Каноническая правовая система страны

Содержание
  1. Каноническое право
  2. Что такое каноническое право
  3. Элементы канонического права
  4. Свод канонов Православной Церкви
  5. Решение церковных конфликтов
  6. Проблема систематизации церковного права
  7. Каноническое право: история и 8 источников права
  8. Определение и понятие канонического права, как системы церковных юридических постановлений
  9. Исторические причины образования канонического права — во внутренних и внешних церковных взаимоотношениях
  10. Система канонического права и взаимоотношение его с государственными законами
  11. Пути формирования канонов, 8 категорий источников канонического права и основы его создания
  12. Причины созыва Церковных Соборов — в возникающих разногласиях между церквями
  13. Учение 12 апостолов «Дидахе» — первый древнейший канонический свод церковных законов
  14. Создание догматических сборников нужно из-за больших объемов церковных предписаний
  15. Каноническое право Римско-Католической Церкви выделилось в XII веке

Каноническое право

Любая система общественного взаимодействия должна основываться на определенных правилах и закрепленных способах взаимного влияния. Сложно представить себе государство или какое-либо другое значительное общество без определенной системы поведения внутри этого общества.

Церковь Христова, которая основана Самим Господом, в своем духовном значении, несомненно, выше и больше любых правил и систем. Тем не менее, Церковь находится в падшем мире, в нее ходят обычные грешные люди. Поэтому совершенно необходимо, чтобы был четкий и понятный способ организации взаимодействия между членами Церкви.

Что такое каноническое право

Каноническое право — это свод правил, которые должны регулировать самые разные вопросы, возникающие во время взаимодействия членов Церкви. Это могут быть правонарушения, вероучительные споры, вопросы управления имуществом Церкви, контакты с государством и органами светской власти и многое другое. Можно сказать, что каноническое право — это практика церковной жизни, закрепленная правилами.

Когда христианская религия только начинала формироваться, все вопросы, возникающие в ранних общинах, решались на основании Священного Пиуазаний апостолов. С течением времени и разрастанием церквей стало очевидно, что нужно иметь некую систему решения ключевых вопросов деятельности всей Церкви. Так и стало формироваться церковное право, которое вобрало в себя опыт христианской жизни за все века ее существования.

Читайте также:  Первые блюда всех стран

Действует система канонического права в Православной, Римо-Католической и некоторых Восточных Церквях. Эта система включает в себя следующие элементы:

  • правила, составленные апостолами;
  • постановления Вселенских соборов;
  • решения Поместных соборов;
  • общность правил Отцов Церкви.

Основа церковного права — это, безусловно, апостольское предание. Будучи первыми и прямыми последователями Иисуса Христа, апостолы разрабатывали самые первые способы взаимодействия в раннехристианских общинах. Имея особую благодать, апостолы обладали духовной мудростью и могли понимать те или иные стороны духовной жизни.

Важно понимать, что Церковь, как Тело Христово, не нуждается ни в каких сводах правил и системах управления. Но как социальный и общественный институт, Церковь взаимодействует как с внешним миром (в виде государственных органов и организаций), так и с отдельными церковными элементами (например, взаимодействия разных епархий).

Именно для того, чтобы в нашем мире Церковь, как социальный институт, могла нормально функционировать, была единой и необходима система канонического права.

Элементы канонического права

Как и любая система, церковное право также имеет свои составляющие элементы. Основными из них можно назвать догмат, канон и обычай. Рассмотрим их детальнее.

Догматом в Православной Церкви называется вероучительная истина, которая является неоспоримой, базируется на Священном Писании, выражает суть христианства, какие-то основополагающие принципы. Как правило, догматы принимались на Вселенских соборах, они являются обязательными для всей полноты Церкви.

Непризнание догматов говорит о нарушении понимания сути веры, что является ересью. Злостных нарушителей догмат, которые не признают своих ошибок и не раскаиваются в них, предают анафеме. Канон является определенным вариантом решения того или иного церковного вопроса. Практика формируется на основе Священного Писания и предания, мнения святых отцов.

Канон призван решать конкретный практический вопрос церковного устройства, поэтому применяется при определенных условиях. Используются каноны для конкретных ситуаций, их толкуют и поясняют уполномоченные иерархи.

Неподчинение канону влечет за собой последствия, которые определяет и постановляет церковный суд. Каноны, в отличие от догматов, не являются однозначными и могут пересматриваться различными органами церковного управления.

Обычай — это практическое применение христианской истины в жизни конкретного человека или общины. Обычаи могут существенно отличаться в разных регионах и епархиях, обычаи отражают историческое, культурное и воспитательное наследие той части общества, в которой они соблюдаются.

Практика церковной жизни может демонстрироваться в обычаях как верно, так и искаженно (например, превращаясь в суеверие). Важную роль обычаи имеют в вопросах христианского воспитания, что хорошо видно в обществах и народах с традиционным укладом семьи — обычаи и традиции в них очень сильны, передаются из поколения в поколение и практически не могут быть оспорены или нарушены. А если это и происходит, то вызывает неизменное порицание большинства.

Свод канонов Православной Церкви

Итак, официально в общепризнанный свод канов включены

  • Правила Святых Апостолов;
  • Каноны шести Вселенских соборов;
  • Каноны Десяти Поместных соборов;
  • Правила 13 Отцов.

Наибольшее значение и силу имеют решения Вселенских соборов, которые считаются непогрешимыми. Их мнения являются общепринятыми для всех Православных Церквей. Вселенские соборы — это наивысшие органы в церковной иерархии, которые отражают мнение Церкви о тех или иных основополагающих вероучительных вопросах.

Решения десяти Поместных Соборов, вошедших в каноническое право, основаны на признании Вселенскими Соборами. Обычно Поместные Соборы действуют лишь в границах той или иной церковной единицы, на которую распространяется их власть. Поместных Соборов в истории Православной Церкви было очень много, но лишь решения десяти из них вошли в общий свод правил.

Так же можно сказать и о правилах святых отцов. Далеко не все они вошли в канонический свод, многие до сих пор используются как частное мнение тех или иных Отцов. Но признание Вселенскими Соборами важности и значимости некоторых решений Святых Отцов позволило закрепить их для всей полноты Православной Церкви.

Решение церковных конфликтов

Поскольку Православная Церковь существует во взаимодействии с миром, так или иначе в ней происходят разные конфликты и несогласия. Для того, чтобы их максимально эффективно и конструктивно разрешать, используют систему канонического права. В светской юриспруденции очевидно, что любой конфликт должен решаться на основании четкой ситемы правил.

Однако в церковной среде такая практика работает очень плохо. И проблема тут не в послушании церковным законам, а в том, что многие каноны крайне плохо соотносятся с реалиями жизни современных христиан. Многие церковные законы очень плохо соотносятся друг с другом, а то и противоречат один другому.

К сожалению, в нашей Церкви так и не был никогда создан четкий, выверенный и эффективно работающий свод правил. Для решения тех или иных спорных ситуаций используются как древние восточные правила и каноны, так и более современные постановления.

Никогда не проделывалась работа по сбору всех правил, их ситематезации и устранению несогласованности между ними. Поэтому на практике случаются ситуации, когда некоторые каноны просто перестают работать и использоваться, хотя на уровне церковного права их никогда не отменяли.

Интересно! К такому примеру можно отнести 13-е правило святого Василия Великого, которое однозначно гласит о том, что воин, убивший в сражении своего врага, должен на три года отлучаться от причастия. Сегодня это правило не соблюдается, хотя оно не было отменено или упразднено.

Церковь и ее деятельность нельзя рассматривать, как деятельность любого земного общественного института. Множество разногласий и конфликтов решаются внутри Церкви, под руководством Святого Духа, обитающего в ней. Далеко не всегда такие решения бывают быстрыми, иногда уходят годы и даже столетия, чтобы решился какой-либо важный канонический вопрос.

Кроме того, в практике церковной жизни активно используются различные указы, акты и другие документы, издаваемые в современном мире. Опираясь на них, часто удается избежать проблем с разрешением сложной ситуации и недопонимания между различными субъектами церковных отношений.

Проблема систематизации церковного права

Актуальность того, что каноническое право Православной Церкви остро нуждается в пересмотре и четкой выверенной систематизации осознали давно. Проблема заключается в том, что нет единого понимания, как должна выглядеть подобная правовая система, на какие принципы опираться, что взять за идеал и образец. Решать такой вопрос необходимо на Всеправославном соборе, созвать который не удается еще с начала ХХ века.

В 1923 году была попытка организовать такой собор, однако собрать должное количество представителей не удалось, и мероприятие получило название конгресса. Очевидно, что решить сложный вопрос системы канонического права при неполном количестве участников было невозможно.

Через несколько лет после конгресса был сформирован список актуальных вопросов о жизни Православной Церкви, для решение которых необходим созыв Всеправославного собора. Все последующие годы этот список редактировался и дополнялся, однако приблизиться к практическому решению проблемы так и не удалось.

Последний организовать подобный собор инициировали в 2016 году, однако не все Поместные церкви дали свое согласие на участие. Негативную роль сыграл политический фактор, который повлиял на церковные дела. И снова не полный состав собора сделал невозможным решение общеправославных вопросов.

На сегодняшний день проблема разработки эффективной системы канонического права так и остается актуальной. Очевидно, что каноническое наследие, которое по сей день основывается на правилах времен Византии, во многом утратило свою актуальность, а, следовательно, и эффективность. Самая главная задача, которая стоит перед церковным правом — сделать так, чтобы людям было легче жить церковной жизнью, а не запутать их еще больше.

Источник

Каноническое право: история и 8 источников права

В раннехристианских общинах вопросы веры решались на основании норм в Священном писании и Апостольских преданиях.

С распространением христианства по миру в Церкви сформировался свод законов, получивший название Каноническое право. Оно формировались на протяжении сотен лет, и вобрало в себя многолетний церковный опыт.

Определение и понятие канонического права, как системы церковных юридических постановлений

Каноническое право — это система правовых норм действующего церковного законодательства в Православной, Римско-католической, и Древних Восточных (дохалкидонских) Церквах.

Корень слова «Канон» употребляется в итальянском, английском, французском, немецком и испанском языках.

Канонические правила состоят из:

  • апостольских правил;
  • постановлений Вселенских церковных соборов;
  • постановлений Поместных соборов;
  • совокупности правил Отцов Церкви.

Апостольские правила — фундамент церковного законодательства всех Православных Поместных Церквей. Это часть Предания, оставленного самими Апостолами.

«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим».

Каноничные правила определяют взаимоотношения клириков и мирян.

Последние исследования церковных историков говорят о том, что многие постановления из Апостольских правил составлены первыми апостолами, а некоторые добавлены на Вселенских соборах со временем, когда Церковь вышла из периода гонений и применяла опыт Римского права.

Исторические причины образования канонического права — во внутренних и внешних церковных взаимоотношениях

Церковь — Божественное установление. Это Царство, видимо явленное, но это Царство не от мира сего (Ин 18. 36). По определению «Катехизиса» — это «общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами».

Указывая на неземную природу Церкви, Апостолы пишут, что это дом Божий,

«который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины».

Тело Христово, «которое есть Церковь».

Имея мистическую природу, Церковь не подлежит никаким земным и человеческим законам.

Церковь, как общество людей, вступает в контакт с государственными и другими образованиями. Для этого существуют внешние взаимоотношения церкви и государства, и внутрицерковные, — между общинами, институтами и членами Церкви.

Основные догматы получены от Самого Христа, а другие законы и правила создавались властью, которую Христос её наделил через Апостолов и их приемников.

Нормы, регулирующие внутреннюю церковную жизнь, и отношения с другими общественными организациями, — и составляют каноническое, или церковное право. Правилами и канонами Церковь сохраняет свой богоспасительный строй на протяжении веков.

Нравственный христианский закон, основанный на любви и соблюдении заповедей, для Церкви начало более важное, чем гражданское право, опирающееся на справедливость.

Однако, без правового аспекта отношения между людьми, которые регулируются личными мотивами и юридическими нормами, — представить церковную жизнь невозможно.

На протяжении истории христианства, в восточной, западной церквях, и в некоторых протестантских деноминациях встречаются учения об отрицательном влиянии юридического рационализма, усвоенном в Римской Империи.

Церковь попала под ярмо римского закона, и произошло то, чего боялся Апостол Павел:

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?»

Тесное сближение, слияние Церкви Христовой с кесарем — причина многих злоупотреблений в Римской Империи, Византии и Российской Империи.

Они явились причиной раскола между православными и католиками, появлению протестантизма в Европе и Старообрядчества на Руси.

Там, где насаждалось законничество под давлением власти, а Дух и любовь забывались, — возникали расколы.Тем не менее, римское законодательство было частично адаптировано церковью, и некоторые его положения вошли в сборники канонического права.

Епископ Далматинско-Истрийский Никодим (Милаш), известный православный канонист. Фотография начала ХХ века

Церковные санкции существенно отличаются от государственных. Основатель Церкви не уполномочивал кого-либо принуждать насилием.

Самая высшая мера наказания — это анафема (отлучение), которая побуждает нарушителя положений церковных соборов и постановлений к покаянию.

К вступлению в Церковь нет никому принуждения. Но вступившие добровольно, должны подчиняться церковным канонам, ибо без послушания, следование Евангелию невозможно. Отрицание священных норм есть противление Апостольскому преданию.

Система канонического права и взаимоотношение его с государственными законами

Каноническое право делится на публичное и частное. Публичное затрагивало положения и правила римского государства. Частное касается пользованию отдельных лиц.

В эпоху правления Рима и Византии, переплетение государственных и церковных законов было логическим следствием просвещенной в христианстве знати и Царской власти. Сегодня этот исторический феномен утратил свою силу.

Церковь не имеет национальности и государственной принадлежности. Она не замыкается земными границами, и ее универсальные законы не могут быть частью законодательства отдельного государства. В Византии, при условии «сращивания», всегда можно было отделить законы государственные и церковные.

Оно касается совести, и спасения души. Эта область не претерпевает изменения, в отличие от государственного права. Для верующих, церковный авторитет всегда имел больший приоритет.

Основной конфликт между церковью и государством состоит в том, что они преследуют разные цели.

Канонические церковные нормы систематизируют следующим образом:

  • административное право (органы управления, виды церковной власти, епархии, приходы);
  • состав и организация церкви (миряне, клир, монашество);
  • брачное церковное право;
  • имущественное право;
  • взаимоотношения с православными и инославными церквями;
  • взаимоотношения с государством.

Пути формирования канонов, 8 категорий источников канонического права и основы его создания

Источники делятся на следующие категории:

  • божественные, или естественные, основанные на Божественном Откровении;
  • положительные, основанные на законодательных церковных актах;
  • писанные (изложенные письменно);
  • неписанные (хранились в Церкви как предание, или обычай);
  • общие — обязательные для всей Церкви;
  • частные — действующие в отдельных Поместных Церквах;
  • материальные лица и институты (епископы, предстоятели, Соборы);
  • формальные (исторические документы, в которых изложены нормы).

Есть 7 основ создания церковных законов и правил, из которых сформировано каноническое право.

  1. Божественное право, или Божественное Откровение. Содержит полноту истины, как высший критерий законодательства Церкви. Содержится в Заповедях и Новом Завете.
  2. Церковное законодательство, вытекающее из Церкви, руководствуемой Божественной волей.
  3. Вселенские и Поместные Соборы. Непогрешимость соборов вытекает из догмата непогрешимости Церкви. Признание непогрешимости канонов не ставит непреодолимого барьера к правке канона, — в случае утраты характера действующей нормы в изменяемой исторической обстановке.
  4. Статуарное право, или частное церковное законодательство. Состоит из актов, изданных властью Поместных Церквей и архиереями. Они не распространяются за территорию автокефальных Церквей и епархий.
  5. Благочестивые обычаи. Они бывают как общецерковные (епископ должен быть монахом), так и местные, не обязательные к применению в других регионах. Учитывается обычай при рассмотрении дел церковных судов в том случае, если в рассматриваемых случаях нет письменного закона.
  6. Труды и мнения известных канонистов, включенные в законодательные церковные сборники.
  7. Государственные законодательные акты, касающееся внешней правовой области Церкви, закрепленные подписью епископов.

При решении церковных споров, существует правило иерархии правовых норм. Оно заключается в преимуществе акта, имеющего более важный статус.

Причины созыва Церковных Соборов — в возникающих разногласиях между церквями

При распространении Христового Учения по миру, и образовании Церквей, в разных регионах возникали различные богослужебные особенности и правовые нормы. Возникла необходимость удержания единства церковного учения.

Для исследования недоразумений, сохранения единства и избегания спорных вопросов, — созывались Соборы, на которых присутствовали предстоятели и почитаемые старцы. Соборные решения оформлялись в виде посланий, и рассылались по епархиям.

Один из главных источников канонического права, первый Вселенский Собор. Художник В. И. Суриков, 1876 г. Роспись храма Христа Спасителя в Москве

Учение 12 апостолов «Дидахе» — первый древнейший канонический свод церковных законов

Текст «Дидахе» был окончательно сложен к концу 1 века Н.Э. Обнаружен он в 1862 году, и опубликован в 1883 г. В этом писании изложены постулаты о вере и нравственности, церковно-дисциплинарный раздел, положения о епископах, клириках и мирянах, о Евхаристии и посещениях молитвенных собраний.

«Дидахе» или Учение 12 апостолов — древнейший документ апостольских правил.

Также говорится об обязанностях диаконов и диаконисс, воскресении мертвых, и многие другие положения и постановления.

Часть древнего манускрипта Дидахе — основа канонического права

Этот документ доказывает правоту и истинность Православной веры, сохранившей апостольские догматы.

Создание догматических сборников нужно из-за больших объемов церковных предписаний

В результате Соборов, и других канонических источников, образовалось множество церковных нормативных актов. Для облегчения практического пользования, составлялись сборники, которые стали источниками общецерковного права.

Сборники разделялись на 3 типа:

  • канонические, имеющие в составе только церковные правила;
  • гражданские, содержащие гражданские акты по церковным делам;
  • смешанные, или номоканоны.

Сборники составляются в хронологической последовательности принятия законов, либо по тематическим разделам.

Классификация источников канонического права по региональным признакам:

Каноническое право Римско-Католической Церкви выделилось в XII веке

У католиков, начиная с XII века, каноническое право выделилось из богословской среды, и сформировалось в правовую систему и научную дисциплину. Монах Грациан провел работу по объединению правовых и юридических церковных текстов, которая вылилась в труд, названный Декретом Грациана.

До возникновения протестантизма, церковь была встроена в структуру политической власти, была задействована в управлении государством и влияла на все сферы частной и общественной жизни. По этой причине церковь часто конфликтовала со светской властью.

В совершении этих деяний Католическая Церковь принесла покаяние.

Последовательное разграничение на церковный и административный аспекты канонические правила получили после начала Реформации. В XIX — XX вв. протестантские и католические канонисты утверждали, что церковные каноны — это совокупность юридических текстов, указов императоров, монархов, церковных постановлений Римских Пап, и другие представления норм и кодексов, касающихся церкви.

В настоящее время у Римо-Католиков действует «Кодекс канонического права» 1983 г. Он регулирует все вопросы как внешних, так и внутренних правовых отношений, и охватывает все сферы деятельности Католической Церкви.

Источник

Оцените статью