- Миссионерский путь апостола Павла: путешествия и послания
- Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
- Содержание страницы
- Где проповедовал апостол
- Полезные материалы
- Гонитель Церкви
- «Из Савла в Павла»
- Карта миссионерских путешествий
- Первое: проповедь на Кипре, в Пергии и Антиохии Писидийской
- Второе: Малая Азия, Македония, проповедь в Афинах
- Третье и чудеса, совершенные апостолом Павлом
- Последнее путешествие
- Глава первая. Жизнь апостола Павла до миссионерских путешествий
- Происхождение Савла
- Обращение Савла. Годы, проведенные до первого миссионерского путешествия
Миссионерский путь апостола Павла: путешествия и послания
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Содержание страницы
Где проповедовал апостол
С полным основанием и без ложной скромности он называл себя потрудившимся более прочих Апостолов. Ведь именно трудами этого человека обращены к Христу тысячи людей, а христианская церковь начала становиться Вселенской. Долог был и путь его земной жизни, но немалыми были и мили, пройденные по дорогам обширной Римской империи
Иконография: Павел, апостол Датировки: XVI в. Первая треть XVI века. Происхождение: икона в составе Деисусного чина поступила в музей в 1941 году из церкви Покрова села Гуменец Ростовского района. Туда иконы были перенесены в 1824 году из церкви Димитрия Солунского села Поникарово Ростовского уезда. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера Размеры иконы: высота 95 см, ширина 63 см Поясное изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Инв. № И-546. © Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Литература: Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. № 22. С. 100-102.
«Братия, я фарисей, сын фарисея. За чаяние воскресения мертвых меня ныне судят!» — так сказал Апостол Павел на суде синедриона по «делу» о проповеди им нового и неизвестного учения. В этих словах – его жизнь.
Полезные материалы
Гонитель Церкви
Родившись в образованной иудейской семье, выучившись Закону Моисееву у великого законника Гамалиила, Савл – ибо таково его имя в иудействе – был идейным и убежденным гонителем «галилейской веры», как ее презрительно называли. Мало того, что проповедовали ее простые неученые рыбаки. Еще и то, что говорили они, по Закону и здравому смыслу иудеев было дерзко и весьма богохульно. Бог стал Человеком, жил в мире, умер позорнейшей смертью на Кресте, а потом… воскрес!
П о Закону любое из этих, по мнению иудеев, неслыханных оскорблений Бога, заслуживало смерти. Савл гнал христиан где и как только мог. Он был честен, ревностен, по-своему, но горячо любил Бога. И вера не была посрамлена.
«Из Савла в Павла»
Сам Христос, явившись Савлу на пути в Дамаск (он шел туда, чтобы и там найти и арестовать «галилеян»), обратил его к Себе. «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?». Эти слова любви и упрека, сказанные Им из неизреченного света, осиявшего Савла и всех бывших с ним, Павел вспоминал через десятилетия.
Велико было покаяние Савла. Даже самое имя его в христианстве – Павел – переводится с латинского языка как «малый», даже «наименьший».
Так он видел себя – «наименьшим из Апостолов», «как бы неким извергом… потому что гнал Церковь Божию…».
Умалившись, поставив ни во что свою великую ученость, Павел смог сделаться избранным сосудом, как называл его Христос, зная, какие плоды принесет бывший Савл, изменив свою жизнь. Удивительным образом самый образованный в Законе апостол, правоверный иудей, заговорил о том, что для Бога «нет ни эллина, ни иудея».
И не только сказал об этом, но и сделал: с проповедью христианства языческому миру он обошел большую часть Римской империи. Павел сделал то, на что не решился бы правоверный иудей:
«для язычников стал как язычник… для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».
Так, горя Божественной ревностью и не надеясь на себя, совершал Павел свой долгий путь. Долог был и путь его земной жизни, но немалыми были и мили, пройденные по дорогам обширной Римской империи.
Карта миссионерских путешествий
Рим, Коринф, Ефес, Филиппы – вот лишь некоторые города, христианским общинам которых писал Павел. Другой Апостол и спутник Павла, Лука, в «Деяниях Апостолов » описывает три миссионерских путешествия своего друга и учителя. Однако церковное предание насчитывает их четыре, и последнее уже предваряет мученическую кончину «Апостола языков».
Карта путешествий ап. Павла
Первое: проповедь на Кипре, в Пергии и Антиохии Писидийской
Считается, что впервые Павел отправился с проповедью язычникам в 47 или 49 году по Р.Х . Начало его пути сопровождалось Божественным откровением, о котором сам Павел рассказывал позже в послание христианам Коринфа :
Смысл Божественного явления состоял в укреплении проповедника в небывалом для иудея деле: благовестии Христа язычникам. Само общение с такими народами было строго запрещено Моисеевым законом. «Фарисей, сын фарисея» пережил поистине духовный переворот, чтобы не просто проповедовать христианство другим народам, но и сделать это главным делом своей дальнейшей жизни.
Еще одно божественное повеление дано было уже всей общине : согласно «Деяниям Апостолов», Дух повелел отправить Савла и его друга и соученика Варнаву на особо предназначенную им миссию (Деян. 13:2). Столь непосредственное Божественное вмешательство также было не случайным. В противном случае ревностные христиане из иудеев попросту не поняли бы намерений проповедников идти к язычникам. Да и сами они, по признанию св. Луки, не имели иного руководителя, кроме Господа.
Первыми язычниками, услышавшими проповедь Савла и Варнавы, стали:
- жители о. Кипр, откуда родом был ап. Варнава. Особенно памятны оказались чудеса , совершенные Савлом: исполнившись ревности, он словом ослепил противившегося учению Вариисуса, благодаря ему уверовал правитель столицы острова Сергий Павел. По некоторым предположениям, проконсул Сергий Павел в знак признательности и любви, по римской традиции, предложил Савлу взять свое имя;
- горожане Пергии в Памфилии. Сюда Павел и Варнава пришли без своего спутника, Иоанна Марка, который возвратился в Иерусалим, очевидно, испугавшись трудностей пути;
- наконец, наибольший успех ожидал апостолов в Антиохии. Это был город, третий в империи после Рима и Александрии, славный своими философами и высокой культурой. Начав свою проповедь в местной синагоге, Павел продолжил благовестие за ее пределами: св. Лука пишет, как «почти весь город собрался слушать слово Божие» (Деян. 13, 44). Впрочем, противодействие иудеев скоро вынудило Павла и его спутников покинуть город. Но здесь уже возникла сильная община последователей Христа.
В жизни новых христианских общин было не все гладко, да и иерусалимские христиане из евреев не всегда понимали Павла. Именно поэтому первое путешествие Павла завершается Апостольским собором 49 г. в Иерусалиме. Здесь говорили о соблюдении Закона христианами из язычников. После собора за Павлом окончательно утвердилось звание проповедника христианского учения для язычников. Проповедь среди них стала делом его жизни.
Второе: Малая Азия, Македония, проповедь в Афинах
Иконография: Павел, апостол. Датировки: XVI в. Первая треть XVI века. Происхождение: икона поступила в музей в 1889 году от крестьянина села Ивашево А. Куренкова. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 102 см, ширина 41 см. Икона из Деисусного чина. Святой представлен в трехчетвертном повороте влево. Апостол Павел держит в руках Евангелие, украшенное драгоценным окладом. Его изображение развернуто почти по горизонтали. Апостол облачен в темно-зеленый хитон и вишневый гиматий, ниспадающий с одного плеча и окутывающий его фигуру до колен. Его одежды моделированы многослойными разноцветными пробелами сложной, в основном, геометрической формы. Инв. № И-527. © Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Литература: Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. № 34. С. 134.
Считается, что второе миссионерское путешествие Павла относится к 50-52 г. Сначала, по слову св. Луки, он и Варнава отправились к молодым христианским церквям Антиохии, Листры и других городов, чтобы узнать об их жизни и преподать наставления. Однако, при водительстве Духа Святого, именно в этом путешествии начинается проповедь христианства в Европе.
Св. Лука рассказывает, что выйдя из Листры вместе с новым учеником Тимофеем, Павел и его спутники « не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их ».
Наконец, из ночного видения Павлу, когда «предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам», апостолы заключили, что Господь призывает их в эту страну (Деян. 16, 1-10). Так началась проповедь учения Христа в Европе. Здесь вехами на пути проповедников становятся:
- Филиппы в Македонии, где Павел говорил о новом учении в молитвенном доме иудеев, изгнал нечистого духа прорицания из служанки, а затем был арестован по навету ее хозяев.
- Афины, центр учености тогдашнего мира. «Город, полный идолов», как называет его св. Лука, произвел удручающее впечатление на Павла. Но в его первой проповеди – ни слова обличения или осуждения:
«Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17, 22-23).
Пожалуй, именно Павлом положены основания отношения христианства к язычникам, да и к верующим других религий: не принимать заблуждений, но уважать человека.
Начало проповеди в Европе приносит Церкви не только новых последователей, но и новых проповедников Слова Божия. Среди них:
- апостолы Тимофей, Аполлос, Ераст;
- Дионисий Ареопагит;
- сотрудники друзья Павла Акилла и Прискилла.
Третье и чудеса, совершенные апостолом Павлом
Иконография: Павел, апостол Датировки: XIV в. 1387–1395. Иконописная школа или художественный центр: Константинополь. Происхождение: из храма Зачатия Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове, куда были присланы в 1380-1390-х из Константинополя. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 149 см, ширина 98 см. Изображение поясное. Апостол обращен влево к Христу. Голова его немного склонена, обеими руками он прижимает к груди Евангелие. С красным обрезом и золотисто-охристом окладом, украшенным ассистом. Инв. № 12752. © Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Около 54 гг. Павел совершает путешествие в Эфес, где им основана христианская община . Здесь он пробыл три года несмотря на то, что первая попытка проповеди закончилась возмущением приверженцев богини Артемиды Эфесской. Затем посетил основанные им церкви в Коринфе, Филиппах, Милете. В Коринфе им написано послание к Римским христианам.
Посетив церкви, Павел отправился в Иерусалим, несмотря на то, что многие христиане по внушению Духа говорили об узах и скорбях, ожидающих апостола там. В Эфесе известна прощальная беседа Павла с пресвитерами церкви – первое известное его наставление священнослужителям, записанное св. Лукой (Деян. 21).
Действительно, в Иерусалиме Павел был арестован по навету иудеев, и впоследствии препровожден в Рим на суд императора.
О том, что Павел, который называл себя «извергом» среди других апостолов, гонителем христиан, ничем не умален перед другими апостолами, свидетельствуют многочисленные чудеса, совершенные им среди язычников.
- В городе Листры, где он именем Христа исцелил хромого с рождения человека . Люди, приняв Павла и Варнаву за богов, едва не принесли им жертвы. Лишь слово апостолов убедило горожан не совершать кощунства. Успех проповеди в Иконии возмутил местных иудеев. Именно там Павел был побит камнями едва ли не до смерти.
- В тюрьме в Филиппах Павел обратил ко Христу тюремного стража. Когда по молитве апостолов произошло землетрясение и узы арестантов ослабли, он думал совершить самоубийство, решив, что узники сбежали. Провидя это духом, Павел остановил стража. Потрясенный, он крестился вместе со всей семьей.
- В Троаде Павел воскресил юношу Евтиха, заснувшего во время его проповеди и выпавшего из окна «с третьего жилья».
- На пути в Рим Павел, уже арестант, вымолил своим спутникам спасение от морской бури. Когда же они благополучно высадились на остов Милит (Мальту) – исцелил страдавшего горячкой отца правителя острова.
Но главное чудо его жизни – обращение ко Христу столь великого множества людей, что апостол с полным основанием и без ложной скромности называл себя потрудившимся более прочих апостолов (1 Кор. 15,1)
Свою проповедь Павел продолжал и в Риме, где прожил 2 года. Здесь им написаны послания церквям в Филиппах, Колоссах, Эфесе.
Считается, что и знаменитое Послание к Евреям, содержащее систематическое изложение учения Христа, также относится к римскому периоду жизни апостола.
Последнее путешествие
Церковное предание считает, что около 64 года Павел был освобожден и совершил свое последнее, четвертое путешествие. Именно во время него
- ученик святого Тит посвящен им в епископа Крита;
- еще один соратник, Тимофей, возглавил церковь Эфеса.
К обоим известны послания Павла. Около 66 г. Павел отправился в Испанию, где был арестован и отправлен на суд императора.
Апостолы Петр и Павел.
По различным преданиям, он был казнен в один день с ап. Петром. Его, как римского гражданина, не отправили на крест, но усекли мечом. Другие данные говорят о том, что между кончиной Петра и смертью Павла прошло несколько лет. Однако Церковь чтит их память в один день – 12 июля (н.ст).
Так завершил многотрудный жизненный путь Павел. Как говорил он сам о своей жизни, «по учению фарисей… по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» Впрочем, прибавлял Павел, «г оворю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус » (Флп 3:5-8, 12) . И эти его слова – завет христианам от того, кто, пройдя до конца свою дорогу, все же достиг Бога.
Источник
Глава первая. Жизнь апостола Павла до миссионерских путешествий
Происхождение Савла
Хронология событий первого века (жизнь Иисуса Христа, апостола Павла) может быть установлена лишь с известной долей приблизительности. Савл родился предположительно около V года н.э. Однако место его рождения известно точно. «Я Иудеянин, Тарсянин, ― говорит апостол в Деяниях, гражданин небезызвестного Киликийского города (Деян.21:39). Благодаря своему расположению на границе Малой Азии и Сирии, Тарс издавна привлекал внимание завоевателей, в том числе и Римлян: одно время в этом городе находилась резиденция Антония. Греческий историк и географ Страбон (60г. до РХ ― 25г. по РХ) утверждает, не без преувеличения, что «жители Тарса так увлеклись философией,…что их город, в конце концов, затмил Афины, Александрию и все остальные города». 2 Блаженный Иероним (известный переводчик Библии на латинский язык IV века) сообщает, что семья Савла жила в Тарсе недавно, но у его отца уже было римское гражданство. Савл получил его с рождения (Деян.22:28) и неоднократно им пользовался (Деян.16:37; 25:11, право обращения к Кесарю).
В Тарсе, где апостол останавливался несколько раз (Деян.9:30; 11:25), он контактировал благодаря положению своей семьи, с образованными кругами; ему была знакома эллинистическая культура и религия, которая в то время представляла собой конгломерат различных философских течений и отовсюду заимствованных верований. Это объясняет тот факт, что позже апостол Павел, всегда оставаясь глубинно причастным иудейской традиции, вместе с тем стал поборником проповеди благой вести язычникам, которых он хорошо знал.
Уже упоминавшийся нами Страбон пишет, что в отличие от других интеллектуальных центров того времени в Тарсе могли получить образование только представители коренного населения. Это сведение позволяет предположить, что Савл учился не в Тарсе. О том же свидетельствует и сам апостол: схваченный в Иерусалиме по возвращении из своего третьего миссионерского путешествия, он заявляет собравшемуся на паперти храма народу: я воспитывался « в сем городе (т.е. в Иерусалиме) при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (Деян.22:3). Несмотря на то, что апостол Павел родился вдали от границ Палестины, в диаспоре, он был привязан к своему народу и его традициям: «…обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев…(Флп.3:5). Еще в молодости он примкнул к партии фарисеев (Флп.3:5), отличавшейся большей строгостью в соблюдении традиций, чем саддукеи, но носившей менее сектантский характер, чем ессеи (известные в основном по документам Мертвого моря). Происхождение и образование Савла приготовили его к той роли, которую ему суждено было сыграть в истории нарождавшейся Церкви: сам Христос призвал его мужественно и решительно раскрыть врата Церкви язычникам.
Обращение Савла. Годы, проведенные до первого миссионерского путешествия
Незадолго до своего обращения, которые относят примерно к 35 году, Савл, согласно некоторым письменным упоминаниям, поощрял убийство Стефана (Деян.6:8–7:60, особенно 7:58). Позже, вспоминая о тех днях, апостол Павел и сам подтверждал это: «Я даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу мужчин и женщин…» (Деян.22:4; 26:9–11; Гал.1:13–14; 1Кор.15:9 и др.). Он шел в Дамаск (на этом пути ему и явился Христос) с поручением, данным ему первосвященниками, схватить и привести в Иерусалим христиан. В конце жизни апостол Павел засвидетельствовал, что «так поступал по неведению, в неверии» (1Тим.1:13).
В то время, на которое приходится обращение Савла, перед Церковью постепенно открывались новые перспективы. До тех пор, после Воскресения и Вознесения Христа и сошествия Святого Духа во время Пятидесятницы (Деян.2), первохристианская иерусалимская община (Деян.1–5) продолжала существовать в пределах иудейской среды, соблюдая предписания закона Моисеева и, в частности, сохраняя верность храмовому богослужению (Деян.2:46; 3:1; 5:20 и др.) По прошествии двух или трех лет, к 33 годам, избрание семи дьяконов), призванных помогать двенадцати апостолам (Деян.6), ознаменовало появление в Церкви «эллинистов» (Деян.6:1), т.е. как принято считать, иудеев диаспоры, принадлежавших греческой культуре и говоривших по-гречески. Отношение этой группы христиан к закону Моисееву и к храмовому богослужению было, судя по всему, более сдержанным: как известно, Стефан, один из семи, был обвинен в том, что говорил «хульные слова на святое место сие и на закон» (Деян.6:12; ср.6:11). В своей длинной речи Стефан оправдывается (Деян.7:1–53), решительно утверждая вместе с тем, что Бог «не в рукотворных храмах живет…» (Деян.7:48). Эта речь могла оставить след в душе Савла.
Однако, не будем забывать о том, что обращение Савла произошло не вследствие идеологической обработки или влияния какого-то человека: это было мгновенное, яркое откровение… Оно трижды описано в Деяниях (Деян.9:3–19; 22: 6–11; 26:12–18) и многажды упоминается в Посланиях (Гал.1:15–16; 1Кор.9:1, 15; 8–10 и др.), как и явление воскресшего Христа. «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое», говорил апостол Павел галатам (Гал.1:11); коринфянам он писал: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа?» (1Кор.9:1). Апостол Павел считал, что он послан на проповедь не Церковью, а самим Христом, а значит ― он апостол, равный двенадцати апостолам Христовым, «Апостол, выбранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал.1:1;ср.1:12). В начале Послания к Галатам апостол Павел обосновывает подлинность своего апостольства, оспариваемого иудействующими. В частности, он указывает на тот факт, что после явления ему Христа на дороге в Дамаск, он не пошел сразу же в Иерусалим, чтобы получить своего рода «инвеституру» от двенадцати апостолов, а направился в Аравию (Гал.1:11–17). В свою очередь, в Деяниях подразумевается, что он получил некое научение в Дамаске и был там крещен (Деян.9:17–19), а об удалении в Аравию не сообщается. Между тем, оно весьма значимо: апостол Павел избирает царский путь, именно царскому пути следовали все мистики. Он хочет удалиться в пустыню, остаться в одиночестве, побыть некоторое время наедине с Богом и полностью отдаться в руки Божьи. В этот период апостол Павел испытал могущественное действие Святого Духа и позже рассказал о своем духовном опыте в Послании к Фессалоникийцам: «…наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе» (1Фес. 1:4–5).
Мы мало что знаем о жизненных перипетиях апостола Павла до того, как он отправился в свое первое миссионерское путешествие около 45 года. Помимо трехлетнего уединения в пустыне, нам известно о преследованиях его в Дамаске, откуда ему удалось убежать, спустившись в корзине с городских стен (Деян.9:23–25; 2Кор.11:32–33). В Послании к Галатам упоминается о кратком пребывании апостола Павла в Иерусалиме (Гал.1:18). В течение некоторого времени он был вынужден скрываться в родном городе ― Тарсе (Деян.9:30; Гал.1:21). Мы знаем, что в это же время Варнава, бывший по происхождению киприотом, тот самый Варнава, который уже стал известным благодаря своей щедрости в первой ― Иерусалимской общине (Деян.4:36–37), а позже, после обращения апостола Павла, представил его апостолам, был отправлен апостолами в Антиохию, чтобы поддержать появившуюся там Церковь. Оттуда Варнава отправился за Павлом в Тарс; именно в Антиохии апостол Павел стал членом христианской церковной общины (Деян.11:25–27), и отсюда же он отправлялся в миссионерские путешествия.
За те примерно десять лет, которые прошли с момента обращения апостола Павла (ок.36г.) до его обоснования в Антиохии (ок.45г.), Церковь выросла. После убийства первого мученика Стефана, христиане-эллинисты, собравшиеся вокруг семи (дьяконов) вынуждены были бежать из Иерусалима, в то время как двенадцать (апостолы) смогли там остаться (Деян.8:1). Покинувшие город христиане проповедовали Благую Весть за пределами Иудеи, им удалось основать новые общины, в первую очередь, в Самарии (Деян.8:4 и сл.). Проповедовавший там Филипп был одним из семи дьяконов-эллинистов (Деян.6:5). Затем та же группа христиан основала общины в Финикии, на Кипре и наконец, в Антиохии, куда пришел апостол Павел. Проповедовали они только иудеям (Деян.11:19).
Пока происходила постепенная евангелизация иудейской диаспоры, двенадцать апостолов также не бездействовали. Петр и Иоанн были посланы в Самарию, чтобы возложением рук сообщить Духа Святого тем, кого крестил Филипп (Деян.8:14 и сл.). Петр навестил другие Церкви, основанные в Лидде, Иоппии (Деян.9:32–43). Во время своего путешествия апостол Петр, получив откровение, решил крестить язычника Корнилия, получившего Духа еще даже до своего крещения, и затем объяснялся с апостолами по этому поводу в Иерусалиме (Деян.10:1–11:18). Обстоятельства первого крещения язычника излагаются в Деяниях очень подробно (Деян.10:1–11:18).
За эти десять лет апостол Павел стал духовно более зрелым и готовым понести тяжелый крест апостольского служения. Его физические данные не внушали уважения: в Коринфе говорили, что «в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна» (2Кор.10:10). В одном древнем апокрифе, содержание которого, впрочем, весьма неправдоподобно, но в котором могли сохраниться подлинные свидетельства об апостоле, он предстает как «человек маленького роста, лысый, с кривыми ногами, крепкий, со сросшимися бровями, слегка искривленным носом, исполненный благодати». 3 Это описание, верность которого невозможно гарантировать в полной мере, совпадает с изображениями на некоторых бронзовых медалях II века и привлекло внимание выдающихся экзегетов (в частности, протестантского ученого Зана и православного епископа Кассиана). Немало было написано о так называемой болезни апостола: вероятно, он был действительно болен во время путешествия к галатам (Гал.4:13–14), но нам неизвестно, что он имел в виду, когда говорил: «…и чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня» (2Кор.12:7). Не следует думать, что в словах «язвы Господа Иисуса» (Гал.6:17) речь идет о стигматах, подобных тем, что имел Франциск Ассизский; скорее всего, «язвы Господа Иисуса» ― это шрамы от полученных ударов.
В 45 году в Антиохии апостол Павел перенес немало страданий: «От Иудеев пять раз дано мне было по сорок ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл на глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2Кор.11:24–27). В том же послании читаем: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены, низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2Кор.4:8–11; ср. 2Кор.6:4–10).
Перечисляя испытания, апостол Павел не вменяет их себе в заслугу ― напротив: успех своей проповеди он приписывает исключительно благодати Божьей: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2Кор.4:7). «Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею» (2Кор.11:30; ср. Рим.5:3; 1Кор.1:28 и пр.).
Апостол Павел пережил также некий мистический опыт, о котором он написал смиренно и прикровенно: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (т.е. ок. 40г.), ― в теле ли ― не знаю, вне ли тела ― не знаю, Бог знает, ― восхищен был до третьего неба…, он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться… (2Кор.12: 2–5).
Обретя подобный опыт, он написал позже в Послании к Римлянам: «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (а не нашими собственными заслугами). Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8: 37–3
Страбон. География. XIV. 3. Цитата переведена с французского языка.– Прим. переводчика
Источник