Классификация стран мира по политическому устройству

Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

География — рефераты, презентации, шпаргалки, лекции, семинары, конспекты

Классификация стран мира по форме государственного устройства

Непосредственно форма государственного устройства связана с особенностями политического строя и формой государственного правления, отражает национально-этнический состав населения, историко-географические особенности формирования страны.

Форма государственного устройства — территориально-организационная структура государства, устанавливает порядок разделения страны на части и взаимоотношения центральных и местных органов власти.

Ее главными функциями являются: ступенчатое размещение органов власти и государственного управления, обеспечение сбора налогов и информации, контроль центра над местами, осуществление гибкой экономической, социальной и региональной политики, проведение избирательных компаний и т.д..

По этой классификации выделяются следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедеративное государство (конфедерация).

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой территория государства не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель и т.п.), а делится на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы).

Унитарное государство имеет следующие признаки: единая для всей страны конституция, единая система органов власти, общественные процессы руководствуются централизованно.

Читайте также:  Приведите пример интеграции экономик различных стран основу

Эту форму правления имеет 171 стране мира.

Федеративное государство — форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически имеют определенную самостоятельность, объединены в единое союзное государство.

Федерации имеют следующие признаки:

— Территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов (штатов, кантонов, земель, республик, провинций и т.д.);

— Субъекты федерации основном наделены законодательной властью;

— Компетенции между федерацией и ее субъектами разграничиваются союзной конституцией;

— В большинстве федеративных государств парламенты состоят из двух палат, одна из которых обеспечивает представительство федеральных единиц;

— Каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы;

— В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц;

— Федерация, как правило, имеет единые вооруженные силы, общефедеральной бюджет.

Однако во многих современных федеративных странах роль общефедеральных органов настолько велика, что их можно рассматривать и как унитарные государства. Так, конституции таких стран, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, не признают членами федерации права на свободный выход из нее.

В мире насчитывается 21 федерации. В зависимости от принципа, положенного в основу образования федерации выделяют:

— Историко-географические федерации (образовались путем исторического объединения федеральных единиц в единое государство): Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Коморские Острова, Малайзия, Мексика, ОАЭ, ЮАР, Сент-Китс и Невис, США, Федерация Микронезии, ФРГ;

— Национально-этнические федерации (федеральные единицы в таких странах образованы на основе учета этнических границ и национальных интересов их населения): Бельгия, Индия, Мьянма, Нигерия, Пакистан, Россия.

Конфедеративное государство — постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей.

Конфедерация образует центральные органы, имеющие полномочия, делегированные им государствами-членами союза. Эти органы не имеют прямой власти над государствами, которые входят в конфедерацию. Их решения принимаются и осуществляются только по соглашению государств, принадлежащих к конфедерации. В конфедерации нет единой территории и гражданства, единой налоговой и правовой систем. Правовая основа конфедерации — союзный договор, тогда как в федерации — конституция.

Конфедеративные государства недолговечны: они либо распадаются, либо превращаются в федерации (Австро-Венгрия, США).

Сейчас формально в мире существует одна конфедерация — Швейцария, которая в XIX в. фактически стала федерацией.

Источник

Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

География — рефераты, презентации, шпаргалки, лекции, семинары, конспекты

Классификация стран мира по форме государственного устройства

Непосредственно форма государственного устройства связана с особенностями политического строя и формой государственного правления, отражает национально-этнический состав населения, историко-географические особенности формирования страны.

Форма государственного устройства — территориально-организационная структура государства, устанавливает порядок разделения страны на части и взаимоотношения центральных и местных органов власти.

Ее главными функциями являются: ступенчатое размещение органов власти и государственного управления, обеспечение сбора налогов и информации, контроль центра над местами, осуществление гибкой экономической, социальной и региональной политики, проведение избирательных компаний и т.д..

По этой классификации выделяются следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедеративное государство (конфедерация).

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой территория государства не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель и т.п.), а делится на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы).

Унитарное государство имеет следующие признаки: единая для всей страны конституция, единая система органов власти, общественные процессы руководствуются централизованно.

Эту форму правления имеет 171 стране мира.

Федеративное государство — форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически имеют определенную самостоятельность, объединены в единое союзное государство.

Федерации имеют следующие признаки:

— Территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов (штатов, кантонов, земель, республик, провинций и т.д.);

— Субъекты федерации основном наделены законодательной властью;

— Компетенции между федерацией и ее субъектами разграничиваются союзной конституцией;

— В большинстве федеративных государств парламенты состоят из двух палат, одна из которых обеспечивает представительство федеральных единиц;

— Каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы;

— В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц;

— Федерация, как правило, имеет единые вооруженные силы, общефедеральной бюджет.

Однако во многих современных федеративных странах роль общефедеральных органов настолько велика, что их можно рассматривать и как унитарные государства. Так, конституции таких стран, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, не признают членами федерации права на свободный выход из нее.

В мире насчитывается 21 федерации. В зависимости от принципа, положенного в основу образования федерации выделяют:

— Историко-географические федерации (образовались путем исторического объединения федеральных единиц в единое государство): Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Коморские Острова, Малайзия, Мексика, ОАЭ, ЮАР, Сент-Китс и Невис, США, Федерация Микронезии, ФРГ;

— Национально-этнические федерации (федеральные единицы в таких странах образованы на основе учета этнических границ и национальных интересов их населения): Бельгия, Индия, Мьянма, Нигерия, Пакистан, Россия.

Конфедеративное государство — постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей.

Конфедерация образует центральные органы, имеющие полномочия, делегированные им государствами-членами союза. Эти органы не имеют прямой власти над государствами, которые входят в конфедерацию. Их решения принимаются и осуществляются только по соглашению государств, принадлежащих к конфедерации. В конфедерации нет единой территории и гражданства, единой налоговой и правовой систем. Правовая основа конфедерации — союзный договор, тогда как в федерации — конституция.

Конфедеративные государства недолговечны: они либо распадаются, либо превращаются в федерации (Австро-Венгрия, США).

Сейчас формально в мире существует одна конфедерация — Швейцария, которая в XIX в. фактически стала федерацией.

Источник

Классификация государств по форме правления, политическому режиму, типу территориального устройства.

При всем многообразии государств по форме правления их можно разделить на две группы: монархии и республики.

Монархия (в пер. с греч. — власть одного) как форма правления иначе может быть названа как персональное единовластие. Ее отличают следующие признаки:

· существование единоличного главы государства;

· обладание монархом всей полнотой власти, которая является верховной, нераздельной и суверенной (независимой);

· наследственный порядок передачи власти;

· бессрочное правление монарха;

· юридическая безответственность монарха.

Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархию.

Для абсолютной монархии характерно отсутствие представительных учреждений народа, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, контролирует сбор налогов и расходует их по своему усмотрению. Карательная функция также находится в его руках. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман), для которой характерно сосредоточение в руках монарха и государственной и религиозной власти.

Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную) в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.

В дуалистической монархии существуют два политических учреждения: монарший двор (институт монархии), формирующий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает. Монарх имеет сильное влияние на парламент: может наложить вето на принимаемые им законы, издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а то и распускать парламент.

Как для абсолютной, так и для дуалистической монархии типичен авторитарный политический режим.

Парламентарной монархии (ее иногда называют конституционной) свойственно ограничение власти монарха как в законодательной, так и в исполнительной сфере. Несмотря на то, что формально главу правительства и министров назначает монарх, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Монарх здесь фигура скорее символическая, являющаяся своего рода данью традиции, нежели властная. Он царствует, но не правит (Япония, Швеция, Великобритания).

Республика (в пер, с лат. — дело общественное) Это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом. Республике присущи следующие признаки:

1. правление осуществляется коллективно, т. е. не одним лицом, а системой государственных органов;

2. республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3. в формировании власти участвует народ; в процессе выборов власти могут применяться различные избирательные системы, одни менее, другие более демократичные;

4. представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;

5. высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом.

Практике государственного строительства известны два основных вида республики.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Поскольку президент и правительство избираются внепарламентским путем, то эти институты власти в определенных ситуациях могут политически противостоять парламенту. Президентская республика создает благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует государственную власть. Обычно это крайне необходимо на переходных этапах (Мексика), в государствах, где сильны монархические традиции (Румыния), в ситуациях, не отличающихся стабильностью (Украина), в период проведения реформ (Чили), в государствах, имеющих обширную территорию или многонациональный состав (США), при наличии чрезвычайных событий, таких, как война (Сирия). Большинство из перечисленных факторов присуще современной России, поэтому вопрос выбора вида республики здесь должен быть решен, конечно, в пользу президентской республики.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет всю полноту ответственности за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально: оно формируется партией, получившей большинство в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьезного влияния на осуществление государственной власти, как, например, в Германии. Парламентская республика — менее распространенная форма правления, чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия, Турция и др.). В мире не так много таких стран. Россия еще очень далека от введения данной формы правления.

Существуют и другие виды республики: суперпрезидентская, смешанная (полупрезидентская (Такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает разным.) или полупарламентская) республики.

Типы политических режимов: демократический, либеральный, авторитарный, тоталитарный.

Демократический режимгосударственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Д.р. основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. В условиях Д.р. народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти.

Либеральный режим отличается высокой степенью политической свободы, однако, вследствие культурной отсталости большинства общества и ряда других причин, реально пользоваться демократическими институтами могут сравнительно немногие. Низкий уровень жизни многочисленных слоев общества порождает маргинальность и склонность к насильственным действиям для достижения своих социальных целей.

Авторитарный режим — политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. А.р. — это режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы лиц (диктатуру).

Тоталитарный режим — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.

Типы территориального устройства:

Основные формы территориального устройства государства: унитарная , федеративная т конфедеративная.

Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные органы составляют одну систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя Испания — многонациональна. (пример Швеция, Дания,Франция, Италия).

Федеративное государствопредставляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое союзное государство. Федерациями в настоящее время являются 25 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина,

Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Россия и др. Территорию федерации образуют территории ее субъектов (штат, кантон,республика и т.п.), внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия ее субъектов.

В федерации существуют два уровня власти: федеральный и республиканский.

Для федерации характерно наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, в котором одна из палат представляет интересы субъектов федерации, а вторая — общенациональные интересы.

Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Конфедерацияпредставляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути конфедерация не является в строгом смысле слова государством. Обычно конфедерациz на практике являет собой союз нескольких независимых государств, которые объединились для проведения совместной политики в определенных целях(например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т.п.). Для осуществления согласованной политики государства конфедерации создают органы управления. Решения этих общих органов не имеют прямого действия, а вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств. В конфедерации отсутствует единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны — участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятель-

ность. При этом государства конфедерации могут по своей воле покидать ее и расторгать конфедеративный договор. Обычно конфедерации недолговечны: либо они распадаются на унитарные государства, либо перерастают в федерации.

Дата добавления: 2015-02-13 ; просмотров: 7812 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью