«Есть две страны; одна – Больница…» Н. Клюев
Есть две страны; одна – Больница,
Другая – Кладбище, меж них
Печальных сосен вереница,
Угрюмых пихт и верб седых!
Блуждая пасмурной опушкой,
Я обронил свою клюку
И заунывною кукушкой
Стучусь в окно к гробовщику:
«Ку-ку! Откройте двери, люди!»
«Будь проклят, полуночный пес!
Кому ты в глиняном сосуде
Несешь зарю апрельских роз?!
Весна погибла, в космы сосен
Вплетает вьюга седину…»
Но, слыша скрежет ткацких кросен,
Тянусь к зловещему окну.
И вижу: тетушка Могила
Ткет желтый саван, и челнок,
Мелькая птицей чернокрылой,
Рождает ткань, как мерность строк.
В вершинах пляска ветродуев,
Под хрип волчицыной трубы.
Читаю нити: «Н. А. Клюев, –
Певец олонецкой избы!»
Дата создания: 1937 г.
Анализ стихотворения Клюева «Есть две страны…»
Н. А. Клюев, будучи ярким представителем так называемого новокрестьянского литературного направления, неизбежно должен был оказаться в оппозиции советской власти хотя бы по вопросу коллективизации. За разгромной критикой его произведений последовали ссылка и аресты.
Стихотворение «Есть две страны…» написано пятидесятитрехлетним поэтом незадолго до гибели в марте 1937 года в нарымской ссылке. Гнетущую, зловещую атмосферу предчувствия беды Клюев создает, используя следующие выразительные средства:
- эпитеты – «печальные сосны», «пасмурная опушка», «заунывная кукушка», «зловещее окно», «апрельские розы (эпитет приобретает дополнительный смысл ввиду отсутствия в апреле роз)», «волчицына труба (в контексте произведения означает «волчий вой»);
- олицетворения – «угрюмые пихты», «седые вербы», «пасмурная опушка», «весна погибла», «вплетает вьюга», «челнок рождает», часть из которых одновременно являются яркими метафорами – «пляска ветродуев (ветров)», «хрип трубы», «печальных сосен вереница», «космы (волосы) сосен», разновидностью жутковатого олицетворения являются также обороты «страны Больница и Кладбище», «тетушка Могила»;
- метафоры – «стучусь кукушкой», «вплетает седину», «мелькая птицей», «певец избы (то есть человек, описывающий, воспевающий крестьянский быт и народные традиции)», «читаю нити (иначе говоря, вытканные на саване строки, слова)», «заря роз (цвет роз используется для изображения цвета неба на заре – в этом состоит перенос качества)»;
- инверсия – «есть две страны», «сосен вереница», «верб седых», «птицей чернокрылой» – использована для построения рифм;
- риторические восклицания – «…вереница… верб седых!», «Ку-ку!», «Откройте двери…!», «Будь проклят…!», «Н. А. Клюев – певец… избы!» – как и риторический вопрос – «Кому несешь зарю…?!» – помогают отразить эмоциональный накал, созданный автором;
- обращения – «люди», «полуночный пес» – фиксируют внимание читателя и делают акцент на разности подходов: поэт ищет людей, а в нем видят пса;
- перифраз «птица чернокрылая» подразумевает ворона;
- сравнение «рождает ткань, как мерность строк» уподобляет ряды нитей в ткани рядам стихотворных строк;
- эллипсис – «одна (из них) – Больница», «меж них (находится)… вереница…» – сокращает объем текста без потери смысла;
- ряд однородных членов предложения – «сосен, пихт, верб»;
- аллитерация (повторение однородных согласных) – «слыша скрежет ткацких кросен» – помогает создать звуковой образ происходящего.
Ряд слов в стихотворении нуждаются в уточнении. «Кросна» – это ручной ткацкий станок, а «клюка» – посох, палка, на которую опираются при ходьбе – символ обездоленных странников. Тот факт, что герой стихотворения обронил клюку и обращается к гробовщику – знак читателю, что поэт заканчивает свой земной путь. Стихотворение ясно указывает на то, что поэт предвидит собственное будущее – он понимает, что попал в жернова карательной системы, и выхода оттуда нет.
Олонецкая губерния (малая родина поэта) как административная единица Российской империи после революции вошла в состав Карелии. Цитата «Н. А. Клюев – певец олонецкой избы!» является эпитафией, вытканной на желтом саване его трагической судьбы.
Источник
Клюев есть две страны анализ стихотворения
Несмотря на незавершенность, «Песнь о Великой Матери» потрясает и мощью авторской мысли, и силой поэтического чувства, и самобытностью клюевского слова. Наряду с «Погорельщиной» это вершина творчества Н. Клюева. Бессмертное творение русского искусства.
Помимо «Песни о Великой Матери», в ссылке Н. Клюева работал над поэмой «Нарым», которая до нас не дошла. Переведённый на новое местожительство – в Томск, 5 июня 1937 года по ложному обвинению поэт был арестован и приговорён к смерти.
Последнее из известных ныне произведений Н.
Клюева – стихотворение «Есть две страны; одна – Больница» (1937). Это предсмертная исповедь парализованного поэта на койке тюремной томской больницы. Она передаёт состояние заживо погребённого человека, предвидящего близкое расставание с землёй, надеющегося найти избавление от страданий и награду за свою мученическую жизнь на небесах. Скорбный мотив прощания с жизнью, обернувшейся для поэта «мраком, изгнанием, Нарымом», доносит до читателя печальную правду о его последних днях, о том, чем полна душа. От начальных строчек стихотворения веет бесконечным одиночеством, отверженностью, безнадёжностью. Но ни одной жалобы не слетает с уст поэта. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Он приемлет свои несчастья и неминуемую смерть с достоинством стоика, мужеством страстотерпца. Его дух не сломлен, хотя перед мысленным взором встаёт зловещее видение:
Ткёт жёлтый саван.
Сознание выполненного долга придаёт герою-поэту внутреннюю силу и какое-то отрешённое спокойствие. В противовес своему гробовщику, внушающему:
«Весна погибла, в космы сосен
Вплетает вьюга седину…, — »
Художник верит в возрождение жизни, которое олицетворяет для него весна. Конечная победа света над тьмой, добра над злом для Клюева несомненна. Она соотносится с торжеством Царства Божьего на земле.
Звуки ангельского пенья, колокольный звон различимы в ликующих строках:
Благословен родной Овсень!
Его, как розаны в сосуде,
Блюдет Христос на Оный День!»
«Слово, Овсень» в заключительной строфе в старину звучало несколько по-иному – «овесень» и означало встречу весны, приуроченную к марту». Новая, светлая жизнь, по представлениям Н. Клюева, неотделима от утверждения христианского гуманизма, милосердия, нравственной чистоты. И наконец собственного пути художник прозревает как начало иного – вечного, блаженного, райского бытия, которое выстрадал всей своей многотрудной жизнью. Время подтвердило его предвидение. Сегодня Н. Клюев – одна из ключевых фигур литературных дисскусий и обсуждений. Особое внимание к личности и творчеству поэта объясняется не только реальной значимостью его вклада в литературу, но и созвучием поднимаемых им проблем задаче национального возрождения России. Поэзия Н.Клюева способствует росту национально-патриотического самосознания, напоминает об утраченных ценностях, исчезнувших вместе с патриархальной деревней, просуществовавшей века, зовёт современников к раздумью и ответу.
Беспощадной оказалась эпоха сталинизма не только по отношению к крестьянским поэтам, но и к тем, кого можно было бы назвать их противоположностью, — плеяде обэриутов, ориентировавшихся в своём творчестве не только на исканные национальные традиции, сколько на «левое», авангардное искусство. Это члены существовавшего в Ленинграде в 1927-1931 года «Объединения реального искусства» А. Введенский, К. Вагинов, И. Бахтерев, Н. Заболоцкий, Д. Хармс, Б. Левин и примыкавшие к нему Н. Олейников, Я. Друскин, Л. Липавский, за немногими исключениями репрессированные в 30-е – начале 40-х годов. Их наследие известно, пожалуй, ещё меньше, чем творчество крестьянских поэтов, хотя интерес к нему велик. Одна за другой появляются публикации в различных толстых и тонких журналах, из печати вышли книги Д. Хармса «Полёт в небеса» (1988), Н. Олейникова «Я муху безумно любил» (1990), «Пучина страстей» (1991), К. Вагинова «Опыты соединения слов посредством ритма. Репринтное изд. 1931 года» (1991). Современным литературоведением обэриуты рассматриваются как предтечи литературы абсурда, театра абсурда, сыгравших немаловажную роль в искусстве 20 столетия. В формах абсурдистского гротеска отразили обэриуты все усиливающуюся уродливость, анормальность жизни тоталитарного государства, выразили протест против унификации мышления и общественного поведения, культивирования упрощённо – вульгаризаторских догм, идиологического диктата, насилия и страха. Эстетика ОБЭРИУ – это прежде всего эстетика «Юродствования», балансирования «на грани между смешным и серьёзным», олицетворяющего «трагический вариант смехового мира». Её важнейшие элементы – «странность», алогизм, примитивно-лубочная поэтика, карнавально-балаганное начало, пародийность, «чёрный юмор», ирония, гротеск. Обэриуты строили из «мелкого», сугубо «личного» материала – от уличного происшествия до дурного сна, и однако же сегодня, отдалённые временами, мы способны осознать, что именно этот глубоко личный способ восприятия и воспроизведения мира, настолько личный, что искусство и жизнь сливаются воедино, обеспечивает общечеловеческую значимость мировоззренческих проблем, «вечных вопросов», над которыми они бились. Абсурд повседневного существования «маленького» человека-винтика бездушного, тупого государственного механизма находил в их произведениях зримое, самоочевидное выражение.
Источник
Н. Клюев «Есть две страны; одна — Больница» ответить на вопросы :
1. Место стихотворения в творчестве поэта.
2. Ведущая тема, сюжет, композиция произведения.
3. Восприятие, оценка, истолкование стихотворения.
Ответы
у начерку до літературного автопортрету в. дрозд згадує рідне село, босоноге дитинство, в якому були і болі, і радощі, важку працю батьків, сільську вчительку, що «забралася до них чи то з харкова, чи з києва», безмежні луки, «каламутні» дороги, різні перипетії, що випали на його долю. чарівний світ села полонив його душу й серце, викликав потік думок, згодом став тією безмежною криницею, з якої він черпав свої творчі сили; тим корінням, яке живило душу, давало натхнення, поглиблювало
з-під пера письменника виходять твори різних жанрів: оповідання, повісті, новели, романи, які отримують полярні оцінки: хтось критикує їх, хтось благає «кинути написане в темний куток», хтось знаходить в них щось оригінальне й неповторне, а сам письменник наголошує: «не хочу бути таким, як усі», бо для нього — перш за все правда й лише правда. позиція в. дрозда відповідає тому стилеві, який входить у нашу літературу останнім часом і активно проявляється і в доробку деяких сучасних письменників. ім’я цьому стилю — постмодернізм (лат. post — після і франц. modern — сучасний).
«білий кінь шептало» — одне з ранніх оповідань митця, написане в ті роки, коли після століть жорстокого цензурного контролю наше мистецтво загалом (не тільки література) вперше розвивається в умовах практично повної свободи. знято будь-які обмеження. за кілька років українська література переборола тематичну неповноту, з прози зник такий жанр, як виробничий роман. зникли й теми, які за радянських часів були досить популярними: вірність комуністичній ідеології, радянський патріотизм, соціалістичний спосіб життя і т. ін. натомість розвиваються злободенні проблеми сьогодення, морально-духовне відродження нашого суспільства, з’являються твори еротичної тематики; набуває нового змісту поняття «художність літературного твору». мистецька якість художніх творів розглядається як гармонійне поєднання змісту і форми. правдивість і глибина зображення життя практично зливаються в єдине поняття.
яскравим прикладом нових творів є оповідання «білий кінь шептало». основну увагу варто сконцентрувати на образах і засобах їх творення, зокрема на алегорії, яка пронизує весь твір і є читачеві зрозуміти, хто є хто. головний герой оповідання — білий кінь шептало, в алегоричному образі якого письменник втілює суперечливу особу періоду «застою». шептало часто згадує своє дитинство, коли разом із матір’ю «бігав зеленими розореними дорогами, зазирав у зелені сутінки хащ, заходив по коліна в жовтогарячі лісові ». ті роки «пахли молоком і конюшиною». мати розповідала шепталу про гордих білих коней, що «від дідів і прадідів працювали на і», а люди захоплювалися їхньою гордовитою поставою й аплодували їм.
йшли змінювалися обставини перероджувалися білий кінь потрапив до «бригадного стовпища», яке сприймається нами як натовп безликих персоналій. вони разом ходять на водопій, разом їдять сіно, здебільшого мовчки виконують усі вказівки степана. лише іноді голосно про щось говорять. проте шепталові це не цікаво. більше того, він переконаний, що потрапив до стайні тільки завдяки якомусь випадку, химерній долі. кінь — гордовитий, здебільшого мовчазний. степан ставиться до нього з повагою.
минає час, і в коня все частіше з’являються думки про те, «що люди рано чи пізно його зламають» (степан дозволяє собі бити білого шептало втрачає своє «я» і переконує себе в тому, що до всього треба звикати, що « вітру не побіжиш, то краще, розумніше» прикидатися скореним, а вільним бути лише в душі. він боїться, щоб люди не побачили фальші в його поведінці, не помітили брехливої покірності, тому й тягне голоблі.
повага до себе, відчуття свого «я», твердість характеру виявляються тоді, коли «хлопчисько чіпкими руками пригнув голову коня, спритно накинув недогнуздок і владно сіпнув до себе». протестуючи проти приниження (а воля в душі істоти росла і кінь «з нечуваною силою шарпнувся, вирвав кінець повода, дико звівся на ноги й побіг так, як, здається, ніколи».
і ось він на волі. використовуючи такий художній засіб, як нагромадження дієслів, письменник вводить у текст міні-описи довкілля, що поглиблює психологічну характеристику того, хто відчув волю: «небо над шептало напнулося, тріснуло навпіл; трави заворожили його своєю духмяністю»; через якусь мить він побачив у воді «чисту, прекрасну білизну». вир думок, спогаді але ось пішов дощ, й емоції кудись зникли. кінь не біг, не йшов, а плівся туди, до стійбища. гірка радість засмутила його. він не хотів бути білим конем, а тому шубовснувся в калюжу і став сірим. як усі!
чим ближче він підходив до стайні, тим більшим було його бажання побачити степана, відчути на собі тріск
Источник