- Что такое эффект Гиффена
- Мария Смирнова-Матрос
- Значение и роль в экономике парадокса Гиффена
- Роль в современной экономике
- Характеристика товаров Гиффена
- Товар Гиффена
- Содержание
- Математические модели
- Максимизация функции полезности
- Калории и вкус
- Сходные явления
- Примеры из реальности
- Картофельный голод
- Рис, гречка, чечевица и макароны
- Повышение цен на бензин
- Кредиты
- Критика понятия «товар Гиффена»
- Ссылки
Что такое эффект Гиффена
Мария Смирнова-Матрос
Создайте письмо за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
Эффект Гиффена (парадокс Гиффена) — это прямо пропорциональная зависимость между изменением стоимости и спроса на определенные товары. То есть, при увеличении цены растет спрос на продукцию, и наоборот — снижение себестоимости приводит к уменьшению потребления.
Значение и роль в экономике парадокса Гиффена
Классический закон спроса предполагает уменьшение спроса при повышении цены и увеличение потребления при снижении стоимости. Парадокс Гиффена не противоречит этому основному принципу. Он обусловлен реакцией потребителей на ухудшение экономической и политической ситуации в регионе, стране или во всем мире.
Кризисные явления, вызывающие эффект Гиффена:
- ухудшение экономики;
- кризисная угроза;
- нестабильные доходы;
- институциональные изменения;
- военное положение;
- нетипичное поведение одного члена или группы общества;
- природные катаклизмы;
- плохой урожай и пр.
Опасаясь дальнейшего подорожания, люди начинают массово скупать товары, экономя на более дорогой продукции. К примеру, покупая хлеб и макароны, люди воздерживаются от приобретения мяса и фруктов. Таким образом, наблюдается эффект замещения дорогих продуктов и услуг более дешевыми, без которых по мнению человека он не сможет прожить. Эффект Гиффена может быть кратковременным или постоянным.
Впервые Роберт Гиффен отметил данный парадокс во время голода в Ирландии в 1845-1849 годах, когда при увеличении стоимости картофеля спрос на него увеличивался. Аналогичное явление было замечено при анализе бюджетов британских рабочих: повышение цен на хлеб приводило к росту спроса на продукт. В 1895 году Альфред Маршалл связал имя Гиффена с данным парадоксом.
Роль в современной экономике
Даже сегодня, особенно в условиях кризиса, наблюдается эффект Гиффена. Яркий пример — Пермский хлебный рынок в России в 90-е, когда наблюдалось увеличение потребления хлеба за счет снижения спроса на все другие продукты. В 1998 году спрос на хлебобулочные изделия в Пермской области был наиболее высоким и составил 7 процентов, тогда как в 1999 и 2000 годах снизился до 4 и 1,1 процента соответственно. Данная ситуация обусловлена тем, что хлеб можно справедливо отнести к товарам Гиффена: это недорогой продукт, занимающий одно из важнейших мест в потребительском бюджете каждой семьи.
Экономисты отмечают взаимосвязь между ценами и некоторыми внешними факторами, в частности, временем года. Обычно начальной точкой отсчета служит 1 января, а конечной — 31 декабря. Некоторые фирмы-производители изменяют цены на продукцию независимо от общепринятого стандарта.
Такое наблюдалось в Санкт-Петербурге в 2000-х годах. Когда сначала поставщик снизил стоимость на колбасы, потребление увеличилось, что соответствует основному закону спроса. После повышения цен — спрос уменьшился. Однако администрация предприятия решила еще больше повысить оптовую цену, что в результате привело к парадоксальному увеличению потребления.
Существуют и другие примеры того, как эффект Гиффена проявляется в современной экономике. В восточных странах, в частности Китае, часто растет спрос на рис, макароны и чечевицу при увеличении их стоимости.
В США, где отмечен высокий уровень автомобилизации, парадокс Гиффена затрагивает топливо: даже когда цена на бензин увеличивается в несколько раз, спрос на него стремительно повышается.
Эффект Гиффена также сказывается на кредитах. При росте процентной ставки по кредиту увеличивается доля расходов на погашение основного кредита и процентов посредством сокращения других расходов.
Характеристика товаров Гиффена
Товары или блага Гиффена — это продукция, спрос на которую возрастает при повышении и уменьшается при снижении стоимости. В этом случае эффект замещения перевешивает эффект дохода. На примере это выглядит так: покупая картофель по повышенной цене, семья уже не может купить мясо или рыбу и в дальнейшем перейдет на потребление исключительно картошки.
Основные характеристики благ Гиффена:
- товары отличаются невысокой ценностью;
- занимают важное место в потребительском бюджете;
- не имеют равнозначного товара-заменителя;
- потребителями являются люди низшего и среднего класса с невысоким достатком.
Эффект Гиффена не затрагивает ценные товары. Обычно этот парадокс распространяется на продовольствие и предметы первой необходимости. Это может быть:
- хлеб, мука, макаронные изделия;
- картофель;
- рис, гречка, чечевица;
- чай и другие.
Во время Гражданской войны в России эффект Гиффена затронул спички и соль. Люди приобретали их такими объемами, что пользовались еще много лет после стабилизации экономической ситуации.
Часто блага из категории Гиффена называют низшими товарами, что обусловлено не только стремительно возрастающей низкой цены, но и невысоким качеством. Обычно некачественные продукты и предметы имеют множество заменителей, что предотвращает стремительное увеличение спроса.
Некоторые экономисты ставят под сомнение понятие «товары Гиффена», так как это предусматривает плохое качество продовольствия без наличия заменителей. Однако низкопробная продукция имеет много субститутов, которые можно купить по низкой цене. И напротив, товары, не имеющие абсолютных заменителей, могут быть более качественными.
Источник
Товар Гиффена
Товар Гиффена — товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса.
Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его, например, рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена всё наоборот — при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, макарон.
Все товары Гиффена — малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. Так, например, товарами Гиффена в России являются соль, чай, табак и другие. [источник не указан 817 дней] .
В этом заключается «парадокс Гиффена»: при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах.
Содержание
Математические модели
Существуют несколько математических моделей, объясняющих существование товаров Гиффена.
Задан доход потребителя . При ценах на товары
потребитель выбирает потребление
в соответствии с какими-то критериями. Если у какого-то товара
при заданных
будет
0″ border=»0″/>, этот товар и будет товаром Гиффена.
Максимизация функции полезности
Потребление выбирается таким, чтобы оно максимизировало функцию полезности
.
Модель потребителя, связанная с максимизацией функции пользы, не отрицает существования товаров Гиффена, накладывая единственное ограничение — все они малоценные: . Однако и причины появления товаров Гиффена остаются за кадром — для этого применяются более конкретные модели.
Калории и вкус
Считаем, что человек ест макароны и мясо. 1 калория макарон дешевле, чем 1 калория мяса. По иерархии потребностей человек сначала удовлетворяет потребность в калориях, а если это возможно, максимизирует вкус. [1]
Пусть доход человека , потребность в калориях
. Если он будет есть меньше
, он будет недоедать и не сможет выполнять свою работу. Стоимость одной калории макарон
, мяса
p_1″ border=»0″/>. При соотношении макарон и мяса
(
) достигается лучший вкус.
Тогда возможны три случая:
. В этом случае человек за свой доход способен не только прокормить себя, но и обеспечить наилучший вкус, который только можно получить макаронами и мясом.
. В этом случае человек живёт впроголодь и на свои деньги не способен прокормиться даже макаронами.
. В этом случае при росте цены на макароны потребитель покупает меньше мяса, но больше макарон, а макароны становятся товаром Гиффена.
Сходные явления
Положительный коэффициент эластичности спроса на тот или иной товар может быть связан не только с «моделью идеального потребителя», но и с массовой психологией. Например:
- Товары первой необходимости в условиях нестабильности в стране. То есть когда цены на спички идут вверх, народ бросается их покупать, опасаясь, что цены взлетят совсем до небес, или спички вообще пропадут с прилавков.
- Положительная эластичность спроса на предметы роскоши. В идеальном случае при появлении на рынке дешёвых духов потребитель будет чаще пользоваться ими. В реальности их, скорее всего, брать не будут — опасаются, что подделка. В данном случае духи являются ценным товаром, но ведут себя как товар Гиффена. Подобные товары выделены в отдельную категорию — товары Веблена.
Примеры из реальности
Картофельный голод
Сам Гиффен обнаружил парадокс Гиффена на примере голода в Ирландии 1845—1849. Картофель был основным продуктом питания в Ирландии, и хотя, из-за неурожая цены на картофель непомерно возросли, его потребление повысилось.
Хотя это хрестоматийный пример, многие экономисты [1] ставят его под сомнение.
Джордж Стиглер, 1947.
We shall have to find a new example of the positively sloping demand curve, or push our discussion of it deeper into footnotes.
George Stigler, 1947.
Рис, гречка, чечевица и макароны
Исследование цен [1] показало, что рис и макароны в Китае являются товарами Гиффена.
Повышение цен на бензин
Существует неподтверждённое предположение [2] , что в США в условиях повышения цен на бензин тот действует как товар Гиффена — потребление бензина повышается, но снижаются затраты на различные меры экономии топлива (покупка дизельной машины, частый автосервис и т. д.). Это напрямую связано с высокой степенью автомобилизации в США.
Кредиты
Если считать кредиты услугой (хотя многие банки называют свои услуги «кредитными продуктами»), то и в этом случае наблюдается положительная зависимость, поскольку при повышении цены (процентной ставки по кредиту) происходит увеличение доли расходов на обслуживание кредита за счёт сокращения других расходов.
Критика понятия «товар Гиффена»
Английский экономист Роберт Гиффен (1837—1910) был журналистом и статистиком, государственным служащим, а не теоретиком. Возвышению Гиффена способствовал Маршалл, который в 1895 г. связал имя Гиффена с указанным повторяющимся экономическим явлением. Ныне к сложным реалиям товаров-благ Гиффена у экономистов усиливается негативное отношение, так как есть подозрения в излишней надуманности данного понятия.
Обычно товары Гиффена обнаруживаются в условиях нестабильности (кризисные угрозы, нестабильные доходы, резкие институциональные изменения и т. п.). Но надёжное исследование требует изучения «прочих равных условий», что осуществляется далеко не всегда.
Ссылки
- ↑ 123 R. Jensen, N. Miller. Giffen Behavior: Theory and Evidence.[1] (англ.)
- ↑ S. Abramsky. Running on Fumes. [2] (англ.)
общественные • частные • общие • общедоступные • клубные • неконкурентные
Источник