Шмидт, Карл Карлович
Карл Карлович Шмидт | |
---|---|
нем. Сarl Emil Michael Schmidt | |
Фотография 1897 года | |
Основные сведения | |
Страна | Российская империя, Германия |
Дата рождения | 9 декабря (21 декабря) 1866 ( 1866-12-21 ) |
Место рождения | Санкт-Петербург |
Дата смерти | 8 августа1945 ( 1945-08-08 ) (78 лет) |
Место смерти | Магдебург, Германия |
Работы и достижения | |
Учёба |
|
Работал в городах | Санкт-Петербург, Павловск, Царское Село, Тверь, Москва, Эстония |
Архитектурный стиль | кирпичный стиль, модерн |
Важнейшие постройки | Здание фирмы К. Г. Фаберже, особняк и контора П. П. Форостовского, собственная дача в Павловске |
Карл Карлович Шмидт на Викискладе |
Карл Карлович Шмидт (9 (21) декабря 1866, Санкт-Петербург — 8 августа 1945, Магдебург) — русский архитектор немецкого происхождения, представитель «кирпичного стиля» и раннего модерна. Известный филателист.
Содержание
Биография
Детство и годы учёбы
Карл Шмидт родился 21 декабря 1866 года в Санкт-Петербурге в семье русских немцев Карла Фридриха и Ольги Елены Шмидт. Его отец родился в Германии, и незадолго до рождения сына приехал в Россию в поисках работы инженера.
Карл учился в немецкой гимназии Петришуле с 1877 по 1886 год, когда по совету школьного товарища Вильгельма Шёне (также будущего архитектора) начал посещать курсы в училище Штиглица. Там он увлёкся рисованием и решил стать архитектором.
В 1887 году, после успешного окончания Петришуле, Шмидт поступил в петербургскую Академию художеств. Здесь он добился внимания со стороны педагогов, получив за свои работы несколько малых золотых и серебряных медалей. Строительный сезон 1890—1891 годов Шмидт провел на практике в Москве у профессора А. Н. Померанцева. Юный Карл Шмидт вместе с другими студентами выполнял чертежи и другую мелкую работу для проекта Верхних торговых рядов.
В том же 1891 году Карл Шмидт успешно выдержал выпускные экзамены и должен был получить большую золотую медаль. Однако из-за скандала, связанного с учебными реформами вице-президента Академии художеств И. И. Толстого, Шмидт остался без медали и связанной с ней стипендии.
В 1894 году Шмидт посетил Италию, Германию, Францию, Англию, где изучал местную архитектуру.
Работа
В 1895 году Карл Шмидт устроился в архитектурное бюро Померанцева. Уже к 1896 году относятся первые самостоятельные постройки молодого архитектора, а в 1897 году Шмидт ушёл от Померанцева и решил работать самостоятельно.
В ноябре 1897 года Карл Шмидт обвенчался в Твери с Эрикой Иоганзен. Тогда же Шмидту предложили заняться крупным проектом — постройкой Александринского женского приюта в Петербурге. Большое нарядное здание, облицованное жёлтым и красным кирпичом, было закончено в 1899 году. Оно представляет собой произведение поздней эклектики, соединяющее «кирпичный стиль» и элементы неоготики. В это же время Шмидт возвёл особняк Тиса в том же духе.
В 1899 году Шмидт построил здание для фирмы Карла Фаберже в центре города. Фасад облицован полированным и «грубым» гранитом и также носит готические черты. Интерьеры более близки стилю модерн. Знаменитый ювелир Карл Фаберже приходился архитектору двоюродным дядей. Впоследствии Шмидт построил для Фаберже дачу в Левашово (поглощена постройкой Гальнбека в 1908 году).
В 1901 году Шмидт построил особняк и контору П. П. Форостовского — одно из самых удачных своих произведений. Двухэтажный особняк с асимметричным планом уже относится к раннему, несколько сдержанному модерну. Особое внимание здесь, как и в других своих постройках, Шмидт уделяет качеству материала и деталям.
В 1899 году Шмидт переехал в Павловск. Здесь он в 1902—1904 годах построил собственную дачу в «англо-саксонском стиле».
К 1907 году относится постройка женской гимназии Шаффе в стиле «рационального модерна». В её суровом лаконизме прослеживаются черты назревающего конструктивизма.
В 1912 году Шмидт построил доходный дом Кёнига. В его деталях угадываются неоклассические черты, — своеобразная дань моде, но, в целом, это произведение остается в русле модерна. Это массивное здание становится одной из последних больших построек Шмидта.
В 1911—1914 гг. в Царском Селе по проекту Шмидта построен дворец княгини Ольги Палей. До наших дней это неоклассическое произведение в духе французских дворцов дошло в сильно искажённом виде.
Жизнь в Германии
Революция 1917 года заставила семейство Шмидтов думать о переезде на историческую родину. Осенью 1918 года Шмидты покинули Россию. В Германии Шмидт сменил много рабочих мест, но к архитектурной деятельности вернуться уже не смог.
Скончался Карл Шмидт 8 августа 1945 года вблизи Магдебурга.
Источник
Шмидт, Карл Карлович
Карл Карлович Шмидт | ||||||||||||
Сarl Emil Michael Schmidt | ||||||||||||
Фотография 1897 года | ||||||||||||
Основные сведения | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Гражданство | ||||||||||||
Работы и достижения | ||||||||||||
Работал в городах |
Архитекторы: | Шмидт К. К. |
Год постройки: | 1901-1902 |
Стиль: | Модерн |
Собственный доходный дом К. К. Шмидта модерн
1901-1902 — арх. Шмидт Карл Карлович ([ 99 ]. С. 335.)
Торговый дом «С. М. Линднер».
Угол Херсонской и Перекупного.
Фото около 1913 г.
Фото 1990 г.
(добавил Данелия)
На перекрестке Херсонской ул. и Перекупного пер. расположился собственный доходный дом арх. К. К. Шмидта, 1901-1902 гг. постройки. Это пятиэтажный дом, в плане прямоугольный, с небольшим внутренним двором.
Угловое расположение дома подчеркивает округлый эркер с высоким конусообразным завершением. Под эркером в листьях чертополоха распростерла крылья сова. В обрамлении окон-витрин первого этажа, в верхней части стен и щипцах изображены невиданные в природе цветы с квадратными венчиками. В отделке фасада широко использованы металлические элементы: ограждения окон первого этажа и окон в парадной, флагодержатели.
Одну из квартир в доме занимала семья архитектора. К. К. Шмидт был родственником семьи Фаберже, по его проекту построено здание ювелирной фирмы «К. Фаберже» на Большой Морской, 24 . Видимо, этим объясняется, что доверенный фирмы Герберт фон Миквиц снимал одну из квартир этого дома.
С 1903 по 1913 гг. в первом этаже находился известный Торговый Дом «С. М. Линднер», продававший отделочные и строительные материалы зарубежного производства.
(Л. Ю. Сапрыкина. На задворках Невской перспективы. Открытые слушания Института Петербурга, 2007-2010, добавил Mary)
Источник
Собственная дача арх. К. К. Шмидта — ГМЗ «Павловск» (службы)
Архитекторы: | Шмидт К. К. |
Год постройки: | 1902-1903 |
Стиль: | Модерн |
Фасад по Звериницкой ул. Фото — miraru1, 14.12.2013.
Павловск, 2-я Краснофлотская ул., 7 — Звериницкая ул. , 29
старый адрес: Звериницкая ул., 19 — ул. Ясного Неба, 2
Пам. культ. (регион.)
Собственная дача арх. К. К. Шмидта
1902-1903 — арх. Шмидт Карл Карлович
ГМЗ «Павловск» (службы)
Звериницкая ул. , 31
Электростанция . Службы дачи арх. К. К. Шмидта
1902-1903 — арх. Шмидт Карл Карлович
АТП «Павловск» . Административный корпус
В 1902 г. на участке, принадлежавшем ранее Головкину и расположенной на углу улиц Звериницкой и Ясного Неба, дом N 19/2 (сейчас 2-я Краснофлотская ул., 7), начал строительство собственного дома арх. Карл Карлович Шмидт. Строительство завершилось в 1903 г.
Двухэтажный каменный дом с высокой крышей был окрашен в белый цвет и отделан под фахверк. Вдоль улицы на участке располагались служебные постройки.
Фото 1969 г. из газеты «Павловские
ведомости», 1993, № 15
(добавил — Михаил М.)
Особо расскажем о даче архитектора К. К. Шмидта, расположенной в Заречной части Павловска и сохранившейся до наших дней (современный адрес — Зверинецкая ул., 29/7). В 1901 г. Шмидту был пожалован большой участок для постройки дачи и создания парка на углу улиц Зверинецкой и Ясного Неба. Главный дачный дом в неоромантических формах модерна с элементами фахверка возвели по его проекту в 1902–1903 гг.
Для осушения местности К.К. Шмидт устроил дренаж из керамических плит. Была построена также электростанция с котельной, вокруг разбили пейзажный парк с горкой. Главный дом сохранился до нашего времени. Выразительный силуэт живописного двухэтажного здания формируют мансардная крыша с двускатными трапециевидными щипцами и высокие дымовые трубы, иногда выступающие за плоскость фасадной стены. В архитектурно-художественной обработке, наряду со штукатуркой, применены облицовочная керамическая плитка терракотового тона, декоративные фахверковые элементы и вставки зеленых изразцов, металлический декор. Со стороны сада размещена угловая двухъярусная лоджия, в ее перекрытии К. К. Шмидт использовал обнаженные металлические балки.
Внутри сохранилось общее решение кабинета зодчего, интересен также камин на лестничной площадке второго этажа. В облицовке камина из цветных изразцов (предположительно, майолики) изображен зимний пейзаж с парой ивовых деревьев и травой, пробивающейся сквозь снег. Колористическая гамма черных, коричневых, синих и зеленых тонов на белом фоне характерна для искусства модерна».
(Данелюк Е. В. Немцы — архтекторы Царского Села (Конец XIX — начало ХХ веков).//Немцы в Санкт-Петербурге.
Биографический аспект. Вып. 6 / Рос. акад. наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера);
(отв. ред.: Т. А. Шрадер). – Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2011, С. 432, добавил miraru1 )
Источник