Экскурсия как форма организации учебной деятельности учащихся младших классов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Большеусинская средняя общеоборазовательная школа»
Экскурсия как форма
организации учебной деятельности учащихся младших классов
Большая Уса, 2012
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия.
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.
Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, в процессе развития. Требования этого метода состоят в следующем: выявить связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в наблюдаемых объектах самое важное, существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов. В основе экскурсионного метода лежат наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом.
Учителю, использующему такую форму обучения как экскурсия, необходимо учитывать в работе следующее:
а) в основе любой учебной экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний;
б) показ и рассказ являются важными элементами экскурсии;
в) движение — один из основных признаков экскурсии;
г) экскурсия на основе деятельностного подхода предполагает организацию активной познавательной деятельности учащихся, направленную на самостоятельное открытие нового знания.
Младший школьник – это ребёнок-почемучка. Любознательность его по сравнению с дошкольным возрастом усиливается. Ребенок учится и осознает себя не столько объектом обучения, сколько субъектом познания, у него появляется стремление самому докопаться до сути явлений. Высокая познавательная потребность, любознательность, активность, заинтересованность ребёнка в окружающем мире – это бесценный дар, которым можно и нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения кругозора, формирования экологической и общей культуры.
Современная классификация экскурсий:
· По содержанию: обзорные и тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемны («Прошлое, настоящее и будущее села», «Село на пяти холмах»), где используется исторический и современный материал. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить экскурсия в лес под названием «Войди в природу другом», которая раскрывает лес как сообщество растительного и животного мира.
Тематическая экскурсия посвящена одной теме («В гости к зеленому другу», «Зеленая аптека»).
· По особенностям организации познавательной деятельности: иллюстративные и исследовательские.
· По учебной цели: вводные (по курсу или теме), текущие (по мере изучения темы) и обобщающие (после изучения темы).
· По тематике все экскурсии можно разделить на группы:
— ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года, исследование объектов живой природы;
— ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми, исследование объектов неживой природы;
— экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.
Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьезной предварительной подготовки руководителя и учащихся.
Особенности методики проведения экскурсии
Перед проведением конкретной экскурсии учитель должен составить ориентировочный план, ознакомиться с местом экскурсии, наметить маршрут, пункты остановки. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии. Необходимо продумать содержание экскурсии (составить конспект). Определяется конкретная деятельность учащихся на экскурсии. Для этой цели заранее продумываются как индивидуальные самостоятельные задания, так и групповые, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдение за теми или иными явлениями, выполнение конкретных замеров и т. д. При разработке конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, окончательное оформление проделанной на экскурсии работы.
Перед экскурсией учитель предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздает задания для самостоятельной работы; проводит инструктаж о правилах поведения в природе (или на другом объекте), о движении на маршруте, о поддержании определенной дисциплины.
Тогда же необходимо разделить учащихся на группы для выполнения самостоятельной работы. Учитель объясняет, что и как нужно подготовить детям, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений и исследований.
Урок-экскурсия как деятельностная форма обучения младших школьников будет эффективна, если будет подчинена определенным требованиям. Основное требование – организация активной познавательной деятельности учащихся, которые не должны быть только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров, исследований и прочее. Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых, исследуемых явлений, подвести учащихся к предположениям, первым выводам, предварительным обобщениям. Окончательное подведение итогов проводят в школе, после оформления результатов.
Обычно учащиеся наиболее активны в тех случаях, когда на экскурсии применяется исследовательский метод. Он требует от детей больше инициативы в выполнении работы, проведении наблюдений за объектами и явлениями, более самостоятельных выводов на основании увиденного и изученного на экскурсии.
Второе требование – конкретность материала изучаемых объектов и заданий. Длинных словесных объяснений и отступлений от основной темы и объектов экскурсии лучше избегать. Не следует перегружать учащихся множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Как правило, на экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассмотреть не более 8–10 объектов. Задача экскурсии – вскрыть связи, отношения, закономерности, которые свойственны объектам наблюдений и исследований.
Следующее требование – это умелое сочетание показа, рассказа и самостоятельной деятельности учащихся. Важно правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких, приучать детей становиться вокруг руководителя широким кольцом, радиус которого определяется протянутой рукой преподавателя.
В заключение необходимо заслушать, оценить результаты деятельности всех учащихся на экскурсии.
Время проведения экскурсии с младшими школьниками не должно превышать 35 минут, так как более длительные экскурсии утомляют.
• Мотивация. Постановка проблемы.
• Формулировка целей и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии.
• Осуществление самостоятельной деятельности учащихся.
• Информационно- аналитический этап.
Экологические экскурсии в современном прочтении имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач могут решаться посильные для младших школьников экологические проблемы. Следует так организовать деятельность детей, чтобы она была направлена на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнений территории, по которой проходит экскурсия, состояния растительного покрова, следов человеческой деятельности и т. д. Предварительная беседа поможет заинтересовать учащихся, раскроет необходимость личного участия в деле охраны природы. Можно рассказать о Красных книгах и объяснить, что в природе все взаимосвязано и гармонично, и наша задача сохранить этот удивительный и многообразный мир.
Можно дать задание выяснить состояние зеленых насаждений, степень вытоптанности участков парка или леса, загрязненности водоема, реки, пруда, озера. В процессе экскурсионной деятельности подвести к вопросу: что мы можем сделать для охраны природы? Логическим продолжением экскурсии может стать организация проектной деятельности с конкретным результатом и планом его достижения (подготовка экологических плакатов, листовок, рисунков, обращений и др.). Такая работа вызывает у школьников большой интерес, способствует формированию универсальных учебных действий, активной жизненной позиции.
Исследовательская экскурсия имеет свои особенности. Учитель разрабатывает индивидуальные и групповые задания для исследования, заранее записывает их на карточки или задает детям устно по ходу экскурсии. Экскурсию можно проводить фронтально, т. е. по заданию и сигналу учителя все дети проводят одинаковые исследования за установленный промежуток времени. Учащиеся могут быть разделены на группы. При этом группы могут получить одинаковые задания для изучения одинаковых объектов или одинаковые задания по разным объектам. Например, группам предлагается изучить разные растения, но план их исследования одинаковый. Кроме того, группы могут изучать разные объекты по разным заданиям. Задания должны быть сформулированы четко, без лишних слов. В них должна быть определена последовательность изучения объектов, а при необходимости обращено внимание на их какие-то детали. Полезны задания на сравнение, которые помогут более отчетливо обнаружить, а, следовательно, и охарактеризовать качества, проявления и отдельные стороны изучаемого объекта.
Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.
Экскурсия в природу — классическая форма изучения окружающей среды.
Природа — ничем не заменимый источник знаний. Она дает богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдательности, воображения детей. «А воля, а простор, природа, … а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были воспитателями? — писал — зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым сложно соперничать влиянию педагога. »
Главное значение экскурсий в природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети рассматривают, изучают любой объект как часть единой системы, осознают себя как часть системы мира природы. При этом у учащихся развиваются наблюдательность, обогащается личный опыт.
Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся формируется интерес, любовь, бережное отношение к природе. Кроме того, формируются многие личностные качества ребенка.
Значение экскурсии в начальной школе.
-углубление, расширение знаний, понятий об отдельных предметах и явлениях природы;
-формирование целостного мировоззрения о взаимоотношениях в природной среде;
-проверка теоретических знаний на практике;
— приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы;
-развитие наблюдательности, внимания, сообразительности;
— развитие умения сравнивать и анализировать;
-развитие интереса к изучению природы;
-воспитание патриотизма, любви к природе;
-воспитание культуры поведения в природе, аккуратности, ответственности;
— воспитание бережного отношения к природе
Кроме того, экскурсии, связанные с пребыванием на свежем воздухе, содействуют укреплению здоровья детей. Наконец, экскурсии дают возможность собрать разнообразный природный материал для последующих занятий в классе и для приготовления всевозможных наглядных пособий — гербариев, коллекций.
Программа I класса (по УМК «Перспективная начальная школа», Окружающий мир) рассчитана на 32 часа. Вопросы, составляющие ее содержание, сгруппированы в блоки: «Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире», «Живая природа», «Природа и её сезонные изменения», «Наша родина — Россия». В этих темах учащиеся знакомятся с окружающим их миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом, растениями, животными. Они получает элементарные сведения о значении воды, света, воздуха для жизни. Здесь же начинают формироваться первоначальные экологические представления, навыки исследовательской деятельности.
1 класс. Экскурсии в природу. Осень.
Тема: «Жизнь растений осенью»
Задачи: познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окраски листьев растений в осенний период; дать понятие о лиственных и хвойных растениях; провести исследование «Растения нашего края»; формировать культуру поведения в природе; собрать раздаточный материал для урока по теме «Учимся различать деревья и кустарники».
1 класс. Экскурсии в природу. Зима.
Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья».
Задачи: расширить знания учеников о жизни деревьев и кустарников в зимний период, исследовать особенности жизни травянистых растений зимой, продолжить формирование умения делать выводы из наблюдений.
Таким образом, можно сделать выводы:
1) экскурсия — это часть педагогического процесса, которая используется как одна из деятельностных форм обучения в начальной школе;
2) главная задача современных уроков-экскурсий заключается в том, чтобы грамотно организовать познавательную, исследовательскую деятельность учащихся, вооружить учеников навыками самостоятельного наблюдения и анализа зрительновоспринимаемой информации, способствовать повышению эффективности усвоения изучаемого материала.
1. Урок — экскурсия. Методика его организации и проведения. // Начальная школа.1998 №11.
2. Жестова экскурсии в лес. //Начальная школа.-1991, N7.
3. Минаева работа по природоведению в начальных классах. — Минск, 1980.
4. Салеева экологического воспитания младших школьников. //Начальная школа.-1991, N4.
Источник
Экскурсия — одна из форм внеурочной образовательной деятельности
Зоя Куставинова
Экскурсия — одна из форм внеурочной образовательной деятельности
«… как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (Сухомлинский В. А) |
Экскурсия — одна из форм внеурочной образовательной деятельности
Куставинова Зоя Тихоновна
Экскурсия — одна из форм внеурочной образовательной деятельности
Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью — это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
— выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
— создание условий для индивидуального развития ребенка;
— формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
— развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
— создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;
— развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
— расширение рамок общения школьников с социумом;
— коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении;
— для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.
Экскурсия — (от лат. excursio – поездка, вылазка) посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местности и т. д., форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством специалиста-экскурсовода. [1]
Экскурсия учебная — форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках. [2]
Экскурсия для школьников – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях. [4] Основоположник русской педагогики К. Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности».[5] В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В. А. характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т. д.». Особо необходимо подчеркнуть значение экскурсионных программ в формированииэмоциональной сферы школьников: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, в выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. [6] Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Экскурсионная деятельность может дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т. е. способствуют многостороннему развитию личности.
Цели экскурсий
— интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;
— осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;
— воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;
— расширение кругозора учащихся;
— воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;
— воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.
Виды экскурсий
Результаты реализации экскурсионнойпрограммы предполагают 3 уровня освоения:
Приобретение школьником социальных знаний об устройстве общества, адекватное времени понимание социальной реальности.
Формирование ценностного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, знания, труд, культура).
3. Получение опыта социального взаимодействия в открытой общественной среде.
На действенность экскурсии влияет ряд факторов:
методика и техника ведения;
подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;
условия проведения экскурсии.
Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала. Тематика и особенности организации должны соответствовать возможностям детей, их интересам и потребностям. Б. Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам. [8]
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2. Изучи место куда ведешь экскурсию.
3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.
4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.
9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.
Исходя из всего вышесказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.
Экскурсия как форма внеурочной работы
Большая часть проводимых экскурсий непосредственно связана с изучением программного учебного материала. Они планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них дни, свободные от других занятий в школе. Они включают в себя иллюстрирование и дополнение сведений, уже усвоенных учащимися, или сообщение им такого запаса личных впечатлений и наблюдений, которые в ближайшее время будут переработаны в классе, как подлежащий изучению материал»,
по предметному содержанию: историко-литературные, краеведческие, производственные, естественнонаучные и др.
Нередко экскурсии сочетают в себе материал различных предметов — комплексные экскурсии. На таких экскурсиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности.
по мету расположения объектов: натурные, музейные.
по составу участников: для разных возрастных групп, учащихся, туристов и т. д.
В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций,основными из которых являются:
реализуется принцип наглядности обучения
повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой.
Экскурсияспособствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:
способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;
расширяет кругозор школьников;
учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;
способствует развитию бережного отношения к окружающему (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека);
Экскурсия- это процесс, в основе которого, прежде всего, лежит опыт зрительного и художественного восприятия. Важным является сочетание эстетического и познавательного в образовательной функции музея.На современном этапе взаимодействие музея и школы можно разделить на два содержательно-дидактических блока: «Музейная педагогика в школе» и «Школа в музее». В настоящее время существует большое количество специально обученных музейных педагогов, которые проводят для детей разных возрастных групп «занятия» в музеях, позволяющие детям «погрузиться» в ту или иную среду обитания, прочувствовать особенности жизни в ту или иную эпоху, возможность включения в реставрационные работы и пр. Тем самым, у детей появляются положительные эмоции от познания, что является залогом развития у учащихся познавательных мотивов, т. е. стремления к познанию нового.
[1] Большой энциклопедический словарь
[2] http://pedagogical_dictionary.academic.ru Педагогический терминологический словарь
[3] Долженко Г. П. Экскурсионное дело. – М. : ИКЦ «МарТ», 2005. – 272 с.
[4] Михайлов С. С. –Владимир: Транзит – ИКС, 2007. – 92 с.
[5] Смирнова Е. О. Детская психология. М. : Владос, 2003. – 368 с.
[6] Глушанок Т. М. Хуусконен, Н. М. Практика Экскурсионной деятельности. СПб- «Издательский дом Герда», 2006. – 208 с.
Альбом для организации конструктивной деятельности дошкольников «Схемы транспортных средств» Среди серии альбомов для организации совместной, а затем и самостоятельной конструктивной деятельности дошкольников хотелось бы познакомить.
Широкая масленица на Нижегородской ярмарке! Я люблю фотографировать и хочу представить вам фото с масленичной недели на Нижегородской православной ярмарке Очень уж мне нравится.
Источник