Классный час главный закон нашей страны

Классный час «Конституция- основной закон страны»
классный час (8 класс) по теме

Классный час, посвящен 20-летию российской Конституции.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_kl._chas_konstitutsiya_-_osnovnoi_zakon_strany_gazarova_i.m.zip 24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Конституция — основной закон страны»

  1. формирование представления о важности соблюдения законов государства;
  2. развитие гражданско-правового образования учащихся;
  3. формирование активной гражданской позиции и правового сознания;
  4. приобретение навыков правовой культуры;
  5. развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Хорошая конституция несравненно лучше самого лучшего деспота.

Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, тексты Конституции.

Ход классного часа:

Вступительное слово учителя:

Добрый день друзья. Прежде всего хочу поздравить вас с началом учебного года. В 2013 году наша страна отмечает 20-летие российской Конституции. Сегодня наш классный час посвящен Конституции – основному закону государства. Начать наш классный час я хочу со строк посвященных нашей Родине – России.

Ученица читает стихотворение Сергея Васильева «Россия». Стихотворение сопровождается показами слайдов (2-12)

Как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа-

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким слово Русь.

Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

– А кто знает, что такое Конституция?

Учащиеся: Конституция – это основной закон государства. Слайд 15

Учитель: Правильно. В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно.

В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, — вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. слайд

Скажите а когда была принята Конституция РФ?

Совершенно верно последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Слайд 17

Перед вами на столах тексты Конституции. Откройте первую страницу Конституции. Эта преамбула, т. е. вступление в документ. В ней говорится, как была принята Конституция. Давайте зачитаем вслух. слайд 19

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Сегодня я хочу познакомить вас с основными положениями Конституции Российской Федерации.

Но сначала давайте познакомимся со структурой документа. Для этого откроем оглавление.

— Сколько разделов составляет документ? Глав? Статей? Слайд 20

Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.

– В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А что значит слово «федерация»?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз». Слайд 21

Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.

Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Давайте с вами назовем национальности, проживающие в России. Не зависимо от национальности всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Откройте ст. 19. Что в ней записано?

Учащиеся зачитывают ст.19 слайд 22

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

Вы всегда должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

Учитель: В статье 1 Конституции записано Россия демократическое государство.

А что означает слово «демократия»?

«Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.

Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу.

Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён? Кто может стать президентом России?

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Президент России – это глава государства. До 2012 г президент избирался всенародным голосованием на 4 года. С 2012 г. избирается на 6 лет. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил — Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет, не более двух сроков подряд». Слайд 24

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Но президент не управляет страной один. В нашей стране существует принцип разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную.

Что означает – законодательная власть? Какой орган в нашей стране осуществляет законодательную власть.

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Правильно – Государственная Дума. С 2011 г. Государственная Дума выбирается народом сроком на 5 лет, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране. Это исполнительная власть.

Учитель: Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете. Чем она занимается?

  1. Все равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, национальности, происхождения.
  3. Мужчины и женщины имеют равные права.

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России.

А сейчас снова обратимся к тексту Конституции. II глава Конституции посвящена правам и обязанностям человека и гражданина.

Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие?

Учитель: Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие.

Сколько статей включает в себя II глава Конституции? ( более 50 статей) Права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает гражданин России?

Заслушиваются ответы учащихся и заполняется таблица. Слайд 25

Права и свободы граждан

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Право на защиту своей чести и доброго имени

Обязанность защищать Родину

Право личную неприкосновенность

Обязанность соблюдать законы

Право на жилище и его неприкосновенность

Обязанность платить налоги

Право на свободное передвижение

Свобода совести, свобода вероисповеданий

Свобода мысли и слова

Право избирать и быть избранным

Право на получение социальной помощи

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на образование

Право на получение юридической помощи

Учитель: Конституция защищает права детей и родителей, дает родителям равные права на воспитание детей. Защищает детей от физического, морального и сексуального насилия. Забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. Государство защищает детей оставшихся без родителей.

Задача государства соблюдать и защищать права людей, не оставлять в беде граждан своего государства. События последних лет пожары в Центральной России, наводнение на юге, наводнение на Дальнем Востоке показывают, что без поддержки, помощи государства граждане все таки обойтись не могут и задача государства оправдывать надежды своих граждан.

А теперь я предлагаю вам в шуточной форме закрепить наши знания о правах и свободах людей.

Так как у нас два класса 7и8, я предлагаю ребятам образовать две команды «Право» и «Закон»

1 Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…» слайды 23-33

Команды должны отвечать на вопросы. Какая команда первой поднимет руку, той и представляется право ответить.

Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

2Конкурс « Отгадай сказку».

Команды отвечают на вопросы по очереди. Если команда не знает ответа право ответить предоставляется соперникам.

  1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
  2. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
  3. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
  4. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
  5. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
  6. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
  7. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
  8. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

Подсчитываются баллы, подводится итог. Поздравление победителям

Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.

Закончить наш классный час я хочу строками, посвященными нашей Конституции.

Ученики читают четверостишия стихотворения (слайды 35-38)

Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.

Мы честь отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.

Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!

На этом наш классный час закончен. Спасибо за внимание

Источник

Классный час «Конституция – основной закон государства ».
классный час (3 класс) на тему

Классный час «Конституция – основной закон государства ».

Скачать:

Вложение Размер
Классный час «Конституция – основной закон государства ». 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Конституция – основной закон государства ».

-дать первоначальные правовые знания;

— сформировать понятия «закон, порядок, права, обязанности»;

-познакомить с основным законом страны-с Конституцией РФ;

-познакомить с правами ребенка;

-формировать представления о правах и обязанностях школьника;

-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.

-рисунки-символы «Мои права в рисунках и знаках»,

-памятка «Права и обязанности школьника»,

-Презентация «Права ребенка в картинках»

Ход классного часа.

1. Организационный момент.

Звучит гимн России.

— Ребята, что сейчас мы прослушали?

-Да, прозвучала самая главная и торжественная песня страны – гимн России. Вы уже поняли, что разговор у нас будет очень важный и серьезный.

Объявление темы и постановка цели занятия.

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать… о правах, обязанностях и ответственности, попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.

2. Обзорное знакомство с конституцией.

Вступительное слово учителя.

Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли вопросы: «Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?»

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое законы?

Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны.

Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».

Так появилась Конституция – главный закон страны. Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан , есть права и обязанности.

Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником — Днем Конституции РФ.

3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»

Сценка «Игра». (Показывают дети)

После уроков ребята решили поиграть.

Давайте поиграем в войну!

Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Антон , милиционером.

А ты, Рамазан , будешь бандитом

Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.

Что же вы меня заставите?

Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

— Давайте поговорим. Как поступили мальчики? Почему они не правы? Прав ли Рамазан? (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения.)

— Права, обязанности и ответственность. Попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.

Выясняется и обсуждается значение слова «право» —

1) совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, которые устанавливает и защищает государство;

2) охраняемая и узаконенная государством возможность что-то делать, осуществлять. Ученики называют права, которые должны, на их взгляд, иметь все дети, живущие на планете Земля. Учитель обобщает и дополняет высказывания ребят:

— Главнейшее право каждого человека — право на жизнь.

К сожалению, право на жизнь соблюдалось не всегда. Например, в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбрасывали со скалы в пропасть. В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям. Сегодня право детей на жизнь утверждено Конвенцией о правах ребенка.

Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

4. Презентация «Права ребенка» с обсуждением.

Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».

Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

5. Обязанности ребёнка.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

— Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

— Какая самая главная обязанность у вас в семье?

— А у вашего папы?

— У кого больше всего обязанностей?

— А какие обязанности существуют у учеников?

— А откуда вы это знаете? (Устав школы)

— Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

— А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

Уважать права, честь и достоинство всех участников;

Иметь аккуратный вид;

Соблюдать правила техники безопасности;

Беречь школьное здание, оборудование;

Придерживаться общепринятых правил поведения;

Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

6. Анализ ситуаций :

1.Диана : Аксинья , ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Аксинья: Диана, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.

Учитель: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Ведущий: (предварительно собрав перед занятием все телефоны и положив их на столе) Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).

Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

7. Подведение итогов.

1. Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

— Можно ли не допускать ссор?

В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?

— Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Денис.

Сын:- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:- Дениска, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:- Помой посуду, сынок.

Сын:- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:- Это проявление жестокости, папа.

2. О каких правах и обязанностях сообщается в этих знаках?

(На плакатах нарисованы знаки. Учащиеся должны догадаться, о каких правах или их нарушении идет речь в этих знаках. )

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел, лечиться.

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Вот в углу стоит мальчонка,

Бить, наказывать ребенка

Вот ребенок груз несет,

В детстве тяжкая работа

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить.

Вместе дружно в мире жить,

С разными людьми дружить.

Посмотри на этот знак:

Человечек поднял флаг.

Свое мненье выражать-

3. Заключительное слово. (Подготовленные учащиеся.)

Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных.

Но знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

Права свои нам надо знать,

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить.

Играть, дружить и не тужить.

Вывод . Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.

1. Декларация прав человека

2. Конвенция о правах ребенка

3. Конституция РФ ( 1993 года.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познакомить учащихся с Конституцией России;объяснить основные обществоведческие понятия;развивать познавательный интерес к своей Родине.

Открытый классный час посвящён 20-ти летию принятия Конституции Российской Федерации.

Презентация к уроку окружающего мира по теме «Конституция — основной закон государства». 2 класс, УМК «Гармония».

Рассказать для чего люди придумали конституцию, для чего она нужна, воспитывать чувства гордости за свою Родину.

Классный час — урок знаний на тему: «Конституция – Основной закон государства».

Цель мероприятия — гражданско-патриотическое воспитание младших школьников. Задачи: познакомить учащихся с Конституцией России;объяснить основные обществоведческие понятия;развивать познава.

Источник

Читайте также:  Презентация 2кл страны мира
Оцените статью