Классификация стран по вто

Понятие и роль ВТО в международных торговых отношениях

ВТО (википедия) — это международная организация, образованная для координации и стабилизации всеобщего товарооборота. Всемирная торговая организация — такова расшифровка ВТО — появилась в 1995 году. До ее возникновения коммерческое взаимодействие в мире регламентировалось Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), ратифицированным по окончании Второй мировой войны и существовавшим на пятьдесят лет.

За это время значительно снизились тарифы и лимиты, а коммерция получила ряд субсидий. В 1995 году по окончании длительного Уругвайского раунда все полномочия ГАТТ перешли к ВТО и сделались еще шире. Теперь мировое сообщество регламентирует также в торговлю услугами и интеллектуальной собственностью. ВТО включено в структуру ООН.

Цели и задачи ВТО

Смыслом существования Всемирной торговой организации выступает внедрение единого порядка товарооборота, применяемого для всех сторон, способствующего открытости и доступности внутренних рынков и препятствующих произвольному установлению странами лимитов на ввоз. Хотя страны-члены ВТО уполномочены предпринимать некоторые охранительные и компенсационные действия, все же приоритетная задача организации — устранение препятствий в осуществлении мировой торговли.

Задачи ВТО

К таковым относятся:

  1. Надзор за реализацией соглашений, достигнутых на Уругвайском раунде.
  2. Ведение саммитов между странами в ее составе.
  3. Решение возникающих международных конфликтов в рамках коммерческих отношений.
  4. Мониторинг внутриэкономического курса государств-участников.
  5. Предоставление поддержки развивающимся странам.
  6. Надзор за мировым товарным оборотом и консультирование.
  7. Совместный труд с иными мировыми организациями.

Структура ВТО

Возглавляет международную организацию Министерская Конференция, в которой состоят делегаты от каждой из сторон. Она открывает свою работу один раз в два года и разбирает любые темы, касающиеся сферы ведения ВТО. Следующим руководящим инструментом выступает Генеральный совет под началом Генерального директора. Он координирует всю текущую деятельность сообщества. Совету подчиняются несколько комиссий по различным направлениям, такие как:

  • Совет по торговле товарами;
  • Совет по торговле услугами;
  • Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности;
  • Комиссия по торговле государств-членов ВТО. Она ведет надзор за исполнением странами-членами достигнутых договоренностей.
Читайте также:  Столицы стран севера южной америки

Каждый совет имеет свой секретариат.

Совету подчиняется большое количество рабочих групп и комитетов, которые собирают для ВТО разнообразные материалы.

Особой инстанцией выступает Орган по разрешению споров. Он в досудебном порядке разрешает все разногласия между участниками.

Принципы и правила ВТО

Как гласит Устав ВТО, функционирование организации ведется согласно пяти основополагающим принципам:

  1. Равноправие. Подразумевает, что все права, которые даны одному из участников ВТО, переходят также ко всем другим без исключения.
  2. Взаимность. Если одна из стран предоставляет другой некоторые послабления в товарообмене, она также вправе рассчитывать на взаимные уступки.
  3. Прозрачность. Все участники сообщества обязаны открыто вести торговый оборот и предоставлять все сведения о нем.
  4. Действенность договоренностей. Выполнение достигнутых соглашений обеспечивается не самими участниками, а органами Всемирной торговой организации.
  5. Защищенность. В определенных обстоятельствах страны-члены вправе применять защитные меры. Так, могут устанавливаться ограничения на ввоз определенных товаров в целях защиты природной среды и здоровья граждан. Чтобы государства не имели возможности злоупотреблять данным положением, руководство ВТО оставляет за собой право вмешиваться в их внутренние экономические для восстановления справедливости.

С видео-материалом по данной теме можно ознакомиться по ссылке:

Страны, входящие в состав Всемирной торговой организации

К 2018 году в ВТО входит 164 страны. За предыдущее десятилетие к нему примкнули Украина и Кабо-Верде (2008 г), Черногория, Российская Федерация, Самоа, Вануату (2012 г), Лаос и Таджикистан (2013 г), Афганистан (2016 г).

Более 30 государств и 60 международных организаций входят в состав наблюдателей.

Страны ВТО приобретают ряд значительных преимуществ, среди которых можно выделить:

  • хорошие возможности для выпуска на междунациональный рынок своей продукции;
  • отсутствие дискриминации, защита внутригосударственных интересов;
  • стабильность и прозрачность во взаимодействии с другими государствами;
  • возможность находиться под защитой организации и решать все возникающие споры с помощью механизмов ВТО;
  • причастность к формированию новых устоев мирового товарооборота;
  • получение возможностей для роста конкурентоспособности собственных товаров и привлечения капиталовложений;
  • улучшение имиджа на мировой арене.

Для стран со слабой экономикой действует особый льготный режим, который предусматривает уменьшение пошлин при экспорте продукции в развитые страны.

Чтобы присоединиться к ВТО, государство подает меморандум. ВТО рассматривает его, оценивает внешнеэкономический курс и принимает решение. Уставом ВТО предусмотрен и выход из состава организации любой страны по ее желанию. Однако процедура выхода не разработана и до настоящего времени ни один из членов не выразил пока таких намерений.

Заключение

Сегодня перед Всемирной торговой организацией, помимо реализации существующих договоров, стоит ряд новых задач, требующих решения, в частности:

  • поддержка неразвитых стран и помощь их присоединению к мировому товарному обороту;
  • увеличение количества регулируемых областей;
  • продвижение трудовых и экологических эталонов;
  • обеспечение честной конкуренции при осуществлении гос. закупок;
  • налаживание электронной торговли, а именно, посредством сети Интернет.

Источник

Услуги и ВТО

Основным документом, регулирующим торговлю услугами в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) является Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). В соответствии с требованиями этого документа каждая страна, присоединяющаяся к ВТО, в части услуг составляет Перечень специфических обязательств по услугам (т.е. обязательства страны, гарантирующие определенный уровень доступа иностранных поставщиков на отечественный рынок услуг), который является неотъемлемой частью ГАТС. На базе Перечня ведутся переговоры по услугам. Если специфические обязательства по доступу на рынок услуг формируются в результате переговоров с заинтересованными членами ВТО, то ряд общих обязательств, предусмотренных ГАТС, носят безусловный характер и должны выполняться всеми членами ВТО. К основному из таких обязательств относится обязательство предоставления Режима наибольшего благоприятствования (Статья II ГАТС). На основании статьи II ГАТС каждый член ВТО обязан предоставить услугам и поставщикам услуг любого члена ВТО режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг и поставщиков услуг любой другой страны. Такой режим называется Режимом наибольшего благоприятствования (РНБ). Из этого общего правила могут быть исключения. Например, исключением являются случаи, которые член ВТО зафиксировал в своем Списке изъятий из РНБ (с целью сохранения преференциальных отношений в сфере торговли услугами с одной страной или группой стран, с которыми заключены соответствующие отдельные соглашения). Такой Список изъятий из РНБ также подлежит согласованию с другими членами ВТО.

Классификация услуг для целей ВТО

Поскольку выработать исчерпывающее определение услуги затруднительно, но – вместе с тем – предмет обязательств членов ВТО в сфере торговли услугами должен быть четко определен, а сами обязательства должны иметь конкретное содержание и объем, то для целей регулирования торговли услугами в рамках ВТО все услуги были классифицированы в рамках 12 секторов следующим образом:

· деловые услуги (включая профессиональные услуги),

· услуги в области связи (включая почтовые, телекоммуникационные и аудиовизуальные услуги),

· строительные и связанные с ними инженерные услуги,

· дистрибьюторские услуги (включая услуги оптовой и розничной торговли),

· услуги в области образования,

· услуги, связанные с защитой окружающей среды,

· финансовые услуги (страхование, банковские услуги и услуги на рынке ценных бумаг),

· услуги в области здравоохранения и социального обеспечения,

· туризм и услуги, связанные с путешествиями,

· услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (кроме аудиовизуальных услуг)

· услуги прочие, не вошедшие в перечисленные (например, бытовые услуги).

Каждый сектор в свою очередь делится на подсектора. Всего классификатор услуг насчитывает 155 подсекторов.

Понятие торговли услугами в Генеральном Соглашении по Торговле Услугами (ГАТС)

Разница в физических характеристиках между товарами и услугами обусловливает и разницу в соответствующих способах торговли ими.

ГАТС определяет торговлю услугами как поставку услуг четырьмя основными способами (статья I , пункт 2):

1. С территории одной страны на территорию другой страны — т.н. «трансграничная поставка», которая предполагает нахождение потребителя и поставщика услуг по разные стороны границы в момент оказания услуги. Например, предоставление по факсу информации или консультаций, грузовые перевозки, осуществление международных расчетов в режиме реального времени; перевод денег из страны в страну;

2. Передвижение потребителя в страну, где предоставляется услуга («потребление за рубежом»;). Например, услуги, оказываемые иностранному туристу в стране его временного пребывания: он пользуется услугами предприятий общественного питания, ему оказываются услуги местных экскурсоводов, предприятий по организации досуга и проч. При этом понимается, что перемещение непосредственно самого потребителя услуги не всегда обязательно: достаточно перемещения собственности потребителя (например, услуга по ремонту судна за рубежом может предполагать только перемещение судна); в этом случае услуга потребляется в месте нахождения собственности, а не в месте нахождения потребителя;

3. Учреждение поставщиком услуги одной страны коммерческого присутствия на территории другой страны, где должна оказываться услуга («коммерческое присутствие»); «коммерческое присутствие» — любая форма делового или профессионального учреждения, включая создание, приобретение или сохранение юридического лица, филиала или представительства (ст. XXVIII, d), т.е. присутствие экспортера в стране-импортере. Например, компания МакДональдс учреждает в Москве дочернюю компанию и открывает сеть своих ресторанов для обслуживания клиентов в России или иностранный банк учреждает отделение в России. В тех случаях, когда услуга поставляется не напрямую юридическим лицом, а через другие формы коммерческого присутствия, такие как филиал или представительство, поставщику услуги (т.е. юридическому лицу) через такое присутствие предоставляется режим, который действует в рамках ГАТС в отношении поставщиков услуг;

4. Оказание услуги поставщиком услуги одной страны через присутствие физических лиц этой страны на территории любой другой страны («перемещение физических лиц»); например, хирург — иностранный гражданин приезжает в Россию для проведения операции российскому гражданину, или инженер – иностранный гражданин приезжает для участия в строительстве в России. При этом, поскольку под поставщиком услуги понимается любое лицо, которое предоставляет услуги (ст.XXVIII, g), то к таким физическим лицам относятся как лица, оказывающие услуги в качестве индивидуальных предпринимателей, так и сотрудники компаний-поставщиков услуг (штатные и нештатные).

Под поставкой услуги понимается производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка услуги (статья XXVIII, b).

В соответствии со ст. I ГАТС Соответственно, предметом ГАТС являются меры, затрагивающие торговлю услугами, принятые:

1. центральными, региональными или местными правительствами и властями;

2. неправительственными органами при выполнении полномочий, делегированных им центральными, региональными или местными правительствами или властями.

Под понятием «мера» можно понимать любые действия со стороны участников ГАТС. Мера может выражаться как в виде закона, регламента, правила, таки в виде административного действия. Исходя из этого под мерами, затрагивающими торговлю услугами в РФ, можно понимать все законы и подзаконные акты Российской Федерации, начиная от Кодексов и заканчивая актами, издаваемыми соответствующими органами законодательной и исполнительной власти.

Нужно отметить, что предметом переговоров являются не все меры, затрагивающие торговлю услугами, а только те, которые рассматриваются в качестве ограничения доступа на рынок или ограничений национального режима. Статься XVI ГАТС содержит перечень ограничений доступа на рынок, в который входят шесть основных ограничений для доступа на рынок иностранных поставщиков услуг:

1.Ограничения количества поставщиков услуг в форме количественных квот, монополий, исключительных поставщиков услуг, теста на экономическую целесообразность;

2.Ограничения на общий объем торговли по отдельному виду услуг в форме количественных квот или теста на экономическую целесообразность;

3.Ограничения на общее число операций с услугами или общий объем предоставления услуг в форме квот или теста на экономическую целесообразность;

4.Ограничения на общее число физических лиц, которые могут быть заняты в определенном секторе услуг или числа физических лиц, которых поставщик услуги может нанять и которые необходимы и непосредственно имеют отношение к поставке определенной услуги, в форме количественных квот или теста на экономическую целесообразность;

5.Требования к определенной организационно-правовой форме юридического лица, поставляющего услуги;

6.Ограничения на участие иностранного капитала в форме ограничения максимальной доли иностранного капитала в капитале отдельной компании или общей стоимости совокупных иностранных инвестиций.

Статья XVII ГАТС определяет обязательства членов ВТО по предоставлению национального режима иностранным услугам и поставщикам услуг. Это означает что каждый член ВТО предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена ВТО в отношении всех мер, затрагивающих поставку услуг, режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет аналогичным отечественным услугам или поставщикам услуг

При этом в соответствии со статьей VI ГАТС, ГАТС не препятствует странам применять меры внутреннего регулирования – квалификационные требования и процедуры, технические стандарты и лицензионные требования — которые являются основным способом регулирования торговли услугами, однако они должны применяться «разумным способом, объективно и непредвзято и учитывать правила ГАТС».

Доха раунд: новый этап переговоров по услугам

В 2001 году в городе Доха стартовал новый раунд многосторонних торговых переговоров ВТО. В рамках Дохийского раунда в том числе ведутся переговоры по либерализации сферы услуг. Основная цель — расширение секторов услуг, открытых для ведения международной торговли.

Переговоры по услугам ведутся по двум основным направления:

1. По доступу на рынок, которые в свою очередь включают: a) двусторонние переговоры по специфическим обязательствам по услугам членов ВТО; б) предложения по параметрам регулирования торговли услугами, включая РНБ и меры горизонтального регулирования.

2. По правилам ГАТС (внутреннее регулирование, защитные меры, субсидии, правительственные закупки). Наиболее активная работа ведется по разработке правил внутреннего регулирования, которые включают в себя вопросы требований и процедур квалификации, требований и процедур лицензирования, а также вопросы технических стандартов.

В целях максимальной реализации преимуществ, предоставляемых участием в ВТО, России после присоединения к ВТО целесообразно занять активную переговорную позицию. Россия сможет защищать интересы своих поставщиков услуг посредством активного участия в разработке новых правил международной торговли услугами, а также выдвигая запросы к членам ВТО по дальнейшей либерализации их рынков услуг.

Источник

Оцените статью