Классификация факторов инвестиционного климата страны

7. Классификация факторов инвестиционного климата страны

Классификация факторов инвестиционного климата страны – условия для среднесрочного или долгосрочного вложения капитала в различные отрасли данной страны или региона.

Составляющие инвестиционного климата:

1. Потенциальные опасности (инвестиционный риск):

2. Потенциальные возможности (инвестиционный потенциал):

Ресурсно – сырьевая база:

— наличие конкурентных преимуществ,

3. Законодательная база:

— защита прав собственности,

— специальное законодательство в области инвестиций.

8. Свободные экономические зоны (сэз)

В странах, которые ставят своей целью привлечение иностранных инвестиций, в качестве важной формы стимулирования инвесторов используют создание свободных экономических зон (СЭЗ).

В системе МЭО свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой фактор ускоренного экономического развития и роста за счёт активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубление интегральных экономических процессов. С помощью СЭЗ происходит быстрая и эффективная интеграция регионов в систему мирохозяйственных связей. Территория получает мощный импульс для развития коммуникационной, деловой и социальной инфраструктур.

В 1973 году Киотская конвенция определила СЭЗ, как внешнеторговый анклав (территорию). В СЭЗ товары считают находящимися за пределами таможенной территории.

СЭЗ представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяющаяся в остальных частях страны.

Для некоторых стран СЭЗ по существу являются социальными, в смысле территориальности, по условиям уровня жизни работников по концентрации производственного потенциала и т.д., Такие зоны называют свободными специальными экономическими зонами.

Льготы, предоставляемые в СЭЗ (экспортно – импортные, таможенные, налоговые и т.п.) позволяют ТНК получать более высокие прибыли. Норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30 – 35% в год, а в азиатских СЭЗ – 40%. Сроки окупаемости капитальных вложений в зонах в 2 – 3 раза меньше. Считается нормальным, когда вложенные средства окупаются за 3 – 3.5 года. Поэтому СЭЗ привлекают инвесторов со всего мира.

Критерии выделения СЭЗ:

— локальность территории, на которой они создаются,

— действие на данной территории особого, более льготного правового и финансово –экономического режима по сравнению с экономическими и законодательными условиями, существующими в стране в целом; местной администрации может предоставляться право принятия решений по ряду экономических вопросов; вместе с этим деятельность СЭЗ опирается на поддержку и гарантии правительства.

— наличие определенной специализации экономической деятельности.

Цели создания СЭЗ могут быть разными. Это зависит от уровня экономического развития, социально – экономической обстановки, конкретных географических и других особенностей страны. Для многих стран (с избытком трудоспособного населения) самой важной целью является обеспечение новых рабочих мест. Для развивающихся стран приоритетом может являться привлечение высоких технологий, развитие экспортного потенциала, повышение уровня квалификации рабочей силы.

Причины и цели создания в каждом конкретном случае:

— для активизации ВЭД;

— для реализации региональной политики;

— для оживления мелкого и среднего бизнеса в районах находящихся в экономической депрессии;

— для выравнивания межрегиональных различий;

— для создания новых рабочих мест, особенно для молодёжи;

— для оживления деятельности местного и инвестиционного капитала;

— для привлечения новых технологий и квалифицированных специалистов.

Основные задачи СЭЗ:

— стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;

— превращение зон в полигоны по апробированию новых методов хозяйствования.

В зависимости от конкретной целевой и отраслевой направленности СЭЗ:

— внешнеторговые (свободные таможенные зоны и порты, транзитные зоны);

— функциональные или отраслевые (зоны экспортного производства, туристские, страховые, банковские и др.);

— научно – технические (в США называют технопарками, в Японии – технополисами). Это – города науки и технологии, где есть престижный университет или крупный исследовательский центр с разными направлениями фундаментальной и прикладной науки, технологический парк с высококвалифицированными специалистами, надежное финансирование, отлаженная инфраструктура, благоприятные социальные предпосылки, хорошие географические условия. Самое большое количество их в США. Самый известный в мире и крупнейший технопарк – это силиконовая долина в Калифорнии Она дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В ней занято 20 тыс. человек. В Японии создано более 20 технополисов. В Китае подобные зоны создаются для развития новых и высоких технологий.

При организации СЭЗ используются два различных концептуальных подхода:

— территориальный подход; зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности, например, СЭЗ Китая.

— функциональный (точечный) подход, это льготный режим, применяемый к определённому виду предпринимательской деятельности не зависимо от местоположения соответствующей фирмы в стране, например, отдельные предприятия, оффшорные магазины duty free и т.д.

Основные модели СЭЗ:

научно – производственная (технико – внедренческая): 2- 20 кв. км, наличие таможенной границы – необязательно, базовые льготы – налоговые (НИС Юго –Восточной Азии);

промышленно – производственная: размеры до 1- 2 (точечные), 1-2 (промышленные парки) кв. км; наличие таможенной границы – отсутствует (точечные), не обязательно (промышленные парки); базовые льготы – таможенные (Бразилия, Мексика);

зона свободной торговли — размеры до 3 – 5 кв. км, наличие таможенной границы –обязательно; базовые льготы –таможенные (например, крупные транспортные узлы в развивающихся и развитых странах);

торгово –производственная: размеры 1- 4 кв.км, наличие таможенной границы –обязательно; базовые льготы –таможенные (США).

Беспошлинные таможенные зоны. Одна из самых простейших форм СЭЗ. Товары освобождаются от таможенных пошлин на экспорт или импорт, на ввоз и вывоз. Таких зон очень много, обычно в портах, в авиапортах.

В соответствии с существующим международным законодательством, свободные таможенные зоны, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и на специализированные зоны.

Зоны общего назначения находятся за пределами национального таможенного пространства и занимают обычно небольшие территории. Там с товаром больших операций не производится, его могут только немножко обработать. А в специальных зонах обычно производится экспортная и импортозамещающая продукция.

Промышленно производственные зоны

Эти зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная и импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение в развивающихся странах получили экспортно-производственные зоны. Страны Южной Америки.

Это зоны третьего поколения. Наибольшее число таких зон функционирует в США (технопарки), Японии (технополисы) и Китае (зоны развития новой и высокой технологии).

Самый известный в мире и крупнейший технопарк – это силиконовая долина в Калифорнии (20% мирового производства вычислительной техники и компьютеров).

В Японии создано более 20 технополисов. В Китае подобные зоны создаются для развития новых и высоких технологий.

К ним относят оффшорные зоны и налоговые гавани. Особую разновидность СЭЗ составляют оффшорные зоны, в которых для иностранных компаний устанавливаются низкие или практически ничтожные налоги, упрошенный порядок регистрации, а уровень иностранного участия не ограничен, высокий уровень банковской и коммерческой секретности; лояльность государственного регулирования.

Такие зоны создаются, как правило, на островных или анклавных территориях отдельных государств. Режим оффшорных зон позволяет копаниям, создавая там дочерние фирмы, избегать национального налогообложения. К сожалению, российский бизнес использует возможности оффшорных зон для «отмывания» денег и уклонения российского налогообложения.

В настоящее время в мире насчитываются более 300 оффшорных центров и около 70 налоговых гаваней.

Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них все фирмы, как местные, так и иностранные, получают налоговые на все или некоторые виды деятельности.

Главные требования оффшорных зон – компания должна быть нерезидентом страны, где находится оффшорный центр; не извлекать прибыль на её территории.

Оффшорный бизнес концентрируется в банковском, страховом деле, в морском судоходстве, в операциях с недвижимостью, в трастовой деятельности, в экспортно-импортных операциях, в консалтинге.

По некоторым оценкам, капитал, задействованный в оффшорном бизнесе достигает 50 млрд. долларов США, в нём задействованы более 2 млн. физических и юридических лиц.

Образуются путём установления особого, льготного режима, по сравнению с общим режимом хозяйственной деятельности, на территории отдельных административного образования (пять зон Китая, бразильская зона «Манаус», Аргентина). Такие зоны обычно создаются в депрессивных районах.

Подготовлен проект о СЭЗ «Туманган». В создании этой зоны будут принимать участие Россия, Китай и КНДР. Эта зона на стыке трёх границ с морскими побережьями. Планируется, что там будут принимать участие Монголия, Южная Корея, Япония.

Евро регион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных стран. Активную роль в создании еврорегионов играет Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Украина и Белоруссия.

Для управления деятельности зоны создается администрация, которой предоставляются довольно широкие права.

Большое значение для развития зоны имеет развитие инфраструктуры, строительство промышленных объектов, решение транспортных задач, поэтому в них создаются компании развития зоны.

В России были предприняты попытки создания СЭЗ. В 1990 – 1991 гг. были приняты решения о создании 13 СЭЗ (СЭЗ «Находка» — центр переработка грузов стран тихоокеанского региона, СЭЗ «Янтарь» в Калининграде, СЭЗ «Выборг»). Следует отметить, что налоговые льготы и инфраструктурные условия функционирования СЭЗ в России гораздо менее привлекательны по сравнению с зарубежными аналогами.

В дальнейшем условия, на которых создавались зоны, были отменены, и в этой ситуации серьезной роли в привлечении иностранного капитала они не играют.

В России также были предприняты попытки создания оффшорных зон (зона экономического благоприятствовании «Ингушетия» и др.) Однако вопреки мировой практике их деятельность была направлена не на привлечение иностранных компаний, а на уклонение от налогов, зарегистрированных в зонах предприятий близлежащих краев и областей.

Источник

Классификация факторов инвестиционного климата страны

Инвестиционный климат: понятие, факторы и методы оценки

Экономика любого уровня нуждается в постоянном пополнении средств, используемых для получения товара. Инвестиции в разных проявлениях — это условие постоянного развития и стабильности не только экономических, но и социальных систем.

Данная зависимость от притока капитала делает привлечение средств задачей не только хозяйствующих субъектов, но и органов государственной и муниципальной власти.

Понятие инвестиционного климата

Инвестиционный климат — это состояние общества, влияющее на активность инвестиционных процессов. Климат может быть благоприятным или неблагоприятным.

В последнем случае инвестиционные риски увеличиваются, что способствует оттоку капитала из данной территориальной единицы или из отрасли.

Понятие инвестиционного климата применительно к притоку капитала рассматривается в качестве основной характеристики инвестиционной среды. Климат, так же как и среда, может быть особенностью:

  • международного союза (ЕС, СНГ и т.п.);
  • страны;
  • региона внутри страны;
  • муниципального образования;
  • отрасли (тяжелая промышленность, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых);
  • предприятия.

Таким образом, желание владельцев капитала вкладывать свои деньги в развитие экономики зависит от совокупности условий, которые сложились в разных сферах жизни социально-территориальных единиц.

Факторы инвестиционного климата

Фактор — это процессы и явления, которые оказывают воздействие на объект или его части. На инвестиционную активность владельцев капитала всегда оказывает воздействие комплекс факторов. Ниже описаны наиболее значимые из них.

[1]. Социальный. Общество во всех его проявлениях представляет собой инвестиционный фон. Для инвесторов население данного региона является одновременно рабочей силой, потребителем и фактором, определяющим перспективы развития экономики.

Экономическое благосостояние людей, уровень преступности, демографические показатели, социальная стабильность — все это влияет на желание инвесторов делать вклад в развитие экономики.

[2]. Экономический. Этот фактор определяется такими показателями, как развитость инфраструктуры, транспортная доступность, наличие предприятий, которые могут повлиять на окупаемость данных капиталовложений.

[3]. Финансовый. Под данным фактором понимается совокупность финансовых учреждений, которые могли бы способствовать стабильности обеспечения экономических субъектов денежными средствами. К этой же категории относятся не только банки, но и налоговая политика страны и региона.

[4]. Юридический. Правовая база экономической деятельности позволяет определить риски и принять адекватные меры для их уменьшения. Однако к данной категории факторов относится еще и эффективность работы правоохранительных органов.

[5]. Политический. Особенности устройства государственной системы и стабильность ее существования могут оказывать существенное воздействие на рентабельность производства.

Слабость государственных структур может привлекать инвесторов только в том случае, если их вложения быстро дают прибыль. В этом случае риски снижаются за счет возможности быстро вывести свой капитал из нестабильного региона.

[6]. Природный. Климат, почва, растительность, рельеф, гидросеть — все это может привлекать или отпугивать инвесторов.

Например, месторождения нефти в удаленных регионах с экстремальным климатом могут сделать нерентабельным даже добычу нефти или природного газа. Особенно большую роль природный фактор играет в сельском хозяйстве.

[7]. Ресурсный. Речь идет не только о полезных ископаемых. При современном уровне развития транспортных систем и средств передвижения производство выгодно располагать там, где есть потребители, специалисты, инфраструктура.

Желание размещать капитал в регионе зависит от того, какие природные или человеческие ресурсы имеют решающее значение для данного вида инвестирования.

Рассматриваемый перечень факторов, влияющих на перспективы размещения капитала, не является исчерпывающим. В разных условиях один фактор может стать лимитирующим.

Это означает, что решение инвестора будет зависеть только от состояния данного фактора, все остальное не имеет существенного значения. Однако чаще всего лимитирующим является комплекс условий регионального уровня.

Инвестиционный климат страны и региона

Понятие региона может иметь двойной смысл. Формальный регион — это административно-территориальная единица, имеющая свой правовой статус в системе государственного управления.

В России под регионами чаще всего понимаются территории, имеющие статус субъектов федерации. Однако в экономике под этим термином может пониматься и совокупность субъектов федерации, объединенных по одному признаку.

Экономическая среда, определяющая перспективу инвестирования на федеральном и региональном уровнях, может существенно отличаться по нескольким параметрам.

В России из-за ее больших размеров и разнообразия природных условий это отличие может быть существенным. Особенно сильно оно проявляется при сравнении территорий, обладающих разными природными и социальными характеристиками.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», осуществляющего свою деятельность при журнале «Эксперт», наиболее привлекательными для инвестирования являются такие регионы, как:

  • Московская, Ярославская, Орловская, Белгородская и Новгородская области;
  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Ненецкий АО.

Наибольшими рисками для инвестора обладают северные, дальневосточные и некоторые северокавказские регионы.

Эта оценка постоянно меняется, но тенденция остается неизменной — высокий инвестиционный рейтинг по-прежнему сохраняется за регионами с высокой концентрацией населения, транспортных артерий и промышленности. Лидирующие позиции занимают и регионы, обладающие запасом стратегически важного сырья.

Низким рейтингом обладают регионы с неблагоприятными природными условиями, скудным освоением территории, отсутствием природных и трудовых ресурсов, слабой развитостью транспортной системы, нестабильной социальной ситуацией.

Методы оценки инвестиционного климата

Методов, дающих полностью объективный прогноз, не существует. Это связано с тем, что сам подход к оценке климата для инвестиций носит заведомо субъективный характер, поскольку капитал преимущественно вкладывается в отрасли или в предприятия, а не в регион или страну.

Это означает, что каждый инвестор оценивает ситуацию самостоятельно, учитывая специфические факторы рисков.

Для того чтобы у каждого инвестора были общие ориентиры, существуют рейтинговые агентства, которые оценивают климат в странах, больших регионах и крупных отраслях на основе анализа таких критериев, как:

  • устройство и состояние государственной системы;
  • уровень развития местного самоуправления и социального партнерства;
  • состояние транспортной инфраструктуры;
  • уровень конвертируемости национальной валюты;
  • динамика экономических показателей;
  • условия кредитованиябизнеса;
  • степень инфляции и девальвации;
  • состояние платежного баланса;
  • развитость механизмов государственного регулирования экономики.

По этим критериям формируется индекс Бери, который и является основой для определения инвестиционной среды как (1) неблагоприятной, (2) благоприятной или (3) нейтральной.

Дорожная карта по улучшению инвестиционного климата

Под термином «дорожная карта» понимается запланированный комплекс действий по улучшению условий инвестирования в России и в каждом ее регионе. Этот план утверждается Правительством РФ, что придает ему статус государственного закона.

В качестве индикатора эффективности действий по дорожным картам используется рейтинг банка Doing Business. Целью данного плана является включение России в первую двадцатку стран-лидеров по инвестиционному климату.

Достижение этой цели осуществляется через решение задач:

  • по улучшению состояния регуляторной среды при взаимодействии государственных систем с бизнесом;
  • усилению конкуренции во всех сферах экономики;
  • совершенствованию налоговой системы как механизма реализации административного ресурса;
  • стимулированию экспорта и международной кооперации;
  • совершенствованию оценочной деятельности.

В 2016 году вышло распоряжение Правительства РФ, в соответствии с которым дорожные карты перешли от стадии выполнения основных задач в стадию проведения мониторинга.

Цель дорожной карты пока не достигнута — Россия еще не стала лидером в рейтинге инвестиционной привлекательности. Однако ситуация в мировой и национальной экономике постоянно меняется.

У России есть перспективы развития, которые при условии грамотного государственного регулирования могут привлечь обладателей капитала, заинтересованных в инвестировании во многие отрасли экономики страны.

Видео об инвестиционном климате:

Источник

Читайте также:  Государственный язык страны алжир
Оцените статью