Классификация конституционного контроля зарубежных стран

Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды

Конституционный контроль (надзор) – деятельность по обеспечению проверки соответствия конституции нормативных актов, а также действий государственных органов, должностных лиц и иных субъектов конституционно-правовых отношений.

Идея конституционного контроля возникла в Великобритании в XVII в., конституционный контроль в современном понимании появился в США в 1803 г. (дело У. Мэрбюри против Дж. Мэдисона), был заимствован многими странами, после Первой мировой войны возникла европейская модель конституционного контроля.

Сформировались две модели конституционного контроля: американская и европейская.

По американской модели конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина) или только Верховными судами общей юрисдикции (Австралия, Индия).

По европейской модели конституционный контроль осуществляется специализированными судебными (Конституционный трибунал в Испании) или квазисудебными (Конституционный совет во Франции) органами конституционного контроля.

Основные виды конституционного контроля:

1) по времени осуществления:

а) предварительный (проводится до вступления в силу решения, до санкционирования и промульгации закона);
б) последующий (проводится в отношении действующих актов);

2) по месту осуществления:

а) внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган);
б) внешний (проводит другой орган);

3) по правовым последствиям:

а) консультативный (решение органа конституционного контроля юридически необязательно и не влечет юридических последствий);
б) постановляющий (решение органа конституционного контроля обязательно и влечет юридические последствия);

4) по обязательности проведения:

а) обязательный (т. е. проводимый в силу императивных предписаний закона о конституционном контроле);
б) факультативный (при наличии соответствующей инициативы);

а) абстрактный (проверка акта вне связи с каким-либо конкретным делом);
б) конкретный (анализ в связи с конкретным делом);

а) полный (охватывает все общественные отношения, урегулированные конституцией);
б) частичный (защите путем конституционного контроля подлежат не все урегулированные конституцией отношения);

7) по содержанию:

а) формальный (с точки зрения соблюдения требуемой формы акта, процедуры и того, относится ли вопрос к компетенции издавшего органа);
б) материальный (с точки зрения содержания акта);

8) с точки зрения придания акту обратной силы:

а) имеющий обратную силу;
б) не имеющий обратной силы и действующий на будущее.

Органы конституционного контроля можно разбить на 2 группы:

1) органы, которые осуществляют конституционный контроль наряду с другими функциями и для которых данная деятельность, как правило, не является основной (глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции и административные суды);

2) органы, специализирующиеся на конституционном контроле, для них именно конституционный контроль является основным направлением деятельности (специализированные судебные, квазисудебные и надзорные органы).

Источник

Модели и виды конституционного контроля (надзора) в зарубежных странах

Исследуем модели и виды конституционного контроля (надзора) в зарубежных странах.

Конституционный контроль и надзор – это деятельность по обеспечению проверки на соответствие конституции различных нормативно-правовых актов, а также действий государственных органов и их должностных лиц, иных субъектов конституционно-правовых отношений.

Идея конституционного контроля сформировалась в Великобритании в XVII веке, а в современном виде он возник в США в 1803 году (в рамках дела Мэрбюри против Мэдисона). Впоследствии он был реализован во многих странах, а после Первой мировой войны сформировалась европейская модель конституционного контроля и надзора.

В процессе развития данного института оформились две модели конституционного контроля: европейская и американская.

Европейская модель конституционного контроля реализуется специализированными судебными органами (например, Конституционный трибунал в Испании) либо квазисудебными органами конституционного надзора (например, Конституционный совет во Франции).

Американская модель предполагает участие всех судов общей юрисдикции (как в США и Аргентине) или только Верховных судов общей юрисдикции (как в Австралии и Индии).

В теории существуют различные подходы к классификации основных видов конституционного контроля.

1. В зависимости от времени осуществления:

предварительный контроль (проводится до вступления в силу решения, закона);

последующий контроль (проводится по отношению к действующим актам).

2. В зависимости от места осуществления:

внутренний надзор (осуществляет орган, издавший этот акт);

внешний надзор (проводит иной орган).

3. В зависимости от правовых последствий:

консультативный надзор (решение органа конституционного контроля не имеет обязательной юридической силы);

постановляющий надзор (решение обладает обязательной юридической силой).

4. В зависимости от обязательности проведения:

обязательный (проводится в силу наличия императивных предписаний закона о необходимости его проведения);

факультативный (реализуется при наличии соответствующей условий и инициативы).

5. В зависимости от формы:

абстрактный (анализ акта осуществляется вне связи с конкретным делом);

конкретный (проверка акта в связи с конкретным делом).

6. В зависимости от объема:

полный контроль (охватывает все общественные отношения, которые урегулированы конституцией);

частичный контроль (конституционному надзору подлежат не все отношения, которые урегулированы конституцией).

7. В зависимости от содержания:

формальный (реализуется с позиции соблюдения требуемой формы акта, процедуры и компетенции);

материальный (реализуется с точки зрения содержания акта).

8. В зависимости от точки зрения на придание акту обратной силы:

– контроль, имеющий обратную силу;

– контроль, не имеющий обратной силы и действующий на будущее.

Органы конституционного контроля подразделяют на две группы:

1) органы, осуществляющие конституционный надзор наряду с иными функциями. Как правило, для них данная деятельность не является главной (руководитель государства, парламент и его палаты, правительство, суды общей юрисдикции, административные суды);

2) органы, которые специализируются на этом виде контроля. Для них он является основным направлением деятельности (например, специализированные судебные и надзорные органы).

Вышеуказанные модели и виды конституционного контроля и надзора в зарубежных странах отражают различные подходы к реализации государствами своих контрольно-правовых функций.

Источник

Конституционное право зарубежных стран. Краткий курс
Коллектив авторов, 2016

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина
  • 2. Предмет, система и источники конституционного права зарубежных стран
  • 3. Понятие и сущность конституции. Виды конституций
  • 4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах
  • 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды
  • 6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
  • 7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан
  • 8. Институт гражданства: понятие, способы приобретения и прекращения

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право зарубежных стран. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды

Конституционный контроль — особый вид правоохранительной деятельности, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данного государства. Органы конституционного контроля, обнаружив указанное несоответствие, правомочны своей властью отменить нормативный правовой акт. При осуществлении конституционного надзора соответствующий орган не правомочен отменять акт, противоречащий конституции.

1. Виды конституционного контроля.

1. Предварительный (особые органы проверяют конституционность или неконституционность подготовленных законов и прочих правовых актов до их вступления в силу) и последующий. Последующий контроль заключается в проверке соответствия или несоответствия конституции законов или прочих правовых актов после вступления их в силу.

Следовательно, уже действующие законы и правовые акты, которые будут признаны не соответствующими конституции, прекращают свое действие. Те законы и правовые акты, которые еще не были опубликованы, к публикации запрещаются и, следовательно, в силу вступить не могут. Существует вариант, когда признанные неконституционными законы и правовые акты сохраняются в тексте конституции, но запрещаются к применению в судах и других государственных органах.

Решение, вынесенное специализированным органом конституционного контроля, — окончательное, поэтому обжалованию не подлежит.

2. Обязательный, которому подлежат определенные виды законов (все органические законы во Франции до их подписания президентом), и факультативный (может быть осуществлен по инициативе управомоченного субъекта).

3. Конкретный (решение специализированного органа конституционного контроля связано с конкретным делом) и абстрактный (решение специализированного органа конституционного контроля не связано с определенным делом).

4. Решающий (обязательный) и консультативный. При последнем принятое решение не считается обязательным для определенного государственного органа.

5. По содержанию конституционный контроль может быть формальным (устанавливается конституционность процедуры принятия акта) и материальным (устанавливается конституционность самого содержания).

2. Можно выделить следующие виды органов конституционного контроля:

— американская модель, при которой соответствие законов и прочих актов конституции определяется судьями общей юрисдикции, рассматривающими конкретные дела,

— европейская модель, при которой действуют специализированные органы, совершающие конституционный контроль. Подобные органы бывают как судебными (органы конституционной юстиции), так и квазисудебными (Конституционный совет во Франции);

• политические — органы, которые могут осуществлять подобный контроль, не выступая при этом специализированными.

3. Субъект, осуществляющий конституционный контроль, может быть внутренним (контроль проводит тот орган, которым был издан акт) и внешним (контроль проводит уполномоченный государственный орган).

Если рассматривать решения, вынесенные специализированным органом конституционного контроля, с точки зрения их применения, то существуют решения, имеющие обратную силу, и решения, которые вступают в силу только после их принятия.

Источник

Конституционное право зарубежных стран
Группа авторов

Информативные ответы на все вопросы курса «Конституционное право зарубежных стран» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Оглавление

  • 1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина
  • 2. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
  • 3. Понятие, сущность и виды конституции
  • 4. Принятие, изменение и отмена конституций в зарубежных странах
  • 5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды
  • 6. Институт прав и свобод граждан: общая характеристика
  • 7. Основные виды прав, свобод и обязанностей граждан
  • 8. Понятие гражданства
  • 9. Форма правления в зарубежных странах
  • 10. Форма государственного (территориально-политического) устройства
  • 11. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции
  • 12. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства
  • 13. Понятие парламента и его структура
  • 14. Формирование, состав и структура правительства в зарубежных странах

Из серии: Шпаргалки

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право зарубежных стран предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5. Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах, его виды

Конституционный контроль представляет собой определенную деятельность специальных или уполномоченных органов государства, конечная цель которых — выявление и пресечение (вплоть до отмены действия) не согласующихся с действующей конституцией законов и иных нормативных правовых актов.

Конституционным надзором является деятельность государственных уполномоченных органов с целью выявления неконституционных актов, результат такой деятельности — уведомление органов, принявших или собирающихся принять противоречащий конституции акт.

Существует два вида органов конституционного контроля:

1) политический конституционный контроль в качестве органов, которые не считаются специализированными;

2) судебный конституционный контроль, действующий в:

а) европейской системе, основанной на специализированных органах конституционного контроля: судебных органах (органах конституционной юстиции) и квазисудебных органах (Конституционный Совет во Франции);

б) американской системе, при которой конституционность законов имеют право проверять судьи общей юрисдикции в рядовом процессе рассмотрения определенных дел.

Существует семь видов конституционного контроля.

1. Предварительный и последующий контроль, при котором уполномоченные органы дают свои заключения о соответствии конституции конкретных актов до времени вступления их в силу. В случае возникновения спора о законности акта он может быть рассмотрен после вступления его в законную силу. Все признанные незаконными правовые акты прекращают действовать или же запрещаются к публикации и не вступают в силу. Еще возможно, что законы остаются в самих сводах законов, но их нельзя применять. Решение о законности конкретного закона данным органом является окончательным и обжалованию не подлежит.

2. Конкретный и абстрактный виды контроля, т. е. принимается решение по конкретному делу или абстрактному делу, в общем варианте.

3. Обязательный и факультативный виды контроля, т. е. некоторые законы и подзаконные акты подлежат обязательному контролю, а некоторые — по инициативе субъекта.

4. Решающий и консультативный виды контроля.

5. Существуют решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия, если рассматривать эти решения с точки зрения применения решения органа конституционного контроля.

6. Существует внутренний и внешний контроль, т. е. контроль осуществляется или самим издавшим закон органом, или иным органом.

7. Контроль различают по содержанию: формальный, при котором проводится проверка конституционности процедуры принятия акта, и материальный — проверяется конституционность содержания.

Источник

Читайте также:  Факторы определяющие экономическую стабильность страны
Оцените статью