Карл фридрих шинкель достопримечательности

Выдающийся немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель.

Наиболее выдающимся мастером немецкого происхождения начала девятнадцатого века по праву можно назвать Карла Фридриха Шинкеля. Благодаря произведениям в духе романтизма и классики он значительно повлиял на формирование национального эстетического вкуса. Его привлекало сочетание форм античного зодчества с лаконичностью монументальности. Шинкель считал, что детали и отделка не должны доминировать над архитектурными формами.

Шинкель родился в 1871 г. В семье архидиакона. После смерти отца в возрасте четырех лет Шинкель переезжает в столицу и поступает в Академию архитектуры. Его наставниками на архитектурном поприще были Давид и Фридрих Гилли, основатели академии. Он совмещает учебу с работой художником на фарфоровой фабрике (поначалу Шинкель занимался живописью и литографией).

Фридрих Гилли четко выделял связь архитектурной формы и назначения постройки. Рациональный подход с теоретической и практической точки зрения продолжил развивать и Шинкель. Он предлагал сочетание форм античной архитектуры и рационалистического подхода к проектированию зданий. Его взгляды сильно повлияли на архитектуру того времени.

В 1810 г. архитектор получает должность в строительной депутации столицы, несколько позже – место в академии художеств. Будучи асессором строительной депутации, Шинкель контролирует все важнейшие стройки в королевстве. В 1815 г., ему доверяют пост тайного советника по части строительства. Получив эту должность, он создает множество проектов для Фридриха Вильгельма III и его семьи. В основу проектов легли разные исторические архитектурные направления.

С поражением Наполеона романтизм вытесняет потребность немецкого национализма в самовыражении. Политический идеализм, военный героизм требовали возвращение классического стиля. В это время Карла Фридриха вдохновляет творчество Гилли и Дюрана. Архитектор создает проект Новой караульни, выполненной в виде массива кубической формы с шестиколонным дорическим портиком, который был возведен в 1816 году.

Читайте также:  Сценарий путешествие во времени серпантин идей

В 1821 году, придерживаясь выбранного стиля, Шинкель проектирует Королевский Драматический театр. Эти два шедевра – отражение зрелого стиля Карла Фридриха.

В 1830 году в Берлине был возведен Старый музей, в котором четко прослеживаются черты стиля Дюрана.

Все столичные постройки Карла Шинкеля проектируются по новым принципам – предвестникам зарождающегося стиля модерн. Развитие и реализация этих принципов продолжается в проектах торгового дома и обсерватории в Бонне, Арконского маяка, храма в городе Потсдам и других менее значительных сооружений тридцатых годов. При этом архитектор не изменяет своему принципу тесного переплетения формы и функциональности, что можно было считать редкостью для того времени.

В период с 1819 по 1820 г.г. архитектор становится сотрудником технического отделения в министерстве промышленности, торговли и правительственных сооружений, избирается членом совета академии строительства и профессором.

С 1825 Шинкель путешествует по Европе, посещает Италию, Шотландию, Англию. Путешествие вдохновляет на создание проектов в готическом стиле. Именно его мавзолей Луизы и столичная Вердерская церковь причисляются к первым строениям готического европейского Возрождения. Оставаясь верным этому направлению, немецкий архитектор спроектировал следующие строения: замки Курник и Бабельсберг, дворцы, ратушу в Циттау.

В 1830 г. Шинкель получает место главы Прусского департамента общественных работ. В этом новом качестве он занимается оформлением апартаментов кронпринца Фридриха Вильгельма, принца Августа. Работая с планом города, Шинкель подарил столице новые скверы и бульвары. Интересны проекты декораций и работ по металлу, созданные Карлом Фридрихом.

В истории искусства немецкий архитектор Шинкель — вдохновитель родной архитектуры, которому удалось вывести ее из спячки начала девятнадцатого века. Шинкель успешно возродил классическую древнюю архитектуру, адаптируя ее без нарушения ее принципов к климатическим особенностям севера и потребностям, диктуемым современностью. Основные проекты Шинкеля выполнены в стиле строгой эллинистической классики, сочетая в себе изящество и практичность.

Шинкеля также можно считать основателем немецкого направления неороманской архитектуры, получившей название «рундбогенстиль». Вдохновением на создание проектов этого стиля стали образцы итало-романской и итало-ренессансной архитектуры. Стиль обрел популярность в конце девятнадцатого столетия.

Творчество Карла Фридриха Шинкеля повлияло и на развитие российской архитектуры девятнадцатого века. По заказу царя Николая I архитектор разработал проект дворца в крымской Ореанде. Работа Карла Фридриха получилась поистине величественной. Величественное здание на скале имело сходство с эллинским дворцом, убранство должно было напоминать помпейские виллы. Добавить роскоши и экстравагантности были призваны расписные стены, мраморные скульптуры, галереи, фонтаны. Проект показался царю слишком затратным, поэтому не был воплощен в жизнь.

Карл Фридрих Шинкель скончался в столице Германии в 1841 году.

Источник

Биография Карла Фридриха Шинкеля

Интерес к древнегреческой культуре возродился в Европе в конце XVIII — начале XIX века. Благородное и возвышенное искусство греческой классики стало предметом восхищения и образцом для подражания. Немецкий архитектор-классицист Карл Фридрих Шинкель сочетал увлечение античными формами со стремлением к лаконичной монументальности. «Архитектурные детали и внешняя отделка не должны скрывать основных архитектурных форм», — писал он.

Карл Фридрих Шинкель родился 13 марта 1781 года в Нейруппине, в Бранденбургской провинции, где его отец был суперинтендантом. Карл начал свое образование в местной гимназии. Потеряв отца, в 1795 году он переселился в Берлин и стал учиться у архитектора Давида Гилли, а когда его не стало, поступил в ученики к его сыну, Фридриху. Последний, поклонник и по тому времени хороший знаток древнегреческой архитектуры, внушил Шинкелю любовь к ней и оказал большое влияние на направленность его таланта.

По смерти Фридриха Гилли в 1800 году Карл принял на себя продолжение всех частных работ, начатых его наставником. Это не помешало ему, однако, посещать берлинскую строительную академию для изучения теоретической части архитектуры и относящихся к ней вспомогательных наук, а вместе с тем служить рисовальщиком и моделировщиком на одной из берлинских фабрик фарфора. В 1803 году он отправился в Истрию, Италию и Сицилию, рисовал там ландшафты и костюмы, писал копии с исторических картин. Главным же образом Шинкель изучал памятники античного зодчества, а в 1806 году возвратился через Париж в Берлин.

Новая караульня

То было крайне неблагоприятное время для деятельности архитекторов, и Шинкелю пришлось заниматься писанием ландшафтов и архитектурных видов. Из созданных им тогда картин в особенности известна «Цветущая пора Греции», подаренная берлинским городским управлением супруге нидерландского принца Фридриха. В 1808-1814 годах Шинкель писал сперва для Гнейзенау, а потом для В. Гроциуса, панорамы, из которых больше других прославились изображавшие «Палермо» и «Семь чудесь света».

В 1810 году он был назначен асессором в новоучрежденную в Берлине строительную депутацию. В 1811 году Шинкеля избрали в члены берлинской академии художеств, а в 1815 году он получил титул тайного советника по строительной части. В 1819 году Шинкель сделался членом технического отделения при прусском Министерстве промышленности, торговли и правительственных сооружений. В 1820 году его избрали профессором и членом совета строительной академии.

Королевский Драматический театр. Берлин

В истории искусства Шинкель занял почетное место как новатор немецкой архитектуры, выведший ее из застоя, в котором она находилась в начале 19-го столетия. Он стремился возродить зодчество классической древности, преимущественно эллинское, и применять его, не нарушая его принципов, к условиям северного климата и к потребностям новейшей жизни, в чем и преуспел. В большинстве случаев при этом мастер проявлял тонкое чувство изящного и практический ум. Главные его произведения выдержаны в более или менее строгом греческом стиле.

Здание Берлинского музея считается лучшим из всех созданных Шинкелем. Прообразом музея (1824-1828) служила греческая стоя (открытая колоннада). Здание обращено фасадом к королевской резиденции и замыкает с противоположного конца площадь Люстгартен, рядом расположены берлинский собор и арсенал. Такое престижное место для художественной галереи по замыслу Шинкеля подчеркивает роль и значение центров культуры. Гармоническое единство монументального здания музея и огромной площади выявляет интерес Шинкеля к формообразующей роли монументальных зданий в городской планировке.

Старый музей в Берлине

Центр прямоугольного в плане здания размерами 86 на 53 метра занимает ротонда. Такая композиция диктовалась архитектурной теорией эпохи Просвещения, которая требовала регулярной планировки, ясности и четкости плана и естественной выразительности материалов. Эти идеи пришли на смену чрезмерно перегруженному декоративными деталями стилю барокко и заложили основы рационального подхода к проблеме соответствия декора назначению здания, которая стала определяющей в архитектуре XX века.

Марш лестницы, ведущей на высокий цоколь, выглядит величественно — он занимает треть ширины фасада. По обе стороны лестницы стоят конные статуи. Посетители поднимаются на подиум с ионической колоннадой, а затем еще выше — в ротонду. Открытый вестибюль второго этажа с двойной лестницей служит площадкой, с которой открывается впечатляющая панорама города. Свет в ротонду проникает сверху, через круглый проем, прорезанный в центре кессонированного купола. Это вдвое уменьшенная копия купола Пантеона. Ротонда, в которой выставлена скульптура, — центр архитектурной композиции. Залы художественной галереи образуют анфиладу вокруг двух открытых двориков.

Маяк в Арконе

История жизни Карла Фридриха Шинкеля

Длинный ряд из восемнадцати ионических колонн на фасаде — подражание форме греческой стои. Статуи аттика символизируют триумф цивилизации над варварством — идеал, к которому, по убеждению Шинкеля, должны стремиться искусство и архитектура.

Латинская надпись на антаблементе гласит «Фридрих Вильгельм III основал этот музей для изучения всевозможных античных предметов и свободных искусств в 1828 году».

Церковь Святого Николая в Потсдаме

Влияние греческого стиля заметно и во многих других произведениях Шинкеля, большинство из которых находится в Берлине здание новой Караульни (1816-1818); внушительный кубовидный массив, который украшает величавый шестиколонный дорический портик; Драматический театр (1819-1821), более стройный по пропорциям, изящный в отделке; Дворцовый мост; боковые пристройки к Потсдамским воротам в Берлине (1836-1840); дворцы наследного принца прусского и принца Карла; астрономическая обсерватория; инженерное и артиллерийское училища; Николаевская церковь и Казино в Потсдаме; Аугустеум в Лейпциге.

После поездки в Англию обостряется интерес Шинкеля к готике, в духе которой он строит Вердерскую церковь (1825-1828), замки Курник и Бабельсберг, близ Потсдама, ратуши в Циттау, берлинские дворцы принца прусского на Парижской площади, дворец графа Редерна и памятник на Крейцберге.

Готическая капелла.

В последнее десятилетие в творчестве Шинкеля наступает перелом. Именно с этим периодом творчества связан культ Шинкеля в среде архитекторов Немецкого Веркбунда. Требования жизни приводят его к проектам нового типа, связывающим творчество великого зодчего с рационалистическими тенденциями архитектуры эпохи модерна. Подобными чертами отмечены некоторые произведения Шинкеля, созданные им после поездки в Англию, где на него произвели большое впечатление фабричные здания, построенные из красного кирпича, лишенные всяких архитектурных деталей. Восприятие Шинкелем этих утилитарных построек было чисто эстетическим; его привлекли простота и ясность формы этих сооружений.

Отказываясь от стилизации под готику и классической системы, он создает проекты магазина и библиотеки, строит здание строительной академии в Берлине (1831-1835). Ее гладкие кирпичные стены, расчлененные небольшими выступами, украшенные изразцовыми орнаментами, предвосхищали постройки новейшего периода.

Замок Бабельсберг

Шинкель положил начало «кирпичному стилю», распространившемуся в архитектуре большинства европейских стран. Архитекторы, позже строившие здания с фасадами из красного кирпича, не всегда придерживались тех лапидарных форм, которые были завещаны Шинкелем. Однако эстетика простоты, единообразия ритмического членения фасадов,которую Шинкель сумел увидеть в промышленных зданиях Англии и воспроизвести в своих постройках, сохранила влияние в европейской архитектуре второй половины XIX века, особенно в архитектуре Германии.

Созданные Шинкелем эскизы фресок, написанных после его смерти под руководством Корнелиуса в Берлинском музее, равно как и ряд его ландшафтных картин и рисунков, доказывают, что он мог бы быть первоклассным мастером живописи, если бы имел достаточно времени основательно изучить ее и специально заниматься ею. Берлинские театры были обязаны ему не только многими написанными по его эскизам и под его надзором красивыми декорациями, но и основанием целой школы искусных декораторов, из которых особенно прославился К. Гропиус (младший). Немаловажную пользу принесли архитектуре и художественной промышленности изданные Шинкелем увражи. Лоде в 1835-1837 годах издал сборник созданных Шинкелем рисунков мебели.

Памятник Шинкелю в Нойруппине

В 1839 году Шинкель стал главным директором правительственных зданий. Вскоре после того он заболел параличом мозга и, промучавшись тринадцать месяцев, умер в Берлине 9 октября 1841 года. После смерти Шинкеля многочисленные архитектурные эскизы и оконченные чертежи, рисунки всякого рода, картины и вообще графические работы мастера, какие только можно было собрать, хранились в Берлинской строительной академии. На площади перед академией была поставлена бронзовая статуя Шинкеля работы Драке.

Источник

Оцените статью