- Сотрудничество между Китаем и странами Центральной и Восточной Европы — Cooperation between China and Central and Eastern European Countries
- СОДЕРЖАНИЕ
- Формат
- Инфраструктура, инвестиции и торговля
- Культурные связи
- Критика
- Проблемы прав человека в Китае
- Вывод
- Отношения Китая и Европейского Союза
- Содержание
- Характеристика Китая и ЕС
- История взаимоотношений
- 1970-х годы
- Беспорядки на площади Тяньаньмэнь 1989 года
- Революция зонтиков 2014—2015
- Новый шёлковый путь
- Саммиты Китай-ЕС
- Хронология саммитов
- Значение отношений Китая и ЕС для других стран
- Россия
- Сотрудничество Китая и ЕС
- Соглашения 2002 года
- Сотрудничество о внедрении 5G технологии
- Цитаты
Сотрудничество между Китаем и странами Центральной и Восточной Европы — Cooperation between China and Central and Eastern European Countries
Сотрудничество между Китаем и странами Центральной и Восточной Европы ( Китай-ЦВЕ , Китай-ЦВЕ , также 16 + 1 , ранее 17 + 1 ) — это инициатива Министерства иностранных дел Китая по развитию деловых и инвестиционных отношений между Китаем и 16 странами. ЦВЕ (CEEC) — Албания , Босния и Герцеговина , Болгария , Хорватия , Чешская Республика , Эстония , Греция , Венгрия , Латвия , Северная Македония , Черногория , Польша , Румыния , Сербия , Словакия и Словения .
СОДЕРЖАНИЕ
Формат
Формат был основан в 2012 году в Варшаве, чтобы продвигать сотрудничество «17 + 1» (17 стран ЦВЕ и Китай). 17 + 1 встречаются ежегодно; саммиты проводились в Дубровнике (2019 г.), Софии (2018 г.), Будапеште (2017 г.), Риге (2016 г.), Сучжоу (2015 г.), Белграде (2014 г.), Бухаресте (2013 г.) и Варшаве (2012 г.). Секретариат Китай-ЦВЕ находится в Пекине , с 17 «национальными координаторами» в каждой из стран-партнеров ЦВЕ.
Цели формата — продвижение китайской инициативы « Один пояс, один путь» и расширение сотрудничества в области инфраструктуры, транспорта и логистики, торговли и инвестиций ». Эти цели поддерживаются« растущими связями в сферах культуры, образования и туризма . культурные обмены, аналитические центры и НПО «.
Инфраструктура, инвестиции и торговля
Это включает (по состоянию на 2017 год) сербский проект автомагистрали E763 , железную дорогу Будапешт-Белград и экспресс-линию Китай-Европа по суше и морю . В Хорватии контракт на строительство первой фазы моста Пелешац и подъездных путей к нему подписан китайским консорциумом во главе с China Road and Bridge Corporation (CRBC). В Польше — приобретение китайскими компаниями подразделения гражданского машиностроения Huta Stalowa Wola и KFLT Bearings Poland. Согласно статистике Китайской таможни, объем торговли Китая со странами ЦВЕ составил 67,98 млрд долларов в 2017 году, что на 15,9 процента больше, чем в 2016 году. По данным Министерства торговли Китая, в 2016 году товарооборот между Китаем и странами ЦВЕ увеличился до 58,7 млрд долларов (с 43,9 млрд долларов. в 2010 году), в то время как его инвестиции в странах ЦВЕ составили более 8 миллиардов долларов, включая такие отрасли, как машиностроение, химическая промышленность, телекоммуникации и новая энергетика.
Культурные связи
С 2012 по 2017 год было открыто шесть новых прямых рейсов между Китаем и ЦВЕ, количество китайских туристов, посещающих ЦВЕ, увеличилось с 280 000 до 930 000, а также удвоилось количество студентов по обмену [укажите данные] . В Северной Македонии открылся Координационный центр культурного сотрудничества Китай-ЦВЕ . В Китае, учебный центр китайско-CEEC для молодых художников и китайско-CEEC культурных и творческих индустрий обменов и сотрудничества Центра были открыты в юго — западном городе Чэнду .
Критика
Китай заявляет, что эта инициатива является «беспроигрышным» сотрудничеством для участвующих стран и ЕС. Джереми Гарлик, доцент Пражского университета экономики и бизнеса , высказал мнение, что Китай придерживается решительной стратегии « разделяй и властвуй », направленной на то, чтобы принести пользу Китаю за счет Европы. Однако это мнение было оспорено, в том числе Европейской комиссией , Европейским парламентом и несколькими учеными, которые рассматривают отношения между ЕС и Китаем как взаимовыгодные.
Проблемы прав человека в Китае
6 октября 2020 года группа из 39 стран, в том числе 11 стран ЦВЕ (Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Эстония, Латвия, Литва, Северная Македония, Польша, Словакия, Словения) и другие большинство стран-членов ЕС Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, США, Канада, Гаити, Гондурас и Япония выступили в ООН с заявлением, в котором осудили Китай за его обращение с этническими меньшинствами и за ограничение свобод в Гонконге.
Вывод
В марте 2021 года Литовское национальное радио и телевидение (LRT) сообщило, что в феврале литовский парламент согласился выйти из китайского формата 17 + 1. Министр иностранных дел Габриэлиус Ландсбергис заявил, что сотрудничество между Пекином и Литвой «почти не принесло пользы». Сообщалось также, что Литва откроет торговое представительство на Тайване для развития отношений с островной страной.
Источник
Отношения Китая и Европейского Союза
Отношения Китая и Европейского Союза представляют собой отношения двух потенциальных сверхдержав. В целом, китайско-европейские отношения можно охарактеризовать как относительно мирные по той причине, что каких-либо значимых конфликтов между Китаем и ЕС в настоящие время нет (в отличие от США, которые в настоящие время фактически находятся в состоянии политической войны с Китаем).
Сближение Китая и ЕС также является проблемой для США, которым не нужна единая Евразия, в связи с чем Штаты всячески стремятся разжигать разногласия между ЕС, Россией и Китаем как между главными евразийскими державами. Однако испортить российско-китайские отношения, в отличие от российско-европейских отношений, у США не получилось. При этом столкнуть между собой Китай и ЕС тоже пока что сильно не получается (однако при этом США всё же удаётся тормозить развитие китайско-европейского сотрудничества). Мелкие торговые войны, возникающие из-за стремления ЕС защитить свой рынок, не в счёт.
В будущем Евросоюз может попасть под большое влияние Поднебесной благодаря китайскому проекту нового шёлкового пути (что явно указывает на внешнеполитические и экономические амбиции Поднебесной на европейском континенте).
Содержание
Характеристика Китая и ЕС
Население | 1 368 660 000 | 508 200 000[1] |
Территория | 9 596 960 км² | 9 826 630 км² |
Плотность населения | 140 чел/км²[2] | 116 чел/км²[3] |
Столица | Пекин | Брюссель |
Крупные города | Шанхай, Гуанчжоу, Гонконг, Тяньцзинь, Чунцин, Нанкин | Лондон, Париж, Рим, Берлин, Мадрид, Вена, Амстердам и другие |
Руководитель государства | Председатель КНР Си Цзиньпин | Председатель Европейского совета Дональд Туск |
Вице-премьер | Премьер Государственного Совета Ли Кэцян | Первый заместитель председателя Еврокомиссии Франс Тиммерманс |
Спикер парламента | Председатель ПК Всекитайского собрания народных представителей Чжан Дэцзян (однопалатный парламент) | Генеральный секретарь Совета Европейского союза Йеппе Трангольм-Миккельсен (верхняя палата) |
Председатель Европейского парламента Мартин Шульц (нижняя палата)
История взаимоотношений
1970-х годы
В мае 1975 года вице-президент Европейской комиссии Кристофер Сомс посетил Пекин и провёл переговоры о расширении и институциализации контактов между Евросоюзом и Китаем. 16 сентября того же года ЕЭС и КНР подписали соглашение об установлении дипломатических отношений.[4]
Первые годы после установления связей между ЕС и КНР отношения развивались не слишком высокими темпами. Китай ещё не совсем оправился от тяжёлых и трагических последствий “культурной революции” и ещё не вступил в период экономических реформ, провозглашённых Дэн Сяопином на III пленуме ЦК КПК в декабре 1978 года. Серьёзную роль в стремлении сторон установить более широкие связи играл и крен политики КНР в сторону Запада в контексте советско-китайских разногласий.
Первоначально отношения Китая и ЕС не имели особо значение для мировой политики и Евразии, поскольку ЕС в то время был по большей степени экономической организацией. Но поскольку отношения с СССР в то время были весьма враждебными, как и со всем соц. лагерем, то Китай, хоть и проводил полностью независимую внешнюю политику, но стремился поддерживать относительно мирные отношения с ЕС.
Беспорядки на площади Тяньаньмэнь 1989 года
В апреле 1989 года в Пекине начались «студенческие волнения», цель которых было проведение очередной цветной революции. Однако все протестующие были разогнаны, что вызвало бурю негодования на Западе. В итоге в июне 1989 года ЕС разорвал отношения с КНР. Однако уже в октябре 1990 года, когда стало ясно, что с помощью давления получить нужный результат не удастся, ЕС восстановил отношения с Поднебесной.[5]
По сути, эта неудавшаяся революция стала первым серьёзным испытанием в китайско-европейских отношениях. И хотя никаких серьёзных последствий для Китая это не понесло, тем не менее в Поднебесной стал нарастать евроскептицизм. Вероятнее всего, именно это в будущем и стало одной из причин восстановления дружественных отношений с Россией.
Революция зонтиков 2014—2015
В ходе беспорядков в китайском городе Гонконге, проходивших с 26 сентября 2014 года по июнь 2015 года, ЕС, в отличие от США, не оказал никакого политического давления на Китай и даже никак особо не высказался по поводу происходящего в Гонконге (что указывает скорее всего на то, что в этом хаосе были больше всего заинтересованы Штаты, а не ЕС).
В ходе данной революции, отношения Китая и ЕС не подверглись каким—либо изменениям и Поднебесная не была обложена санкциями (что скорей всего указывает на то, что для США идея столкнуть ЕС и Китай не актуальна).
Новый шёлковый путь
В настоящие время между Китаем и ЕС пока что на неофициальном уровне ведутся переговоры о создании транспортной системы, которая, по сути, соединит между собой Восток и Запад. Китай продвигает данный проект не просто как возрождение древнего Шёлкового пути, но и как масштабное преобразование всей торгово-экономической модели Евразии, и в первую очередь — Центральной и Средней Азии.
Саммиты Китай-ЕС
Хронология саммитов
Номер | Год | Дата | Место проведения | Повестка саммита | Итоги |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1998 | 6 апреля | Двухсторонние отношения и сотрудничество | Каких-либо значимых решений принято не было | |
2 | 1999 | 20 декабря | Двухсторонние отношения и сотрудничество | Каких-либо значимых решений принято не было | |
3 | 2000 | 6 октября | Вступление КНР в ВТО, сотрудничество в области науки и техники, энергетики, информатики и образования, борьбы с незаконной эмиграцией | Каких-либо значимых решений принято не было | |
4 | 2001 | 5 сентября | Двухсторонние отношения и сотрудничество | Стороны приняли решение об укреплении отношений и активизации сотрудничества в области торгово-экономического взаимодействия, в сфере коммуникаций, развития научно-технических и культурных контактов, заявив о своем стремлении к дальнейшему поддержанию политического диалога и усилению партнерских связей с целью оказания совместного противодействия процессу нелегальной иммиграции, тем самым способствуя развитию отношений китайско-европейского партнерства во всех сферах осуществляемого двустороннего взаимодействия[6] | |
5 | 2002 | 24 сентября | Стороны выступили с совместным коммюнике, заявив о своем намерении способствовать дальнейшему расширению и активизации отношений китайско-европейского сотрудничества, опирающихся на принципы равенства и взаимной выгоды, оказывая содействие процессу развития партнерских отношений во всех сферах двустороннего взаимодействия. | ||
6 | 2003 | 28 октября | Подписано соглашение об участии китайской стороны в «Европейской программе создания космической навигационной системы «Галилео»» [7] | ||
7 | 2004 | 8 декабря | Подписано совместное коммюнике о предотвращении распространения ядерного оружия и осуществлении контроля над процессами вооружения, текст соглашения о сотрудничестве и совместном использовании атомной энергии в мирных целях, а также ряд документов иного характера[8] | ||
8 | 2005 | 5 сентября | Подписаны документы о сотрудничестве в области транспортных коммуникаций, охраны окружающей среды, освоения космоса и прочих сферах взаимодействия[9] | ||
9 | 2006 | 9 сентября | Стороны обнародовали совместное заявление, заявив о своем согласии приступить к проведению переговоров, касающихся подписания очередного текста соглашения о партнерском взаимодействии[10] | ||
10 | 2007 | 28 ноября | Стороны заявили о своем намерении создать механизм китайско-европейского торгово-экономического диалога на уровне вице-премьеров. | ||
11 | 2009 | 20 мая | Подписали договор о создании центра чистой энергии, план китайско-европейского научно-технического партнерства, документ о взаимодействии между Китаем и ЕС в области сотрудничества предприятий малого и среднего бизнеса, а также ряд документов иного характера[11] | ||
12 | 30 ноября | Подписан договор о сотрудничестве в области научно-технического взаимодействия, подписав ряд соглашений о сотрудничестве в сфере энергосберегающих технологий, сокращения выбросов парниковых газов, а также в области торгово-экономических отношений и инвестиций[12] | |||
13 | 2010 | 6 октября | На встрече было достигнуто важное единство мнений по поводу необходимости оказания содействия процессу развития двусторонней торговли и ликвидации торговых барьеров[13] | ||
14 | 2012 | 14 февраля | Достигнуты соглашния по поводу активизации процесса инвестиционного взаимодействия, сотрудничества в сфере торговли, инноваций, в области научно-исследовательских проектов, энергетики, охраны окружающей среды и культуры | ||
15 | 20 сентября | Нет данных | Нет данных | ||
16 | 2013 | 21 ноября | Инвестиционное сотрудничество[14] | Подписано соглашение об инвестиционном сотрудничестве и были начаты переговоры о создании зоны свободной торговли между Китаем и ЕС[15] | |
17 | 2015 | 29 июня | Ситуация на Украине, в центрально-азиатском регионе, проект Нового шёлкового пути и экономическое сотрудничество | По итогам саммиты было принято совместное заявление, а также заявление по вопросам изменения климата[16] | |
18 | 2016 | 12-13 июля | Нет данных | Нет данных |
Значение отношений Китая и ЕС для других стран
Россия
Отношения Китая и ЕС не имеют огромного влияния на отношения Китая и России, но могут повлиять на отношения России и ЕС. В случае, если Китай втянет ЕС в зону своего влияния, это может автоматически сделать ЕС более сговорчивым и с Россией (особенно в случае реализации проекта нового шёлкового пути, который будет скорей всего реализован совместно с Россией и будет проходить через Россию).
Для внешнее политики США идея недопущения сближения Китая и ЕС является одной из главных задач, которые ставят перед собой США в Евразии.
Сотрудничество Китая и ЕС
Соглашения 2002 года
3 апреля 2002 года Китай и Евросоюз подписали в Пекине два соглашения о сотрудничестве в области энергетики и охраны окружающей среды, а также в сфере европейских исследований.
В соответствии с соглашением по энергетике и охране окружающей среды, ЕС выделит Китаю 20 млн евро на развитие энергетических программ и реализацию экологических проектов.
Кроме того, ЕС предоставит Китаю 10,29 млн евро на поддержку сотрудничества и обменов между китайскими и европейскими университетами, а также на развитие европейских исследований в КНР.
В церемонии подписания документов приняли участие министр внешней торговли и экономического сотрудничества КНР Ши Гуаншэн и находящий с визитом в Китае комиссар ЕС Кристофер Паттен.[17]
Сотрудничество о внедрении 5G технологии
30 сентября 2015 года ЕС и Китай подписали соглашение о партнёрстве в сфере внедрения 5G.
Стороны взяли на себя обязательства «взаимодействия и открытости» в сфере доступа к источникам финансирования исследований, касающихся разработки 5G, доступа к рынкам, а также в сфере членства в китайской и европейской ассоциациях 5G.
Китай и ЕС договорились достичь до конца 2015 года взаимопонимания относительно концепции, базовых функций, ключевых технологий и графика внедрения 5G.
Также стороны договорились изучить вопрос организации совместных исследований и воплощения в жизнь их результатов, а также совместно будут продвигать идею стандартизации 5G в мире. Кроме того стороны рассмотрят вопрос создания приложений и услуг, поддерживающих стандарт 5G, особенно в секторе Интернета вещей (IoT).
Еврокомиссар Гюнтер Оттингер по этому поводу заявил:
Технология 5G станет основой цифровой экономики и цифровых сообществ по всему миру. Вот почему мы решительно поддерживаем все действия, направленные на поиск международного консенсуса и развитие сотрудничества в сфере 5G. Подписав соглашение с Китаем, Евросоюз сформировал мощную команду с участием важнейших азиатских партнёров, которая должна сделать 5G реальностью во всём мире уже к 2020 году. Это важный шаг на пути к успеху 5G.[18] |
Цитаты
Бывшей глава МВД Франции Жан-Пьер Шевенман однажды заявил:
Источник