Классный час «Многонациональная Россия»
Цели классного часа: Развить культурное и духовное воспитание учащихся; Познакомить с многонациональностью нашей страны; Изучить традиции народов России; Задачи: Рассмотреть национальный состав России; Проанализировать статистику народов страны, их географическое расположение на обширной и богатой площади государства; Изучить традиции и символику каждого народа страны, их культуру; Систематизировать производство и сельское хозяйство народов РФ. Оборудование: презентация, проектор или интерактивная доска, компьютер. Ход урока — Здравствуйте, дорогие ученики. Сегодняшний классный час посвящен нашей великой стране, ее многонациональному составу, что уже столетия сохраняется на нашей богатой земле! Дружба народов – великая сила! И это правда…(Слайд 1) 2. Объявление темы урока и целей. — С давних времен русская земля считалась дружелюбной и гостеприимной, так как всегда была готова принять любой народ в свои объятия, предлагая уютный кров. Люди различных наций населяют нашу великую страну: в горах, на полях, у морей, в лесах и в холодной тундре. Каждый человек нашел себе свой дом! 3. Изучение новой темы. -На экране мы с вами видим, насколько наша родина богата многообразием народов и наций. -Согласно переписи населения России, проведенной в 2010 году, из 142 856 536 человек, проживающих на площади страны, 137 227 107 человек пожелали указать в анкете свою национальность, что составило 96,06 %. Оказалось в стране 7 народов, которые составляют более 1 млн человек. Это русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне. Сейчас мы более подробно изучим данные народы, их культуру и традиции. Мы с гордостью можем сказать, что в России проживает 111 016 896 русских, что составляет 77, 71 % населения страны. Русский народ с давних времен промышлял различного рода росписью по дереву и металлу, а также продажами тканей разного сорта. Традиционным русским жилищем считается бревенчатая изба с двускатной крышей, рассчитанная и на зимний холод и жаркое лето. Следующими по численности являются украинцы. Они своей культурой схожи с русскими. Украинский народ промышлял, в основном, вязанием корзинок. Традиционным же украинским жилищем является сооружение, похожее на избу, однако вместо деревянной крыши украинский народ использовал солому. Белорусы промышляли в древности плетением игрушек, корзинок, лаптей. Белорусы имели костюм, схожий с украинским: ярко платье у женщин и рубаха у мужчин. Жили белорусы в трехчастном построении, состоявшем из хаты, сени, клети. Татары имеют своеобразный народный костюм: очень яркие цвета и множество светящихся монет на груди и на головных уборах женщин, мужчины же в свою очередь надевали тюбетейки на голову, рубаху и штанины. Промышляли татары шитьем различной одежды и обуви. А жили они в юртах: сооружениях, имеющих форму круга, обшитых различными народными орнаментами. Башкиры, очень схожие и культурой и традициями с татарами, тоже имели очень яркую красочную народную форму. Промышляли же они медовым делом: держали пчел на полях и в лесах. Жили башкиры в юртах, схожих с татарскими жилищами. Чуваши яркий и открытый народ. Имели очень красивый народный костюм. Промышляли чуваши вязанием валенок. Жили же они в деревянных построениях, накрытых сеном. Армяне – горный народ. Их жилье должно было соответствовать и погодным условиям и почвенным условиям. Потому они сооружали дома из камней. Занимались армяне виноделием и овцеводством. Столько народов скрепляет русский дух воедино! Перечисленные народы – это лишь капля в море дружбы. В России проживает более 180 народов! 4. Практическая часть классного часа. Вашему вниманию предлагается таблица, в которой в первом столбце написано предложение на каком – либо языке, а во втором столбце вы должны определить язык, использованный для написания. Источник Классный час «Культура и традиции народов России»Тема: Культура и традиции народов России. 1) Знакомство учащихся с традициями и культурой народов России. 2) Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину. — Знакомство учащихся с праздниками, традициями, обычаями, самобытной культурой народов России. — Воспитание уважительного отношения к народным традициям. — Формирование интереса к истории и культуре своего народа. — Воспитание любви к России, чувства патриотизма и гордости за свою страну. — Развитие творческих способностей учащихся и расширение кругозора. Оформление: — народная музыка; мультимедийный проектор; — умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в — умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; — умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; — удерживать цель деятельности до получения ее результата; — анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной — оценивать результаты деятельности; — проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; -анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; — оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; -проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, 1. Организационный момент Если хмуримся с утра, Нам поможет доброта. Ну-ка, дети, соберитесь, И друг другу улыбнитесь! -Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь стала радостнее и добрее. 2. Актуализация знаний и формулирование темы занятия. — Внимательно прослушайте стихотворение и попытайтесь понять, о чём сегодня на классном часе у нас пойдёт речь: Еврей и тувинец, бурят и якут, Русский, татарин, башкир и удмурт, Разных народов большая семья. И этим гордиться должны мы, друзья! — Ребята, о чём на классном часе сегодня, мы будем говорить? (О культуре и обычаях народов России). Россия — единое многонациональное государство. Каким же образом наша Родина стала великой многонациональной державой? С древних времен восточные славяне соседствовали с варягами, эстами, финнами и другими племенами. Когда образовалось Древнерусское государство, часть этих народов осталась жить вместе со славянами, а страна продолжала расти и расширяться. Были присоединены огромные территории Севера, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. И жившие там народы вошли в состав России. Многонациональная семья народов России становилась все больше и больше. — А сколько народов проживает в нашей стране? — В настоящее время на территории России проживает более 190 народов, которые говорят более чем на 230 языках. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. — Народные традиции необходимо возрождать и пропагандировать, чтобы не забыть окончательно, кто мы и откуда родом, как жили наши предки, во что верили, не забыть о яркой и самобытной их жизни. — Какие они соблюдали традиции и обычаи? Какие игры были у детей? Какие праздники? — Поговорим про традиции русского народа. — Русское гостеприимство – неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям всегда были рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!». Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает. (Ребенок с хлебом и солью) Нынче мы гостей встречаем На своей родной земле, Как обычай нам велел. Очень рады встрече нашей! С добрым словом, и с любовью, И с душой гостям мы скажем: «С хлебом-солью, с хлебом-солью!» (2 ребенок отвечает) По обычаям российским всем поклон мы шлем вам низкий, С добрым словом и любовью, Принимаем хлеб, принимаем соль, Живите долго и без бед. Пусть дом ваш будет полным, Приветливым и хлебосольным. Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и готов разделить с вами горе и заботы. — Богата наша Россия на традиции и праздники. Многие праздники сохранились еще с языческих, дохристианских времен – Иван Купала, Масленица. С особым размахом отмечались церковные праздники – Рождество, Пасха, Крещение, Троица. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Светлая Пасха ( расцвет весны, пробуждение жизни) издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств украшали дом срезанной вербой, русские женщины пекли куличи и пасхи, убирали и украшали свои жилища. Молодежь и дети раскрашивали яйца. Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует обмен праздничными пасхальными яйцами. Суть развлечения в том, что раскрашенные шаблоны писанок разрезаются на несколько частей, а части перемешиваются между собой. Задача участников найти все части одной писанки и собрать ее. Конкурс проводится на скорость, кто быстрее соберет пазл. А в осенне-зимний период устраивались посиделки. Вечерами молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили, развлекались. Чтобы не было скучно, играли в игру «Ручеек». Разучивание подвижной игры «Ручеек». Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку. — Поднимите руки, кто понял правила игры? И мы сейчас поиграем в игру «Ручеек» (звучит русская народная музыка). — Ручей, ручей, ручеек! Здравствуй, миленький дружок! Можно с вами поиграть? Дети, стоящие в колонне, хором отвечают: — Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай! Отработка умения играть в игру «Ручеёк». (под музыку) Ты дружок остановись («ручеек» останавливается) И друг другу поклонись (дети, стоящие в парах поворачиваются лицом друг к другу и кланяются) Хорошо мы поиграли И друзей своих узнали. — Итак, ребята, достаточно. Скажите, понравилась ли вам эта игра? Все ли мы играли по правилам? Молодцы!! На протяжении десятков лет ее используют для забавы на масленице, гуляньях, ярмарках. — Ребята, как вы думаете, чем отличается каждый из народов? (Каждый из народов отличается от другого народа языком, историей, культурой). — Правильно. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это, прежде всего язык, фольклор, религия, обычаи, обряды и даже национальная кухня, одежда и прочее. И уникальность России заключается в том, что за всю многовековую историю совместного проживания ни одна нация или народность не исчезли. Каждое национальное меньшинство, все национальные субъекты РФ имеют свои национальные театры, библиотеки. В школах этих регионов преподается национальный язык, все нации сохраняют и берегут свои культурные, языковые и религиозные традиции. — И действительно, на территории России вместе с русскими живут украинцы, белорусы, карелы, чуваши, якуты, башкиры, мордва, удмурты, адыгейцы, коми, ханты, грузины, манси, татары, таджики и многие- многие другие. Среди народов России есть даже такие малочисленные, которые насчитывают несколько тысяч или даже сотен человек. В нашем классе дети разных национальностей. Расскажу вам про культуру и обычаи такой национальности, как таджики. — Каждое утро таджика начинается с «Ассалому алейкум», что в переводе означает «Мир Вашему дому». При встрече с людьми поздоровайтесь пожатием правой руки и постарайтесь, чтобы ваша левая рука была на правой стороне груди. Ни в коем случае не здоровайтесь левой рукой, даже если ваша правая рука занята. С женщинами здороваются только голосом, и если женщина знакома и старше собеседника, то одновременно с «Ассалому алейкум» мужчина-собеседник в знак уважения прилагает правую руку к сердцу. Перед тем как зайти в дом таджика, вам предложат вымыть руки и подадут полотенце — воспользуйтесь этим. Не стряхивайте воду с рук, болтая ими в воздухе, — это будет рассмотрено как неуважение к хозяевам дома и окружающим. И даже если перед тем, как прийти в гости, вы уже помыли руки, не отказывайтесь вымыть их еще раз. Если в доме уже есть люди, поздоровайтесь и старайтесь улыбаться. Главных праздников в Таджикистане является, праздник Навруз, мусульманский Новый год, который празднуется в день весеннего равноденствия-21 марта. Он знаменует новую жизнь и новые надежды для всех, кто любит отмечать этот праздник. Всей деревней готовятся к этому празднику. Столы заполняются до отказа, различной пищей, где главное место занимает, традиционное блюдо, которое готовят лишь в этот день, сумалак! — И сегодня таджикские народные праздники продолжают хранить национальную самобытность и духовность этого народа. Они укрепляют родственные и дружеские отношения, сплачивают людей: люди чувствуют себя в дни этого праздника одной семьёй. А это — счастье, когда люди считают себя одной семьёй — А сейчас мы послушаем песню на таджикском языке. (исполняет ученица) Работа с пословицами Но у всех людей есть нечто общее, то, что нас объединяет. Возьмем, наш класс. Что нас всех объединяет? (Общее дело, уроки, поручения школы, классный руководитель, хорошее отношение друг к другу.) То же можно сказать и о народах России, которые, не смотря на различия, схожи образом мыслей, отношением к жизненным устоям, о чем свидетельствуют пословицы. Ведь именно в них заложена мудрость народа. — Давайте выполним задание. Перед вами пословицы некоторых народов, проживающих в России, кроме русского: «Еда подождет, но дело – нет» (Киргиз.) «Ружье убило одного, а язык тысячу» (Чечен.) «Правда сильнее силы» (Осетин.) «Горькая правда лучше сладкой лжи» (Чуваш.) «Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить» (Монг.) Задание. Подберите пословицам народов России аналогичные русские пословицы. («Делу – время, потехе – час», «Острое словечко колет сердечко», «Правда в огне не горит, в воде не тонет», «Хлеб, соль ешь, а правду режь», «Слово – серебро, а молчание — золото». Откуда начинается Россия? С Курил? С Камчатки? Или с Командор? О чем грустят глаза ее степные Над камышами всех ее озер? Россия начинается с пристрастья К труду, К терпенью, К правде, К доброте. Вот в чем ее звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте. Отсюда все дела ее большие, Ее неповторимая судьба. И если ты причастен к ней — Россия Не с гор берет начало, а с тебя! — Наш классный час подходит к концу. Сегодня мы познакомились с обычаями и традициями лишь некоторых народов, которые проживают в нашей стране . Думаю, что это только начало цикла классных часов о народах России. Хотелось бы узнать, понравился вам классный час или нет. Поднимаем жетончики. Если понравилось-зеленый, не очень-желтый, не понравилось- красный. Источник |