуке царицы Тамары), восстании грузин и его подавлении монголами, о Железных вратах, крепости на берегу Каспийского моря, в районе города Дербента, о женских и мужских монастырях в этой местности, об озере Севан (на территории Армении), в котором рыба водится только во время поста, «до заутрени Пасхи», а в остальное время ее там нет, о шелке, что зовется «желл», и о многом другом.

Великая Армения, по словам писателя, граничит с Мосулом — государством, располагавшимся на территории современного Ирака. И далее рассказывается о большом городе Бодак (Багдад), в котором живет глава всех сарацин — халиф. Здесь упоминается путь в Индию, который составляет 18 дней. Использование меры длинны маршрута в днях встречается на страницах всей книги, кое-где, но редко, используются другие меры. Также описываются местные ткани — нассит, нак, кремози (кармазин — тонкое, яркое, алое сукно).

В тексте есть краткое описание взятия Багдада монголами и легенда о том, как местный халиф, не желая расставаться с богатствами, пожалел их на оплату армии, и потому его войско было слабым и не смогло устоять. Монгольский хан удивился тому и запер жадного халифа в башне с его богатствами, где тот и умер от голода.

Также здесь пересказывается уже известная к тому времени легенда о том, как местный халиф ненавидел христиан и пообещал им всем смерть, если он своими молитвами не сдвинут с места гору. Гора была сдвинута, и пораженный халиф и множество сарацин приняли христианство.

Далее рассказывается о большой стране Персии. Именно здесь присутствует упоминание о зороастризме, описывается легенда, как появилась эта религия.

Поло довольно подробно говорит об этой стране, о ее делении на 8 областей, о товарах, среди которых хлопок и дорогие кони, о местных ремеслах, о главном пункте торговли с Индией, городе Омуз. Также рассказывается о торговом городе Ядзи, расположенном в центре Персии, известном торговлей шелками. Описывая местные продукты, упоминаются финики, райские яблоки, фисташки и другие плоды, которых нет в холодных венецианских местах. Также упоминаются неизвестные птицы. Есть небольшое описание дерева сол, одиноко растущего в пустыне, с твердой древесиной и орехами, похожими на каштаны и пустыми внутри.

Здесь же описывается легенда об ассасинах (хашишинах), секте мусульман‑исмаилитов. От этих слов произошли несколько созвучных в европейских языках, означающих — убийца, злодей, разбойник. Глава секты воспитывал искусных убийц, готовых на самопожертвование. Достигалось это за счет того, что им обещали рай после смерти. Хитрый старец воссоздал в своем замке аналог рая, где были реки из вин, меда, молока и воды, а также вдоволь еды, женщин и дев. Будущего ассасина опаивали и приводили в этот «рай». Там он воочию видел то, что обещал ему пророк Мухаммед. Убийце говорили, что это настоящий рай, а тот старец — пророк, и, чтобы вернуться сюда навечно, нужно выполнять, что прикажет глава секты.

Далее путь следует через Афганистан, Пакистан, Кашмир. Из местных товаров указывается большое количество соли, а также ляпис-лазурь, рубины, кунжут. Также Марко описывает некоторых животных. В частности, дикого барана — архара, который в дальнейшем был назван в честь путешественника — Ovis Poli.

Последующие главы описывают Самарканд и окраины Китая. Вероятно, маршрут путешественников не был таким извилистым, и часть рассказа ведется, как Марко и обещал в прологе, со слов людей нелживых и надежных.

Упоминание о Самарканде связано с еще одной библейской притчей. В одном из христианских храмов, выстроенных во имя Иоанна Крестителя, находился камень, священный для сарацин, но он был установлен под колонной, которая поддерживала крышу. Захватив эти земли, сарацины потребовали вернуть им камень, и в назначенный день колонна сама поднялась и повисла в воздухе. Таким образом камень вернули, не разрушив при этом церковь. По утверждению Поло, колонна и по сей день висит в воздухе.

Затем описываются несколько областей Китая — Яркан, Хотан, Пеин, Чиарчиан. Упоминаются некоторые города и местности, которые не удалось обнаружить современным исследователям либо не удалось установить их точное местоположение. Например, город Лоб или местность Гингинталас.

Из богатств говорится о копях свинца и онданика (вид руды, использовавшийся для изготовления первосортной стали). Из необычного здесь упоминаются ткани, созданные из асбеста (горного льна), который Поло называет саламандрой и уточняет, что это не какое-то животное, а горная порода. Технология создания такого материала была известна еще древним китайцам, однако вряд ли о ней знали европейцы.

После описания северного Китая в этой же книге описывается, как взошел на престол Чингисхан, как боролся за престол с христианскими татарами-кереитами, бывшими до него самым могущественным татарским племенем. Примечательно, что их вождем был хан Унекан (Унхан, или Ван‑хан), которого в некоторых переводах называют попом Иваном. В итоге Чингисхан одолел попа Ивана, последний был убит. Через шесть лет умер и сам Чингисхан.

Далее перечисляются наследники, а затем и хан Хубилай. Интересно, что жена Хубилая была племянницей попа Ивана.

Значительная часть книги посвящена описанию нравов, обычаев и быта монгольской империи: рассказывается о вооружении, тактике боя монгольских татар, структуре войска, его способности обходиться без особого снабжения. Интересна обманчивая тактика конницы: делают вид, что убегают, но при этом постоянно обстреливают врага стрелами, а когда тот будет достаточно изранен, разворачиваются и идут в атаку, настигают и убивают врага.

Немного затронуты суд, права и описание чудных обычаев. Например, обычай женить мертвых детей. Если у одного умирает сын лет четырех, а у другого дочь такого же возраста, их женят, как будто они живые, чтобы на том свете они почитали бы друг друга как муж и жена.

При описании северных районов рассказывается о развитом скотоводстве, разведении оленей, на которых ездят, как на конях. Также описывается кабарга — парнокопытное семейства оленей, источник добычи мускуса.

Стоит отметить, что некоторые главы книги состоят всего из одного абзаца, наиболее же интересным моментам посвящается страница и более.

Затем Марко переходит к описанию дворца Хубилая в городе Чиандоу. Этому посвящена довольно большая глава. Описывается не только помещение, но и местные порядки. Помимо этого рассказывается о колдунах, знахарях и звездочетах, которые своим колдовством разгоняют тучи над дворцом. Даже если вокруг идет дождь, то над дворцом светит солнце.

Самого Хубилая Поло описывает как самого могущественного человека на земле, обосновывая это тем, что и ни у кого на свете не было стольких подвластных народов, столько земель и таких богатств.

Заканчивается первая книга описанием войны между Хубилаем и его дядей Наяном.

Вторая книга разделена примерно на две равные части, первая посвящена Хубилаю, вторая — его битвам в Китае и описанию китайских городов и областей.

Описание хана и его жизни содержит информацию о его внешнем виде, сыновьях, дворце, о содержании двора, а также дворце его сына и наследника. Также о его большой охране (12 тысяч всадников), связанной с необходимостью бороться с внутренними врагами; о пирах и праздниках, которые хан почитает; о 12 тысячах слуг (баронов), которых он на эти пиры приглашает; о снабжении дворца дичью; о животных которых хан держит в личном зоопарке; об охотничьих собаках и о двух братьях, что за ними смотрят; как хан ездит на охоту, устраивает выходы и пиры.

Указывается, сколько у хана жен и сыновей, упоминается, что после него должен стать ханом старший сын, но тот умирает, и власть должна перейти к внуку, сыну старшего сына — Темуру. При этом Поло довольно часто путает степень родства членов семьи хана, даты тех или иных событий, битв и тому подобное. Это несколько странно, так как он прожил там 17 лет, а при составлении книги пользовался записями.

Интересными и необычными для европейцев являются бумажные деньги, за которые хан покупает все, что ему необходимо.

Эти деньги под страхом смерти обязаны принимать во всех областях, где распространяется власть хана, и люди ими охотно пользуются.

Из любопытных особенностей описывается использование китайского календаря и 12-летний цикл знаков зодиака.

Также описывается инфраструктура, дороги, деревья вдоль дорог, чтобы издалека ее было видно и невозможно было бы заблудиться; о конной почте, где всегда наготове свежие кони (200 тысяч по всей империи).

Описываются социальные меры, которые хан предпринимает для поддержки своего народа — не взимает дань с областей, где были стихийные бедствия, раздает хлеб нуждающимся и неимущим. О поддержке 5000 астрологов и гадателей, которых хан кормит как неимущих.

О рисовом вине и камнях, которые горят.

Примерно с середины второй книги в нескольких главах Марко описывает китайские города и области, куда, вероятно, его посылал Хубилай с разнообразными миссиями. Описывая эти местности, Поло практически постоянно упоминает, как обозначение принадлежности той или иной области монгольской империи, кому платится дань и используются ли здесь бумажные деньги.

Помимо бумажных Марко упоминает о таких экзотических видах денег, как раковины каури, золотые палочки, и даже деньги из соли, которые в ходу на окраинах Тибета.

Также он не перестает упоминать религиозный уклад областей, товары, ремесла, какие культуры произрастают. Из особенностей часто упоминаются взаимоотношения в семьях — в некоторых областях не считаются за грех жизнь жен, сестер и других женщин хозяина с иноземцами, в других же — напротив. Есть районы, где мужчина — воин и не занимается ничем, кроме войны; есть районы, где после рождения ребенка мужчина ложится с ним рядом, подменяя мать, выносившую младенца, и лежит с ним сорок дней. Есть места, где не молятся никакому богу, кроме старшего в доме, так как от него все произошли.

Из новых товаров описываются некоторые пряности, типа гвоздики (которую Марко, возможно, спутал с чаем), имбирь, корица и многие другие. Из драгоценных камней упоминается бирюза, из металлов — золото в зернах и слитках. Из медицинской области описываются змеи, желчь которых считается лекарственным средством. Исследователи полагают, что этим змеем был китайский аллигатор.

Марко нередко преувеличивает размеры животных. Упоминая о змее, он готовит что тот в длину 10 шагов, исторически же сообщалось о размере не более 3-х метров. Также он рассказывает о птицах, что могут понять слона, или о буйволах высотой со слона.

Ненадолго прервав рассказ о городах, Поло повествует о завоевании Хибилаем Бирмы. В этой битве хан победил и захватил более 200 слонов, которых приобщил к своему войску. В главе с описанием Лаоса путешественник рассказывает о татуировках на теле у туземцев. При описании Сычуаня рассказывает о наличии здесь множества львов и охоте на них с помощью собак.

В этой же книге Поло говорит о том, что был назначен губернатором Янцзы и правил здесь три года, однако ограничивается рассказом об этом всего парой абзацев.

Следующая глава часто используется в качестве доказательства о вымышленности пребывания группы купцов в Китае, так как в ней рассказывается, как монголы взяли штурмом город Саньян при помощи осадных машин, которые предложили братья и сын семейства Поло. В соответствии с китайскими источниками, город действительно был взят, но на два года раньше, чем описывается в «Книге о разнообразии мира». При штурме действительно использовались осадные машины, но изготовили и управляли ими мусульмане из западной Азии.

В одной из последующих глав рассказывается о курах, у которых вместо перьев, кошачья шерсть.

Рассказывается о множестве городов, народах, обычаях, торговых маршрутах, размерах дани. В этой части книги довольно часто упоминаются города и крепости, которые историки не смогли ассоциировать с какими-либо современными, по многим ведутся споры, и вопрос их местоположение остается нерешенным.

Добравшись от Ханбалыка (Пекина) до юго-восточных окраин Тибета, Марко поворачивает обратно.

Третья книга начинается с Индии, какие суда туда ходят, как их строят, что возят купцы. Далее упоминается Япония, вероятно, сильно преувеличенный пересказ, так как в нем говорится о дворце с крышей из золота и пола из золота в два пальца толщиной. Историки говорят, что монголы побывали на японских островах, но сам Поло до нее не добрался. Путешественник рассказывает о битвах в Японии, но города, которые он упоминает, не были найдены ни на одной из карт, ни в одном из архивов.

Корабль, на котором плыли купцы, добрался сначала до острова Суматра, который Поло называет Ява. В нескольких следующих главах сильно путаются направления и расстояния. Допускаются ошибки при описании пряностей, которые здесь произрастают.

При описании животных упоминаются единороги (за которых, скорее всего, были приняты зондские носороги), и Поло отмечает, что они совсем не такие, какими их принято считать в Европе (носорог в самом деле сильно отличается от лошади). Также путешественник раскрывает тайну маленьких людей, чучела которых периодически попадали в Европу. Изготавливались они не из людей, а из обезьян, имеющих сильное сходство с человеком. В некоторых местах волосы выщипывались, чем достигалось еще большее сходство.

Здесь рассказывается о кокосовых пальмах и бразильском дереве, древесина которого имела красноватый цвет. Когда португальцы высадились на восточном побережье Южной Америки, они обнаружили там схожие деревья, именно поэтому страна Бразилия получила такое свое название.

Затем путешественники добрались до Индии. Описывая Цейлон, Марко Поло рассказывает о здешних несметных сокровищах — рубинах, сапфирах, топазах, аметистах. Рассказывается о местах, богатых алмазами. Упоминая об Индии, рассказывает о брахманах, отгоняющих своим колдовством акул от мест добычи жемчуга.

Помимо этого, говорится о том, что люди ходят здесь почти голые, и никто шить и кроить не умеет, так как нет в этом необходимости. Также рассказывается, что не водятся здесь лошади, а те, которых доставляют — быстро мрут, потому что нет здесь людей, умеющих за ними ухаживать, а кормят они тех, что есть, жареным мясом и рисом.

Об Индии в целом рассказывается довольно подробно, упоминаются брахманы, касты, идолопоклонничество, аскетичные секты, священные коровы, необычные для европейцев нравы и религиозные обряды. Главы эти интересны еще и тем, что, по словам некоторых исследователей, здесь используются нецензурные выражения для описания обряда, определяющего целомудрие.

Места, где побывали путешественники, описываются почти также подробно, как и китайские города, за исключением упоминаний о дани и налогах — эти земли неподвластны хану.

Далее семейство добирается до Аравийского полуострова, при этом в книге есть главы об островах Сокотра, Занзибар и Мадагаскар, на которых они никогда не были.

Помимо этого, в книге отображены Западная Сибирь, страны, где много пушнины — песцов, белки, горностая — описаны погодные условия и сани.

Расположение описано так:

еще севернее находится страна «где всегда темнота». Также есть упоминания о стране «где всегда солнце свет». Упомянута Норвегия и Русь.

Вот что Марко пишет о Руси:

«…тут много царей и свой собственный язык; народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры…Знайте, по истинной правде, самый сильный холод в свете в России; трудно от него укрыться. Страна большая, до самого моря‑океана.»

Интересные факты

Путь Марко Поло проделал немалый, и его история изобиловала необычными историями.

Вот некоторые из интересных фактов, описанных в книге:

  1. В рассказе Марко впервые упоминаются бумажные деньги, которые были в ходу у монголов.
  2. Некоторые особенности инфраструктуры монголов в дальнейшем были переняты другими народами, например, организация почтовый службы. Имелось множество станций со свежими лошадьми, где гонец мог сменить уставшего скакуна на нового.
  3. «Социальная помощь» монгольского хана Хубилая неимущим предполагала раздачу хлеба нищим, не имеющим собственного скота. Также хан не взимал дань с областей, которые постигали стихийные бедствия вроде засух и наводнений.
  4. Марко впервые описывает уголь — камни, которые горят.
  5. В книге есть места, где используются нецензурные выражения. Считается, что они использовались при описании обряда на стойкость к плотским утехам.
  6. Именем Марко названы бабочка и дикий баран архар.
  7. Сериал «Марко Поло», снятый в 2014-2016 годах, в большей мере основан на предположениях, чем на самой книге. По сути, это выдуманная история о жизни Марко в Китае, тогда как в книге жизнь Поло практически не описывается.
  8. Географический маршрут венецианцев превышает расстояние кругосветного путешествия.

Значение открытий

Для своего времени книгу Марко можно считать сенсационной, но, несмотря на это, большую популярность она приобрела несколько позже. Поло был неплохим рассказчиком, однако не написал больше ни одной книги о своем путешествии. Многим его рассказы стали надоедать, многие считали его чудаковатым фантазером.

И все же его история отрыла для европейцев обширные восточные просторы, о которых раньше до них доходили лишь отрывочные слухи. Жажда странствий, наживы, приключений, имеющая под собой основу хоть некоторой определенности, данной «Книгой о разнообразии мира», подталкивала к путешествиям новых пытливых людей. Эта история добавила для современников четкости общей картине мира, служила путеводной звездой и руководством к действию в далеких странствиях, о чем свидетельствует экземпляр этой книги, обнаруженный в каюте Христофора Колумба. Папоротники вы можете узнать по ссылке.

Видео

Из представленного видео вы узнаете больше о Марко Поло.

Источник

Читайте также:  Постиндустриальные страны мира это
Оцените статью