Классно урочная система экскурсия

Педагогика: конспект лекций.

ЛЕКЦИЯ № 50. Классно-урочная система.

Существует несколько форм организации обучения:

Индивидуальная форма – самая древняя форма организации обучения. Она подразумевала отдельное обучение ребенка на дому, при этом помощь учителя была лишь косвенной. Недостаток внимания педагога является существенным минусом данной формы обучения.

Индивидуально-групповая форма. Суть данного учебного процесса заключается в следующем: учитель занимается с группой учащихся, однако их уровень подготовки различен, поэтому приходится разъяснять материал индивидуально, затрачивая дополнительно время на каждого отдельного ученика, следовательно, данная система была неэкономичной и также не могла удовлетворить всех требований в образовании.

Постепенно стала формироваться концепция коллективного обучения, которая была впервые опробована в братских школах Украины и Белоруссии. Из этой концепции и возникла классно-урочная система обучения, которая была теоретически обоснована чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592–1670). Согласно его научным разработкам можно выделить следующие особенности классно-урочной системы:

1) главную основу системы представляет класс, включающий в себя набор учащихся приблизительно одного возраста и в течение всего времени обучения сохраняющий постоянный состав;

2) основой процесса обучения является урок. Он предусматривает знания и навыки учащихся по одной отдельной теме, предмету;

3) главная деятельность на уроке принадлежит учителю, который руководит работой на уроке, оценивает достижения учащихся и решает вопросы о переводе учеников в следующий класс.

К структурным признакам классно-урочной системы относятся:

2) учебная четверть;

4) учебные каникулы;

5) расписание уроков.

Урок классно-урочной системы включает в себя следующие компоненты учебно-воспитательного процесса:

1) содержание урока;

3) методы и средства;

4) дидактические элементы урока;

5) деятельность учителя по организации учебной работы.

Классно-урочная система существует около трех столетий.

За это время ее подвергли тщательному анализу. Можно отметить следующие позитивные стороны данной системы:

1) экономичность обучения;

2) взаимодействие учащихся и помощь друг другу;

3) четкую структуру урока;

4) доминирующую роль учителя, который грамотно управляет процессом обучения;

5) в процессе индивидуально-коллективного общения между учителем и учениками последние осваивают навыки, знания и развивают способность общения с другими людьми, друг с другом;

6) осуществляется процесс совершенствования педагогического мастерства учителя, происходит двухстороннее развитие;

7) ученика, приобретающего новые знания, и педагога.

В классно-урочной системе существует и ряд недостатков:

1) педагог вынужден часто принимать во внимание индивидуальные способности отдельных учащихся, что тормозит темпы обучения всего класса;

2) единая программа обучения рассчитана на всех и каждого и не всегда учитывает индивидуальные способности учеников, что создает трудности для слаборазвитых учащихся и не поощряет особо одаренных.

Источник

Характеристика классно-урочной системы. Сущность урока как основного элемента классно-урочной системы

Классно-урочную систему обучения отличают следующие особенности:

— постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

— каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

— учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

— каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

— постоянное чередование уроков (расписание);

— руководящая роль учителя (педагогическое управление);

— применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная система обучения имеет несомненные достоинства: отличается строгой организационной структурой: регламентированным режимом учебной работы; экономической выгодностью, поскольку учитель работает одновременно с большой группой учащихся и создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, развития и воспитания обучающихся. Вместе с тем эта система организации обучения не лишена недостатков, главные среди которых – ориентация на «среднего» ученика, невозможность систематического разноуровневого обучения и усвоения знаний.

В настоящее время обучение в рамках классно-урочной системы совершенствуется за счет применения наряду с уроком различных форм организации учебных занятий (факультативов, консультаций, экскурсий, практикумов, лабораторных занятий, олимпиад и т.д.), дифференцированного подхода к учащимся на уроке при выполнении домашних задний, использования современных технологий обучения и т.д.

Формы обучения, их многообразие. Образовательный, воспитательный и развивающий потенциал различных форм обучения (экскурсия, факультатив, домашняя работы и др.). Необходимость применения в школе различных форм обучения.

По образному выражению Н. М. Верзилина, «урок – это солнце, вокруг которого как планеты вращаются все другие формы учебных занятий». Это – консультации, семинары, экскурсии, факультативы, олимпиады, домашняя работа и т.д.

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает совместную деятельность класса для реализации учебных задач.

Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает разделение их на группы для решения одинаковых или разных задач.

Индивидуальная форма организации учебной работы предполагает постановку перед каждым учеником специально подобранного в соответствии с уровнем его подготовки и учебных возможностей задачи для самостоятельного решения.

Индивидуально-групповая форма предусматривает работу учителя с учениками разного возраста, уровня подготовки в условиях аудиторного и внеаудиторной обучения.

В настоящее время обучение в рамках классно-урочной системы совершенствуется за счет применения наряду с уроком различных форм организации учебных занятий (факультативов, консультаций, экскурсий, практикумов, лабораторных занятий, олимпиад и т.д.), дифференцированного подхода к учащимся на уроке при выполнении домашних задний, использования современных технологий обучения и т.д.

Дополнительные формы обучения – экскурсии, домашняя работа, дополнительные занятия, факультативы, консультации, кружковая работа, лекции, семинарские занятия.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: 1. по количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. 2. по месту учебы: школьные (уроки, работа в мастерских, на пришкольном участке, в лабораториях) и внешкольные (домашняя работа) формы.

По длительности времени обучения различают: 1. классный урок (40-45 мин.) 2. спаренное занятие (90 мин.) 3. спаренное укороченное занятие (70 мин.) 4. уроки произвольной продолжительности.

Урок как основная форма органически дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса: 1. Домашняя работа учащихся. Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением дидактических задач (закрепления знаний, совершенствование умений и навыков), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию.

2. Экскурсия. Наряду с уроками учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой. Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций: • с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения; • экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой; • экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством; • экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.

3.Дополнительные занятия. Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. Дополнительные занятия не должны превышать более чем 2 раза в неделю по полчаса. Перед экзаменами дополнительные занятия дают мало эффекта, а эффективно проводить консультацию.

4. Консультации. С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости.

5. Факультативы. Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача — углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы.

6. Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов.

24. Урок – основная форма учебной работы в школе. Условия успешного проведения урока. Причины неудач.

Урокэто форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава; занятие по твердому расписанию, с единой для всех программой обучения (П. И. Пидкасистый).

Урок является основной формой организации педагогического процесса, так как предполагает не только организацию учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование их потребности в знаниях, мировоззрения, активности, самостоятельности, трудолюбия, дисциплинированности. Урок всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения: педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, приемы, средства. Он должен быть законченным в смысловом, временном и организационном отношениях отрезком учебного процесса и представлять собой логическую единицу темы, раздела, курса.

Можно выделить особенности урока, отличающие его от других форм обучения:

— постоянная группа учащихся;

— четкое время проведения по расписанию;

— определенный учебной программой объем усваиваемого материала;

— руководство со стороны учителя деятельностью учащихся;

— последовательность различных видов заданий;

— оптимальное соотношение фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Это позволяет говорить о разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. В педагогике существуют различные классификации уроков.

Одну из первых классификаций, до сих пор сохраняющих свое научное значение, дал К. Д. Ушинский. Он выделял:

— уроки смешанные, имеющие своей целью повторение пройденного;

— уроки объяснения и закрепления нового материала;

— уроки устных упражнений;

— уроки письменных упражнений;

— уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.

Наиболее признанной в современных условиях является классификация уроков по дидактическим целям (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, Г. И. Щукина, В. А. Онищук):

урок изучения нового учебного материала – основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний;

урок совершенствования знаний, умений и навыков – основное назначение этих уроков: систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенного материала; формирование умений и навыков; контроль за ходом изучения учебного материла и совершенствования знаний, умений и навыков;

урок обобщения и систематизации изученного – сущность этих уроков состоит в активном воспроизведении изученного материала по отдельным разделам учебной программы и в организации упражнений с целью приведения знаний в систему, осмысления их логики, что способствует более прочному овладению ими и совершенствованию практических умений и навыков;

урок проверки и контроля знаний – уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей;

комбинированный урок – это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех типов уроков, описанных выше.

Источник

6. Формы организации обучения: классно-урочная система, факультатив, экскурсия, д/з, консультация, экзамен

В Др. Греции обучение в основном было индивидуальным или небольшими группами. В средние века обучение осущ-ся небольшими группами уч-ся.

Было 3 направления:

Каждое из направлений имело свои типы школ.

Коменский ввел классно-урочную систему и дал ей теоретическое обоснование. Эта классно-урочная система позволила создать классы: возраст одинаковый, пост. состав, уроки проходили в течении опред. времени по расписанию.

Бэлл-ланкастерская с-ма – один учитель обучал группу детей – мониторы, те в свою очередь других и т.д., т.е. получалась как бы пирамида, след-но учитель обучал до 500 детей.

Гербарт ввел строгие четкие требования к проведению урока. Он считал, что нужны жесткие требования по отношению к ученикам.

Ушинский во время урока включал активную деятельность ученика.

Паркхерстт разработал дальтон-план. Суть этого обучения заключалось в индивидуализации обучения и представления возможности каждому ученику продвигаться вперед разл. темпами. В 20-х гг. у нас использовался дальтон-план в бригадно-лабораторной форме организации обучения. В 30-е гг. вводили учебную систему и классно-урочную систему.

На Западе: план Трампа – он рассчитан на макс-ю индивидуализацию уч. пр-са на основе широкого применения ТСО. Этот план предполагает: 40% уч. времени отводить на лекции с ТСО, приблиз-но 20% времени на глуб. Изучение отд.разделов и обсуждение лекционного материала., 40% — на самост. работу.

Мангеймская система обучения – это дифф. обучение по способностям уч-ков.

Модульное обучение – берутся краткие куски и даются на изучение, затем др. куски.

Типы уроков, структура:

а) Урок ознакомления уч-ся с новым мат-лом или сообщения новых знаний.

Содержание: новый мат-л, в одних случаях уч-ль сам излагает новый материал, в др. проводится самостоятельная работа уч-ся под руководством учителя, в третьих – сочетание 2-х.

Стр-ра: повторение предыд. материала, объяснение учителем нового материала и работа с учебником, проверка понимания и первичное закрепление знаний, задание на дом.

б) Урок закрепления знаний.

Вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочнения. Уч-ся в первом случае осмысливают и углубляют свои знания (по новым источникам), во втором – решают новые задачи на известные им правила, в третьих устно и письменно воспроизводят усвоенные знания,.

Структура: проверка д/з., выполнение устных и письменных упражнений, проверка выполнения заданий, задания на дом.

в) Уроки выработки и закрепления УН.

Идет на нескольких уроках подряд, от урока к уроку материал должен усложняться,

Структура: рассказ, краткое соотношение, чтение отд. мест из учебника, беседа учителя с уч-ся.

д) Уроки проверки ЗУН.

г) Обобщающие уроки.

чтобы было видно, что уч-ся справляются с учебной задачей.

Структура: воспроизведение теоретических знаний, выполнение практ. заданий, проверка выполнения самост. работ, задание на дом.Систематизируются и воспроизводятся наиболее существ. вопросы из ранее пройденных мат-лов, выполняются имеющиеся пробелы, проводятся в конце изучения отд. тем.

Позволяют проверить уровень усвоенности материала, недостатки, намечается путь дальнейшей работы.

Стр-ра: устная, письменная форма проверки.

е) Комбинированный урок.

Стр-ра: проверка д/р., опрос уч-ся, изучение нового материала, проверка усвоения, закрепление, повторение (беседа), проверка и оценка знаний, задание на дом.

Другие формы организации обучения.

а) Экскурсии – специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с опред. образовательной или воспитательной целью на предприятие, музей, выставку,…Предполагает организацию взаимодействия педагога и уч-ся (рассказ, беседа, демонстрация. ). Значение экскурсий в том, что они служат накоплению нагляд. представлений и жизненных фактов, связь теории с практикой,…

Объект наблюдения (производ-е, природовед-е. краевед-е, литер-е, географические);

Образовательно-воспитательным целям (обзорные, тематические);

Месту и стр-ре пед. процесса (вводные, текущие, итоговые).

б) Дополнительные занятия и консультации.

Проводятся с отд. уч-ся или группой с целью восполнения пробелов, выработки УН, удовлет-я повышенного интереса к предмету. Консультация отличается от дополн. занятий эпизодичностью. Различают: текущие, тематические, обобщающие.

Формирует навыки сам. р-тыВыделяют 3 вида д/р.:

подготав-е к восприятию нового мат-ла;

применение полученных знаний на практике.

г) Учебная конференция.

Обобщение материала по какому-либо разделу пр-мы. Требует большой подготовки (наблюдения, экскурсии, опыты,…). Конференции может выходить за рамки учебных программ. Участие может принимать любые желающие.

д) Школьные лекции.

Вводные и обобщающие лекции, реже это модификация урока. Во многом приближенны к рассказу (продолжительные по времени). Требует записи. В начале лекции учитель записывает тему, составляет план.

е) Семинары и практикумы.

В старших классах при изучении гуманитарных предметов. 2 вида:

доклад и сообщения,

Сущность семинара закл-ся в коллективном обсуждении предметных вопросов, сообщений, рефератов и т.д. Они начинаются с вступления учителя (введение в тему), обсуждение вопросов. Практикумы при изучении дисциплин естественного цикла. Проводятся в лабораториях, мастерских,…

Источник

Читайте также:  Экскурсия по духовным местами
Оцените статью