- Как выбрать надувной катамаран
- Структура названий моделей надувных катамаранов
- Выбор надувного катамарана с жесткой палубой
- Пассажировместимость катамарана
- Версия Лайт и версия ТРТС
- Диаметр баллонов
- Катамаран или тримаран
- Глиссирующий катамаран
- Катамаран или тримаран? Что выбрать?
- Суда-тримараны в России и мире.
Как выбрать надувной катамаран
В этой статье мы постарались собрать весь наш опыт, который поможет вам определиться с наиболее подходящей вам моделью надувного катамарана или тримарана Мастеркат. В начале мы разберем названия моделей, чтобы вам было легче ориентироваться, а затем приведем краткие рекомендации по каждой модели.
Структура названий моделей надувных катамаранов
Название моделей катамаранов состоит из 3 частей: название судна, диаметр баллонов, ширина судна. Название судна определяет его длину. Буква вначале означает тип судна: К — катамаран, Т-тримаран. Буква Л вначале означает что данное судно версии Лайт. К64 – это катамаран со сдвоенными баллонами.
- К47 или Т47 – длина 470 см (версия ТРТС 450 см). Длина палубы 325 см.
- К53 или Т53 – длина 530 см (версия ТРТС 510 см). Длина палубы 400 см.
- К64, К60 или Т60 – длина 600 см. Длина палубы 475 см.
Наборы комплектующих для судов самостоятельной постройки (регистрируются в ГИМС как суда самостоятельной постройки).
- Т70 НДСП – длина 700 см. Длина палубы 550 см.
- Т65 НДСП – исключение из правил. Название плота сложилось исторически, и мы его не меняем. Длина палубы 600 см.
Для примера разберем несколько названий:
- ЛК47-50-200 – это катамаран версии Лайт с баллонами диаметром 50 см и шириной палубы 2 метра.
- Т60-60-300 – это тримаран версии ТРТС с баллонами диаметром 60 см и шириной палубы 3 метра.
Выбор надувного катамарана с жесткой палубой
Теперь, когда разобрались с названиями приведем общие рекомендации к выбору. Для начала необходимо определиться: сколько человек будут использовать, какая им понадобится площадь палубы и грузоподъемность. Итого – определяющими характеристиками судна являются:
- Пассажировместимость
- Грузоподъемность
- Размеры палубы
Пассажировместимость катамарана
Максимальная пассажировместимость катамарана определена техническими характеристиками каждого катамарана. В этой статье мы приведем комфортную пассажировместимость для путешествий и рыбалки исходя из размеров палубы.
- 1-3 человека (1-3 рыбака) подойдут катамараны – К47 и К53
- 3-6 человека (до 4 рыбаков) – Тримаран Т53, К60 и Т60
- Более 6 человек – К64 и Т60-60-300, при этом на большом судне вполне можно путешествовать втроем.
Версия Лайт и версия ТРТС
Далее стоит выбор между моделью Лайт и сертифицированной моделью ТРТС. Здесь мы рекомендуем версию ТРТС как более усиленную. Но если у вас ограничения по бюджету и мотор до 10 л.с. Вам подойдет версия Лайт. Обращаем внимание, что версия Лайт присутствует только в моделях ЛК47/ЛТ47, ЛК53/ЛТ53, ЛТ60 на баллонах диаметром 50см и шириной судна 200см.
Диаметр баллонов
Выбор диаметра баллонов зависит от необходимой грузоподъемности. Разница в грузоподъемности между баллонами D50 см и D60 см составляет примерно 30%, поэтому все тримарны имеют такую же грузоподъемность как аналогичные катамараны с баллонами D60 см.
Диаметр баллонов влияет на жесткость судна. Однако третий баллон в тримаране обеспечивает большую жесткость, чем увеличение диаметра.
Баллоны D60 см использование мотора с длинной ногой (L — 500 мм). Мы предлагаем специальный заниженный транец, который позволяет использовать распространенные моторы с длиной ноги S – 381 мм, но этот транец находится ниже и менее удобен. Подробнее о транцах в статье: Транцы на катамаранах Мастеркат.
Катамаран или тримаран
При выборе между катамараном и тримараном – это актуально для моделей Т53, Т60, К60 всё зависит от ваших предпочтений. Однако если планируется проходить пороги и мели, то здесь катамаран будет удобнее, т.к. тримаран может сесть на камень центральным баллоном.
Если планируется перевозка более 1000 кг по морю или большим озерам с сильной поперечной волной мы рекомендуем использовать катамаран со сдвоенными баллонами К64. Сдвоенные баллоны обеспечивают большую жесткость по сравнению с одиночными.
Глиссирующий катамаран
Если у вас есть мотор 15 л.с. и более, то мы рекомендуем вам обратить внимание на глиссирующие катамараны К53S и К47S. Это модифицированные катамараны К53 и К47, они оснащены дополнительными маленькими баллонами снизу (скегами). Скеги создают глиссирующую подушку и позволяют развивать скорость до 50 км/ч на мощных моторах. Если бюджет не позволяет сразу приобрести баллоны со скегами, то это можно отложить на потом, вы всегда сможете отправить баллоны нам на производство, и мы приклеим скеги.
Источник
Катамаран или тримаран? Что выбрать?
Основные параметры катамарана
Высота от ватерлинии, м
Диаметр (центрального) поплавка в миделе, м
Высота палатки в коньке от палубы, м
Клиренс при полной загрузке, м
Длина упаковки максимальная, м
Масса (без опций), не более, кг
Полезная грузоподъёмность, кг
Нормальное время полной сборки 1 чел, не более, час
Геннакер /кливер (опция), кв. м
Цена на 10 марта 2020 г., руб.
Так что же лучше!?
Два типа судна – катамаран и тримаран. Одинаковая длина, одинаковый вес, одинаковый размер упаковок и одинаковое время сборки, одна и та же мачта, одни и те же паруса, одинаковый такелаж… и одинаковая цена. В чем достоинство и в чем недостатки? Я рассмотрю их на примере исключительно двух моделей нашей компании — катамарана «SibCat-16» и тримарана «Кулик-16».
Остойчивость легкого парусного катамарана или тримарана обеспечивается только весом экипажа. Экипаж должен противодействовать кренящему моменту от парусов — для этого хотя бы часть экипажа должна обязательно находится на наветренном поплавке, противодействуя своим весом перевороту. На катамаране — уже при умеренных ветрах — экипаж (или отдельные члены экипажа) должен переместиться на наветренный поплавок и откренивать судно, а при смене галса (когда ветер заходит с противоположной стороны) активно переместиться на противоположный поплавок. На тримаране — экипаж находится на центральном поплавке и поэтому — независимо с какого борта дует ветер — экипаж своим весом всегда противодействует перевороту – это неоспоримое достоинство тримарана. То есть пассивная остойчивость без учета правильного перемещения экипажа с целью откренивания у тримарана выше чем у катамарана. Это качество тримаранов особенно полезно для прогулочного судна и для экипажа, который только начинает осваивать парус, потому как перевернуться на таковом судне при резком усилении ветра или при неправильных действиях рулевого и экипажа значительно маловероятнее чем на катамаране. Немаловажно ещё и то, что рулевой тримарана легко контролирует силу кренящего момента по подветренному поплавку – насколько сильно тот зарывается в воду и вовремя принять меры по открениванию – переместив экипаж на наветренный борт. Малоопытный рулевой катамарана может не заметить отрыв от воды наветренного поплавка и совершить переворот.
Обитаемость. Достаточно беглого взгляда на оба судна, чтобы заметить, что у катамарана более просторный кокпит в сравнение с тримараном. Но преимущество ли это? Во время движения и на катамаране и на тримаране экипаж сидит в привычной для сидения позе, что само по себе – много удобнее, чем полулежать на сетчатом трамплине. Конструкция катамарана обеспечивает высоту сидения 20 см, а с учетом продавливания надувного поплавка собственным весом – реальный перепад высоты уменьшается до 17-15 см. Конструкция тримарана обеспечивает высоту сидения 30 см. Очевидно, что сидеть на тримаране всяко удобнее чем на катамаране. Однако, при наличие спинок (опция) – это преимущество уже не столь очевидно и комфортность сидения определяется уже в большей степени личными предпочтениями.
Удобство размещения багажа
На катамаране и на тримаране перед кокпитом имеется пространство, которое можно использовать для размещения в нем багажа без использования специальных водонепроницаемых сумок. На тримаране – это, по сути, брызгозащищенный рундук с мягкими стенками, расположенный перед мачтой на центральном поплавке между носовыми укосинами, а на катамаране – это небольшой закрытый форпик, который можно даже назвать минипалаткой или минирубкой, расположенный под подмачтовой пирамидой. Если не зачехлять носовой рундук в тримаране или не накидывать тент на подмачтовую пирамиду, то эти пространства могут использоваться для более комфортного размещения экипажа во время парусной прогулки.
Палатка на катамаране может иметь преимущество – если случилось так, что возникла необходимость укрыться от дождя и ветра во время движения или если возникла необходимость ночевки непосредственно на борту судна. В палатке вполне могут расположиться двое детей подросткового возраста. А если под гиком расположить подвесную тент-палатку (опция), которая соединиться со штатной и закроет весь кокпит, то образуется достаточно большое пространство, защищенное от ветра и дождя, которое может послужить местом для ночлега для двоих взрослых человек! Организовать какое-либо приемлемое место для защиты членов экипажа от дождя и ветра, а тем более для ночлега — на тримаране («Кулик-16») невозможно. Всё же эти модели — катамаран «SibCat-16» и тримаран «Кулик-16» — позиционируются нами как прогулочные. Для организации путешествий приспособлены конструкции катамаранов и тримаранов нашего производства начиная от 18 футов.
Швертовое устройство — еще одно значимое различие.
На катамаране поворотный шверт, который установлен на центральной балке под кокпитом. Для его постановки и уборки предусмотрены, соответственно, две шверт-тали, которые проведены в кокпит и для фиксации которых имеются соответствущие стопоры. При отходе от берега – шверт необходимо опустить в рабочее (вертикальное) положение, а при подходе к берегу – не забыть поднять и зафиксировать. Если берег пологий и мелко настолько, что шверт опустить невозможно, а ветер с моря (навальный ветер), то выход в море – против ветра – затруднен и требует от рулевого определенного мастерства. При подходе к берегу – даже если рулевой забудет поднять шверт, то при ударе о грунт – сработает страховочная система и шверт сам всплывет и судно сможет причалить к берегу.
На тримаране шверты закреплены на боковых поплавках и не требуют никакого управления ими –- поставил при сборке и забыл — безусловно это преимущество! Еще одно преимущество — это меньшая осадка швертом — шверт начнет работать с глубины когда тримаран окажется на плаву и при навальном ветре сразу же начнет движение остро к ветру безотносительно квалификации рулевого.
Во всём остальном – эти две модели совершенно идентичны. Поэтому – нет совета — что же выбрать Вам – это Ваш выбор!
Источник
Суда-тримараны в России и мире.
Зеленодольское ПКБ, возможно, является единственной в России организацией, имеющей опыт проектирования многокорпусных судов. В портфеле инновационных проектов этого бюро находятся разработки судов тримаранного типа «Русич-2.2» (исследователь морских биоресурсов), «Россиянка-1» (скоростное грузопассажирское судно) и другие. Андрей Харитонов (представитель Зеленодольского Проектно-конструкторского бюро)рассказал о том, что по проекту ПКБ была построена действующая модель тримарана длиной в 12 м и массой около 4 т, показавшая превосходные результаты на испытаниях (в сравнении с моделью однокорпусного корабля).
«Русич-2.2» – высокомореходное судно тримаранного типа
По словам Харитонова , испытания тримарана проводились в специальных имитационных бассейнах в различных условиях, включая ледовый режим. Информация о параметрах корвета пока не разглашается, но у конструктивно схожего тримарана «Русич-2.2» длина корпуса составляет 83 м, ширина – 33 м, осадка – 4,7 м (при водоизмещении около 900 т), а расчётная скорость – около 35 узлов.
На выставке была представлена небольшая модель трёхкорпусного корвета, при этом разработчик утверждает, что уже существует его действующий 12-метровый образец
Учёные утверждают, что технология изготовления трёхкорпусных лодок известна человечеству уже четыре тысячи лет. Так, аборигены Полинезии издавна использовали такие лодки, что позволило им расселиться на островах Тихого океана. Вопреки предубеждениям о неприменимости древних технологий, современные катамараны и тримараны демонстрируют превосходные мореходные характеристики. Многокорпусность придает им большую поперечную остойчивость при волнении, что позволяет разместить на борту больше груза и использовать паруса большей площади. В результате суда с двумя и тремя корпусами часто развивают более высокую скорость, чем однокорпусные, а также лучше переносят волнение и сильный ветер. Так, экипажу скоростного 40-метрового парусного тримарана «Banque Populaire V» принадлежит кубок Жюля Верна за самый быстрый вояж вокруг света. Используя лишь силу ветра, судно обогнуло земной шар всего за 45 суток.
Тримаран «Banque Populaire V». Средняя скорость, которую судно продемонстрировало в ходе кругосветного путешествия, равняется 19,75 узла (36,577 км/ч)
В XX веке интерес к многокорпусным судам заметно возрос. Одним из пионеров этой отрасли называют американского энтузиаста парусного спорта Виктора Чечета, выходца с Украины. Именно ему приписывают авторство термина «тримаран» и отдают пальму первенства в постройке первых спортивных трёхкорпусных яхт. Эмигрировав в 1923 году в США, бывший пилот Чечет приложил немало усилий для развития теории и практики строительства мнокорпусных малых судов.
В 60–70-х годах в мире началось строительство первых грузопассажирских судов с двумя и тремя корпусами. Так, в 1973 году норвежская компания Westermoen Hydrofoil построила первый скоростной катамаран Westamaran длиной в 27 м, который мог перевозить до 170 пассажиров. С каждым последующим судном росли и размеры катамаранов. В 1998 году австралийская компания INCAT построила высокоскоростной пассажирский катамаран с полным водоизмещением более 1650 т. Длина судна составила 96 м, ширина – 26 м, а его скорость достигает 40 узлов в грузу (без груза – до 50 узлов). В 2005 году на регулярную линию между Канарскими островами и Испанией вышел паром Benchijigua Express, представляющий собой почти 130-метровый тримаран водоизмещением около 9000 т. Паром вмещает свыше 1200 пассажиров и более 300 автомобилей, развивая скорость до 36 узлов (около 67 км/ч).
На выдающиеся свойства многокорпусных судов обратили внимание и военные. Так, компания INCAT в 2001 году получила новые заказы и построила несколько катамаранов военного назначения, среди которых HSV-X1 Joint Venture и HSV-2 Swift для ВС США. В настоящее время катамараны этого типа используются в качестве транспортных и десантных кораблей.
Скоростной грузопассажирский паром-тримаран Benchijigua Express
Китай стал строить многокорпусные корабли в числе первых. В 2004 году в КНР начались работы по созданию серии ракетных двухкорпусных катеров проекта 022 (класс «Хубэй»), и в настоящий момент в составе Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая насчитывается 83 двухкорпусных ракетных ударных катера, при строительстве которых были использованы стелс-технологии. Каждый катер имеет две пусковых установки по четыре ракеты YJ-83 в каждой. Другими словами, этот «москитный флот» являет собой мощную силу, вооружённую почти семьюстами противокорабельными ракетами с дальностью полёта до 200 км. По некоторым данным, китайские катера-катамараны могут быть также вооружены 1,6-тонными ракетами Hongniao, которые имеют дальность полёта до 3000 км и способны нести ядерные боеголовки. Кроме того, на катерах установлены скорострельные шестиствольные автоматические артустановки АК-630, а на вооружении у членов экипажа имеются переносные зенитные ракетные комплексы. Китайские катера-катамараны могут развивать скорость до 40 узлов (74 км/ч), а за счёт своей малой осадки (до 1,5 м) легко преодолевают отмели между островами и устья рек.
Китайский ракетный катер-тримаран «Хубэй» наносит ракетный удар
В начале 2000-х годов США запустили программу постройки двенадцати лёгких многоцелевых прибрежных кораблей-тримаранов. Серия получила название Independence, и в 2010 году первый корабль с одноимённым названием был принят в состав ВМФ США. Тримаран Independence имеет в длину около 127 м, в ширину – 32 м, полное водоизмещение – более 3000 т, при осадке всего 4,3 м. Максимальная скорость, которую может развить тримаран, составляет 44 узла (более 81 км/ч). Корабль несёт на борту ракетно-пушечное вооружение, многоцелевой вертолёт Sikorsky SH-60/MH-60 Seahawk и 1–2 БПЛА MQ-8B Fire Scout. Одновременно с программой строительства тримаранов в США реализовывается проект по созданию кораблей-катамаранов (Spearhead-class), которым предназначена роль скоростных перевозчиков, мобильных баз поддержки и снабжения войск, штабов управления и координации.
USS Independence – боевой корабль прибрежной зоны, построенный в 2010 году американской компанией Austal
Катамараны, Тримараны и другие многокорпусные суда
Источник