Классификация стран мира
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:53, реферат
Краткое описание
Вопрос о типах государства и их классификации является актуальным и одним из основных в теории государства и права. Актуальность заключается в следующем: развитие и становление государственности у каждого общества и государства свои из-за следующих условий: географических; политических; религиозных таким образом главный вопрос типологии государства в их правильной классификации.
Вложенные файлы: 1 файл
география.doc
Вопрос о типах государства и их классификации является актуальным и одним из основных в теории государства и права. Актуальность заключается в следующем: развитие и становление государственности у каждого общества и государства свои из-за следующих условий: географических; политических; религиозных таким образом главный вопрос типологии государства в их правильной классификации.
Целью исследования является изучение темы «Классификация стран мира» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Задачи работы: рассмотрение критерий классификации стран, проблем классификаций стран мира.
Разделение макроэкономики на секторы экономической деятельности и определение основных экономических взаимосвязей между ними позволяют не только анализировать тенденции развития отдельных стран, но и сравнить их между собой.
На современной политической карте мира представлено около 230 стран и территорий, из них более 190 — суверенные государства.
Среди них есть страны с очень большой территорией и численностью населения (Китай, Индия, Россия, США) и совсем крошечные — такие как “микрогосударства” Европы: Монако, Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Сан-Марино. Есть однонациональные страны (Япония, Швеция и др.) и многонациональные (Индия, Россия, Нигерия, США и др.); есть богатые природными ресурсами и обделенные ими. Есть страны, имеющие выход к морю и протяженные морские границы (Россия, Канада, Китай и др.) и не имеющие его, то есть внутриконтинентальные страны (такие как Чад, Мали, ЦАР, Парагвай, Непал, Бутан). Причем очень часто географическое положение страны сказывается на уровне ее социально-экономического развития. Некоторые государства занимают целый континент (Австралия), а иные расположены на маленьком острове или группе островов (Науру, Мальта, Кабо-Верде и др.).
Классификация стран мира
В курсе теории государства и права придается особое значение классификации государств на определенные типы, объединяющие государство со сходным признаками на основании тех или иных факторов.Тип страны — объективно сформированный и относительно стойкий комплекс присущий ей условий и особенностей развития, которое характеризует ее роль и место в мировом сообществе на определенном этапе развития.
Типология — учение о классификации, т.е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, группы согласно наиболее общим и существенным признакам и свойствам объектов данного рода; это учение об упорядочении и систематизации сложных объектов.
Типология государства — это научная классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присуще данному типу государств их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.
Типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность.
Классификация стран мира по территориальному устройству
Унитарное государство имеет такую форму административно- территориального устройства, при котором в стране существует единая законодательная и исполнительная власть. Подавляющее большинство стран мира — унитарные государства (Великобритания, Франция, Италия, Венгрия, Болгария, Алжир, Колумбия, Япония, Республика Корея и др.)
Федеративное государство имеет такую форму административно- территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т. д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. В Европе федеративное устройство имеют Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия; в Азии — Индия, Малайзия, Мьянма, ОАЭ, Пакистан; в Америке — Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США; в Африке — Коморские острова, Нигерия, ЮАР; в Австралии и Океании — Австралия, Микронезия.
Конфедерация— форма объединения государств, для достижения ограниченных целей (военных, внешнеполитических, экономических и др.), встречается очень редко. В настоящее время лишь в одном государстве мира (Швейцарии).
Классификация стран по политической структуре
Однопартийные страны. Такие государства имеют неконкурентный тип партийной системы, которая состоит из представителей или членов одной политической партии. Они характерны для китайского, православного и мусульманского мира: Китай, Северная Корея, Вьетнам, Лаос, Куба, Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Алжир.
Многопартийные страны. Политическая система, при которой может существовать множество политических партий, теоретически обладающих равными шансами на получение большинства мест в парламенте страны.
Среди многопартийных стран выделяют три подгруппы:
Бипартийные (двопартийные) страны — две партии представляют конкурирующую олигархию, а демократические выборы дают возможность населению изменять руководителей. Такая партийная система характерная для современной Германии;
Полипартийные страны — имеют три и больше партий с приблизительно продолжительное время получить поддержку большинства в парламенте и вынуждена формировать правительственные коалиции. Такие партийные системы существуют в Италии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Украине, России.
Страны «двух с половиной партий» — в них ни одна из двух наибольших партий не может получить большинства в парламенте и одна из них образовывает коалицию с третьей для формирования правительства. Такая партийная система характерная для современной Германии.
Классификация стран по размерам территории
В основе этой классификации — территориальный размер страны. В ней выделяют страны-гиганты, большие, значительные, средние, малые, небольшие страны и микрогосударства.
Страны-гиганты (площадью свыше 3 млн. км2) — их в мире 7: Россия (17,1 млн. км2), Канада (10,0 млн.), Китай (9,6 млн.), США (9,4 млн.), Бразилия (8,5 млн.), Австралия (7,7 млн.), Индия (3,3 млн.).
Большие страны (от 1 до 3 млн. км2) — 21 страна: Алжир, Ангола, Аргентина, Боливия, Эфиопия, Демократическая Республика Конго, Индонезия, Иран, Казахстан, Колумбия, Ливия, Мавритания, Мали, Мексика, Монголия, Нигер, ПАР, Перу, Саудовская Аравия, Судан, Угар.
Значительные страны (от 500 тыс. до 1 млн. км2) — 21 страна: Афганистан, Ботсвана, Венесуэла, Египет, Йемен, Замбия, Кения, Мадагаскар, Мозамбик, Мьянма, Намибия, Нигерия, Пакистан, Сомали, Таиланд, Танзания, Турция, Украина, Франция, ЦАР, Чили.
Средние страны (от 100 до 500 тыс. км2) — 56 стран: Бангладеш, Бенин, Беларусь, Болгария, Буркина-Фасо, Великобритания, Вьетнам, Габон, Гайана, Гана, Гватемала, Гвинея, Гондурас, Греция, Эквадор, Эритрея, Зимбабве, Ирак, Исландия, Испания, Италия, Камбоджа, Камерун, Киргизстан, КНДР, Конго, Кот-дивуар, Куба, Лаос, Либерия, Малави, Малайзия, Марокко, Непал, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Оман, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай, Польша, Румыния, Сенегал, Сирия, Суринам, Таджикистан, Тунис, Туркменистан, Уганда, Узбекистан, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Швеция, Югославия.
Малые страны (от 10 до 100 тыс. км2) — 53 страны: Австрия, Азербайджан, Албания, Багамские Острова, Белиз, Бельгия, Босния и Герцеговина, Бурунди, Бутан, Вануату, Армения, Гамбия, Гаити, Гвинея-Бисау, Гренада, Грузия, Дания, Джибути, Доминиканская Республика, Экваториальная Гвинея, Эстония, Израиль, Ирландия, Иордания, Катар, Коста-Рика, Кувейт, Латвия, Лесото, Литва, Ливан, Македония, Молдова, Нидерланды, ОАЭ, Панама, Южная Корея, Португалия, Руанда, Сальвадор, Свазиленд, Словакия, Словения, Соломоновы Острова, Сьерра-Леоне, Того, Венгрия, Фиджи, Хорватия, Чехия, Швейцария, Шри-Ланка, Ямайка.
Небольшие страны (от 1 до 10 тыс. км2) — 8 стран: Бруней, Западное Самоа, Кабо-Верде, Кипр, Коморские Острова, Люксембург, Маврикий, Тринидад и Тобаго.
Микрогосударства (меньше 1 тыс. км2) — 24 страны: Андорра, Антигу и Барбуда, Барбадос, Бахрейн, Ватикан, Доминика, Кирибаті, Лихтенштейн, Мальдиви, Мальта, Монако, Науру, Палау, Республика Маршалловы Острова, Сан-Марино, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские Острова, Сент-Винсент и Гренадини, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сингапур, Тонга, Тувалу, Федеративные Штаты Микронезии.
Наибольшей страной мира по площади является Российская Федерация, которая занимает 11,5 % суходола, а наименьшей — государство-карлик Ватикан, который занимает территорию 0,44 га в пределах нескольких кварталов столицы Италии — Рима.
Классификация стран по национальному составу населения
однонациональные, где подавляющее большинство населения принадлежит к одной национальности (Япония, Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия)
многонациональные (Китай, Россия, США)
двунациональные (Бельгия, Канада)
Классификация стран по форме государственного управления
Государственный порядок любой страны характеризуется, прежде всего, формой правления. Форма правления — организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимодействие с населением.
Республика — форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу — парламенту, а исполнительная — правительству. Республиканскую форму правления имеют более 75% стран мира. Соединенные Штаты Америки, Мексика, Бразилия, Аргентина, Боливия, Колумбия, Франция, Германия, Италия, Ирландия, Исландия, Польша, Венгрия, Греция, Алжир, Египет, Камерун, Либерия, Мадагаскар, Мали, Руанда, Уганда, Индия, Китай, Бангладеш, Индонезия, Иран, Ирак, Турция, Шри-Ланка, Филиппины и многие другие страны мира — республиканские государства. Республиканскую форму правления имеют также все страны, входящие в Содружество Независимых Государств (СНГ)
парламентская — верховенство имеет парламент, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свои действия, роль президента в государственном управлении уступает роли парламента, а правительство возглавляет премьер-министр. Правительство остается у власти, пока имеет поддержку большинства в парламенте. При ее отсутствии правительство идет в отставку или глава государства распускает парламент. К такому типу республик принадлежат Германия, Италия, Индия и др.
президентская — в руках президента объединены полномочия главы государства и главы правительства (США, Бразилия, Аргентина и т.п.);
президентско-парламентская — роль президента и парламента уравновешены (Россия, Украина и т.п.).
В мире 3/4 стран — республики. Эта форма правления считается наиболее прогрессивной и демократической. Республиками является большинство стран Латинской Америки, почти все бывшие колонии в Азии, 49 из 52 стран Африки Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, императору, султану, эмиру, князю, шаху) и передается по наследству. Монархия может быть конституционной и абсолютной. В Европе это — Андорра, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция; в Азии — Бутан, Иордания, Камбоджа, Малайзия, Непал, Таиланд, Япония; в Африке — Марокко, Свазиленд, Лесото; в Океании — Тонга.
Абсолютных монархий в мире 5: Бруней, Бутан, Катар, ОАЭ, Оман.
Конституционная монархия (ограниченная) — форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, законодательные функции переданы парламента, а исполнительные — правительству. Конституционных монархий в мире 23: Тонга (Океания); Лесото, Марокко, Свазиленд (Африка); Бахрейн (фактически абсолютная), Иордания, Камбоджа, Кувейт (фактически абсолютная), Малайзия, Непал, Таиланд, Япония (Азия); Андорра, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция (Европа).
Теократическая монархия (власть бога) — форма правления, за которой политическая и духовная власть находятся в руках церкви. В мире таких
монархий две — Ватикан и Саудовская Аравия.
Классификация стран мира по физико-географическому положению.
Приморские страны (Россия, США, Бразилия, Польша).
Внурематериковые страны (Монголия, Чехия, Словакия, Швейцария, Чад)
Островные (Великобритания, Ирландия, Новая Зеландия, Куба, Шри-Ланка).
Архипелаги (Япония, Филиппины, Индонезия).
Полуостровные (Индия, Италия, Малайзия)
Классификация стран по численности населения
1.Крупнейшие страны -более 100(Китай, США, Россия, Япония)
Источник
Обзор ключевых подходов к классификации стран мира и сравнительный анализ основных макроэкономических показателей ведущих мировых экономик
Скачать PDF | Загрузок: 125 | Цитирований: 16
Статья в журнале
Цитировать:
Дробот Е.В., Лосинкова В.А., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р., Федаш К.А. Обзор ключевых подходов к классификации стран мира и сравнительный анализ основных макроэкономических показателей ведущих мировых экономик // Экономические отношения. – 2018. – Том 8. – № 2. – С. 105-138. – doi: 10.18334/eo.8.2.39014.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=35255501
Цитирований: 16 по состоянию на 06.02.2021
Аннотация:
Статья посвящена анализу подходов к классификации стран мира (в соответствии с новым отчетом ООН «Мировое экономическое положение и перспективы 2018» («World Economic Situation and Prospects 2018», WESP). Далее, авторы проводят анализ динамики основных макроэкономических показателей (темпов экономического роста, уровня инфляции, уровня безработицы) в странах «Большой семерки», «Большой двадцатки», ЕАЭС и БРИКС.
Ключевые слова: экономический рост, мировая экономика, уровень безработицы, развивающиеся страны, развитые страны, страны с переходной экономикой, уровень инфляции
JEL-классификация: O57, O40, F00
Современная мировая экономика представляет собой динамичный механизм, состоящий из различных категорий стран, которые также претерпевают перманентные изменения.
Проблемы современной мировой экономики и международных экономических отношений находят достаточно широкое освещение в отечественных публикациях: как в научных статьях [1–4, 7–12] (Belyakova E.V., 2009; Gritsenko, 2008; Dosaev, 2012; Drobot, 2016; Drobot, Kostyleva, 2017; Kraft, Zaytsev A.V., 2015; Magomadov E.M., 2013; Saprykina, 2011; Tereschenko, 2012; Cherkasova, 2009), так и в монографиях [5, 6] (Drobot, 2016; Drobot, 2015).
В конце 2017 года Организация Объединенных Наций подготовила отчет «Мировое экономическое положение и перспективы 2018» («World Economic Situation and Prospects 2018», WESP). Помимо краткого резюме, которое на сайте ООН представлено в том числе в переводе на русский язык [13], отчет содержит 3 главы и статистические приложения. В первой главе представлена оценка перспектив глобальной экономики на 2018–2019 гг. по таким показателям, как экономический рост, инвестиции, международная торговля, движение капитала, рынок труда, проблемы бедности, а также представлены прогнозы изменения цен, процентных ставок, монетарной и фискальной политики. Вторая глава посвящена рискам и неопределенности в условиях усиления протекционистских направлений в торговой политике, а также изменениям в международной политике с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития. Третья глава содержит информацию об экономическом развитии отдельных категорий стран и континентов.
Используя данные вышеназванного отчета, в нашей статье мы бы хотели остановиться, прежде всего, на следующих вопросах:
– проанализировать новую представленную в отчете классификацию стран мира 2017 года;
– на основе данных, представленных в приложении к отчету ООН, провести сравнительный анализ отдельных категорий стран по таким показателям, как темпы роста ВВП, уровень инфляции, уровень безработицы.
Классификация стран мира ООН 2018
Для целей анализа ООН разделяет все страны мира на три широкие категории: развитые страны, переходные (транзитивные) экономики и развивающиеся страны. Внутри каждой категории выделяются подгруппы, например, по географическому признаку. Географическими регионами для развивающихся стран являются Африка, Восточная Азия, Южная Азия, Западная Азия и Латинская Америка и Карибский бассейн (табл. 1–3).
Таблица 1. Развитые страны
Северная Америка | Европа | Основные развитые страны («Большая семерка» – G7) | ||
Европейский союз | Остальная Европа | |||
Канада США | ЕС-15 Австрия a Бельгия a Дания Финляндия a Франция a Германия a Греция a Ирландия a Италия a Люксембург a Нидерланды a Португалия a Испания a Швеция Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии ЕС-13 b Болгария Хорватия Кипр a Чехия Эстония a Венгрия Латвия a Литва a Мальта a Польша Румыния Словакия a Словения a | Исландия Норвегия Швейцария | Канада Япония Франция Германия Италия Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии США | |
Развитые страны Азиатско-тихоокеанского региона | ||||
Австралия Япония Новая Зеландия |
Примечание: a – страны-члены еврозоны; b – 13 стран, присоединившихся к ЕС с 2004 г.
Источник: составлено по данным [14]
Таблица 2. Страны с переходной (транзитивной) экономикой
Юго-Восточная Европа | СНГ и Грузия a | |
Албания Босния и Герцеговина Черногория Сербия Македония | Армения Азербайджан Беларусь Грузия a Казахстан Кыргызстан | Молдавия Россия Таджикистан Туркменистан Украина Узбекистан |
a – Грузия официально вышла из СНГ 18 августа 2009 года.
Источник: составлено по данным [14]
Таблица 3. Развивающиеся страны по регионам
Африка | Азия | Латинская Америка и Карибский бассейн | |
Северная Африка Алжир Египет Ливия Мавритания Марокко Судан Тунис Центральная Африка Камерун Центральная Африканская Республика Чад Конго Экваториальная Гвинея Габон Сан-Томе и Принсипи Восточная Африка Бурунди Коморы Демократическая Республика Конго Джибути Эритрея Эфиопия Кения Мадагаскар Руанда Сомали Уганда Объединенная Республика Танзания | Южная Африка Ангола Ботсвана Лесото Малави Маврикий Мозамбик Намибия ЮАР Свазиленд Замбия Зимбабве Западная Африка Бенин Буркина-Фасо Кабо-Верде Кот-д’Ивуар Гамбия Гана Гвинея Гвинея-Биссау Либерия Мали Нигер Нигерия Сенегал Сьерра-Леоне Того | Восточная Азия а Бруней Камбоджа Китай Фиджи Гонконг (специальный административный район Китая) Индонезия Кирибати Народная Демократическая Республика Лаос Малайзия Монголия Мьянма Папуа Новая Гвинея Филиппины Республика Корея Самоа Сингапур Соломоновы острова Тайвань (провинция Китая) Таиланд Восточный Тимор Вануату Вьетнам Южная Азия Афганистан Бангладеш Бутан Индия Иран Мальдивы Непал Пакистан Шри-Ланка Западная Азия Бахрейн Ирак Израиль Иордан Кувейт Ливан Оман Катар Саудовская Аравия Сирия Турция ОАЭ Йемен | Карибский бассейн Багамы Барбадос Белиз Доминиканская Республика Гайана Ямайка Суринам Тринидад и Тобаго Мексика и Центральная Америка Коста-Рика Куба Доминиканская Республика Сальвадор Гватемала Гаити Гондурас Мексика Никарагуа Панама Южная Америка Аргентина Боливия Бразилия Чили Колумбия Эквадор Парагвай Перу Уругвай Венесуэла |
Примечание:
а – термин «Восточная Азия» используется для перечисленной группы развивающихся стран и не включает Японию.
Источник: составлено по данным [14]
Также отдельно в классификаторе ООН выделена категория стран-экспортеров топлива. Экономика классифицируется как экспортер топлива, если доля экспорта топлива в ее общем товарном экспорте превышает 20 %, а объем экспорта топлива по меньшей мере на 20 % превышает объем импорта топлива в страну. Этот критерий основывается на доле экспорта топлива в общей стоимости мировой торговли товарами. В качестве топлива выступают уголь, нефть и природный газ (табл. 4).
Таблица 4. Страны-экспортеры топлива
Страны с переходной экономикой | Развивающиеся страны | ||||
Латинская Америка и Карибский бассейн | Африка | Восточная Азия | Южная Азия | Западная Азия | |
Азербайджан Казахстан Россия Туркменистан Узбекистан | Боливия Колумбия Эквадор Тринидад и Тобаго Венесуэла | Алжир Ангола Камерун Чад Конго Кот-д’Ивуар Египет Экваториальная Гвинея Габон Ливия Нигерия Судан | Бруней Индонезия Вьетнам | Иран | Бахрейн Ирак Кувейт Оман Катар Саудовская Аравия ОАЭ Йемен |
Источник: составлено по данным [14]
Еще один часто применяемый классификатор ООН использует показатель уровня развития стран, который измеряется валовым национальным доходом (ВНД) на душу населения. По этому критерию выделяют 4 группы стран: страны с высоким уровнем дохода, доходом выше среднего, доходом ниже среднего и низким уровнем дохода (табл. 5). Для обеспечения совместимости с аналогичными классификациями, используемыми в других странах, пороговые уровни ВНД на душу населения устанавливаются Всемирным банком. Страны с ВНД на душу населения менее чем $1005 классифицируются как страны с низким уровнем дохода, страны с ВНД на душу населения между $1006 и $3955 определены как страны с уровнем дохода ниже среднего, страны с ВНД на душу населения между $3956 и $12235 – это страны с доходом выше среднего, последняя категория – страны с доходом более $12235 – страны с высоким уровнем дохода.
Таблица 5. Классификация стран по ВНД на душу населения
Страны с высоким уровнем дохода | Страны с доходом выше среднего | Страны с уровнем дохода ниже среднего | Страны с низким уровнем дохода |
Австралия Австрия Багамские острова Бахрейн Барбадос Бельгия Бруней Канада Чили Кипр Чешская Республика Дания Эстония Финляндия Франция Германия Греция Гонконг Сард Венгрия Исландия Ирландия Израиль Италия Япония Кувейт Латвия Литва Люксембург Мальта Нидерланды Новая Зеландия Норвегия Оман Польша Португалия Катар Республика Корея Саудовская Аравия Сингапур Словацкая Республика Словения Испания Швеция Швейцария Провинция Тайвань Китай Тринидад и Тобаго ОАЭ Великобритания Соединенные Штаты Уругвай | Албания Алжир Аргентина Азербайджан Беларусь Белиз Босния и Герцеговина Ботсвана Бразилия Болгария Китай Колумбия Коста-Рика Хорватия Куба Доминиканская Республика Эквадор Экваториальная Гвинея Фиджи Габон Гайана Иран Ирак Ямайка Казахстан Ливан Ливия Малайзия Мальдивы Маврикий Мексика Черногория Намибия Панама Парагвай Перу Румыния Российская Федерация Самоа Сербия Южная Африка Суринам Таиланд Македония Турция Туркменистан Венесуэла | Ангола Армения Бангладеш Бутан Боливия Камбоджа Камерун Кабо-Верде Конго Кот-д’Ивуар Джибути Египет Сальвадор Гана Грузия Гватемала Гондурас Индия Индонезия Иордания Кения Кирибати Киргизская Республика Лаосская Народно-Демократическая Республика Лесото Мавритания Монголия Марокко Мьянма Никарагуа Нигерия Пакистан Папуа-Новая Гвинея Филиппины Республика Молдова Сан-Томе и Принсипи Соломоновы острова Шри-Ланка Судан Свазиленд Сирия Таджикистан Восточный Тимор Тунис Украина Узбекистан Вануату Вьетнам Йемен Замбия | Афганистан Бенин Буркина-Фасо Бурунди Центральная Африканская Республика Чад Коморские острова Демократическая Республика Конго Эритрея Эфиопия Гамбия Гвинея Гвинея Бисау Гаити Либерия Мадагаскар Малави Мали Мозамбик Непал Нигер Руанда Сенегал Сьерра-Леоне Сомали Того Уганда Объединенная Республика Танзания Зимбабве |
Источник: составлено по данным [14]
Перечень наименее развитых стран определяется экономическим и социальным Советом Организации Объединенных Наций и в конечном счете Генеральной Ассамблеей на основе рекомендаций Комитета по политике в области развития. Основные критерии включения требуют соблюдения определенных пороговых показателей в отношении ВНД на душу населения, индекса качества жизни и индекса экономической уязвимости:
– критерий низкого уровня дохода, (среднее значение годового ВВП на душу населения за три года – менее 750 долларов США для включения в перечень, свыше 900 долларов США для исключения из перечня);
– критерий слабости людских ресурсов, рассчитываемый с использованием индекса реального качества жизни на основе показателей: а) питания; б) здоровья; в) образования; г) грамотности взрослого населения;
критерий экономической уязвимости, рассчитываемый с использованием индекса экономической уязвимости.
По состоянию на июнь 2017 года насчитывалось 47 наименее развитых стран (табл. 6).
Таблица 6. Наименее развитые страны
Африка | Восточная Азия | Южная Азия | Западная Азия | Латинская Америка и Карибский бассейн | |
Ангола Бенин Буркина-Фасо Бурунди Центральная Африканская Республика Чад Коморские острова Демократическая Республика Конго Джибути Эритрея Эфиопия Гамбия Гвинея Гвинея-Бисау Лесото Либерия Мадагаскар | Малави Мали Мавритания Мозамбик Нигер Руанда Сан-Томе и Принсипи Сенегал Сьерра-Леоне Сомали Южный Судан Судан Идти Уганда Объединенная Республика Танзания Замбия | Камбоджа Кирибати Лаос Мьянма Соломоновы острова Восточный Тимор Тувалу Вануату | Афганистан Бангладеш Бутан Непал | Йемен | Гаити |
Источник: составлено по данным [14]
ООН также выделяет особую группу «бедных» стран с крупной задолженностью, которым Всемирный банк и МВФ разрабатывают программы освобождения от долговой зависимости (так называемая «расширенная инициатива»). По состоянию на февраль 2017 года к данной категории относилось 39 государств (табл. 7).
Таблица 7. «Бедные» страны с крупной финансовой задолженностью
Страны, которые имеют право на безотзывное облегчение бремени финансовой задолженности в рамках «расширенной инициативы» | Страны, которые могут иметь право на участие и, возможно, пожелают воспользоваться «расширенной инициативой» по облегчению бремени задолженности | |
Афганистан Бенин Боливия Буркина-Фасо Бурунди Камерун Центральная Африканская Республика Чад Коморские острова Конго Кот-д’Ивуар Демократическая Республика Конго Эфиопия Гамбия Гана Гвинея Гвинея-Бисау Гайана | Гаити Гондурас Либерия Мадагаскар Малави Мали Мавритания Мозамбик Никарагуа Нигер Руанда Сан-Томе и Принсипи Сенегал Сьерра-Леоне Идти Уганда Танзания Замбия | Эритрея Сомали Судан |
Источник: составлено по данным [14]
Итак, выше мы рассмотрели основные классификации стран мира в соответствии с новым отчетом ООН.
Теперь проведем сравнительный анализ отдельных категорий стран по таким показателям, как темпы роста ВВП, уровень инфляции, уровень безработицы.
Анализ основных макроэкономических показателей ведущих мировых держав
Для анализа нами были выбраны страны «Большой семерки», «Большой двадцатки», страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также страны БРИКС (данная выборка обусловлена, прежде всего, экономическим влиянием выбранных категорий стран, их ролью в мировой торговле).
Анализ показателей экономического роста
Если проанализировать динамику экономического роста в странах G7, то можно отметить, что 2009 г. для всех стран был кризисным – во всех экономиках отмечался спад, обусловленный последствиями мирового финансового кризиса 2008 г. Причем максимального значения данный показатель достигал у Германии в 2010 г. (4,1 %) (табл. 8).
Таблица 8. Динамика экономического роста в странах «Большой семерки» в 2009–2018 гг., % [14]
Страна G7 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018* |
Канада | -2,9 | 3,1 | 3,1 | 1,7 | 2,5 | 2,6 | 0,9 | 1,5 | 3,0 | 2,3 |
США | -2,8 | 2,5 | 1,6 | 2,2 | 1,7 | 2,6 | 2,9 | 1,5 | 2,2 | 2,1 |
Германия | -5,6 | 4,1 | 3,7 | 0,5 | 0,5 | 1,9 | 1,7 | 1,9 | 2,0 | 2,1 |
Великобритания | -4,3 | 1,9 | 1,5 | 1,3 | 1,9 | 3,1 | 2,2 | 1,8 | 1,7 | 1,4 |
Франция | -2,9 | 2 | 2,1 | 0,2 | 0,6 | 0,9 | 1,1 | 1,2 | 1,7 | 1,8 |
Япония | -5,4 | 4,2 | -0,1 | 1,5 | 2 | 0,3 | 1,1 | 1,0 | 1,7 | 1,2 |
Италия | -5,5 | 1,7 | 0,6 | -2,8 | -1,7 | 0,1 | 0,8 | 0,9 | 1,5 | 1,4 |
*Здесь и далее представлено прогнозное значение на 2018 г.
Страны «Большой семерки» имеют среднее значение по темпам роста ВВП 1,58 % за 2009–2017 гг. (рис. 1).
Рисунок 1. Средние темпы экономического роста в странах G7 за 2009–2017 гг., % [14]
В группе G7 наивысший показатель экономического роста в 2017 г. – у Канады (3 %) (рис. 2). Экономика Канады в ситуации, обусловленной глобальным мировым кризисом 2008–2009 года, проявила хорошую устойчивость. После того как страна вышла из рецессии, ее позиции в списке мировых лидеров по инвестиционной привлекательности и по росту ВВП заметно улучшились. С 2015 года страна показывает уверенный рост ВВП.
Наименьший показатель роста ВВП в группе G7 у Италии (1,5 %). С 2014 года наблюдается рост ВВП. Однако экономика данной страны восстанавливается после кризиса медленнее, чем в других европейских странах. Основная причина – снижение производительности, из‑за чего Италия в последние четверть века не поспевает за быстрыми изменениями в мире. Отчасти проблема низкой производительности в Италии вызвана неэффективностью правительства и укоренившимися привычками бизнеса.
Рисунок 2. Темпы роста реального ВВП в 2017 г. в странах «Большой семерки», % [14]
Анализ темпов экономического роста в странах «Большой двадцатки (G20) показывает, что наиболее динамично развивающимися экономиками за 2009–2018 гг. стали Китай и Индия (табл. 9).
Таблица 9. Динамика экономического роста в странах «Большой двадцатки» в 2009–2018 гг., % [14]
Страна G20 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Китай | 9,4 | 10,6 | 9,5 | 7,9 | 7,8 | 7,3 | 6,9 | 6,7 | 6,8 | 6,5 |
Индия | 8,5 | 10,3 | 66,6 | 5,6 | 6,6 | 7,2 | 7,6 | 7,1 | 6,7 | 7,2 |
Индонезия | 4,6 | 6,2 | 6,2 | 6 | 5,6 | 5 | 4,9 | 5 | 5,2 | 5,3 |
Турция | -4,8 | 9,2 | 8,8 | 4,8 | 8,5 | 5,2 | 6,1 | 3,2 | 3,3 | 2,1 |
Канада | -2,9 | 3,1 | 3,1 | 1,7 | 2,5 | 2,6 | 0,9 | 1,5 | 3,0 | 2,3 |
Южная Корея | 0,7 | 6,5 | 3,7 | 2,3 | 2,9 | 3,3 | 2,8 | 2,8 | 3,0 | 2,8 |
Австралия | 1,7 | 2,3 | 2,7 | 3,6 | 2,1 | 2,8 | 2,4 | 2,4 | 2,8 | 3 |
Аргентина | -6,0 | 10,4 | 6,1 | -1 | 2,4 | -2,5 | 2,6 | -2,2 | 2,4 | 2,7 |
Мексика | -4,7 | 5,2 | 3,9 | 4 | 1,4 | 2,3 | 2,6 | 2,3 | 2,2 | 2,4 |
США | -2,8 | 2,5 | 1,6 | 2,2 | 1,7 | 2,6 | 2,9 | 1,5 | 2,2 | 2,1 |
Германия | -5,6 | 4,1 | 3,7 | 0,5 | 0,5 | 1,9 | 1,7 | 1,9 | 2,0 | 2,1 |
Россия | -7,8 | 4,5 | 4,3 | 3,7 | 1,8 | 0,7 | -2,8 | -0,2 | 1,8 | 1,9 |
Великобритания | -4,3 | 1,9 | 1,5 | 1,3 | 1,9 | 3,1 | 2,2 | 1,8 | 1,7 | 1,4 |
Франция | -2,9 | 2 | 2,1 | 0,2 | 0,6 | 0,9 | 1,1 | 1,2 | 1,7 | 1,8 |
Япония | -5,4 | 4,2 | -0,1 | 1,5 | 2 | 0,3 | 1,1 | 1,0 | 1,7 | 1,2 |
Италия | -5,5 | 1,7 | 0,6 | -2,8 | -1,7 | 0,1 | 0,8 | 0,9 | 1,5 | 1,4 |
Бразилия | -0,1 | 7,5 | 3,9 | 1,9 | 3 | 0,5 | -3,8 | -3,6 | 0,7 | 2 |
ЮАР | -1,5 | 3 | 3,3 | 2,2 | 2,5 | 1,7 | 1,3 | 0,3 | 0,6 | 1,8 |
Саудовская Аравия | -2,1 | 5 | 10 | 5,4 | 2,7 | 3,7 | 4,1 | 1,4 | 0,4 | 1,8 |
По группе стран G20 можно выделить страны с наибольшими средними темпами экономического роста: Китай (7,9 %), Индия (14,78 %). Средние темпы экономического роста G20 за 9 лет составили 3,31 % (рис. 3).
Рисунок 3. Средние темпы экономического роста в странах G20 за 2009–2017 гг., % [14]
В 2017 г. в группе G20 наивысший показатель экономического роста у Китая (6,8 %) (рис. 4). С 2010 года наблюдается постепенное снижение ВВП. По данным, опубликованным МВФ, вклад экономики Китая в мировой экономический рост превышает 25 %, и страна остается наиболее важным драйвером мирового экономического роста. При этом экстенсивный рост, основанный на масштабах и темпах, сменился на интенсивный, ориентированный на качество и выгоду.
Наименьший показатель роста ВВП в группе G20 показывает Саудовская Аравия (0,4 %). На фоне мер жесткой экономии и относительно низких цен на нефть экономика страны сократилась впервые за 8 лет. Вместе с тем власти пытаются исправить ситуацию и уже объявили о плане по диверсификации экономики, а также о рекордных расходах на стимулирование экономического роста.
Рисунок 4. Темпы роста реального ВВП в 2017 г. в странах «Большой двадцатки», % [14]
Анализ экономического роста в странах ЕАЭС (табл. 10) позволяет сделать вывод о том, что пять стран-участниц интеграционного объединения демонстрируют весьма разнонаправленные показатели (от явно выраженной рецессии в 2009 г. у Армении (-14,1 %) и России (-7,8 %) до достаточно высоких темпов роста экономики у Киргизии в 2013 г. (10,5 %)).
Таблица 10. Динамика экономического роста в странах ЕАЭС в 2009–2018 гг., % [14]
Страны ЕАЭС | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Киргизия | 2,9 | -0,5 | 6 | -0,1 | 10,5 | 4,3 | 3,5 | 3,8 | 6,1 | 5,8 |
Армения | -14,1 | 2,2 | 4,7 | 7,2 | 3,3 | 3,6 | 3 | 0,2 | 5,8 | 3,8 |
Казахстан | 1,2 | 7,3 | 7,4 | 4,8 | 6 | 4,2 | 1,2 | 0,9 | 4,0 | 3 |
Россия | -7,8 | 4,5 | 4,3 | 3,7 | 1,8 | 0,7 | -2,8 | -0,2 | 1,8 | 1,9 |
Белоруссия | 0,2 | 7,7 | 5,5 | 1,7 | 1 | 1,7 | -3,9 | -2,7 | 1,5 | 2 |
За 9 лет средний экономический рост в странах ЕАЭС составил 3,075 % (рис. 5). Причем наибольшее среднее значение по данному показателю – у Казахстана (4,35 %).
Рисунок 5. Средние темпы экономического роста в странах ЕАЭС за 2009–2017 гг., % [14]
В 2017 г. наибольший показатель экономического роста ВВП среди стран ЕАЭС показывала Киргизия (6,1 %) (рис. 6). По мнению мировых экономических аналитиков, устойчивый рост ВВП Киргизии обусловлен несколькими причинами. Первая – вступление республики в ЕАЭС, что сказалось на объемах и разнообразии экспорта. Вторая – стабильная ситуация в стране, которая создала условия для уверенной работы предпринимателей и людей бизнеса. Третья – рост денежных поступлений от мигрантов в КР, который положительно влияет на экономику и социальную жизнь страны.
Наименьший показатель у Республики Беларусь (1,5 %). В наследие от советских времен у страны осталась относительно развитая для того периода промышленная база. Ее замена так и не была произведена до сегодняшнего дня. Таким образом, промышленная база является устаревшей, энергоемкой и зависимой от российских рынков. Сельское хозяйство также является неэффективным и субсидируется государством. Однако по сравнению с 2015–2016 годом, когда ВВП показывал отрицательные значения, страна вышла на положительную динамику, предположительно благодаря активизации торговых отношений с Россией.
Рисунок 6. Темпы роста реального ВВП в 2017 г. в странах ЕАЭС, % [14]
Анализ динамики экономического роста в странах БРИКС в 2009–2018 гг. позволяет сделать вывод о том, что феноменальные темпы роста показывают Китай и Индия (о чем уже говорилось выше) (табл. 11).
Таблица 11. Динамика экономического роста в странах БРИКС в 2009–2018 гг., % [14]
Страны БРИКС | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Китай | 9,4 | 10,6 | 9,5 | 7,9 | 7,8 | 7,3 | 6,9 | 6,7 | 6,8 | 6,5 |
Индия | 8,5 | 10,3 | 66,6 | 5,6 | 6,6 | 7,2 | 7,6 | 7,1 | 6,7 | 7,2 |
Россия | -7,8 | 4,5 | 4,3 | 3,7 | 1,8 | 0,7 | -2,8 | -0,2 | 1,8 | 1,9 |
Бразилия | -0,1 | 7,5 | 3,9 | 1,9 | 3 | 0,5 | -3,8 | -3,6 | 0,7 | 2 |
ЮАР | -1,5 | 3 | 3,3 | 2,2 | 2,5 | 1,7 | 1,3 | 0,3 | 0,6 | 1,8 |
Среднее значение темпов экономического роста для стран БРИКС за 2009–2017 гг. составило 5,57 % – это достаточно высокий показатель, позволяющий характеризовать страны БРИКС в качестве developing markets, то есть развивающихся рынков (рис. 7).
Рисунок 7. Средние темпы экономического роста в странах БРИКС за 2009–2017 гг., % [14]
В 2017 г. наименьшие темпы экономического роста ВВП были у ЮАР (0,6 %) (рис. 8). Это можно объяснить политической нестабильностью страны. Оппозиция требует отставки президента Джейкоба Зумы. Он находится под огнем критики из‑за подозрений в коррупции. При этом 40 % госбюджета расходуется на зарплату госслужащим. Госпредприятия получили кредиты на сумму $14 млрд, хотя очевидно, что никогда не смогут их вернуть. Рейтинговые агентства просто не могут упускать из виду неспособность правительства решить эту проблему. По версии Moody’s, рейтинг этой страны на последней ступени инвестиционного уровня – BBB–. Но прогноз по рейтингу негативный.
Рисунок 8. Темпы роста реального ВВП в 2017 г. в странах БРИКС, % [14]
Анализ показателей инфляции
Анализ показателей инфляции стран G7 в 2009–2018 гг. позволяет сделать вывод о том, что таковая во всех рассматриваемых экономиках находилась на уровне 1–2 %, причем в отдельные годы отмечалась дефляция (например, В США в 2009 г., в Японии в 2009–2012 гг. и в 2016 г., в Италии в 2016 г.) (табл. 12).
Таблица 12 Динамика показателей инфляции в странах «Большой семерки» в 2009–2018 гг., % [14]
G7 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Италия | 0,8 | 1,6 | 2,9 | 3,2 | 1,3 | 0,2 | 0,1 | -0,1 | 1,4 | 1,2 |
Франция | 0,1 | 1,7 | 2,3 | 2,2 | 1 | 0,6 | 0,1 | 0,3 | 1 | 1,5 |
Канада | 0,3 | 1,8 | 2,9 | 1,5 | 0,9 | 1,9 | 1,1 | 1,4 | 1,5 | 2,1 |
США | -0,3 | 1,6 | 3,2 | 2 | 1,4 | 1,7 | 0,1 | 1,3 | 1,7 | 2,1 |
Великобритания | 2,2 | 3,2 | 4,5 | 2,9 | 2,5 | 1,5 | 0 | 0,7 | 2,8 | 2,7 |
Германия | 0,2 | 1,2 | 2,5 | 2,1 | 1,6 | 0,8 | 0,1 | 0,4 | 1,6 | 1,8 |
Япония | -1,4 | -0,7 | -0,3 | -0,1 | 0,4 | 2,8 | 0,8 | -0,1 | 0,3 | 1,4 |
Среднее значение инфляции за исследуемый период по странам G7 в целом составило 1,3 %. Самый высокий показатель среднего уровня инфляции зафиксирован в Великобритании – 2,3 %, что обусловлено относительно высокими ее показателями в 2010-м г. (3,2 %) и в 2011 г. (4,5 %). Самый низкий средний уровень инфляции – в Японии (0,31 %), что связано с дефляционными тенденциями в экономике страны (рис. 9).
Рисунок 9. Средние уровни инфляции в странах G7 за 2009–2017 гг., % [14].
Среди стран G7 в 2017 г. самый низкий уровень инфляции наблюдается в Японии (0,3 %) (рис. 10). ЦБ Японии пытается повысить уровень инфляции до 2 % с 2013 года, чтобы ускорить экономический рост страны, однако за 2017 год этого показателя не удалось достичь. Самый высокий уровень инфляции в 2017 г. – в Великобритании (2,8 %). В 2017 году подскочили потребительские цены. В основном давление на инфляцию оказали цены на компьютерные игры и авиабилеты, а также цены на топливо.
Рисунок 10. Уровень инфляции в странах G7 в 2017 г., % [14]
Показатели инфляции в странах G20 различаются весьма существенно, поскольку помимо развитых стран в данную группу входит ряд развивающихся экономик, таких как, например, Аргентина с галопирующей инфляцией в диапазоне от 15 % до 42,5 % в год (табл. 13).
Таблица 13. Динамика показателей инфляции в странах «Большой двадцатки» в 2009–2018 гг., %
G20 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Япония | -1,4 | -0,7 | -0,3 | -0,1 | 0,4 | 2,8 | 0,8 | -0,1 | 0,3 | 1,4 |
Индия | 10,9 | 12 | 8,9 | 9,3 | 10,9 | 6,3 | 5,9 | 4,9 | 3,5 | 4,5 |
Южная Корея | 2,8 | 2,9 | 4 | 2,2 | 1,3 | 1,3 | 0,7 | 1 | 2,1 | 2 |
Германия | 0,2 | 1,2 | 2,5 | 2,1 | 1,6 | 0,8 | 0,1 | 0,4 | 1,6 | 1,8 |
Мексика | 5,3 | 4,2 | 3,4 | 4,1 | 3,8 | 4 | 2,7 | 2,8 | 5,9 | 3,8 |
Великобритания | 2,2 | 3,2 | 4,5 | 2,9 | 2,5 | 1,5 | 0 | 0,7 | 2,8 | 2,7 |
США | -0,3 | 1,6 | 3,2 | 2 | 1,4 | 1,7 | 0,1 | 1,3 | 1,7 | 2,1 |
Китай | -0,7 | 3,2 | 5,6 | 2,6 | 2,7 | 1,9 | 1,4 | 2 | 1,5 | 2,5 |
Саудовская Аравия | 5 | 5,4 | 5,8 | 2,9 | 3,5 | 2,7 | 2,2 | 3,6 | -0,3 | 1 |
Австралия | 1,8 | 2,9 | 3,3 | 1,8 | 2,5 | 2,5 | 1,5 | 1,3 | 1,7 | 2,3 |
Индонезия | 4,4 | 5,2 | 5,4 | 4,3 | 6,4 | 6,4 | 6,4 | 3,6 | 3,8 | 3,8 |
Россия | 11,7 | 6,8 | 8,4 | 5,1 | 6,8 | 7,9 | 15,5 | 7,1 | 3,9 | 4,4 |
Канада | 0,3 | 1,8 | 2,9 | 1,5 | 0,9 | 1,9 | 1,1 | 1,4 | 1,5 | 2,1 |
Аргентина | 15 | 21,8 | 20 | 21,8 | 23,7 | 42,5 | 23,4 | 40,5 | 24 | 17,9 |
Франция | 0,1 | 1,7 | 2,3 | 2,2 | 1 | 0,6 | 0,1 | 0,3 | 1 | 1,5 |
Турция | 6,2 | 8,6 | 6,5 | 9 | 7,5 | 8,9 | 7,7 | 7,7 | 10,8 | 8,3 |
Италия | 0,8 | 1,6 | 2,9 | 3,2 | 1,3 | 0,2 | 0,1 | -0,1 | 1,4 | 1,2 |
Бразилия | 4,8 | 5 | 6,6 | 5,4 | 6,2 | 6,3 | 9,1 | 8,7 | 3,4 | 3,7 |
ЮАР | 7,3 | 4,1 | 5 | 5,7 | 5,8 | 6,1 | 4,6 | 6,6 | 5,6 | 5,7 |
Среднее значение инфляции группы G20 за 9 лет составило 4,6 %, что несколько выше рекомендуемых Евросоюзом значений. Причем наибольшее среднее значение инфляции (и это неудивительно) у Аргентины (25,06 %) (рис. 11).
Рисунок 11. Средние уровни инфляции в странах G20 за 2009–2017 гг., % [14]
Среди стран G20 в 2017 г. отрицательный уровень инфляции был отмечен в Саудовской Аравии (-0,3 %) (рис. 12): снижение покупательской способности вынудило розничных торговцев снизить цены на товары, а снижение цен на продукты питания, товары первой необходимости, электричество и жилье привело к регистрации отрицательной инфляции.
Самый высокий уровень инфляции в Аргентине (24 %). Интересно, что в середине 1990-х гг. инфляции в данной стране практически не было. Тогда аргентинский песо был привязан к доллару США, а обе валюты на равных принимали к оплате при покупках на улицах Буэнос-Айреса. Однако последовавший затем крах системы с привязанным к доллару песо и форсированная конвертация по нерыночному курсу долларовых контрактов в контракты в песо вызвали всплеск инфляции. К 2003 г. годовой уровень инфляции повысился до 40 %. Затем он снизился и в течение нескольких лет равнялся примерно 10 %. Но в период президентства Нестора Киршнера, а затем его супруги Кристины он вновь вырос до 25 %. Наконец, в 2016 году он подскочил опять до 40 %, что было вызвано отказом от искажающего цены субсидирования, которым ранее маскировался истинный уровень инфляции. Нынешний высокий уровень инфляции, а также воспоминания населения о еще более высокой инфляции в прошлом нанесли серьезный ущерб аргентинской экономике.
Рисунок 12. Уровень инфляции в странах G20 в 2017 г., % [14]
Если провести анализ динамики уровня инфляции в странах ЕАЭС, то можно отметить негативные тенденции, прежде всего, в Республике Беларусь, где в 2011–2012 гг. уровень инфляции превышал 50 % (табл. 14).
Таблица 14. Динамика показателей инфляции в странах ЕАЭС в 2009–2018 гг., % [14]
Страны ЕАЭС | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Республика Беларусь | 12,9 | 7,7 | 53,2 | 59,2 | 18,3 | 18,1 | 13,5 | 11,8 | 7,1 | 6,8 |
Казахстан | 7,3 | 7,1 | 8,3 | 5,1 | 5,8 | 6,7 | 6,6 | 14,5 | 7,6 | 6,1 |
Россия | 11,7 | 6,8 | 8,4 | 5,1 | 6,8 | 7,9 | 15,5 | 7,1 | 3,9 | 4,4 |
Киргизия | 6,9 | 8 | 16,5 | 2,7 | 6,6 | 7,5 | 6,5 | 0,4 | 4 | 3 |
Армения | 3,4 | 8,2 | 7,7 | 2,6 | 5,8 | 5 | 3,7 | -1,3 | 2,1 | 2,9 |
В странах ЕАЭС самый высокий средний показатель инфляции за 9 лет у Республики Беларусь (22,42 %), а самый низкий – у Армении (4,01 %). Среднее значение за девятилетний период по всем странам – 9,27 % (рис. 13).
Рисунок 13. Средние уровни инфляции в странах ЕАЭС за 2009–2017 гг., % [14]
Среди стран ЕАЭС в 2017 году самый высокий уровень инфляции был отмечен в Казахстане (7,6 %) (рис. 14). Замедление инфляции будет происходить в результате стабилизации ситуации на мировых товарных рынках, проведения нейтральной налогово-бюджетной политики, слабого внутреннего спроса и сберегательного поведения экономических агентов, в том числе из‑за проведения умеренно-сдерживающей денежно-кредитной политики. Главным риском ускорения инфляции является падение цены на нефть ниже 30 долларов за баррель.
Низкий уровень инфляции наблюдается в Армении (2,1 %). Армения с 2006 года проводит целевую политику инфляции, закладывая показатель инфляции в госбюджете в размере 4 % (±1,5 %), а также постоянно снижая ставку рефинансирования, чтобы обеспечить низкий ее уровень для благоприятного развития экономики.
Рисунок 14. Уровень инфляции в странах ЕАЭС в 2017 г., % [14]
Ситуация с уровнем инфляции по странам БРИКС выглядит в целом достаточно стабильной: только Россия и Индия в отдельные годы выходили за пределы 10 % уровня инфляции (табл. 15).
Таблица 15. Динамика показателей инфляции в странах БРИКС в 2009–2018 гг., % [14]
Страны БРИКС | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Индия | 10,9 | 12 | 8,9 | 9,3 | 10,9 | 6,3 | 5,9 | 4,9 | 3,5 | 4,5 |
Китай | -0,7 | 3,2 | 5,6 | 2,6 | 2,7 | 1,9 | 1,4 | 2 | 1,5 | 2,5 |
Россия | 11,7 | 6,8 | 8,4 | 5,1 | 6,8 | 7,9 | 15,5 | 7,1 | 3,9 | 4,4 |
Бразилия | 4,8 | 5 | 6,6 | 5,4 | 6,2 | 6,3 | 9,1 | 8,7 | 3,4 | 3,7 |
ЮАР | 7,3 | 4,1 | 5 | 5,7 | 5,8 | 6,1 | 4,6 | 6,6 | 5,6 | 5,7 |
За исследуемый период самый низкий средний уровень инфляции среди стран-участниц БРИКС зафиксирован у Китая – 2,27 %. Самое высокое среднее значение уровня инфляции у России (7,76 %). Среднее значение инфляции по странам БРИКС за исследуемый период равно 5,9 % (рис. 15).
Рисунок 15. Средние уровни инфляции в странах БРИКС за 2009–2017 гг., % [14]
Среди стран БРИКС самый высокий уровень инфляции в 2017 г. был в ЮАР (5,6 %), что обусловлено ростом потребительских цен (рис. 16).
Самого низкого уровня показатель инфляции достиг в Китае (1,5 %). Что касается инфляции в Китае, то после 1995 года ее среднегодовой уровень (по показателю дефлятора ВВП) ни разу не превышал 6 %, а в 1998, 1999 и 2002 годах экономика Китая также росла в условиях дефляции. Этому, по мнению экспертов, в значительной степени способствовали рост конкуренции, вызванный активной антимонопольной политикой и постепенным снижением торговых барьеров (с 42,9 % в 1992 году до 12,3 % в 2002-м); реформа госпредприятий и рост частного предпринимательства; снижение внешнего спроса вследствие финансового кризиса 1997–1998 гг. и незначительный бюджетный дефицит (1 % ВВП в 1996 г. и 2,5 % в 2003 г.). Снижение ценовой динамики также поддерживалось умеренной монетарной политикой: темпы роста денежной массы в 1993–2003 гг. снизились с 47 до 20 %. Однако отличительной особенностью китайской экономики, позволяющей сочетать низкую ценовую динамику с рекордными темпами роста, считается устойчиво высокая норма инвестиций. Ее среднее значение в течение последних десяти лет составляло 40 % ВВП. При этом в 2003 г. вес инвестиций в валовом продукте превышал 44 %. В Гонконге, кстати, норма инвестиций хотя и ниже, но также удерживается в районе 30 %. Обратная зависимость между инвестициями и динамикой цен объясняется тем, что инвестиционные расходы – в отличие от потребительских – прямо и непосредственно влияют на производственный потенциал экономики. Последний, в условиях их роста, увеличивается, автоматически расширяя предложение товаров и услуг и снижая их ценовую динамику. При этом обеспечивается повышение производительности труда. Именно оно, по мнению ряда экспертов, является для Китая вторым по значимости фактором замедления инфляции (после инерционного роста цен). Потребительские же расходы подобными свойствами не обладают. Их увеличение неизбежно сопровождается инфляцией, ускоряющейся по мере загрузки наличных мощностей. Поэтому экономическая политика, базирующаяся на преимущественном стимулировании потребительского спроса, является в известном отношении патовой: либо повышение экономической и ценовой динамики, либо низкая инфляция и невнятный рост производства.
Рисунок 16. Уровень инфляции в странах БРИКС в 2017 г., % [14]
Анализ показателей уровня безработицы
Если провести анализ уровня безработицы в странах G7, то можно отметить, что далеко не все страны удовлетворяют пороговому значению уровня безработицы, установленному Международной организацией труда (8–10 %). За анализируемый период самые низкие показатели уровня безработицы были в Японии (не превышали 5,1 %), а самые высокие – в Италии (более 12 % в отдельные годы) (табл. 16).
Таблица 16. Динамика уровня безработицы в странах «Большой семерки» в 2009–2018 гг., % [14]
Страны G7 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Италия | 7,7 | 8,3 | 8,4 | 10,7 | 12,1 | 12,6 | 11,9 | 11,7 | 11,3 | 11 |
Франция | 9,1 | 9,3 | 9,2 | 9,8 | 10,3 | 10,3 | 10,4 | 10 | 9,6 | 9,5 |
Канада | 8,4 | 8 | 7,5 | 7,3 | 7,1 | 6,9 | 6,9 | 7 | 6,4 | 6 |
США | 9,3 | 9,6 | 8,9 | 8,1 | 7,4 | 6,2 | 5,3 | 4,9 | 4,4 | 4 |
Великобритания | 7,6 | 7,8 | 8,1 | 7,9 | 7,6 | 6,1 | 5,3 | 4,8 | 4,3 | 4,2 |
Германия | 7,7 | 6,9 | 5,9 | 5,4 | 5,2 | 5 | 4,6 | 4,2 | 3,7 | 3,5 |
Япония | 5,1 | 5,1 | 4,6 | 4,3 | 4 | 3,6 | 3,4 | 3,1 | 2,8 | 3 |
Аналогичная тенденция прослеживается и по среднему уровню безработицы за девятилетний период (рис. 17). Среднее значение уровня безработицы по странам G7 за 9 лет – 7,15 %.
Рисунок 17. Средние уровни безработицы в странах G7 за 2009–2017 гг., % [14].
В 2017 г. группе G7 самый низкий показатель уровня безработицы был у Японии (2,8 %) (рис. 18). Это самый низкий показатель с 1993 г. Объяснением этому является специфическая государственная политика занятости, в основе которой лежат два момента: 1) пожизненный наем рабочих до выхода на пенсию; 2) особая форма заработной платы (повышается в зависимости от возраста и стажа). Также государство субсидирует фирмы, в которых работают люди пожилого возраста.
Самый высокий показатель уровня безработицы в странах G7 в 2017 г. имела Италия (11,3 %). Одним из факторов такого высокого показателя является высокий налог на прибыль с предпринимателей и высокий налог, который они должны платить за каждого работника в казну. Другой причиной является высокий пенсионный возраст. Если вы отработали 42 года, то имеете право на пенсию только в 65 лет, а если нет стажа 40 лет, то в 67–69 лет в зависимости от стажа работы.
Рисунок 18. Уровень безработицы в странах G7 в 2017 г., % [14]
Анализ уровня безработицы по странам G20 показывает отрицательные тенденции в экономке ЮАР – здесь уровень безработицы за анализируемый период не опускался ниже 23,5 %. Также не укладывались в нормативы МОТ в отдельные годы такие страны, как Франция, Турция, Италия, Бразилия (табл. 17).
Таблица 17. Динамика уровня безработицы в странах «Большой двадцатки» в 2009–2018 гг., % [14]
G20 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Япония | 5,1 | 5,1 | 4,6 | 4,3 | 4 | 3,6 | 3,4 | 3,1 | 2,8 | 3 |
Индия | 3,9 | 3,6 | 3,5 | 3,6 | 3,6 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,4 | — |
Южная Корея | 3,6 | 3,7 | 3,4 | 3,2 | 3,1 | 3,5 | 3,6 | 3,7 | 3,6 | — |
Германия | 7,7 | 6,9 | 5,9 | 5,5 | 5,2 | 5 | 4,6 | 4,2 | 3,7 | 3,5 |
Мексика | 5,4 | 5,3 | 5,2 | 4,9 | 4,9 | 4,8 | 4,3 | 4 | 4,1 | — |
Великобритания | 7,6 | 7,8 | 8,1 | 7,9 | 7,6 | 6,1 | 5,3 | 4,8 | 4,3 | 4,2 |
США | 9,3 | 9,6 | 8,9 | 8,1 | 7,4 | 6,2 | 5,3 | 4,9 | 4,4 | 4 |
Китай | 4,3 | 4,2 | 4,3 | 4,5 | 4,5 | 4,6 | 4,6 | 4,6 | 4,6 | — |
Саудовская Аравия | 5,4 | 5,6 | 5,8 | 5,5 | 5,6 | 5,7 | 5,6 | 5,5 | 5,5 | — |
Австралия | 5,6 | 5,2 | 5,1 | 5,2 | 5,7 | 6,1 | 6,1 | 5,7 | 5,7 | 5,4 |
Индонезия | 7,9 | 7,1 | 7,5 | 6,1 | 6,2 | 5,9 | 6 | 5,6 | 5,8 | — |
Россия | 8,3 | 7,3 | 6,5 | 5,5 | 5,5 | 5,2 | 5,6 | 5,7 | 5,8 | — |
Канада | 8,4 | 8 | 7,5 | 7,3 | 7,1 | 6,9 | 6,9 | 7 | 6,4 | 6 |
Аргентина | 8,7 | 7,7 | 7,2 | 7,2 | 7,1 | 7,3 | 6,5 | 6,6 | 6,5 | — |
Франция | 9,1 | 9,3 | 9,2 | 9,8 | 10,3 | 10,3 | 10,4 | 10 | 9,6 | 9,5 |
Турция | 12,6 | 10,7 | 8,8 | 8,1 | 8,7 | 9,9 | 10,2 | 10,3 | 10,8 | — |
Италия | 7,7 | 8,3 | 8,4 | 10,7 | 12,1 | 12,6 | 11,9 | 11,7 | 11,3 | 11 |
Бразилия | 8,1 | 6,7 | 6 | 8,2 | 8 | 7,8 | 9,3 | 12 | 12,7 | — |
ЮАР | 23,5 | 24,7 | 24,6 | 24,7 | 24,6 | 24,9 | 25,2 | 25,9 | 26,0 | — |
Среднее значение уровня безработицы в G20 в 2009–2017 гг. – 7,32 %. Высокие средние уровни безработицы наблюдались в ЮАР (24,94 %), Италии (10,84 %).
Наименьшие средние уровни безработицы были отмечены в таких странах, как Япония (3,89 %), Индия (3,54 %), Южная Корея (3,46 %) (рис. 19).
Рисунок 19. Средние уровни безработицы в странах G20 за 2009–2017 гг., % [14]
В 2017 г. наименьший показатель безработицы среди стран G20 имела Япония (2,8 %). Наибольший показатель у ЮАР (26 %) (рис. 20). Это объясняется тем, что страны Африки – беднейшие страны мира. Это означает, что население не обладает достаточным доходом, чтобы предъявлять спрос на потребительском рынке, что, в свою очередь, не способствует наращиванию производства. Стоит отметить, что особенно высока безработица среди молодых женщин ввиду некоторых национальных особенностей. Слабая законодательная база не защищает граждан стран Африки и отталкивает возможных инвесторов. Важным фактом является нестабильная политическая ситуация в стране.
Рисунок 20. Уровень безработицы в странах G20 в 2017 г., % [14]
Все страны ЕАЭС, кроме Армении, за рассматриваемый период укладывались в нормативы МОТ по уровню безработицы. Практически полностью отсутствует безработица в Республике Беларусь, что обусловлено плановым характером ее экономики (табл. 18).
Таблица 18. Динамика уровня безработицы в странах ЕАЭС в 2009–2017 гг., % [14]
Страны ЕАЭС | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Республика Беларусь | 0,9 | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,9 | 1 | 1,0 |
Казахстан | 6,6 | 5,8 | 5,4 | 5,3 | 5,2 | 5,1 | 5 | 5 | 5,4 |
Россия | 8,3 | 7,3 | 6,5 | 5,5 | 5,5 | 5,2 | 5,6 | 5,7 | 5,8 |
Киргизия | 8,4 | 8,6 | 8,5 | 8,4 | 8,3 | 8,1 | 7,6 | 7,7 | 7,7 |
Армения | 18,7 | 19 | 18,4 | 17,3 | 16,2 | 17,6 | 17 | 16,8 | 16,6 |
Среднее значение уровня безработицы по странам ЕАЭС за девятилетний период – 7,5 % (рис. 21).
Рисунок 21. Средние уровни безработицы в странах ЕАЭС за 2009–2017 гг., % [14]
В 2017 г. наименьший уровень безработицы среди стран ЕАЭС был отмечен в Республике Беларусь (1 %), а наибольший – в Армении (16,6 %) (рис. 22). Многими аналитиками было заявлено, что главная причина этого – монополизация армянского рынка и неблагоприятная среда для развития малого и среднего бизнеса, а также безуспешные попытки государственной помощи в обеспечении занятости. Из 200 тыс. безработных устраиваются всего несколько тысяч. Население покидает страну, так как прекращены даже выплаты пособий по безработице.
Рисунок 22. Уровень безработицы в странах ЕАЭС в 2017 г., % [14]
По странам БРИКС ситуация с уровнем безработицы складывается следующим образом. Низкие значения уровня безработицы за рассматриваемый период отмечаются в Китае и Индии (от 3,5 % до 4,6 %), тогда как Бразилия и ЮАР не укладываются в нормативы МОТ (табл. 19).
Таблица 19. Динамика уровня безработицы в странах БРИКС в 2009–2017 гг., % [14]
Страны БРИКС | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Индия | 3,9 | 3,6 | 3,5 | 3,6 | 3,6 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,4 |
Китай | 4,3 | 4,2 | 4,3 | 4,5 | 4,5 | 4,6 | 4,6 | 4,6 | 4,6 |
Россия | 8,3 | 7,3 | 6,5 | 5,5 | 5,5 | 5,2 | 5,6 | 5,7 | 5,8 |
Бразилия | 8,1 | 6,7 | 6 | 8,2 | 8 | 7,8 | 9,3 | 12 | 12,7 |
ЮАР | 23,5 | 24,7 | 24,6 | 24,7 | 24,6 | 24,9 | 25,2 | 25,9 | 26,0 |
Среднее значение уровня безработицы по странам БРИКС за 9 лет – 9,43 % (рис. 23).
Рисунок 23. Средние уровни безработицы в странах БРИКС за 2009–2017 гг., % [14]
В 2017 г. в странах БРИКС самый низкий уровень безработицы имела Индия (3,4 %). Индийские власти уделяют пристальное внимание проблеме дисбалансов рынка труда. Несмотря на высокую численность населения меры правительства позволяют смягчать проблему безработицы. Борьба с безработицей в Индии в основном осуществляется путем профессионального переобучения работников. Также рассматривается внедрение кредитных механизмов для получения молодыми людьми актуальных для рынка труда навыков. Кроме того, власти Индии стимулируют спрос на рабочую силу. В стране действует схема, согласно которой государство берет на себя расходы работодателей по выплатам в различные фонды при найме работников с физическими ограничениями.
Самый высокий уровень безработицы в 2017 г. наблюдался в ЮАР (рис. 24).
Рисунок 24. Уровень безработицы в странах БРИКС в 2017 г., % [14]
Среди тенденций, характеризующих основные макроэкономические показатели рассматриваемых стран, можно выделить следующие:
– во всех рассматриваемых экономиках в 2017 г. (и в соответствии с прогнозом на 2018 г.) отсутствуют стагнационные тенденции, все экономики демонстрируют рост ВВП. Наибольший экономический рост традиционно демонстрируют Китай и Индия (6,5 % и 7,2 % соответственно), а также Индонезия и Киргизия (5,3 % и 5,8 %);
– в области инфляции ситуация также в целом благоприятна. В 2017 г. и прогнозируемом 2018 г. превышение 10 % уровня отмечается только у Аргентины и Турции. В Объединенных Арабских Эмиратах в 2017 г. вообще наблюдалась дефляция;
– что касается безработицы, то в 2017 г. и 2018 г. 10 % порог МОТ превышен в таких странах, как Италия, Турция, Бразилия, ЮАР, Армения.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что мировая экономическая обстановка традиционно характеризуется ситуацией, далекой от стабильности.
На состояние экономик стран мира оказывает влияние огромное количество экономических и политических факторов (это и цены на нефть, и технологические прорывы, и открытия, и обострение политических конфликтов, и многое другое).
Анализ макроэкономических показателей позволяет получить комплексное представление о происходящих в ведущих мировых экономиках процессах, выделить положительные и негативные тенденции.
Подробнее об авторах:
Дробот Елена Валерьевна
доцент кафедры таможенного дела и внешнеэкономической деятельности, кандидат экономических наук, доцент
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Выборгский филиал)
ORCID: 0000-0002-5205-5455
SPIN (elibrary.ru): 2511-7695
Лосинкова Виктория Альбертовна
студент по направлению подготовки бакалавриата «Экономика», профиль «Торговая политика»
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Выборгский филиал)
Поспелова Анастасия Леонидовна
студент по направлению подготовки бакалавриата «Экономика», профиль «Торговая политика»
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Выборгский филиал)
Утябаева Эльвира Рауфовна
студент по направлению подготовки бакалавриата «Экономика», профиль «Торговая политика»
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Выборгский филиал)
Федаш Ксения Александровна
студент по направлению подготовки бакалавриата «Экономика», профиль «Торговая политика»
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Выборгский филиал)
Источник