Классный час народы нашей страны

Классный час «Многонациональная Россия»

Цели классного часа:

Развить культурное и духовное воспитание учащихся;

Познакомить с многонациональностью нашей страны;

Изучить традиции народов России;

Задачи:

Рассмотреть национальный состав России;

Проанализировать статистику народов страны, их географическое расположение на обширной и богатой площади государства;

Изучить традиции и символику каждого народа страны, их культуру;

Систематизировать производство и сельское хозяйство народов РФ.

Оборудование: презентация, проектор или интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

— Здравствуйте, дорогие ученики. Сегодняшний классный час посвящен нашей великой стране, ее многонациональному составу, что уже столетия сохраняется на нашей богатой земле! Дружба народов – великая сила! И это правда…(Слайд 1)

2. Объявление темы урока и целей.

— С давних времен русская земля считалась дружелюбной и гостеприимной, так как всегда была готова принять любой народ в свои объятия, предлагая уютный кров. Люди различных наций населяют нашу великую страну: в горах, на полях, у морей, в лесах и в холодной тундре. Каждый человек нашел себе свой дом!

3. Изучение новой темы.

-На экране мы с вами видим, насколько наша родина богата многообразием народов и наций.

-Согласно переписи населения России, проведенной в 2010 году, из 142 856 536 человек, проживающих на площади страны, 137 227 107 человек пожелали указать в анкете свою национальность, что составило 96,06 %. Оказалось в стране 7 народов, которые составляют более 1 млн человек. Это русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне.

Сейчас мы более подробно изучим данные народы, их культуру и традиции.

Мы с гордостью можем сказать, что в России проживает 111 016 896 русских, что составляет 77, 71 % населения страны.

Русский народ с давних времен промышлял различного рода росписью по дереву и металлу, а также продажами тканей разного сорта.

Традиционным русским жилищем считается бревенчатая изба с двускатной крышей, рассчитанная и на зимний холод и жаркое лето.

Следующими по численности являются украинцы. Они своей культурой схожи с русскими.

Украинский народ промышлял, в основном, вязанием корзинок.

Традиционным же украинским жилищем является сооружение, похожее на избу, однако вместо деревянной крыши украинский народ использовал солому.

Белорусы промышляли в древности плетением игрушек, корзинок, лаптей.

Белорусы имели костюм, схожий с украинским: ярко платье у женщин и рубаха у мужчин.

Жили белорусы в трехчастном построении, состоявшем из хаты, сени, клети.

Татары имеют своеобразный народный костюм: очень яркие цвета и множество светящихся монет на груди и на головных уборах женщин, мужчины же в свою очередь надевали тюбетейки на голову, рубаху и штанины.

Промышляли татары шитьем различной одежды и обуви.

А жили они в юртах: сооружениях, имеющих форму круга, обшитых различными народными орнаментами.

Башкиры, очень схожие и культурой и традициями с татарами, тоже имели очень яркую красочную народную форму.

Промышляли же они медовым делом: держали пчел на полях и в лесах.

Жили башкиры в юртах, схожих с татарскими жилищами.

Чуваши яркий и открытый народ. Имели очень красивый народный костюм.

Промышляли чуваши вязанием валенок. Жили же они в деревянных построениях, накрытых сеном.

Армяне – горный народ. Их жилье должно было соответствовать и погодным условиям и почвенным условиям. Потому они сооружали дома из камней.

Занимались армяне виноделием и овцеводством.

Столько народов скрепляет русский дух воедино! Перечисленные народы – это лишь капля в море дружбы. В России проживает более 180 народов!

4. Практическая часть классного часа.

Вашему вниманию предлагается таблица, в которой в первом столбце написано предложение на каком – либо языке, а во втором столбце вы должны определить язык, использованный для написания.

Источник

Классный час «Культура и традиции народов России»

Тема: Культура и традиции народов России.

1) Знакомство учащихся с традициями и культурой народов России.

2) Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину.

Знакомство учащихся с праздниками, традициями, обычаями, самобытной

культурой народов России.

Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

Формирование интереса к истории и культуре своего народа.

Воспитание любви к России, чувства патриотизма и гордости за свою страну.

Развитие творческих способностей учащихся и расширение кругозора.

Оформление: — народная музыка; мультимедийный проектор;

— умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в

— умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и

выделение существенной информации из различных информационных

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

— удерживать цель деятельности до получения ее результата;

— анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной

— оценивать результаты деятельности;

— проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства

окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

— оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

-проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие,

1. Организационный момент

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Ну-ка, дети, соберитесь,

И друг другу улыбнитесь!

-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь стала радостнее и добрее.

2. Актуализация знаний и формулирование темы занятия.

— Внимательно прослушайте стихотворение и попытайтесь понять, о чём сегодня на классном часе у нас пойдёт речь:

Еврей и тувинец, бурят и якут,

Русский, татарин, башкир и удмурт,

Разных народов большая семья.

И этим гордиться должны мы, друзья!

— Ребята, о чём на классном часе сегодня, мы будем говорить? (О культуре и обычаях народов России).

Россия — единое многонациональное государство. Каким же образом наша Родина стала великой многонациональной державой? С древних времен восточные славяне соседствовали с варягами, эстами, финнами и другими племенами. Когда образовалось Древнерусское государство, часть этих народов осталась жить вместе со славянами, а страна продолжала расти и расширяться. Были присоединены огромные территории Севера, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. И жившие там народы вошли в состав России. Многонациональная семья народов России становилась все больше и больше.

— А сколько народов проживает в нашей стране?

— В настоящее время на территории России проживает более 190 народов, которые говорят более чем на 230 языках.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

— Народные традиции необходимо возрождать и пропагандировать, чтобы не забыть окончательно, кто мы и откуда родом, как жили наши предки, во что верили, не забыть о яркой и самобытной их жизни. — Какие они соблюдали традиции и обычаи? Какие игры были у детей? Какие праздники?

— Поговорим про традиции русского народа.

— Русское гостеприимство – неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям всегда были рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!».

Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает.

(Ребенок с хлебом и солью) Нынче мы гостей встречаем

На своей родной земле,

Как обычай нам велел.

Очень рады встрече нашей!

С добрым словом, и с любовью,

И с душой гостям мы скажем:

«С хлебом-солью, с хлебом-солью!»

(2 ребенок отвечает)

По обычаям российским

всем поклон мы шлем вам низкий,

С добрым словом и любовью,

Принимаем хлеб, принимаем соль,

Живите долго и без бед.

Пусть дом ваш будет полным,

Приветливым и хлебосольным.

Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и готов разделить с вами горе и заботы.

— Богата наша Россия на традиции и праздники. Многие праздники

сохранились еще с языческих, дохристианских времен – Иван Купала, Масленица. С особым размахом отмечались церковные праздники – Рождество, Пасха, Крещение, Троица. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес.

Светлая Пасха ( расцвет весны, пробуждение жизни) издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств украшали дом срезанной вербой, русские женщины пекли куличи и пасхи, убирали и украшали свои жилища. Молодежь и дети раскрашивали яйца. Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует обмен праздничными пасхальными яйцами.

Суть развлечения в том, что раскрашенные шаблоны писанок разрезаются на несколько частей, а части перемешиваются между собой. Задача участников найти все части одной писанки и собрать ее. Конкурс проводится на скорость, кто быстрее соберет пазл.

А в осенне-зимний период устраивались посиделки. Вечерами молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили, развлекались. Чтобы не было скучно, играли в игру «Ручеек».

Разучивание подвижной игры «Ручеек».

Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

— Поднимите руки, кто понял правила игры? И мы сейчас поиграем в игру «Ручеек» (звучит русская народная музыка).

— Ручей, ручей, ручеек!

Здравствуй, миленький дружок!

Можно с вами поиграть?

Дети, стоящие в колонне, хором отвечают:

— Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!

Отработка умения играть в игру «Ручеёк». (под музыку)

Ты дружок остановись («ручеек» останавливается)

И друг другу поклонись (дети, стоящие в парах поворачиваются лицом друг к другу и кланяются)

Хорошо мы поиграли

И друзей своих узнали.

— Итак, ребята, достаточно. Скажите, понравилась ли вам эта игра? Все ли мы играли по правилам? Молодцы!!

На протяжении десятков лет ее используют для забавы на масленице, гуляньях, ярмарках.

— Ребята, как вы думаете, чем отличается каждый из народов? (Каждый из народов отличается от другого народа языком, историей, культурой).

— Правильно. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это, прежде всего язык, фольклор, религия, обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда и прочее. И уникальность России заключается в том, что за всю многовековую историю совместного проживания ни одна нация или народность не исчезли. Каждое национальное меньшинство, все национальные субъекты РФ имеют свои национальные театры, библиотеки. В школах этих регионов преподается национальный язык, все нации сохраняют и берегут свои культурные, языковые и религиозные традиции.

— И действительно, на территории России вместе с русскими живут украинцы, белорусы, карелы, чуваши, якуты, башкиры, мордва, удмурты, адыгейцы, коми, ханты, грузины, манси, татары, таджики и многие- многие другие. Среди народов России есть даже такие малочисленные, которые насчитывают несколько тысяч или даже сотен человек. В нашем классе дети разных национальностей.

Расскажу вам про культуру и обычаи такой национальности, как таджики.

— Каждое утро таджика начинается с «Ассалому алейкум», что в переводе означает «Мир Вашему дому». При встрече с людьми поздоровайтесь пожатием правой руки и постарайтесь, чтобы ваша левая рука была на правой стороне груди. Ни в коем случае не здоровайтесь левой рукой, даже если ваша правая рука занята. С женщинами здороваются только голосом, и если женщина знакома и старше собеседника, то одновременно с «Ассалому алейкум» мужчина-собеседник в знак уважения прилагает правую руку к сердцу. Перед тем как зайти в дом таджика, вам предложат вымыть руки и подадут полотенце — воспользуйтесь этим. Не стряхивайте воду с рук, болтая ими в воздухе, — это будет рассмотрено как неуважение к хозяевам дома и окружающим. И даже если перед тем, как прийти в гости, вы уже помыли руки, не отказывайтесь вымыть их еще раз. Если в доме уже есть люди, поздоровайтесь и старайтесь улыбаться.

Главных праздников в Таджикистане является, праздник Навруз, мусульманский Новый год, который празднуется в день весеннего равноденствия-21 марта. Он знаменует новую жизнь и новые надежды для всех, кто любит отмечать этот праздник. Всей деревней готовятся к этому празднику. Столы заполняются до отказа, различной пищей, где главное место занимает, традиционное блюдо, которое готовят лишь в этот день, сумалак!

— И сегодня таджикские народные праздники продолжают хранить национальную самобытность и духовность этого народа. Они укрепляют родственные и

дружеские отношения, сплачивают людей: люди чувствуют себя в дни этого

праздника одной семьёй. А это — счастье, когда люди считают себя одной семьёй

— А сейчас мы послушаем песню на таджикском языке. (исполняет ученица)

Работа с пословицами

Но у всех людей есть нечто общее, то, что нас объединяет. Возьмем, наш класс. Что нас всех объединяет? (Общее дело, уроки, поручения школы, классный руководитель, хорошее отношение друг к другу.) То же можно сказать и о народах России, которые, не смотря на различия, схожи образом мыслей, отношением к жизненным устоям, о чем свидетельствуют пословицы. Ведь именно в них заложена мудрость народа.

— Давайте выполним задание. Перед вами пословицы некоторых народов, проживающих в России, кроме русского:

«Еда подождет, но дело – нет» (Киргиз.)

«Ружье убило одного, а язык тысячу» (Чечен.)

«Правда сильнее силы» (Осетин.)

«Горькая правда лучше сладкой лжи» (Чуваш.)

«Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить» (Монг.)

Задание. Подберите пословицам народов России аналогичные русские пословицы. («Делу – время, потехе – час», «Острое словечко колет сердечко», «Правда в огне не горит, в воде не тонет», «Хлеб, соль ешь, а правду режь», «Слово – серебро, а молчание — золото».

Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, К терпенью, К правде, К доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней — Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

— Наш классный час подходит к концу. Сегодня мы познакомились с обычаями и традициями лишь некоторых народов, которые проживают в нашей стране . Думаю, что это только начало цикла классных часов о народах России. Хотелось бы узнать, понравился вам классный час или нет. Поднимаем жетончики. Если понравилось-зеленый, не очень-желтый, не понравилось- красный.

Источник

Читайте также:  Особенности рельефа страны мавритания
Оцените статью