- Традиции и обычаи казахского народа
- КАЗАХСКИЕ ТРАДИЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ РЕБЕНКА
- СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА
- ПОСЛЕСВАДЕБНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСТАНА
- ДРУГИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСТАНА
- Культура и традиции в Казахстане
- Традиции приема гостей
- Есть еще некоторые интересные традиции, которые связаны с гостеприимством:
- Свадебные традиции
- Список основных традиционных свадебных обрядов:
- Обычаи, связанные с детьми.
- Тусау кесу (разрезание пут)
- Сундет-той (обрезание)
- Другие традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка
- Айтыс
- Праздник Наурыз
- Традиционные казахские игры и развлечения:
- Заключение
Традиции и обычаи казахского народа
Казахский народ имеет богатую культуру, в которой важнейшее место занимают национальные обычаи и традиции казахского народа. В них содержится вся вековая мудрость предков, их наказы, касающиеся буквально всех сторон и этапов нашей жизни: от рождения и до смерти. Здесь мы расскажем о самых популярных обычаях, традициях казахского народа, связанных с важными событиями в семье: рождение ребенка, свадьба. Казахские обычаи и традиции: шилдехана, бесик той, қырқынан шығару, тусау кесу, ат қою, сундетке отырғызу, жеті ата, құда тусу, келін түсіру, қыз ұзату и т.д.
Из поколения в поколение бережно передаются обычаи и традиции народа Казахстана – ведь именно они являются настоящим сокровищем нации. Поэтому так важно сохранить их и передать своим детям. Каждый ритуал имеет глубокий смысл и должен выполняться в определенное время, по определенному поводу и по определенным правилам – так, как это была заведено издавна. Сегодня мы расскажем о самых главных казахских обрядах.
КАЗАХСКИЕ ТРАДИЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ РЕБЕНКА
Рождение ребенка – это всегда счастье. И неудивительно, что с таким важным событием у казахов связано множество традиций и обрядов.
Шільдехана (Шилдехана) – это самый первый обряд, который связан с рождением ребенка. В давние времена, как только малыш появлялся на свет, ко всем родственникам и друзьям посылали гонцов – чтобы сообщить всем радостную весть. Получив известие, все близкие и знакомые собирались на «шілдехана той». Гости поздравляли родителей и новорожденного, приносили малышу первые подарки, а вечером собирались за праздничным дастарханом, пели песни и играли на домбре – по древнему поверью, таким образом гости отгоняли злых духов и охраняли ребенка.
Қалжа — Не остается без внимания и роженица. Специально для нее в первый же день после выписки из роддома проводится обряд «қалжа» – ритуальное угощение матери новорожденного. В обязательное меню входят бульон и вареная молодая баранина – для быстрого восстановления сил после родов. Барана привозят и готовят блюдо родственники со стороны новоиспеченной матери (нағашылар).
Бесік той (Бесікке салу рәсімі). Как правило, на 3-ий день после рождения малыша впервые укладывали в колыбель. Главная роль в проведении соответствующего ритуала отводится бабушке: вначале она окуривает колыбель травами (чтобы отогнать злых духов и хвори), затем пеленает ребенка, перевязывает его специальными лентами, укладывает в бесик и накрывает 7 вещами, среди которых обязательно были шуба и шапан, уздечка и камча (для мальчика), для девочки отрез ткани, платки, а присутствующим малышам раздают сладости, как подарок от новорождённого.
Қырқынан шығару ( Кыркынан шыгару ) — «40 дней ребенку». По древнему казахскому обычаю, до сорокового дня новорожденного никому не показывают, не стригут ему ногти и волосы – считается, что в это время ребенок еще очень слаб и не защищен от злых сил. А вот через 40 дней после рождения его «официально» представляют собравшимся на торжество. Кроме того, в «программу» входит ритуальное купание малыша и первое обрезание ногтей и волос. И, конечно же, одаривание виновника торжества и участниц ритуала, а также праздничная трапеза.
Ат қою (Ат кою). Азан шақырып ат қою — наречение. По истечению 40 дней с момента рождения наши предки давали ребенку имя. Как правило, делали это не сами родители, а почетный аксакал или мулла. Имя трижды сообщалось малышу на ушко и при этом читая строчки из корана. Старейшина, проводивший ритуал получает подарки от семьи.
Тұсау кесу (Тусау кесу) — разрезание пут. Проводится этот обряд тогда, когда ребенок начинает ходить. Малышу обвязывают ножки черно-белыми «путами» (чтобы отогнать злых духов) и ставят на белую дорогу (скатерть или полосу белой ткани). Бабушка или дедушка со счастливой судьбой ножом разрезают путы на ножках — чтобы ребенок хорошо ходил, твердо стоял на ногах и уверенно шел по жизни — белая дорожка, по которой потом проводили малыша, символизирует светлый жизненный путь. В конце дорожки клали разные предметы, например, деньги, книгу, домбру и т.д. По традиции считалось, что какой предмет приглянется ребенку, какой предмет малыш выберет – его будущее будет связано с этой сферой деятельности, например, домбра – искусство, деньги – сфера финансов, книга – наука и т.д.
©http://zhasatyrau.kz
Сүндетке отырғызу (Сундет той). «Сундет» – это важная религиозная традиция казахского народа, событие, которое символизирует не только взросление мальчика, но и его присоединение к мусульманской общине.
Обряд обрезания проводится в 3, 5 или 7 лет. Раньше процедуру обрезания проводил мулла, а сейчас обрезание проводят в медицинском учреждении. Как и все значимые события, обряд сопровождается пышным празднованием, на которое приглашают всех близких и родных, которые несут значимые, дорогие подарки на это мероприятие.
Тілашар тойы. В настоящее время этот праздник отмечается, когда ребенок идет в первый класс. Это значимое событие в жизни и ребенка, и родителей. Начало нового важного этапа в жизни. В этот день ребенок одевает в первый раз свою первую школьную форму, ему собирают его первый рюкзак со школьными принадлежностями. Родители устраивают традиционный праздник, на который приглашаются родственники, друзья семьи, коллеги и т.д. Все приносят подарки для новоиспеченного первоклассника. Смысл праздника «Тілашар» в том, чтобы получить благословение и напутствия близких и уважаемых людей («бата», «тілектер»), чтобы учеба давалась легко, чтобы хорошо учился.
СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА
Свадьба у казахов – событие не только чрезвычайно важное, но и многоэтапное. И каждый этап сопровождают определенные казахские традиции и обычаи, ритуалы и обряды.
Жеті ата (Жети ата) — по древнему обычаю, все родственники до седьмого колена считаются близкой родней, поэтому браки между ними запрещены. Так что знать свой род и всех предков для казахов – это не только традиция, но и насущная необходимость.
Қыз айттыру (кыз айттыру). Любой свадьбе предшествует сговор – когда родители жениха и невесты договариваются о будущем бракосочетании своих детей. Иногда родители договаривались о свадьбе еще даже до рождения детей («бел құда») или сразу после рождения («бесік құда»).
Қыз көру (кыз кору). Еще один обычай казахов, который входит в сватовство, — смотрины. Отпрыски богатых и знатных семей или прославленные жигиты могли сами присмотреть себе невесту, отправившись в аул, где были девушки на выданье. Во время смотрин потенциальные невесты состязались в разных видах искусства и, в свою очередь, сами присматривались к молодым людям. В случае, если юноша и девушка понравились друг другу, в дом к невесте отправлялись сваты.
Сватать невесту, по давней традиции, шли с қоржын (коржын) – сумкой, наполненной подарками для семьи девушки.
Құда тусу (куда тусу) – сватовство. В дом к невесте приезжают отец и родственники жениха, знакомятся с семьей девушки и обмениваются подарками. После совместной трапезы сваты объявляют цель своего визита и договариваются по поводу свадьбы.
Қалың мал (калын мал) – уплата выкупа (калыма) за невесту. В прошлом калым выплачивался скотом и лошадьми, сейчас – деньгами или предметами роскоши.
Қыз жасауы (қыз жасауы) – приданое невесты. Родители девушки собирали для дочери все необходимое для новой семьи: посуду, мебель скот, постель и т. п. В современном контексте приданное — это чаще всего бытовая техника, мебель, квартира.
Алып қашу (алып кашу) — похищение невесты. Причиной для похищения невесты могло быть несогласие родителей на брак либо невозможность жениха уплатить калым.
Қыз ұзату (кыз узату) — проводы невесты – важный этап традиционной казахской свадьбы и одна из самых красивых традиций казахов. Провожая дочь в новый дом, родители устраивают ей «ұзату той» – отдельную свадьбу. Большая часть гостей на этом торжестве – со стороны невесты. По окончанию застолья девушка, прощаясь с семьей и родительским домом, исполняла трогательную песню «сыңсу», а следующим утром с восходом солнца сваты увозили ее в дом будущего мужа.
Келін түсіру (келин тисиру). Согласно обычаю казахского народа, чтобы ввести невестку в дом, ей навстречу отправлялись девушки и молодые женщины со стороны жениха. Не открывая невесте лица, они вводили ее в дом и сажали за ширму. И только когда собирались все приглашенные на свадьбу, проводился обряд «беташар» — открытие лица невесты. Девушка появлялась перед всеми гостями с покрытой головой – лицо закрывала красивая накидка или шаль. Под звуки традиционной песни «Беташар», она по очереди кланялась всем гостям, которые «за погляд» дарили коримдик. После этого тот, кто проводил обряд беташар открывал лицо невесте и начинался свадебный той.
Неке қию (нике кию) – венчание по мусульманскому обряду. Обычаи казахского народа предполагают проведение религиозного обряда на следующий день после свадьбы. Проводится обряд в мечети в присутствии, как минимума двух свидетелей, а обычно в сопровождении кучи родственников.
ПОСЛЕСВАДЕБНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСТАНА
Свадебные обряды касаются не только сватовства и непосредственно самого торжества – послесвадебных обычаев в Казахстане тоже немало.
Құдалық (қудалық) – на следующий день после свадьбы родственники невесты приглашаются в гости к сватам. Непременный атрибут этой встречи – обмен подарками («киіт»).
Өңір салу (онир салу). Женщины старшего возраста вручают молодой жене подарки (как правило, обиходные вещи или одежду) и осыпают «шашу».
Есік ашар (есик ашар). Первый визит новоиспеченного зятя к родителям жены. Так как девушка после свадьбы не имела права целый год показываться в отчем доме, зять сам приезжал к тестю и теще и привозил им подарки.
Үй көрсету (уй корсету). После свадьбы девушку по очереди приглашали в гости соседи и родственники мужа – чтобы познакомиться поближе. По обычаю, идти в гости полагалось с подарком – «ілу» (чаще всего это был отрез на платье, украшения или ковер).
ДРУГИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСТАНА
Шашу – осыпание. Это красивый обряд является частью многих обычаев и ритуалов: свадьбы, сватовства и др. «Виновников» торжества буквально осыпают дождем из денег и конфет (или других сладостей).
Сүйінші сұрау (суйинши сурау). Одна из самых приятных казахских традиций – подарок за добрую весть. Гонцу, принесшему в дом весть о рождении ребенка или другом важном и радостном событии, обязательно в качестве благодарности вручали подарок.
Байғазы (байгазы) – обычай дарить небольшие подарки, вручать небольшие суммы денег за обновку или впервые увиденную в доме новую вещь.
Көрімдік (коримдик). Этот обычай похож на «байғазы», только вручают такой подарок за впервые увиденного новорожденного или невесту, а не по поводу обновки.
Ат мінгізіп, шапан жабу (Ат мингизип шапан жабу). Традиция оказывать наибольший почет «особым гостям» сохранилась в Казахстане по сей день: уважаемому человеку или дорогому гостю в знак признания и уважения дарят скакуна и роскошный чапан.
Бата – благословение, молитва перед дальней дорогой, перед каким-либо важным испытанием или событием. Может также быть благодарностью за гостеприимство, угощение и за доброе дело. Как правило, произносят бата старейшие аксакалы.
Бел көтерер (бел котерер) – прекрасная и древняя традиция, которая является иллюстрацией не только знаменитого казахского гостеприимства, но и заботы о старшем поколении. Ее суть – в приготовлении особого угощения для пожилых и нуждающихся в уходе людей. Угощение (обычно это что-то питательное и мягкое: творог, мед, кумыс, казы) старикам приносят соседи, родственники или близкие люди.
Ерулік (ерулик) – традиция приглашать в гости новых соседей. В давние времена небольшой праздник с угощением в честь прибывших в аул новых людей позволял им быстрее адаптироваться и перезнакомиться с соседями.
Бес жақсы (бес жаксы) – подарок, который в знак высочайшего почета дарили наиболее уважаемым людям. Состоял он из 5 ценных вещей: верблюда, скакуна, дорогого ковра, алмазной сабли и собольей шубы. Иногда «бес жаксы» дарили сватам – в этом случае одна из составляющих подарка заменялась саукеле.
Жылу – обычай помогать людям, которые пострадали в результате каких-либо стихийных бедствий или несчастий (например, пожара). Помощь может быть как финансовой, так и материальной – в виде одежды, пищи, скота, жилья.
Қонақ асы (конак асы) – еще один обычай, демонстрирующий гостеприимство казахского народа. Все самое вкусное, самое лучшее полагалось для щедрого угощения гостя – и не важно, был ли он приглашенным или нежданным.
Қонақ кәде (конак каде) – обычай, согласно которому хозяин дома мог попросить гостя спеть песню, станцевать, сыграть на музыкальном инструменте или почитать стихи.
Базарлық (базарлык). По традиции, возвращаясь домой из поездки, для своих близких и родных нужно привезти небольшие, чисто символические подарки.
Сәлемдеме (салемдеме). Если вы давно не виделись – это прекрасный повод обменяться подарками – в знак приветствия и уважения. Это и будет «салемдеме».
Тоқым қағар (токым кагар) – по давнему обычаю, провожая человека в дальнюю дорогу, нужно провести его «по правилам»: зарезать барана, накрыть праздничный дастархан и пригласить гостей.
Мы рассказали далеко не обо всех обрядах и обычаях – их у нас, у казахов очень много. Некоторые из них утрачены, многие в современном мире изменились, но знать традиции своего народа нам необходимо – ведь именно это, наряду с языком, и позволяет называться нам казахами.
Количество просмотров статьи — 66 222
Источник
Культура и традиции в Казахстане
Казахстан — страна многонациональная, мультикультурная. На ее огромной территории смешались не только народы, но и произошло взаимопроникновение различных культур. Сложилась своя особенная, казахстанская культура.
Но несмотря на такое смешение культур, каждый народ Казахстана бережно сохраняет свои собственные культурные традиции и обычаи. У казахов существует великое множество традиций, которые передаются из поколения в поколение, и с удовольствием перенимаются молодыми. Если перечислять их все — даже простой список традиций и обычаев составит увесистый том. Поэтому мы расскажем вам о наиболее важных и соблюдаемых повсеместно традициях.
Традиции приема гостей
Традиционное казахское гостеприимство навсегда запоминается каждому, кто хотя бы раз посетил Казахстан. И не только казахи, но и, наверное, все остальные народы, населяющие Казахстан, приняли себе это традиционное радушие и уважение к гостю.
Такое отношение с гостям сложилось в далекой древности. Случайных путников, а также приглашенных гостей всегда встречали с радушием и угощали самой вкусной едой. Предки казахов были кочевниками, поэтому остановка в незнакомом доме была делом обычным. Данный обычай носит название “Конакасы”.
Гостя провожают в юрту и усаживают на самое почетное место (тор) напротив входа. Сразу же подают легкие угощения казахской кухни и напитки: кумыс, шубат, айран или чай с молоком. На стол ставятся свежие баурсаки, свежие лепешки, курт, иримшик. Сразу же подавались и закуски из конины или баранины: жая, казы, шужук и другие.
Зачастую в честь приезда гостя, хозяева режут барашка, и готовят из него сразу несколько блюд: куырдак из легких, печени и почек, который подается как предварительное блюдо, и основное блюдо казахского застолья — ет, или мясо по-казахски (иначе называемое “бешпармак”). Отварное мясо обычно раскладывается большими кусками на подносе. Хозяин сам нарезает мясо, угощая каждого гостя лакомыми кусочками. Такая разделка — тоже традиционная: тазовые кости и голень предназначаются почетным старикам, грудинка — зятю или невестке, шейный позвонок — девушкам и т. д. Самому почетному гостю хозяин преподносит приготовленную особым способом голову барана. К мясу обязательно подается наваристый бульон в пиалах.
С приемом гостей связан еще один ритуал, или традиция — “Конаккаде”. Хозяин дома в конце застолья может попросить гостя исполнить песню, либо поиграть на музыкальном инструменте. Гость в ответ обычно исполняет импровизацию, в которой благодарит хозяев за теплый прием.
Дорогих, важных гостей в казахском доме привечают особо, для этого есть обряд Ат мингизип шапан жабу. Уважаемому человеку, посетившему дом, дарили коня и дорогой чапан (расшитый халат из верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой).
Иногда важный гость получал в подарок коня, соболиную шубу, верблюда, либо персидский ковер или саблю. В подарок отдавались самые ценные вещи в доме, чтобы показать дорогому гостю свое уважение. Эта традиция называется Бес Жаксы, или 5 ценных вещей. В наше время этот обычай соблюдается нечасто, но, в некоторых деревнях Казахстана он еще имеет силу.
С тех же древних времен сохранилась, например, одна интересная традиция — Ерулик, или знакомство с новоселами. Новые жители аула обязательно приглашаются на ужин или обед к ближайшим соседям. Так, за накрытым столом, люди знакомятся, и новички легче вливаются в общество. Во многих казахских семьях эта традиция жива и по сей день, неважно, живет ли семья в ауле или в современном многоквартирном доме.
Есть еще некоторые интересные традиции, которые связаны с гостеприимством:
• Токымкагар, или проводу в путь. Обычно устраивается перед отъездом кого-либо из родных на долгий срок. Обязательно режется баран, устраивается той-дастархан. Провожающие произносят различные пожелания для тех, кто собрался в дальний путь.
• Тизе Бугу. Старинная традиция, согласно которой гость, входящий в дом, преклоняет колено, выказывая этим уважение к хозяину и его дому. Раньше вход в жилище без соблюдения этого обряда, воспринимался как оскорбление.
• Той-дастархан — праздничный пир. Кроме обильного застолья, той-дастархан подразумевает спортивные, музыкальные, песенные состязания (айтыс), скачки и другие игры.
• Шашу обряд во время праздника: прибытия дорогих гостей, свадьбы, сватовства, т.д., виновников торжества осыпают конфетами и монетками. Разбросанные конфеты и деньги, как правило, собирают дети. Казахи верят, что сладости, подобранные во время Шашу приносят удачу.
• Суюнши — обычай дарить ценные подарки тому, кто принес хорошую весть.
• Байғазы — традиция дарить небольшой подарок тому, кто приобрел обновку.
• Саркыт — традиция забирать угощение, после той-дастархана. Хозяева раздают гостям оставшееся угощение с собой.
• Туган жерге аунату. Обычай встречи путешественника. Человека, долгое время прожившего вдали от родины, по возвращению нужно обвалять в земле.
Свадебные традиции
Казахская свадьба — грандиозное значительное событие, впрочем, как и в любой другой семье. Но казахская свадьба — это не просто праздник для молодоженов, родителей, близких родственников и друзей, как это принято во всем мире. Казахская свадьба — это соединение родственными узами двух родов. Поэтому казахская свадьба предполагает множество различных обрядов и традиций, который должны неукоснительно соблюдаться.
В старину молодой человек делал предложение девушке через жену брата. Невеста могла не видеть своего суженого до самой свадьбы, а если он ей не нравился, она всё равно не имела права ослушаться родителей: они решали за своих детей их судьбу.
Сегодня, конечно, всё по-другому. Казахские парни и девушки, как и во всем мире, знакомятся на улице, в кафе, в социальных сетях, но свадебные обряды все равно имеют значение и обязательно проводятся во время сватовства и на церемонии бракосочетания.
Как и раньше, в дом девушки приходят сваты (кудалар) с подарками. Кольцо невесте дарит жена его брата, а не сам жених. День свадьбы раньше назначали старейшины рода, сегодня же дата свадьбы обсуждается вместе с молодоженами. Во время сватовства сваты обычно обмениваются дорогими подарками.
Традиция платить калым, или выкуп за невесту, теперь родители жениха платят не всегда, но во многих сельских семьях, где традиции сильнее, стараются чтить обычаи, и дарят семье невесты скот, дорогие ткани и украшения. По традиции, жених имеет право увидеть невесту и навещать в доме ее родителей только после уплаты калыма.
После того как все процедуры были соблюдены и сватовство состоялось, отец невесты назначает день проводов любимой дочери (кыз узату) и дарит всем родственникам жениха одежду.
Само бракосочетание — это большой праздник, на который обычно приглашаются все родственники жениха и невесты. Во время свадьбы специально приглашенный акын исполняет традиционные казахские свадебные песни, проводятся конкурсы, танцы, веселые состязания. После свадьбы молодых отправляют в свадебный шатер.
Список основных традиционных свадебных обрядов:
• Кудалык — сватовство родителей жениха вместе с близкими родственниками невесты.
• Аран керу — обряд прохода сватов в дом родителей невесты.
• Беташар — обряд раскрытия лица невесты. Показ невесты на свадьбе.
• Сырга салу — символический обряд надевания сережек невесте матерью жениха, что означает окончательный договор между сватами.
• Калын мал (калым) — выплата калыма (подарка) стороной жениха, стороне невесты в благодарность за их труд и воспитание девушки.
• Кыз узату — традиционный обряд проводов невесты из дома родителей в дом родителей жениха.
• Курсак той — казахский народный обычай семьи жениха устраивать праздник после новости о беременности снохи.
• Кража невесты — традиция, когда джигит просто похищал понравившуюся девушку и увозил в свой аул. После похищения проводились все остальные обряды. Сегодня так поступают только с согласия самой девушки. В противном случае похищение человека считается уголовным преступлением.
Обычаи, связанные с детьми.
Тусау кесу (разрезание пут)
Очень много казахских обычаев связаны с детьми. Для казахской семьи дети — самое главное сокровище, поэтому с их ростом и воспитанием связано огромное количество обрядов и традиций. Это и укладывание в колыбель, и наречение, и, конечно же, один из самых важных для ребенка обычаев — Тусау Кесу, или разрезание пут. Эта церемония проводится, когда ребенок начинает делать свои первые шаги.
Ножки ребенка обвязывают тонким пестрым шнурком, разрезать который доверяют энергичному многодетному человеку, уважаемому аксакалу, дорогому важному гостю. Шнурок, которым обвязывают ножки малыша, традиционно состоит из черных и белых нитей. Он обозначает, что в жизни бывают не только белые, но и черные полосы — будущий джигит должен уметь преодолевать трудности.
Обряд сопровождается песнями и пожеланиями (бата), чтобы ребенок твердо стоял на ногах, уверенно шел по жизни. После разрезания пут, обычно проводится той: праздник с застольем, состязаниями, песенными и музыкальными конкурсами. После Тусау кесер ребенку раньше дарили коня и седло, сегодня ограничиваются дорогими подарками или деньгами.
Сундет-той (обрезание)
Еще один обычай, который сохранился и часто соблюдается в казахских семьях — сундет, или обряд обрезания. Этот обычай появился у казахов с приходом в Великую степь ислама, и до сих пор считается одной из важнейших семейных традиций.
Сундет проводят, когда ребенку исполняется нечетное количество лет: 3, 5 или 7. В день праздника, мальчика наряжают в красивую национальную одежду, сажают на коня. Родственники вплетают в гриву коня яркие разноцветные ленты, а к седлу привязывают сумку с угощениями. Мальчик должен подъехать поочередно к каждому родственнику и угостить яствами из сумки. Когда все подарки и угощения розданы, мальчику удаляется в отдельную юрту (или комнату) вместе с муллой (а в наши дни — с врачом-хирургом), где ему делается обрезание без анестезии. После этого родители устраивают пышный праздник — сундет той, где ребенку все присутствующие дарят деньги или ценные подарки.
Другие традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка
• Шильдехана — той-дастархан, праздник в честь рождения ребенка.
• Бесикке салу, бесік той — той-дастархан в честь укладки новорожденного в люльку. Как правило, организуется на 3 – 5 день после отпадения пуповины у малыша. До этого ребенок спит с матерью.
• Есим кою или ат қою. Обряд, во время которого ребенку дают имя. Часто совмещается с Шильдехана или с Бесикке салу. Имя ребенку обычно дает уважаемый человек.
• Кыркынан шыгару. Обряд, исполняемый на сороковой день после рождения ребенка. Ребенка купают в 40 ложках воды, в первый раз стригут волосы и ногти
• Аузына тукирту. Название этого ритуала переводится как “поплевать в рот”. У казахов есть поверье, согласно которому с капелькой слюны, переданной ребенку уважаемым человеком, к малышу перейдет частичка одаренности этого человека.
• Ашамайга мингизу. Традиция дарить 6 – 7-летнему мальчику коня и камчу (плеть). Во время этого ритуала ребенок провозглашался джигитом. В этот день старики благословляли ребенка, а родители устраивали в честь сына небольшой той.
Айтыс
Айтыс — одна из обязательных частей праздничной программы любого казахского праздника. Это стихотворно-музыкальное состязание казахских певцов-импровизаторов.
Во время айтыса исполнители садятся или встают напротив друг друга и начинают своеобразный песенный диалог, постоянно передавая слово друг другу, продолжая тему, начатую оппонентом. Айтыс может проводиться на любую произвольную тему. По итогам соревнования выбирается победитель. Жюри, состоящее из уважаемых людей или гостей праздника оценивает не только музыкальность и исполнительский талант, но и мастерство в парировании аргументов соперника, юмор и находчивость.
Айтыс некоторым образом напоминает современные рэп-баттлы: используется тот же принцип в очередности выступления и в оценке участников.
В айтысе могут принимать участие несколько акынов, хотя выступление парные выступления более традиционны. Часто проводится айтыс между мужчиной и женщиной. Например, в 1946 году казахстанский композитор Мукан Тулебаев на основе айтыса между известными акынами XIX века Биржан-сал и Сарой Тастанбеккызы написал оперу «Биржан и Сара».
Праздник Наурыз
Еще одна замечательная традиция, восходящая к древним, доисламским временам истории казахского народа — праздник Наурыз. Это праздник весны, обновления природы, начала нового года, новой жизни. По тенгрианским верованиям, Наурыз считается началом нового года, и отмечается 22 марта в день весеннего равноденствия.
Как и остальные большие праздники, Наурыз состоит из множества небольших ритуалов и обычаев. Праздник начинается с рассветом, когда все жители аула или поселка выходят вместе, под руководством аксакалов сажать деревья.
После посадки деревьев, все собираются на праздник. Люди веселятся, поздравляют друг друга с наступлением нового года, желают друг другу мира, благополучия, достатка и счастья. Исполняются песни, сложенные специально для этого праздника — Наурыз Жыр. Устраиваются спортивные состязания: борьба курес, скачки — байга. Часто посреди села ставят большие качели для детей и молодежи. Обязательно устраиваются интеллектуальные конкурсы на разгадывание поэтических загадок, состязания в скороговорках.
После праздника в каждой семье, в каждом доме накрывается праздничный стол — дастархан. Трапеза обычно проводилась в полдень. До и после трапезы приглашенный мулла читает молитвы в честь предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. В этом ритуале мы видим слияние языческих и мусульманских традиций.
Во время праздника Наурыз обязательным являлось присутствие числа 7, которое олицетворяет семь дней недели — единицы времени вселенской вечности: перед аксакалами ставились семь чаш с особым праздничным напитком Наурыз-коже, который готовился из семи видов злаков, на дастархан ставилось семь разных угощений.
Праздничный день обычно заканчивался айтысом — большим представлением, на котором все окрестные акыны состязались в импровизаторском мастерстве. Айтыс заканчивался с заходом солнца за горизонт: считалось, что именно в этот момент добро побеждает зло. Затем разжигали костер, и люди с зажженными от него факелами, с песнями и плясками обходили все окрестности селения, завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.
Традиционные казахские игры и развлечения:
• Казахская традиционная охота с беркутом. Беркут издревле используется кочевниками для охоты на мелкую дичь: зайцев, корсаков, лис и т.д. Специально обученные охотники-беркутчи занимаются выращиванием и подготовкой охотничьих птиц.
• Казахская традиционная охота с Тазы. Казахская гончая собака Тазы — уникальное животное, древняя порода охотничьих гончих собак, относящееся к нематериальному наследию ЮНЕСКО. С тазы казахи охотятся на мелкую дичь, степных антилоп.
• Курес – казахская борьба на поясах. Состязания проводятся обычно во время тоя. Аналоги этой борьбы существуют и у других народов Центральной Азии.
• Тогуз Кумалак. Настольная игра, основанная на числе 9. Это на вид простая, но достаточно сложная логическая игра, которую часто называют “алгеброй пастухов”, так как она часто скрашивала досуг кочевников.
• Асык — детская уличная игра косточками, которая сегодня стала национальным видом спорта в Казахстане. В стране даже проводятся турниры по игре в асыки.
• Бастангы — некий формат молодежной вечеринки, которую как правило проводили после отъезда родителей. Молодежь собиралась на небольшой праздник. Во время бастангы чаще всего высказывали пожелание того, что путешествие прошло гладко и без происшествий.
• Асар — традиция помогать кому-то всей семьей или всем родом, всем аулом. Таким делом может быть постройка дома или кошары для скота. По окончании дела, для помощников накрывается дастархан.
• Жылу — традиция, очень похожая на Асар. В этом случае помогают тем, кто пострадал в результате стихийных бедствий: пожаров, наводнений и т.п. Любой человек, из любого рода, и даже жуза может посильно помочь пострадавшим. В качестве пожертвований могут выступать – скот, стройматериалы, одежда, деньги, в качестве помощи — рабочая сила.
• Белкотерер — традиция готовить особое угощение для пожилых людей. Для них специально готовятся вкусные, мягкие блюда, такие как казы, жент, кумыс, творог и т.д. Обязанность угощать стариков возлагается на детей или близких родственников, реже соседей.
Заключение
Конечно, можно долго и красочно рассказывать обо всех традициях и обрядах, показать фотографии и картинки. Но лучше всего — приехать в Казахстан и самому всё увидеть, принять участие в этих красивых и ярких церемониях, самому испытать на себе гостеприимство и радушие казахского народа.
Источник