- Государственный и политический строй Китая
- Что говорит Конституция
- Политический строй страны
- Государственный строй
- Всекитайское Собрание Народных Представителей
- Товарищ Си
- Коммунисты всегда впереди
- Как устроена система власти в современном Китае?
- Государственное устройство и политическая система Китая
- Параллельная структура
- Конституционные рамки
- Структура органов власти
- Роль Коммунистической партии
Государственный и политический строй Китая
Первое упоминание о государстве на территории современного Китая относится к 2000 году до нашей эры. От процветающих древнекитайских империй страна шла тысячелетия через периоды разобщенности, колониального унижения и борьбы за независимость к Китайской Народной Республике, провозглашенной в 1949 году. Современный Китай – это страна, нацеленная в высокотехнологичное будущее, но не забывающая свою древнюю историю. В 21 веке экономика страны стала самой большой в мире и с самым обширным внутренним рынком. Какой политический строй в Китае ни был бы, он всегда будет с китайским «акцентом».
Что говорит Конституция
Китай, согласно конституции, является социалистическим государством с провозглашенным главенством рабочих, которых представляет Коммунистическая партия, в союзе с крестьянами. Политический строй Китая кратко можно охарактеризовать как социализм с национальной спецификой. Вся власть принадлежит народу, который осуществляет ее через Всекитайское Собрание Народных Представителей (ВСНП) и местные представительные органы различных уровней. Несмотря на то что политическому строю в Китае в настоящее время присущи все внешние атрибуты демократии, голос Коммунистической партии имеет решающее значение при принятии любого значимого решения.
Политический строй страны
Китай является многонациональной, многопартийной страной, что нашло отражение в организации всех структур государства. Базисом политического строя Китая, при доминирующей роли Коммунистической партии, являются:
- выборных органов различного уровня – собраний народных представителей;
- многопартийная система;
- национальные автономии в каждом регионе компактного проживания некитайского населения.
Демократически избранными представительными органами являются собрания народных представителей, избираемых на всех уровнях административного деления страны, от волостных и уездных до городских. В Китае кроме Компартии работают еще восемь небольших партий, которые не считаются оппозиционными. Самая большая из них — демократическая партия, насчитывает примерно 130 тысяч человек. Для выработки согласованной позиции партий по ключевым вопросам экономической и политической жизни создан Народный политический консультативный совет. Третьим столпом политического строя Китая служит система национальных образований (автономных районов, округов, уездов), которые являются гарантией соблюдения прав малых народов и национальностей.
Государственный строй
Председатель КНР руководит социалистическом государством демократической диктатуры народа, как написано в Конституции страны, иногда его в зарубежной прессе называют президентом Китая. Всекитайское собрание народных представителей – это высший уровень китайского «парламента». Правительство в Китае называется Государственный Совет КНР, который в регионах представляют местные народные правительства. Центральный Военный Совет управляет армией, вооруженной полицией и народным ополчением. В стране есть все институты, необходимые для функционирования современного государства, только с учетом политического строя Китая они имеют названия с социалистическим оттенком, например народный суд, народный прокурор, народная полиция.
Всекитайское Собрание Народных Представителей
В высший орган государственной власти избираются депутаты от всех регионов и вооруженных сил сроком на 5 лет. В перерывах между сессиями высший орган государственной власти представляет Постоянный комитет ВСНП. Политический строй Китая обеспечивает возможность участия в работе всех слоев населения — представителей национальных меньшинств, регионов с другим политическим строем (Гонконг и Макао), военным и даже миллиардерам. В 2013 году, на предпоследней сессии ВСНП, среди делегатов был 31 долларовый миллиардер.
Собрание решает, какой сейчас политический строй в Китае будет реализовываться на практике. Собрание избирает Председателя КНР и других высших чиновников государства, определяет направления экономического развития и утверждает бюджет государства. В 2018 году во Всекитайском Собрании Народных Представителей приняли участие 3000 человек.
Товарищ Си
Председатель КНР выполняет функции главы государства, в том числе назначает премьера Госсовета и других членов правительства, объявляет о мобилизации и введении военного положения, награждает орденами и медалями. В марте этого года, на ВСНП 13-го созыва, Синь Цзиньпин был снова переизбран на пост Председателя КНР. Политический строй Китая предусматривал ограничение на избрание на высший государственный пост двумя сроками, это должен был быть последний период работы товарища Си на этом посту. Но на той же сессии депутаты одобрили поправки к конституции, разрешающие избираться на высший пост неограниченное количество раз.
Коммунисты всегда впереди
Руководящая роль Коммунистической партии Китая (КПК) прописана в конституции страны. Компартия сохраняет контроль над страной, доминируя в правительстве и вооруженных силах, все государственные учреждения имеют партийные ячейки. Си Цзиньпин является руководителем Коммунистической Партии и главой государства. Партия основана в 1921 году по лекалам Всероссийской большевистской партии, с целью распространения идей коммунизма в стране. КПК начала борьбу за освобождение страны и изменение политического строя Китая. Вооруженные отряды КПК сыграли решающую роль в освобождении и образовании КНР. Все современные экономические успехи Китая также связаны с реформами, инициированными компартией Китая.
Источник
Как устроена система власти в современном Китае?
Ни для кого не секрет, что для развития и процветания абсолютно любого государства необходима стабильность, которая в свою очередь является «производной» от такого понятия как «транзит власти». В Китайской Народной Республике, по мнению многих экспертов, с этим проблем нет, и процедура транзита является очень эффективной.
Говоря о современном Китае — Китайской Народной Республике, стоит упомянуть о так называемых поколениях руководителей.
Иными словами, «поколение руководителей» — это группа лиц во главе с лидером китайской компартии и государства, начиная от самого провозглашения КНР в 1949 году.
«Поколений руководителей» насчитывается пять:
- Мао Цзэдуна.
- Дэн Сяопина.
- Цзян Цзэминя.
- Ху Цзиньтао.
- Си Цзиньпина.
Первые два руководителя были наиболее харизматичными, прошедшими сквозь «горнило» революции и гражданской войны, а также войны с японскими захватчиками.
В историю они вошли как «Великий кормчий», основатель КНР (Мао Цзэдун); а также «Главный архитектор» политики реформ и открытости, автор китайского экономического чуда (Дэн Сяопин).
О них можно почитать на моём канале, ссылки в конце статьи.
Начиная с третьего «поколения», руководство в КНР было своего рода коллективным, в рамках которого лидер в руководстве партии и государства был «первым среди равных» по отношению к членам Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК.
Однако, как сообщает авторитетный еженедельник «Эксперт», после транзита власти от 4 поколения (Ху Цзиньтао) к 5 поколению (Си Цзиньпина), последний постепенно переходит на «ручное» управление партией и государством, что всё больше начинает походить на «стиль руководства» Мао Цзэдуна и его преемника — Дэн Сяопина.
Для справки: в КНР, в которой главной руководящей и политической силой является Коммунистическая партия Китая, высший пост — Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Китая (Генсек ЦК КПК), высшая должность в партии (с 1943 по 1982 года — Председатель ЦК КПК).
Ныне действующий Генсек ЦК КПК Си Цзиньпин также является Председателем КНР (вторая по важности должность в КНР после Генсека ЦК КПК) и Председателем Центрального военного совета КНР (ЦВС).
Итого, 3 важнейшие должности в партии и правительстве дают Си Цзиньпину следующее:
- Генсек ЦК КПК — высший пост в партии, главной политической силы в Китае. Контроль над партией.
- Председатель КНР — главный пост в правительстве страны. Контроль над правительством.
- Председатель ЦВС — Главнокомандующий Народно-освободительной армией Китая. Контроль над армией.
Кроме того, действующая система власти была серьёзно «подкорректирована» между XIX съездом КПК в октябре 2017 года и сессией ВСНП (Всекитайского Собрания Народных Представителей — китайского парламента) в марте 2018 года.
Так, было отменено конституционное ограничение на 2 срока для Председателя КНР, теперь оно бессрочное. Также бессрочным стал срок нахождения на должности Генсека ЦК КПК (ранее — 5 лет).
Источник
Государственное устройство и политическая система Китая
Китайская система государственного управления на сегодняшний день уникальна. Политика модернизации, начатая правительством в 90-х годах 20-го века, привела к тому, что тоталитаризм, пронизывающий всю структуру китайского общества, постепенно сменился авторитаризмом. Бурный экономический рост и рыночные реформы требуют более демократичных методов управления, постепенно трансформируя и идеологию.
Параллельная структура
Несмотря на свои размеры, Китайская Народная Республика организована по унитарным, а не федеративным принципам. И правительство и Коммунистическая партия Китая (КПК) действуют сверху вниз, присваивая «Центру» все полномочия. Чтобы управлять страной, правительство и КПК создали примерно параллельные национальные бюрократические структуры, простирающиеся от Пекина до местного уровня.
Этим структурам помогают различные «массовые организации» — например, профсоюзы, молодежные лиги, женские ассоциации, писательские и другие профессиональные ассоциации, охватывающие ключевые слои населения. Такие организации, с их чрезвычайно большим количеством членов, обычно служат линиями передачи информации и единообразного осуществления политики. В Китае не разрешается функционировать добровольным ассоциациям, которые полностью независимы от КПК и руководства правительства.
КПК и правительственная бюрократия организованы по территориальному и функциональному принципу. Территориальная организация базируется на нескольких административных подразделениях, и каждое из них возглавляет комитет КПК и «народное правительство».
Эти территориальные подразделения включают национальный уровень в Пекине (Центр), 33 подразделения провинциального уровня (4 города прямого управления, 5 автономных районов, специальные административные районы Гонконг и Макао, 22 провинции, за исключением Тайваня), около 330 префектурных органов, более 2850 субъектов округа, а также многочисленные города, поселки и деревни. Некоторые крупные города подразделяются на городские округа. Такая территориальная основа организации предназначена для координации и согласованности с многочисленными политиками центра, способных повлиять на любой регион.
Функциональную политическую организацию со стороны правительства возглавляют министерства и комиссии при Государственном совете, а со стороны КПК отделы ЦК. Эти функциональные органы центрального уровня располагаются поверх иерархий подчиненных подразделений, несущих ответственность за рассматриваемый сектор или проблемную область. Подчиненные функциональные единицы, как правило, прикрепляются к каждому из территориальных органов.
Столь сложная структура предназначена для координации национальной политики (например, в отношении металлургической промышленности), обеспечения некоторой координации политики на территориальной основе и позволяет КПК сохранять контроль над правительством на всех уровнях национальной иерархии.
В начале-середине 1950-х годов правительственные функциональные министерства и комиссии центра были особенно сильны. «Большой скачок» начавшийся в 1958 году, сместил власть в сторону провинциальных и нижестоящих территориальных органов КПК. Во времена Культурной революции, начиная с 1966 года, большая часть политической системы настолько разрушилась, что пришлось прибегнуть к помощи Народно-освободительной армии (НОАК). Однако вмешательство НОАК в политическое противостояние еще более дестабилизировало и запутывало ситуацию на протяжении большей части 1970-х годов.
С тех пор основной упор делался на менее детальный надзор со стороны КПК за правительством и большую децентрализацию государственной власти, где это возможно. Но разделение власти между КПК и правительством, а также между территориальными и функциональными органами остается в состоянии постоянного изменения, о чем свидетельствует тенденция к централизации в конце 1980-х годов и последующие усилия по децентрализации с конца 1990-х годов. Коммунистическая политическая система Китая все еще недостаточно институционализирована, чтобы распределение власти было фиксированным и предсказуемым.
Конституционные рамки
Четвертая конституция КНР, принятая в 1982 году, передает всю национальную законодательную власть в руки Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и его Постоянного комитета. Государственный совет и его Постоянный комитет, напротив, несут ответственность за исполнение, а не за принятие законов. Такое базовое разделение власти существует и для каждого из территориальных подразделений — провинция, округ и т. д., но с оговоркой в каждом случае, что широта полномочий, доступная властям, ограничена рамками закона.
В округах делегаты на каждом уровне избирают тех, кто будет работать в Собрании следующего более высокого уровня. Если бы эта модель точно отражала реальное функционирование системы, собрания представителей и их различные комитеты были бы важнейшими органами в политической системе Китая. Тем не менее на самом деле это не так.
Структура органов власти
Председатель, являющийся главой государства, и вице-президент КНР избираются Собранием представителей сроком на 5 лет. Вице-президент помогает в работе Председателя. В случае, если должность последнего становится вакантной, на нее назначается Вице-президент.
Премьер назначается Председателем, и формирует Государственный совет, члены которого, однако, должны быть утверждены ВСНП. Помимо этого, Председатель также назначает 4 вице-премьеров.
Фактические полномочия по принятию решений в Китае находятся в исполнительных органах государства и в КПК. На национальном уровне высшим исполнительным органом правительства является Государственный совет, который возглавляет Премьер. Конституция допускает назначение вице-премьеров, генерального секретаря, неопределенного числа государственных советников, глав министерств и комиссий.
Премьер, вице-премьеры, государственные советники и генеральный секретарь регулярно встречаются в качестве Постоянного комитета, в котором Премьер Госсовета имеет право принимать окончательные решения. Этот Постоянный Комитет Госсовета осуществляет основные повседневные полномочия, и принятые им решения де-факто имеют силу закона.
Хотя это не оговорено в Конституции, каждый вице-премьер и советник берет на себя ответственность за работу одного или нескольких конкретных секторов или вопросов, таких как образование, энергетическая политика или международные отношения. Затем соответствующий лидер поддерживает связь с министерствами и комиссиями Государственного совета, осуществляющими политику в этой области.
Такое разделение ответственности позволяет относительно небольшому органу (Постоянный комитет Государственного совета состоит из менее 20 человек), контролировать и направлять работу огромного числа крупных бюрократических структур. Разумеется, при необходимости Постоянный комитет может напрямую привлекать дополнительных специалистов для своей работы. ВСНП собирается примерно раз в год, в основном для ратификации решений, уже принятых Государственным советом.
Параллельно системе Госсовета находится центральное руководство КПК. Распределение власти между различными органами на вершине КПК (Постоянным комитетом Политбюро, самим Политбюро и Секретариатом) значительно различается — с 1966 года до конца 1970-х годов Секретариат вообще не функционировал. В любом случае существует частичное совпадение членства между высшими органами КПК и Постоянным комитетом Государственного совета. Кроме того, официально вышедшие на пенсию старшие члены партии зачастую сохраняют решающее влияние на принятие решений КПК.
Роль Коммунистической партии
Правящей партией является Коммунистическая, однако, вопреки расхожему заблуждению, это не единственная партия в стране. Помимо коммунистов, в Китае насчитывается еще 8 немногочисленных демократических партий, каждая из которых имеет свой устав, печатный орган и прочие атрибуты самостоятельности.
Несмотря на то, что правящая Коммунистическая партия на постоянной основе взаимодействует с остальными партиями в форме регулярных консультаций и совещаний, принципиального влияния на политику страны они не имеют. Некоторые члены демократических партий избираются в ВСНП и местные собрания, а иногда даже назначаются на руководящие посты в госорганах, но, как правило, на вторые роли, не выше заместителя.
Согласно китайской Конституции, ВСНП является высшим органом, принимающим решения. Поскольку съезд партии обычно созывается раз в пять лет, Центральный Комитет Коммунистической партии уполномочен действовать, когда Собрание не заседает. Политбюро же может действовать от имени ЦК, когда последний не заседает, а Постоянный комитет (ПК) Политбюро руководит работой Политбюро. Секретариат отвечает за повседневную работу ЦК и Политбюро. Генсек партии председательствует в Секретариате, а также отвечает за созыв заседаний Политбюро и его ПК. Секретариат работает при необходимости через несколько отделов (например, отдел организации или отдел пропаганды) при ЦК.
Распределение власти между ведущими органами КПК, а также между ними и Государственным советом постоянно меняется. ПК Политбюро и Политбюро в целом уполномочены принимать решения по любому вопросу. Секретариат тоже иногда играл чрезвычайно активную роль, встречаясь чаще, чем Политбюро или его Постоянный комитет, и принимал много важных решений от своего имени. Точно так же Государственный совет принял много важных решений, но строго по усмотрению руководства КПК.
Теоретически, КПК устанавливает основные направления политики и широко контролирует их реализацию. КПК также берет на себя основную ответственность за привитие «правильных ценностей» населению. Правительство, согласно теории, несет ответственность за проведение политики КПК, принимая необходимые решения по мере возникновения вопросов.
Конечно, такое четкое разделение труда быстро размывается по ряду причин. Так, например, лишь с конца 1970-х годов были предприняты согласованные усилия для назначения разных людей на ключевые руководящие должности в КПК и правительстве. До этого времени один и тот же человек возглавлял и комитет КПК, и правительственный орган, отвечающий за любую область. На высшем уровне премьер-министр правительства и председатель партии продолжают заседать в Политбюро КПК.
Источник